Сравнительная
характеристика героев романа И. А. Гончарова«Обыкновенная история»
В романе Ивана
Александровича Гончарова «Обыкновенная история» показано своеобразное противостояние
двух героев стоящих на одной социальной ступени, больше того, они род.
ственники.
Интересно
наблюдать, как Петр Иваныч охлаждает романтизм и прекраснодушие племянника.
Кажется, автор полностью на стороне здравомыслящего Адуева-старшего, почему же
в конце романа герои поменялись местами? Что это, путаница мыслей автора или
удачный художественный прием? Юный Александр является в Петербург прямо из
теплых материнских объятий, полный романтических мечтаний и помыслов вступить в
решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. «Меня влекло какое-то
неодолимое стремление, жажда благородной деятельности»,— восклицает он. Этот
«желторотый птенец идеалист» вызвал на бой не кого-нибудь, а весь мир зла.
Тонкая ирония
Гончарова, с которой в начале романа он описывает юного героя — его отъезд из
дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу Поспелову, первые робкие шаги в
Петербурге,— именно этот насмешливый взгляд автора на своего героя делает
Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход борьбы
племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, писатели не
относятся с иронией. Вот Адуев-старший — владелец фарфорового завода, чиновник
особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний
преуспевающий господин. Гончаров наделяет его юмором и даже сарказмом, сам же
относится к нему серьезно. Это заставляет думать, что он истинный герой романа,
которого автор берет за образец для подражания- Два этих характера были
ярчайшими типами своего времени.
Родоначальником
первого явился В. Ленский, второго" Е. Онегин, хотя и в сильно
преображенном виде. Гончарову очень хочется взять себе в образец Петра Иваны-
человека «живого дела», и не только себе, но и предложить вниманию читателя
именно в качестве образца. С каким блеском написаны диалоги дядюшки и
племянника! спокойно, уверенно, безапелляционно разбивает Петр Иваныч горячего,
но не вооруженного логикой Александра! И каждая- критическая фраза дяди
убийственна, неотразима оттого, что я говорит правду, тяжелую, обидную и
беспощадную, но правду. Вот он высмеивает «вещественные знаки невещественных
отношений» — колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в
столицу Сашеньке... «И это ты вез за тысячу пятьсот верст?.. Лучше бы привез
еще мешок сушеной малины»,— советует дядя и швыряет в окно бесценные для
племянника символы вечной любви.
Александр
уверен, что он не забудет любимую никогда. Но оказался прав дядя. Прошло совсем
немного времени, и Адуев-младший влюбился в Наденьку Любецкую со всем пылом
молодого романтического сердца, безотчетно, бездумно! И Сонечка забыта, даже
имени ее не произносит Александр. Любовь к Наденьке поглощает его целиком. Дядя
твердит о работе, но как можно о ней думать, когда Александр все дни проводит
за городом у Любецких. Ах, дядя, у него на уме одно дело! Как у него язык
поворачивается учить племянника, что Наденька, это божество и совершенство,
может его «надуть». «Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная
искренность...» Тяжело!.. Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа,
и Александр получил отставку. Адуев-младший терпит крах решительно во всем — в
любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Все, решительно все, чему
учили его учителя и книги, все оказалось вздором и разлетелось под «железной
поступью» трезвого рассудка и практического дела.
В самой
напряженной сцене романа, когда Александр, доведенный до отчаяния, запил,
опустился, воля его подавлена, .исчез полностью интерес к жизни. Дядя парирует
лепет племянника: «Чего я требовал от тебя — не я все это выдумал». «Кто
спрашивает его жена.— Век». Вот где открылась главная мотивировка поведения
Петра ва. Веление века! «Посмотри-ка,— взывает он,— на нынешнююмолодежь: что за
молодцы! Как все кипит умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко
расправляются они со ем этим вздором, что на вашем старом языке называется
треволнениями, страданиями... и черт знает что еще!» Вот это кульминационная
точка романа! Интересно говорит Адуев-старший и о чувствах, отвечая на реплику
Александра «По-вашему, и чувством надо управлять, как паром, то выпустить
немного, то вдруг остановить, открыть клапан или крыть...» «Да, этот клапан
природа недаром дала человеку это рассудок», — отвечает Адуев-старший. На
протяжении всего романа читатель следит за этими двумя способами проживания
жизни — чувством и рассудком.
Порою кажется,
что Гончаров в самой категорической форме советует жить только разумом. В
фигуре Адуева-старшего Иван Александрович чувствовал нового человека и возлагал
на него надежды. Кто же такой Петр Иваныч Адуев, этот образец для подражания,
человек трезвого ума? Он человек нового уклада — капиталист, ставящий во главу
угла дело и расчет. Он постоянно произносит эти слова: расчет в деле, в дружбе,
в любви.
С чувством
бесспорного превосходства, с высоты своего возраста и опыта, знания жизни,
сокрушает дядя наивную и чистую душу племянника, его веру «в совершенство
мира». Адуев-младший опускается до самого жалкого состояния и доходит до
попытки самоубийства. Гончаров не щадит своего героя — развенчивает полностью.
Веришь писателю — именно так и бывает с разочаровавшимися в жизни людьми.
Александр взывает о помощи, и дядя советует: «Что делать? Да... ехать в
деревню». И проклиная город, где он похоронил лучшие чувства и мечты, Александр
возвращается домой.
Дядя одержал
полную победу. Но напрасно Александр едет в деревню, надеясь на воскрешение,
оно невозможно, теперь можно ждать только преображения. И оно происходит.
Александр вдруг понимает, что «дядюшка ничем не лучше его», теперь он
возвращается в Петербург делать «фортуну и карьеру». Что же произошло с
Александром? Наивный, чистый провинциал-идеалист становится циником, но таков
логический конец человека, входящего в жизнь с надуманными представлениями о
ней. «Сначала он разбивает свой идеальный лоб о реальные острые углы жизни,
потом этот лоб твердеет, и на нем вырастает твердый нарост, человек становится
носорогом». А каковы же плоды победы Адуева-старшего, любимого героя автора?
Человек
реального взгляда на вещи сначала духовно убил своего племянника, который
по-своему был даже мил его сердцу, и чуть не довел до чахотки любимую жену
Лизавету Алек ну. В конце романа он собирается продать завод и мечтает об одном
— уехать в Италию, где, может ему удастся продлить жизнь своей жене, я
племянник поменялись ролями. Дядя Гончаров, доказывающий нам преимущества
трезвого ума и расчета, «криком кричит» о том, что любовь к людям дела » выше
них.
Писатель не
видел в свое время выхода из этой драматической ситуации: возможность сочетать
большое дело с истинно человеческой сущностью. Мир предпринимательства жесток.
Прочитав роман, поражаешься провидению автора, его произведение актуально и
сейчас, спустя сто пятьдесят лет после написания. Вряд ли эта проблема решится
легко и однозначно в дальнейшем. Жизнь, к сожалению, только подтверждает это
правило.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/