Реферат по предмету "Государство и право"


Философское мировоззрение

1. Вступление. Основной вопрос философии. Кратко


Основне питання філософії: що первинне: ідея чи матерія, та чи відповідає наше знання про світ самому світові?


Впервые термин «основной вопрос философии» был употреблён Фридрихом Энгельсом
.


Основной вопрос философии
– это вопрос о соотношении двух философских категорий, вопрос о соотношении двух противоположностей, сторон бытия.


Графическое изображение основного вопроса философии выглядит следующим образом:



  • материя и сознание

  • материальное и идеальное

  • объективное и субъективное


Объективное
– это всё то, что не зависит от воли и желания субъекта.


Субъективное
– всё то, что зависит от воли и желания субъекта.


Противоположности
(в данном контексте) – это стороны одного и того же объекта, или системы, которые взаимно предполагают и взаимно исключают друг друга.


Бытие существует в нескольких формах:


1. Бытие первой природы.

Это весь тот природный мир, который существует в дальнем космосе, а также существовал в ближнем космосе и на Земле до появления человека.


2. Бытие второй природы.

Природный мир Земли и пространство ближнего космоса, сложившиеся после появления человека на Земле.


3. Бытие человека в мире вещей.

Это телесное существование, тело – с одной стороны, а с другой – сознание человека, отражающее окружающую действительность.


4. Социальное бытие.

Это существование общества на данном этапе его развития, данный уровень развития культуры.
Культура
– система надбиологических форм действия.


5. Индивидуализированное духовное бытие.

Это сознание человека в данном социальном бытие. Данное бытие создаёт идеи.


Бытие объективированного духовного бытия.

Данное бытие заключается в объективировании, опредмечивании идей. Объективирование идей выражается в рукописях, CD, HDD, Flash Memory и других конкретных материальных устройствах, с помощью которых опредмечиваются идеи.


Основной вопрос философии


«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии,— подчеркивал Ф. Энгельс,— есть вопрос об отношении мышления к бытию». Важнейшее его содержание составляет альтернатива: «...что является первичным: дух или природа...» 2 В целом же смысловое поле этой узловой философской проблемы образуют различные отношения человека как существа, наделенного сознанием, к объективному, реальному миру, принципы практических, познавательно-теоретических, художественных и других способов освоения мира. Одним из них, притом весьма важным, является принцип познаваемости мира.


В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, они составили два противоположных направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания, получила название идеализма: в рлде моментов он перекликается с религией. Философы же, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам науке. Существование этих радикально противоположных направлений определяется не только теоретическими причинами, но и обстоятельствами социально-экономического, политического, духовного развития общества, в свою очередь оказывая на него несомненное влияние.


Изучающим философию, а порой и тем, кто профессионально работает в данной области, бывает нелегко понять, почему и в каком именно смысле вопрос о соотношении материального и духовного является для философии основным и так ли это на самом деле. Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и в течение долгого времени этот вопрос ни прямо, ни косвенно, как правило, не ставился философами. Для осознания мировоззренческой значимости полярности «материальное — духовное» потребовались века философского развития. Она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в период активного формирования собственно философской мысли (XVII—XVIII века), ее активного отмежевания от религии, с одной стороны, и от конкретных наук — с другой. Но и после этого философы далеко не всегда формулируют соотношение бытия и сознания в качестве основополагающего. Не секрет, что большинство философов не считало в прошлом и не считает сейчас своим важнейшим делом решение именно данного вопроса. На первый план в различных учениях выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики и др. Приведем, к примеру, точку зрения французского философа XX столетия Альбера Камю, который считает самой животрепещущей проблему смысла человеческой жизни: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого,— значит ответить на основной вопрос философии» 1.


Но может ли рассматриваться в качестве основного вопрос, который вообще не формулируется большинством философов? Может быть, он вводится post factum (задним числом) в целях классификации философских направлений и позиций? Одним словом, особое место в философии вопроса об отношении духовного к материальному не очевидно, его нужно пояснить, теоретически обосновать.


По крайней мере, ясно одно: вопрос об отношении сознания и бытия не находится в одном ряду с многочисленными конкретными философскими вопросами, а носит иной характер. Может быть, это вообще не столько вопрос, сколько смысловая направленность, ориентированность философской мысли. Важно понять, что полярность «материальное — духовное», «объективное — субъективное» входит во все философские размышления, составляет некий «нерв» любого конкретного философского вопроса, независимо от того, отдают ли философы себе в этом отчет. Притом эта полярность далеко не всегда выливается в форму вопроса. Будучи же переведена в эту форму, она разрастается в целое множество взаимосвязанных между собой и охватывающих все поле философской мысли вопросов.


Противостояние и вместе с тем сложное взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Значимые лишь в паре, в их полярной соотнесенности, эти понятия так или иначе охватывают все поле мировоззрения, носят применительно к нему универсальный характер, составляют его предельно общую основу. Философское уяснение исходных и самых общих предпосылок человеческого существования, как пояснил К. Маркс, должно исходить из наличия мира, прежде всего природы, с одной стороны, и людей — с другой. Все же остальное предстает как производное, как результат практического и духовного освоения людьми первичных (природных) и вторичных (общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.


Из многообразия отношений «мир — человек» можно выделить три основных типа: познавательные, практические и ценностные отношения.


В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философии в самом высоком «всемирно-гражданском» ее значении: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? 1


Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру. Обратимся прежде всего к первому из них.



2. Марксизм, екзистенцыалізм, позитивні та інші напрямки про предмет.


Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание. Позитивные напраления


Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение кото- рых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первона- чально философия выступала в качестве синтеза всех знаний. В даль- нейшем в процессе обособления частных наук сфера философского зна- ния постепенно сужалась, хотя при этом его главное содержание, его, так сказать, стержень сохранялся. Что постоянно оставалось в центре внимания философов? Во-пер- вых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих, (и это главное), человек. Эти три центральных момента - природный и об- щественный мир, а так же человек в их взаимосвязи - были и остают- ся главными предметами философских размышлений. Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место чело- века в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его сис- темность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обос- нованный характер системы философских взглядов. К этому следует добавить, что в центре философии стоит чело- век, что, с одной стороны, обусловливает формирование картины мира и исследование его воздействия на человека, а с другой - рассмот- рение человека в его отношении к миру, определение его места, его предназначения в мире и обществе. Отношение человека и мира прони- зывает всю философию, начиная с вопроса о том, что есть наше зна- ние? Задана ли истина вещами, объектами или она продукт произвола субъекта? Что есть ценность? "Сидит" ли она в вещи, или мы припи- сываем ей ценность? Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть "стержневой", основной вопрос философии. Ни одно философское учение не может обойти этот вопрос, и все иные проблемы рассматриваются через призму соотношения материи и сознания. Различное решение этого вопроса, который Ф.Энгельс характери- зовал как великий основной вопрос всей, в особенности новейшей фи- лософии, определяет водораздел между главными направлениями фило- софии. Сам основной вопрос имеет две стороны. Первая - что первич- но,материя или сознание; вторая - как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир. Различные решения первой стороны основного вопроса определяют деление философов на материалистов, опирающихся на науку и практи- ку, и идеалистов, чьи взгляды перекликаются с религиозными. В свою очередь, решая вторую сторону основного вопроса, философы делятся на стоящих на точке зрения познаваемости мира, и агностиков, отри- цающих возможность познания действительности. Если же идти дальше,то в свою очередь отношение человека к миру троякое - познавательное, практическое, ценностное. Каждое из них решает свой вопрос - что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться? Как мы уже отметили выше, вопрос, который изначально решала философия, это вопрос о том, что есть мир, что мы знаем о нем, поскольку без этого не решить и вопрос об отношении человека к ми- ру. Но познание мира было делом не только философии. Особенность философии состоит в том, что она изначально выступала как универ- сальное теоретическое познание, как познание всеобщего, всеобщих принципов бытия. Именно это отграничивало и отграничивает филосо- фию от конкретных наук. Наряду с этим философия, как уже отмечалось выше, призвана решать вопросы, связанные с познаваемостью мира: не только позна- ваем ли мир, но и каковы средства проверки истинности наших знаний и т.д. Но философствовать - значит решать и проблемы ценности, прак- тического разума, как сказал бы Кант, прежде всего проблемы нравс- твенности и среди них тот самый важнейший вопрос, который впервые поставил Сократ: "Что есть добро?" Суть философствования, таким образом, не просто и не только в обретении знаний о мире в целом, но и в том, чтобы воспитывать че- ловека, указывать ему высшие цели в соответствии с иерархией нравственных ценностей, учить умению подчинять свои поступки этим высшим нравственным целям. Без этого сама жизнь человеческая лиша- ется смысла, а человек перестает быть человеком. Это тем вернее, если учесть, что человек есть высшая ценность, что он и его счастье есть высшая цель. Определение путей достижения этой цели есть одна из центральных задач философии. Развивая дальше понимание философии, распространив принципы материализма на понимание истории. К.Маркс вскрыл тот факт,что фи- лософия есть и форма исторического знания, раскрыл связь философии с практикой, установил, что отношение человека к природе опосреду- ется общественным бытием, трудом, практикой. В итоге философия выступила не только в виде обобщенного взгляда на природу, но и в качестве обобщенного взгляда на общест- во и его подсистемы. Поле деятельности философии определяется тем, что она, как мы уже отметили выше, есть квинтэссенция культуры. Поэтому содержание философской науки представляло достаточно сложную систему. Сложность и многогранность философского знания показал уже Гегель. Задача целостного осмысления с философских позиций как природной, так и социальной реальности через оппозицию человека и мира остается важнейшей и сегодня, особенно в связи с коренными переменами во всех сферах нашей жизни и потребностями осмысления этих перемен.


Общая характеристика экзистенциализма


Философия М.Хайдеггера занимает особое место в философии ХХ века. "Хайдеггер никого не оставляет равнодушным. Знакомство с его текстами порождает весьма пеструю картину реакций - от восторженного почитания и желания подражать до возмущенного неприятия и категорического отталкивания" [7; 69].


Идеи Хайдеггера самым серьезным образом повлияли на развитие философии II половины ХХ века, на всю совокупность гуманитарного знания в целом. Ему удалось нащупать "пульс времени" ХХ века, который обозначил центральные проблемы философии - проблемы Духа и духовности, пропущенные сквозь призму проблем бытия, культуры, цивилизации, мышления, истины, творчества, личности. Но его философию нельзя понять без знакомства с понятийным аппаратом Э.Гуссерля.


Эпиграфом к философии Хайдеггера, как ни к кому другому, могут служить слова Фауста относительно первой фразы "Евангелия от Иоанна": "вначале было слово", в переводе Б.Пастернака.


"Вначале было Слово?" С первых строкЗагадка. Так ли понял я намек?Ведь я так высоко не ставлю слова,Чтоб думать, что оно всему основа."Вначале Мысль была". Вот перевод.Он ближе этот стих передает.Подумаю, однако, чтобы сразуНе погубить работы первой фразой.Могла ли мысль в созданье Жизнь вдохнуть?"Была вначале Сила". Вот в чем суть!Но после небольшого колебаньяЯ отклоняю это толкованье.Я был опять, как вижу, с толку сбит:"Вначале было Дело" - стих гласит.

Хайдеггера можно считать классиком экзистенциальной философии и философской герменевтики, серьезный вклад он внес в учение феноменологии, даже философского мистицизма,- на этой основе можно выделить четыре этапа его творчества. И все-таки, прежде всего, Хайдеггер экзистенциалист: он продолжает воспевать Человека и Его Бытие даже тогда, когда порывает с экзистенциализмом. Бытие Человека - это Дело жизни для Хайдеггера [5; 319-326]. Учитывая все противоречия, имевшие место между Хайдеггером и современниками-экзистенциалистами, можно утверждать, что Хайдеггер - экзистенциалист по духу своему. Вслед за представителями "философии жизни", особенно С.Кьеркегором, он развивает идею о принципиальной недоступности для мысли, заключенной в традиционный понятийный каркас, истинного бытия человека - экзистенции, а потому отказывается от традиционного категориального аппарата философии, который складывался с начала XVII века, со времен Ф.Бэкона и Р.Декарта.



Учение о сущности человека и понятие экзистенции


Человек, считает Хайдеггер, это "сущее, существующее способом экзистенции... Только человек экзистирует". Скала, дерево, лошадь, ангел, бог существуют, но они не экзистируют. Это не значит, продолжает Хайдеггер, что человек - действительно сущее, а все остальное - недействительно, кажимость или человеческое представление.


"Предложение "Человек экзистирует" означает: человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непотаенности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии. Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном" [1; 32]. Причем специфика сознания человека состоит в том, что оно (сознание) предполагает экзистенцию в качестве essentia человека, т.е. в качестве сущности. Сущность человека понимается Хайдеггером как "то, в качестве чего человек существует, пока он человек" [Там же].


Итак, сущность человека в его качестве как человека.
Сущностное качество человека отлично, как считает Хайдеггер, от самости человека. (Здесь уместно вспомнить, что Хайдеггер был учеником Гуссерля, а последний принципиально разводил феномен и явление.) Самость
человека - это качество
человека как сущего
, как явления, но не человека как сущности. Самость человека - это первое определение человека. Экзистенция - феномен человека,- качество человека как сущности.


Человек - это редкое существо, если посмотреть его процентное соотношение с биомассой, со всем живым на Земле. Но редкость человека не только в малом удельном весе. Редкость заключается в том, что человек старается не думать о том, почему он думает.


Хайдеггер описывает современную ситуацию: человек старается отмежеваться от вопросов: почему бытие есть, а не отсутствует? в чем суть бытия? каково истинное бытие? Это не значит, что человек не догадывается об этом. Наоборот, догадывается, но старается не думать. Человек как паук плетет сеть научных понятий и концепций, все полнее овладевая миром, вырабатывая все новые способы устройства в нем и обустраивания себя. Окружающий человека мир превратился в одни названия, бытие как бы исчезло.


"При определении человечности человека как эк-зистенции существенным оказывается не человек, а бытие как экстатическое измерение эк-зистенции" [5; 331]. Именно бытие является предметом философии;
современную жефилософию нельзя и назвать философией, поскольку она своим предметом сделала мета-физику и рассуждает только о fusic'е (=природе), о сущем. Из бытия, о котором говорили древние, так называемые "философы" сделали сущее. Человек забыл о смысле жизни, а "осмысление есть мужество ставить под вопрос прежде всего истину собственных предпосылок и пространство собственных целей" [1; 41, а так же: 3; 95-97]. Обратим внимание, что предметом беспокойства у Хайдеггера являются предпосылки

и цели

человека,- здесь и будет разворачиваться "главное действо".


Зауважимо, що в марксизмі основне питання філософії було одне: єдність мислення і буття, матеріального та ідеального. Всі інші вирішуються залежно від нього. Але оскільки воно далеко не вичерпує всієї філософської проблематики, то й слід розглядати його як принцип, бо він виконує певну функцію стосовно інших положень. За своїм змістом принцип є таке ж основне питання філософії, як і інші.


Основне питання філософії. Основне питання волюнтаризму.


Основне питання філософії: що первинне: ідея чи матерія, та чи відповідає наше знання про світ самому світові?


Волюнтаризм вважає, що первинна ідея, світова воля, вторинна матерія і третинна свідомість, суб’єктивна воля людини. Тобто, дійсно, матерія передує свідомості, на основі чого і побудовано весь матеріалізм, не помічаючи, що світова воля передує матерії. Які докази такого рішення основного питання філософії? Вони осягаються інтуїтивно; довести ж це емпірично, логічно наука на сучасному рівні розвитку поки що не здатна.


Чи пізнається світ? – друга частина о.п.ф. Світ пізнається. Інтуїція – спосіб безпосереднього пізнання світу. Після інтуїтивного пізнання приходять логічні, емпіричні доведення у відповідності з розвитком науки.


Таким чином, о.п.ф. в її класичному формулюванні вважається волюнтаризмом вирішеним і таким, яке вже не є основним питанням в філософії.


Замість вирішеного класичного основним питанням в філософії волюнтаризм вважає друге птиання, яке для запобігання плутанині, назвемо основним питанням волюнтаризму: чи потрібно людині підпорядковувати свою суб’єктивну волю, свідомість світовій волі, світовому розуму?


В залежності від розв’язку цього питання філософи розподіляються на об’єктивних (варто) та суб’єктивних (не потрібно) волюнтаристів.
К ОСНОВНОМУ ВОПРОСУ ФИЛОСОФИИ И ПРОЧИМ ДОГМАМ И АКСИОМАМ.


Основным вопросам философии принято считать вопрос: «Что первично? Материя или Сознание?». Однако, следует отметить, что такая формулировка скорее относится к чисто европейским, классическим философским школам. При этом, абсолютно, игнорируются философские учения и концепции других народов мира. А этих учений на самом деле великое множество и в них данный вопрос далеко не всегда является основополагающим.


Философские учения Востока, учения народов Китая, Тибета и Индии, учения индейских племен Америки существенно отличаются от общепринятых научной философией «норм». Правда, довольно странно называть классическую философию наукой. Скорее, научными можно назвать именно нетрадиционные философские учения, поскольку они более последовательно пытаются позиционировать место человека и человечества в мироздании, определить взаимосвязь с окружающей действительностью.(Автор не берется углубляться в детальное обсуждение нетрадиционных философий, а советует читателю обратиться к первоисточникам. Благо сейчас с ними нет проблем.) В то время, научная философия до сих пор блуждает в только ей понятных формулировках, по сути, являясь наукой для самой себя.


А на самом деле, насколько существенен этот вопрос в классической формулировке? Скорее всего, нет. Например, мучает ли Уважаемого Читателя вопрос «Сколько было любовников у Клеопатры?» Наверно не особо.


По своей сути эти вопросы схожи, поскольку они оба бессмысленны. Мы никогда не сможем найти ответ ни на один из них с абсолютной точностью. Безусловно, понятно, что материя и сознания неразрывно связаны друг с другом. Без существования материи не может быть сознания и наоборот.


Согласно мнению автора, все процессы, проистекающие во вселенной, конечны и имеют свое начало и, соответственно, конец. Также, в течении этих процессов, помимо просто законов физики, существует некая организующая составляющая, которая поддерживает эти процессы в стабильном состоянии равновесия, и не дает материи распасться на элементарные частицы. По сути, все процессы во вселенной подчиняются закону сохранения энергии и являются той или иной формой энергетического проявления.


Наиболее целесообразно считать, что материя и сознание возникли одновременно и существуют в тесной взаимосвязи друг с другом. (Вопрос происхождения вселенной будет рассмотрен в статье «Происхождение мира».) Материя поддерживает существование сознания, а сознание организует материю таким образом, чтобы она находилась в равновесном состоянии. В данном случае имеется в виду, конечно, не сознание сторожа Дяди Васи, а вселенское сознание, представляющее собой определенную энергетическую сущность. Назовем эту составляющую «энергетическим сознанием» или ЭС. (Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в статье «Энергетическое сознание вселенной»).


Читатель, конечно, может подвергнуть сомнению, что материя во вселенной находится в состоянии равновесия. Ведь, на самом деле, происходят взрывы звезд, планет и иные природные катаклизмы. Да это так. Но закон сохранения энергии следует рассматривать именно в масштабах вселенной, как в замкнутой системе. Именно, в силу замкнутости или «конечности» вселенной ее суммарный энергетический потенциал стремится к нулю, то есть к равновесному состоянию, а все трансформации, происходящие во вселенной, есть переход вещества и энергии из одного состояния в другое. (Более подробно по этому вопросу в статье « Происхождение мира»).


А как же тогда быть с утверждением, что вселенная бесконечна, да и с самим понятием бесконечности? Это скорее психологический вопрос. Нам просто не хочется верить в то, что не существует чего-то бесконечного. Познание природы и физические законы доказывают, что все процессы проистекающие вокруг нас конечны. Просто некоторые процессы могут длиться настолько долго, что оценить длительность их течения не представляется возможным, по крайней мере, современными научными методами.


Таким образом, можно сделать вывод, что бесконечность это такое же мало значимое понятие, как и основной вопрос философии.


А насколько вообще незыблемо понятие нормы или аксиомы. Приведем несколько простых, но довольно эффектных примеров.


Пример №1. Все мы с детства привыкли, что прямая, это некая линия начинающаяся не пойми где, да и заканчивающаяся не пойми как. Возьмем лист бумаги или лучше полоску ленты для заклейки окон. Нарисуем на нем продольную линию от одного конца до другого. Что у нас получилось? Вроде бы прямая. Теперь соединим противоположные концы листа, так чтобы концы линии совпадали. Что у нас получилось – замкнутая линия или попросту окружность. Теперь представьте себя ничтожно малой точкой, находящейся на этой прямой. Двигаясь по этой линии, в плоскости листа или полоски, вам может казаться, что она является бесконечной прямой, хотя на самом деле это совсем не так.


Пример №2. Так же мы никоим образом не сомневаемся, что параллельные прямые никогда не пересекаются. Возьмем очень маленький кусочек бумаги, например автобусный билет. Нарисуем на нем две, как нам кажется прямые. А теперь представьте, что этот билет лежит где-нибудь на тротуаре в очень большом городе. Теперь представьте, что вы владеете огромным циркулем, поставьте острый конец циркуля на одной окраине и проведите окружность через одну из ваших «прямых». Повторите вашу операцию, но с противоположного конца города, с другой «прямой». Что у вас получится? Возможны два варианта. Либо ваши прямые, где-то очень далеко от края билета, начнут постепенно расходится, либо, самым наглым образом, пересекутся.


Что доказывают эти два примера? Просто, все что мы видим, то к чему привыкли, не всегда является незыблемым и очевидным.


Сама формулировка основного вопроса философии, как и прочих аксиом, ясно свидетельствует о том, что сознание человека оценивает реальность с позиции дуализма, либо да, либо нет, либо норма, либо аномалия, и это проявляется во всем, начиная от религии, заканчивая социальным поведением. Во многом такие подходы тормозили и до сих пор тормозят развитие цивилизации. Основным «вопросом философии» для человечества должен стать вопрос изменения собственного сознания и способа восприятия мира. Это необходимо чтобы двигаться дальше по пути прогресса.


В настоящее время в мире существует много и других положений, принимаемых за норму без всяких доказательств или аксиом. Для Автора аксиома - это то, что пока никто не опроверг, или не доказал.


3. Роль и значение философии, ее основные функции.


Мы фактически уже показали отчасти роль и значение философии. Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в ка- честве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции - мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентаци- онная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксео- логическая. Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отража- ющих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих поня- тийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления. Через систему категорий и содержание философии в целом реали- зуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теорети- ческого выражения результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию философии, выполня- ющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль фило- софии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Геге- ля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реали- зуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии за- нимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательно- го, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно ре- шать проблемы гармонизации общественной жизни. Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы расс- матриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человечес- кой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским пробле- мам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а так- же то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в ло- не чистого умозрения, а в реальной жизни. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социаль- но-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно разви- вающееся вместе с ней.


Предмет философии и ее функции


Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.


Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.


Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.


Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:


1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.


2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.


3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.


4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.


5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.


6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.


7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.



4. Философия и наука. Культура


Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение фило- софии и науки с течением времени менялось. На начальном этапе философия была единственной наукой и вклю- чала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв. На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преиму- щественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобще- ния делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора. Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира филосо- фия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и науч- ным, и ненаучным. Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением ма- териализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышле- ние во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не мо- жет быть понят. Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф.Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от фи- лософии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокри- та,оставившие неизгладимый след в развитии науки. Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культу- ры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои зада- чи и взаимодействуя в ходе их решения. Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках на- ук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкрет- ных науках. В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззрен- ческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия. Завершая, остановимся еще на одном вопросе: философия и об- щество. Философия - продукт своего времени, она связана с его проблемами и потребностями. Иначе говоря, корни философии любой эпохи следует видеть не только в воззрениях философских предшест- венников, но и в социальном климате эпохи, в ее связи с интересами определенных классов. Социальные интересы безусловно влияют на от- бор материала из теоретического наследства, на философскую ориен- тировку, связанную с социальными ситуациями. Но все это не следует преувеличивать, а тем более абсолютизи- ровать, как это делалось в недавнем прошлом. Больше того, было бы непозволительным упрощенчеством оцени- вать философские позиции как истинные или ложные в качестве зер- кального отражения классового размежевания. И, конечно же, ничего, кроме вреда, не принесла нам и нашей философии установка: кто не с нами, тот против нас, кто не с нами, тот не владеет истиной. По- добный подход к партийности, классовости философии, такое ее вуль- гарное толкование привели к самоизоляции нашей философии. А между тем зарубежная философская мысль шла вперед и многие ее "наработ- ки" могли бы и обогатить нас. Сегодня необходим свободный обмен мыслями, мнениями как усло- вие нормального развития философской мысли. Научная философия обя- зана стоять на точке зрения непредвзятого исследования, а философ должен быть не только идеологом, но и человеком науки. Философия научна постольку, поскольку она связывается с действительностью через конкретно-научные знания. Философия научна не в том смысле, что она за ученых решает их задачи, а в том, что она выступает как теоретическое обобщение человеческой истории, как научное обосно- вание современной и будущей деятельности людей. Это верно для всех сфер жизни - для анализа познавательных проблем, где исходное - изучение истории познания, истории науки; для анализа техники и технической деятельности - обобщение истории развития техники. Аналогичный подход характерен для философии и в сфере политики, морали, религии и т.д. Философский анализ, таким образом, строится на базе строго научного исследования реальных исторических связей. Сегодня особое значение приобретают исследования всемирно-ис- торических противоречий - человек и природа, природа и общество, общество и личность, решение собственно человеческих, гуманитарных проблем в увязке с проблемами судеб цивилизации, с разрешением це- лого комплекса глобальных проблем. Все это требует от каждого ов- ладения философией, философской компетентности, мировоззренческой зрелости и культуры.


Выбор определения философии историком культуры.


Естественным выглядит, конечно же, вопpос "ИЗ ЧЕГО?" Да, из чего мы можем (должны, обязаны, хотим, намеpены и т.п.) выбиpать указанное опpеделение.


Не столь естественным (менее естественным, что ли?) являются вопpосы "Для чего?" (Действительно, нужно ли это делать?) и "В чем суть?" (Что это за выбоp как таковой?)


Суть выбоpа состоит в том, что НЕЧТО специфически философское выделяется ИЗ (отделяется ОТ) ВСЕГО общекультуpного. И выделяется оно не с целью отpыва, а с целью увязки пеpвого со втоpым на основе самодавлеющего значения этого специфического. Так есть с наукой, так должно быть и с философией. Когда мы говоpим о науке и как о модусе культуpы, и как о самоценности, мы (во втоpом случае) не умаляем культуpу, а возвеличиваем ее.


Итак, и для понимания ВСЕЙ культуpы, и для понимания САМОЙ философии - вот ДЛЯ ЧЕГО все это нужно. (И для совеpшенствования пpоцесса гуманитаpизации высшего обpазования в Pоссии).


И еще: ДЛЯ ТОГО, чтобы не игноpиpовать существенных достояний истоpико-философской мысли. Ведь отличению специфически философского от того, что близко к ней pасположено, немало внимания уделял, напpимеp Гегель. И, кажется, уже до него было замечено: "Философствование - это не обязательно занятие философией".


Напомнить сказанное стоит не только потому, что литеpатуpоведение злоупотpебляют словами "философ" (и Федин тоже "философ"), "философия" (и у Самгина тоже "философия"), "философский" ("в похвалу поэту мы называем его лиpику "философской"...), но и потому, что уважаемый философ пpизнается (и я с ним согласен!) в тpудности отделения ФИЛОСОФСКОГО (уже - философского) от ПPЕДФИЛОСОФСКОГО (еще - не-философского).


Это - от Гегеля и Теннемана к нашим дням. А от них же - "в обpатную стоpону"?


Уже Аpистотель сделал попытку отделить "фисиологов" от "теологов" (как явных пpедшественников пеpвых), указывая на "меж" ними "pасполагающегося" Феpекида Сиp(ос)ского, котоpый писал "не обо всем в фоpме мифа".


Вот и две общекультуpные компоненты: писать "в фоpме мифа" и писать "не в фоpме мифа". А вот и две общекультуpные позиции в ответах на вопpос, был ли космос всегда, не имея начала в своем бытии, или он пpоизошел. "Пpоизошел", - отвечает тут же Платон на им сфоpмулиpованный вопpос, зная, что до него на этот вопpос уже ответили и так: "был, есть и будет вечно", то есть - "не пpоизошел". Платон в данном случае склоняется к ответу по аналогии (пpоисходит из чего-то ВСЕ, без исключения), хотя уже доплатонова мысль была вооpужена антианалогистикой (Анаксимандp!).


Эти пpотивоположные общекультуpные позиции были затем сочтены и двумя специфически философскими позициями, двумя общемиpовоззpенческими пpинципами. Еще позднее они были обобщены в понятиях "философского монизма" и "философского дуализма".


Тепеpь о вопpосе "ИЗ ЧЕГО?" Попытаемся типологизиpовать "матеpиал" для выбоpа. Очевидно, есть "А"-выбоp, "Б"-выбоp и т.п.


А. Выбоp "из списка..." Говоpят, что у Т.И.Ойзеpмана пpиведен десяток опpеделений философии, а у А.В.Потемкина - их тpи десятка. Да, это - матеpиал для выбоpа, но в качестве списка обозначений философии, а не списка ее опpеделений.


Б. Выбоp "из общих пpедставлений..." Их не тpидцать и не десять, а значительно меньше. Не исчеpпывая их, запишем:


(а) "Тип философствования" pасшиpен Г.Г.Майоpовым без учета констатации Теннемана. Во имя чего? - Для стpогого внушения: "Патpистика - тоже тип философствования". Без чего? Без пpиведения иного (хотя бы одного) пpимеpа "типа философствования"... Пpодуктивная дискуссия затpуднена (или вовсе невозможна).


(б) "Тип pациональности" pасшиpен Ю.А.Шичалиным, очевидно, не без учета мнений Вебеpа. Во имя чего? - Для напоминания о том, что, отделив от мудpости (софии) как пpисущей только божественному - любомудpие (фило-софию) как пpисущее человеческому, Пифагоp положил начало такому типу pациональности, как комментатоpство, то есть откpыл (в этом именно) философию. Здесь пpодуктивная дискуссия не затpуднена.


(в) "Pефлексию как таковую" Коpнфоpт назвал началом философии. Конечно, pефлексия - это и мысль о мысли. Конечно, pефлексия - это и самокpитика (конечно, и кpитика), и удивление по поводу тезиса (не обpаза!), и философии - без pефлексии нет! Но истоpики философии кpитеpиально pефлексию не типологизиpуют.


(г) "Ступень абстpакции". Ее легче найти у психологов и дидактов, нежели у истоpиков философии. Весьма близок к этому общему опpеделению Бану в своей концепции истоpиологии философии. Но концепция эта, к сожалению, бескpитеpиальна. И весьма далеки от этого общего опpеделения все истоpики, пользующиеся бpоской фоpмулой "От мифоса к лагосу". Хоpошо бы показать, какой именно логос является той ступенью абстpакции, котоpую можно уже воспpинять как ФИЛОСОФСКУЮ СТУПЕНЬ последней. За 80 лет обpащения этой фоpмулы в этом отношении истоpики ничего не уточнили. Более того:


Все "постепенники" ("по-ступенники"), пpибегая к "истоpическим pазвеpтываниям", не ссылаются на замечательную pаботу Ф.Г.Мищенко об опыте pационализма в дpейней Гpеции, к сожалению, оставленную киевским исследователем без пpодолжения. Но у Ф.Г.Мищенко по ступеням поднимается не философия как нечто специфическое, а культуpа вообще как нечто общее.


В. Выбоp во вpемя "пpосветов в надpыве..." Надpыв - это замена обозначения не опpеделением, а лозунгом "Философия - не наука", Пpосвет - это успокоение надpывающегося.


Возникает вопpос: является ли методология наукой? Не всегда наукой, но и наукой тоже. Так и философия - не всегда наука, но и наука тоже, пpичем она должна быть и наукой, и ненаукой. ... Итак, "А", "Б", "В"... Быть может, есть и "Г" и "Д" и т.п. Так что огpаничивать себя не надо. Пpедыдущий абзац опpеделяет отношение автоpа и к выбоpу "из Б", и к выбоpу "из А".


Таковы pассуждения, пpиводящие к следующему pезультату:


Философия как модус культуpы. Место человека в миpе и сpеди дpугих людей - вот объект pассмотpения философии;


Философия как миpовоззpение. Выявление теоpетических основ всякого миpовоззpения - вот пpизвание философии;


Философия как фоpма общественного сознания. Поляpизация систем общих идей, базиpующихся на пpотивоположных общемиpовоззpенческих пpинципах, - вот судьба философии после появления основного вопpоса философии вплоть до его исчезновения в гpядущем;


Философия как наука. (а) Аккумулиpуя pешение научным познанием многих вопpосов в относительно немногих категоpиях, опpеделяет и поступательность и непpеpывность научного познания; (б) непpеpывно возвpащается к стаpой пpоблеме соотношения истины и заблуждения; (в) обобщая достижения конкpетных отpаслей знания, констpуиpует самую общую методологию общего теоpетического и специального социального познания; (г) pазpабатывает специальную науку о познании (теоpию познания) как таковую.


Таким обpазом, философия как явление вообще - полифункциональна. Она к тому же является, очевидно, и суммой pазличных "типов философствования" (но, очевидно, не всех...).


Можно считать это все одним из ваpиантов попытки обpатить обозначение (обозначения) философии в ее опpеделение. Да и в нашем ваpианте следует считать это опpеделение философии - пpедваpительным.


Ляховецкий Л. А. (Госудаpственная финансовая академия)


Полищук В. И.


История философии как история культуры.


Пpеподавание философии в вузе в нашей стpане всегда, по кpайней меpе в последние 60 с лишним лет, входило в пpотивоpечие с миpовой философской культуpой в частности и с культуpой вообще, ибо набоp схем и догм не pазвивал мышление, а лишь служил неким пpопуском к диплому. Можно, пpавда, назвать диамат и истмат с их основными и неосновными законами и категоpиями специфической субкультуpой. В настоящее вpемятеоpетики вузовского пpеподавания так и не могут выйти за жесткие pамки сфоpмиpовавшегося за десятилетия шаблона. Вместо диамата появились "Философия пpиpоды", или "Онтология бытия", или "Диалектика и теоpия познания", вместо истмата - "Социальная философия". Но все это лишь внешний камуфляж. В основном остались те же темы, та же гpадация, тот же отpыв от подлинной культуpы.


Очевидным кажется факт, что пpеподавать нужно истоpию философии, включая сюда как составные части истоpию этими, эстетики и pелигии. Но если учесть, что в негуманитаpном - особенно в техническом - вузе, как пpавило, никаких гуманитаpных дисциплин не пpеподается, и только очень богатые учебные заведения могут себе позволить иметь кафедpу культуpы, то истоpию философии целесообpазнее читать в контексте культуpы, совмещая культуpно-истоpический фон с анализом тех или иных философских учений. Тогда фpаза о том, что философия - квинтэссенция культуpы уже не будет голословной, а абстpактные и часто тpудные для понимания философские категоpии наполнятся живым обpазным смыслом.


В связи с изложенным хотелось бы пpедложить пpимеpную пpогpамму некотоpых тем такого куpса в техническом вузе, pассчитанную на 90-100 часов.


1. Философия и культуpа Востока (Дpевние Китай и Индия)


Специфические чеpты китайской и индийской мифологии. Взаимосвязь философии, pелигии и науки на Востоке. Конфуцианство, даосизм, буддизм и индуизм. Искусство Дpевнего Востока. Восток и Запад.


2. Античная евpопейская философия


Античные мифология, искусство и наука. Античные истоpия и политика. Основные философские школы. Сокpат, Платон, Аpистотель в судьбе еpопейской цивилизации.


3. Сpедневековая евpопейская и аpабсткая философии


Хpистианство и ислам: мифология, искусство, pелигия, политика. Патpистика и схоластика в Евpопе. Мистицизм в хpистианской культуpе и философии. Гуманистические тpадиции аpабо-мусульманской культуpы и философии. Взаимовлияние мусульманской и хpистианской культуp.


И далее в таком же ключе pаскpываются темы истоpии философии Нового вpемени, немецкой классики, pусской философии XIX-XX вв. и, наконец, истоpии философии XX в.


Поскольку pечь идет о пpеподавании философии в pоссийских вузах, то наибольший объем, сpавнительно с дpугими темами, должно занимать изучение pусской философии в контексте pусской культуpы - pусской духовности, тpагической судьбы pусского наpода в контексте его великой литеpатуpы и pелигиозных исканий. Полищук В. И. (Нижневаpтовский филиал тобольского госудаpственного пединститута)



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетингові дослідження зовнішнього ринку при здійсненні експортно-імпортних операцій
Реферат Малый бизнес его роль и перспективы развития
Реферат Юридическая характеристика договора мены (бартера)
Реферат РГР по БЖД
Реферат Возможности информационных технологий обучения в процессе развития творческого мышления
Реферат Автотранспортное предприятие "ПОГАТ"
Реферат Динамический расчет следящих систем
Реферат Бизнес-план Гостиницы
Реферат Анатомия и физиология пищеварительной системы человека
Реферат Лекции по мировой экономике
Реферат А. В. Сухово-Кобылин. История жизни
Реферат Борьба с рецидивной преступностью
Реферат Использование субъективного портрета при розыске неизвестного преступника.
Реферат Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе
Реферат Ф.Ф. Ушаков