Реферат по предмету "История"


Просвещенный абсолютизм Екатерины II

1. Введение в историю 2. Основной факт эпохи 3. Императрица Екатерина II 4. Её происхождение 5. Граф А.П. Бестужев-Рюмин 6. Екатерина при императоре Петре III 7. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Реформы Екатерины 8. Экономика России во второй половине XVIII в. 9. Внешняя политика России 10. Итоги правления

Екатерины 11. Заключение Рассматривая деятельность того или иного царя, императора или императрицы, нужно прежде всего помнить, что это был политический деятель, волею судеб оказавшийся наделенным неограниченной самодержавной властью. И по этому необходимо выяснить, каковы были его взгляды, интересы, симпатии и антипатии, а также личные качества, тем или иным образом сказавшиеся на его деятельности. Немаловажно и то, как самодержавный государь относился к своей «работе», имелись ли у него выраженные

намерения и стремления, какие из них и по каким причинам удалось или не пришлось исполнять. Каковы, наконец, были итоги его деятельности. Манифест Екатерины II от 6 июля 1762 г. возвестил о новой силе, имевшей впредь направлять государственную жизнь России. Доселе единственным двигателем этой эпохи жизни, признанным в единственном основном законе империи, в уставе Петра Великого о престолонаследии, была всевластная воля государя, личное усмотрение.

Екатерина объявила в манифесте, что самодержавное самовластие само по себе, без случайной, необязательной узды добрых и человеколюбивых качеств есть зло, пагубное для государства. Торжественно были обещаны законы, которые указывали бы всем государственным учреждениям пределы их деятельности. Приближался час Екатерины, ее более чем тридцатилетнее царствование, эпоха, которую назовут ее именем. На календаре было 25 декабря 1761 г будущей

Екатерине II, а пока великой княгине Екатерине Алексеевне, урожденной Софии Августе Фредерике, принцессе Ангальт-Цербстской, шел 33 год… Итак, в 1761 г к моменту смерти Елизаветы Петровны, Екатерине исполнилось 32 года; из них 17 она провела в России. Июньский переворот 1762 г. сделал Екатерину

II самодержавной русской императрицей. С самого начала XVIII в. носителями верховной власти у нас были люди, либо необычайные, как Петр Великий, либо случайные, каковы были его преемники и преемницы, даже те из них, кого назначала на престол в силу закона Петр I предыдущая случайность, как было с ребенком Иваном VI и с Петром III. Екатерина II замыкает собою ряд этих исключительных явлений нашего во всем

не упорядоченного XVIII в.: она была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории. Далее пойдут уже царствования по законному порядку и в духе установившегося обычая. Что же представляла собой эта женщина в самый, быть может, критический момент своей жизни? Будущая императрица родилась 21 апреля 1729 г. в городе

Штеттине (ныне Щецин). Ее отец, князь Христиан-Август, был генерал прусской службы и командовал полком, расквартированным в этом году. Мать, княгиня Иоганна-Елизавета, урожденная принцесса Шлезвиг-Голштинская, приходилась младшей сестрой принцу Карлу-Августу, нареченному жениху цесаревне Елизаветы, умершему в Петербурге. Именно это обстоятельство, возможно, сыграло определенную роль в выборе

Елизаветой Петровной невесты для наследника. Уже в детстве множество незримых нитей связывало принцессу с Россией. Русская тема занимала важное место в разговорах людей, ее окружавших, ибо со времени Петра I Россия стала одной из держав, определявших мировую политику. Когда 1 января 1744 г. ее мать получила от Елизаветы Петровны приглашение прибыть с дочерью в Россию, колебаний не было.

Поездку не стали откладывать. Елизавета Петровна избрала девушку, которую знала лишь по портрету, в невесты своему племяннику и наследнику престола. Мечта о счастье становилось явью: ее окружали почет и роскошь, а будущее сулило императорскую корону, и Екатерина не могла не быть за это благодарна судьбе. Судьбу олицетворяла Елизавета Петровна, а платой за счастье был брак с

Петром-Ульхрихом, уже провозглашенным к тому времени великим князем Петром Федоровичем. 28 июня Екатерина крестилась по православному обычаю и была наречена Екатериной Алексеевной. На другой день, 29 июня 1744 г чету обручили, а в августе 1745 г. обвенчали. Граф А.П. Бестужев-Рюмин, чрезвычайно пронырливый и подозрительный, непоколебимый в своих мнениях, упорный, деспотичный и мстительный, неуживчивый и часто мелочный, как характеризует его

Екатерина. Канцлер граф А.П. Бестужев-Рюмин резко выделялся из толпы придворных ничтожеств, какими окружала себя Елизавета. Екатерина смотрела на канцлера как на своего злейшего врага. Но постепенно она убеждается в том, что Бестужев – самый талантливый из русских политиков отстаивающий интересы России. Основное правило внешнеполитической деятельности Бестужева – противодействие Пруссии. Он – главный вдохновитель начавшейся

Семилетней войны. Петр III, наоборот, открыто говорит о своих симпатиях к Пруссии и королю Фридриху II, чем вызывает немалое раздражение у русских патриотов. Екатерина мудрее: считая в глубине души войну бессмысленной, она всеми средствами демонстрирует ее поддержку. И вообще она делает все, чтобы завоевать симпатии: она скромна, набожна, добра, приветлива и, наконец, искренне стремится быть во всем русской.

Зная религиозность народа, Екатерина педантично выполняет обряды православной церкви, подолгу молится и постится. Дело доходит до того, что Бестужев-Рюмин обсуждает с Екатериной проект ее возведения на престол в обход мужа. Бестужев сочинил и сообщил Екатерине план, по которому она в случае смерти Елизаветы провозглашалась соправительницей своего мужа, а канцлер, оставаясь руководителем внешней политики,

становился во главе гвардейских полков и всего военного управления, сухопутного и морского. Но великая княгиня относится к проекту осторожно. Станислав Понятовский польский дипломат сыграл в жизни Екатерины важную роль: во-первых, Станислав был для нее связующим звеном с большой политикой; во-вторых, ввел ее в курс запутанных польских дел. Интерес к политике едва не погубил

Екатерину. Впрочем, к тому времени осторожная и кроткая на вид Екатерина все основательнее усваивала законы политической и придворной борьбы и была в состоянии оказать умелое сопротивление своим недругам. Елизавета выразила окружающим в отзыве, что племянник ее – «дурак», а великая княгиня очень умна. Екатерина с бою взяла свое положение и к концу царствования Елизаветы настолько его упрочила, что благополучно прошла сквозь все придворные превратности.

Умея уступить печальным обстоятельствам, она примирилась с незавидным положением молодой жены, даже извлекла из этого положения свои выгоды. Супружеский раздор помог разъединению политической судьбы супругов: жена пошла своей дорогой. Под конец жизни Елизавета совсем опустилась; ежедневные занятия ее, по словам Екатерины, сделались сплошной цепью капризов, ханжества и распущенности; нервы ее, «развинченные» мелкими раздражениями зависти и тщеславия, не давали ей покоя.

При дворе одни думали о шестилетнем цесаревиче Павле с удалением из России обеих его родителей, другие хотели выслать только отца, видя в матери опору порядка; те и другие с тревогой ждали смерти Елизаветы, ничего не чая от ее племянника для России, кроме бедствий. В самой Елизавете эта тревога доходила минутами до ужаса, но, отвыкнув думать о чем-либо серьезно, она колебалась. Воцарился Петр

III. С первых же дней своего царствования стал публично выказывать враждебность к Екатерине. Это выразилось уже в том, что в манифесте восшествии на престол Петра III ни она, ни Павел вообще не упоминались. Все последующие месяцы стали для Екатерины в сущности цепью оскорблений и унижений, заключительным звеном который был эпизод на обеде 9 июня, когда Петр публично обозвал ее «дурой». Эпизод этот послужил для

Екатерины своего рода сигналом к действию. О шестимесячном царствовании Петра III Екатерина впоследствии высказалась так: «Во всей империи у него не было более лютого врага, чем он сам». Действительно Петр III как будто нарочно делал все, чтобы восстановить против себя как можно больше людей, все слои общества. Он сделал все возможное, чтобы восстановить против себя и такую влиятельную часть общества, как духовенство. В июне 1762 г. в результате дворянского заговора

Петр III был свергнут с престола, а на трон возведена его жена, немка по происхождению, Екатерина II. Эта женщина за короткий срок смогла не только упрочить свое положение, но и провести ряд преобразований во всех сферах жизни государства. Однако реформы Екатерины были достаточно консервативны по своей сути и не затрагивали исторических основ государства. В первую очередь они были направлены на усиление государства дворянского сословия.

Объявив себя преемницей Петра I, Екатерина понимала, что править самовластно, как Петр, невозможно. Поэтому она стала активно внедрять политику «Просвещенного абсолютизма», целью которой было упрочение существующего строя законодательными мерами и в конечном итоге укрепление государственной мощи. В 1767 г. в Петербурге собралась Уложенная комиссия, задачей которой был пересмотр российских законов. В ее состав вошли избранные представители от разных сословий (кроме крепостных крестьян).

Однако комиссия, заседавшая полтора года, не оправдала надежд императрицы и была распущена под предлогом начавшейся русско-турецкой войны. Одной из основных реформ Екатерины II была реформа Сената, которую Екатерина провела с целью укрепления своей единоличной власти. Она поделила Сенат на шесть департаментов, наделенных различными функциями. Таким образом, роль Сената, бывшего ранее высшим государственным органом, свелась к административно-

исполнительной. С той же целью в 1764 г. на Украине было ликвидировано местное самоуправление – гетманство. Вместо него была создана Малороссийская коллегия, состоящая из прокурора, четырех русских и четырех украинских помещиков во главе с генерал-губернатором П. Румянцевым. Кроме этого, в 1764 г. была произведена секуляризация церковных владений. Больше половины монастырей было закрыто (если быть точными, то 496 из 881).

В результате этой акции в руках правительства оказался огромный земельный фонд и около 1 млн. крестьян. В 1775 г. была проведена губернская реформа. Вместо прежних 20 было образованно 50 новых губерний, в каждой из которых должно было проживать от 300 до 400 тыс. жителей. Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, имевший помощника вице-губернатора. В городах были учреждены губернские правления и казенные палаты, а также упорядочено судопроизводство,

носящее теперь резко сословный характер. При Екатерине II значительно укрепился союз дворянства с государственной властью. По восшествии на престол императрица подтвердила изданный Петром III «Манифест о вольности дворянства». Более того,21 апреля 1785 г. Екатерина издала «Жалованную грамоту благородному дворянству», которая расширила личные привилегии

этого сословия: - дворяне могли быть судимы только своим сословным судом; - освобождалась от всяких податей и телесных наказаний; - получили право заниматься торговлей, учреждать на своей земле фабрики и заводы. Вторая половина XVIII в. – это время разложения феодально-крепостнического строя и начала постепенного формирования капиталистического уклада: - крестьянские и помещичьи хозяйства все теснее связывались с рынком; - успешно развивалась мануфактурная промышленность; - возросло количество ярмарок;

- увеличился экспорт. Во второй половине XVIII в. активно развивалась мануфактурная промышленность. Общее число мануфактур к концу века увеличилось с 590 в 1760-е гг. до 1200. Развивалась металлургия: по выплавке чугуна Россия заняла первое место в мире. Эти мануфактуры успешно конкурировали с мануфактурами, основанными на крепостном труде. Кроме этого, правительство всячески способствовало развитию торговли.

В 1754 г. были отмечены все внутренние таможни, тормозившие рост производительных сил в стране. Также была объявлена свобода торговли земледельческими продуктами, что способствовало развитию торговли сельскохозяйственными товарами, прежде всего хлебом. Хлеб, железо, лес, пеньку, парусину активно экспортировали за границу. В середине XVIII в. насчитывалось около 1300 ярмарок, собиравших как российских, так и зарубежных купцов.

Купцы имели значительные привилегии: - освобождались от ряда посадских повинностей; - могли иметь вотчины; - беспрепятственно выезжали за границу. Поэтому они выступали в качестве торговых агентов казны: закупали товары, торговля которыми была монополизирована государством, управляли таможнями, служили финансовыми советниками при дворе. Так как феодально-крепостнический строй в значительной мере тормозил рост капиталистических отношений, правительство проводило протекционистскую политику, направленную на уничтожение монополий

и предоставление свободы в основании мануфактур. В 1754 г. были созданы три крупных государственных банка, в том числе Дворянский и Купеческий банки. Их деятельность в основном сводилось к выдаче ссуд дворянам и купечеству под залог имений. Часто залогом целые деревни вмести со всеми жителями. Позже в Петербурге были созданы два эмиссионных банка, названных «ассигнационными банками». В них размещались учетные конторы для работы с краткосрочными коммерческими кредитами.

Таким образом, развитие экономики в России во второй половине XVIII в. выражалось в возрастающей роли общественного разделения труда, расширении товарно-денежных отношений. Часть купцов стала переходить к промышленному предпринимательству. Увеличилось количество мануфактур, основанных на наемном труде. В ходе «Семилетней войны» (1756 – 1763) агрессия Пруссии была остановлена.

Правительство Екатерины II не стало возобновлять войну с Пруссией и вывело войска с ее территории. После смерти Августа III (октябрь 1763 г.) русская императрица и прусский король поддержали Станислава Понятовского и заключили в Петербурге в 1764 г. договор о союзе. Вопрос об управлении в правах католиков и диссидентов (не католиков из числа православных и протестантов)

вызвал взрыв противоречий в Речи Поспалитой. Начались военные действия между конфедератами и русскими войсками, введенными по просьбе Понятовского в Речь Поспалитую. Правящие круги совместно с полководцами П.А. Румянцевым и А.В. Суворовым приняли решение вести войну на Дунае, в Молдавии и Валахии. В 1769 г. русские войска заняли значительную часть этих княжеств, в том

числе города Яссы, Бухарест. Армия Румянцева одержала победы в серии сражений у Рябой Могилы 17 июня 1770 г при Ларге в ночь на 7 июля и Калуге 21 июля. Одновременно 24 – 25 июня 1770 г. русский флот (А.Г. Орлов и Г.А. Спиридов) совершил переход из Кронштадта в Эгейское море и полностью уничтожили турецкий флот в

Чесменской бухте, и в Хиосском проливе. В 1771 г. удалось занять Крым, блокировать пролив Дарданеллы. В этой обстановке состоялся первый раздел Речи Поспалитой. В 1773 г. Суворов разгромил 15 тысячное турецкое войско у Туртукая, в 1774 г. – армию турков при Калудже. Русские двинулись на Балканы. 10 июля 1774 г. в Кючук-Кайнарджи был заключен мирный договор.

К России отошли: - земли между Днепром и Бугом; - Азов в устье Дона; - Керчь и Еникале на оконечности Крыма; - Кинбурн у входа в Днепровско-Бугский лиман; - на Северном Кавказе земли до Кубани, Кабарда. 8 апреля 1783 г. правительство Екатерины II включило Крым (Тавриду) в состав России.

В августе 1787 г. Турция, потребовав возращение Крыма и получив отказ, снова объявила войну России. Ее войска и флот напали на Кинбрун, но были разбиты армией А.В. Суворова. В 1788 г. армия Г.А. Потемкина штурмом взяла Очаков. В 1788 г. турки потерпели поражение на море у острова Фидониси от эскадры Ф.Ф. Ушакова. В 1789 г. Суворов одержал победы у

Фокшан и Рымника. В 1791 г. турецкие войска потерпели поражение у Бабодага и Мачина, на этот раз от М.И. Кутузова, у мыса Калиакрия Ушаков снова разгромил эскадру. В 1791 г. вершиной военных успехов стало взятие крепости Измаил. 22 октября 1791 г. между Турцией и Россией в Яссах был подписан договор о мире, по которому получила в

Правобережной Украине земли. Екатерина отлично понимала, что сановники, включенные ею в различные комиссии, к такой работе не способны. И она решается на смелый и необычный шаг – собрать выборных представителей разных сословий, которые бы выработали Закон, удовлетворяющий интересам всего народа. Идея возникает, видимо, уже в 1764 – 1765 гг и в течение двух с лишнем лет Екатерина занимается составлением руководства для депутатов, которое впоследствии получило название

Большого наказа. 28 марта 1765 г. она сообщает госпоже Жоффрен: «Вот уже два месяца, как я занимаюсь каждое утро в продолжении трех часов обрабатыванием законов моей империи… наши законы для нас уже не годятся». Спустя три месяца: «Теперь 64 страницы законов готовы, остальное будет окончено по возможности скоро». Отсюда видно, какое значение придавала Екатерина своему творению, искренне надеясь с помощью

Наказа доставить «жителям России положение самое счастливое, самое спокойное, самое выгодное, в котором они могут находиться». Уложенная комиссия выработает Закон, а Екатерина останется в народной памяти законодательницей. Но опыт и ближайшее знакомство со страной, особенно Комиссия 1767 г показавшая Екатерине, «с кем дело имеем», убедили ее, что и у

России есть свое прошлое, по крайней мере есть свои исторические привычки и предрассудки, с которыми надобно считаться. Она увидела, что без глубоких потрясений невозможно провести коренных реформ, каких потребовала бы система законодательства. Видя невозможность перестроить русскую жизнь новыми законами и учреждениями, Екатерина хотела лучше настроить русскую мысль новыми идеями и стремлениями, предоставив ей самой перестраивать жизнь. Не решившись стать радикальной преобразовательницей государства, она хотела

остаться воспитательницей народа. Поэтому, не трогая основ существующего полрядка, она стала действовать на умы. Власть, оставаясь военно-полицейским стражем внешней безопасности и внутреннего благочиния, в ее руках стала еще проповедницей свободы и просвещения. Екатерина не дала народу свободы и просвещения, а приобретаются развитием и сознанием, зарабатываются собственным трудом, а не получают даром, как милостыня.

Но она дала умам почувствовать цену этих благ если не как основ общественного порядка, то по крайней мере как удобств частного, личного существования. В ее всесветной славе русское общество впервые почувствовало свою международную силу, она открыла ему его самого: Екатериною восторгались, как мы восторгаемся артистом, открывающим и вызывающим в нас самим нам дотоле неведомые силы и ощущения; она нравилась потому, что через нее стали нравиться самим себе.

Русские при Екатерине почувствовали себя не только людьми, но и чуть не первыми людьми в Европе. За это не ставили ей в счет ни ошибок ее внешней политики, ни неудобств внутреннего положения. Общее настроение сглаживало эти неровности, вследствие которых империя последних лет царствования представляла по закону, по общему впечатлению стройное и величественное здание, а вблизи, в подробностях – хаос, неурядицу, картину с размашистыми и небрежными мазками, рассчитанными на дальнего зрителя.

Более тысячи лет державе Российской; все было на многострадальной земле: и горе, и радости, и взлеты, и падения. «Река времени в своем течении уносит все дела людей и топит в пропасти забвения народы, царства и царей» писал Г.Р. Державин. Забвения все же нет. Скорее наоборот – историческая память хранит много поучительного процесса: наивно и ненаучно представлять этот процесс в виде беспрерывного движения вперед и выше к «сияющим вершинам, которые уже видны».

В жизни, в отличие от утопических книжек и рифмованных лозунгов, все иначе. Приходиться вновь и вновь обращаться к опыту прошлого; вопрошая прошлое, мы глубже понимаем настоящее и, наверное, становимся умнее, обогащенные опытом пращуров даже пытаемся вопрошать грядущее; нельзя же великому народу, поднимая целину истории, совершенно не знать конечных целей движения. Изучение прошлого и помогает расставить вешки на избранном пути.

Великие исторические события и лица, в них задействованные, к которым мы обращаемся к сожалению, только в дни торжеств и горестей народных, отмечая славные годовщины, праздничные юбилеи, памятные даты дают немало поучительного в этом отношении.… Ибо наши дни отмечены быстрым нарастанием интереса к истории. Интерес этот вполне понятен. Не находя в сухих академических фолиантах живых исторических лиц, получив лишь головную боль от бесконечных рассуждений о действии объективных законов, сопровождаемых перечислением

пудов чугуна и стали, рогов и копыт крупного и мелкого скота, читатель так и не находит ответа на тревожащие его вопросы. Он ищет живое, образное описание прошлого, чтобы разобраться с привлечением опыта предков в собственных жизненных наблюдениях, своих сомнениях и надеждах. Становятся понятными такие явления наших дней, как тяга к исторической беллетристике (документам, мемуаристке, старой (исторической) литературе). Общеизвестен интерес широких читательских кругов к романам

Пикуля, Балашева, других мастеров историко-художественного жанра. Но историческая беллетристка, удовлетворяя любопытство, не дает и не может дать того, что надобно для серьезного изучения прошлого. Старая русская историческая мысль содержит ценнейший опыт анализа прошлого, и в том числе – опыт управления государством. К тому же старая историческая литература имеет ряд и других достоинств, которых нет в новейших многотомных изданиях: старую литературу интересно читать,

ибо создатели ее могли не только исследовать прошлое, но и образно воссоздать его, они были знатоками «человеческих душ», и меры этих душ они создали на основе летописей. Список использованной литературы: 1. Каменский А.Б. Екатерина II // Вопросы истории. – 1989 №3. 2. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М 1990. 3. Каменский

А.Б. «Под сенью Екатерины…» Вторая половина XVIII в. – СПб 1992. 4. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II: Просвещенный абсолютизм в России. – М 1993. 5. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. – М 1990.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Детская беспризорность в России как социальная проблема
Реферат +     +      +      +     +
Реферат Краткое содержание Мужчина из розового кафе Хорхе Луис Борхес
Реферат Роль генетического анализа популяций в оптимизации сети особо охраняемых территорий (постановка проблемы)
Реферат War Is Peace Essay Research Paper WAR
Реферат Учет готовой продукции и ее реализации 2 Понятие и
Реферат Аберрация света и парадокс Эренфеста
Реферат Ипотека и ипотечный кредит в России
Реферат Двойная запись 2
Реферат История социалистических учений
Реферат Экзаменационные вопросы и билеты по предмету МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ за вес
Реферат Цены и конъюнктура на рынке потребительских товаров
Реферат Природа как предмет философского осмысления
Реферат Административная ответственность как вид административного принуждения и вид юридической ответственности
Реферат Социальная политика в образовании