Реферат по предмету "История"


Перестройка 2

Юрий Владимирович Андропов (1914—1984)

был типичным представителем «просвещенного тоталитаризма». Обладал незаурядным умом и политической одаренностью. Писал прекрасные лирические стихи. Один из немногих высших руководителей страны, известных своей скромностью, даже аскетизмом, личным бескорыстием. Умел располагать к себе собеседника.


Все это не мешало ему быть типичным представителем плеяды лидеров, воспитанных на марксистско-ленинских догмах, опытным, искушенным политиком, в брежневские времена закрывавшим глаза на многие аморальные проявления в среде своих сподвижников. Это был весьма жесткий и принципиальный человек. В то же время, как и многие другие представители его поколения, мог идти на достаточно серьезные компромиссы. Оправдывалось это чаще всего тактическими соображениями.


Придя к власти уже совсем больным человеком, он тем не менее пользовался большим доверием и уважением в народе и оставил о себе славу реформатора.


В одном из первых выступлений Андропов честно признал наличие многих нерешенных проблем. Из состава ЦК были выведены наиболее одиозные фигуры. Началась первая волна обновления кадров высшего звена. В числе членов Политбюро, укрепивших свои позиции при Андропове, был и М. С. Горбачев. Однако, предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал с позиций сохранения и обновления системы, ратуя не более чем за очищение ее от видных всем злоупотреблений и издержек. Такой подход вполне устраивал номенклатуру, которой он давал шанс на сохранение позиций. Лейтмотивом изменений и умеренных реформ, предпринятых Андроповым, стал девиз «Так жить нельзя!». Это было, пожалуй, главное, чего удалось добиться преемнику Брежнева за 15 месяцев руководства страной.


Константин Устинович Черненко (1911—1985)

не был яркой политической фигурой и первым лицом в стране стал не благодаря личным способностям и высоким деловым качествам, а лишь в силу политических обстоятельств. Всю жизнь он провел на работе в среднем звене партийного аппарата и был типичным чиновником-канцеляристом. Являясь помощником Брежнева со времени его работы в Молдавии, Черненко всюду следовал затем за своим патроном. Став на пятидесятом году жизни начальником Секретариата Президиума Верховного Совета СССР (председателем был Брежнев), он, казалось, добился вершины в служебной карьере. Однако в 1965 г., с приходом Брежнева к руководству КПСС, Черненко назначают заведующим Общим отделом ЦК, а в 1971 г. — членом ЦК. Через пять лет он уже секретарь ЦК КПСС, а спустя два года — член Политбюро. После смерти Брежнева он становится председательствующим на заседаниях Секретариата ЦК.
Чертами характера Черненко был весьма схож с Брежневым — мягкий, доброжелательный человек, отдающий себе отчет в собственных плюсах и минусах. В общепринятом в те годы смысле слова человек образованный. Однако знания эти носили прагматический характер и не отличались глубиной. В последние годы жизни почти ничего не читал. Отличался известной твердостью и последовательностью в принятии решений. Как и Брежнев, оказался падок на награды и лесть.
Кратковременное правление Черненко стало для тоталитарной системы последним клапаном, не замедлившим, а, наоборот, ускорившим ее агонию и крах.
Именно при Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его признанным лидером стал быстро набиравший политические очки М. С. Горбачев, бывший при Черненко вторым человеком в партии. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки Пленум ЦК КПСС избрал новым (и последним) Генеральным секретарем ЦК Горбачева.


Михаил Сергеевич Горбачев (р. 1931 г.)

с 15 лет начал трудовую деятельность механизатором МТС. В 1955 г. поступил на юридический факультет МГУ, где учился вместе с будущими известными политиками А. И. Лукьяновым и З. Млынаржем. Настоящим потрясением для молодого студента стало развенчание сталинизма на XX съезде КПСС. Правда, он не думал тогда еще о критике самой системы. После окончания МГУ перешел на комсомольскую, а затем и на партийную работу, став первым секретарем Ставропольского крайкома ВЛКСМ, а затем вторым секретарем крайкома КПСС. В 1970 г. он стал самым молодым в стране первым секретарем крайкома партии и через год был избран в состав ЦК КПСС. Своему быстрому росту Горбачев был обязан не только личным качествам (целеустремленности, напористости, высокой работоспособности), но и поддержке своего бывшего начальника и наставника — члена Политбюро и секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству Ф. Д. Кулакова. После его внезапной смерти в 1978 г. по неписаным законам партийно-номенклатурных передвижений именно Горбачев был назначен на пост секретаря ЦК по вопросам сельского хозяйства. С этого момента начался его медленный, но уверенный путь к креслу лидера страны. В 1980 г. он становится самым молодым членом Политбюро, а после смерти Брежнева по поручению Андропова начинает заниматься не только сельским хозяйством, но и широким кругом вопросов внутренней и внешней политики. Смерть Андропова сделала Горбачева фактически вторым человеком в партии и неизбежным преемником угасающего Черненко. После смерти престарелого вождя в марте 1985 г. Горбачев единогласно избирается Генеральным секретарем ЦК, одновременно становится Председателем Совета обороны и начинает «перестройку».


При рассмотрении вопроса о «кадровой революции» Горбачева можно, опираясь на факты, приведенные в учебнике, заполнить на доске или в тетрадях диаграмму «Замена кадров партийно-государственного руководства в СССР в 1985—1986 гг.».



После этого можно предложить ученикам ответить на вопросы: чем можно объяснить замену кадров партийно-государственной номенклатуры в 1985—1986 гг.? Почему именно с январского Пленума ЦК КПСС 1987 г. началась подготовка к проведению политической реформы в стране? К каким последствиям привела «кадровая революция» в центре и на местах?


Для закрепления материала о политической реформе 1988 г. можно записать на доске основные направления политического реформирования страны за весь период 1985—1991 гг. и предложить вычеркнуть те положения, которые были приняты раньше или позже политической реформы 1988 г.


















Курс на построение «социалистического правового государства»
Идея разделения властей
Формирование «советского парламентаризма»
Созыв Съезда народных депутатов СССР
Превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент
Изменение избирательного законодательства
Введение поста Президента СССР
Создание Комитета конституционного надзора

С целью закрепления знаний основных политических событий 1985—1991 гг. можно предложить привести в соответствие данные таблицы.















































Дата Событие
1 Апрель 1985 г. Избрание М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС
2 1988 г. Принятие новой редакции Программы КПСС
3 1988 г. Освобождение правозащитников — А. Д. Сахарова и др.
4 1989 г. Пленум ЦК КПСС по кадровой политике
5 1990 г. Создание первых оппозиционных КПСС партий
6 1991 г. Возобновление реабилитации жертв сталинских репрессий
7 Март 1986 г. XIX партконференция. Начало политической реформы
8 1986 г. Отмена 6-й статьи Конституции СССР. Избрание Президента
9 Январь 1987 г. Первые выборы Президента РСФСР
10 Март 1985 г. Провозглашение концепции «ускорения»

При рассмотрении проблемы утраты политической инициативы КПСС можно проанализировать график «Численность КПСС в 1981—1991 гг.».



Чем вы можете объяснить значительный рост численности КПСС в середине 80-х гг.? Почему отток из ее рядов увеличился с начала 90-х гг.?


При рассмотрении учащимися возрождения российской многопартийности можно предложить заполнить таблицу, в которой они укажут названия новых политических партий в соответствии с идейными основами их деятельности.

















Идейные направления Названия политических партий
Коммунистические
Социалистические
Социал-демократические
Либеральные
Национальные
Монархические

Здесь же может быть задан следующий вопрос: в чем состоят причины возрождения многопартийности в СССР?


В качестве дополнительного материала, не включенного в учебные пособия, может быть предложен специальный раздел по национальной политике и межнациональным отношениям.


Политика демократизации и гласности не могла не вызвать оживления национально-освободительных движений. В декабре 1987 г. в ответ на назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха было принято решение о ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава АзССР и включении ее в состав АрмССР. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в НКАО. Ответом на это стали погромы и резня армян в Сумгаите 27—29 февраля. В этих условиях Горбачев приказал ввести войска в Сумгаит. 15 июня того же года Верховный Совет Армении согласился на вступление НКАО в состав республики. 17 июня Верховный Совет Азербайджана вынес решение о неприемлемости передачи НКАО в состав Армении. Через месяц Президиум Верховного Совета СССР признал невозможным изменение границ республик без согласия обеих сторон. Тем временем начались этнические столкновения между жителями НКАО, появились первые беженцы. Жизнь требовала немедленного изменения национальной политики на общегосударственном уровне, однако союзный центр не торопился. Вместо этого был введен режим особого управления НКАО. Отсутствие политических проработок вопроса делало единственно возможным инструментом решения национальных проблем силу. В апреле 1989 г. в Тбилиси армейские подразделения при согласии местного и центрального руководства разогнали демонстрацию национально-демократических сил, в результате чего погибли 16 человек.


В то же время начавшая реализовываться реформа политической системы неуклонно вела к еще большей активизации национально-освободительных движений. 18 мая 1989 г. Литва первой из советских республик приняла Декларацию о суверенитете. Остро прозвучали голоса народных депутатов СССР от Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии и других республик на I Съезде народных депутатов СССР. В июне 1989 г. последовал межнациональный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами в Узбекистане, приведший к введению комендантского часа в местах компактного проживания турок-месхетинцев.


11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской республики. 12 июня Декларацию о государственном суверенитете принял I Съезд народных депутатов РСФСР.


Все это заставило союзное руководство принять срочные (но, как оказалось, весьма запоздавшие) меры по разработке нового союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В ночь на 13 января 1991 г. введенные в Вильнюс войска предприняли захват Дома печати и здания Комитета по телевидению и радиовещанию, в ходе которого погибли 16 человек.


17 марта 1991 г. прошел союзный референдум по вопросу о сохранении СССР. Абсолютное большинство его участников высказались за сохранение обновленного Союза. Однако промедление властей с разработкой нового союзного договора делало проблематичным само его подписание. После же августовского выступления ГКЧП и серьезного ослабления власти центра под вопрос была поставлена сама целесообразность единого государственного образования. Главной проблемой дня в этих условиях становился «цивилизованный развод» и «раздел имущества» в целях предотвращения гражданской войны.


Для проверки знаний могут быть предложены вопросы и задания.


Первый уровень.
Как понимали состояние страны и перспективы ее развития Ю. В. Андропов и К. У. Черненко? Что они планировали осуществить для динамичного развития страны? Когда и в связи с чем руководителем КПСС и СССР стал М. С. Горбачев? Какие официальные посты он занимал в 1985—1991 гг.? Какие меры по демократизации партийной жизни приняты в 1987 г.? Когда проходила XIX партийная конференция КПСС и какие вопросы она обсуждала? Что принципиально нового появилось в работе XIX партийной конференции в сравнении с предыдущими? Какие решения по реформированию политической системы приняты на этой конференции? Что означало на практике перераспределение властных полномочий между партийными и советскими органами? Какими новыми положениями была дополнена концепция политической реформы в 1990—1991 гг.? Когда начала возрождаться российская многопартийность? Какие меры по реформированию КПСС предприняты в 1990—1991 гг.? Расскажите об августовском политическом кризисе 1991 г.


Второй уровень.
В чем, по-вашему, причины частой смены высших лидеров СССР в 1982—1985 гг.? Почему новое руководство КПСС и СССР, пришедшее к власти в марте 1985 г., не имело концепции и программы конкретных действий? Чем оно первоначально предполагало ограничить свою деятельность? Почему «кадровая революция» стала главным направлением перемен в первый период перестройки? Чем объяснить курс на демократизацию внутрипартийных и общественных отношений, провозглашенный в январе 1987 г.? Почему этот курс пришлось радикально усилить в процессе подготовки и проведения XIX Всесоюзной конференции КПСС? В чем противоречивость и непоследовательность политической реформы 1988—1991 гг.? Каковы причины возрождения российской многопартийности в конце 80-х гг.? Какие идейные направления представляли новые политические партии? Как относилось руководство КПСС к новым политическим партиям? Как относилось руководство КПСС к образованию платформ в самой правящей партии? Почему попытки реформирования КПСС не дали положительных результатов? В чем, на ваш взгляд, причины августовского политического кризиса 1991 г.? Какие причины привели к поражению ГКЧП?


Третий уровень.
Был ли неизбежным распад СССР? Какие причины привели к распаду СССР и образованию Содружества Независимых Государств (СНГ)? Почему существовавшая к началу 80-х гг. политическая система превратилась в главный тормоз общественного развития? Выскажите ваше отношение к теории конвергенции. Дайте общую оценку политических преобразований, достижений и потерь периода перестройки.


Задание на дом.
§ 48 и вопросы к нему. Задания 1, 2 из рабочей тетради (вып. 3, с. 60—61).


Урок 56
. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ: 1985—1991 гг.


Цель урока:
сформировать убеждение в неизбежности радикального обновления советской экономической системы; рассказать об альтернативных вариантах экономических реформ в стране; разъяснить, почему предпринятые М. С. Горбачевым и его окружением шаги не дали ожидаемого результата, а также в чем состояли причины тяжелейшего кризиса, в котором оказалась экономика СССР в 1991 г.


Основные знания:
предпосылки и необходимость реформирования советской экономической системы; концепция «ускорения социально-экономического развития страны»; экономическая реформа 1987 г.; концепция регулируемого рынка; программа «500 дней».


Основные понятия:
ускорение; научно-технический прогресс; рыночная экономика; арендный подряд; кооперация; теневая экономика; демонополизация; децентрализация; разгосударствление; акционирование; техногенная катастрофа.


Работа с историческими источниками:
доклад М. С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г.; материалы июньского 1987 г. Пленума ЦК КПСС; программа «500 дней»; воспоминания Н. И. Рыжкова «Перестройка: тайная история предательств» (М., 1992); воспоминания Л. И. Абалкина «Неиспользованный шанс. Полтора года в правительстве» (М., 1991); мемуары Н. К. Байбакова «Сорок лет в правительстве» (М., 1993).


Работа с материалами компьютерного учебника:
CD-4.


Основные даты:
апрель 1985 г. — провозглашение курса на «ускорение социально-экономического развития»; июнь 1987 г. — принятие на Пленуме ЦК КПСС экономической реформы; 1990 г. — программа «500 дней».


Проблемы для дискуссии.
Советская экономическая модель: проблема исторической ограниченности. Причины неудач социалистического реформирования экономики СССР. Советская экономика в конце 80-х — начале 90-х гг.: проблема альтернатив.


Основным материалом темы является выяснение сущности двух главных правительственных программ: реформы 1987 г. и проекта 1990 г., а также альтернативной экономической программы «500 дней». Для закрепления материала ученикам можно предложить заполнить таблицу.







































Составляющие программы Реформа 1987 г. Проект 1990 г. «500 дней»
Расширение самостоятельности
предприятий
Возрождение частного сектора
через кооперацию
Отказ от монополии внешней
торговли
Введение параллельного хождения
доллара
Интеграция в мировой рынок
Сокращение числа отраслевых
министерств
Переход в расчетах со странами
СЭВ на СКВ
Признание равенства новых форм
хозяйствования на селе
Перевод предприятий на аренду
Постепенная демонополизация
Децентрализация производства
Продажа предприятий зарубежным
инвесторам
Разгосударствление собственности
Разрешение купли-продажи земли
Создание акционерных обществ
Развитие частного предпринимательства

По материалам таблицы ученикам могут быть предложены вопросы: чем можно объяснить необходимость корректировки основных положений реформы 1987 г.? В каком направлении происходила эта корректировка? Чем отличались обе правительственные программы от главной цели и основных положений программы С. Шаталина — Г. Явлинского «500 дней»?


При анализе экономического положения СССР в годы перестройки может помочь анализ на уроке следующих данных:


Рост дефицита государственного бюджета СССР



Чем вы объясните тройное увеличение дефицита государственного бюджета всего за 1 год?

















190 руб. 240 руб.
202 руб. 270 руб.
220 руб. 530 руб.

Неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги:
1990 г. — 165 млрд руб.


Производство основных видов пищевой продукции (в % к предыдущему году)





































































Виды продукции Годы
1989 1990 1991
Мясо 100,9 97 84
Колбасы 102 100 91
Рыбная продукция 96 93 89
Животное масло 100,4 100,2 87
Сыры 101 98 86
Молоко 103 100,1 89
Маргарин 100,6 93 78
Сахар-песок 107 91 87
Крупа 96 93
Кондитерские изделия 105 103 92
Соль 101 98 98
Растительное масло 103 100,3 99,2

Вопросы к этим материалам: чем можно объяснить значительный рост фонда заработной платы рабочих и служащих в 1985—1991 гг.? Каковы причины неуклонного снижения объемов производства важнейших продуктов питания в 1989—1991 гг.? В чем вы видите причины огромного неудовлетворенного спроса на товары и услуги в 1990 г.? К каким последствиям это могло привести? В чем власти видели выход из создавшегося положения?



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.