Буддизм Буддизм самая древняя из трех мировых религий. Он старше христианства на пять веков, а ислам моложе его на целых двенадцать столетий. Вобщественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл рольне меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки. Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой онследует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестиллюдям
Шакьямуни отшельник из племени шакьев .В любой посвященной буддизму книге вы найдете основанный на религиозной традициирассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни иназвавшего себя Буддой санскр. buddha ,что означает просветленный высшим знанием , осененный истиной . После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждомиз них добродетели,
Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасителинуюмиссию указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощенияобраз царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама отсюда его родовое имя Гаутама . Род этот входилв племя шакьев, жившее за 500 600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении. Как и боги других религий,
Будда не мог появиться на земле,подобно другим людям. Мать Сиддхархи жена правителя шакьев Майя увидела однаждуво сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила младенца,покинувшего ее тело также необычным путем через подмышку. Немедленно изданный имклич услышали все боги Вселенной и возрадовались приходу того, кому удастся пресечьстрадания бытия. Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозногоподвига.
Младенца назвали Сиддхартхой, что значит выполнивший свое назначение .Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Он оаружил ребенкароскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светскоевоспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына. Но однажды во время прогулки по городу Гаутама встретил покрытогоязвами больного, сгорбленного годами
дряхлогостарика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Так он узнал онеизбежных для живых существ страданиях. И в ту же ночь он тайком покинул дворец,чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. В течениесеми лет он безрезулбтатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над текстамисвященных книг жрецов брахманов. И лишь перестав голодать и отказавшьсь от ложныхпремудростей,
ГАутама путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием,открыл путь к спасению. Это случилось на берегу речка Наиранджаны, в местечке Урувилва,в теперешней БодхГае штат Бихар . Сидя подсвященным деревом бодхи он познал четыре благородные истины . Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить просветленного отказаться от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными бурями,своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей,
чтобы соблазнить егорадостями жизни. Но Будда победил все, в тим числе и свои сомнения, и вскоре произнесв Оленьем парке , недалеко от Варанаси первую проповедь, ставшую основой вероучениябуддизма. Ее слушали пять его будущих учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировалглавнейшие положения новой религии. После провозглашения четырех благородных истин ,окруженный все умножающимися учениками последователями,
Будда ходил сорок лет погородам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Умер Будда,согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, как полагают, соответствует нынешнейКасие, расположенной в восточний части штата Уттар Прадеш. Он лег под деревом бодхив позу льва на правом боку, правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленныхног и обратился к собравшимся около него монахам и мирянам
со следующими словами Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, сто все созданноеобречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению . Уход Будды их жихни буддисты называют mahaparinirvana великим переходом в нирвану. Эта дата почитаетсятак же, как и момент рождения Будды и момент прозрения , поэтому ее называют триждысвятым днем . Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос обисторичности
Будды. Однако многие исследователи считают Шакьямуни исторической личностью.Но следовать при этом буддийской традиции, которая считает его единоличным основателембуддизма , нет оснований. Современное состояние изученности вопроса, пишет известныйсоветский ученый Г.Ф.Ильин, позволяет считать, что Будда как единоличный создательизвестного нам вероучения личность неисторическая, ибо буддизм складывался в течениемногих веков, но
Шакьямуни основатель буддийской монашеской общины или один из первых ее основателей , проповедник,взгляды и практическая деятельность которого имели большое значение при возникновениибуддийского вероучения, вполне мог существовать реально . Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальныерелигиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокаягородская культура, включавшая в себя и письменность и развитые
формы искусства,существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, какМесопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние. Если уже врелигии энохи харрапской культуры середина3 тысячелетия до н.э. обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозныепредставления, то в 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозные традиции,которые к началу 1 тысячелетия получили литературное оформление, именуемое в историииндийского
мировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия,уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числеи буддизма. К ним можно отнести представление о том, что все существующееживое связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесногосостояния в другое переселение душ или перевоплощение ,учение о карме, как о силе, определяющейформу этих переходов. Устойчивы оказались состав пантеона богов, а также вера
вад и рай. В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики,почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии уже отражалоськлассовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что делениелюдей на Варны касты в древней Индии установленовысшим божеством
Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карметем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях.Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала поаорностьвластителям к выполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступныелишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к морубогов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены.
Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистическихпротиворечий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленностии исключительности. К середине 1 тысячелетия до н.э. эти черты патриархальностиприходят во сверх более резко выраженное противоречие с тамикими крупными сдвигамив общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма. В 65 вв до н.э. делаются попытки укрупнить рабовладельческоехозяйство, использовать
труд рабов более рационально. Законодательные меры, несколькоограничивающие произвол хозяина по отнешению к рабу, показывают начало изживаниясуществующей системы и отражают страх перед острыми классовыми столкновениями. Высшей фазой развития рабовладения в Индии был период объединенияее империей Маурья. Именно в маурийскую эпоху возникли и оформились многие основныечерты социальной стуктуры, сословно кастовой организации, важнейшие институты древнеиндийскогообщества и государства.
Получил развитиеряд религиозно филососких течений, в том числе буддизм, который постепенно из сектанскогомонашеского учения превратился в одну из трех мировых религий. Появление буддизма на исторической арене, пишетК.К.Жоль, совпадает по времени со значительными изменениями в социально политическойи экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно ачинают о себе заявлятьпериферийные районы брахманской культуры,
в которых все более выдвигаются на первоеместо кшатрии, притязающие на руководящую роль в жизни общества. Именно в этих районахна базе четырех царств Кошала, Маганда,Ватса и Аванта намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики,политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из могущественных империйв древней Индии империи Магадхи, основателями и руководителями которой явились представителидинастии
Маурьев. Таким образом на территории современного южного Бихара Северная Индия примерно в середине первого тысячелетиядо н.э. концентрируются значительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципахсоциального взаимодействия и в новой идеологии . Рейснер полагал, что возникновение буддизма явилось следствием разложения феодальных отношений и установления господства торгового капитала Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходеот ранних
неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему и пронизывающемувоздействием все более широкие сферы бытия, явились реальной жизненной основой,мистифицированным отражением которой была так называемая первая благородная истина буддизма утверждение тождества бытия и страдания. Всеобщность зла, порождаемая всеболее глубоким порабощением трудящихся, негверенностью в завтрашнем дне у среднихслоев, жестокая борьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались какосновной
закон бытия. Когда рабовладельческий способ производства сталтормозить дальнейшее развитие производительных сил, когда перед обществом началавставать задача создания личной заинтересованности работающего в результате еготруда, одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличиядуши как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия. Соответственно появляетсяидея человека не члена определенной Варны, а человека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядови запретов для определенной
варны выдвигается идея единого морального начала какфактора спасения для любого человека независимо от его националоной или социальнойпринадлежности. Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что и явилосьодной из причин превращения его в мировую религию. Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, нои с др. религиозными и религиозно филисофскими системами древней Индии. Анализ этихсвязей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными
социальнымипроцессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден откровением достигшегобожественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчествомпроповедника, как обычно считают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическимнабором имевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохи его возникновения. Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждаетбуддийская традиция, передавались
изустно монахами своим ученикам. Литературноеоформление они начали получать сравнительно поздно во 21 вв. до н.э. Сохранилсяпалийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э.на Шри Ланка и названный позднее типитака санскр. трипитака три корзины закона . В 31 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходитдальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды,складывается каноническая литература.
Монахи теологи разрабатывают логические обоснования главных религиозных догм, нередко именуемые философией буддизма . Теологическиетонкости оставались достоянием сравнительно небольшого круга монахов, имевших возможностьотдавать все свое время схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая,морально культовая сторона буддизма, т.е. путь , который может привести каждогок прекращению страданий. Этот путь и был собственно тем идейным оружием, котороеспособствовало
в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.Христианство Христианство от греческогослова christos помазанник , Мессия зародилось как одна из сект иудаизма в Iв. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом чрезвычайно важное дляпонимания корней христианской религии проявляется и в том, что первая часть Библии,Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан
вторая часть Библии, Новыйзавет, признается только христианами и является для них главнейшей . Распространяясьв среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетиясвоего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. Возникновениеи распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизацииупадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихсяв римском общественном
устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннегоспасения уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности,грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомериюи тщеславию сильных мира сего сознательное смирение и покорность, которые будутвознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Однако уже первые христианскиеобщины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира,молиться не только о своем, но и об общем спасении.
Уже тогда выявился свойственныйхристианству универсализм общины, разбросанные по огромному пространству Римскойимперии, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разныхнациональностей. Новозаветный тезис нет не эллина, ни иудея провозгласил равенствоперед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировойрелигии, не знающей
национальных и языковых границ. Потребность в единении, с однойстороны, и довольно широкое распространение христианства по миру с другой, породилисреди верующих убежденность что если отдельный христианин может быть слаб и нетвердв вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.Следующим шагом в развитии понятия церковь стала идея ее непогрешимости ошибатьсямогут отдельные христиане, но не церковь.
Обосновывается тезис о том, что церковьполучила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианскиеобщины. Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенствона так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждаласьсистема вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялисьспособы борьбы с ересями.
Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году,принял христианский символ веры краткий свод главных догматов, составляющих основувероучения. Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателяабсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа ипредметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли.Два центральных догмата христианства говорят о триединстве
Бога и боговоплощении.Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех ипостасей , илилиц Отца безначального первоначала , Сына,или Логоса смыслового и оформляющего принципа ,и святого Духа животворящего принципа .Сын рождается от Отца, святой Дух исходит от Отца. При этом и рождение и исхождение имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существоваливсегда предвечны и равны по достоинству равночестны .
Человек, согласно христианскомуучению, сотворен как носитель образа и подобия Бога. Однако грехопадение, совершенноепервыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородногогреха. Христос, приняв крестные муки и смерть, искупил людей, пострадав за весьрод людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любогоограничения человеком своих желаний и страстей принимая свой крест , человек можетпобеждать зло в себе самом и в окружающем
мире. Тем самым человек не просто исполняетБожьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становитсяк нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвеннойсмерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианствапонятие таинства особого культового действия, призванного реально ввести божественноев жизнь человека. Это преежде всего крещение, причастие, исповедь покаяние , брак, соборование.
Гонения, испытанныехристианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на егомировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки исповедники или принявшие казнь мученики , стали почитаться в христианствекак святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным. Шловремя. Условия эпохи и культуры меняли политикоидеологический контекст христианства,и это вызвало ряд церковных разделений схизм. В результате появились соперничающиемежду собой разновидности христианства
вероисповедания . Так, в 311 году христианствостановится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константинегосподствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенноеослабление Западной Римской империи в конце концов завершилось ее крушением. Этоспособствовало тому, что влияние римского епископа папы , взявшего на себя и функции светского владыки,значительно возросло. Уже в V VII веках, в ходе так называемых христологическихспоров, выяснявших соотношение
божественного и человеческого начала в личности Христа,от имперской церкви отделились христиане Востока монофисты и др. В 1054 году произошлоразделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликтвизантийской теологии священной державы подчиненного по отношению к монарху положенияцерковных иерархов и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинитьсебе светскую власть. После гибели под натиском турокосманов Византии в 1453 годуглавным оплотом православия оказалась
Россия. Однако споры о нормах обрядовой практикипривели здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церквиотделилось старообрядчество. На западе идеология и практика папства вызывали напротяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов особенно германских императоров , так и срединизов общества движение лоллардов в Анлии,гуситов в Чехии и др К началу XVI века этот протест оформился в движение
Реформации.Рассмотрим основные вероисповедальные формы христианства, образовавшихся в процессеисторического развития христианского мира. Православие одно из трех основных направлений христианстваисторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространеноглавным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название православие от греческого слова ортодоксия впервые встречается у христианских писателей II века.
Богословские основы православиясформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV XI веках. Основойвероучения признаны священное писание Библия и священное предание решение семи Вселенскихсоборов IV VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, какАфанасий Александрийский, Василий Великий, Григогий Богослов,
Иоанн Дамаскин, ИоаннЗлатоуст . На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыгралоучение блаженного Августина. На рубеже 5 века он проповедовал превосходство верынад знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума,поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В ученииАвгустина о предопределении говорилось, что в сферу избранных
предопределенныхк спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.Важное место в православии занимают обрядытаинства, во время которых, по учениюцеркви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств Крещениетаинство,в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отцаи Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.
В таинстве миропомазания верующемуподаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. В таинствепричащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову дляВечной Жизни. Таинство покаяния или исповеди это признание грехов своих перед священником,который отпускает их от имени Иисуса Христа.
Таинство священства совершается черезепископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя.Право совершения этого таинства принадлежит только епископу. В таинстве брака, котороесовершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.В таинстве елеосвящения соборования припомазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощидушевные и телесные. Крещение
Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней это первыешаги в истории христианизации всей Руси. Широкое принятие христианства связано синтенсивным освоением северных территорий в конце 18-го века. На волне переселенияхристианство распространялось и утверждалось по всей территории Руси. Чрезвычайноважным этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности СергияРадонежского. Поднятый Сергием культ Троицы стал одной из главных социальных идей,символом и знаменем
национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новыхнравственных началах. После победы на Куликовом поле Русь быстро крепла экономическии политически. В 1448 году Собор русских архиереев, независимо от Константинополя,возвел на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону.Тем самым было положено начало автокефалии, самостоятельности
Русской Церкви. Патриаршествов России было установлено при Борисе Годунове. В 1589 году митрополит Иов стал первымпатриархом на Руси. Православная церковь придает большое значение праздникам и постам.Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста это очищение и обновление человеческой души , приготовление к важному событию религиознойжизни.
Больших многодневных постов в русском православии четыре перед Пасхой, передднем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым. Первоеместо среди великих, главных праздников занимает Пасха. К ней примыкают двунадесятыепраздники 12 наиболее значительных праздников православия Рождество Христово, Сретение,Крещение Господне, Преображение,
Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне,Троица пятидесятница , Воздвижение крестаГосподня, Благовещание, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, УспениеБогородицы. Другим крупнейшим наряду с православием направлением в христианстве является католицизм.Слово католицизм означает всеобщий, вселенский. Его истоки от небольшой римскойхристианской общины,
первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процессобособления католицизма в христианстве начался еще в III V веках, когда нарасталии углублялись экономические, политические, культурные различия между западной ивосточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви на католическуюи православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскимипатриархами за главенство в
христианском мире. Около 867 года произошел разрыв междупапой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. Католицизм, как одно изнаправлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеетряд особенностей в вероучении, в культе, в организации. Основой католического вероучения,как и всего христианства, приняты
Священное писание и Священное предание. Однако,в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановленияне только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а крометогопапские послания и постановления. Организация католической церкви отличаетсястрогой централизацией. Римский папа глава этой церкви. Он определяет доктрины повопросам веры и морали.
Его власть выше власти Вселенских соборов. Причины расколов церкви многочисленны и сложны. Тем не менееможно утверждать, что главной причиной церковных расколов был человеческий грех,нетерпимость, неуважение к человеческой свободе. В настоящее время руководителикак западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубныепоследствия многовековой вражды. Так, в 1964 году Папа Римский Павел VI и Константинопольскийпатриарх
Афинагор торжественно отменили взаимные проклятия, произнесенные представителямиобеих Церквей в XI веке. Положено начало преодоления греховной разобщенности западныхи восточных христиан. Еще раньше, с начала XX века, получило распространение такназываемое экуменическое движение греч. эйумена вселенная . В настоящее время это движение осуществляется главным образомв рамках Всемирного Совета Церквей ВСЦ .Активным членом ВСЦ является наша
Русская Православная Церковь. Единство церквейэто прежде всего осознание того, что все христиане читают одно Евангелие, что онивсе Его ученики и, наконец, что все люди дети Единого Бога, Небесного Отца. Поэтомухристиане должны стремиться соединить все лучшее, добытое в истории каждой Церкви. Почему узнают вас, что вы мои ученики, говорил Христос, потому как вы будите иметьлюбовь между собою .
Ислам Третьей, наряду с буддизмом и христианством, мировой религиейявляется ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения. СовременныйИслам вторая по численности последователей после христианства мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численностьмусульман на земном шаре около 800 миллионов человек около 90 процентов из них сунниты , из которыхболее двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населенияэтой части планеты, почти 30 процентов в
Африке 49 процентов населения континента . Ислам является идеологической системой,оказывающей значительное влияние и на международную политику. В современном пониманииислам и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственныедела. Ислам в переводе с арабского означает покорность, мусульманство от арабского муслим предавший себя Аллаху. Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием,которые
стойки в справедливости нет божества, кроме него, великого, мудрого! Поистине,религия пред Аллахом ислам 3 1617 . Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чемпроисхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещаетсяписьменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции,основателем ислама был пророк божий
Мухаммед Мухаммад или Магомет , араб, живший в Мекке он якобы получил от бога ряд откровений , записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран основнаясвященная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.Согласно преданиям, рождение Мухаммеда было предсказано пророками Ибрахимом Авраамом , Исмаилом, Мусой Моисеем и Исой
Иисусом Христом . В этих двойных именах нетничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиями мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех же ветхозаветныхпророков, а также Иисуса Христа как одного из них. Мухаммед был уроженцем Меккигорода в западной части Аравийского полуострова, где давно осело сильное племя курейш.Сам Мухаммед ничего не писал он был, видимо, неграмотен.
После него остались разрозненныезаписи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываютсятексты и более раннего времени и более поздние. Из этих записей был сделан около650 года при третьем преемнике МухаммедаОсмане свод, получивший название Коран чтение . Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророкуархангелом
Джебраилом не вошедшие в нее записи были уничтожены. Коран разделенна 114 глав сур . Они расположены без всякогопорядка, просто по размерам более длинные ближе к началу, более короткие к концу.Суры мекканские более ранние и мединские более поздние перемешаны. Одно и то же повторяетсямногословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллахачередуются с предписаниями, запретами и угрозами
геенной в будущей жизни всемнепослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционнолитературной отделки,как в христианском Евангелии это совершенно сырые, необработанные тексты. Другаячасть религиозной литературы мусульман это сунна или сонна , состоящая из священных преданий хадисов о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда.Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами Бухари, Муслимоми др.
Но не все мусульмане признают сунну признающие ее называются суннитами, онисоставляют значительное большинство в исламе. Можно считать установленным, что Мухаммеддействительно жил около 570632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке,где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть
Аравиипод знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики в отличие от евангельской биографии Иисуса .Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельныхлиц, а в социальноэкономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпохув Аравии. Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешнихарабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремесламии торговлей, часть кочевала
в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овеци коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами Месопотамией,Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли черезАравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в
Мекканском оазисе,близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесь племени корейш курейш извлекала для себя много выгод из торговли.В Мекке образовался религиозный центр всех арабов в особом святилище Кааба былисобраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен. Былив Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины.
ВIV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместилисьна восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшеесявеками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склонятся к оседломуобразу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновениямежду племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразитьсяи в идеологии возникло движение
за слияние племенных культов, за почитание единоговерховного бога Аллаха тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабампример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. Втакой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполнеотвечавшая общественной потребности.
В его проповедях, собственно, не было почтиничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов основноеу Мухаммеда строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловнопокорным его воле. Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво,даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговаязнать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных
богов подорвет значениеМекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцамипришлось бежать из Мекки это бегство хиджра ,совершенное в 622 году н. э считается мусульманамиза начало особого летоисчисления мусульманскаяэра . В земледельческом оазисе Медине Ятриб Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды мединцы соперничали и враждовалис мекканской аристократией и рады были выступить против нее.
Мухаммеда поддержалонесколько местных племен он пытался опереться даже и на еврейские общины. Набравсебе много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынужденыбыли принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за другимпримыкали к новому учению, значение Мекки как национальнорелигиозного центра ещеболее возросло.
Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению,теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение. В момент смертиМухаммеда 632 год новое вероучение былоеще совсем не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всейхаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами. Догматикаислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один богАллах что
Мухаммед был его посланникомпророком что до него бог посылал людям идругих пророков это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, ноМухаммед выше их что существуют ангелы и злые духи джинны , впрочем, эти последние, перешедшие вислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти богаи исполняют его волю что в последний день мира мертвые воскреснут и все получатвоздаяния за свои дела праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешныеи неверные гореть в геенне наконец,
что существует божественное предопределение,ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. Аллах изображается в Коранекак существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени.Он то гневается на людей, то прощает их одних любит, других ненавидит. В тех жеVIIIX вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма от слова суфи грубая шерстяная ткань . Онозародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов.
В суфийском вероучениисказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавалибольшого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистическогослияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения бог во всем мире, весь мир проявление или эмансипациябога и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какоедано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в
Коране.Мистикопантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманскихфанатиковортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийскогоучения стали образовывать ордена странствующих монахов дервишей во главе с шейхами,или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши,хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов,обирающих
и обманывающих народ руководители же дервишей, ишаны, в свою очередьобирают своих послушников мюридов. С суфизмом было исторически связано движениетариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общенияс богом слово тарикат поарабски путь .Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших священнуювойну против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например,войну имамы на
Кавказе КазиМулла, Шамиль против русских. В новейшее время усложнение социальноэкономических и политическихусловий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII векевозникло течение ваххабитов последователейМуххамеда ибн Абдель Ваххаба , в котором отразился стихийный протест против богатстваи роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к патриархальнойпростоте жизни первых веков ислама, строгого
исполнения предписанных обрядов и запретов,уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признаваликульта святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противникамиваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве Неджд Внутренняя Аравия , а потом подчинили себе Хиджасс городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской
Аравии, объединившем обе области,ваххабитизм сделался господствующей религией. Религиозную оболочку приняло и массовоенедовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейнымвождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище Баб врата в смысле посредника между людьми и богом .Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всехлюдей, но, конечно,
только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка,который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистическихпредставлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся внародных массах, было жестоко подавлено власть имущими главари подверглись суровойказни 1850 год . Однако движение имело своихпродолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей БабаМирза
Хусейн Али, принявший прозвище Бехаулла , существенным образом изменил бабистскоеучение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды землии пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение,непротивление злу в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманскиедогматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедникановое учение стало называться бехаизмом.
Оно уже не отвечало настроениям народныхмасс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная,реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей дажев Западной Европе и в Америке. Характерная особенность мусульманской религии состоитв том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейнаяжизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения,суд, культурный уклад все это должно быть подчинено
целиком религиозным законам.В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственнойи церковной власти глава государства халиф,падишах считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников,суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право былопостроено всецело на религиозном законе шариате. Следили за выполнением норм шариатаи толковали их мусульманские богословы.
Поэтому и мусульманское духовенство выполнялои выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий примечети, это, собственно, учитель в церковной школе. Кади это судья, знаток шариата.Муфтий более высокий духовный чин главный авторитет в вопросах шариата. Улем ученыйбогослов, преподаватель в высшей религиозной школе совет улемов давал свои заключенияпо вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейхульислам
видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейхульисламомразъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права считалисьнепререкаемым законом. Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тожечисто религиозным. Низшие школы мектебы состояли при мечетях. Высшие школы медресепредставляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран ипрочую религиозную литературу, богословские вопросы.
Язык преподавания, язык церковнойлитературы был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских,и в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена. Мусульманская церковьв странах ислама была обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковьможет владеть имуществом, и это имущество считается неотчуждаемым вакф, множественное число вакуф . Вакуфные землисостояли из пожалований от халифов в эпохузавоеваний , из пожертвований
и пр. Они были очень велики например, в странах СреднейАзии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносилиогромные доходы за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями в отличие, например, от буддизма , но в народныхмассах мусульманские верования очень часто переплетаются с древними, домусульманскими.Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местныхсвятых.
Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с христианством точно так же, как с маздеизмом и другими религиями ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, гдесейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде христианство Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия . На Кавказе большинство народов дораспространения ислама придерживалось христианства, позже
многие из них были исламизированы черкесы, кабардинцы, аджарцы, часть осетин иабхазов . На Балканском полуострове в ислам обращены были некоторые группы болгар,македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде христианами. Обратных случаев массовогообращения какоголибо мусульманского народа в христианство история не знает. Правда,с Пиренейского полуострова Испания, Португалия мусульмане в результате христианской
Реконкисты XIIXV вв. были вытеснены, но это произошло в результате процесса насильственногоизгнания исповедующих ислам, а не идейной победы одной религии над другой. РелигияМухаммеда так часто одерживала верх над религией Христа видимо, вследствие большейпростоты, доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах,где преобладал патриархальнофеодальный быт.
Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явилисьважным переломным моментом в эволюции Ислама. Существенные изменения претерпеламусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье, и в определенной мересама система мусульманского права происходило постепенное ограничение юрисдикциишариатских судов к середине XIX века на территории Османской империи были окончательноразграничены сферы компетенции шариатских и светских судов процесс этот начался значительно ранее .
Одновременнос этим осуществляется кодификация норм мусульманского права свод положений ханафисткого права Манджалла былсоставлен в 18691876 годах , в ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовыедокументы, не предусматриваемые шариатом. Определенные изменения роли Ислама в общественнойжизни хотя и весьма ограниченные произошлив связи с реформами Мухаммеда Али в Египте и политикой танзимата в Османской империи.
Потребности социальноэкономического развития ставили мусульманских богословов иправоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положенийИслама. Однако этот процесс оказался весьма болезненным и затяжным. Это отразилось,в частности, в полемике по поводу допустимости или греховности создания в мусульманских странах банковской системы. Наиболееярко выраженную форму она приобрела в
Египте, где муфти Мухаммад Абдо в 1899 годуиздал фатву, разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов не являютсяростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемого риба. Этафатва способствовала приведению существовавшей системы в соответствие с интересаминациональной буржуазии. В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах повсему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама, представителикоторого вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционалистами,
и со сторонникамисветских концепций общественного развития. Одновременно начинает складываться имеждународное исламское движение, основанное на концепции исламской солидарности в 1926 году была создана первая международная мусульманская организация Всемирныйисламский конгресс. Качественно новый этап в истории Ислама вторая половина XX века.Широко развернулась борьба вокруг проблемы выбора пути развития освободившимисястранами,
в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого третьегопути , отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманскиепартии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республикив Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия вМалайзии,
Джамаати ислами в Индии и Пакистане. Концепции исламского государства подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политическойорганизации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовнаявласть при признании Аллаха в качестве единственногоисточника власти , осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов,регулирования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д.
В целом этиконцепции представляют собой модернизацию политической и социальноэкономическойдоктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятияпо их реализации и пропаганде, носящие название исламизации , осуществляются как сверху путем законодательного введения тех или иных норм например в Пакистане введение ушра и заката,исламизация банковской системы, в
Иране провозглашение исламского правления ,так и снизу в результате давления религиознополитических организаций, среди которыхнаибольшую активность в этом направлении проявляют Братьямусульмане . Под исламизацией подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий вряде стран Азии и Африки прежде всего врегионе к югу от Сахары , который нередко искусственно стимулируется активной деятельностьюмногочисленных миссионерских
исламских центров, создаваемых преимущественно на средстванефтедобывающих государств Аравии. В конце 70х начале 80-х годов определенную рольв международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующиекак на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительнаяиз них Организация исламской конференции ОИК , созданная в 1969 году и объединяющая44 афро-азиатских государства, а также
Организацию освобождения Палестины. Мусульманскиестраны представлены в ней главами государств и правительств. В ряде стран распространенырелигиознополитические организации в томчисле и находящиеся вне закона, например Братья мусульмане , Партия исламскогоосвобождения и др функционируют многочисленные религиозные учебные заведения коранические школы, мадраса, мусульманские университеты , исламские общества, миссионерские организации,коммерческие предприятия исламские банки,страховые компании .
Среди неправительственных мусульманских международных организацийнаибольшую активность проявляют Лига исламского мира создана в 1962 году в Мекке , Всемирный исламскийконгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно,что в деятельности этих организаций реакционные, антикоммунистические элементы играютзначительно большую роль, чем в деятельности
ОИК. Их усилия направлены преимущественнона пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч религиозныхдеятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.Список литературы 1. Л.Климович, Книга о Коране, М. 1986 2. Религии мира, Энциклопедия,т.6, Аванта , М. 1996 3. Ислам в странах Ближнего и Среднего
Востока, М. 1982 4. Коран,М. МНПП Буква , 1991 5. Атеистический словарь, из во полит. литер М. 1986 6.Ислам, краткий справочник, Изво Наука , М. 1983 2. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета. 2. Марченков В.Г.Начала православия. М. Петит,1991. 3. Закон Божий Первая книга о православной вере под ред.
М.Добужинского, Copyrigt 1956 by YMCAPRESS. Societe aresponsabilite limitee, Paris. 4. Косидовский З. Библейские сказания. Сказания евангелистов.М. Политиздат,1990.5. Наука и жизнь N 3,68 М. Пресса,1993.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |