Реферат по международным экономическим отношениям на тему: Варианты включения Украины в мировую экономику Киев – 1999 Содержание Введение 1. Украина и интеграционные объединения 5 1.1. ЕС: реальность и перспективы 2. Развитие в рамках СНГ 3. Украина в ЧЭС 2. Перспективные партнеры
Украины 2.1 Страны АТР и Африки 2. Взаимоотношения со странами CEFTA 14 Выводы 16 Список использованной литературы 17 Введение Роль и место любой страны в мировом хозяйстве и международном разделении труда (МРТ) зависит от многих факторов. К числу основных относятся: динамика развития национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, ее умение адаптироваться к услови¬ям международной хозяйственной жизни.
Украина как суверенное государство пока оказывает крайне незначительное воздействие на МРТ и интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике, оставаясь в течение длительного времени в стороне от главных мирохозяй¬ственных процессов. Находясь в центре Европы, рядом с го¬сударствами, активно преобразующими свои экономики, Украина замет¬но отстала и не успевает за процессами, которые происходят в соседних государствах.
Принимая во внимание ресурсы и географическое поло¬жение Украины, а также конкретные условия, которые создает миро¬вая экономика каждому государству, Украина должна найти свой путь перехода к рыночной экономике и ускорения структурных преобразований с целью укрепления своей роли в мировой экономике. Существуют большое количество точек зрения относительно включения
Украины в МРТ и мирохозяйственные связи. Вся логика развития Украины в конце 90-х годов и перспективы ее на ближайшие десятилетия XXI в. подсказывают ей необходимость балансирования отношений с Западом, где она будет вплотную граничить с Европейским Союзом и на Востоке — с Россией и другими странами
СНГ. Для Украины ее будущее, в первую очередь, связано с воссозда¬нием государственности и оформлением общенациональной идеи. Мо¬лодой державе еще предстоит выработка устойчивой и динамичной мо¬дели экономики. Ее политическая система исключительно тесно привязана к специфике страны, вытекающей из географического рас¬положения государства в пределах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Европейский выбор Украины не подразумевает ее однозначного тя¬готения к
Европе, а предполагает создание системы взаимоотношений Украины в пространстве Россия – Европа – Северная Америка – Черноморье – СНГ. Именно эта система в глобальном контексте предопределя¬ет набор стратегий и перспектив путей развития Украины в XXI в. В основу развития экономических связей в рамках «Север–Юг» может быть положено удобное географическое расположение Украи¬ны между технологически развитым севером и быстро
развивающим¬ся югом Европы и прилегающим к нему Ближним Востоком и северо¬африканскими странами. В развитии и поддержании этих связей заинтересованы как северные страны Европы, а также страны зоны Черноморского экономического сотрудничества, так и практически весь регион Средиземноморья. Черноморско-Балтийский стратегический вектор приобретает еще большую актуальность в рамках приоритетов, обозначенных Европейским Союзом при развитии транспортной инфраструктуры в направлении
«Север–Юг», включающем в себя не¬сколько транспортных коридоров, строительство трубопроводов и дру¬гие инвестиционные проекты. Уникальность географического положения Украины позволяет ей также выполнять роль одного из важнейших звеньев на оси «Запад-Восток» или, иными словами, на пути «Европа-Тихоокеанский регион». Итак, к вариантам включения Украины в мировую экономику относятся как ее развитие в рамках интеграционных
объединений, так и ее независимое развитие на данном этапе, с отстаиванием национальных интересов. 1. Украина и интеграционные объединения 1.1. ЕС: реальность и перспективы Как показывает практика глобализации конца XX в все больше набирает силу процесс регионализации мирового экономического пространства. Для Украины налаживание эффективных и достойных ее потенциала связей с Европейским Союзом представляется одной из приоритетных задач.
Это совпадает и с концепцией, которую избрал для себя Европейский Союз еще в 1993 г. в Копенгагене на встрече выс¬шего уровня, заявив, что он будет расширяться на восток за счет стран Центральной и Восточной Европы. Украина не находится в списке пер¬воочередных кандидатов и даже кандидатов второго эшелона, однако на последующих этапах ее кандидатура вполне реальна.
14.06.94 было подписано Соглаше¬ние о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, на ратификацию которого всеми членами Союза ушло почти 4 года. С 1.08.98 это соглашение вступило в силу, и с этого момента у Укра¬ины открылись новые возможности для выхода на рынки стран-членов ЕС с отечественной продукцией. Однако соглашение также ставит пе¬ред
Украиной задачу дальнейшей реструктуризации экономики, смены механизма сотрудничества с Союзом и подготовки правового поля, ко¬торое обеспечило бы реализацию этого соглашения. В соответствии с догово¬ром о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС с 1998 г. на¬чаты практические приготовления по формированию между ними зоны свободной торговли. С целью реализации стратегического курса
Украины на интеграцию в Европейский Союз, обеспечения вхождения Украины в европейский политический, экономический и правовой простор и создания предпосылок для приобретения Украиной членства в Европейском Союзе была утверждена Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз Указом Президента Украины от 98. В данном документе определены направления интеграционного процесса,
а именно: экономическая интеграция и развитие торговых отношений между Украиной и ЕС, адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС, адаптация социальной политики Украины к стандартам ЕС и т.д Со своей стороны Украина представляет собой интерес для ЕС как в экономическом, так и в политическом отношении.
1.2. Развитие в рамках СНГ Значительной проблемой являются перспективы экономических от¬ношений со странами СНГ и с Россией в особенности. Ранее существовав¬ший единый народнохозяйственный комплекс, в котором Украина была периферией, сегодня воспринимается критически. И тем не менее, не сто¬ит отбрасывать то, что было полезным и может быть полезным в настоя¬щем и будущем. Речь идет об экономических связях и ростках коопера¬ции, которые еще есть возможность сохранить и развить.
Существует несколько моделей экономических взаимоотношений с новыми государ¬ствами, возникшими на месте бывшего Союза. Не все из интеграционных предложений сегодня в состоянии удовлетворить потребности и интере¬сы Украины, да и возможности Украины на настоящем этапе крайне ограничены. Опыт показывает, что во взаимоотношениях со странами СНГ сегодня невозможно строить какую-либо однородную систему отношений.
Договор о создании Экономического Союза в СНГ от 24.09.93 ставил своей задачей последовательное и согласованное экономическое сбли¬жение бывших советских республик через создание системы свободно¬го перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также со¬гласование бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической, таможенной и налоговой политики. На базе договора было подписано большое количество соглашений, которые не смогли быть в последую¬щем реализованы, поскольку не соответствовали новым национальным законодательным
актам молодых государств. После заключения договора о создании Экономического Союза был составлен план интеграционного развития, в рамках которого предпола¬галось создание Платежного и Таможенного союзов стран СНГ. Но из-за возникших проблем в деле платежно-расчетных и таможенных отноше¬ний полноценной реализации этих идей достигнуто не было. Неспособность и невозможность реализовать интеграционные планы в рамках
СНГ объяснялись не только внутренними трудностями каждого из государств СНГ, но и недостаточной обоснованностью и проработкой самих концепций но¬вых механизмов. В связи с этим взаимоотношения Украины со странами СНГ на протяжении 90-х годов строились и продолжают строиться на ос¬нове двухсторонних торгово-экономических отношений. Отношения с Россией. Украина экспортирует в
Россию черные металлы, транспортное оборудование, продукцию неорганической химии, сахар, мясо, мясные изделия. Основными статьями импорта из России являются топливно-энергетический продукты, транспортные средства, лесоматериалы, цветные металлы, ядерные реактивы, синтетический каучук. Итак, Россия поставила Украину в прямую зависимость по электроэнергетике. После многих месяцев подготовительной работы президенты двух стран 27 февраля 1998 г. подписали
Договор об экономическом сотрудничестве до 2007 г. Договор предусматривает координацию экономического и социального развития обеих стран, сотрудничество в сфере торговли, создание прочной и просторной базы для стратегического партнерства в гло¬бальном масштабе. Практически в обмен на признание Россией пол¬ного суверенитета Украины и ее территориальной целостности Ук¬раина открыла двери для проникновения российского капитала
на украинские рынки. Этот договор явился ярким примером компромисса во имя движения вперед. Особое значение в рамках СНГ для Украины имеют связи с Таджикистаном, который является вторым после России поставщиком нефти в Украину, занимая 4,4% в общем импорте Украины. Выгодным является для Украины и договор с Таджикистаном об оплате 60% поставок нефти товарами и услугами – трубами, ирригационными
системами, зерном, сахаром. Перспективны отношения с Азербайджаном, который начал разрабатывать добычу нефти в Каспийском море и транспортировать ее в Европу через Черное море. 1.3. Украина в ЧЭС 25 июня 1992 г. была подписана Декларация о причерноморском экономическом сотрудничестве.
Идея интенсификации причерноморского экономи¬ческого сотрудничества стала воплощаться в реальных формах хозяйствования. 31 августа 1992 г. были образованы Деловой Совет ЧЭС и постоян¬ный Секретариат ЧЭС со штаб-квартирой в г. Стамбуле. Главной зада¬чей Делового Совета ЧЭС стала оценка существующего потенциала стран региона и разработка на этой базе конкретных проектов сотрудничества.
Страны ЧЭС приступили также к конкретным действиям и в дру¬гих сферах экономики, нашедших отражение в декларации, а именно: в развитии сотрудничества в транспорте и телекоммуникациях, обмене информацией, энергетике, туризме, таможенном регулировании. К числу основных направлений причерноморского сотрудничества, которые также важны для Украины, можно отнести следующие: • создание режима свободного движения товаров, услуг, капиталов, что стимулировало бы экономические контакты, расширило бы рам¬ки производственной
кооперации и совместных инвестиций в сфе¬рах взаимных интересов; • формирование инфраструктуры бизнеса — сети банков и деловых центров для финансирования и информационной поддержки госу¬дарственных и частных инвестиций в инфраструктурные проекты; • сооружение совместными усилиями объектов инфраструктуры на транспорте — создание новых транспортных коммуникаций, пере¬ход на современные транспортно-погрузочные и складские техно¬логии; создание транспортных коридоров; • организация паромного сообщения между портами
Черного моря, в т.ч. между городом Ильичевск (Украина) и рядом портов Турции; • создание транспортно-экспедиторских фирм по обслуживанию ЧЭС; • обеспечение координации и загрузки судоремонтных заводов реги¬она с целью осуществления ремонта судов стран ЧЭС; • развитие транспортно-экспедиторского сотрудничества в области автотранспорта, создание необходимой инфраструктуры в этой об¬ласти; расширение железнодорожного сообщения между странами
ЧЭС, включая строительство железнодорожных вокзалов; разви¬тие портового хозяйства; налаживание авиационного сообщения между главными центрами стран ЧЭС; • комплексное использование и охрана ресурсов Черного моря — био¬логических, минеральных, водных, в т.ч. в области морского рыболовства и рыборазведения в устьях рек региона; • сотрудничество в развитии топливно-сырьевой базы региона, рацио¬нальном использовании энергии, в т.ч. в совместном финансировании энергетических объектов, строительстве газо- и нефтепроводов,
мо¬дернизации нефтеперерабатывающих предприятий, строительстве терминалов на берегу Черного моря по приему нефти и газа, введе¬нии в действие новых и реконструкции действующих угольных пред¬приятий с внедрением нового поколения горных машин, развитии работ по использованию нетрадиционных источников энергии; • сотрудничество в техническом перевооружении металлургических предприятий стран ЧЭС, внедрении новых мощностей, в т.ч. использовании нового поколения машин непрерывной разливки ста¬ли;
модернизация прокатного оборудования с целью получения продукции соответствующей требованиям мирового рынка, ком¬пьютеризация и автоматизация производственных процессов с целью улучшения экологии и условий труда металлургов, защиты водного и воздушного бассейнов; • развитие сотрудничества в агропромышленном комплексе стран ЧЭС; • сотрудничество в развитии пищевой и перерабатывающей промыш¬ленности путем образования совместных предприятий по выпуску тароупаковочных материалов, продуктов детского питания; техни¬ческое
переоснащение табачной, кондитерской и масложировой от¬расли и организация серийного производства технологического обо¬рудования для этих отраслей, включая производство запасных частей к нему, средств механизации и автоматизации; • участие в конверсии оборонной промышленности, перевод ее на мас¬совое производство качественных товаров на базе разукрупнения, демонополизации и приватизации предприятий; • развитие современной системы телекоммуникаций, включая обеспечение надежной телефонной связи между странами
Причерно¬морья; реализация проекта по строительству оптико-волоконной линии связи между Турцией, Болгарией, Румынией и Украиной; • кооперация в развитии унифицированной таможенной системы стран региона, создание полноценной системы многосторонних рас¬четов и возможной последующей организации Черноморского пла¬тежного союза; • сотрудничество стран Причерноморья в развитии процессов привати¬зации, предпринимательства, укрепления малого и среднего
бизнеса. Участие в причерноморской ин¬теграции ни в коей мере не противоречит экономическим интересам Украины, которая по своему потенциалу и геополитическому положе¬нию в Европе является важным партнером для любого европейского го¬сударства. Шестилетний период становления и раз¬вития организации доказывает ее перспективность и благотворное влия¬ние на вошедшие в объединение страны. Представляющими интерес для
Украины отличительными чертами ЧЭС являются: • широкое разнообразие природных ресурсов, огромные запасы не¬фти и газа, а также других сырьевых материалов; • большой интеллектуальный потенциал, наличие большого числа вы¬сокообразованных специалистов, ученых, институтов, оснащенных передовыми научными технологиями; • значительный рынок высоко- и низко квалифицированной рабочей силы, конкурентоспособной в сравнении с рабочей силой в других регионах; • потребительский рынок в 330 млн. чел на котором существуют ус¬тойчиво
высокий спрос на очень многие виды товаров и услуг и боль¬шой их дефицит; • регион потенциально крайне привлекателен для развития между¬народного туризма благодаря богатому историческому и культур¬ному наследию и уникальным природным условиям. Украина располагает всем необходимым для включения ее в процессы регионализации международного сотрудничества. Это, прежде всего, ее выгодное геоэкономическое положение. Инвесторы отдельных стран при прочих равных условиях предпочитают вкладывать капитал в соответствующие
прибрежные зоны и приграничные районы Украины, где начала формироваться инфраструктура для международного бизнеса. Применительно к Украине причерноморское сотрудничество долж¬но рассматриваться в узком и широком смысле. В узком смысле речь должна идти о сотрудничестве территорий, непосредственно выходя¬щих к Черному морю и в хозяйственном отношении тесно связанных с ним. Этот уровень развития регионального сотрудничества берет свое начало из древней приграничной и прибрежной
торговли. В широком смысле — это означает включение в сотрудничество все¬го экономического пространства страны. Базисом для него является увеличение разнообразия и гибкости предпринимательской деятельности по всей территории. ЧЭС — это живой организм, постоянно изменяющийся и создающий новые возможности для делового мира Украины. 2. Перспективные партнеры Украины 2.1 Страны АТР и Африки Осуществляя курс на интеграцию в мировую экономику,
Украина стремится развивать взаимовыгодные отношения со всеми государствами. Важным для Украины является развитие внешнеэкономической деятельности с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где в настоящее вре¬мя проживает почти половина человечества, вырабатывается свыше 55% товарной продукции мира и сосредоточено примерно 40% объема миро¬вой торговли. Это — один из богатейших и наиболее передовых регио¬нов в области новейших технологий и их внедрения
в жизнь. Вышеперечисленное обусловливает необходимость расширения при¬сутствия Украины в этом регионе. Более активная ориентация Украины в настоящее время на Запад, связанная с возможностью получения ин¬вестиций, передачей технологий, опыта управления, не исключает тех широких возможностей, которые открываются перед Украиной на Вос¬токе. Однако ее интеграция в систему экономи¬ческих отношений с государствами
АТР требует решения многих эко¬номических и политических проблем, затраты времени на адаптацию украинского законодательства к требованиям и специфике региона. Заметное место в отношениях Украины со странами Африканского континента принадлежит сотрудничеству с ЮАР. ЮАР открывает широкие возможности для международ¬ного сотрудничества в области автотранспортного машиностроения, военно-промышленного комплекса. Различия природных условий и циклов созревания сельскохозяйственных
куль¬тур создают неплохую основу для взаимодействия Украины и ЮАР в агропромыш¬ленном секторе. В силу таких различий производители двух стран не являются конку¬рентами. А это значит, что в данной сфере вполне реальны специализация и коопери¬рование. Например, в обмен на поставки пшеницы, наша страна могла бы закупать в Южной Африке свежие фрукты и овощи, необходимые населению в зим¬ний период.
Другим направлением сотрудничества могло бы стать использование имеющихся в Южной Африке технологий хранения и переработки сельскохозяйствен¬ных продуктов. Для ЮАР, длительное время находившейся в международной изоляции, равно как и для суверенной Украины, чрезвычайно актуальной является задача интеграции в ми¬ровое хозяйство. Во многом сходные трудности, переживаемые странами — с одной стороны, и взаимодополняемость хозяйственных
комп¬лексов обеих стран — с другой, могут стать надежной основой для взаимовыгодного сотрудничества. При этом его динамизм будет определяться тем, насколько адекватно стороны станут реагировать не изменения конъюнктуры и учитывать интересы друг друга. 2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA Страны Центральной и Восточной Европы были и остаются важными торгово-экономическими партнерами Украины. Между ними сложи¬лись взаимодополняющие связи в различных отраслях экономики, на¬уки и техники.
Заинтересованность во взаимном сотрудничестве объясняется такими факторами, как территориальная близость, сход¬ство решаемых этими странами задач, а для Украины также то, что вскоре ее ближайшие соседи станут членами ЕС. Для Украины процессы, происходящие в рамках CEFTA, представляют интерес не только с точки зрения появления нового емкого рынка на Западе, но и как пример для оптимизации хозяйственных связей с сосе¬дями по
СНГ и в рамках Черноморского экономического сотрудничества. Страны ЦВЕ начали процесс интег¬рирования в EС для того, чтобы в будущем стать полноправными членами. У Венгрии, Польши, Че¬хии, Словении есть реальная перспектива вступления в ЕС в 2002 г. Наиболее актуальным для Украины явля¬ется сохранение в рамках региона и с учетом процесса глобализации существующей специализации стран CEFTA в транспортном машинострое¬нии, производстве медикаментов
и медицинского оборудования, мало¬тоннажной химии. Украине жизненно важно поддерживать сотрудни¬чество в области производства сельскохозяйственных машин, автомобилей, электронной техники и энергетического оборудования. Восстановление угасающих связей в черной и цветной металлургии, химии, деревообрабатывающей промышленности также должно дать импульс для возрождения экономики
Украины. Огромные резервы скрыты в развитии кооперации между предпри¬ятиями, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию и вы¬пускающими продукты питания. Сегодня на рынках Украины мы видим все больше продовольствия, поставляемого из Польши, Венгрии и Чехии. Оно при¬влекает к себе внимание яркой упаковкой и высоким качеством, во мно¬гих случаях достигшим европейских стандартов. Это происходит благо¬даря тому, что в этих странах активно
заработал частный сектор, ориентированный на быструю реализацию потребительских товаров, сбыт которых сегодня частично осуществляется на западные рынки, но в основной массе — на рынки стран СНГ и, в первую очередь, в Украи¬ну, Беларусь и Россию. Таким образом, благодаря изменениям в эконо¬мике стран CEFTA сложилась новая товарная структура внешнеэкономических связей
Украины с этими странами. Из сказанного выше следует, что как Украина, так и страны ЦВЕ объективно заинтересованы в продолжении взаимной торговли, особен¬но в области машинотехнической продукции. Сегодня необходимо искать компромиссы. Среди прочих мер, способствующих решению проблемы платежеспособности партнеров, следовало бы рассматривать возмож¬ность образования нового платежного союза. Выводы
Магистральным путем развития экономики Украины в XXI в. станет создание экономики открытого типа, т.е. такой экономической системы, которая в последнее время набрала наибольшее число сторонников в мире. Это, с одной стороны, позволит Украине, открывшейся миру, стать понятной странам-партнерам и говорить с ними на одном языке бизне¬са, а с другой стороны, откроет для ТНК дорогу в Украину. С целью вхождения в мировое экономическое про¬странство
Украина обязана внедрить в практику принципы свободной торговли и исповедовать в связи с этим открытость экономики, последо¬вательно и неуклонно проводить приватизацию и создать эффективную, сокращенную до минимума государственную администрацию. На эти процессы в Украине будут влиять также и ТНК, поделившие между собой мировое пространство и использующие национальные пра¬вительства в своих интересах, диктуя им условия и определяя круг льгот, необходимых для своей деятельности
в стране. Практика выступления ТНК на национальных рынках раскрывает методику использования ими политических кругов национальных держав, инфраструктуру, нацио¬нальную систему инноваций и защиты авторских прав. В результате складывается ситуация, когда ТНК нуждается в организации помощи со стороны национального государства, которому в свою очередь нужны ТНК для достижения своих целей. Одной из главных задач Украины в развитии регио¬нального сотрудничества является расширение экспортной
базы, ори¬ентированной на рынки соседних стран, налаживание с ними производ¬ственно-кооперационных связей и научно-технического сотрудничества. Более того, участие Украины в региональном сотрудничестве требует создания необходимой инфраструктуры экономического и культурного общения. Ведь рост мобильности населения в связи с облегчением граж¬данам Украины условий выезда за границу имеет, в первую очередь, экономическую природу.
Направление потоков украинских «коммерчес¬ких туристов» определяется, в первую очередь, конъюнктурой различ¬ных видов потребительских товаров как на внутреннем рынке, так и на рынках соседних стран. Список использованной литературы 1. Про затвердження Стратегії інтеграції України до Європейського Союзу / Урядовий Кур’єр, 18 червня 1998. 2. Сіденко В. Економічне трансформування в країнах
Центральної та Східної Європи. Економіка України, №12, 1998 3. Токарев О. ПАР – наш новий зовнішньоекономічний партнер. Економіка України, №5, 1998. 4. Соколенко С. И. Глобальные рынки XXI столетия: Перспективы Украины. Киев: Логос, 1998.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |