Реферат по предмету "Москвоведение"


Когда москвичам праздновать День города?

Священник Николай Киселев
Храм иконы Божией Матери «Знамение» вмосковском районе Захарьина возведен в XVII веке, но одно важное обстоятельствотаинственным образом связывает его с особой датой в истории Российскогогосударства — 4 апреля 1147 года, то есть с датой первого летописногоупоминания о Москве. Дело в том, что в XIX веке в Знаменском храме был устроенпридел с престолом в честь византийского подвижника и исповедника IX столетияпреподобного Иосифа Песнописца — творца многих церковных канонов и служб,память которого приходится именно на 4 (по новому стилю — 17) апреля. Вцерковном православном календаре и в XII веке и ныне 4 апреля есть день преподобногоИосифа Песнописца, когда он своею сугубою молитвою у престола Всевышнегоосеняет богоугодные дела и намерения живущих на земле христиан. Должно намверить, что дух святого Иосифа осенял и приснопамятную княжескую встречу внебольшом поселении, находившемся во владениях некоего Степана Ивановича Кучкои по его имени называвшемся Кучковом, где собрались по призыву ЮрияВладимировича Долгорукого князья Владимир Святославич Рязанский и СвятославОлъгович Северский с сыном. И. Е. Забелин описывает это следующим образом:
«Святослав приехал в малой дружине с дитятемсвоим малолеткою Олегом, который послан был вперед, и когда явился Юрию, то нарадостях приезда получил в дар пардус, вероятно, пестрый красивый мех барса,употреблявшийся в походах в виде полости или ковра… Князья… любезноцеловались и были веселы „тако возвеселишася вкупе“. Наутро Юрийвелел устроить „обед силен“ и сотворил честь великому дорогому гостю,одарил их всех, и князей, и дружину многими дарами».
Естественно, что подобные встречи христолюбивыхкнязей, помышлявших об искоренении нередких тогда междоусобиц, предварялисьцерковной службой. 4 апреля в тот год приходилось на пятницу пятой седмицыВеликого поста и предшествовало субботе Похвалы Пресвятой Богородицы. В будниВеликого поста молебны, согласно Уставу Церковному, отменяются, нопредписывается рядовая служба по Триоде и Минее со службою святому дня — тоесть в данном случае преподобному Иосифу Песнописцу,
Пятый сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий посложившемуся на Руси принципу наследования престола от старшего брата кмладшему имел очень мало шансов на власть в Киеве. Прозвище Долгая рука, илиДолгорукий, он получил не от современников, а от историософов московских XVстолетия, справедливо усматривавших в личности князя Юрия одну из ключевыхфигур в становлении самодержавия на Руси.
Юрий Долгорукий был сильным и единовластным правителемсвоей огромной Суздальской державы. Он укреплял границы княжества на востоке вуспешной борьбе с Волжской Булгарией и заложил целый ряд городов на спорных сВеликим Новгородом и Смоленском землях — среди них Москва, Звенигород, Тверь,Шоша, Ке-нятин, Дмитров, Переславль-Залесский, Дубна, Углич, Молога. До нашихдней дошли величественные белокаменные храмы в Суздале и Переславле-Залесском, построенныена личные средства князя. Но главное создание Юрия Долгорукого — Москва,ставшая сердцем России.
Встретившихся 4 апреля в Москве уже престарелых князейЮрия Владимировича и Святослава Олъговича, несмотря на вражду между семействамиМономаховичей и Олъ-говичей, связывала многолетняя дружба. Они были,по-видимому, почти сверстниками. Женившись в 1108 году на сестрах — дочеряхполовецкого хана Аепы, стали свояками и в дальнейшем во всех междоусобицахвыступали союзниками.
А междоусобные брани на Руси к 1147 году достигликульминации. Годом ранее восставшие киевляне сначала отрешают от власти, азатем убивают Игоря Олъговича, старшего брата Святослава.
Сам Святослав, дочиста ограбленный, с семьей и малойдружиной по зимним речным путям прибежал к Суздальскому князю просить защиты иприюта. Уходивший в ту пору в очередной поход на новгородские земли князь Юрийдоверил ему тысячное белозерское войско и приказал, поднявшись в верховья рекиПрот-вы, привести к покорности остатки балтоязычного народа голядов, которыеиздревле держали в своих руках волоки, соединявшие верховья рек Москвы, Протвы,Нары и Пахры.
Эта кампания для Юрия оказалась весьма удачной. Онприсоединил к своим владениям Волок Ламский, служивший тогда связующим звеноммежду Москвой-рекой и верхней Волгой, а через реки Тверцу и Мету — с Новгородоми реками, текущими в Балтийское море. Князь Святослав, отбив у голядов волокМожайский, расчистил для Юрия Долгорукого путь на Чернигов и Киев. В итоге всеверховье Москвы-реки оказалось в руках Суздальского князя.
Военные успехи способствовали тому, что на княжескийпир 4-5 апреля 1147 года Юрий Долгорукий прибыл в хорошем настроении. Староемосковское предание XVII века «О начале царствующего града Москвы, какоизперва зачатся» сообщает, что Великий князь «изыде на гору и обозревс нее очима своима семо и овамо на обе стороны Москвы-реки и за Неглинною ивозлюби села оныя, и повелевает на месте том вскоре соделати мал деревян городи прозва его званием реки тоя Москва град по имени реки, текущая под ним».
Но вернемся в связи с этим к преподобному ИосифуПеснописцу. Быть может, вопрос, празднование какого святого приходится на датувыдающегося исторического события, и не имеет первенствующего значения дляученых, но для духовной истории народа — имеет значение первостепенное.
Верующий человек, по слову святителя Иоанна Златоуста,во всем происходящем видит Божий Промысел, не допуская и мысли о«случайностях». Думается, не будет излишней вольностью считать, чтопреподобный Иосиф своими молитвами в апреле 1147 года вдохновил князя Юрия наустроение города именно там, где и надлежало быть столице грядущего государстваРоссийского. Как сопричастный к основанию Москвы, он может и должен, наряду спрочими небесными покровителями первопрестольной, считаться в числе московскихсвятых угодников, молящихся о благополучии града сего.
Русская Церковь неоднократно своими установлениямиположительно решала вопросы подобного рода. Например, уже в XV веке какнесомненную духовную реальность она приняла факт сопричастности к основаниюМосквы святого великомученика Георгия, благословив его изображение в московскомгербе на том основании, что он являлся небесным покровителем князя ЮрияДолгорукого. В XVIII веке Церковь признает за малоизвестным преподобнымИсаакием Далматским благодать покровительства Санкт-Петербургу, ибо в день егопамяти, 30 мая, «град Петров» был основан. В честь этого святого былвозведен один из крупнейших в Европе соборов. Можно привести и иные примеры.
Представляется далеко не случайным, что в связи сприсоединением Захарьинских земель к Москве в 1987 году Знаменская церковь сприделом преподобного Иосифа становится московским храмом. Вполне историческиобоснованными выглядят звучащие в Правительстве Москвы в последние годыпредложения о перенесении Дня города на 17 апреля. На наш взгляд, имеются всепредпосылки к признанию дня памяти преподобного Иосифа Песнописца днемоснования Москвы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.testan.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ функции фильтрационного сопротивления для неустановившегося притока жидкости (газа) (к несовершенной скважине)
Реферат Создание автоматизированной информационной системы отчетного документооборота «Отдела кадров» на железнодорожном предприятии ПМС
Реферат Учетная политика для целей управленческого учета
Реферат Анализ программы информатизации школы Развитие личности ребенка на основе дифференциации и информатизации обучения г. Аша 2011 г
Реферат Exploration Christopher Columbus
Реферат Культура постмодернизма 2
Реферат Деятельность как многомерная единица
Реферат Недействительные гражданско-правовые сделки. Время отдыха
Реферат О некоторых свойствах линейных циклических кодов. Проблемы передачи информации
Реферат Macbeth Essay Research Paper Scene IThe play
Реферат Обучение письменной речи на среднем этапе обучения на материале Opportunities
Реферат Экспертиза процесса изготовления изделий машиностроительного производства
Реферат Личные права и свободы
Реферат Утилізація залізобетону кліщові ножниці
Реферат Религия в США