Реферат по предмету "Психология"


Психологические типы личности по Э. Берну

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ПО Э.БЕРНУ

2010-2011

Содержание
Введение
1.1 Биография
1.2 Основные положения теории Э. Берна
1.3 Структурный анализ
1.4 Характеристика Я – состояний
1.5 Виды трансакций
1.6 Сценарий
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вопросами структурирования личностизанимались такие ученые как: З. Фрейд, его ученик К.Г. Юнг, А. Маслоу. В даннойработе остановимся на структуре личности, рассматриваемой Э. Берном.
В основе теории Берна, лежит структурный анализ. Структурныйанализ, заключается в выделении и анализе состояний Эго. Цель этой процедуры — вдостижении верховенства состояний Эго, ориентированных на реальность, и в освобожденииих от влияния архаичных и чуждых элементов.
Известно, что в различных обстоятельствах люди говорят по-разному. Молодой конторскийслужащий будет говорить одним тоном со своим начальником, другим тоном с женой,когда она просит его вынести мусор по возвращении со службы, и опять-таки другимтоном со своим трехлетним сыном, пролившим сливовый сок на его только что выглаженныйкостюм перед его уходом на службу. При этих различных переживаниях меняется не толькотон его голоса: меняется выражение его лица, чувства, поступки и мысли.
Единица социального общения называется трансакцией. Если дваили больше человек соберутся вместе, рано или поздно один из них заговорит или каким-тодругим образом покажет, что замечает присутствие остальных. Это называется транзакционнымстимулом. Другой человек что-нибудь скажет или сделает в ответ на стимул, иэто называется транзакционной реакцией. Простой трансакционный анализ определяет,какое состояние Я породило трансакционный стимул, а какое — трансакционную реакцию.
Говорят, что три состояния Я составляют структуру личности, а диагноз состоянийЯ называется структурным анализом. В этом состоит обычно начальный этап транзакционногоанализа. Действие начинается, когда два человека оказываются вместе. Я каждого индивидаможет находиться в состояниях Родителя, Взрослого или Ребенка; таким образом, когдадва человека находятся наедине в одной комнате, там в действительности присутствуютшесть лиц, каждое из которых может внезапно проявиться. На основе данной структурыЭ. Берн разрабатывает один из терапевтических подходов, который мы рассмотрим всвоей работе.
Транзакционный анализ имеет корни в психоанализе. Своими методами, однако, онсущественно отличается от последнего. Его основоположник, Э. Берн (Berne, 1961),обратил внимание на то, что в каждом человеке есть нечто от ребенка, которымон когда-то был, нечто от своих родителей и нечто от взрослого человека, каким онсейчас является. Все наши взаимодействия («трансакции») с другими людьмипроникнуты той или иной из этих ролей. Подобно ребенку, мы иногда слишком импульсивнореагируем на события и выклянчиваем что-нибудь или хитрим, чтобы добиться своейцели; подобно родителям, мы порой относимся к другим людям, как к детям, наставляяили порицая их; подобно истинно взрослым людям, мы стараемся не терять чувства реальности,здравого смысла и логики перед лицом жизненных невзгод.
Цель этого терапевтического подходасостоит в том, чтобы человек лучше осознал свое поведение и в результате пересталбы играть неосознаваемую роль родителя или ребенка. Взаимодействуя с небольшой группойлюдей, человек в виде негласного договора с самим собой «соглашается»и «обязуется» в будущем вести себя более сознательно и реалистично.
Транзакционный анализ выявляетто обстоятельство, что в своих взаимоотношениях (трансакциях) с другими мы по большейчасти исполняем определенные неосознаваемые роли.
Для подробного рассмотрения вопросао психологических типах личности, выделенных Э. Берном в своей работе уточним некоторыепонятия, используемые автором:
Взрослый (по отношению к состоянию Я) — состояние психики, заинтересованноев объективном нахождении информации и оценках внешней действительности, а такжетелесных и психических процессов.
Игра — последовательность транзакций между двумя или большим числом людей,цель которой не совпадает с кажущейся (надувательство), которая апеллирует к слабостямобеих сторон (подвох) и которая завершается тем, что каждая сторона испытывает приятныеили неприятные чувства (выигрыш).
Ребенок (по отношению к состоянию Я) — состояние психики, воспроизводящеемысли, чувства и реакции, бывшие у индивида в раннем детстве (до шести лет).
Родитель (по отношению к состоянию Я) — по существу копируется с подлинныхродителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянииЯ, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей,а в других случаях — карательные установки, нечестность или предрассудки родителей.
Состояние Я — упорядоченная система чувств, мыслей и реакций, связаннаяс соответствующей упорядоченной системой способов поведения. Есть три вида состоянийЯ: Родитель, Взрослый и Ребенок.
Транзакция — стимул со стороны одного лица и связанная с ним реакция другого.
Транзакционный анализ — система изучения, понимания, предсказания и изменениячеловеческого поведения посредством анализа транзакций индивида с окружающими, которыйвыявляет его состояния Я, т.е. актуальность подробного изучения данного вопросасостоит в том, что зная возможные Я — состояния, процесс общения с окружающими можносделать приятным каждой стороне и конструктивно подойти к решению возникающих вопросов.

1. Психологические типы личности по Э. Берну1.1 Биография
/>
Э. БЕРН (1910-1970)
Рассмотрение вопросов биографии важнодля осмысления сути предлагаемой теории, для понимания истоков подобных взглядовавтора на суть вещей.
Эрик Леннард Бернстайн родился в Монреалев 1910 г. и первые свои двадцать лет прожил в Канаде.
Важнейшее значение для становления личностии профессиональных устремлений будущего психотерапевта имела возможность наблюдатьза работой отца — широко практикующего врача. В своих детских играх Эрик воспроизводилработу врача, тщательно инсценируя всю процедуру. Причем мальчику приходилось придумыватьразнообразные способы воздействия на детей, с которыми он играл, чтобы они согласилисьна роль пациентов. К этому детскому опыту, безусловно, восходят взгляды Берна напсихотерапию и ряд его теоретических концепций.
В 1919г. умер отец Эрика, что было длянего, как отмечают все биографы, сильнейшей травмой. Теперь забота о семье — Эрикеи его сестре — легла на плечи матери, зарабатывавшей на жизнь литературным и редакторскимтрудом. Но это было и воодушевляющим примером. К одиннадцатилетнему возрасту относятсяпервые литературные опусы самого Эрика, и с той поры он продолжает писать всю жизнь.Его перу принадлежат не только научные труды, но и научно-популярные и детские книжки.
Работавшие с Берном и продолжившие егодело ученики объясняют многие особенности его трудов тем, что в них отражены его«сценарные директивы» (по терминологии самого Берна), полученные от родителей- строгого и самоотверженного отца-врача и матери — профессионального литератора;эти основные директивы его жизненного сценария — литературное творчество и помощьлюдям.
В 1935 г. Эрик заканчивает медицинский факультет Университета Макгилла, который в свое время закончил иего отец. После этого он сокращает свою фамилию, отбрасывает второе имя и эмигрируетв США, принимая американское гражданство. Такой шаг во многом был продиктован процветавшимв те годы в Канаде антисемитизмом, проблема которого отразилась и в ТА, заложивоснову так называемого культурного анализа.
В США Берн начал свою карьеру практикующегопсихиатра, одновременно продолжая обучение, специализируясь в области психоанализа.В 1941 г. он вступил в Армейский Медицинский Корпус в качестве психиатра. Армейскийопыт Берна дал мощный толчок его развитию как психотерапевта, отточив природнуюнаблюдательность и интуицию. От армейского психиатра требовалось за минимальноевремя принять решение о годности человека для действующей армии. С опорой на постулатыортодоксального психоанализа сделать это было крайне затруднительно. Это подтолкнулоБерна к критическому переосмыслению многих теоретических принципов, казавшихся ранеенезыблемыми. К бытности Берна в Армейском Медицинском Корпусе относится также первыйи весьма успешный опыт групповой терапии.
После демобилизации в чине майора Бернначинает широкую практику, одновременно сам консультируется у выдающихся психоаналитиков.Правда, его собственный курс лечения не был успешно доведен до конца. Берн прервалего после того, как психоаналитик запретил ему вторую женитьбу до окончания курса(заметим, что все четыре его брака были неудачными). Возможно, этот личный опытпослужил одной из причин разрыва с традиционным психоанализом и подтолкнул Бернак развитию собственной системы.
В 50-е гг. складывается оригинальнаяпсихотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний- структурный анализ. В 1957 г. Берн впервые выносит ее на суд публики на конференцииАмериканской ассоциации групповой психотерапии и публикует программную статью в«Американском журнале психотерапии». В 1961 г. выходит первая книга по ТА «Трансактный анализ в психотерапии», в которой изложены всеосновные идеи новой системы, развернутые в его последующих трудах, а также то, чтоон подробно разработать уже не успел. Поэтому данная книга остается важнейшим источникомдля специалистов.
Берн задался целью разработать такуюпсихотерапевтическую концепцию, применение которой обеспечивало бы «полноеизлечение за минимальное время». Он утверждал, что им осуществлена адаптацияпсихоанализа с целью его более широкого и эффективного использования. Своей заслугойон также считал перевод изощренной психоаналитической терминологии на доступныйжитейский язык.
Сам Берн отрицал отождествление своейтрехчленной схемы анализа (Родитель — Взрослый — Дитя) с фрейдовскими концепциямиСупер-Эго, Эго и Ид. Вместе с тем всеми исследователями отмечаются корни его теориив трудах психоаналитиков, в первую очередь Эрика Эриксона и Пауля Федерна, у которыхБерн сам проходил анализ, а сценарный анализ близок многим идеям Альфреда Адлера.
1.2 Основные положения теории Э. Берна
В основе ТА лежит представление о структуреличности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческогоЯ. Этим трем уровням, или компонентам личности, Берн присвоил названия «Родитель»,«Взрослый» и «Дитя» (последняя инстанция в некоторых переводахфигурирует как «Ребенок», что вносит в сокращенную схему — Р-В-Р — некоторуюпутаницу. «Дитя», вероятно, более удачный перевод, и схема соответственнопринимает недвусмысленную форму: Р-В-Д). Каждому соответствует собственный способвосприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. СогласноБерну, каждый из этих компонентов несет в себе как позитивные, так и негативныестороны регуляции поведения.
Родитель (который в известном смыслеаналогичен Супер-Эго в психоаналитической структуре личности) выступает носителемсоциальных норм и предписаний, которые человек некритически усваивает в детстве(главным образом под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжениивсей жизни. Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты,идеальные требования и т.п. Он также регулирует сложившиеся автоматизированные формыповедения, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Негативныйаспект функционирования Родителя определяется догматичностью, негибкостью диктуемыхпредписаний.
Дитя выступает носителем биологическихпотребностей и основных ощущений человека. Оно также содержит в себе аффективныекомплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Его позитивныекачества — спонтанность, творчество, интуиция; негативные — отсутствие произвольнойрегуляции поведения, неконтролируемая активность.
Взрослый — наиболее рациональный компонент,функционирующий относительно независимо от прошлого, хотя и с использованием информации,которая заложена в Родителе и Дитя. Взрослый олицетворяет собой компетентность,независимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций.
Становление зрелой личности связано,по Берну, главным образом с оформлением полноценно функционирующего Взрослого. Отклоненияв этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний,что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственнопсихотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентови усиление роли Взрослого.
В отличие от психоанализа, сконцентрированногона индивидуальной психике, ТА уделяет особое внимание межличностным отношениям.Согласно Берну, в общении друг другу противостоят все три компонента личности каждогоиз общающихся людей. Непосредственный акт межличностного взаимодействия (трансакция)может быть адресован любому из состояний партнера. Ответ может осуществляться впараллельном направлении (так называемая дополнительная трансакция). Например, одиниз партнеров выступает с позиций Родителя и ведет себя назидательно, директивно,адресуя свое обращение Ребенку другого; тот в свою очередь проявляет готовностьпринять такое обращение и реагирует с детской позиции, адресуя свой ответ Родителю.В этом случае общение протекает гармонично и удовлетворяет партнеров. Но возможнаи так называемая перекрестная трансакция, когда ответ без учета источника и направленияобращения осуществляется на ином уровне. Например, Взрослый одного из партнеровобращается к Взрослому другого с рациональным предложением, а тот избирает детскуюреакцию, адресуемую Родителю партнера. При этом возникает дисгармония отношений,нарушается взаимопонимание, возрастает вероятность конфликта.
Исходя из этой модели, Берн разработалтеорию «игр», под которыми понимаются неконструктивные формы общения.(Недопонимание этой идеи, а также поверхностная трактовка принципов сценарного анализапривели в нашей стране к издательскому курьезу. В аннотации к первому изданию«Игр» сказано: «В книге дано живое и доходчивое изложение деловыхигр и сценариев, многие из которых близки каждому человеку».) Игры порождаютсястремлением партнеров к достижению преимуществ за счет других участников общения.Берн и его сотрудники разработали обширную типологию игр, присвоив им броские, максимальнодоходчивые названия (есть, например, игра «Попался, сукин сын!»). В основемногих игр лежат «сценарии» — программы жизненного пути человека, заложенныев детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатсяв эго-состоянии Дитя, плохо осознаются и потому делают человека несвободным, психологическизависимым.1.3 Структурный анализ
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетаниемпсихологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющихсвоеобразие человека, его отличие от других-людей. Личность человека неповторимав своей индивидуальности. Она представляет собой совокупность Я-состояний.
На языке психологии состояниеЯ можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческихсхем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченнымрепертуаром состояний своего Я, которые суть не роли, а психологическая реальность.Репертуар этих состояний можно разбить на следующие категории:
1) состояния Я, сходные с образамиродителей;
2) состояния Я, автономно направленныена объективную оценку реальности;
3) состояния Я, все еще действующиес момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.Неформально проявления этих состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок.
В транзакционном анализе важны результаты. С самого начала врач стремится заключитьс пациентом лечебный контракт. Начинается это с вопроса к пациенту: «Чего жевы хотите?» или: «Вы пришли сюда с некоторой целью; когда мы с вами будемсчитать, что эта цель достигнута?» Хотя вопрос этот кажется довольно простым,в ряде случаев психотерапия проводилась годами, а только что указанный вопрос таки не был поставлен. Многие пациенты начинают лечение, отрывают время от работы,платят немалые деньги и затрачивают эмоциональные усилия, а затем говорят врачу:«Не могу понять, зачем я сюда хожу; а вы как думаете?» Врач узнает в этомвопросе Ребенка, спрашивающего Родителя, как ему лучше себя вести. Если врач проявитнебрежность и ответит какой-нибудь из родительских сентенций, отсюда может возникнутьигра. В этом случае Ребенок пациента может в конце концов взбунтоваться. Такой образдействия доставляет возбуждение, но не лечит. Чтобы избежать подобных нежелательныхситуаций, заключают контракт взрослого типа, учитывая объективные потребности пациента.
На раннем этапе транзакционногоанализа не было никаких учебников, потому что анализом этого рода никто не занималсяпрежде. Обсуждая истории болезни и прослушивая записанные на пленку занятия терапевтическихгрупп, участники семинара заметили, что и сам врач проявляет тенденцию разыгрыватьте или иные игры. После тщательного обсуждения этого, вопроса лечение удалось улучшить.Чтобы у пациентов были лучшие шансы на выздоровление, врач должен, как это обнаружилосьна семинаре, отдавать себе отчет в том, что делают его собственный Родитель, Взрослыйи Ребенок в каждый момент группового занятия. Отсюда развилась строгая программаподготовки, включавшая посещение еженедельных семинаров и период работы под руководствомопытного специалиста по транзакционному анализу. Эта обширная подготовка длитсяот года до трех лет или больше и завершается устным или письменным экзаменом передособой экзаменационной комиссией из старших специалистов. Лишь после такой успешнозавершенной подготовки квалифицированный терапевт становится дипломированным специалистомпо транзакционному анализу. Эта подготовка прибавляется к обычной профессиональнойподготовке, получаемой общепринятым способом.
Таким образом, теория личности, лежащая в основе транзакционного анализа, исходитиз наблюдений, согласно которым человек может нечто говорить, высказывая или подразумеваяв скрытой или замаскированной форме нечто совсем иное. Личность индивида состоитиз разных частей, и одна из этих частей может вводить в заблуждение другую точнотак же, как он вводит в заблуждение других людей в своей повседневной жизни.
 1.4 Характеристика Я – состояний
Состояния Я — это нормальные физиологическиефеномены. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельностиупорядочиваются и хранятся в виде состояний Я. Некоторые работы американских ученыхсодержат конкретные факты, подтверждающие эту точку зрения. На разных уровнях существуюти другие упорядочивающие системы, такие, например, как память на факты. Однако естественнымобразом опыт запечатлевается в меняющихся состояниях сознания. Каждый тип состоянийпо-своему жизненно важен для человеческого организма.
Ребенок — это источник интуиции,творчества, спонтанных побуждений и радости.
Состояние «Взрослый»необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности,которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Емузнакомы собственные неудачи и удовольствия. Например, при переходе улицы с сильнымдвижением необходимо произвести сложные оценки скоростей. Человек начинает действоватьтолько тогда, когда оценит степень безопасности перехода улицы. Удовольствия, которыелюди испытывают в результате такого рода успешных оценок, на наш взгляд, объясняютлюбовь к таким видам спорта, как горные лыжи, авиационный и парусный спорт.
Взрослый контролирует действияРодителя и Ребенка, является посредником между ними.
Родитель осуществляет две основныефункции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть рольродителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Важностьэтой функции подчеркивается тем фактом, что люди, оставшиеся сиротами в раннем детстве,испытывают гораздо большие трудности при воспитании собственных детей, чем те, которыеросли в полных семьях вплоть до подросткового возраста. Во-вторых, благодаря Родителюмногие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времении энергии. Люди многое делают только потому, что «так принято делать».Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений,благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем,оставляя обыденные вопросы на усмотрение Родителя.
Следовательно, все три аспекталичности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимытолько в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие. Вобычной ситуации каждый из них — Родитель, Взрослый и Ребенок — заслуживает одинаковогоуважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной иплодотворной.
На приведённой ниже диаграммеможно увидеть возможные варианты взаимодействия Я — состояний людей при общении.
Диаграмма взаимоотношений (схема 1), на которой изображены девять возможных векторовобщения между спрашивающим и отвечающим, обладает некоторыми интересными свойствами.
 1.5 Виды трансакций
/>
Схема 1. Диаграмма взаимоотношений
Дополнительные трансакции между«равными психологическими состояниями» представлены линиями (1-I), (5-5)и (9-9). Трансакции (2-4) (4-2), (3-7) (7-3) и (6-8)
(8-6) тоже дополнительные. Все остальные комбинации образуютпересекающиеся трансакции, и на диаграмме они тоже пересекаются: например (3-7)(3-7), — двое людей, лишившихся дара речи, свирепо уставились друг на друга. Еслиникто из них не уступит, коммуникация прекратится и они разойдутся в разные стороны.Обычно один отступает на (7-3), что приводит к игре «Скандал»; лучшимрешением было бы (5-5), при котором оба рассмеются или обменяются рукопожатием.
Простые дополнительные трансакциичаще всего встречаются при неглубоких производственных или общественных взаимоотношениях.Их легко нарушить простыми пересекающимися трансакциями. В сущности, поверхностныевзаимоотношения можно определить как не выходящие за пределы простых дополнительныхтрансакций. Такого рода взаимоотношения возникают в совместной деятельности, ритуалахи времяпрепровождениях.
Более сложными являютсяскрытыетрансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний Я. Именноэта категория служит основой для игр. Продавцы, например, весьма сведущи в так называемых«угловых трансакциях», в которых участвуют три состояния Я. Следующийобмен репликами является ярким, хотя и несколько грубоватым примером торговой игры.
Продавец: Эта модель получше,но она вам не по карману.
Покупательница: Вот ее-то я ивозьму.
Эта трансакция проанализированана схеме. Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: «Эта модельлучше» и «Она вам не по карману». На социальном уровне слова продавцакажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить:«Вы, безусловно, правы и в том, и в другом». Однако скрытый, психологическийвектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Ребенку покупательницы. Ответ,который дал Ребенок, показывает, что наш анализ правилен. Покупательница думает:«Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть нехуже других его покупателей». Эта трансакция дополнительна на обоих уровнях,поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то естькак ответ Взрослого, решившего сделать покупку.
Дополнительные — при нормальных человеческих отношениях стимул влечет засобой уместную, ожидаемую и естественную реакцию. Например, во время болезни ребенокс высокой температурой просит пить, и ухаживающая за ним мать приносит стакан воды.
Обратное правило состоит в том,что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что называетсяпересекающейсятрансакцией. На схеме представлена наиболее обычная пересекающаяся трансакция, котораявызывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы стороны человеческихотношений она ни касалась: семейной жизни, любви, дружбы или работы. Стимул рассчитанна взаимоотношения Взрослый — Взрослый, например: «Ты не знаешь, где мои запонки?»Соответствующим трансакции Взрослый — Взрослый в первом случае может быть признанответ: «Запонки лежат на столе».
/>/>
Пересекающиеся трансакции.
Однако собеседник может вдругвспылить. Тогда ответы будут другие, например, в первом случае: «Ты как мойотец все время меня критикуешь», — а во втором: «Вечно я у тебя во всемвиновата!» Оба последних ответа соответствуют схеме Ребенок — Родитель, и,как видно из схемы, векторы трансакций пересекаются.
При подобных обстоятельствах следуетвременно отложить решение проблемы до тех пор, пока векторы не будут приведены впорядок. Это может продолжаться несколько месяцев, несколько секунд, причем либоигрок должен стать Родителем, дополняя неожиданно проснувшегося в собеседнике Ребенка,либо нужно активизировать в нем Взрослого. Если, например, при обсуждении с хозяйкойкачества мытья посуды, вдруг служанка вздумает взбунтоваться, то разговор на уровнеВзрослый — Взрослый будет закончен. Возможным продолжением может стать коммуникацияна уровне Ребенок — Родитель или обсуждение другой Взрослой проблемы: не следуетли хозяйке уволить служанку?
Смысл высказываний о Я — состоянияхможно несколько подробно пояснить:
1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял),и он хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей (какон их воспринимал). Эти родительские состояния Я при некоторых обстоятельствах начинаютактивизироваться. Следовательно, упрощая это понятие, можно сказать: «Каждыйносит в себе Родителя».
2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработкуинформации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. На обыденномязыке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».
3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому оннесет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться.Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку».
Следовательно, всё выше сказанноеможно представить в виде диаграммы, отражающей все компоненты личности, выявленныена данном этапе анализа. Диаграмма включает состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.Они четко отделены друг от друга.
Для удобства, когда речь идёто состояниях Я, то слова будут пишутся с заглавной буквы: Родитель (Р), Взрослый(В), Ребенок (Ре).
/>/>
Структурная диаграмма.
1. Никогда не употребляем слово «ребяческий», таккак это понятие содержит негативный оттенок, поэтому от него следует избавляться.
Описывая Ребенка, будем употреблятьслово «детский». Оно звучит более объективно и может быть использованов биологическом смысле. Во многих отношениях Ребенок — одна из наиболее ценных составляющихличности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейнуюжизнь: радость, творчество и очарование.
Если Ребенок нездоров и обеспокоен,то последствия могут быть самыми неблагоприятными. Однако определенные меры дляулучшения ситуации могут и должны быть приняты.
2. Все вышесказанное касается и слов «зрелый» и«незрелый». Есть люди, в которых Ребенок совершенно некстати и неумелоберет на себя управление всей личностью, но в то же время у них есть и хорошо структурированныйВзрослый, которого нужно только обнаружить и привести в действие. У так называемых«зрелых людей», наоборот, контроль за поведением почти все время осуществляетВзрослый, но и у них, как и у всех остальных, Ребенок может прорваться к власти,и тогда появляются обескураживающие результаты.
3. Следует отметить, что Родитель может проявляться двоякимобразом — прямо или косвенно: как активное состояние Я или как влияние Родителя.В первом, активном случае человек реагирует так, как реагировали в подобных случаяхего отец или мать («Делай, как я»). Если же речь идет о косвенном влиянии,то обычно реакция человека бывает такой, какой от него ждали («Не делай, какя; делай то, что я говорю»). В первом случае он подражает одному из родителей,во втором — приспосабливается к их требованиям.
4. Ребенок тоже может проявлять себя двумя способами: какприспособившийся Ребенок и как естественный Ребенок. Приспособившийся Ребенок изменяетсвое поведение под влиянием Родителя. Он ведет себя так, как этого хотели бы отецили мать: например, очень зависимо от них или не по годам самостоятельно. Нытьеили «уход в себя» — это тоже способы адаптации. Таким образом, влияниеРодителя выступает как причина, а приспособившийся Ребенок — как следствие. В тоже время естественный Ребенок проявляет себя в спонтанном поведении: например, внепослушании, бунте или в проявлении творческого порыва.
В двойной скрытой трансакции участвуютчетыре состояния Я. Она часто присутствует при флирте.
/>/>
Скрытые трансакции.
Ковбой: Не хотите ли посмотретьконюшню? Девушка: Ах, я с детства обожаю конюшни! На видно, что на социальном уровнепроисходит разговор о конюшнях между Взрослыми, в то время как на психологическомуровне это разговор Ребенка с Ребенком и его содержание — сексуальные взаимоотношения(заигрывание). На поверхности инициатива принадлежит Взрослому, но исход большинстваподобных игр на самом деле предопределяет Ребенок, так что участников игры можетждать сюрприз.
Таким образом, трансакции подразделяютна дополнительные и пересекающиеся, на простые и скрытые, а последние — на угловыеи двойные.
Более подробно содержание Эго-состояния и способа функционированияЭго-состояния представлено в следующей таблице: Эго-состояние Структурный анализ (содержание Эго-состояния) Функциональный анализ (способ функционирования эго-состояния) Ребенок (Дитя) Ребенок в Ребенке Изначальное ощущение себя младенцем Функции Ребенка: натуральность, интимность, азарт, вовлеченность, интерес, спонтанность, принуждение и т.п. Взрослый в Ребенке «Маленький профессор» Свободный Ребенок
Позитивный: спонтанность, импульсивность, независимость.
Негативный: эгоцентричность, отрицание общепринятых норм и правил. Родитель в Ребенке Ранний невербальный уровень восприятия и усвоения родительских форм поведения Адаптированный Ребенок Позитивный: следует правилам и нормам, что экономит энергию в достижениях и способствует поддержке хороших отношений с другими людьми. Взрослый Взрослый Взрослый Наблюдение, познание внешнего мира, рациональность, анализ. Родитель Родитель Родителя Заботливый Родитель (Воспитывающий)
Функции: забота, поддержка, защита.
Позитивный: поддержка.
Негативный: игнорирование желаний другого, отсутствие доверия. Взрослый в Родителе Контролирующий Родитель
Функции: контроль, критика, запрет, доминирование.
Позитивный: защита и покровительство.
Негативный: игнорирование, деструктивная критика. 1.6 Сценарий
Каждый человек еще в детстве,чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в головесвои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком,а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет егосупруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. В жизни, однако, может случитьсяне так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его мечтысбылись.
Сценарий — это постепенноразвертывающийся жизненный план, который формируется, как мы уже говорили, еще враннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс сбольшой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимоот его сопротивления или свободного выбора.
Сценарий предполагает:
1) родительские указания;
2) подходящее личностное развитие;
3) решение в детском возрасте;
4) действительную «включенность»в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу;
5) убеждающую установку или, какпринято говорить, вызывающую доверие убежденность.
Театральные сценарии в основноминтуитивно выводятся из жизненных сценариев. Лучший способ это осмыслить — рассмотретьсвязи и сходство между ними.
1. Оба сценария базируются, как это ни странно, на ограниченномколичестве тем. Наверное, наиболее известная из них — трагедия Эдипа. Большинстводругих сценариев также можно найти в греческой драме и мифологии. Позже люди выделилии записали более домашние, узнаваемые нами модели человеческой жизни.
2. Определенное течение жизни в основном имеет предсказуемыйрезультат, если, конечно, на жизненном пути нет помех и препятствий. Но для диалога,произнесенного определенным образом, необходимо, чтобы выработалась соответствующаяэтому диалогу мотивация. Как в театре, так и в реальной жизни реплики заучиваютсяи произносятся именно так, чтобы реакция их оправдывала и дальше развивала действие.Если герой заменит текст и состояния Я, то партнеры будут реагировать иначе. Например,если во время представления Гамлет вдруг начнет читать строки из другой пьесы, тогдаи Офелия тоже должна будет заменить свой текст, чтобы сделать происходящее осмысленным.Но ведь все представление пойдет иначе. Они могут, скажем, сбежать вдвоем, вместотого чтобы бродить вокруг замка. Это будет, наверное, плохая пьеса, но, возможно,лучший вариант жизни.
3. Сценарий должен быть доработан и отрепетирован, преждечем будет готов для драматического представления. В театре существуют чтения, прослушивания,репетиции и прогоны перед премьерой. А жизненный сценарий запускается еще в детскомвозрасте в той примитивной форме, которую мы называем «протоколом». Здесьуже другие исполнители. Они ограничены в семье кругом родителей, братьев, сестер,а в интернате или детском доме — кругом товарищей или воспитателей. Все они играютсвои роли, ибо каждая семья (интернат или детский дом) представляет собой институт,в котором ребенок чаще всего не получает уроков особой гибкости. В период отрочестваон встречается с большим числом людей. Он интуитивно ищет тех партнеров, которыесыграли бы роли, требуемые его сценарием (они это делают, ибо ребенок играет роль,предполагаемую их сценариями). В это время подросток дорабатывает свой сценарийс учетом своего окружения. Интрига остается той же самой, но действие слегка меняется.В большинстве случаев это нечто вроде пробного представления. Благодаря ряду такихадаптаций сценарий приобретает определенную форму. Он уже как бы готов для самой«большой сцены» — финального акта. Если это был так называемый хорошийсценарий, то все благополучно заканчивается «прощальным обедом». Еслиже то был плохой сценарий, то «прощание» может звучать с больничной койки,с порога тюремной камеры или из психиатрической больницы.
4. Почти в каждом жизненном и театральном сценариях есть ролихороших людей и злодеев, счастливцев и неудачников. Кого считать хорошим или плохим,кого счастливцем, а кого неудачником, определяется весьма специфично для каждогосценария. Но совершенно ясно, что в каждом из них присутствуют эти четыре типа,объединенные иногда в две роли. Например, в ковбойском сценарии хороший парень почтивсегда бывает победителем, а злодей — неудачником. Хороший — это храбрый, решительный,честный, чистый человек. Плохой — это трусливый, колеблющийся, хитрый, развратныйчеловек. Победитель обычно выживает, а неудачник погибает или наказывается. В музыкальныхводевилях чаще всего победителем бывает та женщина, которая завоевывает мужчину,а неудачницей — женщина, теряющая партнера.
В сценарном анализе психотерапевтыназывают победителей Принцами и Принцессами, а неудачников зовут Лягушками. Задачаанализа состоит в превращении Лягушек в Принцев и Принцесс. Чтобы это осуществить,психотерапевт должен выяснить, кто представляет в сценарии пациента хороших людейи злодеев. Далее надо уяснить, какого рода победителем способен быть пациент. Онможет сопротивляться превращению в победителя, так как, возможно, идет к психотерапевтусовсем не для этого. Может быть, он хочет стать храбрым неудачником. Это вполнедопустимо, ибо, став бравым неудачником, он почувствует себя удобнее в своем сценарии,тогда как, превратившись в победителя, он должен будет отказываться от сценариячастично или полностью и начинать все сначала. Этого люди обычно опасаются.
5. Все сценарии, театральные или из реальной жизни, в сущности,представляют собой ответы на фундаментальный вопрос человеческих взаимодействий:что вы говорите после приветственных слов? Например, драма Эдипа и вся его жизньвращаются вокруг этого вопроса. Встречая любого человека старше себя, Эдип первымделом его приветствовал. Следующее, что он чаще всего делал, будучи движим своимсценарием, это задавал вопрос: «Померяемся силой?» Если встречный отвечал«нет», то Эдипу оставалось гадать: говорить ли о погоде, о ходе военныхдействий или о том, кто победит на будущих Олимпийских играх. Проще всего он выходилиз затруднения, пробормотав что-нибудь вроде «рад был познакомиться»,и отправлялся своей дорогой. Но если встречный говорил «да», то Эдип отвечал«отлично!», ибо теперь он нашел того человека, с которым знает, как вестисебя дальше.
6. Сцены в жизненном сценарии человека обычно определяютсяи мотивируются заранее, точно так же как и театральные. Простейший пример: ситуация,когда кончается бензин в бензобаке автомобиля. Его владелец это всегда определяетза день-два вперед, по показаниям счетчика. Человек соображает: «Надо заправиться»,- но. этого не делает. Фактически не бывает так, чтобы бензин кончился мгновенно,если в машине все исправлено. Однако в сценарии Неудачника это почти всегда постепеннонадвигающееся событие и как бы запланированная сцена. Многие Победители проходятвесь свой жизненный путь, ни разу «не оставшись без бензина».
Жизненные сценарии основываютсяв большинстве случаев на Родительском программировании, которое ребенок воспринимаетпо трем причинам. Во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлосьбы отыскивать самому. Все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей,обычно для родителей. Во-вторых, Родительское программирование дает ему приемлемыйспособ структурировать свое время (то есть приемлемый для его родителей). В-третьих,ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самомуинтересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках. Человек едва ли станетхорошим пилотом, если разобьет несколько аэропланов, предполагая, что выучится насвоих ошибках. Хирургу, например, нужен наставник, а не возможность удалять аппендиксыодин за другим, пока, наконец, не выяснится, что он делал все неправильно. Родители,программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились(или думают, что научились). Если они Неудачники, то передают свою программу неудачников.Если же они Победители, то соответственно программируют и судьбу своего ребенка.Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределенРодительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избратьсвой собственный сюжет.
Таким образом, всё выше сказанноеговорит о том, что теория личности, созданная Э. Берном может применятся обывателями.Используя основные положения теории можно прогнозировать возможные решения тогоили иного вопроса, избежать конфликтной ситуации, добиться поставленной цели.
Заключение
Идеи Берна сочетаются с психоанализом, но отнюдь не сводятсяк нему.
Каждое состояние Я имеет свою ценность для человеческого организма.
Ребенок — источник интуиции, творчества, спонтанных порывов ирадости.
Взрослый необходим для выживания. Он обрабатывает данные и оцениваетвероятности, что очень важно для эффективного взаимодействия с окружающим миром.У него собственные прблемы и способы достигнуть удовлетворения. Например, чтобыперейти улицы с сильным движением, придется произвести множество мгновенных расчетовскорости автомобилей и человека; Взрослый будет стоять на тротуаре, пока расчетне покажет высокую вероятность безопасного достижения противоположной стороны.
У Родителя две основные функции. Во-первых, он позволяет взросломучеловеку вести себя как родитель по отношению к собственным детям, таким образомспособствуя сохранению человечества. Его ценность в этом отношении подтверждаетсятем, что дети, выросшие сиротами, став взрослыми, испытывают большие трудности привоспитании собственных детей, чем те, кто вырос в семье. Во-вторых, Родитель делаетмногие наши реакции автоматическими, что сберегает энергию и время. Многое делаетсятак, «потому что так принято». Это освобождает Взрослого от необходимостипринимать тривиальные решения, так что он может посвятить себя более важным делам,оставив рутинные проблемы Родителю. Таким образом, все три состояния Я чрезвычайноважны для выживания. Вмешательство необходимо только тогда, когда нарушено их нормальноеравновесие. В обычной ситуации каждый из них: Родитель, Взрослый и Ребенок — достойныравного уважения и равно необходимы для плодотворной и насыщенной жизни.
Учитыавая Я — состояние партнёров по общению мы можем выбратьнаиболее мудрое решение для данной ситуации. Понять других нам помогает осознаниесвоей личности, её особенностей, анализ поступков и их причин. Осознанно восприниматьсвою личность нам помогает общение.
Таким образом, основной принцип теории игр состоит в следующем:любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей.
Утверждая, что общественная жизньпо большей части состоит из игр, не хотим этим сказать, будто они очень забавныи их участники не относятся к ним серьезно. Употребление термина «игра»по отношению даже к таким трагическим формам поведения, как самоубийства, алкоголизм,наркомания, преступность, шизофрения, не является безответственностью и легкомыслием.Существенной чертой игр людей считается не проявление неискреннего характера эмоций,а их управляемость. Это становится очевидным особенно в тех случаях, когда необузданноепроявление эмоций влечет за собой наказание. Игра может быть опасной для ее участников.Однако только нарушение ее правил чревато социальным осуждением.
Эрик Берн до самой смерти вел активнуюпсихотерапевтическую практику. Его жизнь оборвалась на взлете научной карьеры, когданаряду с массовым признанием стала таять настороженность коллег, когда началасьактивная и плодотворная деятельность основанной им Международной ассоциации ТА,появились его последователи во многих уголках мира. Он умер от сердечного приступав 1970 г., не дожив полгода до своего шестидесятилетия.
«Искусство жизни состоит в том, чтобы идти по земле принцем,разбрасывая яблоки на своем пути. Искусство умирания состоит в том, чтобы доестьсвое собственное яблоко и сказать: „Я доволен, остальное — вам, наслаждайтесьв мою честь“. 
/>Список использованной литературы
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.Изд.: Университетская книга. М., 1998, 397с.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2. Изд.: Мир, М., 1992,376 с.
3. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского, М.: Изд.: Академия,1996,496 с.
4. Степанов С.С. Психология в лицах.Изд.: ЭКСМО — Пресс, 2001, 384 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ деятельности банка ОАО "УралСиб"
Реферат Анализ деятельности Поволжского банка Сбербанка России
Реферат Древняя Греция – колыбель европейской культуры
Реферат Психологическое состояние жертв онкологических заболеваний
Реферат Дидактические игры как средство развития экологических знаний о живой природе у детей старшего дошкольного 2
Реферат Управление материальными ресурсами предприятия
Реферат Интернет как средство информации
Реферат Банковский учет и характеристика
Реферат Банки в современной экономической структуре
Реферат Производство керамического кирпича
Реферат Формирование механизмов рыночной конкуренции
Реферат Россия (english)
Реферат Commentary On Notes To Myself Essay Research
Реферат Алжирская война 1954-1962 годов борьба алжирского народа за независимость
Реферат Быт русского народа XVI XVII веков