1. Классификация предприятий оптовой торговли и соответствующие примеры
2. Признаки, определяющие тип торговой организации
3.Особенности измерения экономической эффективности в не-производственной сфере
Список использованной литературы
1. Классификация предприятий оптовой торговли и соответствующие примеры.
Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. Оптовые торговцы отличаются от розничных по следующим характеристикам:
1. оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере магазина и расположению своего торгового предприятия;
2. оптовик имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями;
3. оптовые сделки по объему обычно крупнее розничных;
4. торговая зона оптовика, как правило, значительно больше таковой у розничного торговца;
5. правовые нормы и налоговая политика в отношении оптовых и розничных торговцев различается.
Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.
Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё – на сферу потребления.
Оптовая торговля как никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Это направление работы и должно занять определяющее место во всей её деятельности. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.
От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.
Оптовики обеспечивают эффективность торгового процесса. Мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямого маркетинга. Даже располагая достаточным капиталом, производитель предпочитает направлять средства на развитие собственного производства, а не на организацию оптовой торговли. Эффективность деятельности оптовых торговцев практически всегда выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розничной продажи и наличию специальных знаний и умений. Розничные торговцы, имеющие дело с широким ассортиментом товаров, обычно предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей.
Пример предприятия оптовой торговли:
Акционерное общество «Камелия» является коммерческой организацией, учреждено в соответствии с Указом Президента РФ № 721 от 01.07.1992г. на основании распоряжения предприятия «Камелия», несет права и обязанности , возникшие у указанного предприятия до его преобразования в акционерное общество «Камелия».
Основной вид деятельности – торговля продовольственными товарами оптом
Общество действует в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 07.08.2001 №120-ф.з., иным действующим законодательством РФ и настоящим уставом.
Цель предпринимательской деятельности общества – получение прибыли и насыщение рынка товарами и услугами.
2. Признаки, определяющие тип торговой организации.
Торговая организация- предприятие осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.
Основной целью организаций является извлечение прибыли в результате предпринимательской деятельности.
Признаки торговой организации:
■ Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху. В организации существует целая система целей, включая главную цель всей организации, цели подразделений.
■ Обособленность можно понимать в том смысле, что организация стремиться отгородиться от окружения чисто внешне, но в более широком смысле этот признак означает и наличие собственного счёта в банке, и принадлежность определённого имущества именно организации, а не её членам.
■ Саморегулирование. Жизнь организации связана с решением множества проблем, наличие от обеспечения сырьём и заканчивая сбытом произведённой продукции. Каждый день возникают десятки и сотни проблем, по которым необходимо принимать эффективные решения. Как правило, в организации всегда есть особый центр, где сосредоточены все средства управления, где принимается большинство решений.
■ Наличие связей между отдельными элементами организации крайне необходимы. Во-первых, с помощью этих связей руководителя получает информацию о состоянии дел в низовых подразделениях, а во - вторых, отсюда следуют распоряжения, указания и рекомендации по необходимым действиям. В любой организации можно легко найти такой внутриорганизационный центр: здесь находится главное руководство, сосредоточены средства связи и управления.
■ Организационная культура начинает проявлять себя сразу после создания организации чисто внешними признаками: появляется вывеска с её наименованием, оформляется помещение, может вводиться единая форма одежды для персонала. Затем организационная культура приобретает более сложные формы: вырабатывается особый стиль отношения между работниками и посетителями, появляются примеры для подражания, возникают традиции.
■ Устойчивость является непременным признаком современной организации, которая может находиться под воздействием враждебных внешних сил, ее могут также сотрясать внутренние конфликты. Организация должна противостоять этим негативным силам, чтобы выжить. Способность преодолеть эти негативные явления за счет определенной избыточности ресурсов, таланта и опыта руководителей и следует относить к устойчивости организации.
Торговые организации бывают:
Полные товарищества являются объединением юридических и физических лиц. Для их создания необходимы учредительный договор и складочный капитал, состоящий из взносов учредителей (товарищей). В качестве взноса могут выступать деньги, вещи, ценные бумаги или же определенные права. Капитал делится на доли пропорционально взносам товарищей. Управление товариществом строится на довольно демократической основе: все товарищи равны, решения принимаются большинством голосов по принципу «одно лицо - один голос», каждый товарищ может представлять организацию на стороне. На практике в соответствии с учредительным договором одному из товарищей все же делегируются права первого лица организации. Получаемая прибыль распределяется пропорционально долям членов товарищества. Особо необходимо подчеркнуть, что товарищи несут самый высокий уровень материальной ответственности за деятельность организации, так называемую полную ответственность. Для погашения обязательств товарищества может использоваться не только собственность организации, но и личное имущество товарищей.
Наименование товарищества включает слова «полное товарищество» и фамилии товарищей.
Разновидностью такой организации является товарищество на вере. Его особенностью является то, что кроме полных товарищей в него принимаются так называемые вкладчики. Эти лица делают взнос в складочный капитал, получают часть прибыли, но в управлении организацией участия не принимают. Естественно, их ответственность ниже - они отвечают только в пределах своего взноса. Наименование этой организации включает слова «товарищество на вере».
Наиболее распространенным типом коммерческих организаций являются общества. Они представляют уже объединения капиталов.
Общество с ограниченной ответственностью создается на основе учредительного договора и устава. Учредители (им может быть даже одно лицо) делают взнос в уставный капитал общества и определяют свои доли. Как следует из самого названия, ответственность членов общества ограничена, ее размер - доля в уставном капитале. Высшим органом управления является общее собрание членов общества, однако голосование ведется уже по принципу «одна доля - один голос». Собрание проводится не реже одного раза в год, оно распределяет полученную прибыль, создает систему управления обществом, при необходимости - вносит изменения в устав. Для повседневного руководства избирается единоличный (директор, генеральный директор) или коллегиальный орган управления (правление, совет директоров). В первом случае директору предоставляются широкие полномочия: осуществлять прием и увольнение наемных работников, представлять общество на стороне, заключать сделки и т.д. Во втором случае правление избирает своего председателя, причем ряд его действий принимается с согласия правления. Кроме Гражданского кодекса отношения в обществе регулируются Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». В соответствии с ним число членов общества не должно превышать 50, а минимальный размер уставного капитала установлен на уровне 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Наименование общества должно включать слова «общество с ограниченной ответственностью».
Разновидностью ООО является общество с дополнительной ответственностью. Его отличие заключается лишь в том, что оно принимает на себя дополнительные обязательства (как правило, нести ответственность в дву- или трехкратном размере доли участника и т.д.).
Средние и крупные организации создаются в форме акционерных обществ. Они также действуют в соответствии с уставом, а уставный капитал создается на основе распространения ценных бумаг, именуемых акциями и предоставляющих их владельцу право на часть собственности организации. Кроме того, владелец (акционер) получает часть прибыли общества, так называемый дивиденд. Акции имеют первоначальную стоимость (номинал), причем различают два вида акций: обыкновенные и привилегированные. Дивиденд на привилегированную акцию фиксирован, он устанавливается в процентах к ее первоначальной стоимости и, естественно, мало зависит от успешности деятельности общества, так как ее владелец получает доход в любом случае. Дивиденд обыкновенной акции меняется в зависимости от прибылей организации. Акционеры несут ответственность в пределах стоимости акций.
Высшей формой управления АО является собрание акционеров, решения принимаются по принципу «одна акция - один голос». В голосовании по большинству вопросов допускаются только владельцы обыкновенных акций. Как правило, собрание избирает орган коллективного руководства - совет директоров, а повседневным управлением занимается директор (генеральный директор). Регулирует деятельность общества Гражданский кодекс и ФЗ «Об акционерных обществах».
Открытые и закрытые акционерные общества различаются по размеру уставного капитала и по способу распространения акций. В ОАО акционер может свободно продавать их, а в закрытом обществе продажа возможна только в своей организации. В закрытом акционерном обществе число участников не может быть более 50. Наименование организаций такого типа включает слова «открытое (закрытое) акционерное общество».
Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В зависимости от того, кто является собственником (государство, область, муниципалитет), различают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они действуют на основе устава, утвержденного собственником. Им же назначается руководитель предприятия. В наименование унитарного предприятия включаются слова «государственное» или «муниципальное».
Производственные кооперативы (артели) создаются гражданами для совместной деятельности, основанной, как правило, на их личном трудовом участии. Члены кооператива имеют имущественные паевые взносы. Высшим органом управления является общее собрание членов кооператива, распределяющее прибыли, создающее орган руководства его текущей деятельностью. В большинстве случаев им является правление во главе с председателем. Вся деятельность кооператива регулируется уставом. Наименование такой организации включает слова «производственный кооператив».
3.Особенности измерения экономической эффективности в не-производственной сфере.
Экономическая эффективность может определятся на уровне предприятия, отрасли, народного хозяйства, учитывающая затраты и результаты, связанные с осуществлением инвестиционного проекта, показатели которой выходят за пределы прямых финансовых интересов его участников и допускают их денежную оценку. Показатели экономической эффективности на уровне предприятия позволяют учитывать производственные результаты – выручку от реализации продукции (работ) за вычетом той ее части, которая израсходована на собственные нужды, прибыль (доход) или снижение текущих издержек производства (себестоимости); и социальные, относящиеся к работникам предприятий и членам их семей. В них учитываются только инвестиции и текущие затраты предприятия, не допуская их повторного счета.
Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов осуществляется с помощью системы показателей и различных критериев, имеющих одну важную особенность – используемые при их определении расходы и доходы рассредоточены во времени, а поэтому приходится приводить их к одному (базовому) моменту. И причина в этом – неодинаковая ценность денежных средств во времени, т.е. денежная единица, вложенная в инвестиции, не тождественна денежной единице через год – два и т.д Поэтому в практике инвестиционного проектирования (и в ряде других случаев) используют метод уравнивания текущих расходов и доходов по проекту с изменениями, вызванными указанными причинами
Список использованной литературы.
1. Раицкий К.А. «Экономика отрасли», Москва 1999 г.
2. Брагина Л.А. Данько Г.П. «Торговое дело: экономика и организация»,Москва 1999 г.
3. Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина «Коммерческая деятельность», М.: Информационно-вычислительный центр «Маркетинг», 1998. – 328 с.
4. «Экономика торгового предприятия» под общ. Ред. Проф. А.И. Гребнева, М.: Экономика, 1997. – 238 с.
5. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг / Под.ред. проф. В.М. Власовой М:,, Финансы и статистика", 2002.
6. Ивашкин Б.Н. бух. Учет в торговле. Учебно-практический курс М:1997-416с.
7. Экономика предприятий торговли и общественного питания : Учеб. Пособие / Рук. Авт. Кол. Т.И. Николаева; Науч. Ред. Н.Р. Егорова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. экон. Ун-та, 2001. –498 с.
8. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 1998. – 416.
9. Экономика и организация деятельности торгового предприятия : Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М , 2000.-295 с