Реферат по предмету "Мировая экономика"


Анализ финансового состояния предприятия 14

--PAGE_BREAK--Финансовые коэффициенты характеризуют пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирования влияния инфляции.
Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности предприятия, нуждающиеся в дополнительном анализе. Правда, дополнительный анализ может не подтвердить негативную оценку в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики предприятия. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учёта, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним как к инструменту анализа.
Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчётности, акционерами и кредиторами. Целевые ориентиры проводимого финансового анализа зависят от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы (акционеры) предприятия или его кредиторы.
Налоговому органу важен ответ на вопрос способно ли предприятие к уплате налогов. Поэтому с точки зрения налоговых органов финансовое положение характеризируется следующими показателями:
– балансовая прибыль;
– рентабельность активов = балансовая прибыль в% к стоимости активов
– рентабельность реализации = балансовая прибыль в% к выручке от реализации;
– балансовая прибыль на 1 рубль средство на оплату труда.
Исходя из этих показателей, налоговые органы могут определить и поступление платежей в бюджет на перспективу.
Банки должны получить ответ на вопрос о платёжеспособности предприятия, т.е. о его готовности возвращать заемные средства, ликвидации его активов.
Управляющие предприятием главным образом интересуются эффективностью использования ресурсов и прибыльностью предприятия.
Показатели оценки имущественного положения
1. «Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятий» – это показатель обобщенной стоимости оценки активов, числящихся на балансе предприятия.
2. «Доля активной части основных средств». Согласно нормативным документам под активной частью основных средств понимаются машины, оборудование и транспортные средства. Рост этого показателя оценивается положительно.
3. «Коэффициент износа» – обычно используется в анализе как характеристика состояния основных фондов. Дополнением этого показателя до 100% (или единицы) является «коэффициент годности».
4. «Коэффициент обновления» – показывает, какую часть от имеющихся на конец отчётного периода основных средств составляют новые основные средства.
5. «Коэффициент выбытья» – показывает, какая часть основных средств выбыла из-за ветхости и по другим причинам.
Оценка ликвидности и платёжеспособности
1. «Величина собственных оборотных средств» – характеризирует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами.
2. «Манёвренность функционирующего капитала» – характеризирует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств. Для нормального функционирования предприятия этот показатель меняется в пределах от 0 до 1.
3. «Коэффициент покрытия» (общий) – даёт общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств, это рассматривается как успешно функционирующее.
4. «Коэффициент быстрой ликвидности» по смыслу аналогичен «коэффициенту покрытия», однако из расчёта исключены производственные запасы. В западной литературе он ориентировочно принимается ниже 1, но это условно.
5. «Коэффициент абсолютной ликвидности» (платёжеспособности) – показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно.
В международной практике считается, что значение его должно быть больше или равным 0,2 – 0,25
6. «Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов» – характеризирует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами, рекомендуется нижняя граница 50%.
7. «Коэффициент покрытия запасов» – рассчитывается соотношением величин «нормальных» источников покрытия запасов, и суммы запасов. Если значение показателя
Оценка финансовой устойчивости
Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы.
1. «Коэффициент концентрации собственного капитала» – характеризирует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво предприятие.
2. «Коэффициент финансовой зависимости» – является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает заемных средств.
3. «Коэффициент манёвренности собственного капитала» – показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства.
4. «Коэффициент структуры долгосрочных вложений» – коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих вне оборотных активов профинансирована внешними инвесторами.
5. «Коэффициент долгосрочного привлечения заёмных средств» – характеризирует структуру капитала. Чем выше показатель в динамике, тем сильнее предприятие зависит от внешних инвесторов.
6. «Коэффициент отношения собственных и привлечённых средств» – он даёт общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост показателя свидетельствует об усилении зависимости от внешних инвесторов. (Расчёт коэффициентов приведён в приложении 2).
Нужно сказать, что единых нормативных критериев для рассмотренных показателей не существует. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств и др.
Поэтому приемлемость значений этих показателей лучше составлять по группам родственных предприятий. Единственное правило которое «работает»: владельцы предприятия (инвесторы и другие лица, сделавшие взносы в уставной капитал) предпочитают разумный рост в динамике заемных средств, а кредиторы отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью.
Оценка деловой активности
Такими качественными критериями являются: широта рынков сбыта продукции, репутация предприятия и т.п. Количественная оценка даётся по двум направлениям:
– степень выполнения плана по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;
– уровень эффективности использования ресурсов предприятия.
В частности, оптимально следующее соотношение:

Тнб > Тр > Так > 100%;
Где Тнб, Тр, Так, – соответственно темп изменения финансовой прибыли, реализации, авансированного капитала. (10)
Эта зависимость означает, что:
а) экономический потенциал возрастает;
б) объём реализации возрастает более высокими темпами;
в) прибыль возрастает опережающими темпами.
Это «золотое правило экономики предприятия».
Для реализации второго направления могут быть рассчитаны: выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного цикла, оценка авансированного капитала.
К обобщающим показателям относятся «показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономического роста».
1. «Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала)» – характеризует объём реализованной продукции на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия.
2. «Коэффициент устойчивости экономического роста» – показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие.
Оценка рентабельности
К основным показателям этого блока относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. При расчёте можно использовать либо балансовою прибыль либо чистую.
Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте следует принимать во внимание три ключевых особенности:
– временный аспект, когда предприятие делает переход на новые перспективные технологии и виды продукций;
– проблема риска;
– проблема оценки, прибыль оценивается в динамике, собственный капитал в течении ряда лет.
Однако далеко не всё может быть отражено в балансе, например, торговая марка, суперсовременные технологии, чудесный слаженный персонал не имеют денежной оценки, поэтому при выборе решений финансового характера необходимо принимать во внимание рыночную цену фирмы.
Оценка положения на рынке ценных бумаг
Этот фрагмент анализа выполняется в компаниях, зарегистрированных на фондовых биржах.
Поскольку терминология по ценным бумагам в нашей стране окончательно не сложилась, названия показателей являются условными.
1. «Доход на акцию» – отношение чистой прибыли, уменьшенной на величину дивидендов по привилегированным акциям, к общему числу обыкновенных акций. Именно этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акций.
2. «Ценность акции» – частное от деления рыночной цены акции на доход на акцию. Этот показатель служит индикатором спроса на акции данной компании, т. к. показывает как много согласны платить инвесторы на один рубль прибыли на акцию.
3. «Рентабельность акции» – отношение дивиденда, выплачиваемого на акцию, к её рыночной цене. Рентабельность акции характеризирует процент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы.
4. «Дивидендный выход» – рассчитывается путём деления дивиденда, выплачиваемого по акции, на доход на акцию, т.е. это доля чистой прибыли, выплаченная акционерам в виде дивидендов.
С этим коэффициентом тесно связан «коэффициент реинвестирования прибыли», характеризующий её долю, направленную на развитие производства. Сумма значений этих показателей равна единице.
5. «Коэффициент котировки акций» – отношение рыночной цены к её (книжной) учётной цене. Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию. Она складывается из номинальной стоимости, доли эмиссионной прибыли и доли накопленной и вложенной в развитие фирмы прибыли.
Анализ баланса предприятия и его структуры
Анализ финансового состояния предприятий осуществляется в основном по данным годовой и квартальной бухгалтерской отчётности и в первую очередь по данным бухгалтерского баланса.
Принятая группировка позволяет осуществить достаточно глубокий анализ финансового состояния предприятия.
Эта группировка удобна для «чтения баланса», под которым принимают предварительное общее ознакомление с итогами работы предприятия и его финансовым состоянием непосредственно по бухгалтерскому балансу.
При чтении баланса выясняют: характер изменения итога баланса и его отдельных разделов статей, правильность размещения средств предприятия, его текущую платёжеспособность и т.п.
Чтение баланса, обычно, начинают с установления изменения величины баланса анализируемый период времени. Для этого итог баланса на начало года сравнивают с итогом баланса на конец периода.
Горизонтальный анализ означает сопоставление статей баланса и исчисляемых по ним показателей на начало и конец одного или нескольких отчётных периодов; он помогает выявить отклонения, требующие дальнейшего изучения. При горизонтальном анализе исчисляют абсолютные и относительные изменения показателей. Сопоставление позволяет определить общее направление движения баланса. В обычных производственных условиях увеличение итогов баланса оценивают положительное, а уменьшение – отрицательно.
После оценки динамики изменение баланса целесообразно установить соответствие динамики баланса с динамикой объёма производства и реализации продукции, а также прибыли предприятия.
Более быстрый темп роста объёма производства, реализации продукции и прибыли по сравнению с темпом роста суммы баланса указывает на улучшение использования средств. Для установления темпов роста объёма производство, реализации продукции и прибыли используют данные предприятия о производстве продукции, отчёт о финансовых результатах и баланс.
Показатели прибыли, товарной и реализованной продукции в расчёте на один рубль (квартальной) стоимости имущества целесообразно исчислять и сопоставлять с данными прошлых лет, а также с аналогичными показателями других предприятий.
Указанные показатели в странах с рыночной экономикой используются с целью характеристики деловой активности руководителей предприятия. Для характеристики деловой активности используются также показателей фондоотдачи, материалоёмкости, производительности труда, оборачиваемости оборотного капитала, собственного капитала, коэффициенты устойчивости экономического роста и чистой выручки.
Помимо выяснения направленности изменения всего баланса, следует выяснить характер изменения отдельных его статей и разделов, то есть осуществить дальнейший анализ по горизонтали. Положительно оценки заслуживает увеличения в активе баланса денежных средств, ценных бумаг, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений и, как правило, основных средств, капитальных вложений, нематериальных активов и производственных запасов, а в пассиве баланса – итога первого раздела и особенно суммы прибыли, резервного фонда, фондов специального назначения. Как правило, отрицательной оценки заслуживает резкий рост дебиторской и кредиторской задолженности в активе и в пассиве баланса. Во всех случаях отрицательно оценивают наличие и увеличение по статьям «убытки» и «резервы по сомнительным долгам».
Чтение этих статей баланса позволяет сделать некоторые выводы о финансовом состоянии предприятий. Так, наличие убытков свидетельствует о нерентабельности данного предприятия. Если предприятие является планово-убыточным, то сумму убытка следует сопоставить с плановой величиной и с суммой убытка предшествующего баланса. Это позволить выявить сложившуюся тенденцию. Наличие сумм по статье «Резервы по сомнительным долгам» свидетельствует об имеющийся простроченной дебиторской задолженности за товары, работы или услуги или по другим её видам. (23)
В процессе дальнейшего анализа баланса изучают структуру средств предприятий и источников их образования (анализ по вертикали).
Вертикальный анализ – это выражение статьи (показателя) через определённое процентное соотношение к соответствующей базовой статье (по базовому показателю). С помощью вертикального анализа выявляют основные тенденции и изменения в деятельности предприятия.
Структура актива баланса состоит из следующих показателей: имущество предприятия; основные средства и прочие внеоборотные активы (в процентах ко всем средствам); материальные оборотные активы (в процентах к оборотным средствам); денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (в процентах к оборотным средствам).
По этим показателям прежде всего определяют тенденции изменения оборачиваемости всех средств имущества предприятия его производственного потенциала.
При определении тенденции изменения оборачиваемость средств предприятия, помимо оценки изменения показателя общей оборачиваемости средств предприятия (исчисляют соотношение выручки от реализации и средней стоимостью баланса), изучают соотношение динамики внеоборотных и оборотных средств, а также используют показатели мобильности всех средств предприятия и оборотных средств.
Финансовое состояние предприятия в значительной мере обуславливается его производственной деятельности. Поэтому при анализе финансового состоянии предприятия (особенно на предстоящий период) следует дать оценку его производственного потенциала.
Для характеристики производственного потенциала используют следующие показатели: наличие, динамику и удельный вес производственных активов в общей стоимости имущество; наличие, динамику и удельный вес основных средств в общей стоимости имущества; коэффициент из носа основных средств; среднюю норму амортизации; наличие, динамику и удельный вес капитальных вложений и их соотношение с долгосрочными финансовыми вложениями.
Определенные выводы о производственной и финансовой политики предприятия можно сделать по отношению капитальных вложений и долгосрочных вложений. Более высокие темпы роста финансовых вложений могут существенно снизить производственные возможности предприятия.
Структура источников средств предприятия (пассив) включает в себя следующие показатели: источники средств – всего; источники собственных средств; собственные оборотные средства; заёмные средства; кредиты и заёмные средства; кредиторская задолженность; доходы и резервы предприятия.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Данные о структуре источников хозяйственных средств используется прежде всего для оценки финансовой устойчивости предприятия и его ликвидности и по платёжеспособности. Финансовая устойчивость предприятия характеризуется коэффициентами: собственности, заёмных средств соотношение заёмных и собственных средств, мобильности собственных средств, соотношение внеоборотных средств суммой собственных средств и долгосрочных пассивов.
Под ликвидностью понимают возможность реализации материальных и других ценностей и превращения их в денежные средства.
По степени ликвидности имущества предприятия можно разделить на четыре группы:
– первоклассные ликвидные средства (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения);
– легкореализуемые активы (дебиторская задолженность, готовая продукция и товары);
– среднереализуемые активы (производственные запасы, МБП, незавершённое производство, издержки обращения);
– труднореализуемые или неликвидные активы (нематериальные активы, основные средства и оборудование к установке, капитальные долгосрочные финансовые вложения).
Ликвидность баланса оценивают с помощью специальных показателей, выражающих соотношений определённых статей актива и пассива баланса или структуру актива баланса. В большей мере в международной практике используются следующие показатели ликвидности: коэффициент абсолютной ликвидности; промежуточный коэффициент покрытия и общий коэффициент покрытия. При исчислении всех этих показателей используют общий знаменатель – краткосрочные обязательства, которые исчисляются как совокупная величина краткосрочных кредитов, краткосрочных займов, кредиторской задолженности.
Ликвидность баланса предприятия тесно связана с его платёжеспособностью, под которой понимают способность в должный сроки и в полной мере отвечать по своим обязательствам.
Различают текущую и ожидаемую платёжеспособность. Текущая платёжеспособность определяется на дату составления баланса. Предприятие считается платёжеспособным, если у него нет просроченной задолженности поставщикам, по банковским ссудам и другим расчётам. Ожидаемая платёжеспособность определяется на определённую предстоящую дату сопоставлением платёжных средств и первоочередных обязательств на эту дату.
Как уже отметилось, платёжеспособность предприятия сильно зависит от ликвидности баланса. Вместе с тем на платёжеспособность предприятия значительное влияния оказывают и другие факторы – политическая и экономическая ситуация в стране, состояние денежного рынка, наличие и совершенство залогового и банковского законодательства, обеспеченность собственным капиталом, финансовое состояние предприятий – дебиторов и другие.
Анализ финансового состояния предприятия заканчивают комплексной его оценкой. При анализе финансового состояния своего предприятия после комплексной оценки разрабатывают мероприятия по улучшению финансового состояния, обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии предприятия на перспективу и в ближайшие периоды.
Таким образом, в этой главе были рассмотрены теоретические основы финансового анализа, то есть виды, приёмы и методы финансового анализа, методика анализа финансового состояния, то есть основные показатели оценки финансового состояния, их структура и коэффициенты их определяющие, а также факторы, от которых зависят данные показатели. Была рассмотрена структура баланса предприятия и направления по которым он анализируется.

2. Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «АВТОВАЗ»
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «АВТОВАЗ»
Информация о предприятии
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ»
Сокращенное наименование: ОАО «АВТОВАЗ»
Место нахождения, почтовый адрес:445024, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36
Дата государственной регистрации:5 января 1993 г., регистрационный номер – 2925
Орган, осуществивший государственную регистрацию:Администрация Автозаводского района г. Тольятти
Аудитор общества: ООО «Эрнст энд Янг»
115035, Россия, г. Москва, Садовническая наб. 77, стр. 1
Тел. (8–495) 755–97–00 Факс (8–495) 755–97–01
Держатель реестра акционеров: ОАО «Центральный Московский депозитарий» 105082, г. Москва, ул. Большая Почтовая, дом 34, стр. 8
Тел. (8–495) 221–1333 Web‑сайт: www.mcd.ru
Краткая история создания и развития
ОАО «АВТОВАЗ» ведет свою историю с 1966 года, когда было принято правительственное постановление о строительстве в городе Тольятти завода по производству легковых автомобилей. Основным партнером АВТОВАЗа на тот момент был итальянский концерн FIAT, с которым было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве, а разработки FIAT стали базовыми для российской автомобильной промышленности. Первый автомобиль сошел с конвейера АВТОВАЗа в апреле 1970 года, а спустя 30 лет завод отметил выпуск 20‑миллионного автомобиля.
В 2001 г. АВТОВАЗ подписал генеральное соглашение с корпорацией General Motors и Европейским банком реконструкции и развития о создании совместного предприятия по выпуску легковых автомобилей, а уже в 2002 г. на рынке появилась Chevrolet Niva – представитель нового семейства российских внедорожников.
В настоящий момент ОАО «АВТОВАЗ» – это один из крупнейших промышленных комплексов страны, ежегодно выпускающий около 700 тыс. автомобилей. АВТОВАЗ является градообразующим предприятием для г. Тольятти и одним из крупнейших налогоплательщиков России и Самарской области: в 2006 г. объем налогов, выплаченных ОАО «АВТОВАЗ» в бюджеты всех уровней, а также в бюджетные и внебюджетные фонды превысил 16 млрд. руб., что соответствует 0,3% объема федерального бюджета России. На АВТОВАзе трудятся более 117 тыс. человек.
Целью общества является извлечение прибыли.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
• производство автомобилей, запасных частей, продукции станкостроения, инструмента, в том числе режущего, товаров народного потребления и оказание услуг населению;
• проектная, научно-исследовательская, проведение технических, технико-экономических и иных экспертиз и консультаций;
• строительные, монтажные, пуско-наладочные и отделочные работы;
• производство продукции производственно-технического назначения;
• информационное обслуживание, связь;
• защита сведений, составляющих коммерческую тайну, и иную конфиденциальную информацию;
• защита сведений, составляющих государственную тайну Российской Федерации;
• оказание услуг в области защиты государственной тайны Российской Федерации;
• торговая, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая;
• организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок, аукционов, торгов как в Российской Федерации, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах;
• транспортирование грузов на всех видах транспорта;
Высшим органом управления ОАО «АВТОВАЗ» является общее собрание акционеров. Основные полномочия по управлению обществом делегируются акционерами совету директоров. Совет директоров в целях обеспечения оперативного управления обществом назначает единоличный исполнительный орган – генерального директора.
Уставный капитал ОАО «АВТОВАЗ» составляет 16 062 482 000 рублей и состоит из 32 124 964 акций следующих категорий:
·        Обыкновенные акции – 27 194 624 шт.
·        Привилегированные акции типа «А» – 4 930 340 шт.
Номинальная стоимость каждой акции составляет 500 руб. 80,81% акций ОАО «АВТОВАЗ» находится в собственности юридических лиц, 17,72% – в собственности физических лиц, а 1,47% – в федеральной собственности.
В 2004 году на АВТОВАЗе продолжилась работа по глубокому реформированию компании, в результате которой была значительно усилена роль экономической составляющей в принятии управленческих решений в части сокращения затрат на производство, а также накоплен значительный опыт по экономическому управлению бизнес – единицами дочерними и зависимыми обществами.
Деятельность ОАО «АВТОВАЗ» и его развитие направлены на:
·                    Укрепление роли ОАО «АВТОВАЗ» в российской экономике;
·                    Рост капитализации общества, повышение его инвестиционной привлекательности и усиление позиций на фондовых рынках;
·                    Улучшение качества и повышение технического уровня продукции;
·                    Дальнейшее развитие производства и управления;
·                    Сохранение и улучшение социального партнерства с коллективом предприятия.
Изменение конкурентной среды деятельности компании и структуры автомобильного рынка обусловили принятие Советом Директоров ОАО «АВТОВАЗ» новой миссии и стратегических целей.
ОАО «АВТОВАЗ» провозглашает свою миссию следующим образом: «Мы создаем для наших клиентов качественные автомобили по доступным ценам, принося стабильную прибыль своим акционерам, улучшая благосостояние наших сотрудников и повышая ценность нашего бизнеса во благо Отечества».
Своими ценностями ОАО «АВТОВАЗ» считает:
·                    Персонал компании;
·                    Лояльность потребителей;
·                    Сильную торговую марку;
·                    Высокий научно-технический потенциал;
·                    Прочную деловую репутацию;
·                    Социальную ответственность.
Основные стратегические цели ОАО «АВТОВАЗ» ориентированы на ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЛИДЕРСТВО И ГИБКОСТЬ.
Лидерство
·                    Сохранение лидерства на российском автомобильном рынке.
·                    Активная интеграция в мировое автомобилестроение.
·                    Достижение передового уровня квалификации персонала.
Эффективность
·                    Эффективное управление ресурсами и затратами.
·                    Постоянное улучшение качества.
·                    Развитие корпоративной культуры, ориентированной на достижение результата.
Гибкость
·                    Внедрение передовых гибких технологий производства автомобилей.
·                    Оперативное реагирование компании на требования рынка.
·                    Обеспечение потребителей автомобилями, соответствующими международным нормам безопасности и экологии.
Финансовый обзор за 2004–2006 гг.
В течение последних трех лет ОАО «АВТОВАЗ» показывало положительную динамику основных финансовых показателей. Рост выручки в 2006 году составил 17.3% по сравнению с 2005 годом при росте себестоимости всего на 14.6%. Чистая прибыль компании выросла более чем на 20%. Рост валюты баланса ОАО «АВТОВАЗ» составил 4.5%.
Таблица 1 – Основные финансовые показатели ОАО «АВТОВАЗ» в 2004–2006 гг., в млн. рублей
Показатель
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2006 г. к 2005 г.
2006 г. к 2004 г.
Выручка
9227
107381
125976
17,3%
36,5%
Себестоимость
8002
93724
107364
14,6%
34,2%
Прибыль от продаж
9828
10156
13415
32,1%
36,5%
Чистая прибыль
545
4655
5600
20,3%
927,5%
Активы
100655
103952
108622
4,5%
7,9%
Собственный капитал
41843
44247
45526
2,9%
8,8%
Суммарный долг
13047
16951
19474
14,9%
49,3%
В 2006 году выручка АВТОВАЗа составила почти 126 млрд. рублей ($4.4 млрд. по среднегодовому курсу), увеличившись за год на 17.3%, а за 2 года – на 36.5%. При этом рост себестоимости ОАО «АВТОВАЗ» за двухлетний период составил 34.2%, что позволяет говорить о сохранении контроля над издержками.
В структуре выручки ОАО «АВТОВАЗ» наибольшую долю – около 87% – занимают продажи автомобилей и сборочных автокомплектов. На долю запасных частей приходится около 3% выручки ОАО «АВТОВАЗ». Структура себестоимости автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» наибольшую долю – около 53.5% – занимают комплектующие изделия.
Валовая прибыль АВТОВАЗа в 2006 году выросла на 36.3% по сравнению с 2004 годом. Рост коммерческих расходов, которые в 2006 году составили 5.2 млрд. рублей (+48.4% к 2003 году) был вызван увеличением затрат на перевозку автомобилей в размере более 1 млрд. рублей.
Прибыль до налогообложения ОАО «АВТОВАЗ» выросла по итогам 2006 года на 26% до уровня 8.32 млрд. рублей, а чистая прибыль составила 5.6 млрд. рублей, увеличившись за год на 20% и превысив показатель 2004 года более чем в 10 раз.
2.2 Анализ структуры активов и пассивов
Таблица 2 – Горизонтальный анализ баланса ОАО «АВТОВАЗ»
Наименование статей
2005 г.
2006 г.
Прирост
млн. руб.
млн. руб.
млн. руб.
%
АКТИВ
1. Внеоборотные активы
Нематериальные активы
79
44
-35
-44,30
Основные средства
45100
46926
1826
4,05
Незавершенное строительство
14190
15814
1624
11,44
НИОКР
1937
3188
1251
64,58
Доходные вложения в материальные ценности
90
56
-34
-37,78
Долгосрочные финансовые вложения
4566
5228
662
14,50
Прочие внеоборотные активы
1
647
646
64600
Итого внеоборотных активов
65963
71906
5943
9,01
2. Оборотные активы
0
Запасы и затраты
14786
14841
55
0,37
НДС по приобретенным ценностям
4125
5102
977
23,68
Дебиторская задолженность
8780
7481
-1299
-14,79
Краткосрочные финансовые вложения
5684
7275
1591
27,99
Денежные средства
925
2014
1089
117,73
Прочие оборотные активы




Итого оборотных активов
34300
36716
2416
7,04
Баланс
100263
108622
8359
8,34
ПАССИВ
3. Собственный капитал
Уставный капитал
16062
16062
0
0
Добавочный капитал
36130
35784
-346
-0,95
Фонды и резервы
152
385
233
153,28
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
(11786)
(6705)
5081
-43,11
Итого собственного капитала
40558
45526
4968
12,24
4. Обязательства
4.1. Долгосрочные обязательства
28029
28449
420
1,49
4.2.Краткосрочные обязательства
Краткосрочные кредиты и займы
7063
8683
1620
22,93
Кредиторская задолженность
23047
23401
354
1,53
Прочие краткосрочные обязательства
1566
2563
997
63,66
Итого краткосрочных обязательств
31676
34647
2971
9,37
Итого обязательств
59705
63096
3391
5,67
Баланс
100263
108622
8359
8,34
    продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 3 – Вертикальный анализ баланса ОАО «АВТОВАЗ»
Наименование статей
2005 г.
2006 г.
млн. руб.
%
млн. руб.
%
АКТИВ
1. Внеоборотные активы
Нематериальные активы
79
0,08
44
0,04
Основные средства
45100
44,98
46926
43,20
Незавершенное строительство
14190
14,15
15814
14,56
НИОКР
1937
1,93
3188
2,93
Доходные вложения в материальные ценности
90
0,09
56
0,05
Долгосрочные финансовые вложения
4566
4,55
5228
4,81
Прочие внеоборотные активы
1
0,00
647
0,60
Итого внеоборотных активов
65963
65,79
71906
66,20
2. Оборотные активы
0,00
Запасы и затраты
14786
14,75
14841
13,66
НДС по приобретенным ценностям
4125
4,11
5102
4,70
Дебиторская задолженность
8780
8,76
7481
6,89
Краткосрочные финансовые вложения
5684
5,67
7275
6,70
Денежные средства
925
0,92
2014
1,85
Прочие оборотные активы


Итого оборотных активов
34300
34,21
36716
33,80
Баланс
100263
100
108622
100
ПАССИВ
3. Собственный капитал
Уставный капитал
16062
16,02
16062
14,79
Добавочный капитал
36130
36,04
35784
32,94
Фонды и резервы
152
0,15
385
0,35
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
(11786)
-11,76
(6705)
-6,17
Итого собственного капитала
40558
40,45
45526
41,91
4. Обязательства
0,00
0,00
4.1. Долгосрочные обязательства
28029
27,96
28449
26,19
4.2.Краткосрочные обязательства
0,00
0,00
Краткосрочные кредиты и займы
7063
7,04
8683
7,99
Кредиторская задолженность
23047
22,99
23401
21,54
Прочие краткосрочные обязательства
1566
1,56
2563
2,36
Итого краткосрочных обязательств
31676
31,59
34647
31,90
Итого обязательств
59705
59,55
63096
58,09
Баланс
100263
100
108622
100
Таблица 4 – Оценка ликвидности баланса
Характеристика показателей
Усл. ликв.
Характеристика показателей
Наиболее ликвидные активы (А1) – денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения

Наиболее срочные обязательства (П1) – кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства
Быстро реализуемые активы (А2) – дебиторская задолженность сроком погашения в течение 12 месяцев после отчетной даты и прочие оборотные активы

Краткосрочные обязательства (П2) – краткосрочные заемные средства и кредиты
Медленно реализуемые активы (АЗ) – запасы (за вычетом расходов будущих периодов), а также статья «Долгосрочные финансовые вложения» из раздела I актива баланса (за вычетом вложений в уставные фонды других предприятий)

Долгосрочные обязательства (ПЗ) – долгосрочные кредиты и заемные средства, отложенные налоговые обязательства, прочие долгосрочные обязательства
Труднореализуемые активы (А4) – раздел I актива баланса «Внеоборотные активы» (за вычетом статей этого раздела, включенных в предыдущую группу) и дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты

Постоянные пассивы (П4) – капитал и резервы предприятия, задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, а также прочие краткосрочные обязательства
Таблица 5 – Расчет ликвидности баланса и платежного излишка (недостатка)
Актив
На начало периода
На конец периода
Пассив
На начало периода
На конец периода
Платежный излишек (недостаток)
На нач. периода
На кон. периода
А1
6609
9292
П1
23368
23576
-16759
-14284
А2
7918
6988
П2
7063
8683
855
-1695
АЗ
19352
20069
ПЗ
28029
28449
-8677
-8380
А4
62259
67171
П4
37678
42812
24581
42812
Баланс
96138
103520
Баланс
96138
103520
0
0
На начало периода На конец периода
А1
А2 > П2                                                    А2
А3
А4 > П4           А4 > П4
На момент составления баланса его нельзя признать ликвидным, так как одно из соотношений групп активов и пассивов отвечает условиям абсолютной ликвидности баланса.
За отчетный период снизился платежный недостаток наиболее ликвидных активов с -16759 до -14284 тыс. руб. Ожидаемые поступления от дебиторов превысили краткосрочные займы. Размер запасов меньше размера долгосрочных обязательств.
Анализ структуры активов
В структуре активов ОАО «АВТОВАЗ» преобладают внеоборотные активы, на которые по итогам 2006 года пришлось более 66% валюты баланса. Основной статьей внеоборотных активов являются основные средства, которые составляют около 43% валюты баланса компании. Стоимость основных средств ОАО «АВТОВАЗ» составила по итогам года 46.926 млрд. рублей, из которых около 59% приходится на здания и сооружения, а 40% – на машины и оборудование. Общий размер амортизации основных средств АВТОВАЗа в 2006 году составил 4 млрд. рублей при том, что стоимость введенных в эксплуатацию основных средств составила 6.3 млрд. рублей. Стоимость незавершенного строительства ОАО «АВТОВАЗ» по итогам года составила 15.8 млрд. рублей.
Таблица 6 – Структура активов ОАО «АВТОВАЗ» в 2005–2006 гг., в млн. рублей
Показатель
2005 г.
2006 г.
доля, %
Оборотные активы
34300
36716
33,8
Запасы
14786
14841
13,7
Дебиторская задолженность (
862
493
0,5
Дебиторская задолженность (>12 мес.)
7918
6988
6,4
НДС по приобретенным ценностям
4125
5102
4,7
Краткосрочные финансовые вложения
5884
7278
6,7
Денежные средства
925
2014
1,9
Прочие оборотные активы


0,0
Внеоборотные активы
69652
71906
66,2
Нематериальные активы
79
44
0,0
Основные средства
48789
46926
43,2
Незавершенное строительство
14190
15814
14,6
Долгосрочные финансовые вложения
4566
5228
4,8
Прочие внеоборотные активы
2028
4541
4,2
Активы всего
103952
108622
100
Таблица 7 – Структура пассивов ОАО «АВТОВАЗ» в 2003–2004 гг., в млн. рублей
Показатель
2005
2006
доля, %
Капитал и резервы
44247
45526
41,9
Уставный капитал
16062
16062
14,8
Добавочный капитал
39313
35784
32,9
Резервный капитал
152
385
0,4
Долгосрочные обязательства, в т.ч.:
28021
28449
26,2
займы и кредиты
9888
10791
99,9
Краткосрочные обязательства, в т.ч.:
31684
34647
31,9
займы и кредиты
7063
8683
8,0
кредиторская задолженность
23055
23401
21,5
Пассивы всего
103952
108622
100
Анализа структуры пассивов
В структуре пассивов ОАО «АВТОВАЗ» наибольшую долю – 42% – занимают собственные средства, которые на конец прошлого года составили 45.5 млрд. рублей. На долю уставного и добавочного капитала, которые составляют 16.06 млрд. и 35.78 млрд. рублей соответственно, приходится 48% валюты баланса компании. Таким образом, основным источником финансирования активов ОАО «АВТОВАЗ» является собственный капитал общества.
Долгосрочные обязательства ОАО «АВТОВАЗ» составили на конец прошлого года 26% валюты баланса, достигнув уровня 28.45 млрд. рублей. Доля краткосрочных обязательств составила 32%.

2.3 Анализ финансовой устойчивости
Таблица 8 –Основные показатели оценки финансовой устойчивости
Наименование показателя и рекомендуемое значение
Значения
2005 г.
2006 г.
2.1. Коэффициент концентрации собственного капитала (финансовой автономии) {>0,5|
0,40
0,42
2.2. Коэффициент финансовой зависимости {
2,47
2,38
2.3. Коэффициент маневренности собственного капитала {>0,5}
0,06
0,04
2.4. Коэффициент концентрации заемного капитала (
0,6
0,58
2.5. Коэффициент структуры долгосрочных вложений
0,42
0,39
2.6. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств {>0,6}
0,40
0,38
2.7. Коэффициент структуры заемного капитала
0,47
0,45
2.8. Коэффициент задолженности (
1,47
1,38
Проведя анализ финансовой устойчивости ОАО «АВТОВАЗ» можно сделать следующие выводы:
·   Коэффициент концентрации собственного капитала повысился с 0.40 до 0.42, (активы фирмы профинансированы собственным капталом на конец года на 42%), что является положительной тенденцией, так как повышает финансовую устойчивость предприятия.
·   Соответственно снизился коэффициент финансовой зависимости (с 2,47 до 2,38)
·   Можно отметить незначительное уменьшение коэффициента концентрации заемного капитала (0,6 до 0,58), что указывает на аналогичную тенденцию.
·   Коэффициент соотношения заемных и собственных средств снизился с 1,47 до 1,38, что также указывает на повышение финансовой устойчивости предприятия за анализируемый период.
Таким образом, изучив динамику показателей данной группы можно сделать вывод о постепенном повышении финансовой устойчивости ОАО «АВТОВАЗ».

2.4 Оценка ликвидности и платежеспособности
Таблица 9 – Основные показатели оценки ликвидности и платежеспособности
Наименование показателя и рекомендуемое значение
2005
2006
1. Величина собственных оборотных средств {>0}
1762
1576
2. Маневренность собственных оборотных средств {0–1}
0,52
1,27
3. Коэффициент текущей ликвидности {>2}
1,08
1,06
4. Коэффициент быстрой ликвидности {>1}
0,62
0,63
5. Коэффициент абсолютной ликвидности {0,05–0,1}
0,21
0,27
6. Доля оборотных средств в активах
0,33
0,33
7. Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов {>0,5}
0,09
0,08
8. Коэффициент покрытия запасов {>1}
1,68
1,69
Величина собственных оборотных средств характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия. Величина собственных оборотных средств в 2006 г. снизилась на 186 млн. руб., что означает отрицательную тенденцию.
Коэффициент абсолютной ликвидностипоказывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2006 г. составил 0,27, превысив показатель предыдущего года. Следовательно, при небольшом значении коэффициента повышается способность компании своевременно погасить свои краткосрочные обязательства.
Коэффициент быстрой ликвидности составил в 2006 г. 0,63. Незначительное увеличение коэффициента говорит о возможности предприятия выполнить свои текущие обязательства.
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы. Ликвидность АВТОВАЗа соответствует нормативному уровню: коэффициент текущей ликвидности превышает единицу, а наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) покрывают более четверти краткосрочных обязательств компании. Коэффициент текущей ликвидности снизился на 0,02 в 2006 г. по сравнению с 2005 г.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных средств предприятия. Этот коэффициент снизился на 0,01 в 2006 г. по сравнению с 2005 г.
Маневренность собственных оборотных средств характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Рост этого показателя в 2006 г. по сравнению с 2005 г. рассматривается как положительная тенденция.
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. В 2006 г. этот показатель снизился по сравнению с 2005 г. на 0,01.
Коэффициент покрытия запасов означает, какие источники средств и в каком объеме используются для покрытия производственных (товарных) запасов. Коэффициент покрытия запасов в 2006 г. составил 1,69 что свидетельствует устойчивом финансовом состоянии предприятия.
2.5 Оценка рентабельности и деловой активности
Таблица 10 – Показатели рентабельности ОАО «АВТОВАЗ» в 2004–2006 гг.
Показатель
2004
2005
2006
Валовая рентабельность
13,3%
12,7%
14,8%
Рентабельность продаж
10,7%
9,5%
10,6%
Доналоговая рентабельность
3,0%
6,2%
6,6%
Чистая рентабельность
0,6%
4,3%
4,4%

Валовая рентабельность компании увеличилась с 12.7% до 14.8%, что указывает на повышение эффективности производства.
АВТОВАЗ сумел сохранить высокий уровень рентабельности продаж, но и увеличить его на 1.2% по сравнению с 2005 годом.
Рентабельность компании по прибыли до налогообложения и чистой прибыли выросла в течение года на 0,40 и 0,10 до 6.6% и 4.4% соответственно. Рост чистой рентабельности по сравнению с 2004 годом составил 3.8%.
Таблица 11 – Показатели деловой активности ОАО «АВТОВАЗ» в 2004–2006 гг.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.