Мое любимое
стихотворение Н. А. Некрасова
Н. А.
Некрасов-поэт уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет
вышли такие его произведения, как “Стихотворения, посвященные русским детям”
(1867, 1870), “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860) и многие другие.
Тема детства
постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского
народа. Вспоминает ли Некрасов свое собственное детство (“На Волге”),
размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика (“Школьник”) — везде мы
замечаем образ России, ее прошлое, настоящее и будущее.
Моим самым
любимым стихотворением является произведение “Крестьянские дети”. Оно, как мне
кажется, занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу
же надо отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861 г., в год
отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год
надежд” о детях — будущем России.
Играйте же,
дети, растите на воле,
На то вам и
красное детство дано.
“Воля” — это не
только освобождение от гнета и крепостной зависимости, это еще и слияние с
природой. Известно, что Некрасов писал это стихотворение в Грешневе. Здесь он
полностью посвящает себя любимым занятиям: творчеству и охоте. В этот период и
появляется стихотворение “Крестьянские дети”. Первоначально автор хотел назвать
произведение “Детская комедия”, указывая тем самым на особенность жанра.
По жанру это
небольшая лиро-эпическая поэма, в которой отражаются чувства автора и его
личные воспоминания о своем собственном детстве. Основу стихотворения
составляют отношения Некрасова и крестьянских детей. Перед нами предстают сцены
из обыкновенной деревенской жизни: в этих сценах на первый взгляд нет даже
трагического отзвука...
В целом можно
сказать, что стихотворение внешне являет собой идиллию — “описание мирных
бытовых картин, безмятежной жизни крестьян”. Суть же “детской комедии” —
поэтическая реальность, пропитанная игрой.
Н. А. Некрасов
огромное внимание уделял в своих стихотворениях описанию природы. Так и в этом
произведении мы можем отметить, что в самом начале поэт описывает солнечный,
радостный пейзаж, а затем он начинает рассказ о главных героях — 9 ребятах. У
каждого ребенка свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный,
а кто и испуганный... Но все ребята с неподдельным восхищением рассматривают
барина и его снаряжение. Дети убегают, но вскоре возвращаются...
И видно не
барин: как ехал с болота,
Так ряд ом с
Гаврилой...
В итоге ребята
признают в охотнике своего — и между ними исчезают напряженность и недоверие.
Особенно ярко восхищение и умиление Некрасова крестьянскими детьми проявляется
в следующей части стихотворения:
О милые плуты!
Кто часто их видел,
Тот, верю я,
любит крестьянских детей...
Но дети скоро
станут взрослыми — и им придется выбирать свой путь в этой жизни. И именно в
детстве закладываются предпосылки для этого выбора.
Рабочий
расставит, разложит снаряды —
Рубанки,
подпилки, долота, ножи:
“Гляди,
чертенята!” А дети и рады,
Как пилишь, как
лудишь — им все покажи.
В стихотворении
Некрасова мы наблюдаем людей труда — талантливых, сильных и добрых...
Главная тема
произведения — поэзия деревенского детства — прерывается на миг:
Довольно,
Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу,
родной —
Но даже и труд
обернется сначала
К Ванюше
нарядной своей стороной.
До чего же
верно подметил Некрасов, что детство — это прежде всего игра, которая является
прообразом будущей жизни. Той жизни, которая будет наполнена трудом до “пота и
крови”. Автору удается подметить то, что действительно стоит за крестьянской
жизнью, точнее за ее безоблачностью и театральной веселостью:
И снег, до
окошек деревни лежащий,
И зимнего
солнца холодный огонь —
Все, все
настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой
мертвящей зимы.
Эти строки
создают контраст картинам природы, передающим гармонию мира. Интересно и
лирическое отступление (“Играйте же, дети! Растите на воле!..”). Оно
возвращается к дням отмены крепостного права. Тема вечности также представлена
здесь: из детства, из игры поэт ведет нас в будущее!
Все
стихотворение Н. А. Некрасова проникнуто “обаянием поэзии детства”, которое
рождает надежды на лучшее будущее русских детей!
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/