Анализ
эпизода «Чичиков у Собакевича» («Мертвые души»)
Кулак! Кулак!
Да еще и бестия в придачи…
Н. В. Гоголь
Поэма «Мертвые
души» явила миру настоящую галерею незабываемых русских характеров. Николай
Васильевич Гоголь постарался дать объективную оценку крепостнической Руси, ее
бедам и печалям. Автор одним из первых русских писателей понял разящую силу
смеха. Поднявшись до сатиры, он обличал пороки помещичье-крепостнического строя
Руси, видя в нем основное зло, губящее как самих помещиков, так и подневольных
им крестьян.
Но «столпы
общества», в сравнении со своими рабами, оказываются в довольно невыгодном
свете. Крестьяне трудолюбивы, мастеровиты, добры и смекалисты. Это их руками
построено все то благополучие, которым как должным пользуются трутни и
бездельники, безнравственные помещики.
Говоря о
мертвых душах, Гоголь подводит читателей к мысли, что настоящими «мертвыми»
являются души помещиков, давно уже переставших совершенствоваться, мечтать о
высоком предназначении человека, а заботящихся лишь о собственном сытом
существовании, обогащении любыми способами.
Таков
Собакевич. Он понял надвигающуюся эпоху власти денег и сам стремится не отстать
от времени, сколотить капитал, не задумываясь о его источниках. Он груб,
неуклюж и неотесан внешне, так же бедно и его внутреннее содержание. «Когда
Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма
похожим на средней величины медведя... фрак на нем был совершенно медвежьего
цвета... ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет
лица имел каленый... есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура
недолго мудрила..: хватила топором раз — выше нос, хватила в другой — вышли
губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет».
Подъезжая к деревне Собакевича, Чичиков обратил внимание на прочность всех
строений. Эта домовитость говорит не о чертах характера Собакевича, но больше
об умении его крестьян, руками которых все здесь и сделано. «Деревня показалась
ему (Чичикову) довольно велика... посреди виднелся деревянный дом с мезонином,
красной крышей и темно-серыми стенами,— дом вроде тех, как у нас строят для
военных поселений и немецких колонистов... Двор окружен был крепкою непомерно
толстою деревянною решеткой... На конюшни, сарай- и кухни были употреблены
полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы
мужиков тоже срублены были на диво... все было пригнано плотно и как следует.
Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да
на корабли».
Собакевич не
заботится о красоте, от нее мало пользы, но все в доме устойчиво и тяжеловесно.
Каждая вещь неуклюжа, громоздка и как бы сообщает: «И я тоже Собакевич!» Хозяин
вряд ли читает книги и занимается каким-либо творчеством, нигде не видно и
следа чернил. Стены комнат украшают картины, от которых присутствующих кидает в
дрожь. В доме все обстоятельно и размеренно. Вовремя подают обильный обед, за
которым Михаил Семенович (даже имя его медвежье) поглощает огромное количество
еды. Он «патриот желудка». Для него трапеза — священный ритуал, один из видов
приятного времяпрепровождения.
Собакевич в
разговоре с Чичиковым выказывает необыкновенную озлобленность к окружающим.
Все, по его мнению, плохи, жулики, мошенники: «За копейку убьют». Губернатор и
вице-губернатор — «Это Гога и Магога!» Чичиков и тут старается приспособиться к
поведению и разговору хозяина, нащупывает точки соприкосновения с ним. Не Успев
завести разговор о покупке мертвых душ, Чичиков обескуражен напором Собакевича,
готового продать «по сту рублей». Его жадность непомерна, он забывает, что речь
идет об умерших крестьянах, и расхваливает их, как барышник, чтобы набавить
цену. Но из его уст звучит гимн работникам: "…вот, например, каретник
Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то,
как бывает московская работа, что на один час, прочность такая, сам и собьет, и
лаком покроет!.. А Пробка Степан, плотник?.. Служи он в гвардии, ему бы бог
знает что дали, трех аршин с вершком ростом!.. Милушкин, кирпичник! мог
поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом
кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть как в рот хмельного! А
Еремей Сорокоплехин! да этот мужик достанет за всех, в Москве торговал, одного
оброку приносил пятисот рублей».
И опять
«вылезла» натура Собакевича, главное —деньги v него нет почтения ни к умершим
крестьянам, ни признательности за их добросовестный труд, а лишь желание
продать подо роже «товар», не продешевить. Какие могут быть разговоры, со
мнения, угрызения совести, если нашелся покупатель и на этот «товар». Только бы
не упустить своей выгоды.
Писатель не
ослабляет сатирического накала, описывая сцену передачи денег и расписки
Чичиковым Собакевичу. Оба мошенника прекрасно понимают друг друга, боятся быть
обману тыми, поэтому протягивают одновременно: один — деньги другой — расписку,
выхватывая, облегченно вздыхают, что миновали «трудности». Чичиков, посещая
помещиков, впервые в Собакевиче встречает «кулака» под стать себе, поэтому
Павлу Ивановичу так тяжело вести дело с Михаилом Семеновичем.
Здесь
«сшиблись» два капиталистических начала. Каждый хочет надуть другого и боится
«остаться в дураках». Автору отвратительны оба эти характера. Гоголь хотел
видеть Россию свободною и просвященною. Отсюда и появление в конце первого тома
поэмы образа «птицы-тройки», летящей в прекрасное будущее, где ей, верит
писатель, уготована лучшая доля. «...Чудным звоном заливается колокольчик;
гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни
есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и
государства».
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/