Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансы и финансовый механизм в современной России

Курсовая работа
По предмету: Финансы и кредит
Тема: Финансы и финансовый механизм в современной России

Оглавление
 
Введение
Глава 1. Необходимость и сущность финансов
1.1 Финансы как экономическая категория
1.2 Субъекты финансовых отношений
1.3 Основные функции финансов
Глава 2. Финансовая система и финансовая политика государства
2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи. Структурагосударственных финансов
2.2 Финансовая политика государства
Глава 3. Финансовый механизм и его роль в формированиифинансовой политики в современных условиях
3.1 Финансовый механизм и его структура
3.2 Основные функции финансового механизма в реализацииантикризисных мер в России
Заключение
Список использованных источников литературы
Приложение

Введение
В последние годы в России в условиях рыночного хозяйствованияотмечается стремительный рост роли государства во всех областях человеческойдеятельности, в том числе и финансовой. Финансовая система государства — это одиниз тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействиена рост валового внутреннего продукта и его главную часть — национальный доход,на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и благосостояниенаселения, с этим связана актуальность темы курсовой работы.    Значительный вклад в систематизацию знаний о финансах былсделан итальянскими учеными; более того, по мнению известного петербургскогоученого А. И. Буковецкого, именно в городах Верхней Италии в XV в. произошлособственно зарождение финансовой науки. Так, вопросами систематизации знаний вобласти финансов занимались такие видные ученые, как Д. Карафа, Н. Макиавелли,Дж. Ботеро.
Объектом курсовой работы являются показатели, составляющие финансовуюсистему Российской Федерации.
Предметом исследования являются функции финансовой системы.
Цель курсовой работы: изучить основные моменты теории финансов иаспекты современного состояния финансовой системы в России.
В работе поставлены следующие задачи:
1.  Датьопределение финансам и изучить субъекты финансовых отношений;
2.  Изучитьосновные функции финансов;
3.  Изучитьпонятие финансовой системы, и ее структуру;
4.  Изучитьпонятие финансовой политики государства;
5.  Изучитьпонятие финансовый механизм, ее структуру;
6.  Рассмотретьосновные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России.
Курсовая работа состоит из трех глав.
В первой главе раскрывается необходимость сущность финансов.
В главе 1.1. изучается понятие финансов, и основные направления изученияфинансов как экономической категории.
В главе 1.2. изучаются субъекты и виды финансовых отношений государства,анализируется состав бюджета Российской Федерации.
В главе 1.3. изучаются основные функции финансов: распределительная,контрольная, стимулирующая. Рассматриваются причины мирового финансовогокризиса.
 Во второй главе изучается понятие финансовой системы и финансовой политикигосударства.
В главе 2.1. изучается понятие финансовой системы, ее задачи иструктура государственных финансов.
В главе 2.2. рассматривается вопрос финансовой политики государства,ее цели, задачи, содержание.
В третье главе рассматривается вопрос о роли финансового механизма вформировании финансовой политики государства.
В главе 3.1. изучается понятие финансового механизма, ее структура.
В главе 3.2. рассматривается вопрос о применение финансового механизмав реализации антикризисных мер в России.
Для изучения темы использовались источники литературы авторов: КамаеваВ.Д., Ильчикова, М.З., Борисовской Т.А [5]; А. Кудрина [9]; С. Алексашенко [10]А.М. Бабич, Л.Н. Павловой [11]; А.М. Литовских[12], а также работы другихавторов.

Глава 1 Необходимость и сущность финансов
 
1.1 Финансы как экономическая категория
 
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых имитоварно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводстваопределяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Всовременных условиях рыночных отношений, когда товарно-денежные отношенияприобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономическиеотношения в связи с образованием, распределением, и использованием фондовденежных средств в процессе распределения и перераспределения национальногодохода.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные сформированием, распределением и использованием централизованных идецентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задачгосударства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы — это самостоятельная наука, изучающая деньги и социально-экономическиеотношения, связанные с формированием, распределением и использованиемматериальных ресурсов. Финансы - это прикладная экономическая дисциплина,которая включает в себя:
1.  Общее умение (а возможно,даже искусство) управлять финансами изучает наука финансовый менеджмент;
2.  Управление финансами банкаизучается в рамках науки банковское дело;
3.  Финансовые рынки изучаетнаука финансовая экономика;
4.  Финансовая статистикаизучается в рамках небольшого одноимённого раздела статистики;
5.  Методы обработки финансовой информацииизучает прикладная математическая наука финансовая математика;
6.  Контроль над финансовымипотоками изучается в рамках дисциплины финансовый контроль.
1.2 Субъекты и виды финансовых отношений
 
Традиционно финансы разделяют на публичные и частные.
К первой группе относятся: государственные финансы и муниципальныефинансы (местные финансы).
Во второй группе выделяют:
— личные финансы и семейные финансы;
— финансы малого бизнеса, корпоративные финансы (финансыпредприятий, финансы бизнеса), финансы банков (банковское дело), финансынекоммерческих организаций.
Для публичных финансов первичны расходы, так как производитсяфинансирование четко регламентированных задач и функций публичного образования.Для частных финансов первичны доходы, вся деятельность направлена на получение дохода,который впоследствии используется по усмотрению лица.
Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодексаРФ (своеобразной «налоговой конституции»). Согласно указанному нормативномуакту, налог - обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемыйс организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правесобственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежныхсредств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальныхобразований.
Данное определение указывает на отличительные признаки налога отдругих видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность,денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь толькоденежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения вдействие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (дляобеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).
Сборы - обязательные взносы, взимаемые с организаций и физическихлиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношенииплательщиков сборов государственными органами, органами местногосамоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридическизначимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачуразрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога:в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, атолько в случае, когда в отношении его плательщика те или иные государственныеорганы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент«индивидуальной возмездности».
Налоги сегодня - важнейшая и крупнейшая часть доходов государства(фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государствоможет влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или,допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-тообласти (регулирующая функция налога).
Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог - это налог,взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виденадбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (втом числе универсального акциза) и таможенных пошлин.
Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системыРФ:
— налог на добавленную стоимость;
— налог на прибыль организаций;
— акцизы;
— налог на доходы физических лиц;
— налог на имущество организаций;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— единый социальный налог;
— государственная пошлина;
— налог на игорный бизнес и др.
Современная налоговая система России строится на основе Налоговогокодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативныхактов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органовисполнительной власти. Контроль над правильностью, полнотой и своевременностьювнесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образованав составе Минфина РФ.
Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровеньсубъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней несовпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введен 4-й«негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальныхрайонов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальныхобразований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако,данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местныеналоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены междуместными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основанииположений Бюджетного кодекса РФ.
Личные финансовые решения зачастую сводятся к планированию личного бюджета.Распространённая методика планирования личного бюджета такова. В доходную частьбюджета заносятся все предполагаемые доходы бюджетного периода, в том числе:
— заработок;
— причитающиеся пенсии и компенсации;
— доход от банковских вкладов;
— доход от сдачи в аренду недвижимости;
— доход от имеющихся ценных бумаг.
Затем составляется расходная часть бюджета, включающая:
— оплата жилья и коммунальных услуг;
— оплата питания;
— медицинское страхование;
— взносы по кредитам;
— покупка товаров длительного пользования;
— страхование рисков (собственности, здоровья и пр.);
— пенсионные накопления;
— инвестиции.
Основная задача корпоративных финансов - финансовое обеспечениедеятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса междудоходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовыхпотребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Дляобеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции безфиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций,в конечном счете, определяют саму структуру капитала организации.
Другая важнейшая сторона корпоративных финансов - это решения обинвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведьинвестиция - это вложение свободного актива с надеждой, что он со временемувеличится в стоимости. Управление инвестициями - важнейшая сторонафинансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Передпринятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:
— соотношение между: целью - периодом времени -инфляцией -неприятием рисков - налогами;
— выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования;
— оценка эффективности портфеля инвестиций.
Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерскимучётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и,следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовыйменеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности ипланированием ещё предстоящих финансовых операций.
Из выше сказанного можно сделать вывод,что финансовые отношения складываются:
— между государством и предприятиями — при уплате налогов вбюджетную систему и финансирования расходов;
— предприятиями — в процессе приобретения товарно-материальныхценностей, а также реализации товаров и услуг;
— руководством предприятия и работниками, например, при выдачезаработной платы;
— предприятиями и вышестоящими организациями в вопросах созданияцентрализованных фондов денежных средств и их распределения;
— государством, отдельными гражданами и внебюджетными фондами — привнесении платежей в госбюджет, получении пенсий, пособий, стипендий;
— отдельными звеньями бюджетной системы;
— страховыми организациями и предприятиями, населением — при уплатестраховых взносов и возмещения ущерба при наступлении страхового случая и др.
Изучив виды и субъекты финансовых отношений можно сделать вывод, что финансоваяактивность (деятельность) - это применение ряда техник и процедур, которыегосударство, частные лица и организации используют для управления своимифинансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценкариска инвестиций.
Финансовая экономика - это отрасль экономической науки, изучающаявзаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочнаястоимость, акционерный капитал.
1.3 Основные функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимается«работа», выполняемая финансами. Различают следующие функции финансов:
1. Распределительная функция проявляется в обеспечении субъектовхозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами. При распределении иперераспределении национального дохода формируются доходы в материальной инематериальных сферах производства.
2. Контрольная функция заключается в контроле над распределением частинационального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевомуназначению. Целью финансового контроля является рациональное и бережноерасходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, пресечениебесхозяйственности и расточительства. Эта функция выполняется с помощьюфинансовых органов. В зависимости от того, кто осуществляет финансовыйконтроль, он может быть государственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественными независимым (аудиторским). Важную роль в организации финансового контроля внашей стране играют Министерство финансов РФ (Минфин России) и Федеральнаяналоговая служба (ФНС России). Контрольная функция финансов реализуется черезбухгалтерскую, статистическую или оперативную отчетность, ведущуюся поутвержденной государством методике.
3. Стимулирующая функция состоит в том, что государство с помощью системыфинансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий и целыхотраслей в нужном обществу направлении. Конкретными финансовыми рычагами являются:бюджет (можно выделить деньги на развитие отрасли или предприятия); налоги(низкие ставки налогов могут стимулировать хозяйственную деятельность);экспортно-импортные пошлины, тарифы (могут быть низкими, льготными иливысокими).
Все три функции финансов действуют одновременно: распределяянациональный доход, они стимулируют производство и в то же время контролируютего. Если состояние финансов характеризуется как кризисное, то это означает,что кризис охватил всю экономику. Примером может послужить современныйфинансовый кризис.
Нынешний финансовый кризис отличается как глубиной, так и масштабом — он, пожалуй, после Великой депрессии охватил весь мир.
Основной причиной мирового финансового кризиса стали проблемы на рынкеипотечного кредитования США. Однако в основе кризиса лежат болеефундаментальные причины, включая макроэкономические, микроэкономические иинституциональные.
Ведущей макроэкономической причиной оказался избыток ликвидности вэкономике США, что в свою очередь определялось многими факторами, включая:
—  Общее снижениедоверия к странам с развивающимся рынком после кризиса 1997-1998 гг.;
—  Инвестирование вамериканские ценные бумаги странами, накапливающими валютные резервы (Китай) инефтяные фонды (страны Персидского залива);
—  Политику низкихпроцентных ставок, которую проводила ФРС в 2001-2003гг., пытаясь предотвратитьциклический спад экономики США.
Под влиянием избыточной ликвидности активизировался процессформирования рыночных пузырей — искаженной, завышенной оценки различных видовактивов. В отдельные периоды такие пузыри формировались на рынке недвижимости,акций и сырьевых товаров, что стало важной составной частью кризисногомеханизма. Согласно данным межстрановых исследований, охватывавших длительныевременные периоды, кредитная экспансия является одним из типичных условийфинансовых кризисов.
Таким образом, риски развития кризиса в результате ослабленияденежно-кредитной политики, реализовавшиеся в 2007-2008гг., — не исключение, аобщее правило.
Микроэкономические факторы. Развитие новых финансовых инструментов(прежде всего структурированных производных облигаций).
Использование производных инструментов фактически привело к маскировкерисков, связанных с низким качеством субстандартных ипотечных кредитов, и к ихнепрозрачному распределению среди широкого круга инвесторов.
Институциональные причины связаны во многом с недостаточным уровнемоценки рисков, как регуляторами, так и рейтинговыми агентствами.
Основные показатели (факторы) влияния мирового финансового кризиса наденежно-кредитную политику и банковскую систему России:
—  Ослабление денежно-кредитнойполитики и бюджетной политики России;
—  Устойчивосформировались низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальномвыражении, в результате произошел «перегрев» экономики.
—  Быстрый рост внешнихзаимствований;
—  Быстрый ростгосударственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть идругие товары российского экспорта, что делало российскую экономику уязвимой квоздействию мирового кризиса.
Мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместныхскоординированных действий со стороны правительства РФ.

Глава 2 Финансовая система и финансовая политикагосударства
 
2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи
Структура государственных финансов
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономикипредставляют собой финансовую систему. Она включает государственные финансы,финансы хозяйствующих субъектов и финансы граждан.
Каждое звено финансовой системы выполняет конкретные задачи:
1.  Задачейгосударственных финансов является сосредоточение финансовых ресурсов в фондахгосударства или территориальных органов власти и направление их нафинансирование нужд общества.
2.  Передфинансами хозяйствующего субъекта стоит задача формирования своих денежныхфондов и использования их на основе эффективного управления денежным потоком.
3.  Взадачу финансов граждан входит формирование доходов и их использование.
В структуре государственных финансов главным элементом выступаютбюджеты трех уровней (в соответствии с бюджетным кодексом РФ):
1.  Федеральныйбюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2.  Бюджетысубъектов Федерации (бюджеты республик, края, области);
3.  Местныебюджеты – городские, районные сельские.
Возможны разные принципы построения взаимоотношений между бюджетамиразных уровней. В настоящее время в России взаимоотношения бюджетов разныхуровней строятся на принципе фискального федерализма: бюджеты нижестоящихуровней функционируют автономно, т.е. не включают свои доходы и расходы вбюджеты вышестоящих уровней.
В приложении 1 показана структура финансовой системы.
2.2 Финансовая политика государства
Финансовая политика государства представляет собой совокупностьмероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственныхфункций и является составной частью экономической политики государства. В нейконкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяетсяобщий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатываетсямеханизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономическихпроцессов.
В то же время финансовая политика выступает относительносамостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретноесодержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.
Целями финансовой политики могут являться: политические цели, т.е.достижение целей в области внешней и внутренней политики; экономические цели,достижение целей в области экономики на различном уровне; социальные цели,достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения,социальные блага, распределение социальных благ).
Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий сиспользование финансовых инструментов, рычагов и стимулов может бытьреализована на различном уровне:
— мировом;
— региональном;
— национальном;
— на уровне отдельных регионов внутри страны;
— на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта) ;
— отдельного предпринимателя;
— на уровне отдельного домохозяйства.
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровнегосударства выступают:
— бюджетная политика;
— налоговая политика;
— таможенная политика;
— кредитно-денежная политика;
— инвестиционная политика;
— институциональные преобразования;
— социальная политика.
Управление финансами предполагает целенаправленнуюдеятельность государства, связанную с практическим использованием финансовогомеханизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационнымиструктурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов:прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование иконтроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовойполитики в стратегической и текущей деятельности государственных органов,юридических лиц и граждан.
Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи: обеспечение условийдля формирования максимально возможных финансовых ресурсов; рациональноераспределение и использование финансовых ресурсов; организация регулирования истимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов встране; выработка финансового механизма и его развитие в соответствии сизменяющимися социально-экономическими целями.
Оценка результатов финансовой политикигосударстваосновывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальныхгрупп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей изадач. Результативность финансовой политики во многом зависит от качественнойразработки механизма согласования и реализации интересов различных слоевобщества и имеющихся у государства объективных возможностей использованиявсесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.
Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляютвысшие законодательные органы власти — это Федеральноесобраниеи две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации.Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении.Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах иобязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размергосударственного внутреннего и внешнего долга.
Из вышесказанного следует, государственная финансовая политика это элементмакроэкономической политики.
 В настоящее время государственная финансовая политика Россиинаправлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса,стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
Для реализациифинансовой политики необходимо:
—  снижение социальной напряженности;
—  оздоровление государственных финансов;
—  восстановление функционирования банковской сферы;
—  сбалансированность товарных и денежных потоков;
—  разумное расширение финансово-экономической самостоятельностирегионов в рамках единого федеративного государства;
—  искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
—  создание в финансовой сфере новой международной организации,члены которой придерживались бы единых правил при осуществлении финансовойполитики.

Глава3 Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики всовременных условиях
 
3.1 Финансовый механизм и его структура
 
Важной составной часть финансовой политики является формированиефинансового механизма, при помощикоторого происходит осуществление деятельности государства в области финансов.Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм,видов и методов организации финансовых отношений.
К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов,методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которыеиспользуются при определении доходов и расходов государства, организации ирегулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм — это наиболее динамичная часть финансовой политики.Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, ипоэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной иэкономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в странеможет быть организовано по-разному. По-раз-ному может использоваться один и тотже инструмент финансового регулирования.
Финансовый механизм представляет собой действия финансовых рычагов,выражающихся в организации, планировании и стимулировании использованияфинансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входят пятьвзаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое,нормативное и информационное обеспечение.
Рассмотрим элементы финансового механизма.
1. Финансовый метод можно определить как способ действияфинансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двухнаправлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линиирыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов,с материальными стимулированием и ответственностью за эффективнымиспользованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методывкладывается не случайно.
Это обусловленотем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны скоммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение вденежной (стоимостной ) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности.Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходовили прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы.Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного(авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала сфинансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать исопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критериювыбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимумденежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственнойпрактике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала срезультатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут(INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании ииспользовании денежных фондов.
2.  Финансовый рычаг представляет собой прием действияфинансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы,амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовыесанкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям,паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды,дисконт, котировка валютного курса рубля и т. п.
В финансовомменеджменте финансовый рычаг представляет собой коэффициент, показывающийотношение цены сделки к средствам, которыми должен обладать участник рынка дляеё заключения.
 Эффектфинансового рычага заключается в приращении к рентабельности собственныхсредств, получаемого благодаря использованию кредита, несмотря на платностьпоследнего.
3.  Правовое обеспечение функционирования финансового механизмавключает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма идругие правовые документы органов управления.
4.  Нормативное обеспечение функционирования финансовогомеханизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методическиеуказания и разъяснения и т. п.
5.  Информационное обеспечение функционирования финансовогомеханизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой,финансовой и прочей информации.
 К финансовойинформации относится:
— Осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособностисвоих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах натоварном, фондовом и валютном рынках и т. п.;
— Сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, офинансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующихсубъектах;
— Различные другие сведения.
Тот, кто владеетинформацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения опоставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видовинтеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада вуставный капитал акционерного общества или товарищества.

3.2 Основныефункции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России
Как уже было сказано выше, в настоящее времяРоссия переживает мировой финансовый и экономический кризис. Ограниченностьресурсов и резервов правительства в условиях, когда быстрый выход из кризисастановится все менее вероятным, выступает предпосылкой сдвига в экономическойполитике от «оперативно-тактических» мер, направленных на смягчение кризиса, кмерам, ориентированным на его преодоление. В период острой фазы кризисасокращение горизонта экономической политики было неизбежным, но систематическиймониторинг принятых мер и структурированная предварительная оценка новых мерпозволят его удлинить и увязать текущие действия правительства с ранее заявленнымистратегическими приоритетами.
К настоящему времени правительство РФ сформировалои реализует широкий набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм инаправлений воздействия государства на экономику, по объемам используемыхресурсов. С начала проведения антикризисной политики в качестве приоритетов былизаявлены:
— поддержка (обеспечение стабильности) финансового сектора;
— социальная поддержка населения, сохранение и создание новых
рабочих мест;
— поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслейреального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса иимпортозамещения;
— поддержка системообразующих и градообразующих предприятий.
После завершения цикла принятия «пожарных мер», атакже с осознанием длительности кризиса усиливается объективная потребность всистемной оценке антикризисной политики государства по отношению к реальномусектору экономики. При проведении оценки антикризисных мер основное вниманиеуделялось не обсуждению целесообразности той или иной меры, а оценкеиспользуемых инструментов государственного регулирования (воздействия),соответствующих правил, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение.
В то же время проведение антикризисной политикипозволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер,особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого исреднего предпринимательства (МСП), совершенствования налогового регулирования.
В связи с этим представлялось важнымреконструировать задачи антикризисной политики, исходя из состава иособенностей реализуемых мер. В основном антикризисные меры направлены нарешение следующих задач:
— расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам (прямоекредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация;стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий попроцентным ставкам и госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию;расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигацийи их выкупа уполномоченными организациями);
—  снижение нагрузки на бизнес, путем снижения налоговой нагрузки,вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки, ограничение роста тарифовна услуги и продукцию субъектов естественных монополий;
— смягчение негативных социальных последствий и развитие рынкатруда (увеличение пособий по безработице, софинансирование региональныхпрограмм занятости, ограничения на использование иностранной рабочей силы);
— стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование,преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционныепрограммы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры,субсидии по кредитам потребителей);
— поддержка малого и среднего предпринимательства (софинансированиерегиональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСПВнешэкономбанка), развитие конкуренции.
Нужно отметить, что ряд мер сложно отнести толькок одной из выделенных задач. Например, некоторые антикризисные меры в рамках социальнойполитики могут также рассматриваться в контексте стимулирования внутреннегоспроса на продукцию отдельных отраслей, развития предпринимательства.
В целом общий объем дополнительных ресурсов,исходя из существующих оценок «стоимости» отдельных антикризисных мер вотношении реального сектора экономики, в октябре 2008 — декабре 2009 г.оценивается в 2,1-2,5 трлн. руб.
На первом месте стоят меры по расширению доступареального сектора к финансовым ресурсам (1,1-1,2 трлн. руб.),
На втором — меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетныепотери — 500-700 млрд. руб.),
На третьем — меры социальной политики, связанныесо стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей, — 250-300 млрд. руб., стимулирование внутреннего спроса (180-240 млрд. руб.) и напоследнем месте — меры по поддержке МСП (60-90 млрд. руб.).  Таким образом,можно сделать выводы, что реализация антикризисных мер сводится кстимулированию деловой активности предпринимательства Российской Федерации.
На рисунке 1 показаны приоритетные направления мерантикризисной финансовой политики.

/>
Рисунок 1«Приоритетные направления мер антикризисной политики
В «антикризисном пакете» недостаточно представленымеры по стимулированию экспорта, прежде всего высокотехнологичного, развитиюконкурентной среды.
Крайне мало мер, связанных со стимулированиеминновационной активности и развития компаний, повышением эффективностидеятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний; отсутствуютмеры по привлечению иностранных инвесторов и формированию особых экономическихзон.
К тому же заметно определенное ослаблениеинновационной направленности созданных еще до кризиса финансовых институтовразвития: в некоторых случаях усиливается их роль как агентов правительства вущерб функциям институтов развития (Внешэкономбанк), иногда — сокращаются(изымаются) ресурсы, находящиеся в их распоряжении («Роснано»), в отдельныхслучаях усиливается критика базовых принципов их деятельности (Российская венчурнаякомпания).
В приложении 2 указаны основные бенефициарынаиболее значимых перераспределительных антикризисных мер РФ.

Заключение
 
Данная курсовая работа была направлена на изучение темы «Финансы ифинансовый механизм в современной России. Актуальность темы курсовой работыобусловлена тем, что финансовая система государства — это один из тех секторовэкономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Финансовая ипрежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на роствалового внутреннего продукта и его главную часть — национальный доход, наразвитие предприятий и отраслей народного хозяйства и благосостояние населения.
В ходе выполнения курсовой работы рассматривались следующие вопросы: финансыкак экономическая категория; субъекты и виды финансовых отношений; понятиефинансовой системы; структура государственных финансов; финансовая политикагосударства; финансовый механизм и его структура; основные функции финансовогомеханизма в реализации антикризисных мер.
На основании изученных нормативно-правовых актов, специальной литературыможно сделать вывод: финансы представляют собой экономические отношения,связанные с формированием, распределением и использованием централизованных идецентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задачгосударства и обеспечения условий расширеного воспроизводства.
Традиционно финансы разделяют на публичные и частные.
К первой группе относятся: государственные финансы и муниципальные финансы(местные финансы).
Во второй группе выделяют: личные финансы и семейные финансы;
финансы малого бизнеса, корпоративные финансы (финансы предприятий,финансы бизнеса), финансы банков (банковское дело), финансы некоммерческихорганизаций.
Различают следующие функции финансов:
1.  Распределительная -посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовойдоход, благодаря чему денежные средства поступают в распределение государства,муниципалитета;
2.  Контрольная - заключаетсяв их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, такжерасходование по целевому назначению денежных средств, поступающих изфедерального бюджета;
3.  Регулирующая -вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги,государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует навоспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий,проведение налоговой политики;
4.  Стабилизирующая -обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономикипредставляют собой финансовую систему. Она включает государственные финансы,финансы хозяйствующих субъектов и финансы граждан.
Финансовая политика государства представляет собой совокупностьмероприятий по использованию финансовых отношений для выполнениягосударственных функций и является составной частью экономической политикигосударства.
Важной составной часть финансовой политики является формированиефинансового механизма, при помощикоторого происходит осуществление деятельности государства в области финансов.Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм,видов и методов организации финансовых отношений.
 Также было уделено внимание вопросу:основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России,где были рассмотрены меры государства в реализации антикризисной политики встране.

Списокиспользованных источников литературы
 
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс (1,2 и 3 части с изменениями идополнениями).
3. Налоговый кодекс Российской федерации. Части 1 и 2 посостоянию на 1 января 2009г (в редакции законов № 244-ФЗ, 251-ФЗ).-Новосибирск: Сиб. Унив. Из-во, 2009г.-602 с.
4. Большой экономический словарь.-2-е изд., перераб. Идоп.-М.: Кн. Мир, 2005.-860с.;
5. Камаев В.Д., Ильчиков, М.З., Борисовская Т.А Экономическаятеория- М.: Кнорус, 2008.-382с.;
6. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /кол. авт.; под ред. А.Г. Грязновой. Финансовая академия при Правительстве РФ. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: КНОРУС.- 2006.-624с.;
7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ под Ред.Л.А. Дробозиной.- М.: ЮНИТИ, 2000.-479с.;
8. Финансы, денежное обращение и кредит: Задачи и решения:Учебное — практическое пособие.- М.: Издательство «Альфа-пресс», 2008.-448с.;
9. А. Кудрин. «Мировой финансовый кризис и его влияние наРоссию. «Вопросы экономики». 2009, №1.
10. С. Алексашенко. Обвальное падение закончилось, кризис продолжается.Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики(доклад ГУ-ВШЭ и МАЦ). «Вопросы экономики». 2009, №5.
11. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. Государственные и муниципальныефинансы. Государственная финансовая политика. Основные направления финансовойполитики. polbu.ru/babich_finance//.
12. А.М. Литовских. Финансовый менеджмент. Конспект лекций.Финансовый механизм и его    структура. polbu.ru/litovskih_finmanage//.

Приложение 1
 
Структура финансовой системы
/>
Рисунок 1 «Финансовая система»
/>
Рисунок 2 «Механизм финансированияхозяйствующих субъектов»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.