Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовая система и пути ее развития

Содержание
Введение. 2
Глава1 Понятие и сущность финансов. 4
Глава2. Финансовая система. 5
Глава3. Государственный бюджет, как главный элемент финансовой системы государства. 13
Заключение. 25
Литература. 27
Введение
В условиях созданияРоссийского государства и развития рыночных отношений весьма важную роль играютфинансы.
Этот блок финансовыхотношений охватывает государственную бюджетную систему, внебюджетные фонды,государственный кредит и фонды страхования. Их регулирующая роль являетсянеразрывной частью экономических отношений в государстве, наиважнейшиминструментом реализации его политики. Поэтому роль финансов на макроуровненельзя переоценить. Отсюда и важность изучения всего блока вопросов,относящихся к проблемам, рассматриваемым в настоящей работе.
Финансовые вопросыприобрели колоссальное значение в жизни современного общества: они обсуждаютсяширокой общественностью; поиск путей решения тех или иных проблем вызываетстолкновения в парламентах, противостояние между политической властью и населением,смену правительства. Темпы развития производства, инвестиции, состояниефинансовых рынков и банковских систем, сбережения, безработица, уровень жизнинаселения и т. д.— это все сферы влияния финансов, т. с. с их помощью решаются,с одной стороны, такие масштабные задачи, как развитие той или иной отраслинародного хозяйства, а с другой, например размер пенсии пенсионерам.
Такое проникновениефинансов во все сферы жизни общества обусловлено прежде всего колоссальнымимасштабами национального и планетарного производства, углублением общественногоразделения труда, скачком в научно-техническом развитии, ростом общественногосознания, потребностью в защите среды обитания.
Следовательно, изучениефинансовой науки, как области знания, имеет большое значение для любогогражданина, чтобы адекватно реагировать на ситуации рыночной экономики.
Данная курсовая работаставит своей целью затронуть проблемы функционирования финансов на современномэтапе развития нашего общества.
/>Глава 1 Понятие и сущность финансов
Само слово«финансы» — латинского происхождения (financia — денежный платеж).
Всовременных экономических условиях под финансами понимаются экономическиеотношения в процессе создания и использования фондов денежных средств. Этифонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, включаягосударство. Отношения, складывающиеся в процессе формирования и использованияденежных фондов, называются финансовыми. Совокупность финансовых отношений, складывающихсяв рамках государства, образует финансовую систему- Финансовую системупредставляют бюджеты различных организаций, главный из которых —государственный. Его дополняют бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты ивнебюджетные фонды. Денежные средства в данные бюджеты поступают главнымобразом за счет отчислений от доходов, полученных от предприятий и населения.
Важнейшаячасть финансовых отношений общества — государственные финансы, связанные сформированием и использованием государственных денежных фондов. В качествеисточников пополнения казны, помимо средств, полученных от государственныхпредприятий, используется часть доходов от частного сектора в виде обязательныхплатежей.
Сущность и рольгосударственных финансов наиболее полно проявляется в их функциях —мобилизационной, распределительной и контрольной.
Мобилизационная функция финансов предполагаетдеятельность полномочных государственных органов в пополнении средств длягосударственных нужд. Распределительная функция связана с перемещением доходовиз сфер, где они создаются, к иным экономическим субъектам.
Контрольная функция проявляется в процессеиспользования субъектами экономических отношений государственных финансов иналогообложении.
Финансовая система — существующая в стране совокупность финансовых отношений, то есть отношениймежду экономическими агентами в денежной форме.[1]
Финансовые отношения — это всегда денежные отношения, отношения в денежной форме. Но не всякиеденежные отношения — финансовые (так же как и не всякие деньги — капитал). Еслиденьги обслуживают движение товаров и услуг, их куплю-продажу на товарномрынке, они — не капитал, а эти отношения — не финансовые. Финансовыми принятосчитать те денежные отношения, где деньги или их «заменители» — ценные бумаги — выступают особым самостоятельным товаром, объектомкупли-продажи.
Денежные отношениястановятся финансовыми, когда движение денег приобретает определеннуюсамостоятельность — не просто обслуживает движение товаров, а становится«самоцелью»./>Глава 2. Финансовая система
Финансовая системаРоссийской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фондыимущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятийразличных форм собственности.[2]
Все вышеперечисленныефинансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственныефинансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенноговоспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемыедля обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами намикроуровне.

/>
Рис. 1 Структурафинансовой системы.[3]
Разграничение финансовойсистемы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, атакже в методах формирования и использования централизованных идецентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственныецентрализованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения иперераспределения национального дохода, созданного в отраслях материальногопроизводства.
Важная роль, которуювыполняет государство в области экономического и социального развития, приводитк необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовыхресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, засчет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических,политических и социальных задач. Иные формы и методы образования ииспользования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньямифинансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются изденежных доходов и накоплении самих предприятий.
Несмотря на разграничениесферы деятельности и применение особых способов и форм образования ииспользования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая системаявляется единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньевданной системы.
Основой единой финансовойсистемы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют впроцессе материального производства. Источником централизованныхгосударственных фондов денежных средств является национальный доход,создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственнымфинансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развитиявсех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовыхресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной инепроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельнымигруппами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсоввозможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственныефинансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главнымисточником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сферематериального производства, с другой—процесс расширенного воспроизводстваосуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и за счетобщегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований,использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средствпредприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий,а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредствомзаключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхованиепредпринимательских рисков.
Взаимосвязь ивзаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единойсущностью финансов.
Через финансовую системугосударство воздействует на формирование централизованных и децентрализованныхденежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги,расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Государственныйбюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой формуобразования и использования централизованного фонда денежных средств дляобеспечения функций органов государственной власти.
Государственныйбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым ФедеральнымСобранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительнуюдолю национального дохода для финансирования народного хозяйства,социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органовгосударственной власти и управления. С помощью бюджета происходитперераспределение национального дохода, что создает возможность маневрироватьденежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развитияобщественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую ифинансовую политику на всей территории страны.
Одним иззвеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды.
Внебюджетныефонды — это средства федерального правительства и местных властей, связанные сфинансированием расходов, не включаемых в бюджет.
Формированиевнебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений,которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основныесуммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости иустановлены в процентах к фонду оплаты труда.
Организационновнебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
Внебюджетныефонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств вполном объеме.
Обособленноефункционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансироватьважнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджетарасходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороныорганов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает ихиспользование; с другой — дает возможность расходовать средства не в полномобъеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетныхфондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранениемцелевой направленности их расходов.
Государственныйкредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временносвободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началахвозвратности для финансирования государственных расходов.
Кредиторомвыступают физические и юридические лица, заемщиком — государство в лице егоорганов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажина финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственныхценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованныедополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита безосуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется такжев целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляциигосударственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Изобращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег изобращения на заранее оговоренный срок.
Необходимостьиспользования государственного кредита обусловлена невозможностьюудовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемыевременно свободные средства населения и юридических лиц используются дляфинансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредитявляется средством увеличения финансовых возможностей государства. Наобщегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретногоцелевого характера. Тогда как местные органы власти могут использоватьмобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов,строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного,жилищно-бытового назначения.
Взависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральнымии местными органами управления. По месту размещения государственный кредитможет быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств займыделятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет),долгосрочные (свыше пяти лет).
Мобилизацияогромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственнуюзадолженность. Размер государственного займа включается в суммугосударственного долга страны.
Государственныйдолг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов сначисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Государственныйвнутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженноев валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговыхобязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственныезаймы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другиедолговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственныйвнешний долг — это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченнымпо ним процентам.
Внутреннийдолг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать30 лет.
Обслуживаниегосударственного долга выражается в осуществлении операций по размещениюдолговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функцииосуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственногодолга производятся за счет средств республиканского бюджета.
Огромныйгосударственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражаетэкономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ можетиспользовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старойгосударственной задолженности путем выпуска новых займов.
Контрольза состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованиемкредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Фондстрахования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий инесчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
В связис развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополиигосударства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организацииизменять структуру и направления деятельности в соответствии с новымиэкономическими условиями. В настоящее время наряду с государственнымистраховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховыекомпании, получившие лицензии на проведение страховых операций.
Страхованиев условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческойдеятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации понаправлениям страхования.
Приразвитой системе страхования страховые компании специализируются на проведенииотдельных видов страховых услуг.
Средизвеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особоеместо. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собойособый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажиспецифических финансовых активов — ценных бумаг.
Задачафондового рынка — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высокимуровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использованиявременно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, чтоучастники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода посравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенногодохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсовна фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и оттипов операций с ценными бумагами.
Финансыпредприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовойсистемы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественногопродукта и национального дохода.
Отсостояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежныхфондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансовпредприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участияв этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
Вусловиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимостипредприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета,целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельнораспределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фондыпроизводственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средствадля расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы ивозможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельностиспособствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их отмелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственностиза фактические результаты работы.
финансовая система государственный бюджет/>Глава 3.Государственный бюджет, как главный элемент финансовой системы государства
Главныйэлемент финансовой системы государства — государственный бюджет. Государственныйбюджет — это годовой план государственных расходов и источников ихфинансового покрытия.[4] Проект бюджета ежегоднообсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны илимуниципальным собранием.
Во всех государствах врезультате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутреннийпродукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производстванациональный доход проходит последовательно стадии распределения иперераспределения.
Важнейшую роль вперераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играетбюджет.
В процессе перераспределениянационального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет иобразует централизованный фонд финансовых ресурсов.
Бюджет представляет собойформу образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функций государства.[5]
Бюджету принадлежитведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает частьраспределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиямии населением – с другой, которые связаны с формированием и использованиемобщегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Формирование бюджетасамым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страныи его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределениянационального дохода являются:
1.  Образование и использование денежныхнакоплений (прибыли, НДС, платежи в социальные внебюджетные фонды)
2.   организация налогов
3.   финансирование отраслей народногохозяйства
4.  формирование и использованиеобщественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.[6]
Во всех этих процессахбольшую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальныевласти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии,осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. длявыполнения возложенных на них функций.
Как экономическаякатегория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений,следовательно, им присущи и основные функции финансов.
Бюджет выполняетследующие задачи:
1.   перераспределение национальногодохода
2.   государственное регулирование истимулирование экономики
3.   финансовое обеспечение социальнойсферы и осуществление социальной политики государства
4.  контроль за образованием ииспользованием централизованных фондов денежных средств.
Первыйэтап бюджетного процесса — составление проектов бюджетов. Составлению проектовбюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развитияРФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а такжеподготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органыисполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проектыбюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальныхгосударственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат напредоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленныхнормативов.
Президент РФ не позднеемарта года, предшествующего очередному финансовому году, направляетФедеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетнуюполитику на очередной финансовый год.
Составление проектов бюджетов- исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органовисполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерствофинансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Основой для составлениябюджета является:
·  бюджетное послание Президента РФ;
·  прогноз социально-экономическогоразвития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);
·  основные направления бюджетной иналоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
·  прогноз сводного финансового балансапо соответствующей территории на очередной финансовый год;
·  план развития государственного илимуниципального сектора экономики соответствующей территории на очереднойфинансовый год.
Рассмотрение иутверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансовогоконтроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.
Для контроля заисполнением бюджета существует специальный орган — Счетная палата, котораяучаствует также в предварительном контроле при рассмотрении и утверждениипроекта федерального бюджета.
Отчет об исполнениибюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главныхраспорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственнымза составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерствофинансов РФ.
Отчет об исполнениифедерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палатуПравительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе сотчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами иматериалами:
—   отчетом о расходовании средстврезервных фондов Правительства и Президента РФ;
—   отчетами МФ РФ и иных уполномоченныхорганов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и опредоставленных государственных гарантиях;
—   отчетом о внутренних и внешнихзаимствованиях РФ по их видам;
—   отчетом о доходах, полученных отиспользования госимущества;
—   сводными отчетами о выполненииплановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
—   годовыми отчетными сметами доходов ирасходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
—   реестром федеральной государственнойсобственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый ипоследний день отчетного финансового года;
—   отчетом Федерального казначейства орассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.
Счетная палата проводитпроверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течениеполутора месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы ирезультаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматриваетотчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получениязаключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении илиотклонении отчета.
Исполнение бюджетовначинается после их утверждения в установленном порядке. В Российской Федерацииустанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органыисполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов,управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являютсякассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляютплатежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ — именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы — зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансированиядефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренныхрасходов с единого счета бюджета.
Осуществление бюджетныхопераций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контролькаждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджетапредусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главногораспорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральноеказначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книгеКазначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.
Исполнение бюджетов всехуровней осуществляется на основе бюджетной росписи — документа о поквартальномраспределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источниковфинансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетныхассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствиис бюджетной классификацией РФ.
Исполнение бюджета подоходам предусматривает:
·  перечисление и зачисление доходов наединый счет бюджета;
·  распределение в соответствии сбюджетом регулирующих доходов;
·  возврат излишне уплаченных в бюджетсумм доходов;
·  учет доходов бюджета и составлениеотчетности о доходах бюджета.
Бюджеты по расходамисполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счетебюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основныеэтапы санкционирования:
-  составление и утверждение бюджетнойросписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета),
-  утверждение и доведение уведомлений обюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей,
-  утверждение смет доходов и расходовраспорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям,
-  утверждение и доведение уведомлений олимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей,
-  принятие денежных обязательствбюджетополучателями,
-  подтверждение и выверка исполненияденежных обязательств.
Процедура финансированиязаключается в расходовании бюджетных средств.
За исполнение доходнойчасти бюджета отвечают Министерство РФ по налогам и сборам и Государственныйтаможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и другихплатежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов вКазначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным)имуществом.
Если в процессеисполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет,вводится режим сокращения расходов (до 5 % — решением руководителя финансовогооргана, от 5 до 10 % — органа исполнительной власти, свыше 10 % — законом(решением), принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Еслипоследний не принял решение о сокращении в установленный законом срок,исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональнойсокращение (секвестр) расходов).
Уполномоченныйисполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчетыоб исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство.Годовой отчет подлежит утверждению представительным органом.
Важнейшая задачаисполнения бюджета — обеспечение полного и своевременного поступления налогов идругих доходов в целом и по каждому источнику, а также финансированиемероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом. Однако исполнение бюджетаРоссийской Федерации сталкивается с большими трудностями. Ни один из российскихбюджетов 90-х годов не был исполнен полностью.
Доходнаячасть государственногобюджета формируется в основном за счет налогов (в том числе акцизных сборов итаможенных пошлин), а также за счет неналоговых поступлений (доходов отгосударственной собственности, государственной торговли) и взносов в государственныефонды социального страхования, пенсионный фонд, страхования от безработицы.[7]Расходная часть государственного бюджета предполагает затраты на:социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидиибюджетам местных властей на эти цели), хозяйственные нужды (капиталовложения винфраструктуру, дотации, субсидии, расходы на осуществление государственныхпрограмм). Расходы государства направлены также на вооружение, материальноеобеспечение внешней политики (включая содержание дипломатических служб и займыиностранным государствам), на содержание правительственных органов. В расходнуючасть бюджета также входят платежи по государственному долгу. Основная цельиспользования государственного бюджета в рыночной экономике состоит в созданиинаилучших условий функционирования рыночной системы. Таким образом, выбор длястраны финансовой политики, способной оптимальным образом распределитьимеющиеся финансовые ресурсы для решения стоящих перед обществом задач,существенно влияет на экономический рост.
Основная частьгосударственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет.
Доходы бюджета – этоэкономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующимисубъектами и гражданами — с другой.[8]
Одновременно с этимдоходы бюджета — это денежные средства, поступающие в распоряжение органовгосударственной власти и местного самоуправления. В процессе образованиядоходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства частинационального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношениягосударства с предприятиями и населением. Бюджет активно участвует враспределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существуетизвестная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибылипредприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того,насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависитзаинтересованность предприятий в лучшем использовании производственныхресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.
Доходы бюджетов – эточасть национального дохода, подлежащая централизации в бюджеты разных уровней.[9]
Доходы могутформироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездныхперечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Вдоходах бюджетом могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые вбюджеты других уровней бюджетной системы для целевого финансированияцентрализованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.
Нормативы централизациидоходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. Всоставе доходов бюджетов особенно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетовподразделяются на собственные и регулирующие.
Собственные доходыбюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично засоответствующими бюджетами действующим законодательством.[10]
Регулирующие доходы –виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходовбюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными наопределенный срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяютсязаконом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственныедоходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные емусобственные доходы бюджета другого уровня.[11]
Таблица 1
Доходы и расходыфедерального бюджета РФ за 2000 – 2004 года.Показатели
2000[12]
2001[13]
2002[14]
2003[15]
2004[16] Доходы, млн. руб. 1103217,0 1193482,9 2125718,2 2417791,8 2742850,4 Расходы, млн. руб. 1014196,3 1193482,9 1947386,3 2345641,4 2659447,0 ВВП, млрд. руб. 6820 7750 10950 13050,0 15300

Таблица 2
Доходы и расходыфедерального бюджета РФ за 2005 – 2007 года.Показатели
2005[17]
2006[18]
2007[19] Доходы, млн. руб. 4979 756,6 5046137,5 6 965 317,2 Расходы, млн. руб. 3 539 450,6 4270114,7183 5 463 479,9 ВВП, млрд. руб. 21000 24 380 31 220
Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2008 годи на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 года принято утвердитьосновные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходяиз прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 процента (декабрь 2008 годак декабрю 2007 года):[20]
1) прогнозируемый общий объем доходов федеральногобюджета в сумме 6 644 447 448,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объемнефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 383 112 818,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 6570 297 744,0 тыс. рублей;
3) объем нефтегазового трансферта в сумме 2 135 000000,0 тыс. рублей;
4) нормативную величину Резервного фонда в сумме 3 500000 000,0 тыс. рублей;
5) верхний предел государственного внутреннего долгаРоссийской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 1 824 700 718,8 тыс. рублей;
6) верхний предел государственного внешнего долгаРоссийской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 43,3 млрд. долларов США, или32,1 млрд. евро;
7) прогнозируемый профицит федерального бюджета всумме 74 149 704,0 тыс. рублей.
Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2008 годи на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 года принятоутвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на 2010год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннегопродукта в размере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублейи уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 процента (декабрь 2009года к декабрю 2008 года) и 6,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009года):[21]
1) прогнозируемый общий объем доходов федеральногобюджета на 2009 год в сумме 7 465 446 753,0 тыс. рублей, в том числепрогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 351908 015,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, в томчисле прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2348 321 434,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета на 2009год в сумме 7 451 153 801,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденныерасходы в сумме 186 000 000,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965207,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 404 500000,0 тыс. рублей;
3) объем нефтегазового трансферта на 2009 год в сумме 2103 570 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 2 016 000 000,0 тыс. рублей;
4) нормативную величину Резервного фонда на 2009 год всумме 3 969 000 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 4 480 000 000,0 тыс.рублей;
5) верхний предел государственного внутреннего долгаРоссийской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 2 275 764 772,0 тыс. рублейи на 1 января 2011 года в сумме 2 856 847 356,1 тыс. рублей;
6) верхний предел государственного внешнего долгаРоссийской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США, или32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 45,0 млрд. долларов США, или33,0 млрд. евро;
7) прогнозируемый профицит федерального бюджета на2009 год в сумме 14 292 951,2 тыс. рублей и равенство прогнозируемого общегообъема доходов и общего объема расходов федерального бюджета в 2010 году.
На основе этих данныхсоставим таблицу.
Таблица 3
Доходы и расходыфедерального бюджета РФ за 2008 – 2010 года.Показатели 2008 2009 2010 Доходы, тыс. руб. 6 644 447 448,0 7 465 446 753,0 8089 965 207,0 Расходы, млн. руб. 6 570 297 744,0 7 451 153 801,8 8089 965 207,0 ВВП, млрд. руб. 35 000,0 39 690,0 44 800,0 /> 
Заключение
Понятие «финансы»зачастую отождествляют с деньгами. Однако если финансы и деньги — это одно и тоже, то почему существуют два разных термина для одной и той же категории?
Термин finansia возник в XIII—XV вв. в торговыхгородах Италии и сначала означал любой денежный платеж, т. е. процесс,отношения между субъектами, а конкретно—денежные отношения.
Денежные отношениястановятся финансовыми, когда движение денег приобретает определеннуюсамостоятельность — не просто обслуживает движение товаров, а становится«самоцелью».
Финансовая системаРоссийской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фондыимущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятийразличных форм собственности.
Основой единой финансовойсистемы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют впроцессе материального производства. Источником централизованныхгосударственных фондов денежных средств является национальный доход,создаваемый в сфере материального производства.
Через государственныефинансы перераспределяется значительная часть ВВП стран с рыночной экономикой.     
Основная частьгосударственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет.
Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
Государственный бюджет является основным финансовымпланом страны, обеспечивающим образование, распределение и использованиецентрализованного фонда денежных средств как обязательного условияфункционирования любого государства.
Государственный бюджетобеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения имисвоих функции, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг,финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.
Бюджет являетсяинструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведениягосударственной внутренней и внешней политики. С, помощью бюджетаосуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальноеперераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулированиеэкономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересовстраны.
Такимобразом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства сплательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетныхсредств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующимисубъектами.
/>Литература
1. Бюджетный   кодекс.Часть 2
2. ФЗ «О федеральномбюджете на 2000 год» № 227-ФЗ от 31.12.1999 года — ст.1
3. ФЗ «О федеральномбюджете на 2001 год» № 150-ФЗ от 27.12.2000 года – ст.1
4. ФЗ «О федеральномбюджете на 2002 год» № 194-ФЗ от 30.12.2001 года – ст.1
5. ФЗ «О федеральномбюджете на 2003 год» N 176-ФЗот 24.12.2002 года – ст.1
6. ФЗ «О федеральномбюджете на 2004 год» 10.12.2003 года – ст.1
7. ФЗ «О федеральномбюджете на 2005 год» 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года– ст.1
8. ФЗ «О федеральномбюджете на 2006 год» от 26.12.2005 № 189-ФЗ – ст.1
9. ФЗ «О федеральномбюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ – ст.1
10. ФЗ «О федеральномбюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля2007 года — ст. 1
11. ФЗ «О федеральномбюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля2007 года — ст. 1
12. Васильева Е.В.,Макеева Т.В. Экономическая теория. – М.: ЮРАЙТ – ИЗДАТ, 2006
13. Самсонов Н.Ф.,Баранникова Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне. — М., Высшая школа,2000
14. Финансы. Денежноеобращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007
15. Финансы./Под ред.А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006
16. Экономика.// Подред. Булатова А.С. — М., Экономика, 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 2. Основы математической логики
Реферат Теорія етносу
Реферат Отчет по лабораторной работе №1
Реферат вымогательство. объективная и субъективная стороны
Реферат Анализ зависимости условного периода, логарифмического декремента затухания и добротности контура от его параметров (L,C,R)
Реферат Долгосрочное архивирование
Реферат Финансовое право в системе права РБ, состав доходов и расходов бюджета
Реферат Отоларингология Отосклероз
Реферат Педагогическое общение в конфликтной ситуации
Реферат Карикатура: появление и развитие. Связь с другими видами искусства
Реферат Советско-финская война 1939-1940
Реферат Аракчеев, Алексей Андреевич
Реферат От к л гкого вследствие нарушения проницаемости и респираторный дистресс синдром взрослых
Реферат Жизнь и философствование Сократа
Реферат 3-14 розділ поняття, зміст та співвідношення об’єктивного І суб’єктивного у філософії та у праві