Реферат по предмету "Государство и право"


Уголовное право БССР 1950-1980 гг.

Реферат натему:
«Уголовноеправо БССР
1950-1980гг.»
Минск,2009
История белорусскогонарода необычайно насыщена как героическими, так и драматическими событиями.Находясь в центре Европы, Беларусь не только испытала положительное влияниесоседних народов, но и неоднократно являлась ареной кровавых конфликтов,жестокого противостояния разных государств. И, всё же, несмотря ни на что,трудолюбивый белорусский народ, активный создатель материальных и духовныхценностей, внёс свой ощутимый вклад в развитие европейской и мировойцивилизации.
Особенно значимый вкладнаших соотечественников в развитие правовой культуры и юридической мыслифеодального государства. Среди таких известных памятников права, как ЗаконыХаммурапи, Законы Ману, Законы двенадцати таблиц, Кодекс Юстиниана, РусскаяПравда и др., почётное место принадлежит Статуту Великого княжества Литовского1588 года. На протяжении 250 лет он являлся действующим законом не территорииБеларуси и являлся основой всей правовой системы Великого княжества Литовского.
Характерные чертысоциально-экономической, политической, культурной жизни белорусского народа ите изменения, которые постепенно происходили в связи с развитием и усложнениемисторического процесса, нашли наиболее яркое отражение в истории государства иправа. Представление об уровне развития государства и общества, его культуре,месте и роли личности в историческом процессе, в первую очередь, даёт изучениегосударственно- правовой истории.
Постоянные трансформациигосударственно- правовой сферы Беларуси требуют совершенствования правовойнауки, внесения новых и переоценки сложившихся подходов к праву и государству.
Уголовное право – одна изведущих отраслей права Республики Беларусь, правовая основа уголовной политикигосударства в области противодействия преступности средствами уголовнойответственности. Уголовное право – это системообразующая отрасльзаконодательства, вокруг которой формируются иные отрасли права, обеспечивающиеборьбу с преступностью: уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительноеправо. Уголовное право как правовая отрасль и как область знания имеет богатуюисторию, отличается разнообразием научных доктрин и является воплощениемдостижений современной правовой культуры. Наука уголовного права сформироваласьи развивается в тесной взаимосвязи с другими отраслями юридической науки.Знание уголовного права обеспечивает усвоение фундаментальных принциповюридической ответственности как таковой и способствует формированиюпрофессионального правосознания юриста.
А сейчас мы немного болееподробно рассмотрим развитие права Белорусской ССР в 1950-1980-е гг.
В середине — второйполовине XX века право республики развивалось врусле общесоюзных тенденций. На первом этапе, в конце 40-х – 50-е гг.,законодательная власть Белорусской ССР была направлена на восстановлениеразрушенного войной народного хозяйства, а в последующие годы, как отмечалось врешениях КПСС, на «всестороннее развёртывание и совершенствованиесоциалистической демократии, активное участие всех граждан в управлениигосударством, руководство хозяйственным и культурным строительством, улучшениеработы государственного аппарата».
ЗаконодательствоБелорусской ССР этого периода развивалось в основном по трём главнымнаправлениям:
1)        на территорииБССР действовали общесоюзные нормативные правовые акты;
2)        в связи сопределённым разграничением компетенции СССР и союзных республик в сферезаконодательства Союзом СССР принимались Основы законодательства,устанавливающие основные принципы, понятия и положения соответствующих отраслейправа, а согласно этим законам союзные республики принимали новые ипересматривали действующие кодексы и законы;
3)        республикойпринимались собственные нормативные правовые акты.
Активизацииправотворческой деятельности республики в значительной степени способствовалирешения XX съезда КПСС, направленные нарасширение прав союзных республик в сфере правотворчества. О возросшейзаконодательной активности свидетельствует большое количество принятых иПрезидиумом Верховного Совета БССР нормативных правовых актов. С 1959 по 1967гг. Верховным Советом БССР было принято 124 законодательных акта. Причём еслираньше издавались лишь законы о народнохозяйственных планах, государственныхбюджетах и утверждались указы Президиума Верховного Совета БССР, то в этотпериод принимаются законы об охране природы, о порядке отзыва депутатовВерховного Совета, областного, районного, городского поселкового и сельскогоСовета, о судоустройстве, об адвокатуре, о порядке отзыва судей и народныхзаседателей, об изменении системы органов управления, подготовлены и вводятся вдействие новые кодексы по основным отраслям права и др., т. е. сферасамостоятельного правотворчества БССР существенно расширилась.
В 1957 году в БССР быласоздана специальная правительственная комиссия, которая руководила разработкойуголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуальногокодексов. Главными источниками, на базе которых разрабатывались данные кодексыБССР, являлись Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик,Основы уголовного судопроизводства, принятые в 1958 году, Основы гражданскогозаконодательства СССР и союзных республик, Основы гражданского судопроизводства(1961 г.)
Первая отрасль права,подвергшаяся существенным преобразованиям,- сфера уголовного права.
В сфере уголовного законодательства в первой половине50-х гг. в СССР наметилась тенденция ужесточения уголовной ответственности.
Большая роль в развитии уголовного права Белоруссиипринадлежала общесоюзным законам. Все изменения и дополнения действовавшего вБССР уголовного законодательства основывались на общесоюзных актах.
Уголовное законодательство развивалось по двумосновным направлениям. Значительно усиливалась борьба с наиболее тяжкими ираспространенными преступлениями, повышалась уголовная ответственность за ихсовершение. В то же время несколько сужалась сфера уголовной репрессии засовершение деяний, которые на данном этапе не требовали применения уголовногонаказания.
С переходом к мирному строительству Советскоегосударство сочло возможным отказаться от применения смертной казни. УказомПрезидиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. в стране отменялась смертная казнь, в качестве высшей меры наказания устанавливалосьзаключение в исправительно-трудовой лагерь сроком на 25 лет.
Однако в последствии ввиду обострения международнойобстановки и усиления подрывной деятельности врагов Советского СоюзаПрезидиумом Верховного Совета СССР 12 января 1950 г. была вновь введена смертная казнь в отношении изменников Родины, шпионов и диверсантов. В 1954 г. применение смертной казни было распространено на лиц, совершивших умышленные убийства приотягчающих обстоятельствах. В последующие годы круг деяний, за которые былапредусмотрена в качестве меры наказания смертная казнь, расширяется.
В условиях обострения международной обстановки ипропаганды агрессивными империалистическими кругами новой войны важноеполитическое значение имел Закон о защите мира, принятый Верховным Советом СССР12 марта 1951 г.
Являясь воплощением высоких принципов советскоймиролюбивой политики, преследующей цели укрепления мира и дружественныхотношений между народами, закон объявлял пропаганду войны, в какой бы форме онани велась, тягчайшим преступлением против человечества. Лица, виновные впропаганде войны, подлежали привлечению к уголовной ответственности как тяжкиеуголовные преступники.
Усиление борьбы с опасными преступлениями нашлоотражение в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1947 г., повысившего ответственность за разглашение сведений и утрату документов, содержащихгосударственную тайну. За разглашение сведений, составляющих государственнуютайну, совершенное лицами, которым были доверены эти сведения, предусматриваласьответственность в виде заключения в исправительно-трудовой лагерь от восьми до12 лет вместо пяти лет по ранее действовавшему закону. Разглашение сведенийвоенного характера военнослужащими наказывалось заключением висправительно-трудовой лагерь от 10 до 12 лет. Разглашение государственнойтайны частными лицами влекло наказание — заключение в исправительно-трудовойлагерь от 5 до 10 лет.
Специально выделялись такие составы преступлений, какутрата должностными лицами и военнослужащими материалов, документов и изданий,содержащих государственную тайну, а также заявка или передача за границуизобретений, открытий и технических усовершенствований, составляющихгосударственную тайну.
В связи с принятием этого указа были признаныутратившими силу ст. 121-1 и 188 УК БССР, которые предусматривалиответственность за разглашение сведений о Вооруженных Силах и обобороноспособности СССР, составлявших специально охраняемую тайну, а также УказПрезидиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г., предусматривавший ответственность за такого рода преступления.
Важное значение придавалось борьбе с хищениямисоциалистической собственности. В целях установления единства законодательстваоб ответственности за хищения и усиления борьбы с этими преступлениями 4 нюня 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об уголовной ответственности за хищениегосударственного и общественного имущества».
Ст. 1 указа устанавливала ответственность (заключениев исправительно-трудовой лагерь на срок от 7 до 10 лет с конфискацией или безконфискации имущества) за кражу, присвоение, растрату или иное хищениегосударственного имущества. Хищение государственного имущества, совершенноеповторно, организованной группой или в крупных размерах, согласно ст. 2 указа,наказывалось заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от 10 до 25лет с конфискацией имущества.
Ст. 3 и 4 предусматривали ответственность за кражу,присвоение, растрату или иное хищение колхозного, кооперативного или другогообщественного имущества — от пяти до восьми лет с конфискацией или безконфискации имущества, а за квалифицированное хищение (совершенное повторно,организованной группой или в крупных размерах) — от восьми до двадцати летзаключения в исправительно-трудовой лагерь с конфискацией имущества.
Указом (ст. 5) впервые была установленаответственность (лишение свободы от двух до трех лет пли ссылка от пяти до семилет) за недонесение органам власти о достоверно известном, готовящемся или совершенномквалифицированном хищении государственного или общественного имущества приотягчающих обстоятельствах, указанных в ст. 2 и 4 этого закона.
С принятием Указа от 4 июня 1947 г. прекратили действие все нормы УК БССР об ответственности за хищения государственного илиобщественного имущества. Утратил силу и Закон от 7 августа 1932 г.
Усиление уголовно-правовой охраны социалистическойсобственности имело большое значение для успешной борьбы с хищениямигосударственного и общественного имущества. Однако установление высоких санкцийза все виды хищений независимо от их размера вряд ли вызывалось необходимостьюи создавало немало трудностей при назначении наказания по делам онезначительных хищениях.
Жизнь настоятельно требовала установленияответственности за мелкое хищение государственного и общественного имущества спониженной по сравнению с Указом от 4 июня 1947 г. санкцией. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1955 г. впервые совершенное мелкое хищение государственного или общественного имущества наказывалосьисправительно-трудовыми работами на срок от шести месяцев до одного года илилишением свободы на три месяца. Мелкое хищение, совершенное повторно,наказывалось лишением свободы на срок от одного года до двух.
Значительно усиливалась ответственность за кражуличного имущества граждан и разбой.
В указе Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об усилении охраны личной собственности граждан»кража рассматривалась, кактайное пли открытое похищение личного имущества граждан и наказываласьзаключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от пяти до шести лет.Кража, совершенная повторно или воровской шайкой, каралась заключением висправительно-трудовой лагерь на срок от 6 до 10 лет.
Разбой определялся как нападение с целью завладениячужим имуществом, соединенное с насилием или угрозой применения насилия. Засовершение разбоя устанавливалось наказание в виде заключения висправительно-трудовой лагерь на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества.Квалифицированные виды разбоя (разбой, соединенный с насилием, опасным дляжизни и здоровья потерпевшего; с угрозой смертью или тяжким телеснымповреждением; совершенный шайкой либо повторно) наказывались заключением висправительно-трудовой лагерь от 15 до 20 лет с конфискацией имущества.
Указ (ст. 3) предусматривал уголовную ответственностьза недонесение органам власти о достоверно известном готовящемся илисовершенном разбое в виде лишения свободы от одного года до двух лет или ссылкиот четырех до пяти лет.
Усиливалась ответственность и за другие преступления.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1948 г. «Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона» повышаются санкции заизготовление и сбыт самогона и самогонных аппаратов.
За изготовление самогона без цели сбытаустанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок от года до двух лет.Изготовление и хранение самогона с целью сбыта, сбыт самогона, изготовление исбыт в виде промысла самогонных аппаратов карались заключением висправительно-трудовой лагерь на срок от шести до семи лет с конфискацией всегоили части имущества.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1949 г. была значительно усилена ответственность за изнасилование. Прежде изнасилование наказывалосьлишением свободы до пяти лет. По этому указу такие действия каралисьзаключением в исправительно-трудовой лагерь от 10 до 15 лет. Изнасилованиенесовершеннолетней, а равно совершенное группой лиц или повлекшее особо тяжкиепоследствия, наказывалось заключением в исправительно-трудовой лагерь от 15 до20 лет.
В целях усиления охраны прав и интересовженщины-матери на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 г.была расширена диспозиция ст.139-1 УК БССР, которой устанавливалась уголовнаяответственность за отказ в приеме на работу матери, кормящей грудного ребенка,или снижение ей заработной платы по этим мотивам.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1955 г. устанавливается уголовная ответственность за потравы посевов вколхозах и совхозах. За умышленную потраву посевов, умышленное повреждениеполезащитных, плодово-ягодных и других насаждений, причинившие крупный ущерб,предусматривалось наказание в виде исправительно-трудовых работ на срок отшести месяцев до одного года или лишение свободы от одного года до двух лет.
Начало сужению сферы уголовной ответственности былоположено указом Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии» от 27 марта 1953 г. Этим правовым актом признавалась необходимость пересмотра уголовного законодательства СССР исоюзных республик с целью замены уголовной ответственности за некоторыедолжностные, хозяйственные, бытовые и другие менее опасные преступления мерамиадминистративного и дисциплинарного порядка, а также смягчения уголовнойответственности за отдельные преступления.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1954 г. была отменена уголовная ответственность беременных женщин запроизводство себе аборта. В соответствии с этим указом из Уголовного кодексаБССР была исключена ст. 217-2, предусматривавшая ответственность за такиедействия".
В марте 1955 г. отменена уголовная и установлена административная ответственность за самовольный проезд в товарных поездах исоответственно из УК БССР была исключена ст. 108-5, содержащая данный составпреступления.
13 мая 1955 г. отменяется уголовная ответственностьруководителей предприятий и организаций за продажу, обмен и отпуск на сторонуоборудования и материалов. 25 апреля 1956 г. была отменена уголовная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений иза прогул без уважительной причины.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1954 г. восстанавливается применение института условно-досрочного освобождения. В соответствии с этимактом Президиум Верховного Совета БССР Указом от 18 января 1955 г. восстановил действие отмененных в 1939 г. ст. 61 и 62 УК БССР, регулирующих условия и порядокприменения условно-досрочного освобождения осужденных из мест заключения.
Усиление борьбы с преступностью в Советском государстве,укрепление законности и правопорядка, способствовали дальнейшему развитиюуголовного права республики.
КонституцияСССР 1936 г. в первоначальной редакции предусматривала, что уголовный кодексдолжен быть единым для всего Союза ССР. В связи с этим после 1936 г. практически прекратилось принятие новых уголовно-правовых норм законодательными органамисоюзных республик. Изменения и дополнения в уголовные кодексы вносились наоснове общесоюзного законодательства. Значительным шагом вперед в направлениидемократизации уголовной политики и уголовного законодательства стало принятиеВерховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.
Они сохранилии развили проверенные опытом нормы общесоюзного уголовного законодательства,установили ряд новых важных положений. Основы значительно усовершенствовалисоветское уголовное законодательство, приведя его в соответствие со сложившейсяв стране обстановкой.
УказомПрезидиума Верховного Совета БССР от 3 июля 1959 г. была усилена уголовная ответственность, вплоть до применения смертной казни, за умышленноеубийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах: из корысти; мести;хулиганских и иных низменных побуждений; с особой жестокостью; способом,опасным для жизни многих людей; с целью скрыть другое преступление; беременнойженщины, если о ее беременности заведомо было известно; нескольких лиц илисовершенное повторно. 1 сентября 1959 г. с целью усиления борьбы с пьянством исамогоноварением повышена ответственность лиц, изготовляющих самогон илинарушающих правила торговли спиртными напитками, если к ним за эти деяния ранеепринимались меры административного, дисциплинарного или общественноговоздействия.
Приразработке нового Уголовного кодекса республики в нём последовательнореализованы выраженные в Основах уголовного законодательства сужение исмягчение уголовной ответственности за деяния, не представляющие особойобщественной опасности, и усиление наказания за наиболее тяжкие преступления инеоднократное совершение преступлений.
Проект новогоУголовного кодекса БССР в 1959—1960 гг. широко обсуждался научными и практическимиработниками, всей юридической общественностью. Замечания, поступившие отисполкомов областных Советов депутатов трудящихся, Верховного Суда БССР,областных и народных судов, прокуратур, коллегий адвокатов, других организацийи граждан, были обобщены, изучены и учтены специальной комиссией и Комиссиейзаконодательных предположений Верховного Совета БССР. Доработанный с учетомзамечаний новый Уголовный кодекс Белорусской ССР был утвержден ВерховнымСоветом республики 29 декабря 1960 г. и состоял из Общей и Особенной частей.
В четырехразделах Основ (Общие положения, О преступлении, О наказании, О назначениинаказаний и об освобождении от наказания) были регламентированы самые важныевопросы Обшей части советского уголовного законодательства. На базе Основ 1958 г. и Законов СССР об уголовной ответственности за государственные преступления и об уголовнойответственности за воинские преступления (приняты 25 декабря 1958 г.) с 1959 по 1961 гг. во всех союзных республиках были приняты уголовные кодексы.
Общая частьвключала 5 глав:
1. Общиеположения;
2. Опреступлении;
3. Онаказании;
4. Оназначении наказания и об освобождении от наказания;
5. Опринудительных мерах медицинского и воспитательного характера.
Общая частьвключала положения Основ уголовного законодательства и содержала такие понятия,как; преступление, соучастие, устанавливала возраст уголовной ответственности,сферы уголовной ответственности и ограничения применения наказания. В Общуючасть входила глава, которая раскрывала новые положения о принудительных мерахмедицинского и воспитательного характера. УК БССР предусматривал возможностьосвобождения от уголовной ответственности в случае, если ко временирассмотрения дела в суде совершенное виновным деяние потеряло характеробщественно опасного, или сам виновный перестал быть общественно-опасным.
НовыйУголовный кодекс сохранил такие институты освобождения от уголовнойответственности и наказания, как: истечение сроков давности привлечения куголовной ответственности или приговора; условно-досрочное освобождение:амнистия или помилование, а также впервые ввел институты освобождения отуголовной ответственности с передачей дела в товарищеский суд и в связи спередачей виновного на поруки.
УК БССРпредусматривал следующие виды наказания:
1) лишениесвободы:
2) ссылка;
3) высылка;
4)исправительные работы без лишения свободы;
5) лишениеправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
6) штраф:
7) увольнениес должности;
8)общественное порицание;
9)направление в дисциплинарный батальон военнослужащих срочной службы;
10)конфискация имущества;
11) лишениевоинского или специального звания. В виде временной исключительной мерынаказания регламентировалось применение смертной казни.
С 25 до 15лет сокращался срок лишения свободы, с 10 до 5 лет — максимальный срок ссылки.Уменьшался с 25 до 20% размер удержания из заработка при назначенииисправительных работ. Был конкретизирован институт условного осуждения сиспытательным сроком в 5 лет (вместо 10 лет по УК БССР 1928 г.). Впервые в Уголовном кодексе было дано понятие особо опасного рецидивиста и оговорено, что ктаковым не может быть применено условно-досрочное освобождение, амнистия и др.
Особеннаячасть содержала главы, посвященные видам преступлений:
1)государственные преступления;
2)преступления против социалистической собственности;
3)преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;
4)преступления против политических, трудовых, жилищных и иных прав граждан;
5)преступления против личной собственности граждан;
6)хозяйственные преступления;
7)должностные преступления;
8)преступления против правосудия;
9) преступленияпротив порядка управления;
10)преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровьянаселения;
11) воинскиепреступления.
С позицииуровня развития современной доктрины уголовного права, УК БССР 1960 г. содержал нормы, не отвечавшие требованиям общепризнанных принципов международного права вобласти охраны прав человека. Например, нарушение паспортных правил (ст. 194),систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 204),частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество (ст. 150).Существенно ограничивала политические права человека норма об ответственностиза антисоветскую агитацию и пропаганду (ст. 67).
Запродолжительный период своего действия УК 1960 г. подвергался существенным изменениям и дополнениям, вызванным, в первую очередь,необходимостью разрешения выявленных в ходе правоприменительной практикипробелов в уголовном законе. Например, в 1965 г. в УК была введена статья, предусматривающая ответственность за угон автомототранспортных средств без цели иххищения. Большая часть дополнений была связана с установлением уголовнойответственности за деяния, ранее не образующие состава преступления:совершенное впервые самогоноварение; заранее не обещанное укрывательство;получение взятки при отягчающих обстоятельствах; небрежное использованиесельскохозяйственной техники; сопротивление работнику милиции или народномудружиннику, не соединенное с насилием или угрозой его применения; скармливаниескоту и птице хлебопродуктов самовольная без надобности остановка поезда;вовлечение несовершеннолетних в пьянство и др.
Позжеуточняются и дополняются не только статьи, не подвергнувшиеся ранее изменениям,но и переработанные, дополненные или же вводятся новые статьи, связанные спредыдущими. В 1973-1975 гг. устанавливается уголовная ответственность задоведение несовершеннолетнего до состояния опьянения; за угон воздушного судна;за действия, способствующие наркомании; уточняется и повышается ответственностьза изготовление и сбыт крепких спиртных напитков и др.
Значительнуючасть составляют изменения и дополнения, связанные с усилением ответственностиза ряд тяжких преступлений (например, расширяется применение смертной казни),однако изменения свидетельствуют и о смягчении наказания за совершениенекоторых преступлений. Следует иметь в виду, что УК был принят в периодширокого распространения субъективистской тенденции в уголовной политике — вкратчайший срок покончить с преступностью в СССР, поэтому многие последующиеизменения были связаны с исправлением последствий влияния этой тенденции.
Как я ужеотмечала, в Основах подчеркивается классовая сущность и задачи уголовногозаконодательства Союза ССР и союзных республик, которое охраняет от преступныхпосягательств советский общественный и государственный строй, социалистическуюсобственность, личность и права граждан, весь социалистический правопорядок.Единственным основанием уголовной ответственности является совершениепреступления, т. е. общественно опасного и противоправного деяния,предусмотренного уголовным законом. Институт аналогии отменяется. В частности,это проявилось в отказе от применения уголовного закона по аналогии, в переходесоветского уголовного права к принципу «нет преступления без указания о том взаконе». В Основах 1958 г. получил развитие принцип гуманизма, примером томуявилось снижение максимального срока лишения свободы (по общему правилу — с 25лет заключения в исправительно-трудовом лагере до 10 лет, а в исключительныхслучаях — до 15), повышение возраста, с которого было возможно привлечение куголовной ответственности, расширение применения условно-досрочногоосвобождения от наказания и др.
Уголовноенаказание применяется только по приговору суда. Повышен минимальный возрастнаступления уголовной ответственности (как правило, с 16-летнего возраста илишь за некоторые тяжкие преступления — с 14 лет).
Закон 1958 г. об уголовной ответственности за государственные преступления, заменивший Положение огосударственных преступлениях 1927 г., делит преступления на две категории:особо опасные (ранее именовались контрреволюционными) и иные государственныепреступления.
К особоопасным государственным преступлениям закон отнес измену Родине, шпионаж,террористический акт, вредительство, антисоветскую пропаганду, пропагандувойны, организационную деятельность, направленную к совершению особо опасных преступлений,а равно участие в антисоветской организации. По этому же закону караются особоопасные государственные преступления, совершенные против другого государстватрудящихся.
-до введенияв действие Основ уголовного законодательства по некоторым видам преступленийуголовная ответственность могла наступать с 12, а по всем остальнымпреступлениям – с 14 лет.
К инымгосударственным преступлениям отнесены нарушения национального и расовогоравноправия, разглашение государственной тайны, бандитизм, контрабанда,массовые беспорядки, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг,фальшивомонетничество, нарушение правил о валютных операциях, уклонение отпризыва в армию по мобилизации и ряд других.
Закон обуголовной ответственности за воинские преступления заменил Положение о воинскихпреступлениях 1927 г. Закон исходит из задачи укрепления обороноспособностиСоветского государства и содержит перечень преступлений против порядка несениявоенной службы.
В УК БССРконкретизирован институт условного осуждения. Испытательный срок при условномосуждении ограничен пятью годами (вместо 10 лет по УК БССР 1928 г.). Условное осуждение исключает какие-либо дополнительные наказания, за исключением штрафа.Оно распространяется на виновных, в отношении которых нецелесообразно применятьлишение свободы или исправительные работы.
Впервые в УКБССР законодательно определено понятие особо опасного рецидивиста. Косужденному, признанному особо опасным рецидивистом, не может применятьсяусловно-досрочное освобождение, амнистия и др. Он должен полностью и при болеесуровом режиме отбывать срок наказания, назначенного по приговору суда.Применение более суровых мер наказания в отношении лиц, совершивших тяжкие преступленияили многократно судимых, полностью отвечает принципам социалистическойгуманности, ограждая трудящихся, народ от опасности преступных деянийрецидивистов.
В главе «Опринудительных мерах медицинского и воспитательного характера» Уголовногокодекса подробно регламентируются применение принудительных мер медицинскогохарактера к душевнобольным, наркоманам, алкоголикам и принудительных мервоспитательного характера к несовершеннолетним.
В новый УКБССР включены главы о преступлениях против политических, трудовых, жилищных ииных прав граждан, против правосудия. Этим усиливается охрана основныхконституционных прав граждан, подчеркивается возросшее значение органовсоветского правосудия в охране социалистических общественных отношений.
Из Уголовногокодекса БССР исключен ряд составов преступлений (дискредитирование власти,нарушение правил торговли, провокация взятки и др.), что свидетельствует обограничении сферы уголовного воздействия. Эта тенденция проявляется и в том,что уголовная ответственность за совершение ряда противоправных действийнаступает лишь в том случае, если к виновному уже применялись мерыобщественного или административного воздействия.
УказомПрезидиума Верховного Совета БССР от 13 марта 1961 г. «О порядке введения в действие Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов БелорусскойССР» предусматривалось освобождение от всех видов наказания (основного идополнительного) лиц, осужденных до 1 апреля 1961 г. по статьям Уголовного кодекса БССР 1928 г. и другим законам, действовавшим на территорииБССР, за деяния, которые, согласно новому УК, не признаются преступными. Всоответствие с новым УК приводились и меры наказания осужденным, не отбывшимсрока наказания. Это правило не распространялось лишь на особо опасныхрецидивистов и лиц, осужденных за бандитизм, особо опасные государственные идругие тяжкие преступления.
С лиц,освобожденных от наказания или отбывших его за деяние, не считающееся преступнымпо новому УК, снималась судимость.
Припрактическом применении положений УК БССР выявились некоторые его пробелы.Предусматривая, например, ответственность за заранее не обещанноеукрывательство отдельных преступлений против личности и собственности, УК несодержал нормы об ответственности за укрывательство государственныхпреступлений. В 1961 г. Уголовный кодекс дополняется ст. 861,установившей ответственность за это преступление.
Значительнаячасть дополнений и изменений Уголовного кодекса БССР вызвана необходимостьювведения уголовной ответственности за противоправные деяния, которые во времяпринятия УК не считались преступными, а также в целях уточнения исовершенствования отдельных его норм.
Указанныеизменения и дополнения уголовного законодательства направлены на усилениеборьбы с алкоголизмом и наркоманией, охрану природы, жизни, здоровья, чести идостоинства советских граждан.
Многиедополнения, внесенные в УК БССР, связаны с общесоюзными уголовными законами.Так, союзное законодательство расширило применение смертной казни за особоопасные преступления. В связи с этим в УК БССР внесено дополнение о возможностиприменения в мирное время этой исключительной меры наказания и за некоторыедругие, кроме перечисленных в первоначальной редакции статьи, особо тяжкиепреступления в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР. Применениесмертной казни установлено за хищение социалистического имущества в особокрупных размерах; фальшивомонетничество, совершенное в виде промысла;спекуляцию валютными ценностями в виде промысла пли в крупных размерах;действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений;посягательство на жизнь работника милиции или дружинника; изнасилование,получение взятки, совершенные при отягчающих обстоятельствах.
УказомПрезидиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1965 г. «О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военныхпреступлениях, независимо от времени совершения преступлений» установлено, что«нацистские преступники, виновные в тягчайших злостных преступлениях противмира и человечности и военных преступлениях, подлежат суду и наказаниюнезависимо от времени, истекшего после совершения преступления». ПоПостановлению Президиума Верховного Совета СССР от 3 сентября 1965 г. эта норма была распространена и на лиц, которые в период Великой Отечественной войны«проводили активную карательную деятельность, принимали личное участие вубийствах и истязаниях советских граждан».
УказомПрезидиума Верховного Совета БССР от 29 декабря 1969 г. в Уголовный кодекс вводятся более четкие критерии разграничения различных категорийосужденных, в отношении которых может быть допущено или, напротив, не подлежитприменению условно-досрочное освобождение. В 1972 г. в УК БССР вводится статья 71, которая определяет понятие тяжкого преступления.
На основанииУказа Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1970 г. в Белоруссии, как и в других союзных республиках, введен новый вид условного осуждения.Осужденные к нему лица подлежат обязательному привлечению к труду в местах,определенных органами МВД, без изоляции от общества, но под надзором. Новый видусловного осуждения распространяется только на трудоспособных совершеннолетнихлиц, осужденных к лишению свободы впервые на срок от одного года до трех лет.
Такимобразом, новый Уголовный кодекс БССР и последующее законодательство отражаютсвойственный советскому уголовному праву гуманизм, проявляющийся в смягчениинаказания за преступления небольшой общественной опасности и усиленииответственности за совершение тяжких и опасных в данной исторической обстановкепреступлений.
В заключениехотелось бы отметить, что в развитии белорусской государственности и правовойсферы можно выделить следующие периоды: существование древних белорусскихгосударств- княжеств; существование ВКЛ; существование Речи Посполитой;нахождение Беларуси в составе Российской империи; образование БНР и СССР;вхождение Беларуси (БССР) в состав СССР; и, конечно же, новейший период –образование Республики Беларусь.
Особенноинтенсивными стали изменения УК после провозглашения в 1990 г. государственного суверенитета БССР. С сентября 1991 г. УК БССР стал официально называтьсяУголовным кодексом Республики Беларусь. Началась подготовка проекта нового УКБеларуси.

Список литературы:
1) Вішнеўскі, А.Ф. Гісторыя дзяржавыі права Беларусі: вучэб. Дапам.- Мн.: Акад. МУС Рэсп. Беларусь, 2003.- 319 с
2) Довнар, Т.И. История государства иправа Беларуси: учеб. Пособие / Т.И. Довнар, Т.И. Юрашевич.- Мн.: Акад. упр.При Президенте Респ. Беларусь, 2005.- 317 с.
3) История государства и права Белорусской ССР(в двух томах), т. 2 (1937—1975 гг.). Ми. «Наука и техника»,1976.-С.392-396,584-592
4) Кузнецов, И.Н. История государства и права Беларуси: пособие для студентоввысших учебных заведений / И.Н. Кузнецов, В.А. Шелкопляс.- Мн.: Тесей.- 320 с.-(История государства и права).
5) Уголовное право БССР: учебник длястудентов вузов / Горелик И.И., Тишкевич И.С., Дубовец П.А. и др.; ред. ГореликИ.И. .- Мн.: Вышэйшая школа, 1978. Общаячасть.- Мн.: Вышэйшая школа,1978.-334 с.
6) Уголовное право БССР: Частьособенная: учеб. Пособие для студ. Юрид. Фак. вузов / ред. Горелик И.И. и др.(общ. Ред.); Горелик И.И. Дубовец П.А., Ефимов М.А. и др.- Мн.: Вышэйшаяшкола,1971.- 392 с.
7) Юхо Я.А. Кароткі нарыс гісторыідзяржавы і права Беларусі: вучэб.дапам.- Мн.: Універсітэцкае, 1992.- 270 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Налоги как инструмент регулирования экономики
Реферат Эндокринология молекулярные механизмы секреции инсулина и его действия на клетки
Реферат А. А. Паспорт безопасности субъекта Российской Федерации
Реферат Пришкольный оздоровительный лагерь "Веселая планета"
Реферат Why Was Jesus Executed Essay Research Paper
Реферат Населення і трудовий потенціал суспільства
Реферат Науковий потенціал незалежної України
Реферат Национальная экономика - цели и результаты
Реферат Доленчане
Реферат Наслідки розширення ЄС для України
Реферат Дипломатические представительства и консульские учреждения
Реферат Decomposition du percarbonate de 0,O-t-butyle et 0-isopropbnyle en solution: acetonylation des esters, acides et nitriles
Реферат Basic Principles Of Democracy Essay Research Paper
Реферат Научно-технический прогресс в современном мире: тенденции и противоречия
Реферат Научное наследие Н.Д. Кондратьева