Реферат по предмету "Международные отношения"


Варианты включения Украины в мировую экономику

Реферат по международным экономическим отношениям на тему: Варианты включения Украины в мировую экономику Киев – 1999 Содержание Введение 1. Украина и интеграционные объединения 5 1.1. ЕС: реальность и перспективы 2. Развитие в рамках СНГ 3. Украина в ЧЭС 2. Перспективные партнеры


Украины 2.1 Страны АТР и Африки 2. Взаимоотношения со странами CEFTA 14 Выводы 16 Список использованной литературы 17 Введение Роль и место любой страны в мировом хозяйстве и международном разделении труда (МРТ) зависит от многих факторов. К числу основных относятся: динамика развития национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, ее умение адаптироваться к услови¬ям международной хозяйственной жизни.


Украина как суверенное государство пока оказывает крайне незначительное воздействие на МРТ и интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике, оставаясь в течение длительного времени в стороне от главных мирохозяй¬ственных процессов. Находясь в центре Европы, рядом с го¬сударствами, активно преобразующими свои экономики, Украина замет¬но отстала и не успевает за процессами, которые происходят в соседних государствах.


Принимая во внимание ресурсы и географическое поло¬жение Украины, а также конкретные условия, которые создает миро¬вая экономика каждому государству, Украина должна найти свой путь перехода к рыночной экономике и ускорения структурных преобразований с целью укрепления своей роли в мировой экономике. Существуют большое количество точек зрения относительно включения


Украины в МРТ и мирохозяйственные связи. Вся логика развития Украины в конце 90-х годов и перспективы ее на ближайшие десятилетия XXI в. подсказывают ей необходимость балансирования отношений с Западом, где она будет вплотную граничить с Европейским Союзом и на Востоке — с Россией и другими странами


СНГ. Для Украины ее будущее, в первую очередь, связано с воссозда¬нием государственности и оформлением общенациональной идеи. Мо¬лодой державе еще предстоит выработка устойчивой и динамичной мо¬дели экономики. Ее политическая система исключительно тесно привязана к специфике страны, вытекающей из географического рас¬положения государства в пределах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Европейский выбор Украины не подразумевает ее однозначного тя¬готения к


Европе, а предполагает создание системы взаимоотношений Украины в пространстве Россия – Европа – Северная Америка – Черноморье – СНГ. Именно эта система в глобальном контексте предопределя¬ет набор стратегий и перспектив путей развития Украины в XXI в. В основу развития экономических связей в рамках «Север–Юг» может быть положено удобное географическое расположение Украи¬ны между технологически развитым севером и быстро


развивающим¬ся югом Европы и прилегающим к нему Ближним Востоком и северо¬африканскими странами. В развитии и поддержании этих связей заинтересованы как северные страны Европы, а также страны зоны Черноморского экономического сотрудничества, так и практически весь регион Средиземноморья. Черноморско-Балтийский стратегический вектор приобретает еще большую актуальность в рамках приоритетов, обозначенных Европейским Союзом при развитии транспортной инфраструктуры в направлении


«Север–Юг», включающем в себя не¬сколько транспортных коридоров, строительство трубопроводов и дру¬гие инвестиционные проекты. Уникальность географического положения Украины позволяет ей также выполнять роль одного из важнейших звеньев на оси «Запад-Восток» или, иными словами, на пути «Европа-Тихоокеанский регион». Итак, к вариантам включения Украины в мировую экономику относятся как ее развитие в рамках интеграционных


объединений, так и ее независимое развитие на данном этапе, с отстаиванием национальных интересов. 1. Украина и интеграционные объединения 1.1. ЕС: реальность и перспективы Как показывает практика глобализации конца XX в все больше набирает силу процесс регионализации мирового экономического пространства. Для Украины налаживание эффективных и достойных ее потенциала связей с Европейским Союзом представляется одной из приоритетных задач.


Это совпадает и с концепцией, которую избрал для себя Европейский Союз еще в 1993 г. в Копенгагене на встрече выс¬шего уровня, заявив, что он будет расширяться на восток за счет стран Центральной и Восточной Европы. Украина не находится в списке пер¬воочередных кандидатов и даже кандидатов второго эшелона, однако на последующих этапах ее кандидатура вполне реальна.


14.06.94 было подписано Соглаше¬ние о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, на ратификацию которого всеми членами Союза ушло почти 4 года. С 1.08.98 это соглашение вступило в силу, и с этого момента у Укра¬ины открылись новые возможности для выхода на рынки стран-членов ЕС с отечественной продукцией. Однако соглашение также ставит пе¬ред


Украиной задачу дальнейшей реструктуризации экономики, смены механизма сотрудничества с Союзом и подготовки правового поля, ко¬торое обеспечило бы реализацию этого соглашения. В соответствии с догово¬ром о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС с 1998 г. на¬чаты практические приготовления по формированию между ними зоны свободной торговли. С целью реализации стратегического курса


Украины на интеграцию в Европейский Союз, обеспечения вхождения Украины в европейский политический, экономический и правовой простор и создания предпосылок для приобретения Украиной членства в Европейском Союзе была утверждена Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз Указом Президента Украины от 98. В данном документе определены направления интеграционного процесса,


а именно: экономическая интеграция и развитие торговых отношений между Украиной и ЕС, адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС, адаптация социальной политики Украины к стандартам ЕС и т.д Со своей стороны Украина представляет собой интерес для ЕС как в экономическом, так и в политическом отношении.


1.2. Развитие в рамках СНГ Значительной проблемой являются перспективы экономических от¬ношений со странами СНГ и с Россией в особенности. Ранее существовав¬ший единый народнохозяйственный комплекс, в котором Украина была периферией, сегодня воспринимается критически. И тем не менее, не сто¬ит отбрасывать то, что было полезным и может быть полезным в настоя¬щем и будущем. Речь идет об экономических связях и ростках коопера¬ции, которые еще есть возможность сохранить и развить.


Существует несколько моделей экономических взаимоотношений с новыми государ¬ствами, возникшими на месте бывшего Союза. Не все из интеграционных предложений сегодня в состоянии удовлетворить потребности и интере¬сы Украины, да и возможности Украины на настоящем этапе крайне ограничены. Опыт показывает, что во взаимоотношениях со странами СНГ сегодня невозможно строить какую-либо однородную систему отношений.


Договор о создании Экономического Союза в СНГ от 24.09.93 ставил своей задачей последовательное и согласованное экономическое сбли¬жение бывших советских республик через создание системы свободно¬го перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также со¬гласование бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической, таможенной и налоговой политики. На базе договора было подписано большое количество соглашений, которые не смогли быть в последую¬щем реализованы, поскольку не соответствовали новым национальным законодательным


актам молодых государств. После заключения договора о создании Экономического Союза был составлен план интеграционного развития, в рамках которого предпола¬галось создание Платежного и Таможенного союзов стран СНГ. Но из-за возникших проблем в деле платежно-расчетных и таможенных отноше¬ний полноценной реализации этих идей достигнуто не было. Неспособность и невозможность реализовать интеграционные планы в рамках


СНГ объяснялись не только внутренними трудностями каждого из государств СНГ, но и недостаточной обоснованностью и проработкой самих концепций но¬вых механизмов. В связи с этим взаимоотношения Украины со странами СНГ на протяжении 90-х годов строились и продолжают строиться на ос¬нове двухсторонних торгово-экономических отношений. Отношения с Россией. Украина экспортирует в


Россию черные металлы, транспортное оборудование, продукцию неорганической химии, сахар, мясо, мясные изделия. Основными статьями импорта из России являются топливно-энергетический продукты, транспортные средства, лесоматериалы, цветные металлы, ядерные реактивы, синтетический каучук. Итак, Россия поставила Украину в прямую зависимость по электроэнергетике. После многих месяцев подготовительной работы президенты двух стран 27 февраля 1998 г. подписали


Договор об экономическом сотрудничестве до 2007 г. Договор предусматривает координацию экономического и социального развития обеих стран, сотрудничество в сфере торговли, создание прочной и просторной базы для стратегического партнерства в гло¬бальном масштабе. Практически в обмен на признание Россией пол¬ного суверенитета Украины и ее территориальной целостности Ук¬раина открыла двери для проникновения российского капитала


на украинские рынки. Этот договор явился ярким примером компромисса во имя движения вперед. Особое значение в рамках СНГ для Украины имеют связи с Таджикистаном, который является вторым после России поставщиком нефти в Украину, занимая 4,4% в общем импорте Украины. Выгодным является для Украины и договор с Таджикистаном об оплате 60% поставок нефти товарами и услугами – трубами, ирригационными


системами, зерном, сахаром. Перспективны отношения с Азербайджаном, который начал разрабатывать добычу нефти в Каспийском море и транспортировать ее в Европу через Черное море. 1.3. Украина в ЧЭС 25 июня 1992 г. была подписана Декларация о причерноморском экономическом сотрудничестве.


Идея интенсификации причерноморского экономи¬ческого сотрудничества стала воплощаться в реальных формах хозяйствования. 31 августа 1992 г. были образованы Деловой Совет ЧЭС и постоян¬ный Секретариат ЧЭС со штаб-квартирой в г. Стамбуле. Главной зада¬чей Делового Совета ЧЭС стала оценка существующего потенциала стран региона и разработка на этой базе конкретных проектов сотрудничества.


Страны ЧЭС приступили также к конкретным действиям и в дру¬гих сферах экономики, нашедших отражение в декларации, а именно: в развитии сотрудничества в транспорте и телекоммуникациях, обмене информацией, энергетике, туризме, таможенном регулировании. К числу основных направлений причерноморского сотрудничества, которые также важны для Украины, можно отнести следующие: • создание режима свободного движения товаров, услуг, капиталов, что стимулировало бы экономические контакты, расширило бы рам¬ки производственной


кооперации и совместных инвестиций в сфе¬рах взаимных интересов; • формирование инфраструктуры бизнеса — сети банков и деловых центров для финансирования и информационной поддержки госу¬дарственных и частных инвестиций в инфраструктурные проекты; • сооружение совместными усилиями объектов инфраструктуры на транспорте — создание новых транспортных коммуникаций, пере¬ход на современные транспортно-погрузочные и складские техно¬логии; создание транспортных коридоров; • организация паромного сообщения между портами


Черного моря, в т.ч. между городом Ильичевск (Украина) и рядом портов Турции; • создание транспортно-экспедиторских фирм по обслуживанию ЧЭС; • обеспечение координации и загрузки судоремонтных заводов реги¬она с целью осуществления ремонта судов стран ЧЭС; • развитие транспортно-экспедиторского сотрудничества в области автотранспорта, создание необходимой инфраструктуры в этой об¬ласти; расширение железнодорожного сообщения между странами


ЧЭС, включая строительство железнодорожных вокзалов; разви¬тие портового хозяйства; налаживание авиационного сообщения между главными центрами стран ЧЭС; • комплексное использование и охрана ресурсов Черного моря — био¬логических, минеральных, водных, в т.ч. в области морского рыболовства и рыборазведения в устьях рек региона; • сотрудничество в развитии топливно-сырьевой базы региона, рацио¬нальном использовании энергии, в т.ч. в совместном финансировании энергетических объектов, строительстве газо- и нефтепроводов,


мо¬дернизации нефтеперерабатывающих предприятий, строительстве терминалов на берегу Черного моря по приему нефти и газа, введе¬нии в действие новых и реконструкции действующих угольных пред¬приятий с внедрением нового поколения горных машин, развитии работ по использованию нетрадиционных источников энергии; • сотрудничество в техническом перевооружении металлургических предприятий стран ЧЭС, внедрении новых мощностей, в т.ч. использовании нового поколения машин непрерывной разливки ста¬ли;


модернизация прокатного оборудования с целью получения продукции соответствующей требованиям мирового рынка, ком¬пьютеризация и автоматизация производственных процессов с целью улучшения экологии и условий труда металлургов, защиты водного и воздушного бассейнов; • развитие сотрудничества в агропромышленном комплексе стран ЧЭС; • сотрудничество в развитии пищевой и перерабатывающей промыш¬ленности путем образования совместных предприятий по выпуску тароупаковочных материалов, продуктов детского питания; техни¬ческое


переоснащение табачной, кондитерской и масложировой от¬расли и организация серийного производства технологического обо¬рудования для этих отраслей, включая производство запасных частей к нему, средств механизации и автоматизации; • участие в конверсии оборонной промышленности, перевод ее на мас¬совое производство качественных товаров на базе разукрупнения, демонополизации и приватизации предприятий; • развитие современной системы телекоммуникаций, включая обеспечение надежной телефонной связи между странами


Причерно¬морья; реализация проекта по строительству оптико-волоконной линии связи между Турцией, Болгарией, Румынией и Украиной; • кооперация в развитии унифицированной таможенной системы стран региона, создание полноценной системы многосторонних рас¬четов и возможной последующей организации Черноморского пла¬тежного союза; • сотрудничество стран Причерноморья в развитии процессов привати¬зации, предпринимательства, укрепления малого и среднего


бизнеса. Участие в причерноморской ин¬теграции ни в коей мере не противоречит экономическим интересам Украины, которая по своему потенциалу и геополитическому положе¬нию в Европе является важным партнером для любого европейского го¬сударства. Шестилетний период становления и раз¬вития организации доказывает ее перспективность и благотворное влия¬ние на вошедшие в объединение страны. Представляющими интерес для


Украины отличительными чертами ЧЭС являются: • широкое разнообразие природных ресурсов, огромные запасы не¬фти и газа, а также других сырьевых материалов; • большой интеллектуальный потенциал, наличие большого числа вы¬сокообразованных специалистов, ученых, институтов, оснащенных передовыми научными технологиями; • значительный рынок высоко- и низко квалифицированной рабочей силы, конкурентоспособной в сравнении с рабочей силой в других регионах; • потребительский рынок в 330 млн. чел на котором существуют ус¬тойчиво


высокий спрос на очень многие виды товаров и услуг и боль¬шой их дефицит; • регион потенциально крайне привлекателен для развития между¬народного туризма благодаря богатому историческому и культур¬ному наследию и уникальным природным условиям. Украина располагает всем необходимым для включения ее в процессы регионализации международного сотрудничества. Это, прежде всего, ее выгодное геоэкономическое положение. Инвесторы отдельных стран при прочих равных условиях предпочитают вкладывать капитал в соответствующие


прибрежные зоны и приграничные районы Украины, где начала формироваться инфраструктура для международного бизнеса. Применительно к Украине причерноморское сотрудничество долж¬но рассматриваться в узком и широком смысле. В узком смысле речь должна идти о сотрудничестве территорий, непосредственно выходя¬щих к Черному морю и в хозяйственном отношении тесно связанных с ним. Этот уровень развития регионального сотрудничества берет свое начало из древней приграничной и прибрежной


торговли. В широком смысле — это означает включение в сотрудничество все¬го экономического пространства страны. Базисом для него является увеличение разнообразия и гибкости предпринимательской деятельности по всей территории. ЧЭС — это живой организм, постоянно изменяющийся и создающий новые возможности для делового мира Украины. 2. Перспективные партнеры Украины 2.1 Страны АТР и Африки Осуществляя курс на интеграцию в мировую экономику,


Украина стремится развивать взаимовыгодные отношения со всеми государствами. Важным для Украины является развитие внешнеэкономической деятельности с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где в настоящее вре¬мя проживает почти половина человечества, вырабатывается свыше 55% товарной продукции мира и сосредоточено примерно 40% объема миро¬вой торговли. Это — один из богатейших и наиболее передовых регио¬нов в области новейших технологий и их внедрения


в жизнь. Вышеперечисленное обусловливает необходимость расширения при¬сутствия Украины в этом регионе. Более активная ориентация Украины в настоящее время на Запад, связанная с возможностью получения ин¬вестиций, передачей технологий, опыта управления, не исключает тех широких возможностей, которые открываются перед Украиной на Вос¬токе. Однако ее интеграция в систему экономи¬ческих отношений с государствами


АТР требует решения многих эко¬номических и политических проблем, затраты времени на адаптацию украинского законодательства к требованиям и специфике региона. Заметное место в отношениях Украины со странами Африканского континента принадлежит сотрудничеству с ЮАР. ЮАР открывает широкие возможности для международ¬ного сотрудничества в области автотранспортного машиностроения, военно-промышленного комплекса. Различия природных условий и циклов созревания сельскохозяйственных


куль¬тур создают неплохую основу для взаимодействия Украины и ЮАР в агропромыш¬ленном секторе. В силу таких различий производители двух стран не являются конку¬рентами. А это значит, что в данной сфере вполне реальны специализация и коопери¬рование. Например, в обмен на поставки пшеницы, наша страна могла бы закупать в Южной Африке свежие фрукты и овощи, необходимые населению в зим¬ний период.


Другим направлением сотрудничества могло бы стать использование имеющихся в Южной Африке технологий хранения и переработки сельскохозяйствен¬ных продуктов. Для ЮАР, длительное время находившейся в международной изоляции, равно как и для суверенной Украины, чрезвычайно актуальной является задача интеграции в ми¬ровое хозяйство. Во многом сходные трудности, переживаемые странами — с одной стороны, и взаимодополняемость хозяйственных


комп¬лексов обеих стран — с другой, могут стать надежной основой для взаимовыгодного сотрудничества. При этом его динамизм будет определяться тем, насколько адекватно стороны станут реагировать не изменения конъюнктуры и учитывать интересы друг друга. 2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA Страны Центральной и Восточной Европы были и остаются важными торгово-экономическими партнерами Украины. Между ними сложи¬лись взаимодополняющие связи в различных отраслях экономики, на¬уки и техники.


Заинтересованность во взаимном сотрудничестве объясняется такими факторами, как территориальная близость, сход¬ство решаемых этими странами задач, а для Украины также то, что вскоре ее ближайшие соседи станут членами ЕС. Для Украины процессы, происходящие в рамках CEFTA, представляют интерес не только с точки зрения появления нового емкого рынка на Западе, но и как пример для оптимизации хозяйственных связей с сосе¬дями по


СНГ и в рамках Черноморского экономического сотрудничества. Страны ЦВЕ начали процесс интег¬рирования в EС для того, чтобы в будущем стать полноправными членами. У Венгрии, Польши, Че¬хии, Словении есть реальная перспектива вступления в ЕС в 2002 г. Наиболее актуальным для Украины явля¬ется сохранение в рамках региона и с учетом процесса глобализации существующей специализации стран CEFTA в транспортном машинострое¬нии, производстве медикаментов


и медицинского оборудования, мало¬тоннажной химии. Украине жизненно важно поддерживать сотрудни¬чество в области производства сельскохозяйственных машин, автомобилей, электронной техники и энергетического оборудования. Восстановление угасающих связей в черной и цветной металлургии, химии, деревообрабатывающей промышленности также должно дать импульс для возрождения экономики


Украины. Огромные резервы скрыты в развитии кооперации между предпри¬ятиями, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию и вы¬пускающими продукты питания. Сегодня на рынках Украины мы видим все больше продовольствия, поставляемого из Польши, Венгрии и Чехии. Оно при¬влекает к себе внимание яркой упаковкой и высоким качеством, во мно¬гих случаях достигшим европейских стандартов. Это происходит благо¬даря тому, что в этих странах активно


заработал частный сектор, ориентированный на быструю реализацию потребительских товаров, сбыт которых сегодня частично осуществляется на западные рынки, но в основной массе — на рынки стран СНГ и, в первую очередь, в Украи¬ну, Беларусь и Россию. Таким образом, благодаря изменениям в эконо¬мике стран CEFTA сложилась новая товарная структура внешнеэкономических связей


Украины с этими странами. Из сказанного выше следует, что как Украина, так и страны ЦВЕ объективно заинтересованы в продолжении взаимной торговли, особен¬но в области машинотехнической продукции. Сегодня необходимо искать компромиссы. Среди прочих мер, способствующих решению проблемы платежеспособности партнеров, следовало бы рассматривать возмож¬ность образования нового платежного союза. Выводы


Магистральным путем развития экономики Украины в XXI в. станет создание экономики открытого типа, т.е. такой экономической системы, которая в последнее время набрала наибольшее число сторонников в мире. Это, с одной стороны, позволит Украине, открывшейся миру, стать понятной странам-партнерам и говорить с ними на одном языке бизне¬са, а с другой стороны, откроет для ТНК дорогу в Украину. С целью вхождения в мировое экономическое про¬странство


Украина обязана внедрить в практику принципы свободной торговли и исповедовать в связи с этим открытость экономики, последо¬вательно и неуклонно проводить приватизацию и создать эффективную, сокращенную до минимума государственную администрацию. На эти процессы в Украине будут влиять также и ТНК, поделившие между собой мировое пространство и использующие национальные пра¬вительства в своих интересах, диктуя им условия и определяя круг льгот, необходимых для своей деятельности


в стране. Практика выступления ТНК на национальных рынках раскрывает методику использования ими политических кругов национальных держав, инфраструктуру, нацио¬нальную систему инноваций и защиты авторских прав. В результате складывается ситуация, когда ТНК нуждается в организации помощи со стороны национального государства, которому в свою очередь нужны ТНК для достижения своих целей. Одной из главных задач Украины в развитии регио¬нального сотрудничества является расширение экспортной


базы, ори¬ентированной на рынки соседних стран, налаживание с ними производ¬ственно-кооперационных связей и научно-технического сотрудничества. Более того, участие Украины в региональном сотрудничестве требует создания необходимой инфраструктуры экономического и культурного общения. Ведь рост мобильности населения в связи с облегчением граж¬данам Украины условий выезда за границу имеет, в первую очередь, экономическую природу.


Направление потоков украинских «коммерчес¬ких туристов» определяется, в первую очередь, конъюнктурой различ¬ных видов потребительских товаров как на внутреннем рынке, так и на рынках соседних стран. Список использованной литературы 1. Про затвердження Стратегії інтеграції України до Європейського Союзу / Урядовий Кур’єр, 18 червня 1998. 2. Сіденко В. Економічне трансформування в країнах


Центральної та Східної Європи. Економіка України, №12, 1998 3. Токарев О. ПАР – наш новий зовнішньоекономічний партнер. Економіка України, №5, 1998. 4. Соколенко С. И. Глобальные рынки XXI столетия: Перспективы Украины. Киев: Логос, 1998.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Criticism Of Angela
Реферат Обязательства из причинения вреда
Реферат Межкультурные конфликты и их причины
Реферат Структура философского знания
Реферат Проблемы философии (шпаргалка)
Реферат Государственный кредит виды и формы
Реферат Программное обеспечение почтового обмена
Реферат Постижение истории Тойнби
Реферат Анализ розничного товарооборота планирование прогноз продаж по предприятию
Реферат Swing Kids Essay Research Paper Swing Kids
Реферат Проектирование швейного цеха по изготовлению костюма женского, состоящего из жакета и юбки
Реферат Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности (на примере РУП "МТЗ")
Реферат Г.Я. Сокольников - организатор денежной реформы 1922-1924 г
Реферат финансово-экономический анализ деятельности автобусного парка
Реферат Русский народ в изображении Н.А.Некрасова