Реферат по предмету "Экономика"


Развитие теории потребительского спроса в Республике Казахстан

Развитиетеории потребительского спроса

План
Введение. 2
1. Развитие теории потребительского спроса. 4
2. Анализ и Развитие теории потребительского спроса насовременном этапе. 7
2.1. Демонстративное потребление. 9
2.2. Потребительский кредит. 11
2.3. Трансакционные издержки. 13
3. Потребительский спрос в Республике Казахстан иПерспективы его развития. 16
Заключение. 25
Список использованной литературы. 26

Введение
Этот мир иногда называют обществом потребления. Именно потребление давностало главным стимулом работы отдельного человека и развития производства иэкономики в целом.
Макроэкономическая наука изучает поведение экономики в целом или еекрупные совокупности (агрегаты), при этом экономика рассматривается как единаясложная, большая иерархическая организованная система, совокупностьэкономических процессов и явлений и их показателей[1].
Одной из основополагающих категорий рыночного хозяйства являетсяпотребительский спрос. Становление и развитие новых форм организациихозяйственной деятельности субъектов в современной экономике предполагает изучениепотребительского спроса, объяснение механизмов воздействия на него факторовразличного порядка. Научный и практический интерес к выявлению природыпотребительского спроса и факторов, его определяющих, вызван не толькоизменением его содержания, форм, динамики по мере трансформации потребительскихпредпочтений, конъюнктуры рынка, условий функционированиясоциально-экономической системы в целом, но и усилением воздействия потребительскогоспроса на многие важные рыночные процессы. Повысилась его роль в обосновании направленийформирования экономической политики, промышленной политики, изучении теории иорганизации различных рынков.
Теория потребительского спроса в классическом варианте включает исследованиеспроса как неотъемлемого элемента рынка, его факторов (ценовых и неценовых),эластичности спроса по цене и доходу, перекрестной эластичности, коэффициентовэластичности, закона спроса и исключений из него (эффект Гиффена).
На этом основана возможность регулирования потребительского спроса черезсистему факторов, его определяющих, воздействие на потребительский выборсубъектов, а также обоснование вариантов решения таких важныхсоциально-экономических проблем как значительная поляризация населения по доходам,совершение налогообложения, повышение эффективности производства общественных ичастных благ, формирование социальных стандартов потребления и определениеминимальной потребительской корзины.
Потребительский спрос и факторы, его определяющие, становятся все болееобширными, сложными в своих взаимосвязях, разнообразными по мере развитияпотребностей субъектов, углубления дифференциации потребительских предпочтениймежду ними, увеличения предлагаемых потребителю товаров, услуг, способоворганизации досуга.
Пространство деятельности субъектов, связанных с их потребительскимспросом, расширяется в условиях интенсивного развития современных информационныхи коммуникационных технологий, проникающих во все стороны жизнедеятельности.Значительная часть ресурсов (финансовых, трудовых, временных) тратиться субъектамина деятельность, связанную с их потребительским спросом, потребительскимвыбором, на оценку и оптимальную расстановку многочисленных факторов, ихопределяющих.
Глубокие трансформационные изменения в экономике различных стран, и,прежде всего в Республике Казахстан, требуют анализа и изменения сложившихсяпредставлений об экономических отношениях субъектов, связанных с их потребительскимспросом.
Современная экономическая наука позволяет осуществить решение новыхисследовательских задач на основе институционального подхода, обладающегобогатым теоретико-методологическим потенциалом, позволяющим потребительскийспрос и факторы, его определяющие, адекватно отразить в соответствующихпонятиях, принципах и тенденциях.
Потребительский спрос, его формирование и развитие является сложнымэкономическим процессом, актуальность исследования которого, несмотря на усилияцелых экономических школ, не исчерпана до настоящего времени. Современныйанализ потребительского спроса и институциональных факторов, лежащих в егооснове, позволяет полноценнее реализовать присущие экономической науке познавательную,прогностическую и практическую функции.
Неотделимость рыночного хозяйства и потребительского спроса, потребностейсубъектов и многовариантных способов их реализации, зависимостьпотребительского спроса от формальных и неформальных институтов определяетзначимость и выбор темы курсовой работы.
В роботе дан анализ различных теорийпотребительского спроса разработанных как зарубежными, так и отечественнымиэкономистами, в процессе их эволюции.
Однако все имеющиеся исследования потребительского спроса не используютинституционального подхода и поэтому остаются неразработанными многиетеоретические и практические проблемы, к числу которых следует отнести анализинституциональных детерминант потребительского спроса.
1. Развитие теории потребительского спроса
Неоклассическая теория потребительского спроса появилась, развивалась идостигла своей современной стандартной формы в течение длительного периода[2].
Так, теория спроса была достаточно четко сформулирована Курно (1838),которая, однако, не была основана на концепции полезности. Дюпюи (1844)проводил анализ полезности, но идентифицировал кривую спроса с кривойпредельной полезности. Госсен (1854) впервые определил условия максимизацииполезности.
Тем не менее, отправной точкой считаются теории Менгера (1871), Джевонса(1871) и Вальраса (1874), так как эти авторы устанавливают основнуюмаржиналистскую структуру, на которой впоследствии была построенанеоклассическая теория потребительского спроса.
Согласно упомянутым авторам, экономическая ценность товара зависит отоценки, которую субъекты дают его предельным единицам. Эта оценка впоследствииназвана «предельной полезностью».
Джевонс впервые выражает полную полезность как количественную функциюu(x) от количества потребляемого товара, а предельную полезность — как функцию,полученную путем дифференцирования полной полезности.
Базируясь на тех же предположениях, Вальрас в своей работе "Élémentsd’économie politique pure" систематизирует субъективную теориюстоимости в когерентную теорию цены, и впервые устанавливает точные взаимосвязимежду предельной полезностью товара и спросом на него.
Продолжает данную традицию и Эджуорт в работе «MathematicalPsychics», который к тому же вводит понятие кривых безразличия.
Тем не менее, введение функции общей полезности представляло сложнуютеоретическую проблему. Эджуорт заостряет внимание на нереалистичной природепредположения об аддитивной полезности, но не решает все аналитическиепроблемы, поднятые принятием общей полезности.
Примечательной фигурой в развитии теории является Маршалл, он вводитметодологию теории потребления, отличную от таковой у Джевонса, Вальраса иЭджуорта. Во-первых, Маршалл рассматривает процесс совершения покупкиизолированным субъектом, а не обмен среди многих потребителей. Во вторых,розничные цены установлены рынком, и не являются результатом процесса обмена.В-третьих, домашнее хозяйство не имеет запаса предметов потребления дляторговли, но имеет денежные сбережения для покупки предметов потребления. Такимобразом, Маршалл ограничивает анализ потребления и отделяет теорию обмена оттеории потребления.
Маршалл, в сущности, отвергает предложение Эджуорта относительно функцииобщей полезности и не использует кривые безразличия, которые являются типичнымианалитическими инструментами. Во всех изданиях «Principles ofEconomics» (1890-1920), теория потребления Маршалла основывается напредположении об аддитивности полезности.
Такая психологическая концепция полезности была подвергнута критике состороны Фишера, который предложил сместить анализ по направлению к темрешениям, которые фактически совершаются людьми. Тем не менее, метод Фишера нерешал общей проблемы объективного измерения полезности.
Возобновляет анализ общей полезности Парето. Опираясь не на каузальный, ана функциональный подход, Парето преодолел присущий Вальрасу субъективизм, чтопо­зволило ему отказаться от полезности (потребности) как един­ственной причиныобмена.
 И перейти к характеристике экономической системы в целом, где и спрос(потребление) и предложе­ние (производство) рассматриваются как элементыравновесия в экономике.
После публикации «Manuale di Economia Politica» (особенно французскогоиздания), общая полезность стала отправной точкой анализа. В 1910-ых годахважнейший вклад в теорию, который основывался на структуре общей полезности,внесен Джонсоном (1913) и, прежде всего, Слуцким (1915).
Джонсон анализирует влияние на спрос изменения в доходе индивида, а такжев ценах на товар. В геометрическом выражении, он строит кривуюдоход-потребление, а также кривую цена-потребление.
Окончательная систематизация теории потребительского спроса в структуреобщей полезности достигнута Слуцким. В 1915 Слуцкий издает свою фундаментальнуюстатью в журнале «Giornale degli Economisti», в которой он рассматриваетвопросы максимизации полезности, компенсированного изменения цены и т.д.
В 1924 году издает свою работу «Mathematical Groundwork ofEconomics» Боули, которая представляет собой одну из наиболее всестороннихматематических трактовок теории потребительского спроса 1920-ых годов.
Анализ Парето был усовершенствован Хиксом и Алленом, которые заменилипонятие полезности предельной нормой замещения и разделили влияние измененияцены на спрос на эффект доход и эффект замещения (Хикс-Аллен 1934). Это открылопуть ординалистскому переформулированию идей Слуцкого, и формулировкестандартной ординалистской теории потребления, которая была разработана Хиксомв работе «Value and Capital» (1939).
Содержание ординалистской теории «Парето-Слуцкого-Аллена-Хикса»(PSAH), как новой ортодоксальности, такили иначе противостояло теории выявленного предпочтения Самуэльсона.
Фактически, Самуэльсон (1938, 1947, 1953) доказывает, что почти всеограничения функции спроса, которые происходят в результате условноймаксимизации функции ординалистской полезности, могут также вызываться, исходяиз простого предположения о когерентности в поведении потребителя. Этопредположение является тем, что позже будет названо Слабой аксиомой выявленногопредпочтения.
Тем не менее, фактически структуры Слуцкого-Хикса и Самуэльсон-Хоутаккераприводят к идентичным ограничениям функций спроса, что стирает разногласиямежду ординалистским и бихевиористским подходами. Начиная с 1950 годапоследующие результаты, показывающие существенную эквивалентность междуординалистским и бихевиористским подходами, получены Арроу (1959), Узавой(1960), Рихтером (1971) и другими.
Результаты теории PSAH оценивались Шульцем на основе анализастатистических данных, но убедительные результаты получены не были.Статистические результаты Шульца с учетом критических замечаний Стиглера былинесколько конкретизированы Уоллисом и Фридменом.
Уоллис и Фридмен поддерживали такой подход к анализу потребления, которыйизолирует факторы, соотносимые с потребительским спросом (доход, богатство,цены, тип семей, профессия, возраст, национальность, и т.д.) и статистическиопределяет их специфическое влияние.
С 1940-ых годов утилитарная теория потребления стремится найти болееточное основание для своих фундаментальных аналитических инструментов — предпочтения и функций ординалистской полезности. В этом направленииноваторская попытка была осуществлена Фришем и Уолдом, который дает первуюаксиоматическую трактовку утилитарной теории спроса.
Аксиоматическая трактовка предпочтения разрабатывалась фон Нейманном иМоргенштерном (1944), была принята Маршаком (1950), использовалась Хоутаккером(1950), и усовершенствована Арроу (1951).
К современной стандартной форме неоклассическая теория потребления былаприведена Дебре, который стремился к полной спецификации предположений, точнойформулировке заключений и строгости логических выводов аксиоматическогоисследования. Определенные наработки в этой области содержатся в работахЛюке-Таки (1964), Саппеса-Винета (1955) и Шипмена (1960).
В последние годы теория спроса сосредотачивается в основном наэкспериментальных методах и статистической обработке данных. Так, например,Хэндс и Мировски (1998) предлагают историю развития американской теории спроса,сосредоточенной на статистических результатах Шульца и модели спросаХотеллинга. Тем не менее, ряд вопросов теории спроса остаются нерешенными исегодня, оставляя широкое поле деятельности для исследователей.
ПослеОктябрьской революции в работах казахстанских экономистов рассматривалисьвопросы социалистического строительства, развития производительных сил. Впоследнее десятилетие на первое место вышли проблемы рыночной трансформацииобщества и создания экономической базы суверенного Казахстана[3].
6-7 октября проходила Международная научно-практическая конференция«Современные проблемы экономического роста национальных экономик:государственный, региональный и отраслевой аспекты в условиях глобализации имодернизации»[4].
В пленарном заседании вступительное слово сделал ректор университетад.э.н., профессор Аймагамбетова Е.Б. На заседании выступили также:
1.        Калиев Г.А.,академик НАН РК, д.э.н., профессор, депутат Мажилиса Парламента РеспубликиКазахстан с докладом «Очередные задачи аграрной политики Казахстана».
2.        Еспаев С.С.,д.э.н., профессор, зав. отделом экономической экспертизы Сената ПарламентаРеспублики Казахстан – «Основные проблемы и пути развития экономикиКазахстана».
3.        Жалелева Р.З.,д.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник Института экономики МОиН РеспубликиКазахстан – «Развитие потребительских рынков Казахстана и особенностиформирования потребительского спроса».
4.        Молдашев А.Б., д.э.н.,профессор, директор РГП «НИИ экономики АПК и развития сельскихтерриторий» – «Проблемы повышения эффективности сельскохозяйственных иинтегрированных формирований».
5.        Есиркепов Т.А.,д.э.н., профессор, директор Института системных исследований Университета«Туран» – «О вариантах использования прав на землю в свете переходныхположений Земельного Кодекса Республики Казахстан».
По программе конференции работали 4 секций:
1.        Социальныепроекты в условиях модернизации национальной экономики.
2.        Проблемы иперспективы развития национальных экономик в условиях глобализации:государственный, региональный и отраслевой аспекты.
3.        Приоритетыразвития потребительской кооперации в условиях глобализации.
4.        Основныенаправления развития кооперации агропромышленного комплекса.
2. Анализ и Развитие теории потребительского спроса насовременном этапе.
Проведем, анализ различных теорийпотребительского спроса разработанных как зарубежными, так и отечественнымиэкономистами, в процессе их эволюции.
Классическую школу не интересовалпроцесс потребительского выбора вместе с его ценностными ориентирами, т.к.ценность определялась через трудовые затраты, и проблемы конкуренции, движениякапитала, выравнивания нормы прибыли можно было решить и без моделипотребителя. Считалось, что основные отношения – это отношения в сферепроизводства, а потребление как конечная цель является производным.
Маржиналистская школа обратилавнимание теории на потребительский выбор. Однако одноцелевой методологическийподход при этом практически сохранился,  ведь по аналогии с «собственным интересом»  предпринимателя потребитель стал стремиться к «собственномуудовольствию». На передний план здесь вышел суверенитет потребителя.
Основные положения теории потребительскогоспроса в неоклассическом варианте сводятся к следующему.
Под спросом в широком смысле слова,т.е. на произведенные товары и ресурсы, понимается количество продукта(ресурса), которые потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене извозможных в течение определенного периода времени цен. Спрос – этоплатежеспособная потребность, т.е. подлежащая удовлетворению, обеспеченнаяденежным эквивалентом, и обязательно «вынесенная на рынок».
Существует обратная связь (принеизменности прочих условий) между величиной спроса на различные блага и ихценой, что именуется законом спроса. Исключение из закона спроса – рост цен натовары при одновременном повышении спроса на них (товары Гиффена).
В основе закона спроса лежит принципубывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения.
Различают действительный (реальнопредъявляемый спрос на товары и услуги), реализованный (это частьдействительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах иуслугах) и неудовлетворенный спрос (это нереализованная часть действительногоспроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента икачества требованиям покупателей). Неудовлетворенный спрос приобретаетразличные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный. Различаютэндогенный и экзогенный спрос. Эндогенный (внутренний) спрос образуется за счетвнутренних источников, существующих в национальной экономике. Экзогенный спрос– внешний, вызван вмешательством сил внерыночного характера (государство,международные организации).
Точная оценка всех форм спроса (повеличине, объему, характеру, по структуре, по отдельным товарам, посоциально-экономическим группам населения, по регионам) позволяет более полноудовлетворить потребности субъектов (потребителей), разработать эффективныемеры по регулированию потребительского спроса (в частности, сокращению иликвидации неудовлетворенного спроса), правильно оценить рыночную конъюнктуру изанять хозяйствующим субъектом соответствующую рыночную нишу на потребительскомрынке.
В последнее время появились теориипотребительского спроса, соединяющие поведенческие подходы и исследующиетолерантность потребителя к цене.
 Под ценовой толерантностьюпокупателя понимается максимальное повышение цены, которое он принимает, непереходя на конкурирующий продукт и не отказываясь от покупки вообще.Толерантность покупателя к цене повышает рост удовлетворенности покупателяэксплуатацией продукции. Практическая значимость для производителя этогоподхода заключена в поиске способов повышения этой толерантности.
Существует несколько важныхдетерминантов ценовой толерантности покупателя: качество продукта,удовлетворенность клиента, количество релевантных альтернатив покупки (размервоображаемого ассортимента), барьеры смены поставщика, справедливая цена, атакже особая заинтересованность (увлеченность) потребителя в том или иномпродукте.
Известный ученый У. Эдвард Демингбольшое внимание уделял такому фактору потребительского спроса как ожиданияпотребителя, который в действительности ожидает только того, что производительи его конкуренты ему позволили. Потребитель ничего не производит, и ни один изних не подал заявки на электрическую лампочку, телефон, факс, автомобиль и т.д.У образованного потребителя могла возникнуть смутная догадка об этихпотребностях, он смог бы их внятно сформулировать, чтобы поставщик его понял.Умный потребитель будет прислушиваться к мнению поставщика, с которым он долженработать как система, и не пытаться перещеголять друг друга. Но потребительбыстро учится: он сравнивает между собой приобретаемые продукты, и дажеудовлетворенный потребитель может переключиться на другого поставщика, если онвыиграет от данного перехода.[5]
Систематизированные выше основныетеоретические положения, раскрывающие теорию потребительского спроса в еесложившихся вариантах, позволяют судить о том, что на данный моментинституциональный подход к исследованию этого объекта в отечественнойэкономической науке еще не заявлен.
В рамках институционального подхода кразвитию теории потребительского спроса выделена категория «институциональныедетерминанты». Под институциональными понимаются, такие основополагающиефакторы, которые обладают тремя основными признаками:
-         непосредственнойсвязью с формальными и неформальными институтами;
-         формируют усубъектов определенные установки, нормы и правила их деятельности, в данномслучае, их потребительского выбора, потребительского поведения;
-         агрегируютэкономические, социальные, культурные, психологические стороны деятельностисубъектов.
Это общие родовые чертыинституциональных детерминант как таковых. Детерминанты – это факторы базовогопорядка, определяющие наиболее существенные стороны развития процесса, объекта.Применительно к потребительскому спросу институциональные детерминантыприобретают особые характеристики, связанные с деятельностью субъектов какпотребителей.
Институциональные детерминантыпотребительского спроса формируются не так мгновенно, как ценовые или неценовыефакторы, т.к. им/>еют непосредственную связь с существующимиформальными и неформальными институтами. Так, индивиды не могут мгновенноизменить свои привычки и предпочтения, основанные на традициях, обычаях,складывающихся достаточно длительное время. Не могут быстро и постоянноизменяться формальные институты, например, законодательная база, правасобственности, существующие организационные структуры. Поэтому процессформирования институциональных детерминант потребительского спроса болеесложен, длителен по сравнению с ценовыми и неценовыми факторами.Институциональные детерминанты более избирательно (селективно) действуют наиндивидуальный потребительский спрос, тогда как ценовые факторы воздействуют ина индивидуальный, и на рыночный спрос потребителей в/> целом.
Необходимость институциональногоподхода к потребительскому спросу обусловлена еще и тем, что спрос на товары иуслуги на определенных видах рынка не укладывается в неоклассические схемы,согласно которым более высокой цене данного товара соответствует более низкаявеличина спроса. С развитием и усложнением потребностей индивида, с расширениеммногообразия товаров по различным их категориям зависимость спроса от ценовогофактора становится более вариантной. С улучшением дизайна и функциональных характеристиктовара, спрос на него может приобретать зависимость прямо пропорциональную,т.е. на товары лучшего качества даже при возрастании цен спрос будетувеличиваться.
Нелинейность связи покупательскогоспроса с уровнем цен и дохода объясняется воздействием институциональныхдетерминант. Они, в отличие от таких традиционных факторов, как цена, доход,имеют более сложную природу и агрегируют в себе различные компоненты не толькоэкономического порядка, но и внеэкономического (психологического, физиологическогохарактера). Именно эти факторы потребительского спроса выступают на первый планв условиях общества «изобилия» (affluent society), где главной проблемойстановится регулирование покупательского спроса населения, а основнымивопросами для потребителя становится «что и где купить».
В качестве институциональныхдетерминант выделим демонстративное потребление, потребительский кредит итрансакционные издержки потребителя.2.1. Демонстративное потребление.
В исследовании демонстративногопотребления обратимся к истокам институциональной теории, заложившей фундаментисследования данного феномена, и в первую очередь к концепции Т. Веблена. Отметимряд существенных положений.
1.        Феномендемонстративного потребления онтологически связан с демонстративной праздностью(по Веблену).
2.        Данный феноменсвязан с частной собственностью и обладанием прежде всего средствамипроизводства.
3.        Демонстративноепотребление присуще олигархической верхушке и подчеркивает, подтверждает еестатус.
4.        Демонстративноепотребление расточительно для общественного производства.
5.        Демонстративноерасточительство выступает универсальным и фундаментальным законом «хищнической»стадии развития общества.
Отдавая должное признание учению Т. Веблена, открывшего новое направлениев экономической науке – институционализм, и сформулировавшего суть феноменадемонстративного потребления, автор отмечает необходимость его использования нев качестве догмы, а методологического руководства к дальнейшим исследованиям.
Этот подход здесь заключается в следующем.
1.  В современных условиях демонстративное потребление свойственно нетолько паразитическому классу, занимающемуся в основном функцией управления (поВеблену это абсентеистская собственность, т.е. отсутствующая, неосязаемая), нои в значительной степени присуща классу производительному. Последний понимаетсядостаточно широко и включает в себя различные виды деятельности, связанные спроизводством благ – товаров и услуг, в том числе и информационных продуктов.Подтверждением данного факта является демонстративное потребление лидера вмировых доходах – создателя корпорации Microsoft Б. Гейтса.
2. Демонстративное потребление может быть связано не только с обладаниемсобственностью – реальной, на средства производства или абсентеистской, но и собладанием социальным капиталом – многообразием деловых, личных связей,обеспечивающих доступ к различным ресурсам. Именно на этих связях строитсябогатство таких субъектов, как чиновники, демонстративное потребление которых(служебная иномарка, чартерные рейсы и т.п.) подчеркивает их возможности,статус и престижное положение, власть.
3. Демонстративное потребление свойственно не только представителямолигархической верхушки, но и другим менее богатым, но достаточно состоятельнымслоям населения. Существует демонстративное потребление у низших слоев, но онопроявляется в особых ситуациях (свадьба), не каждодневно и скорее являетсяисключением из правил. О феномене демонстративного потребления можно судить попотребительскому выбору работников высшего (и даже среднего) звена в финансовыхструктурах как зарубежных, так и российских. Оно выражается в приобретенииопределенных марок автомашин, фирменной одежды, обуви, в формах проведениядосуга – спортклуб (закрытый), верховая езда, гольф и т.д.
4. С развитием общества и его более глубокой стратификацией расширяютсяграницы демонстративного потребления, а именно, для каждого слоя, класса естьсобственные критерии и ориентиры такого потребления. Демонстративноепотребление олигархической верхушки – коллекции автомашин класса «люкс»,собственные острова в океане, миллиардной стоимости яхты, ванны из чистогозолота и т.п., конечно отличаются от демонстративного потребленияпредставителей среднего класса (иномарки, отдых в Турции и встроенная бытоваятехника на кухне), но при всем их атрибутивном материальном отличии оноостается неизменным по своей природе – это демонстрация имеющегося статуса,материального положения, престижа через потребление.
Несколько уровней демонстративного потребления:
I уровень –демонстративное потребление проявляется лишь в отдельных особых случаях(свадьба, юбилей и т.д.). Это присуще субъектам со сравнительно низкимидоходами и требует значительной концентрации ресурсов.
IIуровень – демонстративное потребление проявляется с той или инойпериодичностью, например при покупке престижной бытовой техники, автомашины,отдельных аксессуаров и т.д. Требует перераспределения дохода индивида, семьи впользу престижных товаров, поиска дополнительных ресурсов (кредит).
IIIуровень – демонстративное потребление осуществляется постоянно и перманентно.Для определенной категории субъектов это каждодневность, не отягощеннаякакими-либо сложностями. Оно не требует перераспределения ресурсов, ибо все онив целом используются именно с целью демонстрации высочайшего уровняпотребления.
Таким образом, то, что считается демонстративным потреблением у однойгруппы субъектов, может не иметь ценности (или, наоборот, иметь притягательнуюценность) в глазах другой группы субъектов – представителей иного социальногослоя. При этом стремление перейти на другой уровень демонстративногопотребления может быть сильным стимулом в деятельности индивида, его карьерногороста, что само по себе положительно. Расширение границ демонстративногопотребления соответственно позволяет большему числу субъектов, используясоответствующие механизмы, достичь этих границ и перейти с одного уровня надругой уровень демонстративного потребления.
5. Демонстративное потребление –сильнейший двигатель современного производства. Здесь авторская позициярасходится с мнением/> Т. Веблена. Аргументами для выдвинутогоданного положения служит следующее:
-         постоянная сменамоды, стилей в одежде, обуви, аксессуарах, автомашинах и т.д. заставляетразличных производителей заниматься творческой, креативной деятельностью,инновациями, конкурентной борьбой, т.е. всем тем, что обеспечивает им прочныепозиции на рынке;
-         демонстративноепотребление включает самые разные атрибуты, требующие соответствующих видовдеятельности (реклама, индустрия моды, гостиничный и ресторанный сервис ит.д.). Эти виды деятельности развиваются благодаря демонстративномупотреблению, а занятые в них имеют работу и доходы, что, несомненно,положительно с позиций каждого из этих индивидов и макроэкономики в целом;
-         демонстративноепотребление помогает сохранить ценные артефакты (картины, старинный фарфор,рукописи и т.д.), которые при ином отношении к ним могут быть простоуничтожены. Знаменитый Третьяков, собирая коллекции картин, такжедемонстрировал высокий уровень потребления, но остался в истории человечествакак благородный меценат и основатель всемирно известной галереи.
Итак, демонстративное потребление как институциональная детерминантапотребительского спроса неформально узаконивает определенные престижные нормыпотребления различных благ, в соответствии с которыми потребители на тех илииных рынках ранжируют и приобретают соответствующие товары и услуги.2.2. Потребительский кредит
Одним из институциональных детерминант потребительского спроса выступаетпотребительский кредит. Институциональная природа данного фактора заключается втом, что он тесно связан с институтом прав собственности и трансакцией их, т.е.передачей другим субъектам на определенным условиях. Объектом, на которыйраспространяются права собственности кредитора (банка) и которые он частичноделегирует заемщикам на условиях возвратности, платности, срочности, являютсяденежные средства.
Собственником (полным) этих денежных средств выступает банк, обладающийправом владения, распоряжения, пользования, получения дохода и т.п. Оносуществляет трансакции – передачу определенных прав собственности и свободыдействий, а именно право пользования денежными средствамизаемщикам-потребителям этого кредита. Денежные средства здесь выступают в видессудного капитала, который распадается на капитал-собственность у кредитора и капитал-функциюу заемщика. Передача прав собственности на денежные средства (капитал)происходит в виде трансакции, которая отнюдь не бесплатна для заемщика – он обязанв установленный срок вернуть денежные средства и с процентом.
Таким образом, рассмотрение потребительского кредита с институциональныхпозиций здесь вполне правомерно.
Потребительский кредит в Казахстане и  России сейчас переживает настоящийбум. Так, например если в России  на 01.01.2000 г. он составлял 16 млрд. руб.,на 01.01.2005 г. – 500 млн. руб., то на 01.11.2006 г. он составил дляфизических лиц 1 трлн. рублей.[6] В стране возник новыйслой потребителей, спрос которых полностью зависит от заемных средств. Чащевсего (в 43 % случаев) кредит берется на покупку бытовой техники, телефонов,видео- и аудиотехники, 13-14 % приходится на нецелевые кредиты, остальноераспределяется почти поровну на ипотеку и автокредитование.
Спрос на потребительский кредит растет быстрыми темпами, и банки активноего развивают. Это достигается различными способами:
-         разнообразиемкредитных линий;
-         вводом новыхпродуктов;
-         разработкойразличных программ лояльности.
Для расширения потребительского кредитования банки используют двапринципиальных механизма – кредитование покупок товаров в определенном магазинеи свободный кредит, не привязанный к конкретной торговой структуре (выдаетсяналичными в банке или переводится на кредитную карту).
Есть и нестандартные схемы потребительского кредитования – банкидоплачивают клиенту, оформляющему кредит на покупку в магазине, за получениекредита именно в данном банке. Чаще всего это распространяется на отдельныевиды товаров с большой торговой наценкой, и расходы банка компенсирует торговаясеть.
Возрастание объемов потребительского кредитования неразрывно связано сростом числа невозвращенных кредитов. Это подтверждается следующими данными(см. рис. 1, 2).
/>/>
Рис. 1. Динамика предоставленных физическим
лицам кредитов, млн. руб.  
Рис. 2. Динамика просроченной задолженности по тем же кредитам,
млрд. руб.    
Как следует из этих данных, темп роста кредитов физическим лицам на01.01.2007 г. увеличился в 5,3 раза по сравнению с 01.01.2004 г. Просроченнаязадолженность за это время увеличилась в 5,4 раза.[7]
Это ведет к тому, что потребительский кредит в российской экономикепостепенно приобретает черты институциональной ловушки – неэффективной, ноустойчивой нормы, для устранения которой следует приложить немалые усилия.Позитивными здесь могут быть создание бюро кредитных историй, развитиеальтернативных видов кредитования, например, ипотечные программыгосударственных и муниципальных органов власти.
Развитие потребительского кредита как институциональной детерминантыпотребительского спроса стало упираться в определенные барьеры.
Первый из них связан с автокредитованием, который в крупнейших городахстабилизировался. Это объясняется насыщением потребительского спроса, а такжеотчасти ростом цен на бензин и проблем с дорожным движением. Прогнозы на ростпотребительского кредитования в этом секторе в 2-3 раза не оправдались.
Второй барьер связан с ипотечным кредитованием. Цена квартир не укладываетсяв рамки самых высоких кредитных лимитов по ипотеке, ее провоцируют и высокиепроценты за кредит.
Приоритетными для розничных банков становятся направления, связанные спереходом к краткосрочному нецелевому кредитованию населения, а также развитиерозничного кредитования на периферии, где ниже цены на жилье и меньшеобеспеченность населения собственными автомобилями.
Следует отметить, что непросвещенность заемщиков вобласти потребительского кредитования может служить объективным фактором,обусловливающим девиантное поведение самих банков. Это выражается впредоставлении и заключении с заемщиком непрозрачных кредитных договоров,содержащих скрытые и заведомо установленные высокие платежи.
Потребительский кредит как институциональная детерминанта «прививает»субъектам следующие нормы экономического поведения:
-         жизнь в долгвходит постепенно в систему ценностей российских потребителей;
-         непрописанностьинституциональных рамок развития потребительского кредита обусловливаетоппортунистическое (девиантное) поведение как со стороны кредиторов, так и состороны заемщиков (непрозрачные договоры кредитования и неплатежи по ним);
-         созданиеинституциональных ловушек – новых финансово-кредитных пирамид, когдадобросовестные заемщики выплачивают кредиты и высокие проценты по ним за себя иза недобросовестных заемщиков;
-         стремление красширению потребительского спроса в краткосрочном периоде, адаптацию кинфляционным процессам.
Следует отметить, что высокая доля невозвратности потребительскогокредита в долгосрочном периоде может привести к кризисным ситуациям вбанковской сфере, диспропорциям на потребительском рынке.
Таким образом, потребительский кредит как институциональная детерминантавоздействует на потребительский спрос в целом в сторону его расширения, но принедостаточности правовых норм и неразвитости экономических механизмоврегулирования потребительский кредит может способствовать сужениюпотребительского спроса на некредитуемые товары, т.е. перераспределению и дажесокращению спроса на других видах рынка. Потребительский кредит в тех формах, вкоторых он сейчас активно развивается в российской экономике, и при такойвысокой динамике может привести к возникновению ряда институциональных ловушек(невозврат кредита, финансовые пирамиды). С учетом этого к потребительскомукредиту как институциональной детерминанте надо заемщикам относиться оченьвзвешенно и продуманно его регулировать со стороны государства. 2.3. Трансакционные издержки
В качестве институциональной детерминанты потребительского спроса  рассматримтрансакционные издержки, связанные с трансакциями потребителя. Отметим, чтосовременная экономическая наука пока оперирует общим термином «трансакция».
Под трансакциями потребителя подразумеваются взаимодействия, в результатекоторых происходит отчуждение благ от производителя, продавца и присвоение правсобственности на них, получение прав свободы потребителем. Эти трансакциипотребителя являются частным случаем  трансакций вообще, и они связаны преждевсего с товарным обменом. Важная особенность трансакции потребителя являетсяодновременное приобретение прав собственности и блага с соответствующейпередачей (отчуждением) этих прав от других субъектов – производителей,продавцов. Трансакция потребителя фактически является одной из альтернативтрансакции производителя, продавца (помимо отчуждения прав собственностипотребителю производитель их может сначала отчуждать продавцу, а он в своюочередь другому посреднику). Но в результате совершения данной трансакцииблагосостояние каждого ее участника увеличивается – потребитель получает блага,удовлетворяющие его спрос, продавец – денежную компенсацию за проданный товар.
Для трансакции потребителя как институциональной детерминантыпотребительского спроса важны такие ее характеристики, как время и условия еесовершения.
Непосредственное воздействие на трансакционные издержки потребителяоказывают сетевые ритейлоры – современный институт потребительского рынка.Последние регулируют эти издержки трансакции, порой весьма нетранспарентно дляпотребителя. Торговые сети позволяют сократить трансакционные издержки и,прежде всего, издержки поиска информации, издержки ведения переговоров (вданном случае – переговоров с продавцами). Здесь четко прописаны правилаповедения и взаимоотношений покупателей и продавцов, предоставлен свободныйдоступ к товарам прямого и сопутствующего назначения. Значительный ассортименттоваров и их правильное маркетинговое позиционирование стимулирует потребителяк расширению потребительского спроса, к приобретению товаров в большем объемепо сравнению с их покупкой в отдельных специализированных магазинах.
Такое потребительское поведение в крупных супермаркетах торговой сетисвязано с «эффектом толпы», с потребительскими предпочтениями экономии временина приобретение благ.
Трансакции потребителя являются объектом конкуренции со стороныиностранных ритейлеров на российском рынке (см. табл. 1).
Таблица 1
Иностранные торговые сети в России Название ритейлора Масштабы деятельности Перспективы Spar (Голландия) 14500 магазинов в 33 странах мира, 9 млн. покупателей ежедневно Открытие 99 супермаркетов в разных городах России IKEA (Швеция) Деятельность в 44 странах мира, товарооборот в 2004 г. 18,8 млрд. евро Экспансия в регионы, инвестиции в российскую торговлю МЕТРО (Германия) По оборотам – 3 в мире, 439 торговых центров в 24 странах Инвестиции в российскую торговлю 150-200 млн. долл. в год Ашан (Франция) 281 гипермаркет, 573 супермаркета в 14 странах мира. 84 % акций принадлежат семейству Мулье Планируют инвестиции в российскую торговлю 300 млн. долл. AVA AG (международная розничная торговая сеть) 114 супермаркетов, 56 торговых центров, 143 магазина стройматериалов. В 2002 г. оборот 5,5 млрд. евро 80 % продаваемых товаров сделано в России. Создание сети гипермаркетов, инвестиции в 200 млн. долл. OBI (Германия) 476 магазинов франчайзинговой системы, годовой оборот 5,8 млрд. евро в 11 странах мира Намерены открыть 30 торговых центров концепции DIY (сделай сам). До 2010 г. открыть 60 маг азинов строительного профиля ECE Projekt-management Девелопер в торговой недвижимости крупнейший в Европе Освоить российский рынок REWE (Германия) Деятельность в 14 странах мира Подмосковье – открыть сеть недорогих супермаркетов с ценами на 15-20 % ниже среднерыночных
Отметим, что иностранные ритейлоры имеют ряд сильных преимуществ – огромныефинансовые возможности, эффект масштаба (огромные магазины с 40-60 тыс.наименований) и низкий уровень цен, высокие управленческие стандарты, основанныена IT-технологиях, использование передовыхтехнологий продаж.
Западные ритейлоры развиваются более быстрыми темпами, чем отечественные,но последние с каждым годом увеличивают свою капитализацию, и поэтому вход длянерезидентов за счет покупки местных операторов будет обходиться все дороже.
Развитие сетевых ритейлоров в России сопровождается некоторыми особенностями,связанными с потребительскими предпочтениями населения нашей страны.
В диссертации раскрыты особенностипотребительского спроса на блага, предназначенные для конечного потребления, вроссийской экономике:
-         наряду спостоянным ростом потребительского спроса, о чем свидетельствует динамикарозничного товарооборота, существует постоянно отложенный спрос, растут размерыналичных накоплений, в т.ч. и в валюте;
-         несоответствиепотребительских расходов и доходов, что связано со значительными масштабамитеневой экономики;
-         значительнаядифференциация доходов населения (коэффициент Джинни – 0,4), обусловливающаяранжирование потребительских предпочтений в весьма широких диапазонах;
-         наличиесущественных запасов предметов потребления наряду с относительным изобилием ихна потребительском рынке;
-         рост долиимпортных товаров в структуре потребления, часть из которых имеетнерегистрируемый характер;
-         толерантностьотдельных потребителей к цене, что расширяет «список» товаров Гиффена;
-         быстроепереключение потребителей с одной торговой марки на другую, слабаяприверженность к определенным брендам наряду с явной увлеченностьюквазибрендами;
-         усилениегедонистической направленности потребительского спроса как проявление сменыприоритетов в поведении; формирование потребительской культуры;
-         существованиерегионального колорита в демонстративном потреблении россиян. 
Развитию сетевых ритейлоров в российской экономике, будут способствоватьследующие факторы:
На уровне макроэкономики:
-         рост среднейзарплаты и реальных денежных доходов россиян;
-         роствнешнеторгового оборота России;
-         высокие темпыроста отечественных сетевых ритейлоров на потребительском рынке (сегмент –продовольственные товары);
-         высокаяконкурентоспособность иностранных ритейлоров, осуществляющих интенсивнуюэкспансию российского рынка;
-         бурное развитие IT-технологий, составляющих основудеятельности ритейлора в сфере Е-коммерции.
На уровне микроэкономики:
-         относительнослабая конкурентоспособность фирм – несетевых ритейлоров;
-         активный импортинститутов – использование различных форм и моделей ведения бизнеса,распространенных в других странах;
-         реальные выгодыфирмы как участника сетевого ритейлора (по организации производства,управлению, мотивации персонала, инвестированию, получаемым доходам).
Таким образом, современным институтом потребительского рынка, доказавшимсвою жизнеспособность и обладающим высоким потенциалом развития инепосредственно влияющим на трансакционные издержки потребителя, являются ритейлорскиесети.
3. Потребительский спрос в Республике Казахстан и Перспективыего развития.
Как сообщил заместитель генерального директора АО «Разведка Добыча„КазМунайГаз“» Рустем Бектуров, объем инвестиций в проект по созданиюинтегрированного нефтехимического комплекса на базе углеводородного сырьяЗападного Казахстана к 2010 году по предварительной оценке составит 1 млрддолларов[8].
В конце 2004 года «РД КазМунайГаз»подготовил техническое задание на разработку предварительноготехнико-экономического обоснования создания нефтехимического интегрированногокомплекса. Уже состоялся тендер, в котором приняли участие и зарубежныекомпании, такие как ABB Lummus Global, Shell Global Solutions, Foster Wheeler,C.A.C, Nexant. В настоящее время комиссия еще не завершила свою работу. Результатыбудут в течение 17 дней после вскрытия конвертов, но как отметил Р. Бектуров,все предложения приблизительно одинаковые и с победителем тендера будет сложноопределиться.
Задачей предварительного ТЭО являетсярассмотрение различных вариантов и их ранжирование по технико-экономическимпоказателям, выбор наиболее оптимальных вариантов и рекомендаций для следующихэтапов, определение ключевых позиций, которые реально влияют на экономическуюжизнеспособность и реализацию проекта.
«Следующим этапом после разработкипредварительного ТЭО, которое завершиться через 3 месяца, будет подготовкадетального ТЭО по рекомендуемым вариантам», — пояснил Р. Бектуров.
Реализация данного проекта к 2010году позволит обеспечить в Казахстане выпуск базовых продуктов современнойнефтехимии (этилена, пропилена, бензола) в объемах, обеспечивающих загрузку иразвитие существующих заводов и экспортные потребности.
Кроме того, по мнению замдиректора«РД КазМунайГаз», создание комплекса заложит основу для развитиянефтехимической отрасли по цепочке последующих переделов с увеличениемдобавленной стоимости, позволит приступить к созданию перерабатывающихпроизводств с выходом на конечные продукты потребительского спроса.
Крупнейший японский производитель фотоаппаратов Canon Inc. объявило прекращении разработок новых пленочных однолинзовых фотоаппаратов, сообщает(C) Associated Press со ссылкой на заявление компании[9].
Данное решение было принято в связисо снижением потребительского спроса на традиционные пленочные аппараты,вызванным бурным развитием цифровой фотографии.
Так, по данным японскогостатистического ведомства, в прошлом году японские компании реализовали 64,77млн цифровых камер и только 5,38 млн пленочных аппаратов.
Как заявил пресс-секретарь CanonХироши Йошинага, компания продолжит выпуск существующих моделей аппаратов, арешения по поводу дальнейших действий будут приниматься исходя из ситуации нарынке.
Таким образом, Canon последовалпримеру своего главного конкурента — корпорации Nikon, которая ранеезаявила, что прекращает в будущем году выпуск 7 из 9 моделей пленочныхфотоаппаратов и сконцентрируется на производстве цифровых фотоаппаратов. В пресс-релизекомпании говорилось, что Nikon «считает традиционную фотографиюбесперспективной, поскольку при современном уровне развития технологий у неепрактически не остается преимуществ». В производстве было решено оставитьтолько две пленочных «зеркалки» — Nikon F6 и Nikon FM10. Вместес тем техническая поддержка всех снимаемых с производства камер будетпродолжаться еще в течение десяти лет.
Кроме того, в январе этого годадругой японский производитель фототехники — Konica Minolta HoldingsInc. — заявил о прекращении выпуска цифровых и пленочных камер и продажеподразделения по производству цифровых камер компании Sony.
Отметим, что по результатамдеятельности за I квартал 2006 года чистая прибыль Canon Inc. выросла на16,3% и достигла 939 млн долл. (108,3 млрд иен) против 809 млн долл. (93,1 млрдиен) годом ранее. Объем продаж за январь-март с.г. увеличился на 9,5% исоставил 8,02 млрд долл. (923,3 млрд иен). Годом ранее этот показатель былзафиксирован на уровне 7,33 млрд иен (843,3 млрд иен). Операционная прибыль запервые три месяца 2006 г. составила 1,47 млрд долл. (170,1 млрд иен), чтона 18,7% больше 1,24 млрд долл. (143,3 млрд иен), полученных компанией зааналогичный период 2005 г. На успешные финансовые показатели Canon повлиялвысокий спрос на цифровые фотоаппараты и удешевление иены.
Спрос, превышающий предложение нарынке полиграфии, способствует стабильному развитию казахстанских типографий,несмотря на то, что они предлагают потребителям менее выгодные условия, чемзападные[10].
Полиграфическая отрасль Казахстананачала работать по более четким форматам. Большинство типографий, которыераньше были универсальными, сделали ставку на узкую специализацию. Они сталиориентироваться на конкретную группу потребителей и четко позиционировать себяв какой-то определенной нише. Например, изготовление упаковочной продукции длялекарственных препаратов, продуктов питания, производство книг, медийнойпродукции и рекламных проспектов etc.
Таким образом, по мнениюполиграфистов, происходящие на рынке процессы способствуют более рациональномуиспользованию производственных мощностей. А те заказы, которые раньше уходили кзападным компаниям, по оптимистичным прогнозам печатников, вернутся на родину.Если несколько лет назад составляющая импорта полиграфии достигала 60%, то внастоящее время эти показатели снизились в два раза.
Дальнейшие перспективы развитияотрасли представляются достаточно впечатляющими, поскольку ежегодноепотребление полиграфической продукции на душу населения в республике составляетвсего 7 кг, тогда как в развитых странах эти показатели достигают 200 кг начеловека.
Камни преткновения
Развитию казахстанского рынкаполиграфии, по мнению регионального представителя компании Heidelberg вКазахстане Евгения Кима, препятствует нерациональное взимание таможенных пошлинна импортируемые расходные материалы и сырье. Доля цены сырья в себестоимостиполиграфической продукции, по словам печатников, составляет 60–70%. «Следуетотметить, что 100% расходных материалов и сырья печатниками импортируется. Атаможенные пошлины на их ввоз колеблются от 5 до 25%, в то время как ввозимаяиз-за рубежа готовая полиграфическая продукция освобождена от таможенныхпошлин», – говорит г-н Ким.
Вот так и получается, что гораздодешевле разместить заказ за рубежом, нежели печатать продукцию на родине.Стоимость полиграфических услуг за рубежом на 30% ниже, чем у нашихпредприятий, обремененных оплатой налога на добавленную стоимость (НДС),таможенных пошлин на ввоз расходных материалов и бумажного сырья, а такжелогистического плеча, отделяющего нас от производителей материалов дляполиграфии.
Ассоциация полиграфистов обращаласьнесколько раз к правительству с просьбой уменьшить пошлины на ввоз оборудованияи расходных материалов. Эти попытки оказались тщетными. Создание жепроизводства расходных материалов для полиграфии на территории Казахстана непредставляется печатникам экономически целесообразным, поскольку потребностиказахстанского рынка в них весьма ограничены. Из-за низкой плотности населенияна большой территории страны расходы по транспортировке будут довлеть надсебестоимостью конечной продукции. Экспорт на рынки Центральной Азии сомнителениз-за соседства с Китаем. Тем более что производство расходных материалов дляполиграфии является высокотехнологичным и капиталоемким. Согласно конъюнктуре,сложившейся на мировом рынке, производители расходных материалов для полиграфииконсолидируются, образуя гигантские холдинги. Так что конкуренция с ними нашимпечатникам представляется просто нереальной.
География поставок расходныхматериалов в Казахстан охватывает Китай и Европу, Белоруссию, Корею и Россию.Но в своем большинстве наши полиграфисты отдают предпочтение производителямГермании и Скандинавских стран, несмотря на 20-процентную разницу в цене (всторону увеличения), по сравнению со стоимостью китайской продукции, поскольку,к примеру, краски китайского производства во многих случаях зарекомендовалисебя низким качеством и нестабильностью технических параметров. Кроме того,качество и поведение материалов в процессе печатания во многом зависят отсоставов и свойств используемой бумажной продукции.
Кадровый голод
Кадровый вакуум, возникший на рынкетруда Казахстана в период бурного развития экономики, повлиял и наполиграфическую отрасль. Полиграфия – это высокотехнологичное производство,требующее обширных знаний по оборудованию, видам продукции и расходнымматериалам, и подбор специалистов в этой отрасли очень сложный. Учебныезаведения, занимающиеся подготовкой печатников, не обладают соответствующейтехнической базой, а их обучающие программы не поспевают за технологическимиреалиями современности. Таким образом, предприятия полиграфии взяли на себяроль кузницы кадров. Тем не менее работников печатного ремесла как не хватало,так и не хватает. В результате привлечения неквалифицированных специалистоввозникает огромное количество брака, сроки исполнения заказов значительноудлиняются. По словам Евгения Люца, генерального директора компании «Технологияизображения» и вице-президента Ассоциации полиграфистов Казахстана, одинпечатник в Германии в силу своей квалификации, а также за счет грамотныхинвестиций в дополнительное оборудование автоматизации за смену успеваетсделать в 10 раз больше, чем казахстанский, а разница в оплате труда всего втри раза выше. «Одну печатную машину в Швеции обслуживают 3 специалиста, у насже при высокой квалификации работников на эксплуатацию аналогичной техникизадействованы 11», – добавляет он.
Остатки прогресса
Согласно исследованиям, проведеннымАссоциацией полиграфистов Казахстана, сейчас в стране в сфере полиграфииработает 646 предприятий. Их обороты очень сильно разнятся и варьируются впределах от 500 долларов до 1,5 млн долларов в месяц. Маржинальная ставкаполиграфических предприятий составляет порядка 20%. Как говорит Евгений Люц, указахстанских печатников существует резерв для повышения рентабельностипредприятий без изменения цен для конечного потребителя. «Эти резервы оченьсерьезны, прибыльность можно повысить на 50 % от существующего уровня», –говорит он.
В Казахстане себестоимостьполиграфической продукции очень высока из-за низкой автоматизации оборудования– при производстве применяется львиная доля ручного труда. За последние 15 летв мировой индустрии полиграфии произошел технологический переворот и типографииразвитых стран перешли на оборудование высокой автоматизации, обеспечивающееболее скоростную и высококачественную печать.
«Остатки прогресса» – староеподержанное оборудование из Германии и Кореи – импортируется в Казахстан. «Намой взгляд, такие инвестиции являются неэффективными. В результате ввоза подержанногооборудования, не соответствующего современным требованиям, мы сами тормозимсвое развитие», – отмечает г-н Люц.
В Казахстане себестоимостьполиграфической продукции очень высока из-за низкой автоматизации оборудования– при производстве применяется львиная доля ручного труда.
По его словам, техническая база вКазахстане не в состоянии удовлетворить существующие потребности внутреннегорынка даже при ее 100-процентной загрузке. Из существующего в наличиитипографий технического арсенала только 30–40% соответствуют мировому уровню.
По словам Евгения Кима, ежегодно внашу страну поставляется оборудование на 8 млн долларов. Порядка 80%полиграфической оснастки приобретается посредством лизинговых схем икредитования. В результате высокие проценты кредитов ложатся бременем наконечную стоимость полиграфических услуг.
Как сделать полиграфический бизнес
Минимальный объем инвестиций,требующихся на развитие печатного бизнеса, составляет 500 тыс. евро. Приоптимистичном развитии событий эти вложения можно окупить в течение 3–5 лет.Основными инструментами в конкурентной борьбе на рынке полиграфии служатстабильные сроки выполнения заказов и высокий уровень качества произведеннойпродукции. Типографии выполняют заказы, в зависимости от объемов тиражей, в течение3–30 дней.
Из-за неструктурированности рынкаполиграфии стоимость на услуги типографий Казахстана разнится в диапазоне от 0до 400%. «Мы проводили мониторинг цен на полиграфическую продукцию истолкнулись с парадоксальной ситуацией, когда стоимость на одни и те же услугиотличается в разы», – сетует г-н Люц. Это происходит потому, что в системереальной оценки очень много технологических операций, которые сложно учесть врамках одной компьютерной программы.
Нельзя забывать и о том, что рынкуполиграфии присуща ярко выраженная сезонность. Предпраздничные периодыхарактерны для типографий напряженным графиком работы из-за гигантских волнзаказов рекламной продукции. В летнее время полиграфические предприятиязагружены крупными госзаказами на печать учебников и заказами производителейнапитков на выпуск этикеток.
Себестоимость полиграфическойпродукции в значительной степени зависит от тиража, но есть перечень операций,который осуществляется вне зависимости от объема. В результате все затратыделятся на количество экземпляров. Зарубежные типографии наработали огромныерынки сбыта, и их тиражи достигают десятка миллионов экземпляров,соответственно, и себестоимость их продукции ниже.
В настоящее время в структуресебестоимости товара, произведенного в Казахстане, доля упаковки занимаетпорядка 3%, в западных же странах – 10%. По словам генерального директоракомпании «Киiк» и президента Ассоциации полиграфистов Казахстана ВячеславаАлександрова, Казахстан также взял курс на выпуск более изысканной упаковки. Нашипроизводители стали уделять ей большое внимание, постоянно наращивая еесоставляющую в себестоимости конечного товара и переходя от бумажного сырья кполимерным материалам.
Емкость отечественного рынка упаковкив денежном выражении составляет порядка 250 млн долларов. По оценке экспертов,в Казахстане на сегодняшний день производится около 15 тыс. тонн гибкойупаковки, общая стоимость которой составляет примерно 60 млн долларов. Ежегоднопродажи компаний-производительниц этой продукции растут в среднем на 25%.
Слабое звено
Книгоиздательский сегмент находится вочень сильной зависимости от государственного заказа, в основном от заказаправительства на печать учебников. Два крупных полиграфических предприятия,«Атамура» и «Дауир», со всеми заказами не справляются. По словам Евгения Люца,в силу своей загруженности в прошлом году они сорвали сроки сдачи учебниковпочти на шесть месяцев. При этом 30% госзаказа на печать учебников размещаетсяв России.
Художественная литература нашимииздательствами печатается исключительно по заказам клиентов. Их максимальныйтираж составляет 3–5 тыс. экземпляров, что является каплей в море российскойпродукции, которая производится многомиллионными тиражами и импортируется кнам. В Казахстане, если автор хочет издать какой-либо труд, необходимопривлечение спонсора, который оплачивает только услуги типографии.Распространение и промоушн книги ложатся на плечи автора. А стоимость печатилитературного труда в отечественных типографиях на 20% выше, чем в российских.Поэтому 30% казахстанских авторов печатают свои труды в России.
Сегмент журнальной полиграфии можетразвиваться только при условии масштабных инвестиций в модернизациюпроизводства. Сейчас напечатать в Казахстане журнал высокого полиграфическогоуровня просто невозможно. В последнее время в стране начали работу несколькотипографий, позиционирующих себя как выпускающие высококачественную журнальнуюпродукцию. Однако если сравнить журнал, вышедший из этой типографии, саналогичным журналом, отпечатанным, к примеру, в Москве, наш вариант все равновыглядит бледно.
Инвестиции в ролевую машину,необходимую для печати полноцветных журналов с качеством, соответствующимевропейскому, составляют порядка 4 млн долларов. Чтобы окупить средства,вложенные в такое производство, тиражи должны быть гигантскими, исчисляющимисясотнями тысяч экземпляров. А столько наш рынок потреблять не готов. Поэтомубольшая часть казахстанских заказов на печать полноцветных, глянцевых журналовблагополучно перемещается в Россию, Турцию и Словению.
Услугами отечественных типографийпользуются только газеты. Емкость этого сегмента постоянно росла и достиглауровня 40 млн долларов. Аналогичный объем и в нише рекламной продукции. Но еслигазетный сегмент достиг своего апогея, то у рекламы за счет регулярногоужесточения конкурентной борьбы все еще существует огромный задел. Заказчикамирекламной продукции зачастую выступают рекламные агентства, разрабатывающиеконцепции продвижения товаров и услуг компаний.
Несмотря на свою слабую«цивилизованность», рынок полиграфии в Казахстане стабильно растет, развиваясьс динамикой порядка 25% в год. По данным Ассоциации полиграфистов Казахстана,общий объем произведенной полиграфической продукции в нашей республике в 2005году в денежном выражении составил около 500 млн долларов. Предпосылками кросту служат динамичные темпы развития страны, оживление в реальном сектореэкономики, всплеск спроса на потребительском рынке. Дальнейшее развитие рынкаполиграфии ожидается в заданном режиме – на уровне 25% в год.
ТОО «Собек-Сервис» более 5 лет занимается реализацией,установкой и обслуживанием оборудования для промышленности и СТО. Предлагаемаяпродукция: • компрессора, подъемное и гидравлическое оборудование, •профессиональный инструмент, • уборочное оборудование, • многофункциональныесборные здания, • оборудование для СТО. Компания является официальнымпредставителем немецких фирм: «Nussbaum» — автоподъемники,«АТТ» — диагностическое и шиномонтажное оборудование, итальянскойфирмы «Portotecnica» — уборочное оборудование и российской компании«Сивик» — оборудование для СТО. Партнеры компании: INTERPUMP GROUP,FIAC, SOTECO, USAG, EUROMOP — Италия, MEGA — Испания, TECH — США, Hatco — Ливан, РЕМЕЗА — Белоруссия. Наши клиенты: ХОЗУ Президента РК, АстанаМоторс,TOYOTA Центр Жетысу, Автоцентр Меркур, Казахтелеком, Шинторг, Кулан Ойл,Юнитайр и др. На сегодняшний день уровень развития рынка достиг такой стадии,когда качество продукции стало одной из основных характеристик потребительскогоспроса. ТОО «Собек-Сервис» открывает новый проект «LSConcept» — снабжение торгово-потребительского рынка Казахстанавысококачественным профессиональным оборудованием.
В последнее время сообщения казахстанских статистических органов невселяют оптимизма в потребителей. Вот и по итогам сентября цены выросли нацелый ряд товаров, и в том числе на 0,4 процента за месяц подорожалилекарственные препараты. Правда, несколько обнадеживает, что в аптеках нынчебольшой выбор и наряду с широко разрекламированными дорогими импортнымипрепаратами потребителям предлагаются и более дешевые аналоги отечественныхлекарств. Тем не менее импорт на нашем фармацевтическом рынке пока явнопревалирует и составляет порядка 89 процентов[11].
Казахстанский фармацевтический рынок динамично развивается и ежегоднорастет, и на сегодняшний день он насыщен всеми необходимыми препаратами. Болеетого, в аптеках потребителям предлагается множество лекарств одного ряда, идалеко не каждый покупатель знает, что за различными названиями скрывается однои то же действующее вещество. При этом лекарства, выпущенные в Казахстане,зачастую ничуть не уступают по качеству своим иностранным аналогам, зато имеютважное преимущество – доступную цену. Но в настоящее время иностраннымпроизводителям легче продвигать свою продукцию на казахстанском рынке, так какна их стороне налоговые и таможенные льготы, большие рекламные бюджеты, хорошоотработанные методы распространения. Но из-за высоких цен многие импортныелекарства доступны не всем категориям казахстанских граждан. И тем жепенсионерам, которые болеют, как правило, чаще, чем работающие казахстанцы,пенсия не всегда позволяет приобретать все необходимые лекарства.
Определенные надежды возлагаются сегодня на принятие закона «О внесенииизменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросамфармацевтической и медицинской промышленности», проект которого на днях долженбыть передан на рассмотрение в парламент. Этот законопроект, разработанныйМинистерством индустрии и торговли РК, как раз призван уравнять требования кзарубежным и казахстанским производителям фармацевтической продукции, чтодолжно положительно сказаться на развитии нашей фарминдустрии и удовлетворитьпотребительский спрос более выгодным, с точки зрения цены, предложением.
«Отечественные производители лекарственных препаратов не просят для себяльгот и преференций, – говорит генеральный директор ассоциации«ФармМедИндустрия Казахстана» Серик Султанов, – они просят уравнять условия дляимпортеров и казахстанских производителей. Дело в том, что иностранныепроизводители лекарств освобождены у нас от всех видов таможенных пошлин и отуплаты НДС. Кроме того, чтобы продавать на нашем рынке свои лекарства, им дажене нужно открывать представительств в Казахстане, и они могут просто выдатьдоверенность физическому лицу. Наши же производители – это юридические лица,полноценные налогоплательщики, которые платят налоги и пошлины на ввозоборудования и субстанций для производства лекарств. Также, прежде чемзапустить в производство тот или иной лекарственный препарат, казахстанскиепроизводители должны сначала зарегистрировать субстанцию, то есть сырье, изкоторого он будет производиться, затем выпустить опытную партию и вновь пройтирегистрацию. Импортеры же сразу представляют на регистрацию готовый препарат».
На устранение всех этих перекосов в законодательстве и направлен новыйзаконопроект. В частности, в нем предусмотрена отмена регистрации субстанций,так как такой практики нет в странах с развитой фармацевтическойпромышленностью, например в европейских. Кроме того, проект законапредусматривает отмену НДС на ввоз оборудования для производства лекарственныхсредств и предполагает отмену согласований технических регламентов пригосударственной регистрации лекарств.
Естественно, что в свете планируемых изменений в законодательствевозникает вопрос: «А способны ли казахстанские производители представить нарынок конкурентоспособные продукты?» И тут нужно отметить, что они уже с успехомэто делают, и законодательные новшества лишь помогут нарастить им объемыпроизводства и расширить ассортимент. Например, ведущее предприятиеказахстанской фармацевтической отрасли – компания Santo – уже сейчас производитлекарственные препараты на основе европейских технологий и субстанций и всоответствии с международными стандартами. На производстве Santo внедрены нетолько стандарты ISO 9001:2000 и СТ РК ИСО 9001:2001, но и стандарт GMP (GoodManufacturing Practice – «Надлежащая практика производства»), разработанный длястран ЕС и во многом способствующий положительному имиджу европейских лекарств.А новый цех Santo, который был открыт весной этого года, оснащен самымпередовым европейским оборудованием. «Многие фармацевтические заводы Восточной Европымогут лишь мечтать о таком уровне технологического оборудования», – считаетуправляющий директор компании Lab&Pharma Илья Брюль, курирующий наладкуоборудования в новом цехе.
В планах же компании Santo – создание комплекса, производящего весь спектрнеобходимых казахстанцам лекарств по доступной цене. Это будет крупнейшийкомплекс в Центральной Азии, куда войдут цеха по производству твердых и жидкихлекарственных форм, фармацевтических субстанций, а также инфузионных растворов(кровезаменителей), которые на сегодняшний день не выпускаются ни в одной изстран СНГ. Кстати, строительство цеха по производству кровезаменителей начнетсяуже в этом году в сотрудничестве с южнокорейской компанией Choongwae HoldingGo. LTD. Выпуск инфузионных растворов требует применения высоких технологий, аЮжная Корея входит в тройку лидеров по научным разработкам в этой сфере. Именнопоэтому Santo намерена использовать опыт и ноу-хау своих южнокорейскихпартнеров и добиться того, чтобы жизненно необходимыми, но пока дорогостоящимикровезаменителями был обеспечен не только Казахстан, но и Центральная Азия, атакже восточная часть России. И самые современные кровезаменители, которыетолько есть в мире, потребители получат по доступным ценам.
«Я считаю, что одним из важнейших показателей конкурентоспособности нашихкрупнейших производителей лекарственных средств является их экспортныйпотенциал, – говорит Серик Султанов. – За последние четыре года он вырос в 11раз! Причем мы экспортируем лекарства не только в страны СНГ, но и в страныдальнего зарубежья. Сегодня это лишь 20 процентов от всей выпускаемойпродукции, но потенциал значительно выше».
В наше время производство лекарств – это не самый простой бизнес, но темотраднее, что фармацевтическая отрасль у нас все-таки успешно развивается иимеет все предпосылки для конкуренции с иностранными производителями и наказахстанском рынке, и на международном. И остается надеяться, чтоказахстанское законодательство в ближайшем будущем станет способствовать тому,чтобы имеющийся у наших фармпроизводителей потенциал все-таки был реализован.
Рост потребительского спроса долженпродолжиться, несмотря на краткосрочное замедление. Мы ожидаем, что снижениетемпов роста ВВП и девальвация тенге окажет негативное воздействие наказахстанскую банковскую систему и строительную отрасль, но пойдет на рукуэкспортерам. Мы также считаем, что последствия для других секторов экономикистраны будут умеренно позитивными, поскольку снижение темпов роста ВВП будеткраткосрочным, а девальвация поможет ослабить конкуренцию со стороны импортныхтоваров[12].Правила игрыопределяются фундаментальными факторами.
Мы ожидаем, что основным следствиемизменений валютного курса и динамики ВВП станет повышение зависимостиКазахстана от своих фундаментальных факторов: уверенного роста внутреннегопотребительского спроса и сильного притока прямых иностранных инвестиций вдобывающие отрасли. Мы ожидаем, что эти два фактора позволят избежать рецессиив 2007-2008 годах, и обеспечат рост экономики в будущем.
Потребительские расходы: сильный ростсохранится, несмотря на некоторое замедление Мы ожидаем, что совокупное конечноепотребление и конечное потребление домохозяйствами продолжит расти более чем на7% в год вплоть до конца прогнозируемого периода. Мы также ожидаем, что на фонестабилизации тенге и возобновления укрепления национальной валюты в 2010 годупотребление частными лицами в долларовом выражении ускорится и достигнет почти$100 млрд. в 2013 году и $136 млрд. в 2015 году.
Рост потребительского спроса должен продолжиться; темпы роста повысятся с2010 года. (см. табл. 2). 2005 2006 2007П 2008П 2009П 2010П 2011П 2012П 2013П 2014П 2015П Совокупное потребление, $ млрд. 35.1 45.0 61.6 66.7 70.8 79.2 93.8 109.2 126.3 145.8 165.9 Совокупное личное потребление, $ млрд. 28.0 35.9 49.7 53.8 57.6 64.4 76.3 88.9 103.0 119.2 135.9
Источник: Агентство РК по статистике; оценки «Атона».
Таблица 2. Рост потребительскогоспроса должен продолжиться; темпы роста повысятся с 2010 года.
Мы полагаем, что продолжение ростареальной заработной платы и располагаемых доходов населения станет основнымфактором роста потребительского спроса в стране. Мы прогнозируем, что реальныйрост заработной платы в 2007 году составит 18.5% из-за необычайно сильного экономическогороста в первой половине года, но за этим должно последовать значительноезамедление в ближайшие годы. Тем не менее, мы все равно ожидаем роста реальнойзаработной платы на протяжении прогнозируемого периода на уровне свыше 7% вгод. Динамика средних располагаемых доходов будет несколько отставать из-зароста населения страны.
В 2008 году мы ожидаем существенногозамедления роста заработной платы и располагаемых доходов в долларовомвыражении – по большей части из-за девальвации тенге в конце 2007 года. Тем неменее, мы прогнозируем ускорение темпов роста в начале 2009 года.Среднемесячная заработная плата должна составить $500 в 2009 году и превысить$1 000 к 2014 году. Мы ожидаем увеличения располагаемых доходов населения до$316 в 2007 году, более $500 к 2012 году и $800 в 2015 году.
Мы ожидаем, что рост доходовнаселения и заработной платы в Казахстане будет чуть медленнее, чем в России,что, в первую очередь, связано с полностью противоположными тенденциями нарынке труда двух стран. В частности, мы ожидаем, что в Казахстане, в отличие отРоссии, продолжится рост численности населения – она повысится на 9% с 15.4млн. человек в 2006 году до почти 16.8 млн.  к 2015 году. Помимо этого, вотличие от России, примерно треть трудоспособного населения Казахстана занята всельском хозяйстве, которое в определенной степени по-прежнему остаетсядовольно неэффективным сектором. Нынешние самостоятельные сельскохозяйственныерабочие представляют собой большую массу потенциальных будущих участников рынкатруда для других секторов экономики.
Кроме того, мы полагаем, чтопотенциал резкого повышения реальной заработной платы в Казахстане ограничиваетсяналичием дешевых трудовых ресурсов из соседних стран. Так, по соседству сКазахстаном расположены несколько стран со значительными резервами дешевойрабочей силы, а именно – Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Китай и,потенциально, Афганистан.
Поэтому, если заработная плата вКазахстане по-прежнему будет значительно превосходить уровень соседних стран,то мы не удивимся увеличению притока рабочей силы из-за рубежа. Причемотносительно небольшой размер рынка труда Казахстана означает, что притоктрудовых ресурсов немедленно окажет влияние на уровень заработной платы,особенно в наиболее низкооплачиваемых сегментах.
В любом случае, уверенный ростреальной заработной платы должен сохраниться вплоть до конца прогнозируемогопериода – отчасти из-за нынешней узости рынка труда Казахстана, чтоподтверждается относительно низким уровнем безработицы. Уровень безработицы вКазахстане стабильно снижается с 1999 года – до примерно 7.8% от экономическиактивного населения по итогам 2006 года. Этому способствовало экономическоеразвитие, а также масштабное перераспределение рабочей силы между секторами. Вцелом, мы прогнозируем сохранение этой тенденции, хотя считаем, что в 2008 годуКазахстан также ожидают изменения в структуре занятости – рабочие будут переходитьиз переживающей рецессию строительной отрасли в другие сектора. Мы прогнозируемувеличение безработицы в стране с примерно 7.5% в 2007 году до порядка 7.8% в2008 году.
С другой стороны, мы считаем, чтодаже некоторое увеличение уровня безработицы в 2008 году окажет лишьограниченное негативное влияние на динамику и уровень потребления. Любаякоррекция рынка труда вследствие этих факторов будет небольшой, посколькувысокие темпы экономического роста сохраняются, что должно облегчить быстроеперераспределение рабочей силы из кризисных секторов в другие сегменты экономики,где реальная заработная плата и располагаемые доходы будут по-прежнему расти.Следует отметить, что в строительстве занято 6.2% от общего трудоспособного населения(в банковской системе – менее 1%), причем велика доля иностранных рабочих – этодолжно ограничить любое возможное замедление темпов роста внутреннегопотребления.
Заключение.
Исследование природы потребительского спроса гносеологически восходит к трудампредставителей классической экономической школы А. Смита, Д. Риккардо,проанализировавших такие элементы потребительского спроса как цена,доходы-прибыль, зарплата, рента.
В дальнейшем Э. Кондильяк анализировал «субъективные элементы»ценообразования, Д. Бернулли – проблему полезности выбора. Теория потребительскоговыбора представлена трудами Е. Бем-Баверка, Л. Вальраса, Ф. Визера, К.Ланкастера, К. Менгера, Дж. фон Неймана, В. Парето, Д. Пилдича, М. Фридмена, Д.Хикса, Ф. Эджуорта[13] и др.
А. Маршаллу принадлежит первенство в исследовании «цена спроса» и «ценапредложения», а также попытка соединить теорию предельной полезности с теориейспроса и предложения и теорией издержек производства, разработка концепциимодели установления равновесной цены.
Современные исследования потребительского спроса и  факторов егоопределяющих представлены работами Г. Бребаха, У. Деминга, Д. Залтмана, средиотечественных экономистов трудами В. Автономова, И. Алешиной, И. Белявского, С.Богачева, Г. Васильева, И. Красюк, В. Логуновой, Д. Патинкина, И. Полякова, В.Радаева и др.
Особо следует отметить высокий вклад лауреатов Нобелевской премии 2000 г. Дж. Хекмана и Д. Мак-Фаддена, разработавших теорию и методы, широко используемых в анализеповедения индивидуумов и семейных хозяйств в экономике.
Институциональное направление в экономической науке представлено работамитрадиционных институционалистов (Т. Веблена, Д. Коммонса, У. Митчелла и др.) инеоинституционалистов (Р. Коуза, Д. Норта, О. Уильямсона, Дж. Ходжсона, Т.Эггертссона и др.) и трудами отечественных ученых – А. Аузана, Е. Бренделевой,Л. Гусаровой. Р. Капелюшникова, Г. Клейнера, Н. Лебедевой, Д. Львова, Н.Манохиной, А. Олейника, В. Радаева, В. Тамбовцева. А. Шаститко и др.
В разработку теории личного потребления значимый вклад внесли Г. Госсен,У. Джевонс, Дж. Дьюзенбери, К. Менгер, Ф. Модильяни, И. Фишер, Э. Энгель.   Анализ потребностей, лежащих в основе потребительского спроса, их различныеклассификации представлены в работах А. Маслоу, Х. Муррей, Макклелланда, К.Альдерфера.    
Теория потребительских ценностей разработана такими учеными, как М.Рокич, Дж.Шет, Б. Ньюман, Б. Гросс. Мотивационным процессам, лежащим в основепотребительских предпочтений, уделено важное внимание в работах Д. Рисмана, Р.Хейли, Ф. Герцберга.
Особый вклад внес Р. Лайкерт, одним из первых разработавший рейтинговуюшкалу отношения потребителей к товарам. Известна и широко используетсямногофакторная модель М. Фишбейна, определяющая отношение потребителя к объектукак сумму произведений мнений о показателях объекта и оценочных значений этихпоказателей.
Одним из важнейших подразделов макроэкономики является теория потребления.Изучение теории потребительского выбора позволяет рассматривать процессформирования спроса на конкретные товары и услуги.
Список использованной литературы.
1.        Назарбаев Н.Казахстан 2030. Алматы, 2002.
2.        Деминг У. Эдвард.Новая экономика. М.: Эксмо, 2006. С. 18-19.
3.        Краткийэкономический словарь. / Под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2001.
4.        Кошанов А. К.Рамазанов А. А. Шевченко В.В.  Смешанная экономика: трансформационная модельразвития  Казахстана. Алматы, 1997.
5.        Нурманова Б. З. История Экономических Учений. — Алматы. 2002г.
6.        Прогнозэкономического развития Казахстана на 2007-2015 годы. / Источник: Агентство РКпо статистике; оценки «Атона», ЗАО «АТОН Брокер». 15октября 2007 г.
7.        Райзберг Б. А.,Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.,2002.
8.         Сабденов О.Экономическая политика на рубеже 21 века. Алматы, 1997.
9.        Современныепроблемы экономического роста национальных экономик. / Континент. №20 (205) 24октября — 6 ноября 2007. Алматы.
10.     Тихонович С.В.Развитие теории потребительского спроса. / Академия управления при ПрезидентеРеспублики Беларусь, г. Минск, Белоруссия. 2006 г.
11.     Экономика:Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004.
12.     Экономическаятеория: Учебник./ Под ред. А.И.Добрынина, Г. П. Журавлевой, В. И.Видяпина, Л.С. Тарасевича.- М.: ИНФА-М, 2006 г.
13.     Экономическийсловарь. / Под ред. А. И. Архипова. М., 2001.
14.     Якушев М.М.Институциональные факторы потребитель­ского спроса в современной экономике. //Вестник СГСЭУ – Саратов: Изд. центр СГСЭУ. 2006. № 14 (3) – 0,8 п.л.
15.     Вестникбанковской статистики. 2007. № 1. С. 92, 126-128.
16.     Инвестиции внефтехимический комплекс на западе Казахстана составят 1 млрд долларов. /Нефтехимия, 24/03/2005
17.     Юля Семыкина.Между импортом и экспортом. / Континент. №20 (205) 24 октября — 6 ноября 2007г. Алматы.
18.     Canon прекращаетразработку пленочных фотоаппаратов. /  «Бизнес & Балтия» Nr.100 (2976) от 26 мая 2006 года.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.