Сложным явлением в символическом искусстве ХХ века была лирика Зинаиды Гиппиус. Ее неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих исканиях. Рассудочно – холодное осмысление сущего постоянно смешивалось с жалобными мотивами смиренности и сентиментальности. Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) родилась в небогатой дворянской семье, в городке
Белеве Тульской губернии. Но детство и юность ее прошли преимущественно в северной столице, где родители предпочитали жить большую часть года. Там же, после окончания женской гимназии, начинающая поэтесса познакомилась со студентом университета Д. Мережковским, за которого вскоре вышла замуж. В обществе своего мужа, ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее поэзии. Художнические интересы Гиппиус были широки: она писала лирические стихи и романную прозу, охотно выступала
с критическими статьями, вместе с Д. Мережковским и Д. Философовым редактировала литературный журнал «Новый путь». Высокая, интеллигентная талантливость Мережковских снискала им уважение в культурных кругах Петербурга. Их семейный салон посещали знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Блок, К. Бальмонт,
Вяч. Иванов, А. Белый, А.Н. Толстой и другие. Позднее, Когда супруги жили в Париже (они уехали в 1920 году), их друзьями стали И. Бунин и А. Куприн. Лирика Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала текущего столетия. Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание реальности ; он касался лишь отдельных, в основном
порочных ее явлений: Страшное, грубое, липкое, грязное, Жестко – тупое, всегда безобразное, Медленно – рвущее, мелко – нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно – довольное, тайно – блудливое, Плоско – смешное и тошно – трусливое, Вязко, болотно, и тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское…
Все кругом. Критики Гиппиус нередко соединяли эти строки с конкретной российской действительностью и на этом основании обвиняли автора в нелюбви к Отечеству. Между тем проблематика данного произведения гораздо шире, «космичнее», чем это может показаться при первом чтении. Поэтесса здесь высказала (естественно, на материале русской жизни) мысль о несовершенстве человеческого «я», и его земного общества. Текст построен в виде развернутого, психологически обостренного
предложения, в котором ведущую, сюжетную функцию выполняют определения. Истинный замысел стихотворения «Все кругом» проясняется в конце повествования, где однотонное, несколько рассудочное движение темы внезапно сменяется эмоционально – напряженным мотивом, раскрывающим неугасимую надежду человека на изменение сложившегося миросостояния: Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.
Живой облик эпохи возникал у Гиппиус и в стихах, написанных на основе психологического параллелизма. Важную роль в этом случае играла внешняя, природно-бытовая деталь, которая своим метафорическим сближением с изломами человеческой души передавала целую гамму лирических переживаний и размышлений: Над водами, стихнувшими в безмятежности Вечера ясного все бродит туман; В последней жестокости есть бездонность нежности,
И в Божией правде – Божий обман. Разумеется , для выражения подобной темы требовался особый поэтический язык, и Гиппиус кропотливо создавала его, подбирая из словаря точные в смысловом отношении элементы нейтральной книжной речи и отдавая предпочтение лишь тем словесным оборотам, которые исключали всякую метафорическую вычурность. В скрытом течении ее стиха словно бы велся давний спор с воображаемым оппонентом на тему, начатую еще Л. Толстым и Достоевским: каков человек изнутри, чем он значителен на
Земле? В ее произведениях постоянно ощущалось какое-то нежное очарование хрупкостью человеческой жизни, ее незащищенностью в мироздании. И здесь лепка образной мысли достигала удивительно филигранных очертаний. Особое значение в этой связи Гиппиус придавала тщательной подборке поэтически сравнимых явлений. Наиболее выигрышным ей представлялось соединение в композиционно-сюжетном строе внутреннего, незримо духовного с предметом из мира природы, традиционно воспеваемым в классической пейзажной лирике (серебристой
паутиной, светом настольной лампы, светом зари). В стихотворении « Нить» величественное и простое в человеческой душе уподоблено летней паутинной нити, повиснувшей над лесной тропинкой. И многоцветное сверкание природной « струны», и ее чуткое дрожание на ветру, готовое оборваться от неосторожного дыхания воздуха, и еще множество других пластично выписанных мелочей, оживляющий пустое небо, сообщают на какое-то время повествованию характер самоценной пейзажной сценки:
Нить паутинная упруга и чиста, Повисла в небесах; и дрожью незаметной Колеблет ветер нить, порвать, пытаясь тщетно; Она крепка, тонка, прозрачна и проста. Разрезана небес живая пустота Сверкающей чертой – струною многоцветной. А далее обнаруживается, что эта зарисовка природы есть развернутая метафорическая характеристика таинственного и сложного человеческого «я», схожего своей зыбкой тонкостью с опоэтизированной внешней природной частностью:
В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной Мы ищем тонкости, не веря, что возможно Величье с простотой в душе соединить. Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно; А тонкая душа проста, как эта нить. Общие эпитеты подчеркивают общность природного и духовного (паутинка тонка и проста, и душа тонкая, простая). Но компоненты эти скреплены еще и единым, стержневым мотивом, сложенным по ступенчатому принципу: сначала паутинная нить сопоставлена со сверкающей чертой; затем
в ее образное оформление внесено еще одно приращение: струна многоцветная; и только после этого она представлена в качестве «портретной» схемы человеческой души. Стихотворение « Нить» написано в жанрово-стилевой форме философского пояснения. Известный еще со времен Пушкина и Тютчева своей идилличностью лирический образ паутины получил здесь нетрадиционное толкование. Гиппиус овеяла этот образ психологическим драматизмом.
Правда, пафос последнего не был глубоко развит в ее произведении; в сущности, он только намечен тематически. Все жанрово-стилевые средства вели к многослойности символа, который можно было толковать вариативно. Так , в символике романсного стихотворения , названного автором « Песней», можно особо выделить мотив томления героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному, и вместе с тем наше внимание невольно сосредоточивается на частном образе
окна, куда, словно в космический просвет, устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания: Окно мое высоко над землею, Высоко над землею. Я вижу только небо с вечернею зарею, С вечернею зарею. И небо кажется пустым и бледным, Таким пустым и бледным… Оно не сжалится над сердцем бедным, Над моим сердцем бедным. Увы, в печали безумной я умираю,
Я умираю. Стремлюсь к тому, чего я не знаю, Не знаю… Но сердце хочет и просит чуда… Еще на заре творчества у поэтессы мелькнула догадка о жизни после смерти. Она почувствовала это «в дыхании ветра, в солнечных лучах», и в «бледной» морской волне, и в облачной тени. Раздвигая границы художественного времени, Гиппиус попыталась тогда поэтически обесценить самую смерть и таким образом «убрать порог» между нею и жизнью.
Причем явление смерти она как бы подводила к заключительному моменту бытия, когда «уже не душно, достигнута последняя ступень»: И если смерть придет – за ней послушно Уйду в ее безгорестную тень. Так осенью светло и равнодушно На бледном небе умирает день. Гиппиус постоянно колебалась между землею и небом, жизнью и богом. Если в середине 90-х годов « мудрый Соблазнитель» казался ей «непонятным
Учителем Великой Красоты», то в начале нового столетия Божия, правда и Божий обман», несмотря на свое полюсное положение, драматически сблизились в ее лирике: Небо – вверху; небо – внизу, Звезды – вверху; звезды – внизу, Все, что вверху, то и внизу, Если поймешь, благо тебе. Стих З.Гиппиус, стремившейся к звучной точности, обрел здесь предельно-лапидарное выражение.
З.Гиппиус ввела свою образную мысль в русло художественно-филосовских исканий Достоевского и в свете его мощной, трагической поэтики попыталась дорисовать то, что недоступно монументальной, романной прозе, но что способна выполнить утонченная, символико-психологическая лирика. Вглядываясь в ее творчество, я не могу не отметить следующее: поэтический дебют ее состоялся в 1888г. на страницах «Северного вестника», издаваемого в Петербурге.
Этот журнал вскоре стал литературной трибуной символистов. Известность Зинаиде Николаевне принесли творчески разработанные самостоятельные опыты - стихотворения « Посвящение» и «Песня». В 1904 г. отдельным изданием вышло «Собрание стихов.1889-1903». Еще ее современники отметили смелую реформацию в раннем творчестве: она неустанно экспериментирует, варьирует стихотворные размеры, использует прием «перебоя ритма», виртуозно пользуется аллитерацией
и т.д. Часто она строит свои стихи как монологи – молитвы, обращение к Богу. Отличительной чертой ее творчества является афористичность мыслей. Особо надо отметить то, что она стала во главе «неохристиан», печатным органом которых был журнал « Новый путь», где поэтесса «спряталась» за псевдоним Антон Крайний, потом Антон Кирша. Я не касаюсь ее прозаических произведений, хотя и там она сказала
свое, новое слово. Последняя книга ее стихотворений вышла в 1939году – « Сияние», главное в ней – раздумья о божественной любви, открывающей путь в вечность, о силе и бессмертии божественного слова. Последние годы своей одинокой жизни (Д.Мережковский умер в 1941 году) она отдала поэме «Последний круг» и книге воспоминаний «Дмитрий Мережковский», которая осталась незавершенной. Есть под
Парижем русское кладбище – Сен-Женевьев де Буа. Там в одной могиле похоронены Д.Мережковский и его верная спутница Зинаида Гиппиус, поэт, писатель, литературный критик… Знакомство с новым поэтом – всегда радость. Не скажу, что творчество З.Гиппиус произвело на меня особое впечатление. Нет! В нем много вычурности, какие-то изломы, что-то болезненное.…Однако ее стихи своеобразны и ярки, лирический
герой поэтессы – человек воспринимающий красоту мира и сердцем чувствующий добро и зло на земле. Это – блестящий художник: Вот первый луч – вот алый меч… И плачет сердце… Так написать может только талантливый поэт. Из сборника «Последние стихи», с которыми я познакомился, я выбрал одно – « Нет» и попытаюсь поделиться своими впечатлениями о нем и дать ему свою оценку.
Прежде всего, я обратил внимание на название – оно не совсем обычно ,если учесть содержание: «нет» кому или чему? Удивила и дата написания: «Февр . 18.»,она же и помогла мне правильно понять тему произведения. Я знал, что Зинаида Николаевна отрицательно отнеслась к первой мировой войне, не разделила националистических настроений части творческой интеллигенции. Не приняла она и Октябрьскую революцию, для нее это была трагедия. «Последние стихи», куда входит «Нет», и направлены
против «восставшего Хама», но З.Гиппиус всегда волновала судьба России, судьба Родины. «Нет» – крик души поэтессы, крик отчаяния и крик надежды. Она, словно луч солнца, озаряет миниатюру, в котором только восемь строк, и зовет всех верить не только ей – Надежде, но и Вере, и Любви. Приподнято торжественное звучание каждого слова позволяет мне сказать о том, что стихи написаны в публицистическом ключе.
Об этом напоминают нам, читателям, использованные автором риторические восклицания: Она не погибнет – знайте! Она не погибнет – Россия! Именно они, эти восклицания, выражают замысел поэта: высокое патетическое звучание гимна русской земли. «Нет» – это, значит, не исчезнет Русь, ее государственность, не пропадет ее народ. Она, как держава, будет стоять вечно. Думаю, что не ошибусь в определении идеи этого небольшого стихотворения:
она – в вечности! Более ста лет до З.Гиппиус Ф.И.Тютчев – поэт золотого века – по-своему выразил свой лирический облик Родины: «Умом России не понять…» З.Гиппиус в новом, «серебряном веке», утвердила мысль собрата по перу: вечны, будут Россия, ее земля и ее народ! Отсюда и та торжественная приподнятость, тот пафос, что усиливает звучание каждого слова. Употребление же такого художественного приема, как анафора, и делает ее особенно звучным:
Она не погибнет, – знайте! Она не погибнет, Россия. Они всколосятся ,– верьте! Поля ее золотые. И мы не погибнем верьте… Повтор слова « верьте» в конце двух строк есть не что иное, как другой художественный прием – эпифора. Удачно применены поэтессой глаголы повелительного наклонения: и в первом и во втором катрене они усиливают мотив стихотворения, наполняя его оптимизмом. Именно это и не мог принять
Блок, написавший поэтессе письмо и посвятивший ей стих, где зловеще определяют их жизнь следующие строки: Мы – дети страшных лет России- Забыть не в силах ничего. Перечитываю вновь миниатюру З.Гиппиус и думаю о том , как все-таки талантлива была она как поэт. Какие образы нашла она для выражения своей мысли, какие художественные средства! Они всколосяться верьте! Поля ее золотые. Эпитет « золотой» не редкий у поэтов, пишущий о русском поле,
здесь же он звучит особо, словно выражая богатство страны – ее хлеб. Достигая образности и выразительности стиха, автор использует приём олицетворения, погибнет «и…спасётся», видя в России живое существо. Особое значения в композиционном строе имеет противительный союз «но». Им часто пользовался А. С. Пушкин («Анчар», «Деревня»). Зинаида Николаевна сознательно делит им стихотворение на две части: главное не спасение всех её современников,
а воскресение России, в которое она верила, любя и ненавидя. «Нет» - одно из завершающих стихотворений цикла «Последние песни», написанного в Петербурге. Но как оно актуально в наши дни! Я выбрал его для анализа потому, что оно вселяет в меня оптимизм, и мне вместе с поэтессой хочется сказать всем, кто не верит в будущее нашей Родины, а живёт прошедшим: Россия спасётся знайте!
И близко её воскресенье. Реферат по литературе Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) Ученика 11 класса «А» Лингвистической гимназии № 36 Ладыга Антона
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |