Народные игры казахов Южного Алтая Е.Б.Абатаев, Бийский Государственный педагогический институт Игры во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их относится к далекой древности и в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся форм, соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Игры и развлечения выполняли всегда общественные функции: воспитательные, военно-спортивные, ритуальные,
зрелищно-эстетические, коммуникативные и др.[1][1] Часть игр и развлечений несли у казахов Южного Алтая ритуальные и обрядовые функции, входящих в систему поминально-погребальных и свадебных обрядов. Многие из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером может служить аламан байга, кокпар, сайыс, аударыспак [1][2]. В силу кочевого уклада жизни казахов Южного Алтая наибольшее распространение получили конные состязания
и всевозможные игры на лошадях, развивающие в людях силу, ловкость, мужество. Почитание лошади и любовь к конным играм стали традицией у казахов, сохранившихся до наших дней. Рассмотрим некоторые из них. Байга – скачка на средние дистанции (3, 6, 9 км.) является одним из древних и популярных видов состязаний. Байга проводилась на всех праздниках и была доступна всем желающим. Казахская байга устраивалась на ровной местности по замкнутому кругу.
Скачки проходили на следующие дистанции: от 1,2 до 2 км. для лошадей не моложе 3-х лет (кунан байга), от 2,5 до 4,8 км для лошадей до 4-х лет (донен байга); от 5 до 8 км для лошадей в возрасте 5 лет и старше (собственно байга)[1][3]. Призы, в зависимости от количества наездников и материальных возможностей организаторов-спонсоров, были разными, в основном до 3–5 всадников. Кокпар тарту, известный у русского народа, как козлодранье.
Происхождение кокпара, видимо, имеет несколько истоков: 1) участники игры изображают хищных степных волков, нападающих на стада и подобным образом уничтожающих их баранов; 2) возможно, что таким способом убегали прежде с добычей, так, наверное, спасали от плена раненого батыра; 3) связана с борьбой фратарий за тушу тотемного животного[1][4]. Цель – первым донести тушу козла до условленного места.
По сигналу судьи каждый старался захватить тушу, остальные бросались в погоню, чтобы вырвать добычу. Поэтому всадник, овладевший тушей, старался покрепче удержать ее на седле, зажать под ногу или перекидывать с одной стороны на другую от наседавших соперников и оторваться от преследователей [1][5]. Большой популярностью у казахов Южного Алтая пользовалась борьба (казахша курес). Казахша курес проводились на всех праздниках между известными силачами (палуанами) и напоминал вольную
борьбу, правда, без весовых категорий. Борцам были известны разнообразные приемы, включая подножки и подсечки, а также броски стоя и падением, повороты с рывками и зацепами. Одним из важных приоритетов для молодежи является переплетение развлекательной игры с элементами духовной культуры и песенного творчества. Алты бакан (буквально "шесть столбов") – казахские качели, сооружались из шести столбов, концы которых перетягивали прочной веревкой, сверху устанавливали поперечный
шест, куда закрепляли парные арканы для ног и для сиденья. Алты бакан проходил в вечернее время. Девушка и юноша раскачивались на качелях и должны были при этом начать какую-нибудь веселую песню, остальные подхватывали ее, играли на домбре, пары сменяли друг друга [1][6]. Молодежные игры, вопреки предписаниям шариата, способствовали близкому знакомству, взаимопониманию, дружбе между юношами и девушками, перераставшими нередко в любовь [1][7].
Наряду с молодежными играми у казахов Южного Алтая широко представлены детские игры, которые часто используются на внеклассных уроках в национальных школах Кош-Агачского района. Самыми любимыми играми являются асыки – раскрашенные овечьи и надкопытные бабки. Нередко к этим играм подключались молодежь и взрослые. Существовало несколько вариантов асыка. Наиболее известными были алши, онка хан, бес тас, атбакыл,
жирма бир, в качестве выигрыша являлись бабки или деньги. Играли также в жмурки (жасрынбак, сокыр теке, сокыр сиыр), отгадывали загадки (жумбактар). Таким образом, они охватывали многие стороны трудовой, духовной деятельности и быта представителей казахской диаспоры на Южном Алтае, чему в немалой степени способствовало и то обстоятельство, что многие из них возникли в кочевой среде своих предков и "своей тематикой, аксессуарами, местом и временем
проведения, всем свои строем отражали особенности мировоззрения и материальной культуры кочевников скотоводов" [1][8]. Со временем с изменением материальной жизни общества изменилась непосредственно форма и содержание игр. Список литературы [1][1] Симаков Г.Н. Общественные функции киргизских народных развлечений в конце XIX – начале ХХ в. – Л 1984. – С.99. [1][2] Алман байга – скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км), является одним из древних и популярных видов состязаний.
Зарождение ее связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, а также при угоне табунов. В настоящее время проведение алман байга у казахов Чуйской степи полностью отсутствует; сайыс – единоборство всадников на пиках, представляет собой один из старинных военизированных игр, устраиваемых только на особо крупных торжествах; аударыспак – борьба на лошадях с целью сбросить соперника с седла. [1][3]
Казахи. Алтаты: Казахстан, 1995. – С.200. [1][4] Там же. – С.203. [1][5] Полевые материалы. 1999 г. Праздник Наурыз. [1][6] Игры и развлечения. – Алма-Ата, 1960. – С.127–128. [1][7] Казахи. Алтаты: Казахстан, 1995. – С.206. [1][8] Симаков Г.Н. Советские праздники и киргизские национальные развлечения (этнографические аспекты изучения современности).
– Л 1980. – С.109.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |