Конспект лекций по культурологии доц. Александровой Л.Н. В данной шпоре отсытствуют след. темы Др. Индия, Др. Греция, Буддизм, Конфуцианство, К-ра средневековья, Романский и готические стили, К-ра мусульманского мира, К-ра возрождения. не успели набрать Ни пуха ни пера
Посещайте наш сайт История проблем культуры. Понятие культура появ. в паре с понятием цивилизация в 18в В это время общ-во переходит к новому типу отношений к капиталистическим. Капиталистическое общ-во существенно отлич. от феодального по своим ценностям и целям. В феод. общ-ве чел. понимается как целостная личность, универсальное сущ-во. В кап. общ-ве формируется новое понимание чел-ка как узкий специалист, профессионал в какой-то определенной
области. Понятие культура охватывало круг духовных ценностей, понятие цивилизация - негативные процессы в общ-ве. Основные модели культуры. Рассм. различные исторические модели культуры 1 классическая возрожденческая 2натуралистическая франц. материалисты, нем. просвещение, Фейербах, Фрейд 3 идеалистическая классич. нем. фил-фия Классическая модель Осн. черты 1Гуманизм связан с новой трактовкой чел-ка по сравнению со средневековой чел-к сущ-во независимое ни от природного, ни от божественного миров.
Г-зм основан на антропоцентризме чел-к - ндивидуальность, сам себе определяющий место в мире, сам себя создающий 2 Рационализм чел-к творческое свободное сущ-во, т.к. у него есть разум способность к идеальному моделированию, к постановке целей и идеалов 3 Историзм чел-к и общ-во процесс создания и формирования культуры, идеалов, самого чел-ка. Культура процесс самосовершенствования человека. Натуралистическая модель Чел-к поним. как чисто природное сущ-во, одно из звеньев природной эволюции.
Общ-во и культура высшая ступень естественной эволюции природы. ФРЕЙД Ф чел-к, его чувства определяются бессознательным уровнем психики, кот. сост. из 3-х этапов 1 Сверх-Я общ-во и к-ра , принцип далее п-п совести 2 Я сознание, п-п совести 3 Оно бессознательные инстинкты эрос инстинкт жизни и танатос инстинкт смерти, п-п удовлетворения. Исходя из этого к-ра система социокульткрных регуляторов норм, традиций, определяющих
поведение и мышление чел-ка извне. Между Сверх-Я и Оно происходит конфликт причина невротизма. Идеалистическая модель Идеалистическая модель противоположна натуралистической. Основоположник Кант 19в В е основе представления чел-ка как противоречия между телесным и духовным началом чел-ка. По Канту чел-к живет в 2-х мирах мир природы несвободное сущ-во и мир разума свободное.
К-ра сфера разума, морали и идеалов, она противоположна природе. Гегель развивал эти же взгляды. Он счит что к-ра и общ-во завершающая ступень в развитии абсолютного духа, поэтому они не имеют собственной основы. К-ра развитие духа человечества, разума, религии, эстетики, искусства морали, науки, нравственности и т.д. Понятие к-ры современные подходы. В совр. общ-ве около 200 определений к-ры. Рассм. 3 осн. понятия к-ры 1
Аксиологическое к-ра поним. как совокупность духовных ценностей чел-ва. 2 Технологическое к-ра ноним. как 2-ая природа, искусственная среда, созданная чел-ком как особый способ жизнедеятельности. 3 Общесоциологическое к-ра включ. в себя 3 сферы материальное производство орудия труда духовное пр-во мораль, наука, идеи пр-во личности соц-го сущ-ва сфера образования. К-ру определяют как совокупность дух-ных и матер-ных ценностей.
Любое произ-ние искусства или науки нач. жить только тогда, когда его воспринимают в общ-ве и оно способствует развитию личности и общ-ва. Не то общ-во явл. более развитым, которое накопило более ценностей, а то которое востребует эти ценности. Культура и образование. Ближе к 20 веку наблюдаются расхождения в процессах к-ры и образования. Наследование опыта предшествующих поколений в каждом общ-ве различны.
Обучение строится по принципу восхождения от незнания к большему знанию, т.е. на основании з-на отрицания отрицания тезис аниттезиз 1ое отриц. синтез 2ое. Обучение ведетяс по учебным материалам, кот. предст. собой изложение обобщенных опытов предш. поколений. На более высоких ступенях предполагается снятие забывание знаний, полученных на ранней стадии. Образ-ным считаетя тот чел-к, кот. сумел больше познать, чтобы стать специалистом в свом деле.
Кумуляция предполагает накопление знаний, информации без изменения старых знаний, т.к. старые знания связаны с новыми и в течении своей жизни чел-к пересматривает свои взгляды и т.о. развивается. В соврем. общ-ве к-ра проникает и в другие сферы чел. жизни в науку, политику, экономику, религию, поскольку любой опыт оказывается ценным для выживания всего чел-ва. Т.е. происх. диалог общение субъектов, стоящих на разных уровнях развития.
Согласно совр. подходу 1 К-РА форма одновременного сущ-ния и общения людей, обществ прошлых и настоящих культур, стоящих на разных уровнях развития. 2 К-РА самоопределение индивида, диалог между я и ты с целью самоконтроля, самовоспитания, саморегуляции. 3 К-РА мир худож-ных, философских и т.д. произведений, их существ-ния, функционирования, т.е. к-ра поним. как реализация способностей каждого чел-ка. Рационалистическая концепция
Гегеля Г-ль. В эпоху просвещения было сформировано представление о чел-ке, как о сущ-ве творческом, творч. способность которого основывается на разуме. Разум поним. как раз и навсегда данный и не развивающийся, а только проявляющий себя. Г-ль начал рассматривать разум как развивающийся и совершенствующийся. Абсол. идея Г-ля сперва не обладает никакими знаниями, но стремится к самопознанию.
На 1 этапе она порождает логику систему понятий как инструментов самопознания. Но этого оказывается недостаточно. Идея не достигает полного самопознания и переходит на 2 этап, где порождает природу. На 3 этапе абсол. идея рождает общ-во и чел-ка с их сознанием и мышлением. Г-ль поним. к-ру и общ-во как воплощение абсол. идеи, как средство самопознания. В качестве основы и субстанции истории он видел стремление к саморазвертыванию мирового разума, а вс
что делают люди есть осущ-ние целей мирового духа. Г-ль попытался осмыслить многообразие мира, культур, субъектов как единый целостный процесс, как форму проявления абсол. духа. Историю он предст. как процесс движения от менее совершенного к более. Г-ль счит что в основе развития мирового разума лежит свобода. Он выделил след. ступени 1 Вост. люди счит что чел-к свободен настолько, насколько в нем присутствует
божественный дух 2 Др. цивилизации свободны только отдельные личности 3 Герм. христ-кие народы пришли к сознанию, что каждый чел-к свободен, задача чел-ка развитие свободы как способа своего существования. Выводы 1 Мировое развитие ограничено имеет нач. и конец, мир-ой дух сливается сам с собой в совершенном мире 2 Чел-к предс. собой средство реализации абс. идеи и не предст. собой ничего большего 3 Мир-ой разум обретает в к-ре символич. воплощение, а гос-ве объективное, т.
е. 2 процесса дух-ный культ-ный и объект-ный полит-кий 4 Гегелевская модель к-ры явл. европоцентристской, а рационалистич основанная на полной свободе, сейчас нах. в кризисе. Культурологические концепции Данилевского Д Д. изложил свою конц. в книге Россия и Европа. Культурологич. идеи Д-го сформир. под влиянием естественных наук гл. образом биологии и многообразия к-р народов, с кот.
европейцы столкнулись во 2-ой пол. 19в В основе теории Д-го идея обособленных локально-исторических типов ЛИТ подобных живым организмам. Эти ЛИТ нах. в отношениях борьбы друг с другом и с внешней средой. Д. счит что ЛИТ замкнуты, не общаются между собой и не заимствуют ценностей друг друга. Все типы прох. в своем развитии след. стадии возмужание, дряхление, гибель.
ЛИТ отлич. по религ политич соц-экономич. признакам. Д. выделил 10 таких ЛИТ египетский китайский ассирийско-вавилоно-финикийский древнесемитский индийский иранский еврейский греческий римский новосемитский германо-романский. Он также выделил 2 типа, кот. были погублены и не смогли пройти все стадии в свом развитии мексиканский и перуанский. Д. счит что все эти 10 ЛИТ совершили полный цикл в свом развитии, имеют свою индивидуальную
сист. ценностей и участвуют в дальнейшем развитии всего чел-ва. Уязвимость конц. Д-го 1 механич-ий перенос понятий биологии на историю, история лишается своего качественного многообразия 2 принимаются значения общечел-кой к-ры, хотя не отрицает возможность влияния одной к-ры на другую, счит. местные культ-ые типы более значительными. Концепция Д-го оказалась довольно перспективной и е рассм. как попытку пересмотреть место
Зап. Евр. цивилизации в общечел-ой семье народов. Иррационализм в понимании культур Ницше Н. Н. продолжил пересмотр устоявшихся взглядов и развивает новый подход на Евр. общ-во. Он счит что оно угасает,т.к. современное ему общ-во перестало интересовать дух-ная, творческая жизнь, а оно сосредоточилось на экономич. целях. Н. счит что совр. общ-во постепенно приближается к катастрофе т.к. в основе жизни воля, кот. понять можно только с помощью искусства.
К ученым он относ. враждебно, т.к. они растекаются по предмету своего исследования, теряют инд-сть, т.е. преследуют объктивные знания. Н. выделил 2 вида искусства 1 Дионисийское творческое, чувственное, иррациональное 2 Аполлонистическое рациональное, критическое. В совр. общ-ве аполл-кое подчинило дион-кое. И это трагедия не только в искусстве, но и в дух-ной жизни общ-ва.
Трагич. мировоззрение, основанное на борьбе этиз искусств позволило др. грекам достичь огромных успехов в своем развитии. Но теоритич. разум уничтожил др. греч. культуру и совр. общ-во обязано восст-ть трагич-кое мировоззрение, чтобы дать новый толчок к развитию искусства и творчества. Жизнь для Н. становится стремлением к воле и власти. И именно в ней и в сверхчеловеке он видит смысл жизни и к-ры.
Сверхчел-к порождение трагических эпох, к-рые сопровождались взлетом и падением искусств, это чел-к свободный от влияния общ-ва, он несет ответственность только перед собой, его энергия поддерживается искусством в осн. дионисийским. Сверхчел-м может стать каждый, но в истории таких людей ещ не было, это только образ, идеал. 18-19 вв. по Н. прошли под знаком упадка дух. жизни Евр. и создали такую форму мышления как нигилизм в совр. общ-ве преобладает типическое, усредненное
начало, а творческое, инд-ное подавляется. Противоядие к нигилизму в сфере искусства. Конц. Н. призыв к разрушению совр. общественных отношений и взглядов и призыв к формированию нового общ-ва и чел-ка. Культурологическая концепция Шпенглера Ш. Гл. идея, кот. он развивал взгляд на совр. общ-во как на гибель и упадок всего чел-ва. Ш. счит что нет единой общечел-кой к-ры, а есть лишь различные к-ры, каждая из которых имеет свою собственную
судьбу. К-ра по Ш-ру это символическое выражение, смысловая целостность, в которой реализует себя соответствующая душа. К-ра объективированное, реализованное в символах, матер. предметах духовное, иррациональное, субстанциональное начало. Каждая душа по Ш. явл. уникальной и не может быть выражена рациональными средствами. Ш. выделяет след. типы души 1 Аполлонистическая, 2 Магическая, 3 Фаустовская. Он счит что этим типам души соответствуют греч-кая средневек. арабская и
Европ-кая к-ры. Ш. различал живую деятельность души, ее творческую реализацию и к-ру как систему символов, появляющуюся в рез-те объктивации. Т.е. душа живой процесс, а к-ра рез-т этой деятельности. Ш. счит что в основе каждой к-ры лежит своя индивидуальная, уникальная душа, которая проходит в свом развитии след. стадии 1 детство 2 юность 3 зрелость 4 старость. К-ры отлич. между собой политич соц экономическими отношениями, религией, искусством и наукой.
Т.о. укаждой к-ры развив. сво собственное мировоззрение, т.е. у каждой к-ры своя религия, наука, экономика и т.д. Ш. отрицал возможность формирования общечел-кой к-ры и системы ценностей, на кот. она базируется. Гл. смысл в существовании к-ры это выражение своей собственной индивидуальности. Смерть к-ры по Ш. наступит тогда, когда она полностью исчерпает свои возможности для развития. Он пришел к выводу, что совр. Европа нах. в стадии умирания к-ры.
Сравнивая к-ру с цивилизацией он говорит к-ра живое тело духовности, а цив-ция е мумия. Признаки цивилизации люди нач. благоустраивать свою личною жизнь, преследуют в осн. узко-практические материальные цели, а культурные, духовные ценности вообще перестают волновать людей. Это состояние общ-ва и есть цив-ция. Ш. счит что умирание Европы непреодолимо и будущего у нее нет. Чтобы Европа возродилась необх. пересмотреть свои ценности
и обратиться к истокам общ-ва и к-ры. Концепция Сорокина Сор. о многолинейности культур. Его концепция во многом сходна с концепцией Шпенглера. Сор. так же признавал глубокий кризис Европы, но он счит что этот кризис не смерть, а только необходимая фаза в становлении нового общечел-кого существования. По мнению Сор. к-ры имеют свою собств. индивидуальность и духовность.
В ходе развития общ-во познает свои системы религиозные, эстетические, духовные и т.д. Эти системы объединяются в сверхсистемы, каждая из которых обладает своей собств. духовностью, философией, моралью, системой познания и т.д. Сор. говорит, что основой к-ры явл ценность. В соответствии с характером доминирующей ценности Сор. делит все культурные сверхсистемы на 3 типа 1идеациональный 2 идеальный 3 чувственный.
1 Идеациональная к-ра базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности. К этому типу он относит средневек. к-ру 12в др.индийскую, буддистскую и лаоистскую. Стиль этой к-ры символичен, искусство религиозное. Героями могут быть ангелы, боги, святые и грешники. Мало внимания уделяется личности, к-ра приближается max-но к
Богу. К чувственному миру, его ценностям и целям эта к-ра поддерживает отриц-ное или равнодушное отношение. 2 Идеальная к-ра занимает промежуточное отношение между 1 и 2. Е ценности принадлежат как небу так и земле. Мир этой как сверхчувственный так и чувственный, но чувственность эта самых возвышенных проявлений. К этой к-ре он относит к-ра Зап. Евр. 13-14вв а также древнегреч. к-ра. 3 Чувственная к-ра нач. развиватьсяв 14в.
Возрождение и развивается до наст. времени. Е ценности лежат в повседневном живом мире. Ценным явл. то, что мы видим, то что мы слышим - говорил Сор Только реальный мир имеет смысл, т.к. только его мы можем почувствовать. Героями явл. фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Произведения искусства ориентированы на изображение реальных персонажей и пейзажей.
Сор. уверен, что к-ра не погибает пока жив чел-к. Наметились новые очертания к-ры идеациональной, кот. базируется на ценностях альтруистической любви бескорыстной и этике солидарности. Культурологическая концепция Юнга. Подход Юнг к к-ре явл. психологическим. Он рассм. психологию как средство, кот. сближает науку и религию, что открывает новый путь к познанию смысла жизни и к-ры.
Юнг занимался проблемами психич. здоровья личности и пришел к выводу, что корни всех психич. расстройств лежат в сфере соц культурных процессов. Эти процессы положили в основу жизни жизненную силу, от которой зависит вс происходящее с организмом. В центре концепции Юнга - понятие коллективного -бессознательного К-Б оно идентично у всех людей, т.о. каждый чел-к имеет одинаковое душевное основание, кот. передается по наследству и на кот. строится вся психич. жизнь чел-
ка. Содержанием К-Б-го явл. архетипы это осадок от первичного душевного опыта чел-ка, это не образ и не понятие, а глубинное фундаментальное переживание чел. психики. Архетип психич. первосмысл в чистом виде, который организует и направляет жизнь нашей души. Юнг сравнивал архетипы с осями кристаллической структуры, на кот. растет кристалл. Архетипы первоначально выражались в мифах, в сказках, религиях,искусстве. в мифе чел-к стремится восстановить
единство с природой и гармонизировать свою духовную жизнь. С развитием общ-ва и к-ры углубляется связь между обществом и бессознательным. Нарастает напряжение психологич. жизни. Обособление созн-го и бессозн-го приводит к нарушению психологич. равновесия. Если сознание не принимает образ архетипов и если символическая передача становится невозможной, то архетипы могут вторгаться в к-ру в самых примитивных формах.
Вторжение К-Б ведет к индивидуальным и массовым психозам. Чел-к должен не игнорировать бессозн-ое, а найти для них адекватное выражение, т.к. это необходимо, чтобы обезопасить чел-ка от встречи с собственными душевними силами. Юнг счит что к-ра и общ-во должны помочь чел-ку справится со своими духовными силами. Поэтому к-ра и общ-во должны развивать символич. формы, чтобы чел-к смог контролировать свою духовную
жизнь. Бессозн-ное должно не подавляться сознанием, а вступать в диалог, стремясь обеспечить целостность чел-кой личности, но этот диалог утрачивается с развитием цивилизации, т.к. жизнь рационализируется, а чел-к остается прежним. Прежний символич. мир рушится, а совр. к-ра потеряла возможность к выражению бессозн-го начала в чел-ке. Наступает символич. нищета и чел-к теряет контроль над своими духовными процессами. По Юнгу, все совр. потрясения в общ-ве из-за того, что к-ра и общ-во потеряли контроль над
архетипами. Евр. общ-во должно измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел-кой души. Структуролизм Леви-Стросса Л-С Л-С также развивает взгляд на бессознательное как на основу к-ры и общ-ва. Бессозн-ое он понимает как скрытый механизм знаковых систем. На сознательном уровне чел-к манипулирует знаками, строя из них фразы, тексты, подчиняясь опред. правилам, кот. выработаны коллективно и интуитивно. Эти правила эл-ты структуры языка.
Эти структурные эл-ту проявляются и в индивидуальной жизни. Т.о. в выражени бессозн-го и заключается деятельность чел-кого духа. Бессозн-ое творчество чел-го духа и лежит в основе к-ры и языка. Л-С идеализирует чел-кий дух первобытных народов и их мифологическое мышление, а совр. народы утратили единство чувственного и рационального в своей культурной жизни.
Создав мир символов, чел-к отошел от следов бессозн-ых структур разума. Т.о. трагедия совр. общ-ва это плата за забвение природы. Чел-к это единство внутреннего и внешнего. Внеш. символы, кот. чел-к оперирует, культурные, а внутр. бессозн-ная структура разума.Внешние эволюционируют, а внутр. остались прежними. Т.о. постоянно нарушается единство внутр. и внешн. в чел-кой жизни.
По мнению Л-С, кризисное состояние общ-ва следствие кризиса самого чел-ка. Культурологическая концепция игровой культуры Хейзинги Х 1872-1945гг. В своей гл. работе Homo Ludens Х. развивал осн. идею об игровом характере к-ры, он отказался от трудовой деятельности, как от основы к-ры. Игра старше к-ры, предшествует ей и творит е. Игра особого рода деятельность, она предполагает различные сферы поведения, воображения, фанатизма,
способности к условному замещению предметов реального мира, воображаемыми символич. объектами. Х. счит что все виды деятельности и отношения строились на системе условностиправил, норм, кот. явились результатом воображаемой в сознании, идеальной модели. Анализирую совр. состояние общ-ва он приходит к выводу об убывании игрового элемента в к-ре , кот. нач. в 18в. и оформилось к 19в. игра убывает, а духом общ-ва овладевает понятие польза.
Экономич. силы определяют ход истории, а труд и производство становится идеалом. Поздняя бурж. к-ра утратила игровую традицию, а там где она сохранилась, игра фальшива. Игра сохр. в совр. общ-ве только в спорте, но и он выразился в научно-техническую организацию азарта, где теперь сохраняется только физическая сторона. К-ная игра общедоступна, в ней чем участников и чем зрителей, тем лучше.
Х. счит что даже совр. искусство утратило дух игры. В искусстве обособились 2 черты стороны индивидуально-творческая свободная и общественно-значимая. чтобы понять основание совр. общ-ва он формирует свое собственное понятие пуелиризм - противоположность игровому сознанию, оно несет в себе несамостоятельность, грубость и нетерпимость. В его основе путаница игры и серьезного, долг, жизнь, работа, не воспринимаются как серьезное дело.
В совр. жизни царит подобие игровой деятельности. Это проявляется в потребности в развлечениях и в массовых зрелищах. Концепция Х. реализует образную модель к-ры, базирующуюся на таких гумманистич. ценностях как благородство, честь, бескорыстие, свобода, гармония и т.д. В своей работе Осень средневековья он говорит, что средневек. общ-во идеальное с т. зр. игровой теории к-ры, т.к. люди
средневек. общ-ва создавали идеалы-мечты, кот. наполняли их энергией над мрачной реальностью. Сама по себе к-ра ни добрая, ни злая. Подлинная к-ра требует благородной игры. Поэтому чел-к должен выбирать высокоморальные цели в к-ре и игре. Игровая концепция Ортега-и-Гассета ОиГ 1889-1955гг. Как и Хейзинги, ОиГ анализируя совр. общ-во, путался найти причину такого состояния, но наибольшее
зн-е для ОиГ имело кризисное состояние личности и причины этого. В совр. общ-ве индивидуальность и массовость представляют собой противоречия, противоположности. Выход из этого сохранение духовных ценностей меньшинства элиты общ-ва. Все общ-во он делит на 2 класса 1 народ масса, кот. явл. инертной, консервативной материей историч. процесса 2 элита особо одаренное меньшинство, творцы подлинной к-ры.
Нач. с 18в. эта масса претендовала на то, чтобы представлять все общ-во. С этим ОиГ и связывает кризис совр. общ-ва, но он убежден, что придут временя, когда все сложится по-старому. ОиГ счит что в жизни одаренных людей игра противопоставляется обыденности, узкому практицизму. Герои люди меньшинства руководствуются собственной свободой воли. ОиГ приходит к выводу, что система ценностей утратила свою очевидность и притягательность.
Чел-к совр. общ-ва не знает по каким ценностям ему дальше жить, т.е. мир распадается и рушится. ОиГ пытается найти выход в хаосе к-ры. Он определяет новые тенденции в развитии к-ры, кот. в наибольшей степени проявляются в искусстве. Тенденции 1 т-ция к дегумманизации 2стремление избегать живых форм 3 стремление к тому, чтобы произведения искусства оставались только произведениями искусства 4 стремление понимать искусство как игру 5 тяготение к глубокой иронии 6 т-ция избегать всякой фальши 7 искусство
не должно выходить за пределы опыта. Наиболее характерной чертой нового тв-ва явл. 1 художники положили запрет на любые попытки привить искусству человеческое, т.е. наш привычный мир. И они создают свой непонятый мир, новую жизнь. ОиГ счит что отойти от реальности и создать такой небывалый мир может только чел-к имеющий дар,что и доступно меньшинству. Он воспринимает совр. ему общ-во как массовое. Его теория явл. объективно-идеалистической.
Особенности архаической к-ры. История первобыт. общ-ва охватывает время от возникновения чел-ка 40-100 тыс. лет назад до сегодняшнего дня. В совр. к-ре принято различать собственно первобыт. к-ру, кот. сущ-ла до появления цивилизации и традиционно первобыт. к-ру существования. I-ая изучается археологией, II-ая этнографией. Данные, полученные в рез-те исследований археологии и этнографии обобщаются, анализируются и делается вывод об архаической к-ре в целом.
В эпоху первобыт. общ-ва зародились осн. виды духовной к-ры религиозные представления, мифология, различные виды худ-го тв-ва. Сущ-ет мнение, что в к-ре совр. общ-ва цивилизованный слой достаточно тонок, через него прорываются эл-ты первобытного сознания, наблюдается закономерность чем важнее для людей жизненные ситуации брак, похороны и т.д. тем значительнее оформление в обрядах и ритуалах, влияние символов, образов, стереотипов на совр. жизнь. Время возникновения чел-ка 40-100 тыс. лет до н.э. в сев вост.
Африке. Периодизация 1 палеолит 40 35 тыс. до н.э. 12 10 тыс. до н. э. появляется членораздельная речь, чел-к овладевает огнем, строит жилище, в позднем палеолите появл. искусство 2 мезолит 10 12 тыс. до н. э. 8 тыс. до н. э. люди приручают собаку, изобретают лук и стрелы, осваивают плетение, изготавливают корзины и рыболовные сети 3 неолит 8 тыс. до н. э. 4-3 тыс. до н. э. чел-к переходит от присваивающего хозяйства
к производящему земледелие, животноводство, прядение, гончарное пр-во. Миф и первобытная к-ра. Мифология самый ранний тип мировоззрение первобытного общ-ва. Мифы первая попытка людей осмыслить свое сущ-ние, особенности миф-го мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий. Миф отражает интуитивно-осознаваемую закономерность и упорядоченность явлений природы. Осн. специфические черты миф-го мировоззрения синкретизм чел-к не различает реального и фантастического
мира боги и сверхъестественные существа жили в одном мире с людьми. Полифункциональность различные функции для регуляции отношений в обществе, включает в себя эл-ты религии, науки, морали, политич. знания. Антропоморфизм первобыт. люди предст. себе мир по аналогии отношений людей в общ-ве, объяснением всего непонятного явл. принцип кровно-родственных отношений и тот min опыт, кот. община уже имела. Миф первая попытка самопознания чел-ком себя иррациональный, образный метод
постижения мира и себя попытка чел-ка восстановить, гармонизировать сво существование и сущ-ние природы. Тотеизм т-м и магия. На первых этапах своего сущ-ния чел-к лучше ощущал свое единство с природой, нежели в совр. общ-ве. Это проявляется в том, что первобыт. люди отождествляли себя с животным и раст. миром. Это отождествление приняло форму тотеизма т.е. убеждение людей, что каждая группа людей тесно связана с каким-то животным или раст тотемом и нах. с ним в родственных отношениях.
Предпосылками т-ма явл. о возможности обращения чел-ка в животное. Люди в первобыт. общ-ве счит что нет принципиальной разницы между человеком и природой. Т-м сохр. и в совр. общ-ве в геральдине запрет на поедание каких-либо животных. Т-м был способен осознать первобыт. людьми единство, кот. основывается на аналогии всех людей коллектива и избранного ими животного. В первобыт. общ-ве сущ-ло множество различных видов магии вредоносной, лечебной,
военной, любовной т.д. Магич. деятельность предполагает собой использование соответствующих вещей и учет внешних условий. До сих пор сохранились приметы о связи вещей, предметов и следующих за ними событий. Магия основывается на 2х принципах 1 подобное производит подобное следствие похоже на причину 2 вещи однажды соприкоснувшись друг с другом и после прямого контакта оказывают влияние друг на друга. 1 это принцип подобия, 2 принцип соприкосновения заражения.
Из 1 закон подобия когда маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем подражания ему. Закон 2 строится на том, что маг проделывая какие-то действия с предметом, бывшим однажды в соприкосновении личность оказывает воздействие на личность. 1 з-н лег в основу гомеопатической магии, 2 з-н в основу антогиозной магии. В основе науки и магии лежит твердая вера в порядок и единообразие природных явлений. У мага нет сомнения в том, что одни и те же явления и причины будут порождать одни
и те же следствия. Маг не упрашивает высшую силу и не преклоняется перед божествами, но он полагается на строгое следствие правила своего искусства или природных законов. Деятельность мага будет успешной, если он не будет проявлять произвольностей. Т.е. магия и наука имеют много общего они основываются на знании законов. Если маги не будут следовать правилам, они навлекут на себя неудачу.
Анимизм а-м. Людей часто интересовала проблема души. Все вопросы связанные с этой проблемой были разделены на 2 группы 1 В чем разница между живущим и мертвым телом, причина бодрствования, сна болезни, смерти 2 Что представляет собой образы, появляющиеся в снах и видениях. Древние счит что у каждого чел-ка есть жизнь и призрак.
И то, и другое нах. в тесной связи с телом. Жизнь дает чел-ку чувствовать, мыслить и действовать. Призрак второе я чел-ка, т.е. его личность. Когда чел-к умирает, жизнь покидает тело, а призрак может вести самостоятельный образ жизни, нематериальный. Т.е. душа бессмертна. Синтез понятий жизнь и призрак породил представление о душе. Душа тонкий невещественный чел-кий образ, по своей сути это нечто вроде пара, воздуха и тени.
Душа причина жизни и мысли чел-ка. Она способна покидать тело и переноситься на отдаленные расстояния, входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них. А-м включает в себя представление о том, что 1 у каждого чел-ка, животного есть самостоятельное я, индивидуальное я и бессмертная душа 2 сущ-ют духи, кот. никак не связаны с материей и существующие независимо от материального мира, т.е. полностью самостоятельны.
Анимизмистические представления о душе определили отношение к смерти, похоронам, погребению умерших. Древние счит что т.к. душа бессмертна, то она может вернуться, что для живых абсолютно не желательно, даже опасно. Поэтому они изобретали специальные обряды, кот. предотвращали такое возвращение. Проблема происхождения первобытного искусства. Первобытное искусство возникает в эпоху верхнего палеолита. Эл-ты искусства нах-ся еще у неандертальцев использование краски охры, упорядоченность точек и т.д.
По поводу причин возникновения искусства имеется несколько гипотез 1 г-за простого этапа 2 г-за меандров 3 г-за руки 4 г-за макета. Рассм. эти г-зы подробнее 1 Г-за простого этапа Автор- Буше де Перт. При раскопках рядом с первобыт. орудиями труда встреч. камни небольших странной фантастич. формы изобр-ния чел-ка и животных. Он решил, что они представляют собой символы, кот. связывались с мифологическими представлениями людей.
В эволюции камней он выделил след. этапы 1 появление необработанных галек странных форм 2 камням придается частично-искусственные формы 3 появл. полностью искусственных форм, самостоятельного творчества. Эта гип-за предполагает уже сформированное худож-ное сознание у первобыт. людей. 2 Г-за меандров Первоначально др. люди жили в пещерах, кот. занимали пещерные медведи. Эти пещеры были покрыты хаотическими линиями, не имеющие никакого образа.
Из изучения этих линий следует меандрами названы ряды паралл-ных линий прочерченных пальцами на глине либо на камне. Пещерные медведи точили свои когти о скалы и оставляли следы паралл-ных линий из 2-3 4-5 линий грифады. Др. люди оставляли свои следы рядом, затем они перекрывали грифады. Меандры условно-схематические изображения осмысления человеком себя. 3 Г-за рук Рука преднамеренно полученное пятно, повторяющее очертания кисти.
Изображение рук встречается как единично, так и группами до 200 штук. Руки обнаружили в 1902г. В традиц. совр. искусстве также встречаются руки. Изображение рук делается при помощи 3-х видов техники 1 на ладонь наносится краска, а затем прикладывается к поверхности скал наиболее раннее позитивное 2 более позднее рука накладывается на скалу и сверху посыпается краской получается светлое пятно на тмном фоне негативное 3 рука наклад. на скалу и обводится негат
От отпечатков рук происх. все первобытное искусство. Но это не реально 1 изображение рук очень консервативны 2 не понятна связь изобр-я рук с изображением животных. Известно так же кроме изображения здоровых рук изобр-е калеченных рук. Предполагается, что 1 эти изображения связаны с ритуалами ампутации 2 с развитием сосудистых заболеваний пальцев 3 руки с подогнутыми пальцами. Положение, что от рук происходит все изобр. иск-во, подверглось
критике, т.к. природа животных и рук очень разная. 4 Г-за макета Др. люди сооружали из останков животных скульптуры для практических целей обучения охоте, обрядов. Брейль и Пейрони разработали общую хронологию палеолита. Они выдв. 5 основных этапов. 1 30 тыс. лет назад, самыми ранними явл. изображения рук, меандры, затем фрагментные контурные изображения животных, 2 18-15 тыс. лет назад, появляется детализация изображений
животных, вводятся дополнительные цвета оттенки охры, 3 12 тыс. лет назад, расцвет искусства, изображения жив-ых достигают больших высот реализма. Обычно изображения жив-ых располагаются отдельно, в крайнем случае в паре. 4 мезолит 10-8 происходят коренные изменения интерес переносится с животных на человека, главное внимание уделяется передаче движений, поз, художники начали изображать многофигурные композиции,
5 неолит. Реалистические изображения отсутствуют, чисто схематическое изображение либо ч-ка либо жив-ых. Это абстрактное искусство. В это время в Европе встречаются мегалитические сооружения 1 менгиры каменные столбы от 1 метра, стоящие отдельно или группами, 2 дольмены столообразные комбинации из больших каменных глыб, 3 кромлехи сложные сооружения, имеющие округлую форму и состоящие из грубоотсанных каменных блоков
они сооружались в связи с культом солнца в виде круга или полукруга, 4 рентгенографический стиль изобр-я жив-ых сконцентрировано не на внешнем облике, а на его внутреннем устр-ве. Культура Др. Шумеров Др. Шумеры пришли в Междуречье в 4 тыс. до н. э В 3 тыс до н. э. Они образовали ряд самост-х гос-в. В середине 3 тыс. эти города были объединены в единое гос-во.
Позже это гос-во составило часть Шумеро-Акадской державы. К концу 3 тыс они были завованы аморитами, которые образ. сво гос-во с центром в Вавилоне. Источником культ, цивилизации явл. глиняные таблички. Гл. источник-энциклопедия. В ней 5 слов а Наиболее древнее представление о мире. Их мировоззр. построено по принципу структуры человека и структуры мира.
Как человек состоит из костей, плоти и кожи, так и мир.плоть-глина, кожа-олово, кость-тростник б Змея, сидящая в камне покрытом травой кость-змея, плоть-камень, кожа-трава в Рыба, которую съела птица покрытая опереньем г Звздное мироздание без человека и он сост. из своей кости, плоти, покрыт звздами д Очеловеченный мир. Венец-человек. Др. Шумерское мировоззр-е мифологическое. Осн. тема устройство мира на земле, происх-е человека, заселение
живыми сущ-ми. Патриархальная община. Первый бог-мужчина Абзу. Этот бог ассоциировал водный хаос. Проматерь Намму. Из водного хаоса рожд. гора Кур Эта гора сост. из протовещества. Это вещ-во дифференц. на небо Ан-муж. и землю Ки-жен. От их брака Энлиль бог возд. Разделил небо и землю, создал место для жилья и
Энки обучил ремеслу, охоте, землед-ю. Запустил рыбу в море, жив-х в леса, помог чел-ку Др. Шумеры счит, что у богов те же недостатки что и у людей, только в большей мере. Они счит что загробный мир существует, но он хуже. Т. о. В др. шум-ой лит-ре героями были не боги а люди. Они занимали высокое положение. Самый знач-ый герой-
Гильгамеш он считал себя равным богам, поэтому боги его боялись, поэтому они создали фантастич-е сущ-во Энкиду и подослали его к Гильг-шу, что бы он подружился с ним и погубил его. Энкиду понимал язык зверей и птиц, но Г-ш разгадал его планы и решил лишить его этих возможностей. Он подослал к Эн. блудницу, после связи с кот. он теряет свои возможности. Вместо борьбы они подружились, и боги решили погубить
Эн. Г-ш, увидев смерть друга, понял, что и он смертен и решил идти на поиски бессмертия. Он нашл траву бессмертия, но прилг отдохнуть , а змея е украла. И он возвр-ся в город и благоустроил его и понял, что чел-к может быть бессмертен в памяти людей. Мифы о сотворении людей 1 людей создали две сестры богиня скота и богиня зерна, чтобы кормить богов жертвоприношениями людей 2 люди созданы из глины, замешанной на крови бога-предателя
Кингу. В представлении о прекрасном лежат 2 вида удовольствия внутреннее от пищи и внешнее от общения с Богами. Культура Др. Вавилона. Некоторые исследователи рассм. вав-ю культуру как заверш-ю др. шумерскую культуру. К этому времени в мировоззр-ии произошл раскол на 2 мира богов и людей, а отражн этот процесс в мифе о сотворении мира Мир-птица Тиамат. Гл-ый бог- Мардук разорвал птицу на 2 части. Верхнюю часть подвесил к небу и оборудовал как жилище для богов,
а из нижней части создал землю и поселил людей, т. е. пути богов и людей разошлись. Начало формироваться 2 вида знаний для людей и для богов. Вс самое хорошее соверш-сь в мире богов, а самое плохое - в мире людей. В вав-е время сформ-сь понятие прекрасного как украшений драгоценности камни. В поздневав-е время начал форм-ся новый комплекс прекрасного вокруг человека.
Вавилоняне пришли к выводу что и на земле сущ. ценности добро, справедливость, чеснота- моральные ценности. Среди людей можно достичь совершенства и обрести статус прекрасного, но в духовном плане сущ. 2 вида красоты аматер. красота, б внутр. красота. Вав-я культ-ра - завершающая стадия месопатамской к-ры в целом. Они чувствовали закат своей цивилизации и конец мира.
Др. Египетская культура Эта к-ра была с очень развитым чувством времени. И сами египтяне выделяли основные этапы своей истории а Др-ее царство, б Среднее ц-во, в Новое ц-во, г Позднее Египет, д Саисский Египет. Основным источником по древнеег-ой к-ре явл. тексты Пирамид, тексты о саркафагах, книга мртвых. Др. Ег-ая к-ра явл-ся переходной к древнегреч-ой. осн. чертами
явл. мифологизм, космоцентризм, религ ритуальн. ориентация. Версия о сотворении мира мало отлич. от шумерской вначале был водный хаос, из этой водной стихии поднимается холм состоящий из протовещества, кот. таило в себе возм-ть самозарождения бога Ра. Бог солнца рожд. бога воздуха Шу и Тефнут. От их брака рожд. Гебземля и Нун небо, осирисгл. бог по отношению к чел. и
Исида. Шу разделяет небо и землю и поднимает Нун над землй. Люди появились из слз Ра. Эта к-ра имеет религиозную ориентацию. Для не характерны черты 1 политеизм-многобожие, 2 культ природы а зооморфизм-почитание животных, б фитоморфизм-почитание растений, 3 культ мртвых.В каждом городе существует пантеон из нескольких богов от 3 до 30, но самый распр-ый из 9 богов. В каждом городе почитаются свои боги.
В каждом пант-е выд-ся 1 бог. Одного и того же бога они могли называть по-разному. Боги др. Египта сочетали элементы животных и человека. Египтяне почитали всех животных, явления природы и растения. Храмы имитировали природу потолок-звздное небо, колонны-деревья, пол-озеро. Около храмов устраивали священные рощи и священные озра.
Самый пышный-культ быка Аписа. Др. Египтяне всю жизнь посвящали к переходу в загробный мир. В течение жизни они изучали информацию о пути, о богах, гимнах. Они счит что душа остатся бессмертной до тех пор пока сохраняется тело, поэтому они разработали 2 основных метода сохранения тела абальзамирование, б создание гробниц. Путь на тот свет был труден и опасен. Особенности художественной культуры древнего
Востока. а синкретизм нерасчленнность худож-го сознания с религиозным и производственным сознанием б преобладание информативного начала в художественных произведениях, т. е. в изображение всегда вкладывается дополнительная информация о том образе, которому было посвящено произведение, а так же информация о владельце и те сведения, которые в изображении передать нельзя в символизм. Более значащее лицо помещалось в центре и изображалось в более крупном масштабе, а не значащие лица
изображались в 3-4 раза меньше а располагались с края г атрибутика. Обычно изобр. лица сопровождалось деталями, подчркивающими профессию, соц. положение д каноничность, которая выражаласьв цвете, в композиции, в пропорциях. Гл. цвета - белый, зелный, красный, лазурь. Общая характеристика др. Кит-ой цивилизации. Др. К-цы заселились на средней равнине в 6 тыс. до н. э. и создали свою оригинальную
цивилизацию с особым укладом жизни, традициями, отношениями. Эти люди были земледельцами. Они научились получать нить из кокона тутового шелкопряда и делать шлк. В нач. 2 тыс. до н. э. они научились изготовлять бронзу, а в середине 1-го тыс. до н. э. бумагу. Железо круто изменило жизнь др. кит-ев 5-2 в. до н. э. В это время появилось множество городов с большим кол-ом жителейболее 10 тыс
В городе жили ремесленники и торговцы, поэтому в это время развитие получили товарно-денежные отношения. Сами китайцы наз-ли свою страну срединным гос-ом и считали е центром земли и мироздания. Духовная к-ра др. Китая. Основные мировоззренческие идеи. Китайцы наз-ли свою страну срединным гос-ом и считали е центром земли и мироздания, хотя границы их гос-ва были меньше чем сейчас. Земля плоский континент, окружнный морем и в центре этого континента
расположена их страна. На севере располож. пустыни с хол. климатом и там живут полулюди. На юге- болота, леса населнные змеями и там живут пигмеи. На западе- горы, где живут дикие люди. На востоке- океан. Представление о происхождении мира а люди произошли в рез-те взаимн. Инь и Янь, б люди произошли из паразитов, кот ползали по
Попаньгу, в Небесные божества созд. людей. Одно божество разд. на мужч. и женщ. 2-е лицо, 3-ее руки и ноги. Очевидн. преимуществами перед окруж-ми племенами были письменность, календарь, своеобразие образа жизни. Календарь был произведн в нач. 2 тыс. до н. э. Это был лунный календарь. Он сводил во едино хоз. деятельность людей. Он заложил основы мировоззренческой идеи о единстве неба, земли и человека.
Кроме календаря была ещ и письменность. Она возникла в нач. 1 тыс. до н. э. Внач. кит-цы исп-ли бамбуковые планки. Писали по вертикали сверху вниз. Ряд планок соединяли справо налево и соединяли шнурком получалась страница. В книге 20-30 страниц. В середине 1 тыс. начали исп. шлк. Потом писали на бумаге. Т.к. кит-цы жили компактно на равнинных территориях, то у них возникли общие
хоз. отношения, бытовые отношения, материальная культура и ритуал. Они созд. богатую духовную к-ру, основой которой явл. 13-книжие. Среди 13 выделяют 5 основных книг, изучение кот-х обязательно в учебных заведениях и для сдачи экз. на получение чина. В 5-книжие входит Книга песен и гимнов, Книга перемен, Книга истории, Записки об обрядах,
Летопись весны и осени. Из этих книг наибольшее значение имеет Книга перемен. В ней рассм. проблемы происхождения мира и процесс его развития. При помощи гексограмм, триграмм они объясняют вс, что есть в мире и его разв-е. Инь и Ян противоположности. Инь тмное,тяжлое, женское. Ян светлое, небесное, мужское. Каждая вещь сочетание
Инь и Ян. Если они находятся в гармонии, то она развивается с положительным результатом. Если нет вещи деградируют и гибнут. Др. кит-ой мудростихар-но а знание в кит. связано с этикой и политикой. Знание путь к совершенствованию. Конфуц. признавало врожднное и приобретнное знание , но больше ценило преобретнное знание, б демифологизм. Ф-ия в кит. развив-сь на самой основе. Знания были свободны от теологии, но не были свободны от традиций.
Католицизм и православие Христианство возникло в 1в эта религия выдилилась в восточной части Римской империи. Хтист-во очень быстро обособилось от иудаизма и превратилось в самостоятельную религию со своим веоучением, практикой и церковной организацией. Христ-ая иерархия имела следующ. структуру 1 Церковный приход во главе с пресвитером священником 2 Епархия- ряд приходв во главе с епископом 3 Метрополия ряд епархий во главе с метрополитом на востоке
и архиепископом на западе 4 Патриаршество - несколько метрополий во главе с патриархом на востоке Константинополь, Александрия, Иерусалим, а позже на западе появилось примерно тоже, но во главе с Римским папой. Большое значение в управлении церковью приобрели соборы епископов и вселенские. На этих соборах реш-сь вопросы догматики, культа церковного. До 9в. такие соборы созывались Византийск. Императором созывались западн. и восточн но уже в конце 9
нач. 10в. Римские епископы присвоили себе право называться Папой, т.е. быть во главе. Это оправдывалось тем, что они явл-ся приемниками Апостола Петра- первого епископа Рима, наместником Христа. Римские еписопы также воспользовались отсутствием сильной светской власти в Европе в то время. Они стали очень быстро возвыш-ся в связи с ростом церковного землевлад.
Церковн. организац. эволюциониров. и вс больше напоминала феодальную. Затем папство стало претендовать на полное верховенство христианской церкви. Папа Григорий 1 выступил против Константинопольского епископа, отрицая за ним титул вселенского владыки. В середине 9в. папа Николай 1 послал в Болгарию своих представителей для присоединения местной церкви к западной. Это обострило отнош-я м-ду 2-мя церквями.
К этому времени опред-сь различия в догматике 1 З святой дух исходит и от бога-отца и от сына В святой дух исходит только от бога-отца 2 З придерж-сь учения о сверхдолжных заслугах святых перед Богом, который создали священный запас благодати, за счт которой церковь по своему усмотрению может отпускать людям грехи и давать спасение и даже продавать грамоты о таком отпущении- индульгенции В грехи отпускает лишь Бог В обрядах 1З духовное лицо причащ-ся хлебом и вином, миряне хлебом
В все верующие причащ-ся и хлебом и вином 2 З. крестное знамение соверш-ся 5-ю пальцами В. крестное знамение соверш-ся 3-мя пальцами 3 З. служба везде велась на латинском языке В. служба велась на местных языках 4 З. безбрачие всех дух-ых лиц В. безбрачие только у дух-ых лиц 5 З. запрещалось мирянам читать священные писания 6 З. не допускали выхода из духовного звания В. разрешали 7
З. утверждали первенство папы и кардинала в христианской церкви. В борьбе церквей использ-сь все средства. В 1054г. Лев 9 прислал своих, чтобы они прокляли Михаила, он тоже не растерялся. Так свершилось деление на западную-римско-католич-ю и восточную-православную церкви. Третья разновидность христ-ва- пратистантизм. Е отделение произошло в результате реформации.
Реформация и протестантизм Реф-ия мировое религиозно-идеологич-е, социально-полит-е движение, появивш-ся в первой половине 16в. в Германии и направ-е на преобраз-е и исправление христ-ой религии, сложилось в форме католич-го вероисповед-я. Крупнейшими протестанскими конфессиями стали лютеранство, кальвенизм, англиканство Хронологич-ки реформ-ия совпадает т возраждением. Соотнош-е реформ-ии и возражд-я Возр-е рождает высокие гумманист-е идеалы, новый взгляд на чел-ка,
как на самостоят-го, автономного, индивид-го. Та гумманистчная культ-а, кот-ю мы рассматривали была городской, светской. Культура реформ-и была массовой, религиозной, но в реформ-и также рожд-ся новое понятие чел-ка. Чел-к также поним-ся как личность.разница между культ-ми внешняя. На разной почве светской или религиозной рождается одно и тоже. И та и др-я культ-ы явл-ся культ-ми, поднимющ-ми раннее буржуазн-е общ-во, противостоящее феод-ой культ-
е. Реформ-ия и е массов-е религиозные ценности связаны с ростом городов, формиров-ем товарно-денежных отношений, появлением новых сословий свободных от феод-ой завис-ти. Капит-ое общество было заинтерес-но в разв-и произ-ва, производ-ых сил, а это привело к развитию опытного естествознания и переариентации с теологии бога на проблему материалистич-го взгляда, науку. Возникла потребность в свободном труде. Вс это послужило рождению нового мировоззрения, нового понятия
о чел-ке. Т. о. Общ-во 16в. переходное от феод-го к ранне буржуазному. Необх-о было возглавить, осмыслить это движение. К тому времени возникла одна сила, кот-я могла это сделать- католическая церковь. В то время катол-я церковь владела не меньше 13 всех земель структура церкви строилась по принципу феод-го общ-ва она облад-а огромной полит-й властью, т.к. римск-е папы короновали всех королей.такая неогранич-я власть и богатство всегда развращ-т, что повлияло и на религию,
церковь разлаг-сь изнутри. нАрод это заметил и у них начало формир-ся негативное отнош-е к образу жизни, к наруш-ю моральных заповедей. цеРковь была обвинена в безбожии. Е авторитет упал. Первый удар по катол-ой церкви нанесн ещ в 14в когда римские папы почти на 70 лет попали под феод-ю зав-ть от франц-го короля. Второй удар нанесн Яном Гусом. Он выступил за упрощение и огранич-е катол-го богослужения, за создание национ-х церквей,
не завсящих от папы, т.к. богослуж-я должны вестись на национ-ом языке. Он был схвачен и сожжн в 1415г. 31 Октября 1517г. в Виттенберге Мартином Лютером доктор теологии была прибита табличка к дверям церкви 95-ю тезисами, в кот-х осужд-сь злоупотреб-е индульгенц-ми. Индульг-ии он считает сатанинской выдумкой, т.к. в них он усмотрел стремление освободить чел-ка от внутр-го покаяния.
Лютер потребовал возврата к первонач-му христ-ву с пресущей ему простотой, искренностью. Чел-к не должен учитывать посредников в спасении, он не должен надеяться на них и наделять их правом спасать или наказывать, прощать. В этом он измену богу. Светские феодалы увидели в Лютеран-ом манифесте выражение своих полит-их интересов. Именно их поддержка сохранила жизнь Лютеру и возможность развивать свои религиозные воззрения.
Его нововведения 1 отвергает деление общ-ва на священников и мирян, постедники только мешают общению чел-ка с богом 2 отвер-т многие таинства и обряды культ святых, Богородицы, иконы, поклонение святым мощам, статуям, кресту, реликвиям 3 не люди должны подчинять Бога путм задабривания чел-к должен из внешнего поклонения Богу перевести веру во внутрен-е пространство своей души.
Именно благодаря личной вере для чел-ка открыв-ся возможн-ть интимного, непосредственного общения чел-ка с Богом и реализ-ю в мирских делах божественного замысла. Чтобы не запутаться в вопросах веры необх-о постоянно сверять свои представ-я со священ-м писанием 4 Кажд-й верующий должен читать священное писание- библию и иметь сво собств-е мнение об этой вере. Лютер сам перевл библию на немецкий язык и способствовал росту граммотн-ти народа 5
Вс в мире предопределено, вс от бога, поэтому чел-к как бы освобожд-ся от пережив-й об исходе своих мирских дел. Ему оставалось только уповать на Бога во всм, что он делал 6 Подчркив-сь положение о греховной природе чел-ка, значит, чел-кая жизнь- постоянное искупление грехов и покаяние. Не смотря на подчркивание ничтожности чел-ка, именно реформ-ия сформиров-а нового чел-ка- предпринимателя. Они подчркивали, что чел-к должен искупать свою греховность именно своей деят-ю.
Реформ-я сформиров-а нового чел-ка с чертами 1 автономность незав-ть 2 человека дела не дело для чел-ка, а чел-к для дела 3 чел-ка светского не требовали ухода из мира в монастырь 4 самост-ый 5 творческий. Протестан-зм поставил проблему личности, е формир-я, т.к. каждый сам должен был найти путь к богу и приложить собственные усилия, чтобы чем-то стать. Культурное значение протестантизма не сводится к внутрирелигиозным новациям, но оно положит-о повлияло на формир-е капит-их отнош-й в целом, на развитие науки и техники,
предпринимательства, рационализ-ию экономич-ой деят-ти. Эмпирический реализм В период познего возражд-я гумманист-е идеалы и гумманист-ое мировоззр-е терпят кризис, разруш-ся вера в природные, объективные, закономерные явления природы, жизни. Жизнь начали восприним-ть, как нечто стихийное, состоящее из ряда разрозненных элементов как сумму различных сторон. Особенно показательным для демонстрации этого явл-ся
Голандское искусство. Возникает искусство, кот-е фиксир-ет жизнь в е собственной стихии. Это ис-во замечательно тем, что оно дало миру яркие исторические картины нравов, харак-ов,быта современников, но вс это было вне связи с миром вцелом. Рожд-ся эмпирический реализм. Принцип ис-ва что вижу, то и пишу. С историч-й т.з. представ-т ценность, т.к. они запечатлели быт того времени. Барокко, барочное мышление В то же время 17в. распростран-ся ис-во барокко.
Ис-во, кот-е пыт-ся овлад-ть стихией природы и чел-кой жизни, но своеобразным образом жизни предатся художественная форма, т.е. реальный мир переводится в план худож-ой иллюзии, сказки реальный мир, лишнный порядка приводится в систему субъективной воли худож-ка. Борочное мышление пыт-ся привести хаос жизни в порядок не путм поиска объективных основ, законом-ей, а путм привнесения субъективной воли художника , композиционной уравновешенностью.
Такая ориентация мышления и определила худож-ый стиль ис-ва барокко. Основные черты 1 повышенная эмоцоин-ть мироощущения 2 усложннность формы 3 множество деталей и частей изображения упорядочивались единой композиционной волей художн-ка и подчин-сь порядку ансамбля. В Барочном ис-ве и мышлении реализ-ся принцип сделать родственным вс всему. Был разраб-н прим изображ-я света, кот-й как бы обвалакивал все изображ-е предметы в единое целое.
Барокко означает 1 декорация или украшение странной, необычной формы 2 плохой вкус, чудачество, экстровагантность, противостоящие ясности, простоте пропорциональности, свойственным хорошему вкусу 3с португальского жемчужина странной формы. Бар-о основано на чувственном, образном восприятии, а рацион-е начало отсутствует. Бар-о основ-о на теории быстрого ума, интуиции, т.е. на способности пронекать в сущность отдалннейш-х предм-ов и мгновений комбиниров-ть и сводить их воедино.
В бар-о впервые найдено средство сведения в единую систему разнородных предметов живого и неживого и разнокачественных неба и земли путм изображения атмосферы, воздуха. Они как бы обвалакивали все предметы воздухом. Для худож-ков было неважно истину они открывают в своих фантазиях или нет. Главное было поразить, потрясти, удивить, ошеломить странным, необычным, никогда не встречающимся. Для этого нужно было, чтобы их образы были правдоподобными, обычными, но открывать
в них новые образы. Человек, бог и природа были поставлены на одну ступень, в один ряд, т.к. все они были способны к творчеству и наделены гениальностью. Возникает проблема меры С одной стороны они считали, что не должно быть жстких схем, ограничить творчество нельзя. С др-ой стороны фантазия должна быть ограничена какими-либо рамками, т.к. если перейти границу сказочности, фантостичности, чел-к не поверит, что это действительно, а это было очень важно.
Этот стиль очень ярко проявился в архитектуре, кот-я представлена величавыми, пышно украшенными зданиями с широким примен-ем скуптуры, большим кол-вом окон, ниш на фасадах. В целом, такие здания имеют очень сложный фасад, в кот-м очень трудно опред-ть иерархию элементов. В бар-о преобл-т органич-е формы, все здания как бы растут, причм довольно произвольно. Их фасад это процесс. Наиб-е ярко ярко прояв-сяв дворцово-парков-х ансамблях, кот-е явл-ся синтезом
скульптуры, живописи, декоративно-прикладного ис-ва. Например, Эрмитаж Питер, Екатириненский дворец Пушкино. Архитекторы Бернини, Растрелли. В ансамблях сочет-сь элементы воды и флоры ландшафты. Живописцы Рубенс, Рембрант, Караваджо, Веласкес. Рембрант Его образы всегда не односторонни. Он изображал личность, причм неважно в каком эмоцианальном сост-ии
она наход-ся. Его интерес-л внутренний процесс духовной жизни. У него все образы всегда размыты, трудно установить чткие очертания фигуры. Его образы живут интенсивной, жизнью. Ему близко трагическое мировосприятие. Часто образы поставлены на грань между жизнью и смертью, светом и темнотой. Литература Лопе де Вега, Кальдерон, Уэбстер. Музыка
Вивальди. В конце 17в. бар-о подвергли критике за эмоциан-сть, чувствит-ть,невнимание и пренебрижение истиной. Классицизм, специфика мышления В это время конец 17в. возникает клас-зм, опирающийся на общ-во, в кот. произошла консолид-ия сил под един-ой властью монарха. Клас-зм возник во Франции. Абс-я монархия играла двойств-ю роль 1 полож-ое покончила с междоусобицами , объед-а нацию в единое целое, определила цевилизацион-й центр 2 отриц-е являлась тормозом прогресса,
т.к. допускала движение сверху вниз и творческие силы должны были подчин-ся этому принципу. Были введены худож-ые академии, как средство проведения абсолютной идеологии. А также они требовали придержив-ся единых форм. Они боролись за соблюдение чистоты форм и идей. Клас-зм счит-ся безжизненным, отриц-но относ-сь к формированию фольклорного творчества, творч-ву др-их народов, но актуализ-ли античные образы. Клас-зм должен был воспит-ть в соответств-ем идеологич-ом
направлении, оно не обязат-но должно нравиться, но должно научать в соответствующем моральном духе. Основную роль играли следующ-е понятия замысе, пропорция, цвет, выразительность, композиция. Замысел-благородный образы должны выражать общие идеи, т.е. это ис-во рацион-ое, преобладает вс логическое. Самым высоким счит-ся исторический жанр мифология, знаменитая лит-ра, библия вс это использов-сь для сюжетов. Самыми низкими счит-сь натюрморт, портрет, пейзаж.
Выразительность - ис-во отражает только высокое, совершенное в природе, вс низкое болота, фермы отвергалось вс по правилам, т.е. система поз, положений, движений, кот-я должна строго соответ-ть определнному душевному состоянию. Тела должны быть строго пропорцион-ы и подчин-ся греческому канону. Композиция группировка фигур, движения должны были выражать логические части замысла. Случайные , своеобразные черты реальной жизни рассматрив-сь как пустые подробности, отвлекающие от
главной мысли и идеи. Проблема соотнош-я личности и общества, разума и чувства, счастья и долга. Монарх играл положит-ю роль. Т.к. усилилась роль городской прослойки- экономич-й буржуазии, то она страмилась к власти, но общ-во оставалось феод-ым, была сольная аристократия. Поэтому королевская власть играла роль балланса, она уровновеш-ла противополож-е представ-я буржуазии и аристок-и. Однако личеость, свобода однозначно подавлялись, т.е. приносились в жертву долгу, идее,
а следов-но центральной власти. Даже сама жизнь чел-ка была менее ценна, чем исполнение долга. Такое мировоспр-е проявилось и в ис-ве. Основные черты клас-зма 1 рацон-зм культ разума, простоты, очевидности 2 нормативизм в отличии от бар-о и возражд-я, клас-зм показ-ет односторонние образы, в них доминирует одна страсть, одно кач-во, один хар-ер, кот-й обстрагируется от целостности личности. Героич-й хар-ер - аристократия, скупость - буржуазия, ханжество - монахи, плутовство- слуги.
3 внеисторичность проблемы своего времени рещ-сь на античном, римском материале. В клас-зме преобладали неорганич-е, кристал-е формы, доминир-ла пропорц-ть, мера, гармония, равновесие. Стиль клас-зма тяготеет к 1 завершнным формам противопол-ть бар-о 2 монумент-ти, пампезн-ти, подвлению чел-ка 3 ясности, простоте, благородству 4 уравновеш-сти композиций 5 схематизму, формализации. Клас-зм прояв-ся наиб-е ярко в архитектуре садово-парковые ансамбли
Лувр, Версаль, Питергоф. На смену деорат-ти, изломанным линиям приходят прямые, чткие линии, строгость, простота форм. Актуализ-сь открытие греческих храмов. Архитекторы Захаров- Адмиралтейство, Воронихин- Казанский собор. Лит-ра Фонвизин, Державин, Мольер, Росини. Живопись Белотто, Ватто, Буше, Пуссен. Клас-зм воспроизводит современную ему общественную жизнь, как универсальную,
нормативно расчленяя е на отдельные хар-ры и подчиняя их законам разума при использовании универсальных, античных форм худож-ой образности. Выдиляли главное. Интеллектуальное и сентиментальное направления в иск-ве просвящения. В связи с развитием мировой культуры клас-зм подверг-ся критике уже в 18в. С одной стороны продолж-ся развив-ся рационализм, а сдр-ой в противопол-ть нормативизму появляется
целостность восприятия окруж-го мира, единство чувственного и рацион-го. Источниками ис-ва просвящения явл-ся 1 рацоинализм клас-зма 2 ренессансная трактовка чел-ка, его целостность 3 принцип конкретно-историч-й детализации, образованный и разработ-й в эмпирическом реализме 17в. Просветители не использовали готовых форм, сюжетов и образов, как в возраждении. Они вс это брали из реальной жизни. Жизнь отражалась в е собственных формах.
Ведущими явл-ся 3 принцип. В рез-те были созданы яркие картины быта, нравов всех слов того общества. Общ-во 18в. наход-сь в сост-и борьбы, когда времен-е единство под абсол-й властью монарха сменяется экономич-ки окрепшей буржуазией против аристократии. Героем становится свободный гражданин, представитель буржуазии. Просветители отражали естеств-го чел-а и его разум.
Свободные люди 18в в отличие от возражд-их, уже не так всемогущи как боги, а частично, мелкие, специализированные, станов-ся более ловкими, изворотливыми, предприимчивыми. Ис-во демократизир-сь, худож-ые образы отражали даже жизнь низов общ-ва. Ведущий жанр бытовой роман в лит-ре, натюрморт, пейзаж, сцены быта, труда людей в живописи. Наблюдается разделение на 2 направления 1 интеллектуальное
Дефо, Филдинг, Вольтер-лит-ра Хогарт, Шарден нарюрморты- живопись Глюк-музыка 2 сентиментализм Голд, Смитт, Руссо, Стерн, ранний Гтте-лит-ра Пуччини, Гайдн, Моцарт-музыка Грз, Фрагонар, Рейнольдз, Гейнзборо- живопись. Интел-ое основа всего интеллект, разум, как критерий истины- основное средство ибавления от пороков общ-ва и частной жизни.
Сентимент-е возникло чуть позже интел-го, как реакция на него понацея от всех бед, критерием истины явл-ся чувства. В отличие от интел-го не создало своего худож-го метода, прояв-сь как особое умонастроение меланхоличность, чувствит-ть. Импрессионизм 19-20 вв. Сформировался во Франции в 60-70 гг. 19 века. Представители Дега, Ренуар, Писсаро, Сезанн, Моне. Основные принципы 1 замена общего частным,
2 увековечение в окончательной форме момента мимолтности, 3 воспроизведение не объектов , а всепоглощающей их атмосферы. на полотнах соотн. чистые цвета, а не смешанные. В импрессионизме утверждалось личностное начало, индивидуальность чувства, темперамент. Импрессионизм основывается на чувственном выражении. Девиз видеть, чувствовать, выражать. Стиль модерн, его история и форма образования в 19-20 вв.
Модерн формировался в 80-90 г. 19 века. В произведениях основная идея судьба человека, возможность эстетическими средствами эту судьбу исправить. Художники видят в искусстве универсальное ср-во влияния на общ-во и определение направления его развития. В модерне сокращается разрыв между массовым и индивид-м и формулируется проблема массовой к-ры. Искусство мод-ма хар-ся 1 поиском коллективного доступного всем, 2 усиливается гротескное начало. Это обусловлено тем, что художник вынужден ориентироваться на
вкусы обывателя, поэтому он иронизировал сво творчество. Модерн в свом развитии прошл 3 этапа 1 80-е г. 19 века ранний модерн. Здесь ведущей явл. английская школа. 2 90-е г. 19 в. зрелый модерн. Начало в Бельгии. 3 нач.20 века. Модерн распространяется по всему миру. Источники модерна 1 барокко, 2 готика, 3 импрессионизм.
Этот стиль проявился наиболее ярко в архитектуре, живописи, танце. Это искусство пораждало свои собств. символы 1 цветыподсолн лилии, ирисы, тюльраны 2 животныелев, олень птицылебеди, павлины 3 морские волны, пламя. Стиль модерн отлич-ся следующим 1 акцентировалось линейное начало. Линия считалась основным средством наиболее благоприятным для выражений чувств, идей, переживаний, 2 ритмичное начало, 3 склонность к деталировке и сложным формам,
4 синтез искусств, 5 повышается роль фона, 6 динамическое равновесие, симметричности нет.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |