Реферат по предмету "Психология"


Психодиагностика семейных отношений

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Понятие семьи
2. Психодиагностика семейных отношений
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Жизнь семьихарактеризуется материальными и духовными процессами. В семье человекрождается, в ней происходит смена поколений, через нее продолжается род.Функции семьи и ее формы зависят от культурного развития общества иобщественных отношений. Чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
Ученые констатируютслабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточнуюподготовку к семейному образу жизни (Т. И. Дымнова, Е. И. Зритнева, В. Т.Лисовский, Е. М. Черняк, Л. Б. Шнейдер).
Сохранение и укреплениеавторитета семьи в глазах подрастающего поколения является в настоящее времяприоритетной задачей, стоящей перед обществом. От того, каксегодня молодые люди относятся к семье, будет зависеть судьба семьи в будущемкак социального института.
Проблема изучениясемейных отношений и проблем, возникающих в них, является актуальной насегодняшний день, т. к. количество разводов в нашей стране неуклонно растет иэто несомненно приводит к возникновению других проблем в обществе: снижаетсярождаемость, повышается конфликтность в межличностных отношениях и др.
Насегодняшний день существует значительное количество отечественных и зарубежныхисследований, посвященных проблеме семейных отношений. Среди них работыАлешиной Ю. Е., Андреевой Т. В., Варга А. Я., Гозмана Л. А., Гришиной Н. В.,Делис Д., Дорно И., Егидес А., Ковалева В. А., Кратохвил С., Навайтис Г., СатирВ., Столина В. В., Сысенко В. А., Шнейдер Л. Б., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.В. и др.

1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ
 
Семья — ячейка общества (малая социальнаягруппа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружескомсоюзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями идетьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе иведущими совместное хозяйство.
Длячеловека семья — главный и основной компонент среды, в котором он живет первуючетверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. Помнению В. Н. Дружинина, специфической особенностью семьи является ее«несвобода» — в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако этанесвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьивозможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности[Андреева Т. В., 2006, С. 34].
Структурасемьи представляет собой состав семьи и ее членов, а также совокупность ихвзаимоотношений. Под структурой семьи также понимают способ обеспечения ееединства и функционирования как социального института.
Для тогочтобы дети могли полностью развить и проявить свои способности, они должнырасти в отзывчивом социальном окружении. Это становится особенно очевидным,если сравнить достижения детей, воспитывавшихся в нормальной семейнойобстановке, с детьми, выросшими в сиротских приютах. Условия развития каждогоребенка можно разместить на непрерывной шкале, начиная от наиболее оптимальныхи заканчивая крайне неблагоприятными (такими, которые существуют, например, всиротских приютах). Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребенок,тем больше отклоняется от нормы его развитие [Дымнова Т. И., 2007, С. 91].
И. С.Кон указывает, что значение семьи как первичной ячейки общества и важнейшегофактора социализации трудно преувеличить. Разговоры об отмирании семьи неучитывают трех важнейших обстоятельств [Карабанова О. А., 2006, С. 176].
Во-первых,только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить тоэмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годыжизни.
Во-вторых,семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется интимныйконтакт не только детей и родителей, но и детей различных возрастов междусобой.
В семьедети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых. Автор указывает, чтовоспитанники даже самых лучших дошкольных детдомов отстают в некоторых аспектахот детей того же возраста, воспитывающихся в семье. По мнению И. С. Кона,причина кроется в том, что они практически изолированы от откровенныхразговоров взрослых и это затрудняет их ознакомление с некоторыми сторонамижизни: отношения между взрослыми на работе, цена денег и т. д.
В-третьих,родительские чувства и забота о детях — естественные человеческие чувства,обогащающие индивида как личность.
2.  ПСИХОДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
 
В основеисследования семьи лежит методологическое положение А.Ф. Ануфриева очетырехкомпонентном строении диагностики как научной дисциплины в системах«человек — человек», предполагающее выделение в ней семиотического,технического, деонтологического и логического разделов (компонентов) [АндрееваТ. В., 2006, С. 56].
Актуальнойзадачей психодиагностики семьи на данном этапе ее развития является описаниеструктуры этого объекта психодиагностики, видов отклонений в его состоянии нафеноменологическом уровне и на уровне причинных оснований.
Определимструктуру семьи как систему правил, по которым семья живет. Правилом будемназывать ситуацию, когда одновременно соблюдаются три необходимых условия [ДымноваТ. И., 2007, С. 52]:
1. Периодическив семье воспроизводится то или иное событие.
2. Один илинесколько членов семьи имеют установку при определенных условиях совершатьнекоторые действия, необходимые для того, чтобы это событие произошло.
3. Один илинесколько членов семьи имеют соответствующие ожидания, что при определенныхусловиях это событие произойдет.
На основеанализа литературы по психологии семьи, анализа консультативной практики можновыделить группы правил относительно которых проводится диагностика [Ивлева В.В., 2009, С. 76]:
1. Распределениявласти и ответственности в семье.
2. Обменаинформацией между членами семьи.
3. Эмоций,преобладающих в семье.
4. Функционированиясфер внутрисемейной деятельности.
5. Взаимодействиймежду этими сферами.
6. Поведениячленов семьи относительно правил, представлений, традиций, предписаний семьи.
7. Личностногороста членов семьи.
В сферераспределения власти и ответственности в семье можно указать на следующиеосновные правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 71]:
1. Членысемьи (и супруги, и дети) чувствуют себя наиболее комфортно в ситуации, когдамужчина (супруг) берет на себя основную долю ответственности за то, что происходитв семье, а женщина (супруга) делегирует ему эту ответственность. Проявлятьответственность означает осуществлять сбор и анализ информации, выстраиватьстратегии дальнейшего развития семьи, искать эффективные пути воплощения этихстратегий в жизнь, привлекать дополнительные источники информации в случаезатруднений. Сбор информации подразумевает, что мужчина пытается понять ипроанализировать собственные потребности, потребности жены и детей, после чеготак осуществляет свою активность в семье, чтобы эти потребностиудовлетворялись.
2. Детинуждаются в том, чтобы родители представляли для них авторитет и вели себя какперсоны, имеющие авторитет. Авторитет этот должен основываться наответственности родителей за душевное и/или физическое здоровье детей и ихбудущее. Если это правило соблюдается, дети ощущают себя защищенными, ихвоспитание доставляет родителям минимум хлопот. Если нет, дети склонны вестисебя деструктивно, подсознательно побуждая родителей занять более авторитетнуюи ответственную позицию.
3. Послевступления в подростковый возраст и особенно в период юношеского возраста детинуждаются в том, чтобы родители признали за ними право ответственности за своюжизнь и будущее, включая их (детей) право на ошибку. При этом дети нуждаются винформации от родителей, помогающей им самостоятельно формировать своемировоззрение.
В сфереобмена информацией можно указать на следующие основные правила [Калинина Р. Р.,2008, С. 79]:
1. Вподавляющем большинстве ситуаций (если речь не идет об угрозе жизни, физическомуи/или психическому здоровью) обмен информацией предпочтительнее выбывания изпроцесса обмена информацией. Иными словами, не следует торопиться решатьпроблемы расставаниями, выбыванием из коммуникативного процесса.
2. Поведениечленов семьи, направленное на обмен информацией, должно вызывать к себевнимательное отношение. Человек всегда должен получать на свое коммуникативноеповедение ответ. При этом нежелательное и/или нетипичное поведение кого-либо изчленов семьи следует рассматривать как коммуникативное поведение.
3. Сообщения,которые содержат в себе противоречивую информацию, должны отслеживаться ианализироваться.
4. Сообщения,посылаемые и воспринимаемые на невербальном уровне по умолчанию, в случаеконфликтов должны анализироваться на вербальном (словесном) уровне.
5. Темы,обсуждаемые в семье, должны способствовать адаптации семьи в окружающемсоциальном контексте и повышению качества жизни в семье.
6. Темыдолжны доводиться до своего логического конца — решений, а не сменяться новымитемами.
Правилаотносительно эмоций, преобладающих в семье [Калинина Р. Р., 2008, С. 55]:
1. Оценкабудущего должна быть оптимистичной в противовес пессимистичной.
2. Мир долженрассматриваться как источник приятных эмоций, жизнь — как зона свободы возможностей.
3. В семьедолжно быть меньше взаимодействий, связанных с агрессией, враждебностью,борьбой за власть, и больше взаимодействий, связанных с любовью, заботой,поддержкой друг друга.
3. Позитивноеотношение членов семьи к жизни проявляется и в позитивном отношении к другимлюдям. Члены семьи радуются сами себе, друг другу, проявляют открытость идружелюбие к окружающим. Они побуждают окружающих испытывать в ответ на своеповедение теплые и дружеские чувства.
Относительносфер внутрисемейной деятельности можно выделить следующие правила [Калинина Р.Р., 2008, С. 82]:
1. В сфересупружеских отношений супруги должны выработать два рода правил: правила,регулирующие отношения супругов таким образом, чтобы потребности супруговмаксимально удовлетворялись; конструктивные правила ведения переговоров вслучае разногласий или необходимости установления новых правил.
2. В сфереродительско-детских отношений супруги (родители) должны выработать: целивоспитательного процесса и правила, по которым дети будут воспитываться, вдальнейшем — соблюдать и совершенствовать эти правила. Правила должны бытьориентированы на цели воспитательного процесса, которые могут быть разными, нов них обязательно должен присутствовать следующий компонент: по достижениивозрастной зрелости дети должны быть готовы начать эффективно функционировать вмире самостоятельно, автономно, независимо от родителей.
3. Супружескиеконфликты и разногласия не должны негативно отражаться на деятельности супруговпо воспитанию детей.
4. Организуявоспитательный процесс, родители должны выделить сферу, в рамках которойребенок будет учиться эффективному функционированию в мире на опытесамостоятельного поведения и непосредственного участия. Это предполагает умениезанимать себя в самостоятельной игровой и/или учебной деятельности, общение сосверстниками, братьями и сестрами. Вмешательство родителей в эту сферудопустимо, если: ребенок сам просит помощи и/или его поведение наноситсущественный ущерб ему самому или окружающим. Родители должны организовывать ближайшеесоциальное окружение ребенка и деятельность детей внутри этого окружения такимобразом, чтобы на опыте непосредственного участия дети учились полезному.
5. Родителисупругов по отношению к процессам, происходящим в семье, должны выступать какотдельная сфера, в рамках которой могут вырабатываться стратегия и тактикапомощи молодой семье, но при этом самостоятельная активность супругов не должнаподавляться; они не должны утрачивать ответственности, власти (контроля надсемейной ситуацией), терять авторитет в глазах своих детей.
Сферывнутрисемейной деятельности должны быть разграничены в целях эффективногоосуществления уникальной деятельности внутри каждой из выделенных сфер, однакоинформация, способствующая личностному росту и адаптации членов семьи в семье иболее широком сообществе, должна проникать из одной сферы в другую.
Правила,традиции, представления, предписания, передающиеся из поколения в поколение,должны рассматриваться как образования, которые на определенном этапе жизнисемьи возникли в результате анализа условий, помогающих или мешающих членамсемьи выжить в трудных ситуациях [Карабанова О. А., 2006, С. 67]. Практическивсегда эти элементы структуры семьи, регулирующие поведение ее членов, несвободны от чрезмерных обобщений и вычеркивания части значимой информации. Этоможет приводить к тому, что данные элементы структуры семьи могут утрачиватьсвою функцию обеспечения эффективного функционирования членов семьи внутрисемейной группы и более широкого социального сообщества. В этом случае данныеправила нуждаются в анализе, определении границ их эффективности, развитии,коррекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
семейная психодиагностика социальное общество
Брак исемья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивыми массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умениинаправлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от ихсостояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание ипередача духовных ценностей.
Значение,которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизнилюдей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ееизучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальнаяи по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт егоразвития и его миниатюрный «прообраз».
Внастоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семьекак о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Однако следует заметить,что, по данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российскаясемья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации. Напротяжении последних лет существует устойчивая тенденция к: ухудшениюматериального положения семьи; росту числа неполных семей; снижению интереса крождению детей; росту отчужденности детей от семьи; падению авторитетародителей по сравнению с авторитетом сверстника, устроившегося в жизни;повышению уровня подростковой девиантности.
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
Алешина Ю. А. Индивидуальное и семейное психологическоеконсультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2006. – 208 с.
Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь,2006. – 244 с.
Диагностика семьи: Методики и тесты. – М.: Бахах-М, 2006. – 736 с.
Дымнова Т. И. Психология семейного образа жизни. – М.:Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.
Ивлева В. В. Психология семейных отношений. – М.: Современнаяшкола, 2009. – 352 с.
Калинина Р. Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.:Речь, 2008. – 352 с.
Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейногоконсультирования. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи:жизненные трудности и совладание с ними. – СПб.: Речь, 2007. – 86 с.
Основы семейной психопедагогики: Курс лекций / Короткий В. И. –Архангельск: МарТ, 2006. – 173 с.
Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейногоконсультирования. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224 с.
Психология семейных отношений с основами семейногоконсультирования. – М.: Академия, 2008. – 192 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.