ГОНЧАРУК
Валерий Кириллович
Доцент кафедры управления
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Нижний Новгород
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
1. УПРАВЛЕНИЕ КАК СИСТЕМА 5
2. ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ 15
3. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ 23
4. ФУНКЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 28
5. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 33
5.1. Мировоззренческие и социально-психологические методы 34
5.2. Организационные методы управления 82
5.3. Экономические методы управления 96
6. СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ 119
7. МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 129
Светлой памяти моего отца
Кирилла Степановича,
коммуниста-идеалиста посвящаю ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга является плодом моей 70-летней разносторонней жизненной деятельности: сохранившейся в памяти войны, обучения в разных школах, службе в Армии, учёбе в институте и аспирантуре, работе на автомобильном заводе, в НИИ, преподавательской деятельности в ВУЗах и институте повышения квалификации, работе в различных коммерческих организациях.
В отличие от отца (коммуниста) не был ни комсомольцем, ни членом КПСС в СССР и какой-либо партии в последние годы, что служило определённым препятствием в продвижение по служебной лестнице, но это позволило мне быть относительно независимым и свободным гражданином своей страны. Только собственным трудом приходилось через аргументацию и доказательства преодолевать все препятствия на своём жизненном пути.
Изложение материала построено на размышлениях о реальной действительности в форме вопросов и ответов на них, т.е. соответствия теории и практики. В работе использована информация из различных источников, но структура и логика изложения материала сделана мною. Я использовал правило: «Зачем изобретать то, что уже есть и давать ему новое толкование, которое не всегда будет лучше» и «Высказанная или написанная мысль подобна пули, которая назад не возвращается и собственностью больше уже не является». Поэтому я не буду делать ссылок на литературу.
Основное внимание обращено на системно-целевой подход управления обществом и различных социальных групп и организаций.
Имеющаяся литература носит разрозненный и чаще всего односторонний подход на те или иные вопросы: экономические методы управления — без учёта состояния производительных сил и сложившихся производственных отношений; организационные мероприятия – без учёта поставленных целей и имеющихся материальных и финансовых ресурсов; психологические особенности индивида рассматриваются без конкретной социальной направленности и необходимости в конкретных условиях и т.д. Кроме того, иногда авторы просто предлагают перевод зарубежных авторов, не адаптируя его на русский язык. Поэтому многие понятия носят различное смысловое содержание и непонятны для восприятия не профессионального специалиста. Исходя из этого, я постарался, как можно больше облегчить восприятие подаваемого материала для гражданина, впервые столкнувшегося с новыми для него понятиями.
Надеюсь, книга поможет понять сущность целенаправленного пути в деятельности Человека, в личностном его смысле, в конечном счёте, совпадающем с общечеловеческим смыслом. При этом общечеловеческое не является образцом, идеалом или идолом, наоборот, оно индивидуально своеобразно возникает как нравственно положительный результат целенаправленной деятельности конкретного человека. Овладеть научной позицией в изучении принятия решений человеком — значит не только научиться фиксировать факты его жизни, но и видеть перспективу его изменения.
Отзывы посылать на адрес: vgoncharuk@mail.ru
1. УПРАВЛЕНИЕ КАК СИСТЕМА
Управление обществом принципиально отличается от управления в живых организмах и технических устройствах. Будучи сложной структурой, включающей в себя материальные и духовные процессы, оно выступает как специфический вид человеческой деятельности. Общество, будучи целостным организмом, развивается как система, элементы которой (сферы общественной жизни) находятся во взаимодействии друг с другом. Отсюда ясно, что и управление обществом должно быть системным, комплексным. Управление внутренне необходимо как для общества в целом, так и для каждой из его частей, поэтому степень организации механизмов управления может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей уровня развития и самого общества, и каждой из его сфер. Трудовая деятельность, разделение труда, совместный труд предполагают в большей или меньшей мере управление. И там, где процесс производства приобретает характер общественно организованного, с необходимостью возникает особый вид труда — управление.
В связи с моделированием системы управления можно дать следующую интерпретацию. Центральным и исходным понятием является система, которая толкуется как выбранное множество элементов исследуемого объекта и взаимосвязей между ними, в совокупности образующее с точки зрения цели и функций упорядоченное целое.
С операционной точки зрения у системы имеются:
1) цели: система должна в своём будущем состоянии отвечать определённым потребностям (что должно быть получено?);
2) принципы: поведение системы определяется соответствующими закономерностями и правилами, оказывающими воздействие на всю систему;
3) функции: система должна служить определённой цели (что должен делать объект управления);
4) методы управления: как можно достичь цели управления, каким образом взаимодействуют объект и субъект управления;
5) структура: система должна конструироваться для данной цели и функции;
6) процесс управления: динамичность функционирования системы, обладающая определённой автономией во внешней (окружающей) среде;
7) механизм развития системы управления.
На рис.1 предпринята попытка показать в общем виде систему управления. Как видно, она многогранна, сложна и динамична.
/>
Рис. 1. Общая система управления
В этом комплексе каждая категория имеет своё точно очерченное значение, и категории не могут взаимно замещать друг друга. В случае отсутствия одной из них система будет неполной, деформированной, другими словами, неспособной выполнять свои функции. Это значит, что объект, не идентифицированный всеми категориями системы, не является системой и для создания полной функционирующей системы необходимо ввести отсутствующие категории. Между отдельными категориями имеются логические связи, которые имплицируют параллельные связи — семантические, реляционные, хронологические и иные.
Исследуя системы управления, можно на основе связей привести следующий ряд: цели — общие принципы — функции — методы управления — структура управления — процесс управления — механизм развития системы управления.
Это общая последовательность. Она только приблизительно отражает логическую схему взаимных связей между категориями. Последовательность их определения в приложении к объекту является сложным процессом. При его реализации не соблюдается последовательность по этапам, и нужно часто возвращаться к исходной точке или к предшествующим этапам. С помощью такого алгоритма системе придаётся надёжная форма.
Система управления не может стоять на месте, а, проявляя гибкость и эластичность, должна всегда соответствовать динамике изменений общественной жизни. Совершенствование управления осуществимо при прочной опоре на прогнозы социально-экономического развития, позволяющие видеть целостность направлений развития, а также продумать целостность и комплексность самой структуры управления. Совершенствование управления обществом — задача комплексная, то есть не только экономическая или политическая, но и нравственная, связанная с совершенствованием гуманистических начал управления, с его ориентацией на человека.
Вопрос, как система управления функционирует, решается с учётом складывающихся возможностей, путём определения основных предпосылок правильного функционирования.
Система управления функционирует правильно, если:
ðхорошо сконструирована; имеет цели и функции, т.е. чёткое представление о том, чего надо достичь и какими путями; обладает оптимальным структурным построением и достаточно определённой совокупностью целей и функций; структура системы способна приспосабливаться и «учиться», а также ликвидировать нефункциональные отрицательные явления, устранять стихийность и преодолевать (разрешать) конфликты в организации;
ðрасполагает кадрами необходимого уровня (качества); управленческий и административный аппараты по структуре отвечают поставленным требованиям; каждый руководитель имеет надлежащую мировоззренческую, профессиональную и управленческую подготовку (способности), использует соответствующие методы (стиль) работы;
ðхарактеризуется благоприятным социально-психологическим климатом; все работники принимают цели организации, соглашаются с ними и активно добиваются их осуществления; источники конфликтов и противоречий минимальны; в отношениях между людьми преобладают морально-нравственные принципы, дух соревнования наряду с желанием сотрудничать; система мобильна;
ðрасполагает хорошо налаженным механизмом управления; критерии и показатели экономической деятельности соответствуют потребностям, целям и функциям; все средства (методы, инструменты) стимулируют инициативу, рационализацию, эффективность в рамках организации и в масштабе общества; каждое средство специфично по своему назначению; средства используются с учетом фактора времени, не содержат внутренних противоречий;
ðимеет хорошо функционирующую вышестоящую систему (окружающую среду); у вышестоящих систем также имеются свои цели, функции, структура; их вмешательства регулярны, выражены в определённых нормах, устанавливающих пределы компетенции и ответственности; формы и средства управленческого вмешательства по направлению «вниз» заранее известны;
ðв достаточной мере оснащена техническими средствами; располагает надлежащим рабочим пространством, организационной, вычислительной, транспортной техникой и техникой связи.
Предпосылок правильного функционирования намного больше, чем в приведённом перечне. Указанные предпосылки необходимо понимать в их системной связи.
Социально-ориентированное управление исследуется в настоящее время в трёх аспектах: социально-мировоззренческом, хозяйственном (управление экономикой), и социально-психологическом. Однако, действуя в целостном общественном организме, управление представляет собой единый и неделимый на отдельные элементы процесс.
Наиболее интенсивно проблема управления разрабатывается в связи с развитием информатики, два основополагающих понятия которой — информация и управление — нуждаются в особом рассмотрении для определения их значимости применительно к сфере социально-ориентированного управления.
Социальная информация есть, прежде всего, смысловая информация, то есть такая, которая перерабатывается человеческим сознанием и реализуется в деятельности людей. Она обусловлена потребностями и интересами индивидов, различных социальных групп, находящихся в постоянном общении между собой в процессе материального и духовного производства и организации всей общественной жизни. Социальная информация специфична не только с точки зрения своей природы, но и своего циркулирования в обществе. При этом взаимодействует бесчисленное множество информационных потоков, движущихся по разнообразным каналам: это и "память"прошлого, живущая в настоящем, и общепланетарные формы общения (международные, межгосударственные и др.), и внутригосударственные: социальными группами, между народом и государственными органами, между различными партиями, осуществляющиеся в виде обмена общественными мнениями, с одной стороны, и официальных государственных решений — с другой, а также в форме воспитания, обучения, общения в процессе трудовой деятельности, досуга и т. д. Таким образом, социальная информация движется как бы в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной.
Следовательно, под социальной информацией понимается та информация, которая циркулирует в обществе как совокупность знаний, сведений, сообщений, идей об окружающем мире, прежде всего об обществе, служащих целям управления общественными процессами. Оптимальное управление, преследующее разумные цели, предполагает объективную, истинную и полную информацию. Информация не должна зависеть от того, кому она должна служить.
Как связаны понятия социальной информации и социально-ориентированного управления?Это своего рода функциональные "близнецы". Там, где есть информация, действует и управление, а там, где осуществляется управление, непременно присутствует и информация. Исходный пункт любого управленческого процесса (главными среди которых являются выработка и принятие управленческого решения, а также его исполнение) — получение и обработка информации. Возникает вопрос, что же такое управление? Управление — это функция любой организованной системы, направленная на сохранение её качественной определённости, на поддержание динамического равновесия с окружающей средой и на её развитие. Управление есть своеобразный отклик на всю сумму информационных взаимодействий системы, направленный на придание ей такого поведения и состояния, такой структурной организации и тенденции развития, которые соответствовали бы всей накопленной этой системой информации и учитывали бы её объективные потребности. Оно ориентировано не только на информационное прошлое системы, но и на её будущее.
В системе социально-ориентированного управления фундаментальная роль принадлежит принципу обратной связи: там, где этот принцип нарушается или вообще отсутствует, там отсутствуют или искажаются смысл и результаты социально-ориентированного управления. В общей форме данный принцип гласит: в любом взаимодействии источник (субъект информации и управления) и приёмник (объект информации и управления) неизбежно меняются местами. Следовательно, и в процессе социально-ориентированного управления происходит обратное влияние объекта управления на его субъект. Далее, принцип обратной связи предполагает в качестве необходимого момента обмен информацией. Значит, социально-ориентированное управление — это информационный процесс с обратной связью. В принципе обратной связи осуществляется информационное воздействие объекта управления (т.е. управляемая подсистема) на его субъект (т.е. управляющая подсистема). В обществе этот принцип действует непрерывно, поскольку ответные действия управляемой системы влияют на динамику управленческих актов управляющей системы, постоянно учитывающей вновь поступающую информацию. При этом важно помнить о том, что здесь субъект и объект управления на какое-то время как бы меняются ролями, то есть субъект управления становится объектом, и наоборот. Таким образом, субъект и объект управления выполняют двойную — субъектно-объектную функцию.
Вся совокупность социальных взаимодействий должна рассматриваться как взаимодействие субъекта и объекта управления. Как субъект (управляющая подсистема), так и объект управления (управляемая подсистема) имеют сложную, многоуровневую структуру. В качестве субъекта управления выступают и социальные институты, организации (в том числе общественные), и производственные коллективы, и личности. Однако, в конечном счёте, управленческие решения фактически принимают реальные личности, которые наделены соответствующими полномочиями, предполагающими высокую меру ответственности. Управление выступает в виде либо принуждения (законы), либо убеждения (пропаганда), либо признания авторитета (вера), либо, как чаще всего и бывает, в виде сочетания и того, и другого, и третьего. К субъекту управления предъявляются повышенные требования: компетентность, наличие именно управленческого (административного) склада ума, который, с одной стороны, готовится всей системой воспитательных и образовательных средств, а с другой — предполагает и природную одарённость.
Необходимым условием принятия субъектом эффективного управленческого решения и осуществления разумного контроля за его исполнением является, как уже говорилось, высокое качество информации, её полнота, своевременность и оперативность получения, а также переработки. Всё это предполагает глубокие и всесторонние знания субъектом существенных свойств, состояний, тенденций движения управляемого им объекта, а также условий его существования. В этом и заключается компетентность управляющего органа или лица.
Объектом управления, в какой бы форме и на каком бы уровне он ни выступал (будь то предприятие, организация, учреждение или даже общество в целом), реально и фактически являются люди: коллективы или отдельные личности, которые наделены соответствующими человеческими качествами — умом, волей, талантом, а потому способны принимать соответствующие решения и выполнять их. В этом отражается фундаментальная закономерность всех социальных процессов: чтобы быть реализованным, любой из них должен "очеловечиться", то есть воплотиться в действиях конкретных людей.
В обществе осуществляется управление не только коллективами людей, но и природными процессами, например, экологическими, а также технологией производства, размещением хозяйственных зон и т. д. Однако управление последними также всегда опосредствовано управленческими взаимодействиями между людьми.
Субъект и объект управления, как отмечалось, — понятия относительные. В одном взаимодействии человек выступает как субъект, в другом — как объект управления. И даже в пределах одного и того же взаимодействия субъект также управляется со стороны объекта, который в этом случае выступает уже в качестве субъекта управления. Поэтому эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его исполнением не только сверху, но и снизу: бесконтрольный работник, как правило, морально разлагается, то же самое, впрочем, происходит и с руководителем. Принцип обратной связи, характеризующий в общем виде социально-ориентиро-ванное управление, тем не менее почти полностью исключается в условиях жёстких систем управления, для которых характерен, так сказать, "паралич"индивидуальной свободной воли объекта управления. Эта ситуация характерна для всех административно-бюрократических методов управления.
Принцип обратной связи применительно к социально-ориентиро-ванному управлению выражается не только в исполнении и систематическом контроле, но, что самое важное, предполагает широкую инициативу, активное понимание, сотворчество и даже настоящее творчество тех, кто выступает в данной ситуации в качестве объекта управления. Управленческий замысел не только исполняется "от и до", но и творчески конкретизируется и развивается, превращается в нечто большее, чем первоначальный замысел, влияя на корректировку исходной управленческой позиции на других ступенях управленческих решений. Обратная инициатива предполагает наличие в объекте управления не только некоторой суммы психологических начал, но и высокого чувства гражданственности, ответственности за своё дело, полного единения воли и действий руководителя и руководимого. В сущности, в этом раскрывается смысл и содержание демократизации управления, столь необходимой для его эффективного осуществления, особенно в экономической сфере жизни общества, реализующейся в работе каждого конкретного предприятия и трудового коллектива. Своё высшее выражение социально-ориентированное управление находит в форме социального самоуправления, которое невозможно без высокой культуры как объекта, так и субъекта управления, выражающейся в таких нравственно-психологи-ческих качествах, как честность, добросовестность, бескорыстие, критичность и самокритичность в оценке работы.
Принципы управления обществом изменяются в зависимости от характера общественного строя, от форм государственной власти. Они, например, могут быть жёстко детерминированными, когда управляющее воздействие стремится однозначно "программировать"поведение "адресата", и, так сказать, мягко детерминированными, когда управленческая программа предполагает относительно широкий спектр возможных видов и форм поведения объектов управления. Однако в истории редко встречаются жёсткие и мягкие принципы управления в "чистом"виде: управление в социальных системах, как правило, так или иначе, сочетает в себе оба эти принципа. Наиболее парадоксально они сочетаются в системах, в которых осуществляется механизм стихийного управления, что очень чётко видно на примере рынка, где действует "невидимая рука", о которой писал А. Смит. С одной стороны, эта "рука"направляет свободную игру стихийных сил, допуская гибкость, податливость конкурирующих сторон, а с другой — диктует жёсткие и безжалостные правила игры, неумолимые, как судьба.
2. ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Как было сказано выше назначение цели в том, что система должна в своём будущем состоянии отвечать определённым потребностям, т.е. она должна ответить на вопрос: что должно быть получено?
Следовательно, цельсоциально-ориентированного управления — это основанное на принципе обратной связи целенаправленное воздействие на элементы общества как целостной системы для её оптимально организованного эффективного функционирования и развития, т.е. достижение данного, возможно разумного (необходимого и достаточного) уровня удовлетворения матери