Реферат по предмету "Разное"


1. Государство в политической системе США

Л.Н.ГарусоваСОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В США И КАНАДЕКонспект лекцийТЕМА 1. Государство в политической системе США.Лекция 1. Американское государство: форма правления и принципы организации власти.1. Американское государство: место в политической системе, форма правления, принципы организации и функционирования власти.2. Законодательная власть в США.1. Американское государство: место в политической системе, форма правления, принципы организации и функционирования власти. Политическая система любого общества связана с властными отношениями и управленческими процессами, значимыми для него. ^ Политическую систему следует рассматривать как совокупность формальных и неформальных организаций, создаваемых как господствующей социальной группой, так и группами ей противостоящими. Среди политических структур выделяются такие институты, как государство, партии и общественно-политические организации. Основная функция любой политической системы - обеспечение стабильности, эффективного регулирования социальных процессов и управляемости общества.^ Политическая система общества - это совокупность политических институтов (государства, партий и общественно-политических организаций), норм (конституции, законов, подзаконны актов), отношений и идей (политических теорий и идеологий), обеспечивающая стабильное функционирование общества. Важнейшим политическим институтом любого общества, во многом определяющим его политический режим в смысле демократичности или недемократичности, является государство. Американское государство в этом смысле не является исключением.Принципы организации и функционирования американского государства были заложены еще в Конституции США 1787 г. и на протяжении более, чем 200-летней истории этой страны они демонстрируют свою жизнеспособность. Соединенные Штаты являются по форме правления президентской республикой, а по форме государственного устройства - федеративным государством. Особенность президентской республике состоит в том, что функции главы государства и главы исполнительной власти не разделяются. США являются классической президентской республикой, в которой президент сочетает полномочия главы государства и главы правительства, которое он формирует. Президент не имеет право распускать высший законодательный орган страны - Конгресс, а последний лишен возможности выразить вотум недоверия правительству. В США высшим законодательным органом является парламент - Конгресс; высшим органом исполнительной власти Президент и правительство (Кабинет); высшим органом судебной власти - Верховный суд. Принципы государственного управления: 1) принцип разделения властей, т.е. все три власти отделены друг от друга и различаются по своим задачам; 2) принцип равенства властей, т.е. все ветви власти равноправны, никакая из них не может претендовать на доминирование над другими; 3) принцип “сдержек и противовесов”: каждая из ветвей власти осуществляет контроль за возможными превышениями полномочий со стороны других властей. Все вместе это создает сбалансированную систему государственной власти.2. Законодательная власть в США. В соответствии с классической теорией либеральной демократии (Дж.Локк, Ш.Монтескье) законодательная власть воспринималась наиболее значимой, особенно в начальный период формирования демократического государства, поскольку она представляет народ и его интересы, напрямую им же и избираясь. Идеи либерализма нашли отражение в практике формирования законодательных органов власти после победы Американской революции. Так, статьи Конфедерации 1781 г. из трех ветвей власти зафиксировали создание лишь одной - законодательной в лице Конгресса. Исполнительная власть была не более, чем ее придатком. Об особой значимости законодательной власти в новом государстве свидетельствует и тот факт, что именное ей была посвящена первая статья Конституции Соединенных Штатов. Конституция США весьма подробно расписывает структуру и функции высшего законодательного органа страны. Конгресс США состоит из Сената и Палаты представителей. Палата представителей избирается на два года, в настоящее время - в количестве 435 человек, Сенат – из 100.Полномочия Конгресса в большинстве своем сформулированы в восьмом параграфе первой статьи Конституции. Среди них право: 1. Устанавливать и взимать налоги. 2. Делать займы для пополнения государственной казны. 3. Устанавливать правила и ограничения в торговле между штатами и во внешней торговле. 4. Устанавливать единообразные правила натурализации иностранных граждан. 5. Чеканить монету, устанавливать курс денег и определять наказание фальшивомонетчикам и т.д. Наиболее значимым является право принимать все законы, необходимые для проведения Конституции в жизнь, которое предоставляет огромные полномочия Конгрессу. Однако на практике оно неоднократно уравновешивалось и ограничивалось действиями остальных ветвей власти.^ Лекция 2. Роль исполнительной и судебной ветвей государственной власти в политической жизни США.1. Исполнительная власть в президентской республике.2 .Судебная власть в системе разделения властей.1. Исполнительная власть в президентской республике. Исполнительная власть в США представлена на федеральном уровне президентом и Кабинетом (правительством); на местном - губернаторами штатов, мэрами городов, а также местными органами самоуправления (муниципалитетами и т.д.). Президент является одновременно главой государства и главой исполнительной власти. Глава государства, правительства и главнокомандующий вооруженными силами США - президент, избираемый сроком на 4 года путем формально косвенных (коллегией 538 выборщиков), но фактически прямых выборов. Президентом США может стать гражданин, рожденный в США, не моложе 35 лет, проживший в США не менее 14 лет. Вступление в должность - 20 января, следующего за ноябрем - месяцем проведения президентских выборов. Жалование президенту выплачивается из федерального бюджета, что подчеркивает его статус государственного чиновника, нанятого (избранного) обществом для выполнения определенных функций. В 1789 г. Конгресс первого созыва в первом же законе установил жалование первому президенту Дж.Вашингтону в размере 25 тыс. долл. в год.. В настоящее время жалование президента Дж.Буша-младшего составляет 400 тыс. долл. в год, облагаемых налогом. Дополнительно к ним - 50 тыс. (не облагаемые налогом) на различные расходы, плюс 100 тыс. долл., не облагаемые налогом, на поездки и 19 тыс. - на официальные приемы. Главная обязанность президента США - быть гарантом Конституции и обеспечивать исполнение законов, принятых Конгрессом. Полномочия и права президента США: - предлагать законопроекты на рассмотрение Конгресса; - право отлагательного вето, т.е. право налагать вето на законопроекты Конгресса и возвращать их на доработку и новое принятие (по усложненной процедуре в две трети голосов) в Конгрессе; - назначать федеральных судей; - назначать глав федеральных министерств и управлений, а также других высших федеральных должностных лиц; - назначать представителей США в иностранных государствах; - вести официальные отношения с другими государствами, т.е. участвовать в формировании и осуществлении внешней политики страны; - выполнять функции главнокомандующего вооруженными силами США, соответственно - право вести войну и отражать внезапное нападение, а также направлять за границу воинские контингенты для ведения боевых действий; - право помилования обвиняемых, нарушивших законы США. Таким образом, президент США обладает широкими полномочиями не только в сфере исполнительной, но также законодательной и судебной власти.Правительство. Президент США является главой правительства, которое он же сам и формирует. Однако в Конституции не обозначены структуры правительства и исполнительное управление (администрация) президента. Кабинет министров, федеральные административные ведомства формируются, функционируют и изменяются в зависимости от складывающейся практики. 4.Судебная власть в системе разделения властей. Судебная власть в США - третья ветвь государственной власти - осуществляется через систему судов, возглавляемую Верховным судом и включающую подчиненные ему суды во всех частях страны. Статья 3 Конституции США формулирует основу федеральной судебной системы: “Судебная власть Соединенных Штатов будет принадлежать Верховному суду и тем низшим судам, которые Конгресс может время от времени учреждать и создавать. Судьи, как Верховного суда, так и низших судов, будут сохранять свои должности до тех пор, пока ведут себя безупречно, и будут в определенные сроки получать за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено, пока они состоят в своей должности”. По мере роста населения США соответственно менялось количество судебных округов, равно как и количество судов. Так, в 1999 г. насчитывалось уже 94 федеральных судебных округа США, причем в каждом штате находится по крайней мере один окружной федеральный суд. В 1999 г. окружные федеральные аппеляционные суды охватывали 12 регионов: 11 пронумерованных регионов, каждый из которых включал территорию не менее, чем трех штатов и 1 федеральный аппеляционный суд США в округе Колумбия, где заслушиваются дела, затрагивающие также и правительство. Специальные суды: 1. Федеральный Претенциозный суд США рассматривает финансовые иски против США; 2. Суд США по международной торговле выносит решения по гражданским делам против США, федеральных учреждений и граждан, связанным с международной торговлей. 3. Аппеляционный суд США в системе федеральных судов занимается аппеляциями первых двух специальных судов, а также аппеляциями из всех федеральных окружных судов по делам патентного законодательства. Верховный суд США стоит на вершине федеральной системы и состоит из 9 судей, которые проводят слушания дел и принимают решения по ним. Судей Верховного суда (равно как и федеральных судей) пожизненно назначают совместно Президент и Сенат. Отстранение верховных и федеральных судей от должности осуществляется судом импичмента. Верховный суд является главным органом конституционного (и судебного) надзора США. Его решения по вопросам истолкования Конституции являются окончательными и обязательными для всех государственных органов. Лекция 3. Федерализм как форма государственного устройства США1. Сущность и принципы американского федерализма.2. Роль местных органов власти в США: власти штата.1. Сущность и принципы американского федерализма.Федерация (от позднелат. - союз, объединение) - форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований объединяются и создают одно союзное государство. Территория федерации состоит из территорий государственных образований, входящих в нее. Каждое их этих образований имеет право на свою конституцию, правовую и судебную системы. Полномочия между федерацией и входящими в нее субъектами разграничиваются единой (федеральной) конституцией. США - федеративная республика, состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. В федеральную систему в порядке соподчинения, помимо данных структурных компонентов, также входят более мелкие единицы, такие как штатные округа (в некоторых штатах они называются графствами), города, поселки и т.д. Все они - от штата до самого небольшого поселения - имеют свои органы власти, составляющие федеральную систему управления. Государственное управление в каждом штате строится на принципе разделения властей, закрепленном в конституции. Законодательная власть в штатах принадлежит законодательному собранию, исполнительная - губернатору и администрации, судебная - судам во главе с верховным судом штата. Таким образом, структура государственной власти на местах (в штате) фактически повторяет структуру федеральной государственной власти.^ Принципы американского федерализма:Главный принцип: все, что не закреплено за федеральной властью входит в компетенцию штатов. Федерализм предполагает разграничение полномочий федеральных органов власти и субъектов федерации - штатов. Штаты, как субъекты федерации, обладают всеми полномочиями, которые не оговорены в качестве прерогатив центрального правительства. 3. Приоритет федеральной правовой системы над правовой системой штатов. Судьи в штатах обязаны в случае противоречия закона или конституции штата федеральным правовым нормам, применять последние. Суверенитет штатов, как государственных образований, ограничен. Правительство США имеет право вмешаться, в том числе и насильственным способом, в дела штата, в случае наличия угрозы государственной власти. 2. Роль местных органов власти в США: Власти штата. Структура государственного управления в штатах представлена органами законодательной, исполнительной и судебной власти. В этом смысле государственная власть в любом штате и на местах схожа с общенациональной. ^ Законодательная власть штатов США отличается поразительным единообразием, за исключением отдельных особенностей, присущих тому или иному штату. Так, законодательные органы (конгресс, законодательное собрание, легислатура и т.д.) всех штатов состоят из двух палат: верхней, именуемой Сенатом и нижней, называемой Палатой представителей, Палатой депутатов или Генеральной ассамблеей (в разных штатах - по-разному). Исключение - однопалатный конгресс штата Небраска. Почти во всех случаях нижняя палата многочисленнее верхней. В большинстве штатов срок полномочий сенаторов - четыре года, а депутатов нижней палаты - два.^ Исполнительная власть штата. Исполнительная власть сосредоточена в руках губернатора штата, который избирается населением сроком на четыре года (в штатах Нью-Гэмпшир и Вермонт срок полномочий губернатора - два года). Полномочия губернатора определены в конституции штата и во многом схожи с полномочиями президента, но на более локальном уровне. Губернатор представляет на рассмотрение законодательного органа проекты законов и может созывать специальные сессии конгресса. Губернатор назначает должностных лиц штата на руководящие посты, при этом в некоторых штатах должностные лица также должны быть утверждены конгрессом штата. Губернатор считается главнокомандующим Национальной гвардии штата. Он обладает правом помилования или смягчения приговора лицам, обвиненным в нарушении законов штата. (Любопытно, что нынешний президент США Дж.Буш-младший в свою бытность губернатора штата Техас практически не пользовался своим правом помилования преступников и оставлял суровые приговоры суда в силе). Функции вице-губернатора штата во многом схожи с функциями вице-президента (в масштабах штата, разумеется). В любом штате существует несколько ключевых постов:^ Главный прокурор штата - высший чиновник органов юстиции. Он со своими помощниками представляет штат в судах и процессах, затрагивающих его интересы. Ревизор или контролер. Это должностное лицо санкционирует или контролирует оплату всех финансовых обязательств штата. Казначей осуществляет контроль за поступлением налогов, взносов и прочих сборов. ^ Судебная власть. Структура судов штата в какой-то мере напоминает федеральную судебную систему, но действует независимо от последней. Нижняя ступень системы представлена мировыми судьями, далее следуют суды первой инстанции, аппеляционные суды и высшая судебная инстанция штата - его верховный суд. Наряду с судами общей юрисдикции во многих штатах работают специализированные суды - по наследственным делам, семейным делам, суды по делам несовершеннолетних и т д.Лекция 4. Партии в политической системе США.1. Генезис американской партийной системы.2. Современная двухпартийная система США: Республиканская и Демократическая партии. 1. Генезис американской партийной системы. В ходе исторического развития в США постепенно сформировалась двухпартийная система, ставшая частью всей политической системы. Двухпартийная система - это такая система, при которой к власти попеременно приходят только две наиболее влиятельные политические партии страны; при этом наличие третьих партий не мешает двум главным управлять. В своем развитии американская партийная система прошла ряд этапов, связанными в большинстве своем с партийными перегруппировками. 1) Период 1790-1810-х гг. - это время зарождения американских политических партий, формирования принципов их функционирования, равно как и складывания первой двухпартийной системы США. 2) Второй период развития американской партийной системы (1810-1830-е гг.) характеризовался первой партийной перегруппировкой в результате которой федералисты и демократические республиканцы Джефферсона трансформировались в новые идейно-политические образования. Демократизация политической жизни Америки заставляла политическую элиту трансформироваться. Федералисты, как партия, сошли с политической арены уже в 1810-е гг., а Республиканско-демократическая партия после ряда внутренних кризисов, имевших место в 1820-е гг. разделилась на две партии: Демократическую и Вигскую, которые составили новую двухпартийную систему. 3) Третий этап развития партийной системы США и одновременно вторая партийная перегруппировка (1850-70-е гг.) стала следствием разногласий и борьбы между капиталистическим Севером и рабовладельческим Югом по вопросу о рабстве в США. В этот период сложилась современная по форме (и составу участников) двухпартийная система США. Противники рабства из обеих партий вместе с аболиционистами из малых партий образовали Республиканскую партию. Партия Вигов после этого развалилась, а Демократическая партия консолидировалась на платформе защиты неприкосновенности рабства. 4) Четвертый этап развития американской партийной системы (1870-1920 - е гг.) характеризуется ее консервативной стабильностью. Обе партии - Республиканская и Демократическая то соперничали, то шли на компромиссы друг с другом, при этом оставаясь главными политическими акторами в партийной и политической системе США. Данный этап не однороден по своему содержанию и логично подразделяется на два периода: 1870-1890-е гг. и 1900-1920-е гг. 5) Пятый этап развития американской партийной системы, равно как и третья партийная перегруппировка началась в 1930-е гг. Для нее характерно сохранение, в целом, внешне традиционной формы двухпартийности с участием Республиканской и Демократической партий при одновременной внутрипартийной трансформации. С началом принципиальных социально-экономических изменений, начавшихся в Америке под влиянием “нового курса” президента Ф.Рузвельта, стали меняться партийная идеология, социальная и электоральная база партий, сферы их регионального влияния и т.д. С тех пор этот процесс, то затихая, то усиливаясь, перманентно имеет место в политической жизни США. 2. Современная двухпартийная система США: Республиканская и Демократическая партии. Особенности современных партий и партийной системы США: 1. Политические партии в Америке сформировались под влиянием важнейших конституционных факторов: федерализм, система разделения властей, жестко фиксированные сроки выборов и сроки пребывания у власти высших должностных лиц и т.д. 2. Коалиционный и фракционный характер американских политических партий. Высокая степень плюралистичности, (т.е. наличие в партиях и выражение ими разнообразных интересов) двухпартийной системы США, недоступная многим европейским партийным системам. 3. Отсутствие в партиях твердой партийной дисциплины. поддержки Конгресса, равно как и партии самого президента). 4. Монополия на власть двух партий, сохраняющаяся в течение двух столетий, является фактором долгосрочной политической стабильности США. Современный облик Республиканской и Демократической партий оформился, во многом, в 1930-е гг. Их поддерживают разные слои американского общества: мелкие средние, крупные предприниматели, фермеры, рабочие, интеллигенция (интеллектуалы), служащие, различные национально-этнические и религиозные группы. Республиканская партия считается более консервативной, в ней большим влиянием пользуются представители милитаристских кругов, ВПК, крупного капитала, руководства привилегированных университетов, религиозная элита преимущественно протестантских конфессий и т.д. Демократическую партию в значительной степени поддерживают представители национальных и религиозных меньшинств (например, афро-американцы и католики), демократически настроенные интеллектуалы (интеллигенция) и т.д. В целом же. принципиальных качественных различий в социальном составе электората обеих партий нет. В 1980-90-е гг. в Республиканской партии (период президентства Р.Рейгана) оживились консервативные взгляды относительно ограничения вмешательства государства в экономику и социальную сферу общества. Демократическая партия в 1980-1990-е гг. по-прежнему признавала необходимость государственного регулирования экономики при использовании механизмов саморегулирования рынка.Лекция 5. Группы интересов и лоббизм в американской политике.Место и роль «групп интересов» в политической жизни США.Лоббизм в США.Место и роль «групп интересов» в политической жизни США. Конституция США создала правовую основу для организационного оформления групповых интересов и их доступа к политическому процессу. Первая поправка к Конституции (Билль о правах) гарантирует свободу слова, собраний и право граждан обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб. Правда в ней прямо не сказано о праве на объединение в союзы или свободу ассоциаций, но по решению Верховного суда такая свобода “на протяжении долгого времени считается подразумеваемой положениями о свободах слова, собраний и петиций”. Группы интересов насчитывают долгую историю, но подлинного расцвета они достигли во второй половине ХХ века. (Табл. 1).Таблица 1. Рост организованных групп интересов в США (национальных) в 1960-80-е гг. Группы интересов 1941 - 1960 гг. 1961- 1980 гг. предпринимательские союзы 907 1280 научные и инженерно-технические ассоциации 285 609 организации в сфере образования 248 550 организации в здравоохранении 454 837 организации в социальной сфере 200 766 организации в сфере общественных дел 203 1074 В 1980-е гг. в США насчитывалось около 18 тыс. подобных организаций, которые считались национальными, т.е. действовали в масштабах всей страны, в 1990-е гг. - 23 тыс. Кроме того существует множество организаций и групп интересов более локального масштаба деятельности - в штатах, округах, городах и других населенных пунктах. Количественный и качественный состав всех этих организаций обновляется ежегодно - одни объединения граждан распадаются, другие создаются, поэтому определить их точную цифру невозможно. Далеко не все общественные организации (заинтересованные группы) создаются по политическим мотивам и участвуют в политической жизни, но с 1960-х гг. наметилась четкая тенденция к включению большинства из них в политический процесс. Именно политика стимулирует рождение все большего числа организованных групп интересов. Среди групп интересов выделяются те, которые занимаются лоббистской деятельностью, создавая с этой целью профессиональные подразделения. 2. ^ Лоббизм в США. Лобби, лоббизм, (англ. - вестибюль, приемная, холл, кулуары) - система агентств, организаций, контор, групп при законодательных органах США, оказывающих воздействие на законодателей и чиновников (государственных служащих) в пользу того или иного решения. Согласно американскому федеральному закону, лоббистские организации, функция которых состоит в способствовании принятию или, наоборот, отклонению того или иного закона, обязаны быть зарегистрированы. Впервые официальное лобби в США было зарегистрировано в 1946 г. Согласно официальной статистике своими лоббистскими организациями располагают 15-20% групп интересов. В отличие от КПД, действующих активно лишь в периоды избирательных кампаний, лоббистские организации ежедневно отстаивают в государственных структурах интересы своих клиентов. В настоящее время политическая роль лоббистских организаций возросла настолько, что их критики заговорили о наличии в США властного “железного треугольника” - альянса лоббистов, конгрессменов и государственных чиновников, обеспечивающих прохождение законов в интересах богатых и влиятельных организаций и заинтересованных групп. Лоббистское давление на Конгресс во многом предопределено тем, что перегруженные работой законодатели и их аппарат вынуждены все в большей степени полагаться на услуги внешних экспертов для получения необходимой информации. Это ведет к расширению лоббистских организаций, способных отследить и доставить нужную информацию, равно как и организовать общественное мнение в пользу выгодного для своих клиентов решения. Например, при подготовке Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) 30 лоббистских фирм работало на Мексику, оплатившую их услуги (1991-1993 гг.) 25-ю миллионами долларов. Самой многочисленной группой интересов - 33 млн. членов в настоящее время является Американская ассоциация пенсионеров. Ассоциация зарегистрировала влиятельное лобби в Вашингтоне и успешно противодействует попыткам государства сократить социальные льготы пенсионерам. Именно она является главным гарантом сохранения сложившейся системы пенсионного и социального обеспечения пожилых американцев. В целом, в отношении групп интересов прослеживается следующая закономерность: чем больше принимается государственных программ, чем они сложнее и многофункциональнее и чем шире охватывают различные сферы социально-экономической жизни, чем больше законов и подзаконных актов принимается во имя их реализации, тем больше заинтересованных групп включается в политический процесс.Лекция 6. Этнические процессы в США 1. Этнический портрет современной Америки. 2. Социокультурные последствия усиления полиэтничности американского общества. 1. Этнический портрет современной Америки. В результате прошлых и современных иммиграционных тенденций сформировалось население США, которое состоит преимущественно из людей с белым цветом кожи нелатиноамериканского происхождения (т.е. не испаноязычных). Согласно предпоследней (1990 г.) переписи населения США лишь 5% опрошенных на вопрос “Ваше этническое происхождение?”, ответили просто “американцы”. Остальные отнесли себя к одной из 215 выявленных этнических групп. Крупнейшие из них в порядке убывания - немецкая, ирландская, английская, афро-американская, каждая из которых насчитывает свыше 30 млн. человек. За ними следуют 3 группы - итальянская, мексиканская, французская - численностью свыше 10 млн. человек. 4 группы - польская, коренных американцев, голландская, шотландско-ирландская - по 6 млн. человек каждая. Далее идут 28 групп численностью свыше 1 млн. жителей каждая. По данным последней, 22-й переписи населения 2000 г., число американцев увеличилось за 10 лет на 13.2% и составило 281.422 млн. человек. Перепись вновь показала расово-этническое многообразие американского общества. Респондентам была дана возможность выбрать одну или несколько категорий расовой принадлежности. Около 6.8% американцев - 2.4% всего населения выбрали более, чем одну категорию своей расовой принадлежности. Из этой группы 93% выбрали только две расы. Большая часть отметила свою принадлежность к белой и “еще какой-то другой расе”. Оставшиеся 274.6 млн. человек заявили о своей принадлежности к одной расе: Белыми назвали себя 75.1% всего населения США(что несколько выше показателей второй 1990-х гг.); - черными или афро-американцами - 12.3% ; - к американским индейцам или аляскинским аборигенам - 0.9%; - азиатами признали себя 3.6%; - гавайцами и представителями тихоокеанских островов - 0.1%; - представителями других рас - 5.5%. Отдельным в переписи стоял вопрос об испанском или латиноамериканском происхождении. Всего испаноязычное население составило в 2000 г. 35.3 млн. человек или около 13% всего населения США. Латиноамериканское население выросло на 13 млн. или на 57.9% между 1990 и 2000 гг. В 2000 г. половина испаноязычного населения жила в Калифорнии и Техасе. Районы с наибольшей долей латиноамериканского населения расположены вдоль юго-восточной границы США. По прогнозам в 2030 г. каждый четвертый житель страны будет либо латиноамериканцем, либо азиатом. По прогнозам Бюро переписи населения, в случае сохранения нынешней тенденции, к 2050 г. эти группы населения будут составлять почти половину населения США. Так, в 2050 г. доля белых (без испаноязычных) сократится с 73% - 74% в 1997 г. до 52-53%. К 2080 г. США перестанут быть преимущественно “белой нацией”, соотношение белого и небелого населения составит, предположительно, 49.9% и 50.1%. Выходцы из Латинской Америки будут составлять самое крупное меньшинство населения - 22%, афро-американцы - 14%, число азиато-американцев увеличится с 3 до 10%. 2. Социокультурные последствия усиления полиэтничности американского общества. Отцы-основатели северо-американской республики весьма узко очерчивали границы формирующейся нации. По их представлениям это был вариант англо-саксонской диаспоры в Северной Америке. Быть американцам в реалиях ХVIII века означало принадлежать к “англо-саксонской расе” и к одной из ветвей протестантизма. Создатели федеральной конституции и их преемники в ХIХ веке под американским народом подразумевали белых американцев, преимущественно выходцев с Британских островов, а также из германских стран, ассимилированных по англо-американским стандартам. Заложенный еще в 1790 г. в закон о натурализации принцип, согласно которому на американское гражданство могли претендовать только свободные белые, фактически просуществовал до середины ХХ века. К этому времени США смогли предложить миру притягательный образ нации государства “плавильного тигля”, плавильного котла, сплавляющего воедино белых американских старожилов с новыми европейскими иммигрантами. Проблема состояла в том, что «небелые» американцы плохо поддавались «плавлению». Массовое движение черных за свои права в 1960-е гг. заставило американское законодательство принять антидискриминационные законы и поправки и уравнять в гражданских правах всех американцев. Победа движения за гражданские права породила среди масс черного населения революцию повышенных ожиданий, обернувшуюся негритянскими бунтами, распространением идеологии черного национализма, требованием национальных преференций. Важнейшим лозунгом нового национализма стало требование предоставления черным и другим национальным меньшинствам права на особое место в американской истории и культуре, признание обществом их права на самобытность и сохранение последней. Социальный мир 1970-90-х гг., достигнутый после десятилетия социальный потрясений, был оплачен ценой значительного отхода государственной политики от принципа “расовой нейтральности”. Составной часью социального контракта Америки стала широкая система мер, основанная на льготах представителям национально-расовых групп, и официальное признание принципа “многообразия”, “многокультурности”, льготы, расширившие верхние и средние слои меньшинств.Лекция 7. Иммиграция как фактор формирования американской нации.1. Иммиграция как фактор формирования населения США.2. Иммиграционное законодательство и его влияние на социально-демографическую ситуацию в США.1. Иммиграция как фактор формирования населения США. Со времени первой переписи населения (1790 г.) в страну прибыли свыше 55 млн. человек. До 1920-х гг. иммиграция была главным фактором прироста населения. В настоящее время ее доля в нем составляет около 40%. С начала английской колонизации неуклонно росло число переселенцев из Англии и других стран Западной Европы, а также ввоз рабов. Наибольших размеров иммиграция достигла в начале ХХ века (свыше 1 млн. иммигрантов в год). В период с 1915 по 1965 гг. уровень иммиграции был относительно низким отчасти из-за экономической депрессии конца 1920-х - начала 1930-х гг., а также в результате принятых ограничительных законов. Низшая точка иммиграции наблюдалась в 1940-е гг. Затем наблюдалась ее некоторое повышение, но не настолько значительное, чтобы достичь уровня первого десятилетия ХХ века - до 600 тыс. чел. в 1990 г. Последние четверть века США захлестнула волна крупнейшей по масштабам со времени после окончания Первой мировой войны иммиграции. С начала 1970-х гг. по 1995 г. в США въехало свыше 17 млн. легальных иммигрантов. Число нелегальных иммигрантов не поддается точному учету, но также измеряется миллионами. В 1990 г. среди стран, “поставлявших” иммигрантов в Америку в первую десятку входили: 1. Мексика - 57 тыс. человек; 2. Филиппины - 55 тыс.; 3. Вьетнам - 49 тыс.; 4. Доминиканская республика - 32 тыс.; 5. (Южная) Корея - 30 тыс.; 6. Китай - 29 тыс.; 7. Индия - 28 тыс.; 8. Советский Союз - 25 тыс.; 9. Ямайка - 19 тыс.; 20. Иран - 18 тыс. В последнее десятилетие прошлого века (с 1992 г.) иммиграция стала возрастать и достигла в настоящее время рекордного (1 млн.) уровня, сопоставимого с уровнем начала ХХ века. Растет и нелегальная иммиграция: по некоторым оценкам, число “нелегалов” достигает 5-7 млн. человек. По данным официальной статистики The World Almanac-2002, динамика населения США, родившегося за рубежом в период с 1900 по 2000 гг., представлена следующим образом: 1900 г. -13.6%, 1910 г. - 14.7% (наивысший уровень за 100 лет), 1940 г. - 8.8%, 1970 г. - 4.7% (низший уровень за 100 лет), 1990 г. - 8.0%, 2000 г. - 10.4%.2. Иммиграционное законодательство и его влияние на социально-демографическую ситуацию в США. Иммиграционное законодательство США непрерывно развивается. В 1924 г. Конгресс принял закон Джонсона-Рида об иммиграции. Впервые США ввели квоты - ограничения на то, сколько людей из каждой страны они будут принимать. Квоты эмиграции для каждой страны фор


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.