Реферат по предмету "Информатика"


Компьютеризация

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………..3

Диспетчеризация и автоматизированные системы управления в строительстве………………………………………………………………………………………….5

Автоматизация системы управления в строительстве………………….5

Организация внедрения автоматизированных систем управления…..11

Заключение……………………………………………………………………………………………………..13

Список используемой литературы…………………………………………………………………15


Введение

Использование управленческой техники уходит в глубину веков, однако, настоящая революция в этой области произошла в последние 30 – 40 лет, когда появились электронно – вычислительные машины, т. е. информационно – вычислительная техника (ИВТ).

Автоматизацией принято называть процесс внедрения машин в человеческую деятельность. С появлением компьютеров автоматизация стала проникать в специфически человеческую деятельность – сферу организации управления. Однако в этой сфере автоматизация имеет некоторые особенности в отличие от технологических систем.

Первые ПК произведены в середине 70-х годов и представляли собой несложные переносные системы ценой 400 долларов, предназначенные для лиц, увлекающихся электроникой. Несколькими годами позже были выпущены «Apple II» доступные уже широкому кругу пользователей. Когда ПК появились на широком рынке в 1981 году, объём их реализации планировался в несколько сотен тысяч в год. Однако реальность превзошла все ожидания, а темпы роста производства и продажи ПК стремительно нарастали.

В 1986 году в мире было реализовано около 14 миллионов единиц ПК, а темпы годового прироста в последующие годы возросли с 25 до 50%.

В мире насчитывается свыше двухсот крупных фирм, занятых производством микрокомпьютерной техники.

Внедрение персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) с развитым программным обеспечением является одновременно и причиной, и средством совершенствования навыков анализа.

При помощи ПЭВМ можно делать аналитические расчёты различной степени сложности, кроме того, развитие информационных систем с распределёнными базами данных позволяет при этом прибегать к разным информационным источникам.

В настоящее время в России, как и во всём мире, наблюдается лавинообразный рост производства прикладного программного обеспечения. Трудно найти какую – либо область человеческой деятельности, где не используется персональный компьютер.

Умелое и грамотное проведение специальных аналитических расчётов предполагает доскональное знание существующей отчётности, логических и информационных взаимосвязей между отдельными формами. Это прежде всего относится к бухгалтерской отчётности. Во–первых, она наиболее систематизированная и имеет достаточно жёсткие внутренние связи. Во – вторых, на уровне предприятия она является основным информационным ресурсом для перспективного анализа и управления.

Немаловажно и то, что именно отчётность, в том числе бухгалтерская, - реальное средство коммуникации, благодаря которому руководители разных рангов общаются друг с другом, получают представление о месте своего предприятия в системе родственных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов.


Диспетчеризация и автоматизированные системы управления в строительстве

Главной трудностью управления большим строительством является постоянно сохраняющаяся необходимость быстрого решения очень большого числа текущих вопросов. Преодоление такой проблемы обычно идет двумя путями:


1 путем формирования системы управления, при которой основной руководитель по возможности не отвлекается на решения мелких текущих вопросов

2 путем автоматизации управленческого труда, в том числе сбора и анализа информации о ходе строительства о потребностях и расходе различных ресурсов, финансовых проблем и т.д. Средствами решения этих задач является диспетчеризация строительства и автоматизация управления.


1.1 Автоматизация системы управления строительства

Необходимость автоматизации управления строительством была понята еще в период использования больших ЭВМ, в 70-е годы. В СССР эта проблема имела особую актуальность в силу высокой централизации системы управления и большого числа крупных строек. Проблема решалась путем формирования специальной службы - автоматизированной системы управления строительством (АСУС). Сущность использования АСУС состояла в том, что на всех уровнях управления между управляющим и управляемым звеньями появлялось новое звено - вычислительный центр (ВЦ). Вычислительные центры представляли собой крупные организации, оснащенные большими ЭВМ (второго поколения - на полупроводниках), с многочисленным персоналом поставщиков задач, программистов, операторов, курьеров со своим транспортом, телетайпной связью. Решались разнообразные задачи, начиная от "рутинных" (учет расхода и запасов различных ресурсов, начисление заработной платы и т.д.) и кончая сложными "оптимизационными" задачами, когда выбирался наиболее подходящий вариант организации каких-либо работ.


На многих стройках (особенно в Москве) АСУС функционировали довольно успешно, но в целом такие системы приживались плохо. В условиях "дефицитной" экономики получаемые решения оптимизированных задач далеко не всегда оказывались реалистичными, а большой объем распечатываемой документации обычно изучался строителями плохо. Руководители строительного производства не были готовы к столь сильной перестройке стиля своей работы. ВЦ хорошо использовались лишь для решения задач учета - составления ведомостей ресурсов, подсчета заработной платы и т.д.


Быстрое, развитие компьютерной техники в 90-х годах сделало ненужным громоздкие ВЦ и автоматизация пошла по другому пути. Вместо больших ЭВМ появились многочисленные персональные компьютеры, разместившиеся в самих строительных организациях на столах бухгалтеров, инженеров производственно-технических отделов, снабженцев, кладовщиков, главного инженера и т.д.


Существенные изменения произошли в самом программном обеспечении. На смену небольшим разрозненным программам, решающим отдельные организационные задачи, пришли крупные программные комплексы, позволяющие решать очень широкий круг задач и создавать намного более благоприятные условия для пользователя. Появился новый вид программного продукта - автоматизированные рабочие мести (АРМы). АРМ - это условное название программного комплекса, предназначенного для автоматизации конкретного вида деятельности: АРМ - бухгалтер, АРМ -снабженец, - кладовщик, - финансист, - кадровик и т.д.


По сравнению с программами "старых" АСУС АРМы обладали значительно большими возможностями, однако с программистской точки зрения они были намного сложней, и по занимаемой памяти (в килобайтах) они в десятки и даже сотни раз превышали наиболее типичные программы АСУС 70....80-х годов. Как правило, АРМы охватывают все основные задачи, решаемые соответствующим специалистом (бухгалтером, кладовщиком и проч.), однако они могут требовать привязки к условиям конкретной организации или обновления применительно к новому законодательству, новым нормам. Естественно, что такая доработка по трудоемкости несопоставимо меньше составления новых программ.


Если считать "старые" АСУС с большими ЭВМ первым этапом развития автоматизации управления, то переход на персональные компьютеры и АРМы является вторым этапом, соответствующим более высокому уровню информационных технологий, В отличие от АСУС персональные компьютеры и АРМы очень легко внедряются в практику, хотя и требуют специального обучения персонала, наличия высококвалифицированных консультантов по информационным технологиям.


К концу 90-х годов автоматизация большинства строительных организаций находилась на описанном 2 этапе, т.е. на стадии использования отдельных компьютеров и АРМов.


Недостатком автоматизации данного этапа явилось несовершенство связи между отдельными АРМами и связанная с этим необходимость дублирования информации при ее "переброске" с одного компьютера на другой. По этой причине дальнейшим этаном развития автоматизированных систем стало создание на базе разрозненных АРМов единой информационной системы предприятия, охватывающей все основные сферы eго деятельности. Для использования такой системы компьютеры строительной организации, а иногда и связанных с нею сторонних организаций должны объединяться в единую компьютерную сеть. При этом программное обеспечение значительно усложняется, как и усложняется сама аппаратная часть, т.е. появляется множество дополнительных, устройств, связанных с хранением и передачей информации по различным каналам связи. Возникающие текущие задачи в любой сфере деятельности могут решаться с использованием: данных всей информационной ("корпоративной") системы. Основанные на этом системы управления получили название корпоративных информационных систем (КИС). Иными словами КИС - это единая информационная система, связывающая, между собой руководство организации, ее структурные подразделения, иногда и смежные предприятия, вспомогательные службы, и охватывающая все основные сферы деятельности -бухгалтерию, материально-техническое обеспечение, общую техническую политику, текущие организационные вопросы и т.д. Это человеко-машинная система, при которой производственная, хозяйственная и финансовая стороны деятельности предприятия становятся как бы полностью "прозрачными", т.е. можно непрерывно анализировать все получаемые результаты, тенденции, положение на строительном рынке, обеспечивая этим наибольшую эффективность управления. В зарубежной практике примерно такие же функции выполняют "системы управления ресурсами" ERP.


Как и САПР, такие системы содержат множество стандартных и специализированных модулей, причем каждая конкретная система может включать, в зависимости от требований заказчика, свои дополнительные модули и допускать их последующее расширение. КИСы обладают широкими возможностями: они могут взаимодействовать с программами САПР, в первую очередь с модулями САМ- и САЕ-систем методы обработки информации в них включают выполнение функций текстовых редакторов, электронных таблиц, баз данных и т.д. Модули CAD-систем (графические), характерные для САПРа, в системах управления имеют меньшее значение, по большую роль приобретают модули управления документооборотом (PDM-системы). Для решения хозяйственных задач используются экономико-математические модели, в первую очередь различные модели бизнес-процессов.

САПР представляет собой широкий набор программно – аппаратных средств, существенно различающихся в зависимости от класса объекта проектирования и вида производства. В общем виде САПР выполняет проектные работы всех уровней — от системного проектирования до конструкторского. Объектами проектирования САПР являются объекты основного производства и технологическая оснастка. Общими функциями этой системы для всех видов производств и профилей предприятий являются формирование, выпуск и ведение конструкторской и проектной сметной документации по всем компонентам строительства. САПР строится в виде сети инженерных станций с центральным сервером и возможностью группового ведения проекта.

Обычно КИС содержит несколько подсистем охватывающих то или иное направление деятельности организации. Например, это могут быть такие подсистемы как "административное управление", "бухгалтерский учет", “оперативное управление", "управление производством" и т.д. Подсистемы содержат модули, связанны, с более конфетными видами деятельности. Например, подсистема административного управления может содержать модули:


- управление документооборотом

- управление персоналом

- управление маркетингом

- финансовое планирование

- управление производственными планами, в том числе календарно-сетевое планирование

- анализ хозяйственной деятельности организации и т. д.

Подсистема бухгалтерского учета может, например, включать модули:

- учел движения материалов

- расчеты по зарплате

- учет основных средств

- бухгалтерские отчеты и т.д.

Как уже отмечалось, организация может заказать для себя автоматизированную систему, в которой будут не только дополнительные модули, но и целые их комплексы (подсистемы), нужные только для нее, т.е. связанные с особенностями условий ее работы, ее структурой и т.д. Например, это могут быть подсистемы управления карьерным хозяйством, базами механизации, транспортом и проч. В отдельных подсистемах могут добавляться модули, а в модулях отдельные дополнительные блоки, связанные со спецификой данного предприятия. Например, если предприятие занимается розничной торговлей строительными материалами и изделиями, то в контуре бухгалтерского учета должны быть дополнительные модули, которые для других, не торгующих организаций не потребуются. В модуле управления маркетингом могут, например, потребоваться: блоки по анализу эффективности рекламы, по истории контактов с клиентами и т.д.

Эти модули размещаются на компьютерах функциональных, линейных подразделении, у руководства, образуя автоматизированные рабочие места (АРМы).

Быстрое развитие информационных, технологий заставляет постоянно корректировать смысл многих понятий и соответствующих терминов. В частности, АРМы в настоящее время понимаются в основном как программно-аппаратная среда применительно к конкретному компьютеру. Единицей программного обеспечения по-прежнему считается модуль. Если программа (модуль, его часть или несколько модулей) устанавливается на одном компьютере с "ключом", не допускающим копирование, говорят, что имеется одно автоматизированное рабочее место (АРМ), если на пяти - пять и т. д. Обычно установка модулей без ограничений числа АРМов стоит дороже.

Автоматизированные системы управления постепенно развиваются в направлении решения все более сложных задач и в перспективе должны высвобождать человека не только в сфере его информирования, но и принятия многих решений. Однако, современные системы пока ориентированы в основном на информационное обслуживание, ибо негативный опыт "старых АСУС" показал, что с передачей компьютеру функций "принятия решений" спешить не следует. Это медленный длительный процесс, который должен развиваться параллельно с повышением общей культуры производства.

В настоящее время КИСы обеспечивают повышение эффективности управления до такого уровня, который был совершенно недостижим при прежнем техническом оснащения. Однако стоимость корпоративных систем пока довольно высока (в 2000 г. достигала 1...1,5 млн. рублей), и их использование пока доступно лишь крупным, экономически сильным организациям. Не следует игнорировать и дополнительные трудности, связанные со специфическими условиями строительного производства. Линейный персонал строительных организаций в основном ведет документацию во временных помещениях (вагончиках, щитовых постройках), как правило, не приспособленных для эксплуатации и хранения дорогостоящего электронного оборудования, каким являются компьютерная техника. По-видимому, решение должно быть связано с использованием портативных компьютеров, хотя проблема их хранения и охраны все равно не снимается. Иными словами корпоративные информационные системы подразумевают высокую общую культуру труда пользователей и надежную охрану, что на стройке достигнуть значительно труднее, чем на заводе и тем более в банковской сфере. Тем не менее дальнейшие перспективы совершенствования системы управления строительством безусловно связаны с автоматизированными системами, и их внедрение лишь вопрос времени.

Организация внедрения автоматизированных систем управления

Внедрением современных методов автоматизированного управления в виде корпоративных информационных систем (КИС) занимаются организации, именуемые "системными интеграторами". В настоящее время деятельность системных интеграторов в развитые странах представляет одну из важнейших областей экономики. Многие крупные фирмы - изготовители компьютерного оборудования занимаются параллельно созданием корпоративных систем на предприятиях (IBM, Hewlett Packard и др.). В основном такие системы создаются на крупных промышленных предприятиях, в банковских, правоохранительных, военных сферах. В строительстве, в том числе природоохранном., крупные автоматизированные системы управления применяются значительно реже, так как они по силам лишь большим экономически сильным организациям. Однако автоматизация управления на уровне использования разрозненных компьютеров и современных средств связи распространена очень широко и в строительстве.

Системные интеграторы имеются и в нашей стране ("Ай-Ти", “ПАРУС" и др.). Они также обслуживают в основном крупные промышленные предприятия, банковскую, правоохранительную сферы, но в отдельных случаях устанавливают корпоративные системы и в строительных организациях. Разработаны соответствующие программные комплексы (например, НТЦ ГЕРМЕС для строителей).

Зарубежные системные интеграторы работают и тесном взаимодействии с "консалтинговыми фирмами", специализированными на представлении различных инженерных услуг, в том числе консультаций по вопросам экономики, организации производства, маркетингу и т.д.


Организация работ по созданию корпоративных систем включает 5 этапов.


Изучение специфики предприятия представляет очень важный этап создания КИС, ибо без правильного понимания управленческих проблем данной организации эффективней системы не получится, каким бы совершенными были ее аппаратная и программная часть. Существует мнение, что наилучший способ изучения специфики предприятия - это направление специалистов системного интегратора на временную работу (стажировку) в организацию, где будет создаваться КИС.

Составление проекта КИС производится специалистами по информационным технологиям системного интегратора в контакте со специалистами самой строительной организации, выступающей в качестве заказчика. Проект включает составление общей схемы компьютерной сети, детальную проработку аппаратной части каждого узла, привязку программного обеспечения к нуждам организации-заказчика. Разработанный проект должен быть согласован с руководством самой строительной организации-заказчика. В связи с этим главный инженер строительной организации со своей технической службой должны обладать некоторым минимумом знаний в области компьютерных технологий, чтобы разобраться в этом проекте.


Заключение

Строительство обладает специфическими, только ему присущими чертами


1. в строительстве задействовано большое количество участников;

2. материальные ресурсы и оборудование имеют жесткую привязку к территории;

3. строительство ведется строго по заявкам конкретных заказчиков;

4. характеризуется крупными затратами и длительными сроками выполнения работ.


Проблемы предприятий строительной отрасли, которые может решить автоматизация


1. Сложность планирования.

Для строительства характерно значительное движение денежных средств: закупка и поставка материалов, оборудования и машин, расчеты и поступления от заказчиков и покупателей. Даже краткосрочное планирование - это большая проблема, так как партнеров много, договора заключаются несвоевременно. В рамках автоматизированной системы управления можно осуществлять не только краткосрочное и долгосрочное планирование, но и контролировать выполнение работ.


2. Нехватка сведений о денежных поступлениях и выплатах.

Истинное управление в руках у того, кто владеет информацией. "Кто владеет информацией, тот владеет миром" сказал Уинстон Черчилль. Без контроля "сверху" настоящим хозяином на стройке может стать прораб, имеющий несколько "левых" бригад и толкающий "из-под полы" материалы. Эффективный контроль - мечта каждого руководителя стройки, и автоматизация управления в строительстве предполагает строгую и своевременную отчетность и прорабов и участков.


Вывод


Опыт показывает, что при внедрении автоматизированных систем управления 70% положительного эффекта достигается за счет наведения порядка, а остальные 30% - за счет изменения и улучшения управленческих процессов.


Результаты внедрения:


Повышение качества аналитической информации по капитальным вложениям, источникам финансирования, расчетам с подрядчиками и поставщиками, учету материалов и оборудования и т.д.

Сокращение расходов на аппарат заказчика строительства, повышение прозрачности информации по затратам на содержание подразделений.

Усиление контроля над затратами и использованием средств инвесторов.

Упрощение расчетов с инвесторами, подрядчиками, проектными институтами.

Исключение рутинных операций.

К автоматизации нужно подходить с умом. В первую очередь нужно правильно подобрать программный продукт.


Список используемой литературы

В. М. Васильев «Управление в строительстве». Издательство Ассоциации строительных вузов.: М- С-П.: 2001



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.