Реферат по предмету "Социология"


Класс и страта как специфические социальные группы

Федеральное агентство по образованиюВолжская государственная инженерно-педагогическаяакадемия
Социально-экономический институт
Кафедра «Философия»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по социологии
на тему: «Класси страта как специфические социальные группы»
Выполнила:
студентка II курса СЭИ
группы МЗ-03-1
Хохрина Е.Н.
Проверил: ГрибановС.В.Нижний Новгород 2004

Содержание
 
Введение
I. Базовыехарактеристики общества
II.Социальная стратификация
2.1 Социальная дифференциация
2.2 Открытые и закрытые системыстратификации
2.3 Теории социального неравенства
2.3.1 Функционалистская теориястратификации
2.3.2 Конфликтологическая теориястратификации
III.Классовая система современного общества
3.1 Социальные классы
3.2 Идентификация социальныхклассов
3.3 Модели классовой структурыобщества
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
Сейчас, когда наше общество представляет собой сложную систему, вводитсятакая наука, как социология – наука, изучающая общество, его законы, функции иструктуру. Человек, живя в обществе, принадлежит к какой-то группе или классу,имеющих определенный социальный статус. Социальная группа – этосовокупность людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих социальнонеобходимые функции в общей структуре общественного разделения труда идеятельности.
Границы социальных групп могут охватывать различные по размеру социальныеобщности. Мы очень четко определяем границы малых или больших групп,оформленных в организации. Каждый из нас знает о своем членстве впроизводственном коллективе, в партии или в спортивном обществе. Как мы видим,в этих случаях важно, чтобы группа была либо малого размера, то есть в пределахохвата межличностных отношений, либо имела достаточно четкие формальныеграницы, которые контролируются определенными конституционными отношениями. Всвязи с этим члены общества, входя в некоторые группы, не могутидентифицировать свое групповое членство и связи с другими группами такихсообществ только на основе символического взаимодействия, или образцов,мотивов, установок жизни и стандарта потребления.
Наиболее часто такой вид членства в группе заметен, когда людивоспринимают других по принципу принадлежности к определенному имущественномуслою, по происхождению, по должностному принципу.
Во всех этих случаях мы сталкиваемся с образованием групп, членствокоторых основано на совпадении или на близости социального статуса.
Вместе с тем границы могут иметь не статусную природу, а определятьсяразличиями в социальных позициях.
Такие группы формируются в обществе в результате процессов дифференциациии стратификации. Для того чтобы понять механизмы этих процессов, мы должныопределить природу таких базовых характеристик общества, как гетерогенность инеравенство, выделить систему параметров, составляющих основу этиххарактеристик.

I.Базовые характеристики общества
 
Благополучие человека в обществе, его связи с другими людьми, привычки,обычаи, верования, его интересы и установки во многом связаны с тем местом,которое он занимает в социальном пространстве. Феноменсоциального пространства является предметом исследования многих социологовпрошлого и настоящего времени. Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, П. Бурдье,Д. Ленски связывали изучение социального пространства с разработкой научногоподхода социальных проблем. Однако основные идеи относительно природысоциального пространства сформулированы П. Сорокиным в его классической работе«Социальная мобильность».
Многочисленные исследования и наблюдения за поведением индивидов всоциальных группах показывают, что люди, обладающие одинаковыми или близкимистатусами, имеют более тесные контакты и более тесные отношения друг с другом.Личности, находясь в окружении близких им по статусу людей, чувствуют себяболее комфортно, у них не возникает по отношению друг к другу ощущениянеполноценности или, наоборот, превосходства. Люди начинают неосознанно илисознательно искать среди социального окружения себе подобных и создавать наэтой основе социальные группы. Кроме того, многочисленными исследователямидоказано, что люди, обладающие близкими или одинаковыми статусами в несколькихизмерениях социального пространства, как правило, обладают сходными установкамии ориентациями, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами и многимидругими составляющими структурами мышления.
В связи с этим, достаточно важным для научного анализа являетсяопределение социальных позиций и социальных статусов, так как они представляютсобой совершенно разные системы социальных отношений и несут в себе совершенноразное содержание.
Для определения различий в принадлежности в той или иной социальнойобщности, необходимо выделить структурные параметры, составляющие основныеструктурные характеристики современного общества. Американский социолог П. Блауразработал систему параметров, которые определяют положение индивида в обществе.
Номинальные параметры
Пол
Раса
Этническая принадлежность
Вероисповедание
Место жительства
Политическая ориентация
Язык
Ранговые параметры
Образование
Доход (заработная плата)
Богатство (наследство или накопление)
Престиж
Власть
Происхождение
Возраст
Административная должность
Интеллигентность
Представленные выше параметры могут быть отнесены как к отдельномуиндивиду, так и к каждой социальной группе. Совокупность этих параметров ибудет определять место индивида или группы в социальной структуре. Разделениепараметров на номинальные и ранговые соответствует двум важнейшимхарактеристикам социальной структуры – гетерогенности и неравенству.
Гетерогенность. Это характеристика социальной структуры обществаописывается системой номинальных параметров. Отличительной особенностью этихпараметров является то, что на их основании невозможно распределить индивидов исоциальные группы по ранговому принципу, то есть нельзя определить, какой изсоциальных объектов занимает более высокое, а какой более низкое место всоциальной структуре. Например, нельзя сказать, что человек, исповедующихнекоторое религиозное учение, занимает более высокое или более низкое место,чем человек, исповедующий иное религиозное учение.
Социальное неравенство. Социальное неравенство существовало напротяжении практически всей разумной истории человечества. Несмотря на то, чтово все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и никогдане вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики споразительным упорством сопротивлялись созданию «совершенных» обществ,основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принуждения однихсоциальных групп другими.
Истоки социального неравенства многие современные ученые видят вприродных различиях людей по физическим данным, личностным качествам,внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворениенаиболее значимых, насущных потребностей. Первоначально возникающее неравенствообычно крайне неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов.
Относительно примитивная культура не создает социальных норм относительножесткого закрепления отношений неравенства. Развитие социальных отношений,появление сложных обществ и системы социальных институтов предлагает наличиеболее сложной сети взаимно пересекающихся обменов социальными ценностями, входе которых происходит постоянное перераспределение этих ценностей.Изначальные различия людей по физическим данным и личностным качествам приводятк тому, что наиболее сильные, энергичные, целеустремленные ивысокомотивированные личности получат преимущества в ходе обмена социальнымиценностями. Эти преимущества дают возможность таким личностям совершатьасимметричные, неравные обмены. В ходе постоянно совершающихсявзаимопересекающихся асимметричных обменов начинается формирование нормативнойосновы неравенства.
Нормативная основа представляет собой совокупностьспецифических норм, закрепляющих поведение индивидов в соответствии с ихрангом. Начинается закрепление и создание законодательной базы для возвышенияотдельных социальных групп.
Следующим в формировании отношений неравенства является закреплениесуществующего положения, которое складывается в некоторый момент в ходе обмена.Это закрепление осуществляется путем создания нормативной базы, котораяустанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или социальнойгруппы в социальной структуре при условии наличия в его распоряжениинеобходимого количества ценностей. Характер имеющихся ценностей формирует видструктуры, относительно которой определяется статус индивида или группы.

II. Социальная стратификация
 
Современное общество характеризуется наличием групп, обладающихзначительно большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. Границытаких групп трудно определить. Часто сами индивиды, входящие в эти группы, непредставляют не только их размеров и границ, но и собственного статуса в этойсложной социальной системе. Однако без знания реальной социальной структуры,характера распределения ценностей между различными группами и степенинеравенства между ними невозможно понять, как функционирует и развиваетсяобщество. Совокупность знаний, касающихся перечисленных аспектов социальнойжизни, относятся современными учеными к теории социальной стратификации.
В настоящее время наиболее влиятельной точкой зрения на процессформирования социальных страт можно считать теорию стратификации К. Дэвисаи У. Мура. Согласно этой теории, каждое общество должно решить проблемуразмещения и мотивации индивидов в социальной структуре. Социальный порядок вобществе основан на распределении индивидов по социальным статусам и побуждаетих выполнять социальные роли, соответствующие данным статусам. Общество можетизбрать два пути мотивации для наилучшего исполнения социальных ролей. Так, конкурентнаясистема направлена прежде на мобилизацию индивидов в отношении достижениянаиболее привлекательного статуса, в то время как неконкурентная система вотношении социальных статусов больше внимания уделяет мотивации к выполнениюфункциональных обязанностей, то есть вклада в деятельность общества как целого.Общество любой социальной структуры использует обе эти системы только в разнойстепени.
Для осуществления распределения индивидов по социальным статусам и ихмотивации реализуется практика вознаграждения, которая может использоваться какдля побуждения успешного выполнения индивидом своих ролей, так и дляподдержания системы неравного распределения этого вознаграждения в соответствиис занимаемым статусом. Таким образом, в любой социальной системе вознаграждениедолжно распределяться дифференцировано в соответствии с занимаемыми социальнымистатусами. Для этой цели создаются и узакониваются права каждого социальногостатуса в отношении вознаграждения со стороны общества.
Следует отметить, что данная теория стратификации в настоящее времяявляется самой разработанной и теоретически обоснованной.
2.1 Социальная дифференциация
 
Социальная стратификация основывается на социальной дифференциации, но неидентична ей.
Социальная дифференциация – это процесс появленияфункционально специализированных институтов и разделения труда. Еще на заресвоей истории люди обнаружили, что разделение функций и труда повышаетэффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделениестатусов и ролей. При этом члены общества должны быть распределены внутрисоциальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы ивыполнялись соответствующие им роли.
Хотя статусы, образующие социальную структуру, могут различаться, онинеобязательно должны занимать определенное место по отношению друг к другу.Например, статусы младенца и ребенка дифференцированы, но один из них несчитается выше другого – они просто разные. Социальная дифференциацияпредставляет социальный материал, который может стать, а может и не статьосновой социальной градации. Другими словами, в социальной стратификацииобнаруживается социальная дифференциация, но не наоборот.

2.2 Открытые и закрытые системы стратификации
 
Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру,члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытойсистемой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могутизменять свой статус, называют закрытой системой стратификации.Несколько похожее различие отражается в концепциях достигнутого и предписанногостатуса. Достигнутые статусы приобретаются по индивидуальному выбору и вконкурентной борьбе, тогда как предписанные статусы даются группой илиобществом.
В открытых системах стратификации каждый член общества может изменятьсвой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основесобственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребностив квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложнымисоциальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточносвободное движение индивидов в системе стратификации.
Примером закрытой системы стратификации может служить кастоваяорганизация Индии.
Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовалисоциальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменять его втечение жизни.
2.3 Теории социального неравенства
неравенство социальный класс стратификация
Вопрос, почему существует социальное неравенство, занимает центральноеместо и в социологии. На него есть два разительно расходящихся ответа. Первыйдали консерваторы, которые утверждали, что неравное распределение социальныхблаг служит инструментом для решения главных задач общества. Сторонникирадикального подхода, напротив, резко критикуют существующий социальный порядоки считают, что социальное неравенство является механизмом эксплуатации исвязано с борьбой за товары и услуги. Теории, основывающиеся на консервативнойтрадиции, называют функционалистскими; те же, что уходят корнямив радикализм, называются теориями конфликта.
 
2.3.1 Функционалистская теория стратификации
Согласно функционалистской теории социального неравенства, стратификациясуществует, поскольку она полезна для общества. Эта теория наиболее четкосформулировано в 1945 году К. Дейвисом и У. Муром, позднее ее модифицировали иусовершенствовали другие социологи. Дейвис и Мур утверждали, что социальнаястратификация не только универсальна, но и необходима, поэтому ни одно обществоне может обойтись без расслоения и классов. Система стратификации требуется длятого, чтобы заполнить все статусы, образующие социальную структуру, ивыработать у индивидов стимул для выполнения обязанностей, ассоциирующихся сними.
В связи с этим общество должно мотивировать людей на двух уровнях:
1) оно должно побуждать индивидов занимать разнообразные должности,поскольку не все обязанности, связанные с различными статусами, одинаковополезны для человеческого организма, одинаково важны для социального выживанияи требуют одинаковых способностей и талантов. Если бы социальная жизнь былаиной, не имело бы большого значения, кто какое положение занимает, и проблемасоциального статуса была бы значительно меньшей;
2) когда эти должности будут заняты, общество должно побуждать в людяхжелание выполнять соответствующие роли, ибо обязанности, связанные со многимидолжностями, рассматриваются людьми, их занимающими, как тягостные и приотсутствии мотивации многие не справились бы со своими ролями.
Эти социальные реальности привели Дейвиса и Мура к мнению, что обществодолжно располагать, во-первых, определенными благами, которые могутиспользоваться в качестве побудительных мотивов для своих членов, во-вторых,способом распределения этих благ среди различных статусов. Неравенство – этотот эмоциональный стимул, который общество создало для того, чтобы решитьпроблему заполнения всех статусов и заставить их обладателей исполнятьнаилучшим образом соответствующие роли. Поскольку эти блага встроены всоциальную систему, социальную стратификацию можно считать структурнойособенностью всех обществ.
2.3.2 Конфликтологическая теория стратификации
Сторонники теории конфликта считают, что расслоение общества существуетпотому, что это выгодно индивидам и группам, обладающим властью над другими.Если функционалисты выявляют общие интересы членов общества, то конфликтологифокусируют внимание на различии интересов. С их точки зрения, общество – этоарена, где люди борются за привилегии, престиж и власть, а группы, имеющиепреимущества, закрепляют его через принуждение.
Теория конфликта во многом основана на идеях Карла Маркса. Он утверждал,что для понимания любого общества необходим исторический подход, то есть дляпостижения механизма конкретной экономической системы надо знать, чтопредшествовало этой системе, а также процессы, способствующие ее развитию. ПоК. Марксу, уровень техники и метод организации производства детерминируютэволюцию общества. На каждом этапе истории эти факты определяют группу, котораябудет господствовать в обществе, и группы, которые будут ей подчиняться.
Ни один класс не существует изолированно и независимо от других классов,которым он противостоит. В результате борьбы с капиталистами «объективные»классовые интересы рабочих переходят в субъективное осознание «реальных»обстоятельств, и они приобретают классовое сознание. Следовательно, помарксистской теории, для того, чтобы рабочий класс смог выступить висторической роли ниспровергателя капитализма, он должен стать классом «нетолько антикапиталистическим», но и классом «для себя», то есть классоваяборьба должна быть поднята с уровня экономической необходимости на уровеньсознательной цели и эффективного классового сознания.
Идеи К. Маркса кажутся простыми на первый взгляд, но именно эта простатаи вводит в заблуждение. Конфликт – это распространеннаяхарактеристика человеческой жизни. Как писал Ральф Дарендорф: «Похоже, чтоконфликт существует не только в социальной жизни, а везде, де есть жизнь».Дарендорф считает групповой конфликт неизбежным аспектом жизни общества.

III. Классовая система современного общества
 
3.1 Социальные классы
 
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации,но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектомсовременной жизни. Говоря о структуризации социального неравенства, социологиимеют в виду не только то, что индивиды и социальные группы различаются попривилегиям, которые они имеют, престижу, который они получают, и власти,которой они обладают. Структуризация осознает, что неравенствоинституциализируется. Неравенство образуется не случайным образом, а всоответствии с повторяющимися, относительно последовательными и устойчивымимоделями; оно обычно передается из поколения в поколение, для чего индивиды игруппы, имеющие преимущества, как правило, находят соответствующие способы.
Социологи позаимствовали термин «стратификация» из геологии. Ноподразделять людей на слои намного труднее, чем классифицировать горные породы.Геологи обычно довольно легко определяют, где заканчивается один пласт пород иначинается другой. Социальные же слои часто переходят один в другой, и границымежду ними нечетки и расплывчаты.
Класс – это большая социальная группа, отличающаяся отдругих по критериям доступа к общественному богатству, власти, социальномупрестижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. Термин«класс» был введен в научный оборот в начале XIX века,заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», использовавшиеся для описанияосновных иерархических групп в обществе.
Истоки теории социального класса можно найти в трудах таких политическихфилософов, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан Жак Руссо. Они обсуждали вопросысоциального неравенства и расслоения, а также французских и английскихмыслителей конца XVIII – начала XIXвеков, выдвинувших идею о том, что неполитические общественные элементы –экономическая система и семья – в значительной мере определяют формуполитической жизни в обществе. Эту идею развивал французский социальныймыслитель Анри Сен-Симон, который утверждал, что государственная формаправления соответствует характеру системы экономического производства. В трудахпоследователей Сен-Симона впервые возникла теория пролетариата, или городскогорабочего класса, как главной политической силы современного общества.
Социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основныхсоциальных классов в современных обществах и обычно выделяют три класса:высший, средний и низший.
Высший класс в современных индустриальных обществах состоитпреимущественно из представителей влиятельных и богатых династий.
Рабочий класс в индустриальных обществах традиционно включает в себянаемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающих и производственныхсекторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную,не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговли.
Средний класс – это совокупность социальных слоев, занимающихпромежуточное положение между основными классами в системе социальнойстратификации. Этот класс характеризуется неоднородностью положения,противоречивостью интересов, сознания и политического поведения, вследствиечего многие авторы говорят о нем как о «среднем классе», «среднем слое».Различают старый средний класс и новый средний класс. Старый средний класс включаетмелких предпринимателей, торговцев, ремесленников, представителей свободныхпрофессий, мелкое и среднее фермерство, владельцев небольших производственныхфирм. Стремительное развитие технологий и науки, всплеск в формировании сферыуслуг, а также всеохватывающая деятельность современного государстваспособствовали появлению армии служащих, инженеров и т.п., не владеющихсредствами производства и живущих за счет продажи своего труда. Они сталипредставителями нового среднего класса.
Несомненно, что повышение жизненного уровня в западных индустриальныхобществах и изменения в социальной политике, выразившиеся в создании болеесовершенной системы социального обеспечения, привели к значительным изменениямклассовой системы. Более высокие жизненные стандарты, большая социальнаямобильность и перераспределение доходов обусловили появление тенденции кстиранию различий между классами.
Эти изменения в целом привели к уменьшению популярности классовыхидеологий и ослаблению классовых конфликтов. Представители среднего классастали гарантом экономической, политической и социальной стабильности вобществе, основой поддержки существующей власти.
3.2 Идентификация социальных классов
 
Обычно термины «высший класс», «средний класс», «низший класс» служат дляобозначения социальных классов как отдельных групп. В социологии существует дваподхода к определению социальных классов. Сторонники первого подходарассматривают классы как реальные слои общества, имеющие четкие границы. Этапозиция является центральным моментом марксистских формулировок и, кроме того,присуща работам других социологов, которые проводят различия между «синимиворотничками» (производственными рабочими) и «белыми воротничками» (служащими иинженерно-техническими рабочими). Приверженцы второго подхода представляютамериканское общество как по существу бесклассовое, где классовые различияразмыты в силу их непрерывности, социальные классы в культурном отношениидовольно одинаковы и просто отражают градации в ранге, а не указывают на строгоочерченные социальные группы.
Отличия в концепциях в значительной мере обусловлены разными методамиклассификации социальных классов. Выделяют три метода:
– объективный;
– самооценочный;
– репутационный.
Хотя эти методы имеют некоторые сходства, результаты, полученные спомощью каждого из них, весьма различны. Более того, каждый из этих методовимеет определенные достоинства и недостатки.
Объективный метод рассматривает социальный класс какстатистическую категорию. Чаще всего индивидов относят к социальным классам,исходя из их доходов, рода занятий или образования, изучают корреляты класса –среднюю продолжительность жизни, психические заболевания, численность браков иразводов, политические взгляды, преступность и т.п. Это самый простой и дешевыйметод, поскольку статистические данные можно получить от государственныхучреждений.
Метод самооценки (называется также субъективным)заключается в том, что человек идентифицирует социальный класс, исходы из своейк нему принадлежности. Исследователи обычно просят респондентов назвать свойсоциальный класс. Класс рассматривается как социальная категория, то естьсообщество, в котором индивиды группируются по признаку общности некоторыхатрибутов. В этом смысле классовые различия могут соответствовать, а могут и несоответствовать тому, что социологи считают объективными логическими линиямираздела.
Основные преимущества субъективного подхода состоят в том, что его можноприменять к изучению больших масс населения, кроме того, он является особеннополезным инструментом для прогнозирования политического поведения, посколькусамооценка человека определяет то, за кого он будет голосовать. Недостаткиэтого метода сводятся к следующим: класс, с которым человек себя отождествляет,может отражать его стремления, а не состояние в данный момент или оценкиокружающих. Кроме того, определяя свое место в классовой структуре, человекобычно использует меньше категорий, чем в случае, когда он имеет дело среальными людьми и оценивает их на основе более тонких различий.
Репутационный метод состоит в том, что респонденты просятопределить положение, занимаемое в обществе другими. Сторонники этого методарассматривают класс как социальную группу, члены которой ощущают единение исвязаны друг с другом относительно стабильными отношениями. Таким образом,определение класса основывается на знании конкретных взаимодействий междулюдьми.
3.3 Модели классовой структуры общества
 
В настоящее время существует большое количество моделей классовыхструктур, причем социологи сейчас приходят к мнению, что в современном обществеоснова этих структур остается неизменной, а меняется лишь отдельные структурныеединицы в зависимости от культурных, экономических, структурных и другихособенностей каждого общества.
Среди моделей стратификации, принятых в западной социологии, наиболееизвестной следует считать модель У. Уотса, которая явилась результатамиисследований, проведенных в 30-х годах в США. Следует сказать, что всесовременные западные модели классовой структуры общества в той или иной степенисодержат элементы этой модели.
Результаты этого исследования показали, что целесообразно внутри каждогоиз укрепленного класса выделить промежуточные классы. В итоге модель приобреласледующий вид:
1. Высший-высший класс составляют представители влиятельныхи богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатстваи престижа в масштабах государства. Их положение столь прочно, что практическине зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и другихсоциально-экономических изменений в обществе.
2. Низший-высший класс составляют банкиры, видные политики,владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентнойборьбы или благодаря различным качествам. Они не могут быть приняты в высшийкласс, так как, либо считаются выскочками, либо не имеют достаточного влиянияво всех областях деятельности данного общества. Обычно представители этогокласса ведут жесткую борьбу и зависят от политической и экономической ситуациив обществе.
3. Высший-средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов,наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов,научную элиту. Представители этого класса не претендуют на влияние в масштабахгосударства, однако в довольно узких областях деятельности их положениедостаточно прочно и устойчиво. В своих областях деятельности они обладаютвысоким престижем. О представителях данного класса обычно говорят как обогатстве нации.
4. Низший-средний класс составляют наемные рабочие –инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники,руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие ит.д. В настоящее время этот класс в развитых западных странах наиболеемногочислен. Основные его стремления – повышение статуса в рамках данногокласса, успех и карьера.
5. Высший-низший класс составляют в основном наемныерабочие, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе.
6. Низший-низший класс составляют нищие, безработные,бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.
Что же касается России, то выше приведенная модель не совсем подходит ей,более приемлемой можно считать модель Н.И. Римашевской, которая выглядитследующим образом:
1. «Общероссийские элитные группы».
2. «Региональные и кооперативные элиты».
3. «Динамический средний класс».
4. «Аутсайдеры».
5. «Маргиналы».
6. «Криминалитет».

Заключение
 
Каждая личность занимает в обществе свое место, выполняет свои функции,обладает правами и обязанностями, то есть имеет определенный статус. Этотстатус охватывает профессию, квалификацию, национальность, семейное положение ит.д. Статус может быть достигнутым или предписанным индивидам. Чем ширедостигаемый статус, тем общество демократичнее и цивилизованнее.
Социально-классовая структура строится на основании неравенства с учетомтакой характеристики, как гетерогенность. Система неравенства формируется,исходя из базовых параметров общества, к которым относятся доход,происхождение, должность, власть, образование и другие ранговые показатели.Близость социальных статусов приводит к образованию социальных слоев, которыепомимо разницы в вознаграждениях имеют разные установки, нормы поведения,идеалы и т.д.
Социальные слои можно объединить в социальные классы, которые обладаютопределенным отношением к средствам производства, собственной субкультурой ивозможностями для занятия более привлекательных социальных статусов. Классоваяструктура общества обладает уникальными специфическими чертами и подверженаизменениям в ходе общественного развития.

Список используемой литературы
 
1. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.:Наука, 1994.
2. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс,1995.
3. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник).– М., 1995.
4. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.:Наука, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.