Реферат по предмету "Финансовые науки"


Органы управления финансами в Российской Федераци

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА
 
студента (ки)__________5_______________курса
экономики и управления факультета
Феоктистовой Оксаны Николаевны
(фамилия, имя, отчество)
ТЕМА: />Органыуправления финансами в Российской Федерации.
 
Руководитель-консультант
_______________________________
Защищена                                                          Оценка
«______»______________200__г.                   «___________________»
Москва – 2009

Введение
Глава 1. Основные задачи и методы управления финансами.
§ 1.  Сущность и методы управленияфинансами
§ 2.  Объекты и субъекты управления финансами
§ 3.Функциональные элементы управления
Глава 2 Органыуправления финансами в Российской Федерации.
§ 1.  Высшие органы государственной властиуправления финансами
§ 2 Министерство Финансов РФ.Казначейство РФ;
§ 3.  Счетная Палата РФ
§ 4 Налоговые органы РФ;
§ 5 Федеральная служба страховогонадзора РФ
§ 6 Федеральная службафинансово-бюджетного надзора РФ
Глава 3. Автоматизированные системы управленияфинансами
Заключение
Список использованных источников и литературы

Введение
В любом государствераспределение и перераспределение валового общественного совокупного продукта инационального дохода происходит в денежной форме. Понятие финансы происходит отфр. finance совокупность всех денежных средств,находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система ихформирования, распределения и использования.
По своему материальномусодержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств.
Финансы непосредственносвязаны с функционированием общественных экономических отношений в процессеаккумуляции, перераспределения и использования централизованных идецентрализованных фондов денежных средств. Человечество в процессеэволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена ктоварно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государствов процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальнымипроцессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуяразличные денежные фонды. Финансы это не сами денежные средства, а отношения междулюдьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежныхсредств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валовогообщественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроляза производством и распределением материальных благ, а также средствомстимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный периодразвития направлении. Финансы и финансовые отношения это обязательно денежныеотношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег являются финансовыми.Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административныхштрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемыедругими отраслями права: гражданским, административным и т.д.
Ведущую, определяющуюроль в формировании и развитии экономической структуры любого современногообщества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамкахизбранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов,позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование,является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеномкоторой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системыгосударство образует централизованные и воздействует на формированиедецентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнениявозложенных на государственные органы функций.
Очевидно, что успехэкономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того,в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества,насколько политика государства будет отвечать требованиям времени.
Целью данной работыявляется рассмотрение эффективности управления финансами в системе факторовстабилизации социально-экономического развития России.
В соответствии споставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:
Во-первых, рассмотренасущность финансов и финансовой системы РФ, во-вторых, проанализированы вопросыуправления финансами, наконец, в-третьих, рассмотрены проблемы эффективностиуправления финансами и пути их решения.

Глава1. Основные задачи и методы управленияфинансами.
§ 1.   Сущность и методы управления финансами
Управление – этосовокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достиженияопределенного результата.
Управление присуще всемсферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Оно основано назнании объективных закономерностей развития общества; вместе с тем, науправление большое влияние оказывает государство в лице соответствующихуправленческих структур.
Процесс перераспределенияфинансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри нихвсегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не можетосуществляться стихийно и, соответственно, предполагает организацию некоторойсхемы управления.
Управление финансами –это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства иликонкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественнымии качественными параметрами.
Система управленияфинансами имеет определяющее значение для функционирования и развитиясовременной экономики. Сложившаяся к настоящему времени российская системауправления финансами получила развитие в процессе экономических реформ переходаот планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованнойэкономике управление финансами осуществлялось директивно-административнымиметодами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового еговообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали — выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы длянаселения и т.д… Но они не оказывали существенного воздействия на деятельностьфинансовой сферы и самой экономики.
Между тем цивилизованнаярыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиватьсябез хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемогофинансового рынка. Финансовый рынок и финансовая система функционируют на базереальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то жевремя обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики.Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительноважное значение, финансовые пропорции определяют материально-вещественныепропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных,ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояниенаселения в зависимости от результатов экономического роста.
Управление финансами являетсясоставной частью общей системы управления социально-экономическими процессами.Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализоватьфинансовые ресурсы, необходимых для социально-экономического развития общества.
Цель управления финансами– достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющиесяв макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижениигосударственного долга, твердости национальной валюты, в сочетанииэкономических интересов государства и всех членов общества.
 
§2.   Объекты исубъекты управления финансами
Финансовая системапредставляет собой финансовые отношения, существующие в рамках даннойэкономической формации.
Финансовая система –совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), впроцессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Этосовокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Построение финансовойсистемы базируется на следующих принципах:
Функциональное значение.Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджетвыражает распределительные отношения между государством, предприятиями инаселением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованиюденежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностейобщественного воспроизводства). Единство фин системы– предопределяется единойэкономической и политической основой государства. Это обуславливает единуюфинансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовыеорганы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единыхзаконодательных и нормативных актах. Территориальность – каждый регион имеетсвою финансовую систему со своими территориальными особенностями./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> Финансовая система РФ  
 

Общегосударственнымфинансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развитиявсех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов междуотраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственнойсферами, а также отдельными группами и слоями населения.
 Государственные финансы– это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупногообщественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные сформированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты порасширению производства, удовлетворения растущих социально-культурныхпотребностей общества, нужд обороны и управления.
В сфере государственныхфинансов выделяются звенья:
· государственныйбюджет
·  внебюджетные фонды
· государственныйкредит
Государственный бюджетявляется главным звеном финансовой системы. Он представляет собой формуобразования и использования централизованного фонда
денежных средств дляобеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируетсязначительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государствасосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до80% средств централизуется).
Бюджет РФ как финансовыйплан государства базируется на показателях прогноза социально-экономическогоразвития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов ирасходов органически связаны с объемами общественного продукта и национальногодохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикойгосударства.
Внебюджетные фондысоздаются федеральными и региональными органами государственной власти иорганами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемына финансирование расходов, не включаемых в бюджет.
Внебюджетные фонды имеютстрого целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитнымиучреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можнообъединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социальногострахования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фондсоциального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фондобязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетныефонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются нафедеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное иматериально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входятразличные внебюджетные фонды территориального назначения.
Как финансово-кредитноеучреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качествеинвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода иувеличения финансовых ресурсов.
Государственный кредитвыражает кредитные отношения между государством, в лице органовисполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующимисубъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, сдругой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийногообеспечения.
Дополнительные финансовыересурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций,казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежногообращения в стране.
 Государственный кредитфункционирует в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы.Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг,получения иностранного кредита. В форме условного государственного долгавыступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты,получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующимисубъектами.
В соответствии с уровнемгосударственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферыгосударственных финансов делятся на подзвенья:
· федеральныефинансы
· финансы субъектовРФ
· местные финансы
Финансы предприятийразличных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны,обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта инационального дохода.
Финансы предприятийпредставляют собой денежные отношения, связанные с образованием ираспределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнениеобязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат
по расширенномувоспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированиюработающих.
Финансы хозяйствующихсубъектов можно выделить в подзвенья:
·  финансы коммерческих предприятий иорганизаций
·  финансы некоммерческих организаций
Финансовые отношения этихдвух групп хозяйствующих субъектов имеет свою специфику, связанную с формойорганизации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов,владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.
Финансовые ресурсыпредприятий представляют собой денежные доходы и накопления (собственныесредства), а также денежные поступления извне (привлеченные и заемныесредства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг,воспроизводства капитала и рабочей силы.
Финансовые отношенияпредприятий состоят из четырех групп:
- отношения сдругими предприятиями и организациями;
- внутрипредприятия;
- внутриобъединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящейорганизацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;
- сфинансово-кредитной системой – бюджетами и внебюджетными фондами, банками,страхованием, биржами, различными фондами.
От состояния финансов предприятийзависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами.При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства иреализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковскогокредита, страхования.
Страхование – этосовокупность особых замкнутых перераспредели тельных отношений между егоучастниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страховогофонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектамихозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи споследствиями происшедших страховых случаев.
Финансы страхованиясвязаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических июридических лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается между участникамистрахования.
По различиям в объектахстрахования страховые отношения можно поделить на пять групп:
· социальное;
· личное;
· имущественное;
· страхованиеответственности;
· страхованиепредпринимательских рисков.
В социальном страхованиив качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себястрахование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом являетсяжизнь, здоровье и трудоспособность – страхование жизни и страхование отнесчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанностьстрахователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашениюзадолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если онбыл нанесен другими лицами. При страховании ответственности возмещение ущерба производитстраховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектомявляется риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случайснижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоевоборудования и др.)
Субъектами общего управления финансами вРоссийской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ,Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.
Президент РФ –регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план,имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое ФедеральнымСобранием.
Федеральное Собрание РФ(состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) – устанавливаетналоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимаетфинансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)
Правительство РФ –рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управленияфинансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики,является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой,кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность другихфедеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов РФ(МФ РФ):
- осуществляетметодическое руководство в сфере финансового планирования и финансированияотраслей хозяйства;
- развиваетбюджетный федерализм;
- разрабатываетпроект федерального бюджета;
- составляет отчето выполнении федерального бюджета;
- составляетконсолидированный бюджет;
На Министерство финансоввозложены следующие функции:
- участие вразработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочныйпериод, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
- подготавливает предложенияи реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизмамежбюджетных отношений
- участвует вподготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
- проведениемероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и заисполнением целевых средств бюджета;
Министерство по налогам исборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ)осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей,установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютныйконтроль.
Федеральная комиссия поценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка,способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система Центральногобанка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализацииденежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральнымказначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность другихкредитных институтов.
Счетная палата РоссийскойФедерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль засостоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральныхденежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетнаФедеральному собранию.
Субъектом оперативногоуправления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата,финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба,страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службыпредприятий, организаций и учреждений, а также банки.
 
§3.Функциональные элементы управления
Хотя субъекты управленияфинансами используют в каждой сфере финансовых отношений специфические методыцеленаправленного воздействия на финансы, вместе с тем, им присущи и единыеприемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколькофункциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.
Финансовое планированиезанимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходепланирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своихфинансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления ихнаиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессепланирования принимаются на основе анализа финансовой информации, котораядолжна
быть достаточно полной идостоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечиваютпринятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется набухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Конкретные задачифинансового планирования определяются финансовой политикой. Это определениеобъема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановыхзаданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установлениеоптимальных пропорций в распределении средств между централизованными идецентрализованными фондами.
Оперативное управлениефинансами связано с осуществлением практических действий по выполнениюфинансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новыххозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовыхресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляетсобой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализаскладывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта приминимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основноесодержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовымиресурсами с целью решения вновь возникающих задач.
Оперативное управлениефинансами — главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов,финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов,страховых организаций, финансовых служб предприятий.
Различают стратегическое,или общее управление финансами, и оперативное управление.
Стратегическое управлениевыражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу,установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др.Оно осуществляется органами государственного и экономического управленияФедеральным собранием РФ, аппаратом Президента, Министерством финансов и др.
Контроль, как элемент управления,осуществляется как в процессе планирования, так и на стадии оперативногоуправления. Он позволяет сопоставить фактические результаты с плановыми,выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути наиболее эффективногохозяйствования.
При выработкеуправленческих решений учитываются результаты экономического анализа не толькопрошлых периодов деятельности, но и перспективы; используются автоматическиесредства управления финансами (АСУФ) для рационального сочетания экономическихи административных методов управления.

Глава 2 Органы управления финансами в Российской Федерации.
§ 1.   Высшие органы государственной властиуправления финансами
Общее управлениефинансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости отгосударственного устройства высшими законодательными органами выступаютразличные образования. Так, в США – это Конгресс, В Великобритании – Парламент,в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание, в России –Федеральное Собрание.
Общее управление финансамив РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органыгосударственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента,правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение приутверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
Оперативное управлениефинансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководитфинансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народногохозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовомупланированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению иисполнению финансовых планов.
На общегосударственномуровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:
профильные комитеты побюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации;Счетная палата РФ;
Министерство финансов РФи его органы на местах;
Центральный банк РФ;
Министерство РФ поналогам и сборам;
Федеральная налоговаяслужба РФ;
Государственныйтаможенный комитет РФ;
Федеральная комиссия порынку ценных бумаг;
Министерствогосударственного имущества;
исполнительные дирекциивнебюджетных фондов социального назначения.
Управление финансами напредприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы ислужбы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы иуправления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношенийуправляют специальные страховые структуры.
Всю работу по управлениюгосударственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящиефинансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.
Среди всех органоввыделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций,направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этотгосударственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единойфинансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельностьв этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
На Министерство финансоввозложены следующие задачи:
1) разработка иреализация единой государственной финансовой политики;
2) составление проекта иисполнение федерального бюджета;
3) осуществлениефинансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средстви средств федеральных внебюджетных фондов;
4) обеспечениеустойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитиюфинансового рынка
Основными подразделениямиМинистерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаментыфинансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи,оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга;департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг ифинансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита;главное управление Федерального казначейства.
§ 2.   Министерство Финансов РФ. Казначейство РФ;
Основные положения исущность функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. Атеперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. А неговозложены следующие задачи:
— разработка и реализацияединой государственной финансовой политики;
составление проекта иисполнение государственного бюджета;
-  осуществление финансового контроля зарациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральныхбюджетных фондов;
-  обеспечение устойчивостигосударственных финансови осуществление мер по развитию рынка.
 ДеятельностьМинистерства финансов РФ определяется и регулируется положением «ОМинистерстве финансов» утвержденным постановление Правительства РФ.
Согласно положению МФ РФиздает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы,инструкции и иные нормативные правовые акты.
Минфин проводит в своейкомпетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений ирасходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядкерациональное и целевое использование средств государственных внебюджетныхфондов и других федеральных средств. Также органы министерства проводятдокументальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций позаданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки ворганизациях по обращениям органов государственной власти и органов государственнойвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Министерство финансовимеет право:
-ограничивать,приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии сзаконодательством финансирование из федерального бюджета организаций привыявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета;
-взыскивать вустановленном порядке с организации средства федерального бюджета,израсходованные ими не по целевому направлению, с наложением штрафа;
-выдавать ссудыза счет средств федерального бюджета;
-предоставлятьотсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет;
-осуществлятьлицензионную деятельность.
В соответствии сположением Министерство финансов для осуществления своих полномочий можетсоздавать в установленном порядке свои территориальные органы.
Центральный аппаратМинистерства финансов включает следующие подразделения:
1) Департамент бюджетнойполитики – составляет проект бюджета и организует его исполнение.
2) Департамент отраслевогофинансирования – определяет направление финансирования отдельных отраслейпромышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование транспорта, связи.
3) Департамент межбюджетныхотношений – регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов федерации.
4) Департамент управлениягосударственным внутренним долгом – занимается эмиссией внутреннихгосударственных займов, выплатой процентов и погашением.
5) Департамент управлениягосударственным внешним долгом – производит выпуск внешних займов и ихпогашение.
6) Департамент аудита –осуществляет регламентацию и лицензирование аудиторской деятельности,аттестацию аудиторов, а также выполняет функции упраздненногоКонтрольно-ревизионного управления.
7) Департаментбухгалтерского учета и отчетности – разрабатывает методы, принципы и формыбухгалтерского учета и отчетности, а также нормативные документы по формамучета и отчетности (План счетов, формы бухгалтерского баланса и отчет оприбылях и убытках и др.)
8) и другие департаменты.
В составе Министерствафинансов на основании Указа президента РФ «О Федеральномказначействе», Постановления Правительства РФ «О Федеральномказначействе Российской Федерации», утвердившим Положение о нем действует
Федеральноеказначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба),осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета,кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций сосредствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями иполучателями средств федерального бюджета. Было создано указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлениемПравительства России от 27 августа 1993 года № 864.
Положение о Федеральномказначействе утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе». Включает 85 управлений и2254 отделения.
В 2002 году большинствофедеральных учреждений (кроме отдельных учреждений Министерства обороны) былипереведены на обслуживание через органы федерального казначейства. С 2002 годав казначействе открыты счета по учёту внебюджетных средств 33 тысяч федеральныхучреждений.
С 1 января 2005 годаказначейство выделено из состава Министерства финансов с преобразованием вфедеральную службу. Находится в ведении Министерства финансов РоссийскойФедерации.
С января 2005 года посентябрь 2007 года Федеральное казначейство возглавляла Нестеренко ТатьянаГеннадьевна. 28 сентября 2007 г. Председателем правительства РФ освобождена отзанимаемой должности и назначена заместителем министра финансов РФ.
С 5 октября 2007 годаФедеральное казначейство возглавляет Роман Артюхин.
§ 3.   Счетная Палата РФ
Особое место в системефинансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетнойпалате РФ.
Счетная палата РФ — этоне зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган финансовогоконтроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному СобраниюРФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палатеРоссийской Федерации» от 11 января 1995 г. [н-п № 3]
В соответствии с п. 5 ст.101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федеральногобюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату». [н-п №1]
Счетная палата РФ — юридическоелицо, состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шестьлет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шестьлет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть — Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты — инспекторов.
Объектом контроля состороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральныхвнебюджетных фондов и федеральная собственность.
К субъектам, на которыхраспространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:
1) все государственныеорганы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;
2) органы местногосамоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другиефинансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения внезависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют,используют средства из федерального бюджета или используют федеральнуюсобственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральнымзаконодательством или федеральными органами государственной власти налоговые,таможенные и иные льготы и преимущества;
3) общественныеобъединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческиеорганизации, над деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палатыраспространяются в части, связанной с получением, перечисле-нием илииспользованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральнойсобственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральнымзаконодательством или федеральными органами государственной власти налоговых,таможенных и иных льгот и преимуществ.
В рамках задач,определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной ифункциональной независимостью. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:
— организация иосуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статейфедерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам,структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразностирасходов государственных средств и использования федеральной собственности;
— оценка обоснованностидоходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетовфедеральных внебюджетных фондов;
— финансовая экспертизапроектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органовгосударственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средствфедерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетовфедеральных внебюджетных фондов;
— анализ выявленныхотклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетовфедеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на ихустранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
— контроль зазаконностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средствфедеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках ииных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
— регулярноепредставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходеисполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольныхмероприятий;
— контроль запоступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственнойсобственности, продажи и управления ею.
В рамках банковскойсистемы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центральногобанка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовыхучреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также задеятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долгаРоссийской Федерации.
Все органыгосударственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления,Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от формсобственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетнойпалаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
Счетная палата,осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематическиепроверки, которые являются основной формой ее контроля. [ л № 15 стр. 27]
Таким образом, Счетнаяпалата Российской Федерации является постоянно действующим органомгосударственного финансового контроля, образуемым Федеральным СобраниемРоссийской Федерации и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты направленана проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и ужепроизведенных государственных расходов. *
 
§ 4. Налоговые органы РФ
Федеральная налоговаяслужба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательстваРоссийской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотойи своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заправильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения всоответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством иоборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции иза соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределахкомпетенции налоговых органов.
ФНС являетсяуполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимгосударственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качествеиндивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а такжеуполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающимпредставление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований обуплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежнымобязательствам.
ФНС осуществляет своюдеятельность непосредственно и через свои территориальные органы вовзаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественнымиобъединениями и иными организациями.
 
§ 5 Федеральная служба страхового надзора РФ
Федеральная службастрахового надзора (Росстрахнадзор, ФССН) — федеральный орган исполнительнойвласти, находящийся в ведении Министерства финансов. Основные функции
принятие решений о выдачеили отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении,восстановлении действия и отзыве лицензий; выдача и отзыв квалификационныхаттестатов;
ведение единогогосударственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединенийсубъектов страхового дела;
осуществление контроля засоблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числепутем проведения проверок их деятельности;
осуществление контроля засоблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение оботзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;
выдача предписанийсубъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страховогозаконодательства;
получение, обработка ианализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
обращение в случаяхпредусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела —юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическимлицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
обобщение практикистрахового надзора, разработка и представление в установленном порядкепредложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующегоосуществление страхового надзора.
Руководитель службы
Александр Коваль (сапреля 2009 г.). Прежний руководитель — Илья Ломакин-Румянцев.
§ 6 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ
Федеральная службафинансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) — федеральный орган исполнительнойвласти, находящийся в ведении Министерства финансов. Осуществляет функции поконтролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органавалютного контроля.
Основные функции:
проведение ревизий ипроверок правомерности и эффективности использования средств федеральногобюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей,находящихся в федеральной собственности на территории РФ и за рубежом, а такжеосуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращениюруководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ;
проведение мероприятий попредупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ вфинансово-бюджетной сфере;
осуществление надзора заисполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзореорганами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти,органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
осуществление в пределахсвоей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами инерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж)валютных операцийзаконодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением имитребований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
организация с участиемагентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных органовисполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности повалютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валютеРФ;

Глава3. Автоматизированныесистемы управления финансами
 Частью общего управленияфинансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся наиспользовании экономико-математических методов и электронно-вычислительнойтехники. Перестройка управления финансами расширяет возможности применения АСУ,повышает качество принимаемых решений по управлению финансами на различныхуровнях. При этом АСУ создаются не рядом и не параллельно с действующейсистемой управления финансами, а как ее органическая часть. Сегодня АСУстановится неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структуруправления финансами, способствует лучшему, более эффективному функционированиюфинансов.
 Реализация мер поактивизации финансового механизма и его составных частей невозможно без АСУ.Это особенно необходимо в условиях перехода к рыночным отношениям, когдаизменяется характер информации и ее объем. Поскольку система финансовых органовперерабатывает большой поток информации, меняющийся от командной кинформационно — аналитической, то возрастание управленческих процессов,несмотря на рост численности управленцев, ведет к тому, что они не успеваютсвоевременно вырабатывать и проводить в жизнь управленческие решения, пользуясьстарыми методами и техническими средствами.
При принятии управленческихрешений, касающихся финансов, необходимо иметь достоверную информацию обуправляемом объекте (прибыли, оборотных средствах, амортизации и др.),тенденциях его развития, влиянии принимаемого решения на перспективу развитияэтого объекта.
Рыночная экономика,основанная на многообразии форм собственности, соревнованиитоваропроизводителей, развитой системы финансов, порождает рост экономический ифинансовой информации, что заставляет уметь ориентироваться в достиженияхнаучно — технического прогресса в области информатики как системе сбора,организации хранения и обработки информации. Компетентное управление финансамиработниками финансовых органов невозможно без их информационного обслуживанияна основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР),управления финансами (АСУФ). В создании их используются теоретические положенияв финансовой кибернетике — учения об управлении финансами, организации обменафинансово — экономической информацией между управляющими и управляемымиподсистемами. Более того, выступая одним из главных видов сферы услуг,переработка информации («хлеба» управления) на основе электронно-вычислительныхсистем обеспечивает новое качество управленческих решений, позволяетэффективнее реализовать передовые методы маркетинга.
АСУ финансами — этосовокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительнойтехники, оргтехники и современных средств связи.
Применение информационныхтехнологий повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счетсокращения сроков проведения анализа; более полного учета влияния на результатыхозяйственной деятельности и охвата факторов; замены приближенных илиупрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новыхмногомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную и традиционнымиметодами, Новые возможности анализа обусловлены исключительными возможностямиЭВМ: высокой производительностью, надежностью, простотой обслуживания иэксплуатации, гибкостью и автономностью использования, наличием развитогопрограммного обеспечения, диалоговым режимом работы и др., а также низкойстоимостью расчетов. Управление финансами подразумевает ведение Главной книги,расчеты с дебиторами и кредиторами, учет движения основных средств, управлениеналичными средствами и планирование финансовой деятельности. Наиболеепопулярной на российском рынке является корпоративная система управленияфинансами компании «Инфософт». В данную корпоративную информационную системувходят модули «бухгалтерский учет и отчетность», «технико-экономическоепланирование», «анализ финансово-хозяйственной деятельности». Также большойсегмент рынка занимает компания «1C Бухгалтерия».
В управлениигосударственными финансами используются АСФР. В частности, в системеМинистерства финансов РФ функционирует АСФР, которая стала органической частьюструктуры финансовых органов. Главной целью создания и внедрения этой системыявляется повышение эффективности управления финансами на основе сокращениятрудоемкости сбора, обработки и анализа информации, многовариантных расчетовфинансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализацииструктуры аппарата финансовых органов и т.д. Ее применение требуетсовершенствования системы финансовых показателей, разработке методов выявленияи мобилизации доходов и накоплений, формирования финансовых резервов в народномхозяйстве, рациональное расходования финансовых ресурсов.
АСФР обеспечиваетвыполнение многовариантных расчетов проекта государственного бюджета, егоиспользование на всех уровнях. Базируясь на ЭВМ, она осуществляет эти расчеты вкороткий срок, предлагая оптимальные решения, тем самым повышает качествопланирования и исполнения государственного бюджета. В ее четырех подсистемахрешается комплекс задач по сводным расчетам бюджета, доходам и налогам, расходубюджетных учреждений, финансам отраслей народного хозяйства. Наряду с решениемзадач в области планирования, АСУФ помогает исполнению государственного бюджетачерез составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учетиспользования бюджета по доходам и расходам. В настоящее время актуальнойзадачей становится внедрение автоматизации финансовых расчетов в работуразличных звеньев финансовых органов- районных и городских финансовыхуправлений (отделов), муниципальных образований. Практически такая работаначата внедрением в них автоматизированных рабочих мест (АРМов) инспекторов иэкономистов с использованием в них микро-ЭВМ персонального пользования.Особенно это актуально для работников налоговых инспекций, имеющих дело смногочисленными, постоянно меняющимися данными деклараций о доходах населения.
Если технологияуправления финансами на уровне низовых финансовых органов еще базируется напримитивном ручном способе сбора и обработки информациифинансово-экономического характера, то появление в структуре местных финансовыхорганов ИВЦ и АРМов ведет к изменению характера труда их работников, посколькубумажные технологии сменяются безбумажной в виде машинных носителей информации.
В финансовой системенашей страны получают дальнейшее развитие местные финансы в качестве ееперспективного самостоятельного звена. Это требует активизации работы повнедрению автоматизированных систем в различных звеньях финансовой системы ворганической связи с АСФР Министерства финансов России.
Большое значениеприменение автоматизированных систем управления имеет в страховании. Реализацияповышенных требований по совершенствованию отношений страхования невозможна безразвития уже функционирующей здесь системы АСУ-страхование. В этой системе широкоиспользуется математическая формализация (моделирование) расчетов поопределению как размеров страховых взносов, так и страхового возмещения.
АСУ- это система,обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой дляоптимизации управления, в частности, финансами. Однако возможности АСУ нельзяпреувеличивать, они не безграничны, поскольку есть еще такие задачи поуправлению финансами, которые не поддаются формализации, т.е. их нельзя решитьс помощью компьютера, они требуют опыта работников финансовых органов,традиционных методов их работы. Например, АСУФ не может выполнятьсовершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах людисами ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека.В них имеет место постоянный контроль за работой системы. Работник финансовогооргана делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов, но дляэтого требуется его высокая квалификация.
АСУФ предлагаюткачественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой, управленияфинансами. В целях повышения эффективности их функционирования принимаются мерыпо разработке, переводу на промышленную основу программного обеспечения ЭВМ иАСУ, обслуживающих управление финансами.

ЗаключениеУправление финансамиявляется составной частью общей системы управления социально-экономическимипроцессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванныхнормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономическогоразвития общества.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость ифинансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономическойсбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга,твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государстваи всех членов общества.
В управление финансамивыделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступаютразнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему.Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур,осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Управление финансамиосуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным,которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведениеединой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитнойполитики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектовуправления.
В новых условияххозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовыйменеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсамипредприятий различных форм собственности.

Список литературы
Ковалев В.В. Финансы предприятий:Учебник.- М.: ТК Велби, 2008
Финансы предприятий. / Фирсова А.А. — Альфа-Пресс, 2009
Финансы предприятий Учебник, ПоповЕ.М., Высшая школа, 2009
Общая теория финансов. Под редакциейДробозиной Л.А. М., «ЮНИТИ», 2008
Финансы, денежное обращение и кредит.Под ред. В.К. Сенчагова — М.: Проспект, 2008
Бакланов И.Т. и др. Теория экономического анализа.– М.: Инфра-М, 2007.
Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учеб.пособие для вузов. – М.: Инфра-М, 2001.
Бердникова Т.Б. Анализ идиагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие. – М.: Инфра-М, 2006.
Бороненкова С.А. Управленческий анализ. – М.:Финансы и статистика, 2004.
Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия.– М.: Центр экономики и маркетинга, 2007.
Шеремет М.Д., Сайфулин Р.С., НегашевЕ.В. Методикафинансового анализа. – М.: Инфра-М, 2007.
Официальный сайт Минфина: www.minfin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.