Реферат по предмету "Экономика"


Бюджетирование малого предприятия

КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономикепредприятия
на тему: «Бюджетированиемалого предприятия».

Содержание
Введение
1. Составление операционного бюджета
2. Составление финансового бюджета
3. Расчет прибыли и определение значения точки безубыточности на примереторгового предприятия «Расходсбыт»
Заключение
Списоклитературы

Введение
В современных условиях степень важности процессовпланирования для хозяйствующих субъектов существенно усиливается, так какорганизации на свой страх и риск ведут деятельность, конкурируя с другимиучастниками рынка. Для того чтобы поддерживать высокий уровеньконкурентоспособности, коммерческим организациям необходима координацияразличных хозяйственных функций путем разработки взаимоувязанных и экономическиобоснованных бюджетов. Как известно, постановка системы бюджетированиязаконодательно и нормативно не регламентируется государственными органами. Вэтой связи форматы и формы бюджетов, а также регламент их разработки,утверждения, и реализации утверждаются руководством самого хозяйствующегосубъекта.
В курсовой работе отражены основные теоретические аспектыпонятия бюджетирования, а также представлено поэтапное составлениеоперационного и финансового бюджетов на малом предприятии.

1. Составление операционного бюджета
Процесс составления операционного бюджета проходит в 5этапов:
Этап 1. Формирование бюджета продаж. Цель данного бюджета– рассчитать объем продаж в целом и по всем видам продукции. При созданиибюджета продаж руководству организации следует принимать во внимание всевнешние ограничения и прогнозные оценки, касающиеся особенностей данного видадеятельности (действия конкурентов, эластичность цен на продукцию), а так жеоценку общеэкономических факторов бизнеса, действие которых относится кпланируемому периоду (темп инфляции, изменение налоговой политики).
Бюджет продаж рассчитывают в соответствии с маркетинговойстратегией организации и выглядит как документ, в котором приведены объемыпродаж, цены и выручка по всей номенклатуре продаваемой продукции (Т1).
Т1. Бюджет продаж товаров торговой организации «Хрустальпроект»на декабрь 2009 г.Статья Бокалы Вазы Чайный сервиз Столовый набор Всего План реализации, ед. 30000 8000 8000 16000 Нормативная цена продажи, руб. 35 140 310 92 Выручка, руб. 1050000 1120000 2480000 1472000 6122000
Этап 2. Разрабатывается бюджет закупок товаров с учетомимеющихся запасов на начало планируемого периода (Т2):
Из бухгалтерской отчетности беру данные на начало и конецпериода по остаткам товара.
Данные по плану реализации товаров путем суммированияобъединяю с данными об остатках товаров на конец периода и затем из полученногорезультата вычитаю данные о запасах товара на начало периода.
Итоговое значение количества товаров, необходимых длявыполнения плана реализации, составляет бюджет закупок.
Т2. Бюджет закупок товаров торговой организации «Хрустальпроект»на декабрь 2009 г.Статья Бокалы Вазы Чайный сервиз Столовый набор План реализации, ед. 30000 8000 8000 16000 Запас товаров на начало периода, ед. 140 100 65 342 Запас товаров на конец периода, ед. 140 80 45 210 Величина закупок товаров, ед 30000 7800 7800 14680
Этап 3. Составление бюджета себестоимости проданныхтоваров на основе вспомогательных бюджетов (Т3).
Себестоимость проданных товаров определяется как суммазапасов товаров на начало периода и себестоимости товаров, закупленных запериод, уменьшенная на стоимость товарного запаса на конец периода.
Себестоимость товаров, закупленных за период:Себестоимость товаров закупленных = прямые затраты на приобретение +административные, коммерческие, маркетинговые расходы.
Прямые затраты на приобретение определяются какпроизведение величины закупок товаров на закупочную оптовую цену за единицутовара. (см. Т3)
Этап 4. Разработка бюджета административных,маркетинговых, коммерческих и других расходов.
При разработке бюджета коммерческих расходов (Т4) следуетисходить как из предполагаемых в течение бюджетного периода объемов продаж, таки из представлений руководства о необходимости усилий по продвижению продукциидо покупателя. Поэтому такие затраты будут определять целями поддержания илиусиления рыночной позиции на долгосрочную перспективу.
Бюджет накладных административных расходов определяетсяоценкой расходов, которые следует понести для поддержания всех видовдеятельности организации и для поддержания организации как бизнес единицы.
Т3. Бюджет себестоимости проданных товаров торговой организации«Хрустальпроект» на декабрь 2009 г.Статья Бокалы Ваза Чайный сервиз Столовый набор Всего тыс. руб. 1.Запас товаров на начало периода, ед. 140 100 65 342 70514 2.Величина закупок товаров, ед. 30000 7800 7800 14680 60280 3.Себестоимость закупленных товаров 4677268 4.Прямые затраты на приобретение, руб. 22х30000= 660000 98х7800= 764400 265х7800= 2067000 70х14680= 1027600 4519000 5.Затраты на маркетинг, коммерч. и операционные затраты 158268 6.Запас товаров на конец периода, ед. 140 80 45 210 49370 7.Нормативная цена продажи, руб. 35 140 310 92 Себестоимость проданных товаров (стрк.1+стрк.3-стрк.6) 4698412
Т4. Бюджет коммерческих расходов торговой организации«Хрустальпроект» на декабрь 2009 г.Статья Сумма, руб. Оплата труда сотрудников коммерческой службы 14 000 Отчисления с оплаты труда сотрудников ком. службы 5 320 Амортизация оборудования 800 Затраты на аренду транспортных средств 10 000 Расходы на рекламу 8 000 Комиссионные агентам 24 488 Прочие 3 000 Всего 65 608
Этап 5. На этом этапе исчисляется результат от реализациии формируется отчет о прибылях и убытках. Имея все исходные данные для расчетаплановой себестоимости реализации по видам продукции, возможно спрогнозироватьдоход, который будет получен от продажи конкретного вида товара.
Для вычисления себестоимости реализации по видам продукциинеобходимо распределить плановые величины общих расходов по видам товаров. Этопозволит определить полные удельные затраты на единицу товара по видампродукции, планируемой к продаже в бюджетном периоде.
Затем составляю первичный проект отчета о прибылях иубытках. Он является «выходной» формой операционного бюджета.
Отчет состоит из двух частей: расходной и доходной.
В расходную часть включается стоимость товаров,закупленных у производителя и административно-управленческие расходы.
Доходная часть бюджета планируется с учетом плана продажпродукции и плана финансовых поступлений из прочих источников. Так жеучитываются остатки средств на балансовых счетах торговой организации.
Отчет о прибылях и убытках.
До перехода нашей страны к современным рыночным отношениямединственным методом определения себестоимости продукции был расчет полнойсебестоимости. Альтернативным методом является система «директ-костинг».
Сравнивая эти два метода, можно выделить следующиеразличия:
В оперативном управлении при калькулировании по методуполной себестоимости существует большая вероятность искажения информации всвязи с распределением косвенных расходов по продуктам. Точнее будеткалькуляция, в которую включены только расходы, непосредственно связанные свыпуском определенной продукции. Для стратегического управления, напротив,предпочтительнее использовать метод определения полной себестоимости, так какпостоянные затраты в длительный период времени принимают характер переменных.
Форма отчета о прибылях и убытках, составленная по методурасчета полной себестоимости (Т5)
Т5. Отчет о прибылях и убытках, составленный по методурасчета полной себестоимости для торговой организации «Хрустальпроект».Показатель Сумма, тыс. руб. Выручка от продажи продукции 1500 Производственные затраты на проданную продукцию 600 Валовая прибыль 900 Управленческие, коммерческие расходы 460 Прибыль до налогооблажения 440
Т6. Отчет о прибылях и убытках, составленный по системе«директ-костинг».Показатель Сумма, тыс. руб. Выручка от продажи продукции 600 Переменные расходы 210 Маржинальный доход (стрк.1-стрк.2) 390 Постоянные расходы 185 Операционная прибыль (стрк.3-стрк.4) 205
Маржинальный доход – разница между выручкой от продукции иеё неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным затратам. Послевычитания из маржинального дохода постоянных издержек формирутся операционнаяприбыль.
3. При системе «директ-костинг» рост операционной прибылиравен приросту маржинального дохода, умноженного на разницу между объемомпродаж на конец периода и объемом продаж на начало периода. Если объем запасовувеличивается, то уменьшается операционная прибыль. При методе расчета полнойсебестоимости прибыль может упасть даже при росте объема продаж.
В соответствии с международными стандартами система«директ-костинг» не используется для составления внешней отчетности и расчетовналогов. Она применяется только во внутреннем учете для целей управленческогоанализа.
2. Составление финансового бюджета
Цель составления финансового бюджета – разработкапрогнозного баланса как результата финансовых и нефинансовых операцийорганизации. Финансовый бюджет формируется с использованием данных плана оприбылях и убытках, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежныхсредств.
Финансовые бюджеты рекомендуется готовить в форматахотчетности, так как в этом случае их можно использовать в качестве ориентировпри контроле процедур финансового учета.
1. Бюджет движения денежных средств.
Поскольку денежные средства являются важнейшим ресурсомлюбой организации, бюджет денежных средств можно рассматривать как одну изсоставляющих финансового бюджета.
Главная цель разработки бюджета денежных средств –обеспечение постоянной платежеспособности предприятия и избежание кризисанеплатежей.
Проект Бюджета движения денежных средств создается наоснове проектов отчетов о движении денежных средств (форма № 5 бухгалтерскойотчетности).
Малому предприятию необходимо выделять следующие статьипоступлений денежных средств: от коммерческих дебиторов, кредиты и займы,полученные проценты, дивиденды от участия в других организациях, платежиарендаторов. Планируя выплаты, выделить необходимо следующие статьи расходов:платежи поставщикам, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, оплата трудасотрудников, арендная плата, коммерческие и административные расходы, оплатазаймов и кредитов, прочие платежи.
Так же важно в разработке плана движения денежных средствопределение среднего остатка денежных средств организации, которое включает всебя операционный и страховой остаток.
Операционный остаток характеризует минимально необходимуюсумму для осуществления текущей деятельности предприятия. Рассчитывается суммаоперационного остатка делением планируемого объема денежного оборота пооперационной деятельности предприятия на количество оборотов среднего остаткаденежных активов в плановом периоде.
Потребность в страховом остатке денежных активовопределяется произведением суммы операционного остатка и коэффициента вариациипоступления денежных средств в организацию по отдельным месяцам предшествующегогода.
Общий размер среднего остатка денежных активов (ДА) вплановом периоде вычисляется суммированием рассчитанной потребности в отдельныхвидах:
ДА = ДАо + ДАс + ДАи,
где ДАо – это средняя сумма операционного остатка денежныхсредств в плановом периоде.
ДАс – средняя сумма страхового остатка в плановом периоде.
ДАи – средняя сумма инвестиционного остатка денежныхсредств в плановом периоде.
Сведения для составления бюджета движения денежных средствпоступают из разных источников: данные о выручке – из бюджета продаж; данные озакупках материалов – из бюджета закупок материалов и накладныхпроизводственных расходов.
Таблица. Прогнозный бюджет денежных средств коммерческойорганизации на месяц (тыс. руб.)Статья 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Всего Денежные средства на начало периода 100 210 425 500
Поступления денежных средств всего,
В т.ч.:
От продажи продукции
От продажи основных средств
От продажи прочих активов
От дебиторов
От сдачи имущества в аренду
Прочие поступления
430
400
-
5
10
5
10
440
420
-
-
10
-
10
505
480
-
-
10
5
10
510
470
-
-
10
-
10
1885
1770
-
5
40
10
40 Итого денежных средств 530 650 930 1010 3120
Платежи за период – всего,
В т.ч.:
На покупку сырья и материалов
На выплату з.п.
На перечисление налогов
На управленческие расходы
Расходы на строительство
На покупку оборудования
Прочие выплаты
320
90
120
35
25
20
20
10
225
110
-
45
30
30
-
-
430
150
150
60
30
30
-
10
420
200
-
60
30
50
80
-
1395
550
270
200
115
130
100
20 Избыток денежных средств 210 425 500 590 1725 Финансирование - - - -100 -100 Получение кредитов и займов - - - - - Возврат кредитов и займов - - - 100 100 Остаток денежных средств на конец периода 210 425 500 490 1625 /> /> /> /> /> /> /> />
Бюджеты движения денежных средств позволяют выявитьпериоды, когда свободные денежные средства могут быть направлены наприобретение активов или подготовить к выплате крупных кредитов.
Бюджетный отчет о прибылях и убытках.
Отчет о прибылях и убытках важен тем, что позволяетвыявить различие между прибылью и денежным потоком. Денежный поток формируетсяисключительно реальными платежами и поступлениями, регистрируемыми побухгалтерским счетам и кассе организации.
Используя данные прогнозного бюджета денежных средств намесяц, составляется бюджетный отчет о прибылях и убытках (за месяц).
Бюджетный отчет о прибылях и убытках коммерческойорганизации за месяц (тыс. руб.)Статья 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Всего Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка от продажи 400 420 480 470 1770 Себестоимость продажи 305 310 330 330 1275 Расходы на продажу 10 20 25 25 80 Управленческие расходы 25 30 30 30 115 Прибыль (убыток) от продаж 60 60 95 85 300 Операционные доходы и расходы Проценты к получению 10 10 10 10 40 Проценты к уплате 10 5 5 5 25 Доходы от участия в других организациях - - - 20 20 Прочие операционные доходы 5 - - - 5 Прочие операционные расходы - - - 5 5 Результат операционных доходов и расходов - - - 20 20 Прибыль до налогообложения 60 60 95 105 320 Налог на прибыль 15 15 23,7 26,3 Прибыль от обычной деятельности 45 45 71,3 78,7 240
Бюджетный баланс.
Бюджетный баланс представляет моментальный «финансовыйпортрет» организации на определенную дату.
Для его разработки требуются данные функциональныхбюджетов, бюджета движения денежных средств и бюджетного отчета о прибылях иубытках, следовательно, составление бюджетного баланса возможно только тогда,когда все эти документы готовы.
Для определения изменения в статьях баланса используютследующую формулу:
Сальдо на конец периода = сальдо на начало периода +начисления (из плана прибылей и убытков) + Поступления (из бюджета денежныхсредств) – выплаты (из бюджета денежных средств).
Дебиторская задолженность на конец периода определяется поформуле:
Дебит. задолженность на конец периода = дебит.задолженность на начало периода + стоимость отгруженной, но не оплаченнойпродукции – поступления денежных средств за ранее отгруженную продукцию.
Прогнозный баланс коммерческой организацииСтатья Сумма, тыс. руб. АКТИВ Основные средства 800 Прочие внеоборотные активы 460 Запасы 450 Дебиторская задолженность 20 Денежные средства 490 Итого 2220 ПАССИВ Капитал 495 Нераспределенная прибыль 1625 Кредиторская задолженность 100 Итого 2220
Составление прогнозного баланса заканчивается работа надгенеральным бюджетом.
3. Расчет прибыли предприятия и определение значения точкибезубыточности на примере торгового предприятия «Расходсбыт»
Торговое предприятие «Расходсбыт» реализует товарыпостоянной номенклатуры. Ассортимент товаров – это болты, гайки и шайбы.
Исходная информация о затратах и доходах предприятия на01.05.2009Показатель Болты Гайки Шайбы 1. Объем продаж, кг 3500 1000 500 2. Переменные расходы на 1кг товара, руб. 7,5 9,5 12 3. Цена продажи 1 кг товара, руб. 9,5 13 14 4. Постоянные расходы – всего руб. 6000
Необходимо рассчитать прибыль предприятия и рассчитатьзначение точки безубыточности.
Решение.
1. Расчет прибыли.Показатель Болты Гайки Шайбы Всего Объем продаж, кг 3500 1000 500 5000 Цена продажи 1 кг товара, руб. 9,5 13 14 Выручка, руб. 33250 13000 7000 53250 Переменные расходы на 1 кг, руб. 7,5 9,5 12 Общие переменные расходы, руб. 26250 9500 6000 41750 Маржинальная прибыль, руб. 7000 3500 1000 11500 Постоянные расходы - - - 6000 Чистая прибыль, руб. - - - 5500
Определение точки безубыточности для каждого видапродукции с помощью метода уравнения.
Согласно объемам реализации на 1 шайбу приходится 2 гайкии 7 болтов, тогда шайбы – Х, гайки – 2Х, болты – 7Х.
(9,5*7Х)+(13*2Х)+14ЧХ – (7,5*7Х) – (9,5*2Х) – 12Х – 6000 =0;
106,5Х – 83,5Х – 6000=0
23Х = 6000
Х = 261 (кг) – шайбы
261*2 = 522 (кг) – гайки
261*7 = 1827 (кг) болты.
Общее значение в точке безубыточности: 261+522+1827=2610(кг).

Заключение
Бюджетирование представляет собой процесс разработкисистемы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятиянеобходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности впредстоящем периоде.
Прогнозирование представляет собой часть долгосрочногопланирования, дает оценку наиболее вероятных событий и помогает снизитькоммерческие риски. Однако исключить все виды рисков не представляетсявозможным даже с помощью самого грамотного прогнозирования.

Список литературы
1. Экономикамалого предприятия; учебник; Е. В. Гражданкина; М. -ГроссМедиа 2008г.
2. Бюджетированиеи контроль затрат на предприятии; практическое пособие; О.С. Красова; М. — Омега-Л 2008г.
3. Планированиена предприятии; учебник, В.А. Горемыкин; М. — Юрайт 2007г.
4. Экономикапредприятия (фирмы); Учебник; О.И. Волков, О.В. Девяткин; М. — ИНФА-М 2007г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.