Челябинский Государственный Колледж Индустрии Питания и Торговли РЕФЕРАТ на тему: «Маркировка продуктов питания» Челябинск 2010 Содержание : 1. Введение 2. Международные маркировки 3. Тенденции и инновации 4. Заключение 5. Список литературы 1. Введение Важность нанесения маркировки на продовольственные продукты сегодня очевидна для всех, причем
список обязательной информации для маркировки постоянно увеличивается. Например, сегодня многие продовольственные розничные сети отказываются работать с поставщиками, на основании отсутствия на товаре логотипа, этикетки, штрих кода или другой информации. Поэтому маркировка продуктов питания это не только необходимость соблюдения нормативных актов, сколько острая потребность всех участников рынка в достоверной информации, а это более действенный фактор в
российском бизнесе. Да и нынешний потребитель более внимателен к покупаемым продуктам питания, чем несколько лет назад. Неудивительно, ведь в течение нескольких лет строительства рыночной экономики россияне имели на своем столе немало некачественных продуктов питания. Здесь и продукция «серого» импорта, и подделки, и прямой и косвенный обман потребителя даже со стороны самих производителей. Благодаря этому, покупатель, тщательно изучающий товар, его упаковку и маркировку
перед совершением покупки, сегодня не редкость. Итак, маркировка – это текстовая (буквенный символ, число) или графическая информация на товаре или упаковке, которая позволяет участнику логистической цепи определить товар или его свойства. Таким образом, маркировка выполняет функции идентификатора, источника информации и эмоционального стимулятора. В соответствие с законом «О защите прав потребителя» на упаковках продуктов питания должна быть представлена
следующая информация: Наименование, адрес производителя, прочая контактная информация, Наименование товара и его потребительских свойств (состав, масса, сорт, калибр, пищевая ценность, энергетическая ценность, условия хранения, способ приготовления и пр.), Стандарты, на основании которых этот продукт произведен (ГОСТ, ТУ), или которым он соответствует (знак Российского
Стандарта), Срок изготовления и срок годности товара. Не будем углубляться в теоретические тонкости классификации видов маркировки, рассмотрим лишь некоторые носители и разновидности такой информации, которые наиболее важны и актуальны для участников рынка продуктов питания сегодня. Основные носители маркировки для продуктов питания – это товар, упаковка, этикетка, контрольный лист, вкладыш, ценник. Непосредственно товар может подвергаться маркировки с помощью нанесения
клейма или штампа. Клеймо наносят на такие продукты, как мясо, субпродукты, мясные продукты, яйца. Существует несколько способов нанесения клейма – выжигание или нанесение особой краски. А также штампы могут вдавливаться, типичный пример маркировка сыра, или выдавливаться. Штамп также часто наноситься непосредственно на упаковку товара, например, такие данные, как кодовый номер завода изготовителя, номер партии и дата изготовления обычно выдавливается на жестяных банках
с мясными и рыбными консервами. Подобные штампы, только нанесенные краской, можно увидеть на упаковках молочной и масложировой продукции, например, штампы наносятся на пакеты молока и кефира, пачки творога и сливочного масла. В ситуациях, когда упаковка не предусмотрена для нанесения информации, на нее наклеивается этикетка. Этикетка обычно содержит представленную выше обязательную информацию о товаре, но ее бумажная основа позволяет получить качественную маркировку, с точки зрения печати, дизайна и цветового решения.
Другим носителем информации может быть вкладыш, который часто используется в кондитерской промышленности, например, вкладыш можно увидеть в красочных коробках шоколадных конфет или упаковках печенья. И последний носитель информации для продуктов питания – ценник, предоставляющий информацию о розничной цене товара. Большое значение сегодня приобретают такие маркировочные знаки, как торговая марка, штриховое кодирование, знаки, защищающие товар от подделки, экомаркировка, и знаки престижа.
Торговая марка - это индивидуальное имя товара, своеобразная гарантия заявленного качества, а потребитель сегодня становится все более и более разборчив и требователен. Торговые марки активно создаются, используются и продвигаются производителями продуктов питания, эта тенденция распространяется уже даже на такие унифицированные продукты, как мясная, рыбная и молочная консервации, крупы. Актуально сегодня нанесения на упаковку продуктов питания штрихового кода, ведь
многие торговые сети, супермаркеты и крупные гастрономы внедряют системы автоматизированного учета, основанного на использовании штрихового кода на упаковках. Штрих код – это вид кодирования информации о товаре, который представлен очередностью полосок определенной высоты, но разной ширины. Штрих код считывается специальными лазерами и позволяет контролировать процесс движения товара. В нашей стране поддерживается стандарт штрихового кодирования
EAN-13 (European Article Numbering), который включает в себя последовательность 13 штрихов, несущих информацию о стране, производителе и коде товара. Производители, желающие разместить на упаковке своего товара штриховой код, должны быть готовы к покупке специального оборудования для его нанесения, и определенной работе по отработке этой процедуры. Ведь для того, чтобы штрих код на упаковке действительно «работал», а не просто служил украшением, необходимо соблюдение некоторых условий его нанесения.
Часто можно встретить на упаковках знаки престижа. Такая маркировка несет функцию эмоционального стимула, к ней относятся такие знаки, как «Лучший продукт на российском рынке», «Продукт года», и прочие знаки, подтверждающие успех продукта при участии на различных выставках и конкурсах. Эта маркировка как бы гарантирует качество продукта, стимулируя совершение покупки потребителем. Типичный пример, это всем хорошо известная этикетка с «медалями» на бутылке «Советского
Шампанского». Эко-маркировка очень популярна сегодня за рубежом, так как экология – это одна из глобальных проблем сегодня. Экологические символы могут нести несколько значений: подтверждать экологическую чистоту товара, подтверждать возможность вторичной переработки упаковки, побуждать к заботе об окружающей среде, например, маркировка, призывающая выбрасывать упаковку при использовании продукта только в мусорные урны. Популярен в нашей стране и такой вид маркировки, как знаки защиты от подделок.
Ведь по некоторым группам товаров процент поддельной и низкокачественной продукции достигал несколько лет назад значения 70-80%. Производителям, имеющим серьезные намерения относительно отечественного рынка, приходится не только индивидуализировать свой продукт с помощью торговой марки, но и отрабатывать системы защиты продукции от подделок, различными штампами, водяными знаками, формой упаковки и т.д. Это тот вид маркировки, с которым бы ни производителям, ни потребителям не хотелось бы встречаться,
тем более, на рынке продуктов питания. Маркировка продуктов питания – это один из способов предоставления потребителям своего продукта, поэтому к ее нанесению производителям следует относиться внимательно, особенно если товаром являются продукты питания. При грамотном нанесении маркировочных знаков на товар, упаковку или этикетку, маркировка может стать одним из факторов успешного маркетинга. 2. Международные маркировки Маркировка упаковочных материалов «Der
Grune Punkt». Зелёная точка. С 1990 года ставится на упаковочных материалах, и означает, что компания производитель даёт гарантию приёма и вторичной переработки маркированного упаковочного материала. Используется в Германии, Франции, Бельгии, Ирландии, Люксембурге, Австрии, Испании и Португалии и ряде других стран: Треугольник из трех стрелок – «Петля Мебиуса», означает, что материал, из которого изготовлена упаковка,
может быть переработан, или что упаковка частично или полностью изготовлена из вторичного сырья: Знак перерабатываемого пластика. Этот знак ставится на всех видах полимерных упаковок. Пластиковая упаковка подразделяется на 7 видов пластмасс, для каждого из них существуют свой цифровой символ, который производители наносят с целью информирования о типе материала, возможностях его переработки и для упрощения процедуры сортировки перед отправкой пластмассы на переработку и вторичное использование:
Цифра, обозначающая тип пластмассы расположена внутри треугольника. Под треугольником буквенная аббревиатура, обозначающая тип пластика: 1. PET или ПЭТ – полиэтилентерфталат. Используется для изготовления упаковок (бутылок, банок, коробок и т.д.) для розлива прохладительных напитков, соков, воды. Также этот материал можно встретить в упаковках для разного рода порошков, сыпучих пищевых продуктов
и т.д. Очень хорошо поддается переработке и вторичному использованию. 2. HDPE или ПВД – полиэтилен высокого давления. Используется для изготовления кружек и пакетов для молока и воды, бутылок для отбеливателей, шампуней, моющих и чистящих средств. Для изготовления пластиковых пакетов. Канистр для моторного и прочих машинных масел и т.д. Очень хорошо поддается переработке и вторичному использованию.
3. PVC или ПВХ – поливинилхлорид. Используется для упаковки жидкостей для мытья окон, пищевых растительных масел. Из него изготавливаются банки для упаковки сыпучих пищевых продуктов и разного рода пищевых жиров. И именно этот пластик практически не поддается переработке. Более того, существуют доказательства того, что содержащейся в нем канцероген винилхлорид обладает способностью проникать в продукты питания, а затем и в организм человека.
Также для производства ПВХ используется множества добавок, которые весьма токсичны для человека: фталаты, тяжелые металлы и т.д. И еще, процесс производства, использования и утилизации ПВХ сопровождается образованием большого количества диоксинов (самых опасных ядов) и других крайне токсичных химических веществ. 4. LDPE или ПНД – полиэтилен низкого давления. Используется в производстве полиэтиленовых пакетов, гнущихся пластиковых упаковок и для производства
некоторых пластиковых бутылок. Хорошо поддается переработке и вторичному использованию. 5. PP или ПП – полипропилен. Из него делаются крышки для бутылок, диски, бутылки для сиропа и кетчупа, стаканчики для йогурта, упаковки для фотопленок. 6. PS или ПС – полистирол. Используется в производстве поддонов для мяса и птицы, контейнеров для яиц. 7. OTHER или ДРУГОЕ. Смесь различных пластиков или полимеры, не указанные выше.
Упаковка маркированная этой цифрой не может быть переработана и заканчивает свой жизненный цикл на свалке или в печи мусоросжигательного завода. Существуют и другие знаки для разных видов упаковочных материалов, изделий из бумаги или картона, которые могут быть либо произведены из вторсырья, либо подвергнуты вторичной переработке (в определённых случаях - в рамках специальных программ): Самая распространённая экомаркировка встречается с разными подписями, типа "
Keep your country tidy" ("Содержи свою страну в чистоте!" – англ.) или, например, просто "Gracias" ("Спасибо" – исп.): Маркировка экологичного товара Некоторые виды эко-маркировки не распространяются на пищевые продукты, напитки, лекарственные препараты и не должна наноситься на вещества и материалы, признанные опасными в соответствии с законодательством ЕС, а так же на изделия, в процессе производства которых могло оказываться вредное воздействие на людей
и окружающую среду: * В Скандинавских странах (Дания, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция) зарегистрирована официальная эко-маркировка "Скандинавский Лебедь". С 1999 года она дает гарантию, что товар или услуга удовлетворяет чрезвычайно высоким экологическим стандартам, которые учитывают жизненный цикл, негативные влияния, качество, соблюдение экологических нормативов. Экологические критерии регулярно пересматриваются, для того чтобы гарантировать,
что маркированный товар или услуга удовлетворяет промышленным стандартам. Постановку этих знаков разрешено производителям, продукция которых удовлетворяет критериям, устанавливаемых координационным советом по использованию знака. Среди знаков, применяемых на территории России, применяется знак Соответствия Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям: Маркировка продуктов питания Информация о натуральности продукции (сырья) органического происхождения,
выращенной без применения химикатов, произведённой без красителей и искусственных пищевых добавок, отображается в виде маркировки: Маркировка продукции «Не содержит ГМО» означает, что продукция прошла проверку правительства Москвы и не содержит трансгенов: В российских регионах можно встретить ещё значок "Без трансгенов": Морепродукты, рыба, консервы могут быть промаркированы знаком «Dolphin-friendly»
- это декларация того, что в процессе вылова рыбы не использовались дрифтерные сети: 3. Тенденции и инновации Маркировка E nnn на продуктах питания Утверждена новая маркировка продуктов питания Еврокомиссия утвердила новый логотип, который будет наноситься на упаковку биологически чистых продуктов питания, реализуемых в Европейском Союзе. Так, с 1 июля 2010 года новый логотип будет в обязательном порядке наноситься на
все био-продукты в упаковке, которые были изготовлены в одной из стран-членов ЕС. Для импортируемых продуктов питания данный логотип необязателен. Рядом с названным логотипом могут размещаться также и другие частные, региональные или национальные логотипы. Логотип для био-продукции изображен в форме листа со звездами Европейского Союза на зеленом фоне, что подразумевает наличие смысловой связи с природой и
Европой . Изменения маркировки в Украине С 1 ноября 2008 года в Украине вступил в силу стандарт ДСТУ 4518-2008 “Продукты пищевые. Маркировка для потребителей”. Новый стандарт требует от производителей указывать на упаковке и этикетках пищевых продуктов все ингредиенты, которые входят в состав продуктов и называть продукты своими именами, а не выдавать за другую продукцию. Не разрешено в названии пищевого продукта отмечать, что он является
продуктом типа другого известного продукта (например: минеральная вода типа Боржоми, Нафтуся и тому подобное). Кроме правдивой информации на этикетках и упаковке производителям придется изменять и шрифт текста, поскольку, иногда, прибегая к хитростям, производители размещают информацию так, что прочитать ее становится достаточно проблематично. Следовательно, согласно новых требований к маркировке название товара должно быть написанная буквами
не меньше 5мм, а цвет шрифта должен отличаться от цвета этикетки, чтобы можно было легко прочитать текст. Маркировка продуктов питания в ЕС Нормы безопасности продуктов питания в ЕС самые строгие в мире. Еврокомиссия предлагает еще более усовершенствовать требования к маркировке продуктов. Порой важную информацию на этикетке невозможно прочитать без лупы и чтобы помочь покупателям разобраться в том, что они покупают предлагается использовать разноцветные этикетки.
Для каждого важного компонента – свой цвет. “Мы считаем, – говорит представитель Европейской народной партии Рената Соммер, – что прежде всего на этикетке должна быть информация об энергетической ценности продукта, содержании питательных веществ на 10 граммов или 100 милилитров. Имея такую информацию, можно продукты сравнивать. Это очень важно”. В феврале комиссия Европарламента по охране окружающей среды, здравоохранению и защите
прав потребителей выступила против новой маркировки. “Мы исключили, – говорит Рената Соммер, – поправки, касающиеся разноцветных этикеток. И это большой успех, потому что цветовое кодирование может ввести потребителей в заблуждение. Поэтому мы не можеи принять такую маркировку”. Члены парламентской комиссии опасаются, что покупатели будут действовать необдуманно, по принципу: “зеленый цвет” – хорошо, а “красный” – плохо.
Люди уже не будут внимательно изучать маркировку товара, а без этого невозможно точно определить кому данный продукт подходит, на какой возраст рассчитан, каким рекомендациям соответствует. В мае законопроект будет обсуждаться на заседании Европарламента. 4. Заключение Правильно нанесенная маркировка помогает людям сравнить и понять разницу между различными продуктами питания. Например, две упаковки хлопьев для завтрака могут выглядеть одинаково,
но одна из них может содержать больше фибры, а другая - большое количество сахара, поэтому фактически они различаются по своей питательной ценности. Маркировка может также защитить людей с особыми рисками для здоровья. Например, по одному виду продукта сложно определить, содержит он орехи или большое количество насыщенного жира, но для человека, страдающего от тяжелой формы аллергии к орехам, или человека с сердечными заболеваниями, эта информация станет решающей. Людям необходима информация о том, как правильно готовить
пищу, чтобы она была безопасной. Маркировка также помогает людям сделать выбор, отражающий их убеждения, например, выбор продуктов «справедливой торговли» или продуктов, являющихся частью культурного наследия. Маркировка очень важна для производителей продуктов питания, которые хотят защитить имя и репутацию своей продукции. На протяжении многих веков в Европе, сырам и винам давали названия, связанные с географическими провинциями, например, «Шампанское». Сейчас производители чая, кофе и других продуктов в
Азии и Латинской Америке следуют тому же принципу. В последнее время мы наблюдали тенденцию к увеличению числа людей, желающих получать больше информации о здоровье, безопасности и экологических характеристиках продуктов питания, которые они употребляют. Их интересует широкий спектр вопросов, начиная от их питательной составляющей и наличия в них аллергенов до способов выращивания и методов обработки. В свою очередь производители продуктов питания начали обращать
больше внимания на желания и нужды потребителя, поэтому значимость маркирования существенно возросла. 5. Список литературы : 1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 479 с. 2. http://www.fao.org 3. http://www.greenpeace.org 4. http://ru.wikipedia.org 5. http://www.gosreglament.ru 6. http://www.smi2.ru 7. http://ru.euronews.net
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |