Реферат по предмету "Психология"


Характеристика умственной отсталости и ЗПР

Содержание
1. Понятие одефекте
2. Сравнительнаяхарактеристика умственной отсталости и задержки психического развития
Список используемой литературы
 

1. Понятие о дефекте
Когда речь заходит оботклонениях в развитии человека, необходимо уяснить понятие «норма». Личностноориентированный подход как стратегия отечественного образования требует отпедагога обеспечить индивидуальный путь развития не толькосреднестатистическому ребенку, но и тому, кто отличается неповторимостью.
Норма предполагает такое сочетание личностии социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет свои основныепотребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту,полу, психосоциальному развитию.
Ориентация на норму важнана этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальнойпомощи. Актуальны несколько значений этого понятия.
Среднестатистическаянорма уровеньпсихосоциального развития человека, который соответствует среднимкачественно-количественным показателям, полученным при обследованиипредставительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.
Функциональная норма – индивидуальная норма развития.Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении синдивидуальной тенденцией развития каждого человека.
Существенное различиемежду нормальными и ненормальными людьми состоит в том, что психические черты упервых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться,если захотят приложить соответствующие усилия. Исследователи считают ребенканормальным при следующих условиях:
·  когда уровень его развитиясоответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, сучетом развития общества, членом которого он является;
·  когда ребенок развивается всоответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие егоиндивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремяськ полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции,преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма исредового окружения;
· когда ребенокразвивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как егоактуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватноготворческого социального функционирования в период зрелости.
Под дефектом (от лат. defectus — недостаток) понимается физическийили психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Дефект одной из функцийнарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Влияние дефектавсегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протеканиедеятельности организма, с другой – служит усиленному развитию других функций,которые могли бы компенсировать недостаток. Л. С. Выготский: «Минус дефектапревращается в плюс компенсации». Следует различать две группы дефектов:
· первичныедефекты, к которымотносятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, атакже несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка,асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушениямежфункциональных связей. Он является следствием таких нарушений, какнедоразвитие или повреждение мозга. Проявляется первичный дефект в виденарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособностимозга, мозговых дисфункций и т. д.;
· вторичныедефекты, которыевозникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развитияв том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а,напротив, детерминируетотклонения в личностном развитии.
Механизм возникновениявторичных дефектов различен. Вторичному недоразвитию подвергаются функции,непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникаетнарушение формирования речи у глухих. Вторичное недоразвитие характерно и длятех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периодеразвития. В результате этого разные повреждения могут приводить к сходнымрезультатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сенситивном периоде развитиянаходится произвольная моторика. Поэтому различные повреждения (перенесенныйменингит, травма черепа и т. д.) могут привести к явлениям задержки вформировании этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является социальнаядепривация. Дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстникамии взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, развитие в целом.
Особое место в группевторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможнынесколько типов личностного реагирования.
Игнорирование — часто встречается при олигофрении,связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своейдеятельности.
Вытеснение – относится к невротическому типуреагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании егосуществования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.
Компенсация – такой тип реагирования, при которомпроисходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет болеесохранных.
Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохраненныхфункций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит ккаким-либо проблемам.
Астетический тип реагирования приводит к возникновениюзаниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своейнеполноценности.
По времени действияпатогенные факторы делятся на:
o  пренатальные (до начала родовойдеятельности);
o  натальные (в период родовойдеятельности);
o  постнатальные (после родов, особеннов период с раннего детства до трех лет)
Наиболее грубоенедоразвитие психических функций возникает вследствие повреждений головногомозга на ранних этапах эмбриогенеза, т. к. это период интенсивной клеточнойдифференциации структур головного мозга.
Факторы риска недостаточности психофизическогоразвития:
Ø  биологические (наследственные отклонения,инфекционные, вирусные и эндокринные заболевания матери во время беременности,токсикозы, гипоксия и др.);
Ø  генетические (недостаток или избыток хромосом,хромосомные аномалии);
Ø  соматические (невропатии);
Ø  социальные (алкоголизм, наркомания родителей,неблагополучная среда);
Ø  индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии);
Ø  ранние, до трех лет, средовыевоздействия, текущие средовые воздействия.
Основными факторами,влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются:
1.  биологические: характер и выраженность нарушения взависимости от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка;
2.  социальные: спонтанное обучение (воздействие социальнойсреды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения совзрослыми); организованное обучение неспециалистами – пребывание ребенка вдетском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказываютнедостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение вдомашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормальноразвивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция икомпенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность(интересы, склонности, эмоции, способности к волевому усилию, сформированностьпроизвольных процессов).
 
2. Сравнительнаяхарактеристика умственной отсталости и ЗПР
Наиболее важными задачамиолигофренопсихологии и олигофренопедагогики являются изучение закономерностей иособенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразнойструктурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем,подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционногообучения и воспитания.
Клиника интеллектуальныхнарушений под умственной отсталостью понимает стойкое необратимое нарушениепознавательной деятельности, возникшее в результате органического пораженияголовного мозга.
Причины возникновенияумственной отсталости разнообразны. К ним относятся наследственные заболевания(микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани,наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др.),нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкойХ-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.). Вызватьумственную отсталость могут различного рода патогенные (вредоносные) факторы,которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития. В первуюочередь к ним относятся внутриутробные инфекции: хронические – токсоплазмоз,листериоз, сифилис, цитомегалия и др., вирусные – краснуха, свинка, корь,ветряная оспа, грипп и др. на более поздних сроках беременности острыеинфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражениюплода и возникновению у него внутриутробного энцефалита или менингоэнцефалита.Неблагоприятное воздействие на развитие мозга плода оказывают некоторыехронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек,печени. Применение лекарственных препаратов, которые противопоказаны киспользованию в период беременности, может вызвать интоксикацию плода. Пагубносказываются на развитии плода курение, алкоголизм, наркомания родителей,неправильное питание матери, различные физические, психические травмы,перенесенные в период беременности, неблагоприятные условия окружающей среды,повышенный радиационный фон в местности, где проживает беременная женщина.Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-факторуилигрупповым антигенам крови, проявляющиеся в виде гемолитической болезниноворожденных, также может быть причиной умственной отсталости. В период родовпатогенными факторами являются родовые травмы мозга.
 В период после родовумственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями (менингит,менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит). Реже ее причиной могут бытьчерепно-мозговые травмы. Интоксикации.
Установлено, что степеньснижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора.Например, заболевание беременной женщины впервые три месяца беременностикраснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, призаболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привестик задержке психического, речевого развития.
Термин «умственнаяотсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающем стойкие нарушенияинтеллекта, т. е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития, какрезидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленныепрогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственнойотсталости выделяют олигофрению идеменцию.
Олигофрения – стойкое недоразвитие сложных формпознавательной деятельности, возникающее вследствие поражения ЦНС на раннихэтапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при ней не наблюдается. В товремя как деменция – это нарушение сформировавшегося интеллекта, котороеможет сопровождаться текущим нервно-психическим заболеванием. Олигофрения можетбыть обусловлена наследственными факторами, хромосомными аберрациями,экзогенными вредностями, действующими на разных этапах эмбриогенеза,последствиями поражения ЦНС при родовом и раннем постнатальном периоде.
При олигофрениинаблюдается стойкое недоразвитие психики, проявляющееся не только в отставанииот нормы, но и в глубоком своеобразии. Дети с олигофренией способны к развитию,но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную частьумственно отсталых.
Меньшая по численностигруппа – лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. Врезультате травм головного мозга различных заболеваний (менингита, энцефалита.менингоэнцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психических функций.Эти состояния называют деменцией. Интеллектуальный дефект при деменциинеобратим. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распадефразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре,рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениямив одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность другихего отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушениявнимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи. Особуюгруппу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущимизаболеваниями нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессированииэтих заболеваний происходит распад психических образований, умственнаяотсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляются специфическиеособенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом.Своевременное лечение позволяет затормозить прогрессирование заболевания.
Немецкий психиатр Э.Крепелин в начале ХХ века разработал классификацию умственной отсталости постепени тяжести интеллектуальной недостаточности: идиотия, имбецильность идебильность. В широкой социальной и педагогической практике используетсяобобщающее определение «труднообучаемые». Согласно классификации, принятой Всемирнойорганизацией здравоохранения в 1994 году, умственная отсталость включает четырестепени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую взависимости от количественной оценки интеллекта.
Задержка психическогоразвития (ЗПР) – это замедление темпа развития психики ребенка, котороевыражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления,преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальнойдеятельности.
ЗПР является пограничнымсостоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говоритне о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа,которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие отдетей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределахимеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. Приэтом в одних случаях на первый план будет выступать задержка эмоциональнойсферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будутвыглядеть нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедлениеразвития интеллектуальной сферы.
Незрелость эмоциональнойсферы и недоразвитие познавательной деятельности будут иметь и своикачественные особенности, обусловленные темпом данной аномалии развития. Вэтиологии играют роль конституционные факторы, хронические соматическиезаболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и, главным образом,органическая недостаточность нервной системы. Т.А. Власова и М.С. Певзнер присистематике ЗПР различают две ее основные формы:
1) ЗПР, обусловленнаяпсихическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненнымнедоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимаетнедоразвитие эмоционально-волевой сферы);
2) ЗПР, обусловленнаядлительными астеническими и церебрастеническими состояниями.
ЗПРвызывается самыми разными причинами. Вместе с тем дети этой категории имеют рядобщих особенностей развития познавательной деятельности и личности. Данные, полученныеучеными-медиками, указывают на наличие у них легких органических поражений корыголовного мозга. У всех детей с ЗПР не сформирована готовность к школьномуобучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния ЦНС (слабостьпроцессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условныхсвязей, отставание в формировании связей между анализаторами) и служит одной изпричин того, что ребята с трудом овладевают навыками чтения и письма, частопутают буквы, сходные по начертанию, испытывают трудности при самостоятельномвоспроизведении текста.
Удетей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержкифизического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного исосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи,навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
На основе вышеизложенного, можно подвести итоги:
· Основнымипричинами возникновения ЗПР и умственной отсталости являются: поражение корыголовного мозга, наследственные заболевания, влияние патогенных факторов впериод внутриутробного развития, родовые травмы.
· В отличие от ЗПР,умственная отсталость является необратимым нарушением, а ЗПР это замедлениетемпа развития психики ребенка.
· В отличие отумственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используютпомощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия привыполнении аналогичных заданий.
· У всех детей сЗПР и умственной отсталостью не сформирована готовность к школьному обучению.

Список используемой литературы
1. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов иродителей / В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271с.: ил. –(Психология для всех).
2. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., ПушкинаТ.Ф. О-75 Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005. –304с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособиедля студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2004. 272с.
4. Сайт в интернете —


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.