Новосибирский государственный технический университет
Юридический факультет
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по уголовно-исполнительному праву
Режим и безопасность заключенных в тюрьмах
Выполнил студент 3 курса:
Патрикеев Ярослав Валерьевич
Группы ЮФ-71
Новосибирск – 2010
Содержание
отбывание наказания в тюрьмах: общая характеристика
режимы тюрем
основополагающие принципы безопасности
развитие уголовно-исполнительного законодательства в области режима и безопасности в тюрьмах
список использованных нормативных актов и литературы
Отбывание наказания в тюрьмах. Общая характеристика
Тюрьма - вид исправительного учреждения, предназначенного для отбывания наказания наиболее опасными категориями преступников. В тюрьмах отбывают наказание в основном 3 категории осужденных:
1) лица, осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений;
2) осужденные при особо опасном рецидиве;
3) осужденные, переведенные в тюрьму на срок до 3 лет за злостное нарушение установленного порядка отбывания в исправительных колониях общего и строгого режимов.
Кроме перечисленных категорий опасных преступников, в тюрьмах могут отбывать наказание лица, оставленные с их согласия в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Согласно ст. 77 УИК таковыми могут быть лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше 5 лет которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима. Они могут быть оставлены лишь при наличии их письменного согласия.
И, наконец, допускается временное содержание в тюрьмах осужденных в следующих случаях:
а) при необходимости производства с участием осужденного следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом;
б) при необходимости участия осужденного в судебном разбирательстве по делу о преступлении, совершенном другим лицом;
в) если осужденный привлекается к уголовной ответственности по другому уголовному делу и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
г) при переводе осужденных из одного места лишения свободы в другое.
В тюрьмах установлены 2 вида режима: общий и строгий, без дифференциации каждого из них на виды условий отбывания наказания.
На строгом режиме содержатся все категории осужденных, поступающие в тюрьму, в том числе и осужденные к лишению свободы с отбыванием части срока наказания в тюрьме, и осужденные, переведенные в тюрьму за нарушение режима в исправительных колониях всех видов режимов. Кроме того, на строгом режиме содержатся осужденные, признанные злостными нарушителями при содержании в тюрьме на общем режиме.
Однако законодатель ограничивает круг лиц, которые могут содержаться на строгом режиме. К ним относятся; а) осужденные беременные женщины и женщины, имеющие при себе малолетних детей; б) осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы.
На общем режиме содержится основная масса осужденных, отбывающих наказание в тюрьме. По общему правилу на общий режим направляются осужденные, которые отбыли на строгом режиме не менее одного года, при условии отсутствия у них нарушений режима.
Поскольку в тюрьмах содержатся наиболее опасные категории преступников, то в отношении их при исполнении наказания законодатель ставит, прежде всего, цель: предупреждение совершения этими лицами новых преступлений в период отбывания ими наказания. Это достигается за счет усиления изоляции и ужесточения условий их содержания.
В соответствии со ст. 131 УИК осужденные содержатся, как правило, в общих камерах, В необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах. Размещение по камерам осуществляется с учетом установленных ст. 80 УИК требований о раздельном содержании мужчин, женщин и других категорий осужденных.
Изолированно от других осужденных и раздельно содержатся осужденные, переводимые из одного ИУ в другое; осужденные, оставленные в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Кроме того, раздельно содержатся осужденные, находящиеся на общем и строгом режимах.
Осужденные, содержащиеся в тюрьмах на общем режиме:
- могут ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 40% минимального размера оплаты труда;
- имеют право на 2 краткосрочных и 2 длительных свидания в год;
- имеют право на получение 2 посылок или передач и 2 бандеролей в течение года;
- могут пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью 1,5 часа.
Более жесткие условия отбывания предусматриваются для осужденных, отбывающих наказание на строгом режиме. Им разрешается:
- ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 20% минимального размера оплаты труда;
- иметь 2 краткосрочных свидания в год;
- получать одну посылку и одну бандероль в год;
- пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.
Специфическим в сравнении с правами лиц, содержащихся в исправительных колониях, является право на ежедневные прогулки. Оно обусловлено покамерным размещением и необходимостью сохранения здоровья осужденных путем пребывания их на свежем воздухе. Прогулка проводится в дневное время на специально оборудованной части территории тюрьмы. Поскольку ежедневная прогулка - право осужденного, то ее нельзя отменить или сократить в порядке дисциплинарного взыскания. Закон предусматривает единственное основание для досрочного ее прекращения - нарушение осужденным во время прогулки установленных правил внутреннего распорядка.
Осужденные, содержащиеся в тюрьмах, имеют право свидания с родственниками и иными лицами согласно правилам, установленным ст. 89 УИК. Телефонные переговоры им разрешаются лишь в исключительных случаях и оплачиваются самими осужденными.
К ним применяются также меры поощрения и меры взыскания, в соответствии с нормами, изложенными в ст. 113-117 УИК РФ. Специфика правового статуса осужденных, содержащихся в тюрьме, проявляется и в мерах поощрения и взыскания, применяемых к ним.
Так, за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и обучению законодатель предусматривает увеличение времени прогулки осужденным до 2 часов в день на срок до одного месяца.
Особенности содержания осужденных в тюрьме определяют и специфику применения к ним мер исправительного воздействия.
В соответствии со ст. 103 УИК РФ труд осужденных в тюрьмах организуется только на территории тюрьмы. При отсутствии возможности создания в тюрьме специальных помещений труд осужденных организуется по камерам, что ограничивает выбор видов трудовой деятельности. Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней без выезда за пределы тюрьмы.
Довольно ограничены в тюрьмах возможности общеобразовательного и профессионального обучения, поскольку для этого, как правило, нет специальных помещений. Кроме того, это осложняется необходимостью соблюдения режимных требований о раздельном содержании различных категорий осужденных, что препятствует созданию учебных групп.
Воспитательная работа с осужденными, содержащимися в тюрьмах, как правило, проводится по камерам, что осложняет выбор методов и форм ее организации и одна из реальных и довольно специфических форм воспитательной работы в этих условиях - использование радиофицированных камер.
В то же время следует подчеркнуть, что упорное нежелание этой категории осужденных встать на путь исправления, ее ориентированность на воспроизводство традиций преступного мира, психологическая обстановка в данных учреждениях мало способствует восприятию и эффективности воздействия воспитательных мероприятий. Учитывая это, законодатель, в отличие от прежнего законодательства, не предусматривает создания самодеятельных организаций осужденных.
Иной режим содержания в тюрьмах предусмотрен для осужденных, оставленных в тюрьме для работы по хозяйственному обслуживанию. Они отбывают наказание на условиях, предусмотренных для лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима. Кроме того, закон (ч. 3 ст. 77 УИК) специально указывает, что эта категория осужденных содержится отдельно в незапираемых общих камерах; они пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью 2 часа.
Условия содержания осужденных, временно оставленных в тюрьме в связи с участием в следственных действиях или судебном разбирательстве по делу о преступлении, совершенном другим лицом, соответствует условиям содержания того вида ИУ, который был определен им судом при назначении наказания.
Осужденные, которые привлекаются к уголовной ответственности по другому делу, обладают правовым статусом, который определяется условиями отбывания наказания того вида ИУ, который им был назначен судом. Однако в соответствии с Федеральным Законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в этот статус вносятся определенные коррективы. Так, свидания этой категории лиц предоставляются только на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело.
Режимы тюрем
В отличие от исправительных колоний общего, строгого и особого режимов тюрьмы не подразделяются по видам режима, однако определяется установление в каждой тюрьме двух видов режима - общего и строгого. Объясняется это тем, что на протяжении всего срока отбывания наказания в тюрьме осужденные в зависимости от поведения могут содержаться как на общем, так и на строгом режимах.
Тюрьмы предназначены для отбывания наказания в виде лишения свободы для наиболее опасных преступников. В них содержатся мужчины, осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет с отбыванием части срока наказания в тюрьме, а также осужденные, переведенные на срок до трех лет за нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов. В тюрьмах также отбывают наказание осужденные, оставленные там для их хозяйственного обслуживания, и другие категории осужденных, находящиеся там в соответствии со ст. 771 и 772 УИК РФ (находящиеся под следствием по другому делу и иные лица). Подавляющее число тюремных "сидельцев" — это именно иные категории осужденных, а не лица, приговоренные судами к тюремному заключению; основную массу осужденных составляют лица, переведенные на тюремный режим из исправительных колоний.
В тюрьмах установлены два вида режима — общий и строгий.
По сравнению с ранее действовавшим законодательством сейчас существенно изменен порядок определения вновь поступающим осужденным вида режима и его изменения в процессе отбывания наказания. Все вновь поступающие в тюрьму осужденные, согласно ст. 130 Кодекса, сразу направляются на строгий режим; здесь же содержатся осужденные, переведенные с общего режима. На строгий режим не помещаются осужденные, являющиеся инвалидами первой и второй группы.
На строгом тюремном режиме осужденные обязаны находиться не менее одного года. Если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения на строгом режиме исчисляется со дня заключения под стражу. Закон не выдвигает требования об обязательном отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания (как это имеет место в исправительных колониях при переводе со строгих условий отбывания наказания). Однако практика все же идет по этому пути, потому что закон предписывает такой перевод не в императивной форме — год истек и обязательно нужно переводить на общий режим, а применяет иную формулировку — "могут быть переведены", следовательно, необходимо учитывать и поведение осужденного на строгом режиме.
Если осужденный, находящийся на общем режиме, допускает нарушения установленного порядка отбывания наказания и ему за это объявляются взыскания, на основании чего он признается злостным нарушителем, то такой осужденный переводится на строгий режим. Допускаются и повторные переводы с одного режима на другой, но во всех случаях на строгом режиме осужденный обязан пробыть не менее одного года.
В тюрьме осужденные размещаются в общих камерах, которые находятся в постоянно закрытом состоянии и оборудованы таким образом, чтобы в максимальной степени добиться изоляции осужденных, исключить случаи побегов и недозволенных связей, как с внешним миром, так и с другими осужденными. Однако возможно и содержание в одиночных камерах (для обеспечения безопасности осужденного, в связи с личностными его особенностями, препятствующими нахождению с другими осужденными и поддержанию с ними нормальных отношений, и по другим аналогичным обстоятельствам).
Размещение осужденных по камерам в тюрьме осуществляется с учетом многих обстоятельств: во-первых, чтобы не допустить совместного содержания лиц, проходящих по одному делу, враждующих между собой, прибывших из одной колонии, находящихся на разных видах режима, осужденных, оставленных в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, и собственно тюремных "сидельцев"; во-вторых, принимая во внимание психофизиологические свойства личности осужденных, их совместимость при нахождении длительное время в столь стесненных и специфических условиях тюремной камеры.
Правовое положение осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в тюрьмах, существенно отличается от правового положения всех остальных категорий осужденных. Так, осужденные, отбывающие наказание на общем режиме, имеют право ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере минимального размера оплаты труда. В течение года им предоставляется два краткосрочных и два длительных свидания, они также могут получить две посылки или передачи и две бандероли. Им ежедневно предоставляется прогулка продолжительностью полтора часа.
На строгом тюремном режиме осужденные имеют право ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 60% минимального размера оплаты труда.
В течение года им предоставляется два краткосрочных свидания (длительное свидание может быть предоставлено только в порядке поощрения), они могут получить одну посылку и одну бандероль. Ежедневная прогулка предоставляется продолжительностью лишь один час.
Таким образом, отбывание наказания в тюрьме является одним из наиболее суровых, поэтому осужденные испытывают определенный страх и не проявляют особого стремления оказаться там. Однако в неформальных отношениях среди осужденных факт перевода конкретного осужденного в тюрьму признается заслуживающим уважения — "пошел в крытую", и ему из "воровского общака" передаются средства на поддержание в тюрьме. А когда осужденный возвращается в исправительную колонию из тюрьмы, то среди остальных осужденных он имеет некий ореол славы — "был в крытой" (побывал в закрытой зоне, т. е. в тюрьме). Так что в воспитательном плане перевод осужденных в тюрьму дает немного, как показывает практика, но такие переводы тем не менее осуществляются постоянно в целях оздоровления обстановки в конкретном исправительном учреждении.
Основополагающие принципы обеспечения безопасности
Безопасность в тюрьмах (в исправительных учреждениях) обеспечивают три основных составляющих: режим; твердый порядок; дисциплина и наказание. Режим
представляет собой набор средств и методов, с помощью которых администрация исправительного учреждения обеспечивает защиту общества, выполняя решение суда о лишении определённых лиц свободы.
Основополагающие принципы поддержания надлежащего режима:
1) К каждому заключённому должны применяться те, и только те меры обеспечения режима, которые необходимы для предотвращения побега заключённого, представляющего общественную опасность.
2) Средства ограничения свободы передвижения не должны применяться в качестве наказания. Недопустимо применение цепей и кандалов в качестве средств ограничения свободы передвижения.
3) Средства ограничения свободы передвижения могут применяться только:
чтобы избежать побега во время перевозки заключённого, причём заключённый должен от них освобождаться в зале суда или во время административного разбирательства;
по медицинским показаниям;
не дольше, чем это необходимо.
4) Необходимый уровень режимных требований зависит от степени угрозы побега конкретных заключённых.
Некоторые заключённые были бы весьма опасны для общества, если бы им удалось бежать. Для таких заключённых побег должен быть чрезвычайно трудным, если не невозможным, и они должны содержаться в исправительных учреждениях строгого режима.
Некоторые заключённые в случае побега не представляют общественной опасности. Их следует содержать в исправительных учреждениях обычного режима.
Большинство заключённых находится между этими двумя группами. Их побег связан с ограниченным риском для общества. Они должны содержаться в условиях усиленного режима.
5) Если в исправительном учреждении усиленного режима приходится содержать заключённых, побег которых представляет существенную опасность для общества, к таким лицам должны применяться особые режимные требования, в том числе: особый тип камер; особый режим перемещения по территории исправительного учреждения и сопровождения за его пределами.
6) Система режимных мероприятий далеко не ограничивается физическим предотвращением побега.
Уровень соблюдения режима зависит также от бдительности персонала учреждения, знающего, что происходит в нем, и обеспечивающего занятость заключённых. Этот аспект часто называют динамической составляющей режима.
Часовые на вышках по периметру исправительного учреждения скорее всего заметят побег, когда он уже будет совершён. Персонал, работающий в непосредственном контакте с заключёнными и знающий, чем они занимаются, имеет гораздо больше возможностей обнаружить угрозу нарушения режима до её реализации.
7) Динамическая составляющая режима - это не просто предотвращение побегов заключённых. Её обеспечение требует хороших отношений с заключёнными и знания их настроений и темперамента.
Твердый порядок и контроль
Администрация учреждения отвечает за обеспечение физической безопасности заключённых, персонала, посетителей. персонал и заключённые находятся в гораздо большей безопасности в тех исправительных учреждениях, где установлены твёрдый порядок и контроль, чем там, где царят анархия и хаос. Твёрдый порядок не сводится к контролю и лучше всего достигается мерами позитивного характера
Основополагающие принципы поддержания порядка и осуществления контроля:
1) Исправительные учреждения должны быть безопасны для тех, кто в них живёт и работает, т.е. для заключённых, тюремного персонала и посетителей.
2) Никто из находящихся в исправительных учреждениях не должен опасаться за свою физическую безопасность.
3) Необходимо поддерживать твёрдую дисциплину и порядок при минимальных ограничениях.
4) Заключённые не должны привлекаться к применению дисциплинарных наказаний.
Мужчины и женщины, которые преступили закон или обвиняются в этом и которые наказаны лишением свободы, являются личностями. Они могут испытывать страх и ощущать угрозу своей жизни, находясь в исправительном учреждении вместе с другими людьми, кого также обвиняют в нарушении закона.
Заключённые предпочли бы находиться на свободе, однако большинство из них соглашаются с пребыванием в исправительном учреждении, если судебное разбирательство было справедливым.
Необходимо обеспечить баланс между поощрением и наказанием.
Исправительные учреждения являются местом, где живут люди. При этом в них может быть создана спокойная атмосфера не в ущерб режиму и твёрдому порядку.
Опытные работники исправительных учреждений знают, что жесткого контроля недостаточно для обеспечения твёрдого порядка.
Администрация учреждения не должна допускать, чтобы заключённый имел возможность применять меры наказания к другим заключённым.
Дисциплина и наказание
Время от времени порядок и дисциплина нарушаются, и появляется необходимость в применении официально установленной дисциплинарной процедуре, позволяющей выявить и наказать виновных. Такая процедура должна учитывать принципы естественной справедливости.
Основополагающие принципы применения дисциплинарных мер:
1) Все дисциплинарные меры и наказания должны применяться в рамках закона и опубликованных нормативных актов.
2) Заключённый не может быть подвергнут взысканию без уведомления о совершённом им нарушении и предоставления возможности защитить себя.
- Запрещается применение всех видов жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство наказаний, в том числе телесных наказаний или помещения заключённых в камеры, не имеющие освещения.
- Наказание в форме строгого режима изоляции или ограничения рациона питания не должно применяться, пока тюремный врач не засвидетельствует, что заключённый может быть ему подвергнуть.
3) Заключённые, к которым применяются дисциплинарные меры, должны иметь возможность обжаловать их в вышестоящей инстанции.
Важно, чтобы заключённые знали правила и порядок, которым они должны подчиняться в исправительном учреждении. Важно, чтобы система наказаний в них была формализована и понятна как тюремному персоналу, так и заключённым.
Если заключённый нарушает дисциплину, такое нарушение рассматривается в порядке, заблаговременно доведённом до сведения заключённых. В каждой исправительном учреждении или месте заключения должен иметься доведённый до всеобщего сведения перечень действий, являющихся нарушением дисциплины. Если заключённый признан виновным, он может быть подвергнут различным наказаниям, которые также указаны в правилах внутреннего распорядка. Персоналу запрещается применять наказания, не предусмотренные официально. При применении дисциплинарных мер в исправительных учреждениях должны соблюдаться принципы естественной справедливости, к которым относится право знать, в чём и кто тебя обвиняет, приводить аргументы в свою защиту и задавать вопросы свидетелям. Следует отметить, что, по мнению современных юристов, сокращение рациона питания приравнивается к телесным наказаниям, являющимся бесчеловечными. Возможность применения наказания к заключённым должна быть удостоверена врачом, отношения которого с заключённым являются прежде всего отношениями врача и пациента. Врач не имеет права играть роль, которая может быть истолкована как участие в применении наказания.
Развитие уголовно-исполнительного законодательства
Режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в 60—90-е гг. в своей основе был определен Положением об ИТК и тюрьмах 1961 г., установившим все основные его содержательные характеристики. Более поздние нормативные акты лишь уточняли те или иные аспекты. В Положении был определен правовой статус помещений камерного типа, порядок и условия перевода туда осужденных. Положение закрепило основные права и обязанности осужденных, установило четко определенные нормы питания для различных категорий лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Основы исправительно-трудового законодательства и ИТК РСФСР относили режим отбывания наказания к основным средствам исправления и перевоспитания осужденных. Понятие режима законодательно не определялось. Устанавливались лишь его основные требования в местах лишения свободы, которые конкретизировались в отдельных институтах исправительно-трудового законодательства и применительно к различным видам учреждений, исполняющих наказания1.
Основные требования режима определялись в ст. 22 ИТК РСФСР: обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или других антиобщественных поступков; точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей; различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного.
"Осужденные должны носить одежду единого образца, в соответствии с Правилами внутреннего распорядка ИТУ могут передвигаться в пределах колонии, подвергаться обыску; личный обыск производится лицами одного пола с обыскиваемым. Корреспонденция осужденных подлежит цензуре, а посылки, передачи и бандероли — досмотру" (ч. 2 ст. 22 ИТК РСФСР).
В исправительно-трудовых колониях особого режима осужденные должны были содержаться в помещениях камерного типа и носить одежду специального образца.
Хранение при себе денег и ценных бумаг осужденными, а также предметов, запрещенных к использованию в ИТУ, не допускалось.
В порядке, установленном Основами и ИТК РСФСР, осужденным разрешалось приобретать по безналичному расчету продукты питания и предметы первой необходимости, иметь свидания, отправлять и получать денежные переводы, вести переписку.
Согласно ст. 23 Кодекса в исправительно-трудовых учреждениях устанавливался строго регламентированный внутренний распорядок, объявляемый всем осужденным.
Правовые основы режима исполнения лишения свободы складывались не только из норм Основ и ИТК РСФСР, но и из широкого комплекса подзаконных (и прежде всего — ведомственных) актов. Главное место в ряду последних занимали утвержденные МВД СССР в 1972 и 1986 гг. Правила внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений. Ими устанавливались нормы приема осужденных в учреждения, правила их поведения во время работы и отдыха, перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных, перечень и количество предметов и вещей, которые они могут иметь при себе, порядок изъятия запрещенных предметов, правила проведения проверок, свиданий, приема и вручения осужденным посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже осужденным, общие требования к оборудованию жилых и производственных зон исправительно-трудовых учреждений.
Фактические условия отбывания лишения свободы во многом определялись и определяются уровнем материально-бытового обеспечения осужденных. Кодекс установил, что "лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, обеспечиваются необходимые бытовые условия, соответствующие правилам санитарии и гигиены". По сравнению с Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах 1961 г. в ст. 56 ИТК определялась несколько большая норма жилой площади: в исправительно-трудовых колониях не менее 2 кв. метров, а в воспитательно-трудовых колониях и тюрьмах — не менее 2,5 кв. метра на человека.
В отличие от Положения об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Кодекс не устанавливал конкретных норм питания осужденных. Определялось лишь, что "они получают питание, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность организма". Согласно ч. 2 и ч. 6 ст. 56 ИТК РСФСР и подзаконным нормативным актам (постановлениям Совета Министров СССР) нормы питания дифференцировались в зависимости от климатических условий, места расположения ИТУ, характера выполняемой осужденными работы и их отношения к труду. Лица, водворенные в штрафной или дисциплинарный изолятор, в карцер, в помещения камерного типа в колониях общего, усиленного и строгого режима, а также в одиночную камеру в колонии особого режима, получали питание по пониженным нормам.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1977 г. эти лица по заключению врачебной комиссии и разрешению администрации могли получать дополнительные продуктовые посылки и передачи.
ИТК РСФСР исходил из сложившейся к тому времени отрядной системы в исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых колониях, хотя и не содержал специальной нормы об отряде осужденных. Однако в ст. 55 Кодекса среди должностных лиц, применяющих меры поощрения и взыскания, упоминался начальник (старший воспитатель) отряда колонии, а в ст. 46 в числе самодеятельных организаций осужденных — советы коллективов отрядов.
Типовая численность осужденных в отрядах в зависимости от вида режима ИТУ составляла от 50 до 120 человек. Непосредственное управление отрядами осужденных осуществлялось на основании соответствующего Положения.
В соответствии со ст. 26 ИТК РСФСР осужденным предоставлялись свидания: краткосрочные, продолжительностью до четырех часов, и длительные, продолжительностью до трех суток. Краткосрочные свидания предоставлялись с родственниками или иными лицами в присутствии представителя исправительно-трудового учреждения. Длительные (с правом совместного проживания) — только с близкими родственниками.
Число и виды свиданий варьировались в зависимости от вида режима ИТУ (от четырех краткосрочных и двух длительных свиданий или трех краткосрочных и двух длительных свиданий в год для осужденных, находящихся на улучшенных условиях содержания в ИТК общего режима, до одного краткосрочного и одного длительного свиданий в год в колониях особого режима). Осужденные в тюрьмах на общем режиме имели право в течение года на два краткосрочных свидания, а на строгом режиме свидания вообще не предоставлялись. Осужденным в ВТК в зависимости от вида режима и условий содержания предоставлялось ежегодно от четырех до двенадцати краткосрочных свиданий (ст. 75, 76 ИТК РСФСР).
Некоторые виды свиданий не включались в число, предусмотренное Кодексом. Это свидания с близкими родственниками в случае тяжкой болезни осужденного, ставящей в опасность его жизнь (ч. 3 ст. 26 ИТК), и свидания с адвокатами, которые по желанию осужденного или адвоката могли предоставляться наедине (ст. 27 ИТК).
Порядок предоставления и порядок проведения свиданий устанавливался Правилами внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений.
Февральскими (1977 г.) указами Президиума Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета РСФСР Основы и ИТК РСФСР были дополнены нормами, устанавливающими порядок предоставления свиданий осужденным, оставленным для работы по хозяйственному обслуживанию тюрем и следственных изоляторов (ст. 21 Основ, ст. 72 ИТК РСФСР). Два длительных свидания заменялись им шестью краткосрочными.
В 1973—1976 гг. сотрудниками ВНИИ МВД СССР совместно с ГУЛИТУ и ГУИТУ МВД СССР был проведен эксперимент, посвященный изучению вопроса о целесообразности введения в новое законодательство института краткосрочных выездов осужденных из исправительно-трудовых колоний. Краткосрочные выезды, как правило, разрешались положительно характеризуемым осужденным в связи со смертью или тяжкой болезнью их близкого родственника.
Абсолютное большинство (свыше 90%) осужденных, которым были разрешены краткосрочные выезды, своевременно явились в исправительно-трудовые учреждения. Поведение подавляющего большинства (99%) осужденных за пределами мест лишения свободы не вызывало нареканий со стороны органов власти и местного населения. В итоге работники ИТУ оценили институт краткосрочных выездов как дополнительный стимул к исправлению осужденных.
В соответствии со ст. 28 ИТК РСФСР осужденным, содержащимся в исправительно-трудовых колониях, по отбытии половины срока наказания разрешалось получать до трех посылок или передач в год. Осужденным, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, — до шести посылок или передач в год. Вес одной посылки или передачи не должен был превышать пяти килограммов. Число посылок и передач устанавливалось ст. 62—65, 75 и 76 Кодекса и изменялось от шести посылок и передач в год (в ВТК) до одной посылки или передачи в год (в исправительно-трудовых колониях особого режима). Осужденным, отбывающим лишение свободы в тюрьмах, получение посылок и передач не разрешалось.
Поначалу осужденным к лишению свободы разрешалось получать и отправлять денежные переводы без ограничения их адресата (ст. 29 ИТК РСФСР). Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 октября 1987 г. внес в эту статью коррективы, согласно которым отправление денежных переводов иным (кроме родственников) лицам стало возможным только с разрешения администрации. Поступившие денежные суммы зачислялись на лицевой счет осужденного, а в исправительно-трудовых колониях-поселениях вручались осужденному.
Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах 1961 г. предоставляло право вести переписку без ограничения осужденным, содержащимся в исправительно-трудовых колониях как общего, так и усиленного режима. МТК РСФСР не ограничивал отправление осужденными писем только в исправительно-трудовых колониях общего режима, а также в ВТК. Число отправляемых осужденными писем по общему правилу зависело от вида режима МТУ (от трех писем в месяц в ИТК усиленного режима до одного письма в два месяца для осужденных, содержащихся на строгом режиме в тюрьмах).
Все осужденные могли получать письма без ограничения их количества. Однако переписка между содержащимися в местах лишения свободы осужденными, не являющимися родственниками, запрещалась.
Осужденным, содержащимся в ВТК, "твердо вставшим на путь исправления" и отбывшим не менее шести месяцев лишения свободы, при тех же основаниях могло быть разрешено передвижение за пределами колонии без сопровождения.
Не допускалось передвижение без конвоя либо сопровождения особо опасных рецидивистов; осужденных за особо опасные государственные преступления; осужденных, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии; осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства; осужденных за бандитизм; осужденных за совершение при отягчающих обстоятельствах ряда преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 31 ИТК РСФСР, а также осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания в местах лишения свободы; осужденных, которые пользовались правом передвижения без конвоя, но были лишены его в связи с допущенными нарушениями; осужденных, не имевших постоянного места жительства, а также осужденных, к которым судом применено принудительное лечение от алкоголизма или наркомании.
Законодательством предоставлялось право разрешать осужденным женщинам, добросовестно относящимся к труду и соблюдающим требования режима, проживать вне колонии в течение времени их освобождения от работы по беременности и родам, а также до достижения ребенком двухлетнего возраста. Разрешение на проживание вне колонии давал начальник колонии по согласованию с наблюдательной комиссией. При предоставлении такого права женщины поселялись вблизи колонии и находились под надзором органов внутренних дел. Все ограничения на пользование деньгами, получение посылок, передач, бандеролей, свиданий снимались. Как правило, женщины работали на предприятии ИТУ, но с разрешения начальника учреждения и в других местах в районе расположения ИТУ. При систематическом или злостном нарушении режима и правил поведения вне колонии осужденные женщины могли быть лишены предоставленного им права.
При достижении ребенком двухлетнего возраста администрация колонии была обязана рассмотреть вопрос о представлении осужденной к условно-досрочному освобождению либо к помилованию (ст. 33 ИТК РСФСР).
Все осужденные, отбывающие тюремное заключение, содержались в камерах (общих или одиночных). Поэтому ст. 68—70 ИТК РСФСР специально определяли продолжительность и характер предоставляемых осужденным ежедневных прогулок (один час — на общем режиме в тюрьме и тридцать минут — на строгом). Общий режим в тюрьме не предполагал предоставления осужденным длительных свиданий. На строгом режиме свидания не предоставлялись вовсе. Однако срок содержания осужденных на строгом режиме в тюрьме устанавливался от двух до шести месяцев. На строгом режиме не могли содержаться беременные женщины, а также женщины, имеющие при себе грудных детей.
Осужденным, оставленным в следственном изоляторе или в тюрьме для работы по хозяйственному обслуживанию, предоставлялось право пользоваться деньгами, получать свидания, посылки, передачи и бандероли по нормам, установленным для осужденных в колониях общего режима1. Они должны были размещаться в незапираемых камерах. О замене им двух длительных свиданий шестью краткосрочными уже упоминалось. Если эти заключенные работали в закрытых помещениях, они имели право на ежедневную прогулку продолжительностью два часа.
Наибольшие особенности были свойственны режиму отбывания наказания в колониях-поселениях. Согласно ст. 66 ИТК РСФСР в них осужденные должны были содержаться без охраны, но под надзором; в часы подъема до отбоя пользоваться правом свободного передвижения в пределах всей территории колонии.
С разрешения администрации колонии они могли двигаться без надзора вне территории колонии, но в пределах автономной республики, края, области, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением. Они могли носить одежду, принятую в гражданском обиходе, иметь при себе деньги и ценные вещи, пользоваться деньгами без ограничения; отправлять письма и получать бандероли, посылки, передачи и иметь свидания без ограничения.
С разрешения администрации колонии при наличии жилищных условий они могли проживать в колонии со своими семьями, приобретать в соответствии с действующим законодательством жилой дом и обзаводиться личным хозяйством на территории колонии. Позднее было установлено правило, согласно которому в одной колонии-поселении могли отбывать наказание осужденные мужчины и женщины независимо от того, в колониях какого вида режима они ранее содержались.
Существенные изменения в режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы были внесены Законом РФ от 12 июня 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР". Прежде всего была проявлена забота о личной безопасности осужденных во время отбывания наказания — введена ст. 82 ИТК РСФСР, предусматривающая право осужденных на личную безопасность.
При возникновении угрозы жизни, здоровью либо угрозы совершения иного преступления против личности осужденного со стороны других осужденных он получил право обратиться с заявлением к любому должностному лицу МТУ с просьбой о переводе в помещение, где такая угроза отсутствует. В этом случае должностное лицо обязано принять незамедлительные меры по переводу осужденного в безопасное место.
Начальник ИТУ принимает меры, устраняющие эти угрозы, либо решает вопрос о месте дальнейшего отбывания наказания осужденным. Ранее при возникновении подобных ситуаций осужденные сами разрешали возникающие угрозы — обычно это были или побег из места лишения свободы, или совершение грубого нарушения, в результате которого в обязательном порядке следовало водворение в штрафной изолятор; нередко конфликт разрешался и совершением преступления. Теперь была предоставлена возможность многие конфликтные ситуации между осужденными разрешать путем перевода лица, в отношении которого возникла угроза, в безопасное помещение. Эта мера оздоровила обстановку в местах лишения свободы.
Существенной гарантией укрепления правопорядка в местах лишения свободы явилось требование Закона о том, что осужденным должны быть разъяснены в полном объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха, им должен быть обеспечен доступ к законодательным актам, регулирующим исполнение уголовного наказания, и Правилам внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений.
Было также установлено, что осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания, может быть дополнительно разрешено расходовать сумму, составляющую 10% от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда или на работах в ИТУ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, — 20% от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Инвалидам первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в домах ребенка при ИТК, разрешается приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на сумму, равную установленному законом размеру минимальной месячной оплаты труда.
Инвалидам второй группы и осужденным, содержащимся в лечебных учреждениях мест лишения свободы и ИТК, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных осужденных, разрешается приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на сумму, составляющую шестьдесят процентов от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Наряду со свиданиями осужденным предоставляется право на четыре телефонных разговора в год, продолжительностью до пятнадцати минут каждый при наличии технических возможностей. Междугородные телефонные разговоры оплачиваются из личных средств осужденного. Осужденным по их просьбе разрешается заменять свидания телефонными переговорами. Установлен новый вид длительных свиданий — за пределами ИТУ продолжительностью до трех суток.
Изменились условия и порядок краткосрочного выезда осужденных из мест лишения свободы: в связи с исключительными личными обстоятельствами они стали возможны и для осужденных, содержащихся в ИТК строгого режима. кроме того, осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка при ИТК, разрешается краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы на время отпуска для устройства детей у родственников, опекунов или в детских домах продолжительностью не менее пятнадцати суток, не считая времени нахождения в пути.
Новым Законом было отменено ранее существовавшее правило о том, что посылки и передачи осужденные могли получать лишь по отбытии половины срока наказания; теперь они могли их получать с момента прибытия в ИТУ. Вес одной посылки и бандероли ограничивался теперь лишь действующими почтовыми правилами, а вес передачи не должен превышать максимального по почтовым правилам веса посылки. Тяжелобольным осужденным, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в домах ребенка при ИТК, инвалидам первой и второй групп независимо от назначенного им режима разрешено получать двенадцать посылок, передач (бандеролей) в течение календарного года.
Изменены условия передвижения без конвоя лиц, лишенных свободы: была снята исключительность данной меры и расширено число осужденных, на которых она может быть распространена.
Осужденным, которым предоставлено право передвижения без конвоя, было разрешено проживание в общежитии за пределами охраняемой территории, но в границах, установленных администрацией ИТУ. Проживание осужденных женщин за пределами колонии стало возможным до достижения родившимся ребенком трехлетнего возраста.
Изменился порядок подачи осужденными предложений, заявлений и жалоб; теперь они не подлежали просмотру и направлялись в течение суток по принадлежности — адресованные не только прокурору, но и суду, и в государственные органы, обладающие правом контроля за деятельностью ИТУ.
Претерпели изменения меры поощрения и взыскания, применяемые в отношении осужденных. В число поощрений было включено разрешение дополнительного телефонного разговора, разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме, составляющей 15% от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а в воспитательно-трудовых колониях — в сумме, составляющей 20% от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости. Из числа дисциплинарных взысканий были исключены: лишение очередного свидания, лишение права на получение очередной посылки или передачи и запрещение на срок до одного месяца покупать продукты питания. Запрещено было применять взыскание в виде внеочередного дежурства по уборке территории охранных сооружений. Беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка при ИТК, инвалиды первой группы в штрафной изолятор и в помещения камерного типа, а в тюрьмах — в карцер и на строгий режим не водворялись. Осужденные также не подлежали дисциплинарной ответственности за невыполнение норм выработки или сменного задания, если это не явилось следствием злостного уклонения от работы.
Кардинальным образом были изменены ограничения в отношении свиданий, посылок и передач. Краткосрочные и длительные свидания стали предоставляться во всех видах ИТУ, в том числе и в колониях особого режима и на общем режиме в тюрьме, кроме того, количество свиданий существенно увеличено. Посылки и передачи могут получать все категории осужденных, и их количество может достигать на улучшенных условиях содержания двенадцати в год, т. е. ежемесячно.
В отношении осужденных, содержащихся в воспитательно-трудовых колониях, в случае, если они переведены на улучшенные условия содержания, администрация имеет право разрешить проведение свиданий и за пределами колонии; кроме того, они имеют право выезжать за пределы мест лишения свободы на время ежегодного отпуска.
В законодательном порядке было дано определение злостного нарушения режима, им является: необоснованный отказ осужденного от труда, употребление алкоголя, наркотиков, другиходурманивающих веществ, изготовление, хранение, приобретениепредметов, предназначенных для совершения преступления, участие в азартных играх, мелкое хулиганство, а также совершениеосужденным в течение года более трех нарушений режима, закаждое из которых письменно наложено взыскание.
В целях оперативной ликвидации возникающих время от времени в местах лишения свободы массовых беспорядков и их последствий законодательно определен режим особых условий исправительно-трудовых учреждений. Он вводится в случае возникновения в местах лишения свободы массовых беспорядков, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью осужденных и персонала по решению министра внутренних дел РФ либо министра внутренних дел республики в составе Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором РФ либо прокурором соответствующей республики в составе Российской Федерации. Режим особых условий ИТУ предусматривает возможность ограничения или приостановления работы производств, школ, профессионально-технических училищ, магазинов, клубов и библиотек на срок не более тридцати дней. Этот срок может быть дополнительно продлен еще на тридцать дней.
По обеспечению безопасности ИТУ и профилактике возможных правонарушений в отношении осужденных и персонала законодательно установлено правило, согласно которому органы местного самоуправления определяют границы территорий, прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, и устанавливают режимные требования на этих территориях. В зависимости от местных условий границы этих территорий могут быть определены до 50 метров. Администрация ИТУ вправе временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан. Она также вправе проводить досмотр и обыск лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на указанных территориях, а также изымать обнаруженные при этом запрещенные для использования осужденными в ИТУ вещи и документы. При этом может быть составлен протокол об административном правонарушении и осуществлено административное задержание.
Особое внимание в обеспечении правопорядка в местах лишения свободы законодатель уделил применению физической силы,специальных средств и оружия. Сотрудники УИС применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном законодательством. Сотрудники УИС обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники УИС обязаны предупредить о намерении их использовать, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным. При применении силы, специальных средств и оружия необходимо обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, а также предоставление пострадавшим медицинской помощи. О каждом случае применения силы, специальных средств и оружия необходимо докладывать непосредственному начальству.
В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники УМС при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства. В случае ранения или смерти осужденных, заключенных, иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники учреждений, исполняющих наказания, сообщают об этом прокурору. Неправомерное применение сотрудниками УИС физической силы, специальных средств или оружия влечет за собой установленную законодательством ответственность.
Физическая сила применяется сотрудниками УИС для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований.
Специальные средства и газовое оружие сотрудниками УИС применяются для отражения нападения на персонал, осужденных, заключенных и иных граждан; для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу. Они также применяются для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств, при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе. Все эти средства применяются также в случае задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания.
В качестве специальных средств могут применяться резиновые палки, наручники (а при их отсутствии — подручные средства связывания), светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, газовое оружие и служебные собаки. Законодательство детально регламентирует, в каких случаях применяются те или иные специальные средства, и порядок их применения.
Виды специальных средств и газового оружия, а также интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам. Запрещается применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.
Особенно подробно регламентировано применение огнестрельного оружия. Следует отметить, что порядок ношения оружия натерритории учреждений, исполняющих наказания, следственныхизоляторов и предприятий учреждений, исполняющих наказания,устанавливается территориальными органами управления УИС,хотя действует общее правило, согласно которому в обычной ситуации на территорию учреждения или предприятия персонал и иные лица с оружием не входят.
Сотрудники УИС имеют право применять огнестрельное оружие для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также для отражения такого нападения или нападения с целью завладения оружием. Оружие также применяется при освобождении заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств. Оно может применяться при отражении группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения учреждений, исполняющих наказания, а также на транспортные средства. Оружие применяется для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных, а также для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование сотрудника УИС о сдаче оружия.
Кроме того, огнестрельное оружие может применяться для остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег осужденным или заключенным, а также для предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.
Сотрудники УИС имеют право обнажать огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть объективные основания для его применения.
Огнестрельное оружие может применяться и без предупреждения, а сразу на поражение в случаях, строго определенных законом: при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств; при побеге осужденного или заключенного из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения; при попытке осужденного или заключенного, а также иного лица приблизиться к сотруднику УИС с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником УИС расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.
При применении огнестрельного оружия сотрудники УИС обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни либо здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.
О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудники УИС в течение 24 часов с момента его применения обязаны сообщить непосредственному начальнику или начальнику органа внутренних дел Российской Федерации по месту применения оружия. По каждому факту применения огнестрельного оружия проводится тщательная проверка с целью установления правомерности его применения; в ней, как правило, участвуют также и работники прокуратуры. Как показывает анализ практики, оружие сотрудниками УИС в большинстве случаев применяется правомерно; этому в определенной мере способствует четкая правовая регламентация его применения.
Список использованных нормативных актов и литературы
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ / Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2.
2. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. Постатейный. / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 2-е изд., доп. и перераб.
3. СПб.:, Питер, 2004.
4. Комментарий к Уголовно - исполнительному кодексу Российской Федерации. Зубков А.И., Брезгин Н.И., Зубков А.А. – м.: изд-во Норма, 2008.
5. Трунов И.Л. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2005.
6. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н., проф. А.И. Зубкова. — 3-е изд.,перераб. и доп. — М.: Норма, 2006.
7. Хаитжанов А. Уголовно-исполнительное право РФ. - Пенза: ИИЦ ПГУ, 2006.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |