Реферат по предмету "Государство и право"


Личные права и свободы человека и гражданина

План
 
Введение……………………………………………………………………...…..2
1. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина.....…..….….4
2. Содержание и анализ некоторых личныхправ и свобод человека и гражданина……………………………………………..…………..……….......…8
2.1. Правона жизнь……………………………...………………..…….…..….…8
2.2. Право граждан нажилище………………………………………………….10
2.3. Правона достоинство личности  и личную неприкосновенность..…..…12
2.4. Право на частную жизнь………………………......………..……...........…16
2.5. Свободапередвижения и места жительства…...…….…………....…........18
2.6. Свободасовести и вероисповедания………...………………….…....……20
2.7. Свобода мысли и слова………………………...….……………...........…...22
Заключение……………………………………………………………….....……25Библиографическийсписок...…………………………..….……………..……..26

Введение
Статья2 Конституции Российской Федерации раскрывает важнейшую сторону характеристикиРоссии как правового государства – человек, его права и свободы провозглашаютсявысшей ценностью.
Цельданной курсовой работы составление представления о личных правах и свободахчеловека и гражданина. Поэтому в своей работе я поставил две задачи: во-первых,показать место человека в обществе и государстве, его правах, свободах иобязанностях. А во-вторых, поэтапно, используя различную правовую литературу инеобходимые для этого документы, рассмотреть основные личные права и свободычеловека и гражданина.
  Надпроблематикой личных прав и свобод работали и до сих пор работают многие ученыетакие как: Е.В.Богданов, статью которого я использовал в данной работе; П.И.Седугин,наиболее полно раскрывший содержание права на жилище; А.В.Хованская ­­­­–преподаватель права Оренбургской государственной медицинской академии; и др.
В различные эпохипроблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либорелигиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости отсоциальной позиции находившихся у власти классов.
Важнейшим шагом вразвитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в.,  которые выдвинули не только широкий набор правчеловека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальностиправ человека, придавший им подлинно демократический характер.
Дальнейшим этапомуглубления и развития каталога, прав человека стала вторая половина XX в. Признание Всеобщей декларацииправ человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободМеждународного пакта о гражданских и политических правах, Международного пактаоб экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждениипреступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидациивсех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовыхактов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.
Конституция закрепляетнаиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества игосударства права  и свободы. Для человека они являются необходимыми условиямиобеспечения его достоинства   и чести, присущей человеческой личности;естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления темобществом, членом которого он является; социальных и экономических условий,необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных идуховных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированныев конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являютсяправовой базой для производных, но не менее важных прав.

1.        общаяхарактеристика прав и свобод человека и гражданина
 
ДействующаяКонституция России закрепляет гуманистический характер конституционного строя –в системе «человек – государство» не человек существует для государства, агосударство для человека. Роль государства в установлении прав и свободчеловека и гражданина сегодня максимально ограничена, тогда как роль иответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав исвобод значительно повышена: статья 2 Конституции РФ определяет признание,соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанностигосударства, а в соответствии со статьей 18 Конституции именно эти права исвободы определяют деятельность всех ветвей государственной власти и местногосамоуправления в России. Признание прав и свобод человека высшей ценностьюозначает, что в случае коллизии прав человека и других конституционнозащищаемых ценностей (в том числе и тех, которые относятся к иным основамконституционного строя) приоритет следует отдавать правам человека. Важнымявляется то, что основные (но только основные) права и свободы человека и гражданинарассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения[1],то есть они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются недарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишьпризнавать, соблюдать и защищать как уже существующие). Естественный характеросновных прав и свобод означает также, что они не могут быть не толькоприобретены, но и переданы кому-либо, то есть являются неотчуждаемыми (и дажеотказ от них является ничтожным). Права и свободы человека и гражданинаобъединяют в три группы:
1. Личные(гражданские) права и свободы – это те права и свободы, которые составляютпервооснову конституционно-правового статуса личности, предоставляютконституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов ипотребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимныестороны жизни и т. п.) от неправомерного вмешательства государства и другихлиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характери предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия илиотсутствия гражданства Российской Федерации. К личным правам и свободам человекаи гражданина  относятся:  (право на жизнь; достоинство личности; право насвободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни,личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенностьжилища; право на определение и указание национальной принадлежности,использование родного языка; свободу передвижения и выбора места жительства;свободу совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службыальтернативной гражданской службой; свободу мысли и слова; право на судебнуюзащиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии и др.)
2. Политическиеправа и свободы – это права и свободы, обеспечивающие участие личности (какиндивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества игосударства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. Вотличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат толькогражданам Российской Федерации (но не все, например, свобода массовойинформации, право на объединение гарантируются каждому человеку[2]).К политическим правам и свободам относятся: право на объединение, обеспечивающиеучастие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизниобщества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичнойвласти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежаттолько гражданам Российской Федерации (но не все, например, свобода массовойинформации, право на объединение гарантируются каждому человеку). Кполитическим правам и свободам относятся: право на объединение; свободасобраний, митингов, шествий и демонстраций; право на участие в управленииделами государства (включая избирательные права, право участвовать вотправлении правосудия), право доступа к государственной службе; правообращений («право петиции»); свобода информации и средств массовой информации идр.
3. Экономические,социальные и культурные права и свободы – это права и свободы, обеспечивающиереализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальнойи культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы,не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права даннойгруппы носят позитивистский характер и детализируются в отраслевомзаконодательстве – трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др. Группуэкономических, социальных и культурных прав и свобод составляют:
свободапредпринимательства; право частной собственности; трудовые права – на труд иего оплату (свобода труда), на отдых, на забастовку; право на охрану семьи,материнства, отцовства и детства; право на социальное обеспечение; право нажилище; право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду;право на образование и академические свободы; свобода творчества; право научастие в культурной жизни и др. Составной частью правового статуса того илииного субъекта правоотношений наряду с правами являются и обязанности этогосубъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность. Конституция РФ 1993года, в отличие от предыдущих российских конституций и основных законовнекоторых иностранных государств, не содержит специальной главы, посвященнойобязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности вконституционном тексте содержатся (хотя перечень их стал значительно меньше), исодержатся они, главным образом, в главе 2 «Права и свободы человека игражданина», что следует рассматривать как неразрывное единство двух основныхсоставных частей конституционно-правового статуса личности в России –конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей.Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статусаличности, следует иметь в виду, что:  обязанности, в отличие от большинстваправ и свобод, носят позитивный характер – они устанавливаются нормативно(законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественноестественный характер;  Конституция РФ исходит из принципа единства не толькоправ и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6);таким образом, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклонятьсяили освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности(обязанность, в отличие от права, которое является мерой возможного поведенияуправомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанноголица); освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, можетиметь место только на основании закона;  как и некоторые права и свободы,отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающегов России (как, например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природуи окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации(обязанность защищать Отечество).
 

2. Содержание и анализ некоторых личных прав и свободчеловека и гражданина
 
2.1 Право на жизнь
Право на жизнь есть неотъемлемое правокаждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольнолишен жизни[3].
 В странах, которые не отменили смертнойказни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступленияв соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления икоторый не противоречит постановлениям настоящего Пакта и Конвенции опредупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание можетбыть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенногокомпетентным судом[4].
 Жизнь человека охраняется Конституциейи законодательством РФ как самая главная ценность в обществе. Право на жизньоткрывает перечень личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина.Реализация этого права предполагает активные действия государства, его органови должностных лиц по созданию и поддержанию безопасных условий жизни вобществе. Для этого государство должно поддерживать социальный мир в стране,избегать военных способов разрешения споров и конфликтов как внутри страны, таки на международной арене. В целях охраны жизни человека государство в лицесвоих органов, прежде всего правоохранительных, ведет целенаправленную борьбу спреступностью. В целях охраны жизни и здоровья человека государство обеспечиваетправо каждого на бесплатное медицинское обслуживание. Непременное условиеобеспечения права на жизнь — охрана среды обитания человека. Право на жизньобеспечено также запретом пыток, насилия и добровольным согласием на проведениемедицинских, научных и иных опытов; правом собираться мирно, без оружия;социальным обеспечением по возрасту, болезни, инвалидности.
2.2.Право граждан на жилище
Реализацияправа граждан Российской Федерации на жилище осуществляется на основе жилищногокодекса, Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фондав Российской Федерации» и закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 «Обосновах федеральной жилищной политики», законодательства субъектов РФ.
Оченьполно содержание права граждан РФ раскрыл П.И.Седугин. По его мнению, данноеправо имеет шесть юридически значимых возможностей: стабильность пользованияимеющимся жильем;  улучшение своих жилищных условий; использование жилья винтересах других граждан; обеспечение жильцам здоровой среды обитания;недопустимость произвольного лишения граждан жилья; неприкосновенность жилища[5].  При этом П.И.Седугин утверждает, что право на жилище на стадии пользованияжилым помещением реализуется в конкретных правоотношениях, в которыхсоответствующие органы государства, частные, кооперативные и общественныеорганизации, иные лица выступают в качестве наймодателей, а граждане – вкачестве нанимателей жилых помещений.
Сейчасотносительно права граждан на жилище идут жаркие споры. Так для некоторыхученных данная правовая категория представляется не иначе как выдумкойкоммунистов. Выдвигались даже предложения отказаться от закрепления данногоправа в конституции. Но когда в 1993 право граждан на жилище все же было закрепленов конституции, стали появляться попытки свести данное право на нет, объявляяего не более чем пропагандой, так как на самом деле у государства нет средствна обеспечение этого права.
Впротивовес им Е.В.Богданов считает, что закрепление права граждан на жилищенеобходимо, в своей статье «Природа и сущность права граждан на жилище», онпишет «Если разговоры о демократии, гуманизме, общечеловеческих ценностях и т.п.ведутся в серьёз, а не с целью одурачивания народа в интересах политической;если проводимые политические реформы действительно (как об этом говорятполитики и политологи) направлены на улучшение уровня жизни народа по сравнениюс тем, которым они обладали до начала этих реформ (стоит вспомнить знаменитыйлозунг начала 90-х годов ХХ века: «Так жить нельзя!»), государство простообязано в национальном законодательстве, во исполнение указанных международныхправовых документов, установить за гражданами признанные международнымсообществом права человека, в том числе и право на жилище[6].»
Сам ядвоякого мнения об этом праве: с одной стороны я согласен, что в настоящеевремя право граждан на жилище в большей степени голословно, так как государствоне пытается реализовать это право на деле. Но с другой стороны закреплениеэтого права в основном документе страны просто необходимо, так как право нажилище выступает основным компонентом обеспечения жизнедеятельности человека.
Однимиз аспектов права граждан на жилище выступает гарантия неприкосновенностижилища. Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет правабез законного основания любым способом проникать в жилище, а также оставаться внем против воли проживающих там лиц. Под запретом находятся и иные способыполучения сведений о том, что происходит в жилище: установка видеокамер,звукозаписывающих устройств. Законодательство четко регламентирует случаи,когда проникновение в жилище допустимо, и круг уполномоченных на то органов.
Незаконноепроникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц влечет уголовнуюответственность по ст. 139 УК. Если такое проникновение произошло с применениемнасилия или с угрозой его применения или совершено лицом с использованиемсвоего служебного положения, уголовная ответственность ужесточается.
2.3. Право надостоинство личности и личную неприкосновенность
 Каждый имеет право на свободу, личнуюнеприкосновенность и уважение достоинства личности.
 Арест, заключение под стражу исодержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебногорешения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Провозглашенноев статье 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на свободувключает, в частности, право не подвергаться ограничениям, которые связаны сприменением таких принудительных мер, как задержание, арест, заключение подстражу или лишение свободы во всех иных формах, без предусмотренных закономоснований, санкции суда или компетентных должностных лиц, а также сверхустановленных либо контролируемых сроков. Вместе с тем, будучи неотчуждаемым ипринадлежащим каждому от рождения, право на свободу в силу статьи 22 (часть 2)Конституции Российской Федерации может быть правомерно ограничено при аресте,заключении под стражу и содержании под стражей. Условия такого правомерногоограничения установлены в соответствии с Конституцией Российской Федерациифедеральным законодательством, предусматривающим, что заключение под стражуможет быть применено к лицу, обвиняемому или подозреваемому в совершениипреступления, лишь на основании судебного решения или с санкции прокурора(статьи 11, 89, 96 УПК РСФСР).
Уголовно-процессуальный закон (частипервая и вторая статьи 97 УПК РСФСР) определяет также, что содержание подстражей при расследовании преступлений не может продолжаться более двухмесяцев, а при особой сложности дела и в иных исключительных случаях, порешению компетентного прокурора, — более полутора лет. Согласно части третьейстатьи 97 УПК РСФСР истечение предельного срока содержания под стражей означаетневозможность его дальнейшего продления и обязательность немедленногоосвобождения содержащегося под стражей обвиняемого. Однако оспариваемаязаявителем часть пятая статьи 97 УПК РСФСР устанавливает правило, согласно которомувремя ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного делапри исчислении санкционированного срока содержания обвиняемого под стражей вкачестве меры пресечения не учитывается.
 Из статьи 22 (часть 1) КонституцииРоссийской Федерации, закрепляющей право на свободу, и пункта 1 статьи 9Международного пакта о гражданских и политических правах, формулирующегоусловия правомерного ограничения этого права, следует, что никто не может бытьподвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, а также не долженбыть лишен свободы иначе, как на основаниях и в соответствии с процедурой,которая установлена законом.
Недопустимость избыточного или неограниченного по продолжительности содержания под стражей вытекает и из пункта3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласнокоторому каждый имеет право на рассмотрение любого предъявленного ему обвинениябез неоправданной задержки, что в первую очередь касается лиц, лишенных свободына досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Такой подход к гарантиям отпроизвольного ареста развивается в соответствии с Международным пактом и впринятом Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 года Своде принципов защитывсех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме,согласно которым лицо, задержанное по уголовному обвинению, имеет право налюбое время возбудить разбирательство перед судебным или иным органом дляоспаривания законности задержания, а также право на судебное разбирательство вразумные сроки либо на освобождение от суда.
А что касается достоинства личности то:уважение достоинства личности — неотъемлемый признак конституционногодемократического государства, поскольку в таком государстве каждый человекпредставляет собой высшую социальную ценность.
Под достоинством личности понимаетсяосознание самим человеком и окружающими его людьми факта обладания им высокиминравственными и интеллектуальными качествами.
Достоинство любого человека подлежитзащите независимо от его действительной социальной ценности и от обладания имэтими качествами. Самым эффективным средством защиты достоинства человекаявляется суд, так как только он своим решением может обязать орган государства,физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении достоинства человека, втом числе средство массовой информации, публично извиниться, поместитьопровержение, выплатить денежную компенсацию в возмещение морального вреда илисовершить иные действия для восстановления нарушенного права на достоинство.
Понятия«человеческое достоинство», «честь», «доброе имя»складываются на основе этических норм, связаны с совершением социально значимыхпоступков и как социальное благо неотделимы от личности. В связи с этим ониохраняются правом. Возможно применение принуждения к лицам, посягнувшим надостоинство и честь гражданина. Реальная правовая защита достоинства гражданосуществляется, прежде всего, нормами уголовного и гражданского права.
Предусматриваяв уголовном законодательстве составы преступлений против чести и достоинстваграждан (ст. 129 и 130 УК)[7], а в гражданскомзаконодательстве — гражданские правонарушения (ст. 150 — 151 ГК)[8],законодатель стремится оградить неимущественные интересы личности, ибо защитадоброго имени человека — это, прежде всего восстановление его правильнойобщественной оценки.
Клеветаи оскорбление, хотя и имеют общую направленность, т.е. унижение чести идостоинства личности, тем не менее, различаются: оскорбление непосредственнонаправлено на унижение личного достоинства человека; клевета подрываетобщественную оценку личности, влияет на репутацию человека в обществе. Уголовнонаказуемым при оскорблении является унижение чести и достоинства гражданина впозорящей его, неприличной форме; клевета искажает суть имевших место фактовлибо создает такое представление, которое не имело места в действительности.Оскорбление затрагивает форму оценки достоинства, клевета — ее сущность.Уголовное наказание не ставит целью унижение человеческого достоинства приназначении наказаний (ст. 7 УК).
Согласност. 152 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержения получившихраспространение порочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений,если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуютдействительности.
 

2.4. Право на частнуюжизнь
 Одной из сторон личнойнеприкосновенности выступает неприкосновенность частной жизни, личной исемейной тайны.
В Конституции и законодательстве несодержится понятия частной жизни, подлежащей государственной охране. Подчастной (личной) жизнью следует понимать все сферы жизни человека: семейную,бытовую, сферу общения, отношения к религии, внеслужебные занятия, увлечения,отдых и иные, которые сам человек не желает предавать гласности.Законодательство РФ охраняет тайну усыновления, тайну медицинского диагноза. Наосновании отдельных ведомственных актов подлежат повышенной охране тайнадиагноза СПИДа и тайна психического заболевания.
Сведения о частной жизни, личные,семейные тайны могут быть доверены священнику, врачу, адвокату, нотариусу безопасения их разглашения, поскольку эти лица несут юридическую (врач, нотариус),корпоративную (адвокат) или религиозную (священник) ответственность.Перечисленные лица, а также депутаты освобождаются от ответственности за отказот дачи свидетельских показаний за неразглашение сведений, которые стали имизвестны в процессе профессиональной деятельности. Прокуроры, следователи,лица, производящие дознание, не имеют права разглашать любые сообщенные имсведения (например, об обстоятельствах уголовного дела). Обязанность охраныполученных от граждан сведений об имуществе и доходах возлагается на работниковналоговых органов. За нарушение неприкосновенности частной жизни предусмотренауголовная ответственность.
В развитие права на неприкосновенностьчастной жизни Конституция предусматривает право на охрану информации, которойлюди обмениваются между собой. Никто не может прослушивать, фиксировать иконтролировать эту информацию. Почтовые работники, допускающие нарушения тайныпереписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений несут ответственность поуставам о дисциплине, если в их деяниях нет состава уголовного преступления.
Дополнительной гарантиейнеприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны являетсяустановленный Конституцией запрет сбора, хранения, использования и распространенияинформации о частной жизни лица без его согласия.
Под информацией понимаются любыесведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах независимо от формыих представления.[9] Персональные данные,включаемые в состав государственных и иных информационных ресурсов, относятся ккатегории конфиденциальной информации. Юридические и физические лица, всоответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах,получающие и использующие ее, несут установленную законодательством РФответственность за нарушение режима защиты, обработки и порядка использованияэтой информации.
 Лица, чьи права и свободынепосредственно затронуты информацией, которой располагают органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, имеют право наполучение этой информации, а соответствующие органы обязаны предоставить ееэтим лицам. Отказ может быть обжалован в суд.
Неправомерный отказ должностного лица впредоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права исвободы граждан, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложнойинформации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан,влекут уголовную ответственность по ст. 140 УК.

2.5.  Свободапередвижения и места жительства
Важным конституционным правом,закрепленным во многих международно-правовых актах, является свободапередвижения. Это право реализуется на основе Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Закон предусматриваетуведомительный регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства иустанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, втечение 7 дней обратиться в органы регистрационного учета граждан с заявлениемо постановке на временный или постоянный учет. Правила регистрации и снятияграждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания ижительства в пределах Российской Федерации утверждены ПостановлениемПравительства РФ от 17.07.1995 N 713[10].
Право граждан РФ на свободупередвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерациив соответствии с законодательством РФ может быть ограничено[11]:
в пограничной полосе;
в закрытых военных городках;
в закрытыхадминистративно-территориальных образованиях;
в зонах экологического бедствия;
на отдельных территориях и в населенныхпунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовыхнеинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимыпроживания населения и хозяйственной деятельности;
на территориях, где введено чрезвычайноеили военное положение.
 Конституционное право на свободныйвыезд из Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в РоссийскуюФедерацию реализуется в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда вРоссийскую Федерацию». Закон устанавливает, что право гражданина на выездможет быть временно ограничено в случаях, если гражданин: имел допуск ксведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющимгосударственную тайну, и заключил трудовой договор (контракт),предусматривающий временное ограничение права на выезд; призван на военнуюслужбу или направлен на альтернативную гражданскую службу; задержан по подозрениюв совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого; осужден засовершение преступления и не отбыл назначенного судом наказания; сообщил о себезаведомо ложные сведения; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных нанего судом.
Закон предусматривает, что основнымидокументами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт,дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверениеличности моряка)[12].

2.6. Свобода совести ивероисповедания
Одним из важнейших личных прав человекаявляется свобода совести, вероисповедания. В связи с этим каждый человек можетмыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическимиубеждениями, может соотносить свои поступки с какими-либо вероучениями илидействовать независимо от них. Человек в течение своей жизни имеет право менятьрелигиозные и иные убеждения, выходить свободно из религиозных объединений ивступать в другие, не опасаясь преследований. Основной гарантией этих правявляется закрепленный в ст. 14 Конституции светский характер государства,являющийся одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
Не допускается установления преимуществлибо ограничений в зависимости от отношения человека к религии[13].Равенство всех перед законом и судом независимо от отношения к религии и иныхобстоятельств закреплено ст. 19 Конституции.
По Закону никто не обязан сообщать освоем отношении к религии, и не может подвергаться принуждению при определениисвоего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, кучастию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях,в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. В целях обеспечениясвободы вероисповеданий Закон запрещает вовлечение малолетних в религиозныеобъединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласияродителей или лиц, их заменяющих.
Право свободно распространятьрелигиозные и иные убеждения означает возможность каждого человека и гражданинав Российской Федерации доводить до всеобщего сведения смысл и содержаниеконкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение к нимнепосредственно, через средства массовой информации, путем проведения всоответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространенияпечатной продукции. В то же время российское законодательство запрещает призывык разжиганию религиозной розни, создание и деятельность общественныхобъединений, направленных на разжигание религиозной розни и нетерпимости.
Законодательство РФ устанавливаетадминистративную и уголовную ответственность за воспрепятствованиеосуществлению права на свободу совести и вероисповеданий.
 
2.7. Свобода мысли ислова
 Конституция наряду со свободой словазакрепляет свободу мысли. Сама по себе мысль не наносит вреда обществу,независимо от ее содержания, пока она не воплотилась в конкретное деяние.Гарантии свободы мысли заключаются в защите человека от ограничения возможностимыслить свободно и независимо. Для защиты свободы мысли как результатафункционирования головного мозга человека российское законодательствопредусматривает различные запреты воздействия на мозг и сознаниемедикаментозными и иными препаратами, незаконными экспериментами[14].Запрещается использование технических средств (электронно-лучевых иэлектромагнитных) для воздействия на мозг человека[15].
Свобода мысли тесно связана сидеологической свободой. В гражданском обществе, основанном на свободеидеологий, никто не может навязывать человеку какие-либо мысли и желания помимоего воли.
Мысль не может проявляться свободно,если невозможно ее свободно высказать. Свобода слова заключается в возможностичеловека публично высказывать, предавать гласности, распространять любымспособом свои мысли и убеждения.
 Если свобода мысли не может бытьограничена никакими законными способами, то некоторые ограничения свободы словадопускаются в интересах охраны конституционного строя, защиты прав и свободчеловека и гражданина.
Деяния, направленные на подрывстабильности государства, грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина,влекут уголовную и иную ответственность. Некоторые ограничения свободы слова,установленные уголовным и административным законодательством, заключаются внедопустимости публичных призывов к насильственному захвату, удержанию властиили насильственному изменению конституционного строя, возбуждения национальной,расовой или религиозной вражды, призывов к развязыванию агрессивной войны.Уголовная ответственность также может наступить за клевету и оскорбление[16],административная — за мелкое хулиганство, выразившееся в нецензурной брани вобщественном месте[17]. Закон РСФСР «Оязыках народов РСФСР» признает недопустимым пропаганду вражды ипренебрежения к любому языку.
Гражданское законодательство непозволяет распространять сведения, которые способны нанести вред чести,достоинству или деловой репутации граждан. В судебном порядке можно требоватьопровержения таких сведений и компенсации морального вреда.
Законодательство РФ охраняет такжегосударственную и иную тайну, например, служебную, коммерческую, тайну частнойжизни, в том числе тайну усыновления, медицинского диагноза, нотариальныхдействий. Налоговые органы не вправе разглашать информацию об имуществе идоходах граждан. За пределами установленных законом запретов, направленных наобеспечение интересов личности, общества, государства, свобода слова неограничивается.
 Запрет принуждения к выражению своихмнений и убеждений и отказа от них является частным проявлением права каждогона свободу слова. Российское законодательство не допускает ни прямогопринуждения, ни косвенного, заключающегося в предоставлении льгот и преимуществили установлении ограничений в зависимости от убеждений человека.
Каждый человек может иметь те или иныеубеждения и свободен в их выражении устно, письменно или через средствамассовой информации.
 Свобода информации является элементомсвободы мысли и слова. Статья 29 конституции РФ устанавливает целый ряд правчеловека в области информации. Право искать, получать, производить ираспространять информацию без предварительного разрешения и уведомлениягосударства и его органов любым законным способом независимо от государственныхграниц и форм выражения не подлежит ограничению со стороны государства, кромераспространения сведений, составляющих государственную тайну[18].
Права человека в области информацииболее полно раскрываются и конкретизируются в Федеральном законе «Обинформации, информатизации и защите информации», который регулируетотношения в области формирования и использования, сбора, обработки, хранения,поиска, распространения информации и ее защиты. Закон предусматриваетобязанность государства по обеспечению реализации прав граждан и организаций вусловиях информатизации[19].
 Конституционное положение огарантированности свободы массовой информации развивается в Законе РФ «Осредствах массовой информации». В соответствии с этим законом поиск,получение, производство и распространение массовой информации, учреждениесредств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими неподлежат ограничениям, кроме случаев, установленных законом.

Заключение
В своей курсовой работе яраскрыл содержание личных прав и свобод человека и гражданина. Какие же можносделать выводы?
Как мне кажется, очевидно,что по своей значимости личные права и свободы, бесспорно, занимают ведущееместо в системе прав и свобод человека и гражданина. Данные права и свободы(личные) направлены в первую очередь на такой важнейший аспект человеческогосуществования как сама жизнь, неприкосновенность личности и  жилища. Именноличные права и свободы даны человеку с самого рождения и до конца жизни. Дляобладания этими правами не требуется иметь гражданство Российской Федерации.Например, политические права и свободы даются человеку с восемнадцати лет, анекоторые только при наличии гражданства Российской Федерации.
Необходимымусловием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, прикотором все органы государственной власти выполняют защитуправ и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета, при строгом соблюдении КонституцииРоссийской Федерации.
И так основной вывод заключается в том, что личные права и свободыявляются возглавляющими список прав и свобод человека и гражданина, а такжеявляются неотъемлемыми и пожизненными. А второй вывод, как мне кажется,заключается в том, что только при уважительном отношении государства, всегообщества к отдельной личности; при четкой согласованной работе всехгосударственных органов (в первую очередь правоохранительных), — только тогда и только в таком обществе личные права и свободы (также как и остальные права исвободы) приобретают истинную действительность.

Библиографическийсписок
1.        Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993.25 декабря.
2.        Федеральный закон«О занятости населения РФ». от 19 апреля 1991 №1032-1 (ред. от22.08.2004, сизменениями. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ. № 17. 1996. Ст.1915; Российская газета. № 84. 1996.6 мая.
3.        Федеральный закон«О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 №1807-1.(впоследней ред. От 11.12.2002)//Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст.1740.
4.        Федеральный закон «О средствах массовойинформации» от 27 декабря 1991 № 2124-1. (в последней ред. от21.07.2005)// Российская газета, № 32. 1992.8 февраля; Ведомости ВерховногоСовета РФ. 1992. № 7. Ст. 300.
5.         Федеральный закон  «О психиатрической помощи игарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 № 3185-1. (впоследней ред. от 22.08.2004)// Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 33. Ст.1913.
6.        Федеральный закон«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 №5242-1. (в последней ред. от 02.11.2004)// Российская газета. № 152. 1993. 10августа; Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.
7.        Федеральный закон«Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 №82-фз (в последней ред.от02.02.2006)//Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; Российскаягазета.  № 100. 1995.25 мая.
8.        Федеральный закон «Об информации, информатизации изащите информации» от 20 февраля 1995 №24-фз (в последней ред. От10.01.2003)// Российская газета. №39 1995.22 февраля; Собрание законодательстваРФ. 1995. №8. Ст.609.
9.        Федеральный закон«О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в РоссийскуюФедерацию» от 15 августа 1996 № 114-ФЗ.(в последней ред. От 15.06.2006)//собрание законодательства РФ. 1996. №34. Ст. 4029; Российская газета. №159.1996.22 августа.
10.     Федеральный закон«О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997№ 125-ФЗ (в последней ред.от 29.06.2004)// Собрание законодательства РФ. 1997.№ 39. Ст.4465; Российская газета. №190. 1997.1 октября.         
11.     Федеральныйзакон  «Об общих принципах организации местного самоуправления РоссийскойФедерации» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ (в последней ред. от 03.06.2006)// Собраниезаконодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822, Парламентская газета, № 186. 2003.8октября; Российская газета. № 202. 2003.8 октября.
12.     Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 №51-ФЗ, (в последнейред. от 03.06.2006)//Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301;Российская газета. № 238-239. 1994.8 декабря.
13.     Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ (впоследней ред. от 03.07.2006.)//Российская газета № 256. 2001. 31 декабря;Парламентская газета. № 2-5. 2002. 5 января; Собрание законодательства РФ.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
14.     Уголовный кодексРоссийской   Федерации от 13 июня 1996 №64-ФЗ (в последней ред. от05.01.2006)//Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российскаягазета.  № 113. 1996. 18 июня; № 114. 1996. 19 июня; № 115.  1996.20 июня; №118. 1996.25 июня.
15.      Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации (часть 1) от 18 декабря 2001.№174-ФЗ (в последней ред. От 03.07.2007)// Парламентская газета. № 241-242. 2001.22 декабря; Российская газета. № 249. 2001. 22 декабря; Собраниезаконодательства РФ. 2001. № 52. ч. I. Ст. 4921; Ведомости Федерального СобранияРФ. 2002.  № 1. Ст. 1.
16.     Постановление ВерховногоСовета РФ «О декларации прав и свобод человека и гражданина» от 22 ноября 1991г. N 1920-1.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865
17.     Постановлениеправительства РФ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РоссийскойФедерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства впределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных зарегистрацию» от 17 июля 1995 №713, (в последней ред. от 22.12.2004)// Собраниезаконодательства РФ.1995. № 30. Ст. 2939; Российская газета. № 144, 1995.27июля.
18.     Международный пакт о гражданских и политических правах»(Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседанииГенеральной Ассамблеи ООН)// Ведомости Верховного Совета СССР.  1976 г. № 17.Ст. 291.
Научная литература
1.        Баглай.М.Б. Конституционное право Российской Федерации.Учебник для вузов. Издательская группа НОРМА-ИНФРА. Москва, 2007.
2.        Богданов Е.В.Природа и сущность права граждан на жилище // журнал Российское право №4.-2003.- с.23
3.        Правоведение: Учебник. // Под ред. Проф. М.И. Абдуллаева.-М.: Финансовый контроль, 2004.-471с.
4.        Седугин П.И.жилищное право. Учебник для вузов. М: Норма, 1997.С.19-20
21.12.2007


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовое обеспечение трудовых пенсий в Российской Федерации
Реферат Harvey Play Essay Research Paper The play
Реферат Сельское хозяйство как источник химического загрязнения биосферы
Реферат Правонарушения и преступления. Понятия и виды
Реферат Бережливое производство как средство повышения эффективности производства
Реферат Отчет по бухгалтерскому учету (практика)
Реферат Установление факторов оказавших влияние на изменение финансовых результатов ООО Ассорти
Реферат Курсовой проект по маркетингу
Реферат Коммуникации и общение
Реферат Принципы и проблемы исследования философско-методологических оснований
Реферат Организация обмена информацией между микроконтроллером семейства MCS-51 фирмы Intel и персональным компьютером
Реферат Готельна компанія Accor, готель Ibis та інші готелі мережі Accor
Реферат Житие преподобного отца нашего Никона, игумена Радонежского
Реферат Управление материальными потоками на основе пооперационного учета логистических издержек
Реферат Свойства бюджетной линии. Олигополия. Дифференциация заработной платы