Реферат по предмету "Государство и право"


Теоретические основы экологического права

Контрольная работа
по дисциплине«Экологическое право»
Вариант № 1

Предмет иметод экологического права
Предметомэкологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества иокружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предметэкологического права делятся на три составные части:
Первую частьсоставляет природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраныэкологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов,решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. Сюда относятся нормыЗакона РФ об охране окружающей природной среды, федеральных законов обэкологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особоохраняемых природных территориях.
Вторая составная частьэкологического права – это природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану ирациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, ее недр, вод,лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В совокупности природные ресурсысоставляют окружающую природную среду, но она является не арифметическойсуммой всех природных ресурсов, а качественно новым их состоянием – окружающейчеловека природной средой.
Природоресурсное правовозникло раньше экологического права, включая земельное, горное, водное, лесноеи иные отрасли права. Прежде общество на первое место ставило задачиприродопотребления, поэтому природоресурсные отрасли и получили более раннее иполное развитие.
Втретью частьэкологического права входят нормы других отраслей права, обслуживающиеобщественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьмамногочисленны и имеют двоякий характер: прежде всего, они относятся к темотраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического правапредмет и метод регулирования. В то же время они подключаются и к экологии,объединяемые задачей защиты окружающей среды.
Так, в административномправе предусматривается большое количество предписаний, направленных на защитуокружающей среды: это прежде всего нормы об административной ответственности заправонарушения в области охраны природы (их краткий анализ проводится в главенастоящего учебника о юридической ответственности). Обилиеадминистративно-правовых норм, посвященных экологии, позволяет говорить обиспользовании административно-правового метода в регулировании экологическихобщественных отношений.
Немало экологических нормв уголовном праве, признающем общественную опасность более десятка деяний,нарушающих экологический правопорядок. Уголовный кодекс России, вступивший вдействие с 1 января 1997 г., включает специальную главу «Экологическиепреступления». Не переставая быть уголовным правом, нормы уголовного прававходят составной частью в экологическое право, будучи объединенными, с нимпредметом регулирования, а отчасти и методом регулирования.
Методомэкологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяютсяследующие методы:
Экологизация – метод, направленный нагармонизацию отношений общества и окружающей среды. Его можно рассматривать какпроявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениямобщественного бытия, как проникновение глобальной задачи охраны окружающейсреды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом.
Экологизация связываетотдельные источники экологического права. Ведь нормы, регулирующиеиспользование отдельных ресурсов, важны экологическому праву постольку,поскольку они затрагивают интересы охраны окружающей среды, рациональноепотребление ее основных компонентов.
Метод экологизациитипичен для третьей составной части экологического права – для других отраслейправа, почти в каждой, из которых присутствуют предписания, направленные наохрану окружающей среды.
Административно – правовойи гражданско-правовой способы. В действующей системе права используются два основных способавоздействия на поведение граждан – административно-правовой игражданско-правовой. Их сочетание и взаимодействие в области охраны окружающейсреды имеют свои особенности и могут рассматриваться как специфический методэкологического права.
Административно-правовойметод используетсядля обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положениясубъектов права – из отношений власти и подчинения. Суть данного методазаключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечениигосударственного принуждения к должному поведению и исполнению правовыхпредписаний.
В праве окружающей средыадминистративно-правовой метод опосредствуется в специфических формах:нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он выражается вустановлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду,которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этимпредприятиям специальных лицензий на такой выброс, дозволения на принятиерешения о строительстве, применении мер юридической ответственности и пр.
Гражданско-правовойспособ регулированияобщественных отношений основывается на признании равенства участниковотношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимостипроизвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечениявосстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В условиях развитиярыночной экономики был провозглашен принцип перехода от преимущественноадминистративных методов регулирования экологических отношений к методампреимущественно экономическим: установлена плата за пользование природнымиресурсами, за загрязнение природной среды.
В то же время Российскоегосударство не отказывается от административных средств организацииприродопользования, а в ряде случаев усиливает их применение в направленииохраны окружающей среды: увеличиваются административные штрафы на загрязнителей,формируется государственная система природоохранных органов, принимаются меры кнормированию качества окружающей среды, ужесточению государственного экологическогоконтроля.
Подобное сочетание ивзаимодействие административно-правового и гражданско-правового методов –специфическая черта экологического права.
Для охраны окружающейсреды принципиальный характер имеет форма собственности на природные ресурсы. Согласност. 129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться илипереходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой ихоборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. По ст. 209 ГКРФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсамиосуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающейсреде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Законы о земле и другихприродных ресурсах, как и нормативные акты других отраслей права, содержатбольшое количество норм административно-правового характера, направленных наохрану окружающей среды.
Историко-правовой ипрогностический методы. Для получения истинных знаний о сущности и закономерностях экологическогоправа из общих методов первостепенное значение имеет историко-правовой метод.Анализ развития явления, исторических источников, официальных документовпозволяет оценить происхождение и динамику решения экологических проблем,понять современное место экологического права в общей системе права, уяснитьпричины, следствия, масштаб деятельности человека в области загрязнения иохраны окружающей среды.
Прогностический метод, позволяет составить научнообоснованное предвидение экологического будущего, предсказать изменения,которые могут произойти в технике, науке, в окружающей среде и в правовойсистеме, в отдельных отраслях права, в правовом и политическом сознаниинаселения, в его нравственном уровне в ближайшей и отдаленной перспективе.
Эффективное и постоянноеиспользование прогностического метода в сфере экологического права позволяет неотставать от природных явлений и катаклизмов, принимать своевременные меры посовершенствованию экологического законодательства и укреплению экологическогоправопорядка, обосновывать надежность принимаемых правовых и экономических мерс учетом социальных и иных изменений.
Задача 1
экологическийнорматив выброс экспертиза
Условие:
Мэрия г. Томскаустановила нормативы газоаэрозольных выбросов в атмосферный воздух г. Томска,размеры установленных нормативов были намного выше установленных на федеральноми региональном уровнях.
Может ли муниципалитетустанавливать данный вид нормативов и в пределах каких размеров? Какие видынормативов предусмотрены действующим законодательством РФ?
Решение:
Согласно ст.12 ФЗ № 96от 04.05 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»:
- технические нормативывыбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраныокружающей среды.
- предельнодопустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федеральногооргана исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Исходя извышеизложенного, а так же на основании Постановления правительства РФ от 2марта 2000 года N 183 (с изменениями на 14 апреля 2007 года), муниципалитетгородского поселения не вправе устанавливать данный вид нормативов.
К нормативам в областиохраны окружающей среды, предусмотренными действующим законодательством РФотносятся:
- нормативыкачества окружающей среды – это нормативы, которые установлены в соответствии сфизическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценкисостояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечиваетсяблагоприятная окружающая среда;
- нормативыдопустимого воздействия на окружающую среду – это нормативы, которыеустановлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и инойдеятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качестваокружающей среды;
- нормативыдопустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду – это нормативы, которыеустановлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всехисточников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды впределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечиваетсяустойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняетсябиологическое разнообразие;
- нормативыдопустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных,иных веществ и микроорганизмов (далее также – нормативы допустимых выбросов исбросов веществ и микроорганизмов) – нормативы, которые установлены длясубъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массыхимических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов,допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных ииных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, ипри соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;
- технологическийнорматив – это норматив допустимых выбросов и сбросов веществ имикроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иныхисточников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массувыбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете наединицу выпускаемой продукции;
- нормативыпредельно допустимых концентраций химических веществ, в том числерадиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также – нормативыпредельно допустимых концентраций) – нормативы, которые установлены всоответствии с показателями предельно допустимого содержания химическихвеществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающейсреде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды,деградации естественных экологических систем;
- нормативыдопустимых физических воздействий – нормативы, которые установлены всоответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов наокружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качестваокружающей среды.
Задача №2
Условие:
При строительстве жилогодома в г. Томске проектная документация «прошла» государственную экологическуюэкспертизу. По проекту предусматривалась газовая котельная, которая должна быларасполагаться на крыше строения. Однако необходимого оборудования в РФ неоказалось, а импорт привел бы к значительному удорожанию строительства и какследствие повышению стоимости строящихся квартир. Чтобы избежать этого былсооружен бойлер, который обеспечивал тепло в доме и работал на любом видетоплива. К бойлеру прилагался паспорт экологической безопасности, и втехническом паспорте на него утверждалось, что он соответствует стандарту РФ.
Дайте оценку действиямЗастройщика. В отношении каких объектов может проводиться общественнаяэкологическая экспертиза, а также государственная экологическая экспертиза нафедеральном и региональном уровнях?
Решение:
При строительстве зданий природоохраннымитребованиями являются (ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающейсреды»):
- наличиеутвержденного проекта, имеющего положительное заключение государственнойэкологической экспертизы;
- соблюдениетребований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительныхтребований, норм и правил;
- принятие мер поохране окружающей среды, восстановлению природной среды;
- рекультивацияземель;
- благоустройствотерриторий.
Согласно части 7 статьи52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметровобъекта капитального строительства от проектной документации, необходимостькоторого выявилась в процессе строительства такого объекта, допускается толькона основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектнойдокументации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленномПравительством Российской Федерации.
В соответствии с частью15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случаях,предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, застройщик или заказчик доутверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу.
Исходя из условий задачи,застройщик должен повторно предоставить документацию на государственнуюэкологическую экспертизу.
Экологической экспертизедолжны подвергаться все проекты хозяйственной и иной деятельности, могущейоказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Заключенияэкспертов опираются на материалы по оценке воздействия на окружающую природнуюсреду (ОВОС). Эта оценка проводится заказчиком проекта и включает анализ,обобщение и распространение информации о таком воздействии, а также описаниенеобходимых мер по охране окружающей природной среды.
Экологические экспертизыделятся на государственные и общественные.
Законодательство предусматривает целый ряд проектов,для которых проведение государственной экологической экспертизы являетсяобязательным. В частности, обязательной государственной экологическойэкспертизе подлежат:
- проектынормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраныокружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РоссийскойФедерации;
- проектыфедеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатациюобъектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающуюсреду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природныхобъектов;
- проектысоглашений о разделе продукции;
- материалыобоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которыеоказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которыхосуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (заисключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности посбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) изаконодательством в области использования атомной энергии федеральными органамиисполнительной власти;
- проектытехнической документации на новые технику, технологию, использование которыхможет оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документациина новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
- материалыкомплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающиепридание этим территориям правового статуса особо охраняемых природныхтерриторий федерального значения, зоны экологического бедствия или зонычрезвычайной экологической ситуации;
- объектыгосударственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе РоссийскойФедерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Обисключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральномзаконе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах,территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
- проектнаядокументация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которыхпредполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорийфедерального значения, а также проектная документация особо опасных, техническисложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство,реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на земляхособо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, вслучаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектовна землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательствомРоссийской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- объектгосударственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранееполучивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, вслучае:
- доработкитакого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологическойэкспертизы;
- реализациитакого объекта с отступлениями от документации, получившей положительноезаключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесенияизменений в указанную документацию;
- истечениясрока действия положительного заключения государственной экологическойэкспертизы;
- внесенияизменений в документацию, получившую положительное заключение государственнойэкологической экспертизы.
Общественнаяэкологическая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и государственнаяэкспертиза, указанных в статьях 11и 12 Федерального закона № 174 от 23.11.1995г « Об экологической экспертизе», за исключением объектов экологическойэкспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или)иную охраняемую законом тайну.

Списоклитературы
1. С.В. Ведяшкин.Экологическое право: учебное пособие. Томск -2005.
2. ФЗ № 96 от 04.051999 г. «Об охране атмосферного воздуха».
3. Постановленияправительства РФ от 2 марта 2000 года N 183(с изменениями на 14 апреля 2007года).
4. Федеральный закон№7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 22 августа,29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).
5. Федеральный закон№ 174 от 23.11.1995 г «Об экологической экспертизе».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.