I. Система использования блочно – модульной технологии на уроках истории 1. Сущность блочно-модульного обучения « … превратить деятельность ученика в его самодеятельность…» К. Д. Ушинский Личностно-ориентированная педагогика и здоровьесберегающие технологии – вот то, что, по - моему мнению, должно стать совершенно обязательным в любой школе и для каждого учителя, а воспитание интеллектуального, самостоятельного человека должно служить главной конечной целью образовательного
процесса в школе. Установка на личностно-ориентированное обучение привела меня к необходимости освоения блочно-модульной технологии. Сущность блочно- модульного обучения Блочно-модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас,
1989 г.). Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения: • содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки); • учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально; • каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень
своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей: 1) активизация учебного процесса; 2) повышение уровня усвоения изучаемого материала; 3) мотивация учения; 4) развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке; 5) развитие навыков сотрудничества и делового общения.
И как ожидаемый результат – это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их. Модульное обучение даёт возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения рационализации. Суть рационализации: - индивидуализированное содержание обучения; - выбор учащимися путей и темпа усвоения; - возможность постоянной коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля.
Принципы модульного обучения: 1) модульности; 2) выделение из содержания обучения обособленных элементов; 3) динамичности; 4) паритетности; 5) разносторонности методического консультирования; 6) осознанной перспективы; 7) действенности и оперативности знаний; 8) гибкости. Каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика – это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все
этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс. Функция педагога – от информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей. Взаимодействие ученик – учитель идёт с помощью модуля. Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно
целое. Каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика – это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс. Функция педагога – от информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей.
Взаимодействие ученик – учитель идёт с помощью модуля. Что включает в себя система действий учителя? Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ).
На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ. Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала.
Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов. Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах. При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
1. Четкая организация всего учебного процесса; 2. Постановка целей и задач обучения для всего блока; 3. Сочетание словесных, наглядных методов; 4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности; 5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль; 6. Вера учителя в способности ученика. В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:
1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; 2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры, презентации; 3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение темы.
4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме. Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа. Во-первых, я тщательно прорабатываю весь учебный материал темы для каждого урока в отдельности; выделяю главные основополагающие идеи и формулирую для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь,
понять и т.д. Во-вторых, тщательно определяю содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы. В-третьих: подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для учеников. Затем пишу методическое пособие для учащихся, которое необходимо размножить в количестве, соответствующем
количеству учеников в класс. Методическое пособие для учащихся – это технологическая карта (тест) урока. Она включает в себя: - целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности для учащихся на уроке); - содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса; - руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной
работы); - указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке; - блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков; - самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности
и объема материала и на каждом уроке может быть разным; - рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой. Общий план проведения блочно- модульного урока 1) Тема модуля разбита на семь учебных элементов (УЭ) - графа №1. На работу с каждым учебным элементом отводится определенное время.
Учащиеся должны помнить о времени, ценить время, отведенное уроку. 2) К каждому УЭ поставлена цель и разработаны задания по изучению учебного материала – графа №2, а в графе №3 даются рекомендации по усвоению учащимися учебного материала (виды деятельности учащегося, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы). №УЭ, время
Учебный материал с указанием задания Руководствопо усвоению знаний УЭ- 0 3) Уровень знаний по каждому УЭ учащиеся оценивают (промежуточный контроль) по пятибалльной шкале или по схеме отмеченной в тесте модуля, что дает возможность учащимся учиться избегать недооценки или переоценки своих возможностей. Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление обучением, а, работая на доверии, учащиеся объективно оценивают свою работу.
Оценку за работу по каждому УЭ учащиеся выставляют в лист учета знаний. 4) В УЭ-0 – ставится интегрирующая цель. Цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Цель имеет два уровня: 1) усвоение материала; 2) ориентация его использования на практике. Здесь же в УЭ-0 проводится мотивационная беседа. Цель мотивационной беседы в том, чтобы направить учащихся
на рабочий лад, заинтересовать или создать какую-либо проблемную ситуацию. 5) Перед изучением модуля проводится входной контроль (УЭ-1) знаний, умений и навыков учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся. 6) Далее идет основной этап урока – изучение темы модуля (с УЭ-2 по УЭ-5) и закрепление знаний (УЭ-6). 7) После завершения работы с модулем проводится выходной
контроль, который должен показать уровень усвоения темы модуля. 8) Последний этап – подведение итогов (УЭ-7) и рефлексия. Здесь же дается разноуровневая информация о домашнем задании. Самое сложное в школьной жизни – это оценка. Традиционная система оценивания учащихся несовершенна по многим причинам. Во-первых, не показывает систематичность, полноту, не является базой для продолжения
образования. Во-вторых, выставление отличной оценки за любой удачный ответ или решение задачи лишает систему оценивания мотивирующей функции, т.е не вызывает у школьника стремление больше знать и уметь, а оставляет лишь желание получать как можно больше отличных отметок. В-третьих, отметка не выполняет своей главной задачи: не отражает подлинных результатов обучения, не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний ученика.
Следует помнить, что сегодня учащиеся получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Современная жизнь, школа требует от учащихся не простого изложения требуемого материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений, навыков, а учета их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Я пытаюсь сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремлюсь к тому, чтобы система
оценивания обеспечила мотивацию деятельности школьника, и у каждого ученика был шанс получить более высокую оценку. В том числе и за счет дополнительных усилий в изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным для любого ребенка, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом ребенке заложены определенные наклонности, следовательно, и способности.
Для решения этой задачи следует четко определить, что обязательно должен знать и уметь каждый школьник, что выходит за рамки обязательного минимума. Это уже первый шаг к реализации поставленной задачи. Требования к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН) школьников четко заложены Госстандартом. В Госстандарте заложены два критерия усвоения ЗУН: 1) Обозначен минимум знаний, умений и навыков с учетом возможностей каждого ребенка на удовлетворительную
оценку. 2) Даны требования повышенного уровня, по которым ЗУН оценивается на «хорошо» и «отлично». В своей педагогической деятельности оценивая учащихся, ориентируюсь на уровень усвоения учебного материала, разработанный Бариновой И.И. 1 ступень – усвоение знаний 1-й уровень – узнавание, запоминание, воспроизведение 2 ступень – понимание 2-й уровень – пересказ текста словами, умение давать объяснение, делать предложения о дальнейшем
ходе явлений, использовать полученные данные для определения следствия. 3ступень – понимание 3-й уровень – умение применять ранее усвоенный материал в новых учебных условиях 4ступень – анализ 4-й уровень – умение расчленять материал на составляющие элементы (вычленять части из целого, устанавливать причины, следствия, взаимосвязи и т.д.) 5 ступень – синтез 5-й уровень – умение школьников комбинировать элементы, реорганизовывать информацию из источников и на этой основе создавать новый образ
(в виде доклада, схемы, таблицы), писать творческие сочинения. Решать проблемы. 6 ступень – оценка 6-й уровень – умение школьников оценивать значение факта, утверждения, исследовательских данных. Умение оценивать ответ товарища и свой ответ. Считаю важным заранее довести до учащихся требования к знаниям и умениям, сформировав их четко и однозначно. Тогда контроль становится объективным, гласным и открытым, не возникает обид и подозрений в пристрастности
учителя. Оценочный лист Фамилия, имя УЭ-1 УЭ-3 УЭ-4 УЭ-5 УЭ-6 УЭ-7 итог оценка Контроль учителя Работая на уроках по блочно-модульной технологии, большое значение уделяю контролю результатов обучения. Контроль осуществляется постоянно: • системный анализ урока; • тематический (контроль знаний ЗУН учащихся по блокам); • итоговый контроль (по результатам четвертей). Для этого использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, творческие
работы. Что же дает модульное обучение? Что же дает модульное обучение? Мои выводы базируются на наблюдениях, мониторинговых исследованиях и анкетировании учащихся. Значение блочно-модульной технологии для учеников, включенных в технологию модульного обучения, среди которых и проводилось анкетирование по вопросам: • Что дают мне модульные уроки? • Отвлекаюсь ли я на уроке? •
Хотели бы вы, чтобы так работали все учителя? 97% учащихся одобрили внедрение модульной технологии. Анализ информации позволил сделать вывод о том, на уроках остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для этих учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный
и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики в анкетах пишут, что на модульных уроках они в большей степени могут само реализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения. 2. Опыт работы с использованием блочно-модульной технологии преподавания истории Прежде, чем внедрить в практику своей работы блочно- модульную технологию я в течение 2 лет проводила
среди учащихся 5 – 9 классов анкету и выясняла, в чём причины трудностей на уроке. Причины трудностей на уроке № Что мешает учиться лучше 2002–2003 2003–2004 1. Недоступность учебного материла 8 8 2. Неумение самостоятельно работать с книгой 5 4 3. Отсутствие приемов учебной деятельности 0 0 4. Неверие в свои силы 15 13 5. Увлечение другими делами 29 32 6. Плохие взаимоотношения с родителями 5 3 7.
Плохие взаимоотношения с учителями 3 0 8. Плохие домашние условия 12 8 9. Плохое состояние здоровья 20 19 10. Потеря интереса к учению 7 6 11. Плохие способности 12 11 12. Плохие учебники 9 3 13 Низкая квалификация учителей 0 0 14. Оторванность обучения от жизни 0 0 15. Отсутствие уважения в школе к учащимся 0 0 16. Отсутствие дружбы в классе 3 0 17.
Отсутствие порядка в школе 0 0 18. Собственная лень 39 41 Проанализировав данные, с целью повышения мотивационного аспекта в учении в 2004 году стала использовать блочно- модульную технологию и отдельные её элементы. В качестве опытного «полигона» для апробации, я выбрала учащихся 9 классов. Перед началом запуска проекта проанализировала качество знаний по истории в этом классе, уровень овладения
учащимися общеучебными умениями и навыками, а также специальными с целью отслеживания динамики изменений. Использование на занятиях блочно-модульной технологии, построение урока от ученика, вовлечение каждого участника учебно-воспитательного процесса в деятельность по овладению новых знаний, посильная нагрузка и дозированность домашнего задания, все это отразилось на качестве преподавании истории в 9 классе. Качество знаний, уровень обученности учащихся 9 классов в 2003- 2004 году 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Качество знаний Уровень обученности Качество знаний Уровень обученности Качество знаний Уровень обученности 44% 98 % 46 % 98% 51 % 100 % Качество знаний, уровень обученности учащихся с 2004 по 2007 год (9, 10, 11 классы) Итоги 2004-2005 учебного года 9 класс Итоги 2005-2006 учебного года 10 класс Итоги 2006-2007 учебного года 11 класс Качество знаний
Уровень обученности Качество знаний Уровень обученности Качество знаний Уровень обученности 59 % 100 % 66 % 100% 67,4 % 100 % Участие в предметных олимпиадах по истории Призовые места, похвальные грамоты, отзывы на предметных олимпиадах по истории Трудоустройство выпускников 2007 года Преподавание истории с использованием блочно- модульной технологии и динамика роста качества знаний
Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах Обобщение и распространение собственного педагогического опыта Опыт моей профессиональной деятельности был представлен: - на школьной кафедре гуманитарных наук; - на районных заседаниях МО учителей истории и обществознания; - проведены открытые уроки для учителей школы, района
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |