Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Сюжет и композиция "Горя от ума"

Сюжет и
композиция "Горя от ума"

Сюжет комедии
Грибоедова сам по себе уже достаточно оригинален и необычен. Не могу
согласиться с теми, кто считает его банальным. На первый взгляд может
показаться, что основное в сюжете - история любви Чацкого к Софье.

Действительно,
эта история занимает в произведении большое место, придавая живость развитию
действия. Но все же главное в комедии - общественная драма Чацкого. На это
указывает и заглавие пьесы. История несчастной любви Чацкого к Софье и история
его конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в
единую линию сюжета. Проследим за ее развитием.

Первые сцены,
утро в доме Фамусова - экспозиция пьесы. Появляются Софья, Молчалин, Лиза,
Фамусов, подготавливается появление Чацкого и Скалозуба, рассказывается о
характерах и взаимоотношениях действующих лиц. Движение, развитие сюжета
начинается с первого появления Чацкого. И до этого Софья отзывалась о Чацком
очень холодно, а теперь, когда тот, оживленно перебирая московских знакомых,
заодно посмеялся и над Молчалиным, холодность Софьи перешла в раздражение и
негодование: "Не человек, змея!" Так Чацкий, сам того не подозревая,
восстановил Софью против себя.

Все происшедшее
с ним в начале пьесы получит в дальнейшем свое продолжение и развитие: он
разочаруется в Софье, а его насмешливое отношение к московским знакомым
вырастет в глубокий конфликт с фамусовским обществом. Из спора Чацкого с
Фамусовым во втором действии комедии ясно видно, что дело тут не просто в
недовольстве друг другом. Здесь столкнулись два мировоззрения. Кроме того, во
втором же действии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Софьи
ставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели избранником Софьи может быть
Скалозуб или Молчалин? А если это так, то кто же из них?..

В третьем акте
действие становится очень напряженным. Софья недвусмысленно дает понять
Чацкому, что его не любит, и открыто признается в любви к Молчалину, о
Скалозубе же говорит, что это герой не ее романа. Кажется, вот все и
выяснилось, но Чацкий Софье не верит. Неверие это еще больше укрепляется в нем
после разговора с Молчалиным, в котором тот показывает свою безнравственность и
ничтожество. Продолжая свои резкие выпады против Молчалина, Чацкий вызывает
ненависть Софьи к себе, и именно она, сначала случайно, а потом и намеренно,
пускает слух о сумасшествии Чацкого. Сплетня подхватывается, молниеносно
распространяется, и о Чацком начинают говорить в прошедшем времени. Это легко
объясняется тем, что он уже успел настроить против себя не только хозяев, но и
гостей. Общество не может простить Чацкому протеста против его морали.

Так действие
достигает высшей точки, кульминации. Развязка наступает в четвертом акте.
Чацкий узнает о клевете и тут же наблюдает сцену между Молчалиным, Софьей и
Лизой. "Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому!" - это
окончательное прозрение. С огромной внутренней болью Чацкий произносит свой
последний монолог и покидает Москву. Оба конфликта приведены к концу: крушение
любви становится очевидным, а столкновение с обществом завершается разрывом.
Порок не наказан и добродетель не торжествует.

Впрочем, от
счастливого финала Грибоедов отказался, отказавшись от пятого акта. Рассуждая о
четкости и простоте композиции пьесы, В. Кюхельбекер заметил: "В
"Горе от ума"... вся завязка состоит в противоположности Чацкого
прочим лицам; ... тут... нет того, что в драматургии называется интригою. Дан
Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова
непременно должна быть встреча этих антиподов, - и только. Это очень просто, но
в сей-то простоте - новость, смелость"... Особенность композиции
"Горя от ума" в том, что его отдельные сцены, эпизоды соединены почти
произвольно.

Интересно
проследить, как с помощью композиции Грибоедов подчеркивает одиночество
Чацкого. Сперва Чацкий с разочарованием видит, что его бывший друг Платон
Михайлович "стал не тот" в короткий срок; теперь Наталья Дмитриевна
руководит каждым его движением и хвалит теми же словами, что позже Молчалин -
шпица: "Мой муж - прелестный муж". Итак, старый друг Чацкого
превратился в обычного московского "мужа - мальчика, мужа - слугу".
Но это еще не очень большой удар для Чацкого. Все же на протяжении всего того
времени, когда гости съезжаются на бал, он беседует именно с Платоном
Михайловичем. Зато Платон Михайлович потом признает его сумасшедшим, в угоду
жене и всем остальным откажется от него. Дальше Грибоедов в середине своего
пламенного монолога, сначала обращенного к Софье, Чацкий оглядывается и видит,
что Софья ушла, не дослушав его, и вообще "все в вальсе кружатся с
величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам". И, наконец,
особенно остро чувствуется одиночество Чацкого, когда к нему в друзья начинает
навязываться Репетилов, заводя "дельный разговор... про водевиль".
Сама возможность слов Репетилова о Чацком: "Мы с ним... у нас... одни и те
же вкусы" и снисходительной оценки: "он не глуп" показывает, как
далек Чацкий от этого общества, если ему уже не с кем поговорить, кроме
восторженного болтуна Репетилова, которого он просто не выносит.

Через всю
комедию проходит тема падения и тема глухоты. Фамусов с удовольствием
вспоминает, как его дядя Максим Петрович упал три раза подряд, чтобы посмешить
государыню Екатерину Алексеевну; падает с лошади Молчалин, затянув поводья;
спотыкается, падает при входе и "поспешно оправляется" Репетилов...
Все эти эпизоды связаны между собою и перекликаются со словами Чацкого: "И
растерялся весь, и падал столько раз"... Чацкий тоже падает на колени
перед разлюбившей его Софьей.

Так же
постоянно и упорно повторяется тема глухоты: Фамусов затыкает уши, чтобы не
слышать крамольных речей Чацкого; всеми уважаемый князь Тугоуховский ничего не
слышит без рожка; Хрюмина, графиня-бабушка, сама совершенно глухая, ничего не
расслышав и все перепутав, назидательно говорит: "Ох! глухота большой
порок". Никого и ничего не слышит, увлекшись своими монологами, Чацкий и
позже Репетилов. В "Горе от ума" нет ничего лишнего: ни одного
ненужного персонажа, ни одной лишней сцены, ни одного напрасного штриха. Все
эпизодические лица введены автором с определенной целью. Благодаря
внесценическим персонажам, которых в комедии множество, расширяются границы
дома Фамусова и границы времени.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Николай Михайлович Языков
Реферат Усовершенствование технологического процесса механической обработки детали "Стакан"
Реферат А. И. Герцена программа учебной дисциплины енф. 02 Информатика основная образовательная программа
Реферат Protagonists American Psycho Essay Research Paper
Реферат Приватизация государственной собственности
Реферат Способы обучения общеразвивающим упражнениям
Реферат Лалли-Толендаль, Трофим Жерар
Реферат Правові дефініції у законодавстві
Реферат Байронический герой в русской литературе. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
Реферат Разработка информационной системы средствами СУБД Access
Реферат Духовная красота русского человека в повести Николая Лескова Очарованный странник
Реферат Различия в ведении бух учета в России и США
Реферат Пушкин и Ломоносов. Литературно-языковое творчество
Реферат Философия истории Фернана Броделя
Реферат Іноземні інвестиції в українській економіці: необхідність і дійсність