Литература шестидесятых годов 19 века
Феодально-крепостническая
система, столь долго господствовавшая в стране, столь упорно сопротивлявшаяся
атакам ее противников, столь безжалостно подавлявшая малейшее сопротивление
своей воле, пала. Падение феодально-крепостнической системы, расшатанной
длительной классовой борьбой, крестьянскими бунтами, потерпевшей крах во
внешней борьбе с буржуазной Европой, «показавшей гнилость и бессилие крепостной
России» (Ленин), открыло новую эпоху в русской истории. Царская Россия
окончательно и бесповоротно вступала в период промышленного капитализма.
Реформы 60-х гг. при всей их осложненности крепостническими пережитками явились
«первым шагом по пути к буржуазной монархии». Наряду с этим необходимо
подчеркнуть еще один специфический момент в этой эволюции. Специфика этой
буржуазной перестройки заключалась в том, что буржуазия, еще не придя к власти,
уже утрачивает свое революционное значение. Проделав первый этап своей эволюции
в недрах феодально-крепостной системы, она уже в период своего торжества
переживает внутренний кризис. Уже в самой реформе она идет вместе с
помещиком-крепостником, спешит закрепить с ним союз на базе компромисса. Отсюда
пережитки крепостнических отношений в новом буржуазном строе. Отсюда
своеобразный буржуазно-помещичий блок. Отсюда, с другой стороны, антибуржуазный
характер всех прогрессивных передовых течений русского общества с самого начала
нового периода (начиная народническими и мещанскими течениями). Появление на
общественной арене широких масс разночинной интеллигенции, до того
представленной там одиночками, в предельно краткий срок изменило общее
состояние русской литературы. Культивировавшийся дворянской интеллигенцией
философский идеализм Канта, Шеллинга и Гегеля сменяется позитивизмом,
вульгарным материализмом Фохта, Молешотта, Бюхнера, механистическим, но
революционным в своей основе материализмом Людвига Фейербаха. Порывая с
идеалистической философией, разночинцы порывают и с идеалистической эстетикой,
энергично настаивая на ликвидации разрыва между жизнью и искусством, на
приближений его к действительности, на правдивом изображении последней. В
живописи 60-х гг. процветает передвижничество Перова и Крамского, явно
отображающее собою идеологические воззрения и требования разночинцев, в литературе
растет и ширится натурализм. Подобно своим предшественникам — дворянам —
разночинские писатели обращаются за поддержкой на Запад, но те, у кого они
учатся, чье творчество они используют, радикальным образом отличны от тех, кто
был учителем дворянской литературы. В поэзии — это Беранже (песни которого были
замечательно переведены В. Курочкиным), Бёрнс, Гуд, Гейне (притом не столько в
интимно-романтической, сколько в сатирически-революционной стороне своего
творчества), в прозе — это такие социальные и демократические писатели, как
Бальзак, Гюго, Диккенс, Шпильгаген (невиданным успехом у
шестидесятников-разночинцев пользовался напр. роман последнего «Один в поле не
воин» с его столь импонирующим образом Лео — борца с затхлой феодальной
средой). Сильное воздействие демократических писателей Запада сочеталось у
разночинских писателей с продолжением ими социальных и демократических
тенденций Р. л. 40—50-х гг., в особенности Гоголя и Некрасова.
Разночинцы
однако не выступали единым и монолитным отрядом представителей одного класса.
Объединение их общим понятием разночинства, закономерное в ту пору как
противопоставление дворянам, в настоящее время уже не выдерживает критики и
нуждается в диференциации.
Революционно-демократический реализм
На
первое место по своей политической остроте и художественной значительности
должна быть безусловно поставлена литературная продукция революционных
демократов. Ее неизменной журнальной базой был редактировавшийся Некрасовым
«Современник». Традиционное в предыдущие десятилетия сожительство на его
страницах революционных и либеральных тенденций в эту пору не могло разумеется
продолжаться: в эту пору обострившейся борьбы классов сотрудничавшие ранее в
«Современнике» Боткин, Дружинин, Тургенев, Фет в начале 60-х гг. ушли из
журнала, перекочевав в большинстве своем в консервативно-дворянский «Русский
вестник» Каткова. В «Современнике» зародилась и выросла революционная
публицистика Чернышевского и Добролюбова, на страницах этого журнала были
напечатаны и их высказывания по вопросам литературы, оказавшие определяющее
воздействие на читательское сознание той поры. Едва ли необходимо
распространяться здесь о том, как велико было общеполитическое значение
деятельности Чернышевского: Ленин со всей силой подчеркнул гениальное
провидение Чернышевского в оценке крестьянской реформы (Сочинения, т. I, стр. 178,
180), и огромное значение «могучей проповеди» Чернышевского, умевшего
«подцензурными статьями воспитывать настоящих революционеров» (Сочинения, т. IV,
стр. 126, ср. т. XIX, стр. 371). В диссертации Чернышевского «Эстетические
отношения искусства к действительности» (1855) нашло себе ярчайшее выражение
новое революционное и материалистическое отношение к искусству. Такова резкая критика
Чернышевским шеллингианского определения искусства как «полного проявления
общей идеи в индивидуальном явлении» и противопоставление этому реалистической
при всей своей фейербаховской механистичности формулы: «прекрасное есть жизнь».
Таково далее устранение идеалистического толкования «трагического» как извечной
категории человеческого бытия — «трагическое», по понятиям нового европейского
образования, есть «ужасное в жизни человека»; таково утверждение приоритета
жизни над искусством («Действительность не только живее, но и совершеннее
фантазии»). Эстетика Чернышевского звала к созданию прекрасной жизни и такого
искусства, которое выполняло бы задачу «приговора о явлениях жизни».
Революционный материализм эстетики Чернышевского, с замечательной рельефностью
отразившей в себе новый подход к искусству, привел в величайшее негодование
либерально-дворянских попутчиков «Современника», но приведя в исступление бар,
Чернышевский получил исключительную популярность у разночинской молодежи,
увидевшей в его эстетике «целую проповедь гуманизма, целое откровение любви к
человечеству, на служение которому призывалось искусство» (Шелгунов).
Исключительной была и критическая деятельность Чернышевского и Добролюбова. В
«Очерках гоголевского периода русской литературы» (1855) Чернышевский
перебросил мост между движением 60-х гг. и исторически предшествовавшим ему
реализмом школы Гоголя, основателя «сатирического или как справедливее будет
называть его — критического направления», а в критическом памфлете «Русский
человек на rendez-vous», написанном по поводу. повести Тургенева «Ася» (1858),
дал резкую политическую критику дворянского либерализма.
Основным
критиком революционно-демократического лагеря был Добролюбов. Для того, чтобы
оценить все значение произведенного им переворота, необходимо учесть, что в
50-х гг. господством пользовалась так наз. эстетическая критика Дружинина и
Анненкова, утверждавшая реакцию против «обличительности», выступавшая против
гоголевского направления в литературе. В Пушкине эти критики ценили «тихое,
спокойное, радостное» изображение действительности. «Твердо веруя, что интересы
минуты скоропреходящи, что человечество, изменяясь беспрестанно, не изменяется
только в одних идеях вечной красоты, добра и правды, поэт в бескорыстном
служении этим идеям видит свой вечный якорь. Песнь его не имеет в себе
преднамеренной житейской морали и каких-либо других выводов, применимых к
выгодам его современников, она служит сама себе наградою, целью и значением».
Добролюбов обрушился на эту проповедь эстетизма со всей непобедимой мощью
своего сарказма, в ряде своих статей разоблачив реакционную сущность этих
теорий. Критика Добролюбова явилась органическим продолжением тех принципов, которые
применял в конце 40-х гг. его предшественник Белинский. Его статьи о Гончарове,
Островском, Тургеневе («Когда же придет настоящий день?») — образцы той
«реальной критики», которая «относится к произведению художника так же, как к
явлениям действительной жизни». Вслед за Белинским и Чернышевским Добролюбов
сделал свою критику приговором над явлениями жизни — вспомним осуждение им
обломовщины и темного царства и страстный призыв к борьбе с самодержавием,
крепостничеством и либерализмом. В критических оценках Добролюбова наряду с
блестящим анализом творчества этих писателей содержалась искусно
завуалированная, но тем не менее доходившая до читателя и революционировавшая
его пропаганда.
Первенствуя
в 60-х гг. в области публицистики, эстетики и критики,
революционно-демократические писатели ярко выступили и в области художественной
литературы. Первое место здесь безусловно занимает роман Чернышевского «Что
делать?» (1863), в котором с предельной выразительностью сконцентрировались
характернейшие черты революционной идеологии той поры: жгучая ненависть к
крепостничеству и сменившему его дворянско-буржуазному строю, основанному на
«свободной» эксплоатации мужика, презрение к затхлому мещанскому быту,
деятельное и непосредственное участие в революционном движении эпохи, горячие
симпатии к экономической, и политической эмансипации женщины, социалистические
идеалы, материалистическое мировоззрение, просветительская вера в возможность
полного перевоспитания личности, эстетический ригоризм и т. д. Образы Лопухова,
Рахметова, Кирсанова, Веры Павловны получили у русского демократического читателя
60-х гг. не только типическое, но и «программное» содержание: сообразно образам
Чернышевского они учились жить, воспитывали и перевоспитывали себя.
Популярность этого романа Чернышевского, гениально ответившего на самые
насущные потребности авангарда тогдашнего общества, была колоссальна: ее
признавали злейшие враги Чернышевского (напр. мракобес Цитович; ср. его памфлет
«Что делали в романе „Что делать?“). Роман Чернышевского — типичный и
непревзойденный по своей политической насыщенности образец программного и
пропагандистского романа, выражавшего идеологию революционной демократии эпохи
русского Sturm und Drang’а. Чернышевский был не одинок — в прозе 60-х гг. к
нему в первую очередь примыкал Слепцов . В ряде своих очерков и деревенских
сцен («Питомка», «Сцена в больнице», «Ночлег»), напечатанных в «Современнике» в
1863—1864 и вскоре вышедших отдельным изданием (1866), Слепцов создал
замечательную по своему реализму картину деревенской действительности, ярко
изобразив нищету и бесправие мужика, поборы его администрацией и т. д. В
повести «Трудное время» он нашел уничтожающие краски для помещика Щетинина, под
маской либерализма занимавшегося самой наглой эксплоатацией номинально
свободного, но фактически подвластного ему крестьянства. Мужик — центральная
фигура творчества Слепцова, и не случайно пыхтенье поезда сравнивается им с
«тяжелыми вздохами» бурлаков, волокущих «по водной равнине полновесные барки»
(характерный для эпохи образ Некрасова и Репина!). В спорах Рязанова со
Щетининым характерно отразилось революционное мировоззрение разночинца,
приведшее к разрыву жены Щетинина, Марии Николаевны, с мужем и затхлой средой,
в которой до приезда Рязанова проходила ее жизнь. Не раскрывая до конца своей
политической программы, Слепцов стоял на безусловно революционных позициях,
относясь с беспощадным отрицанием не только к крепостникам, но и к либералам,
живущим культурническими иллюзиями (ср. его «Письма из Осташкова»). В кругу
второстепенных беллетристов 60-х гг. Слепцов несомненно один из самых заметных:
его творчество насыщено социально-политическим содержанием, его очерки по своей
сжатости и проникающему их скорбному юмору являются прямыми предшественниками
чеховских новелл, его искусству в целом свойственно то мастерство
индивидуального рисунка, та способность улавливать специфические личные черты
изображаемого объекта, которым в 60-х гг. владели очень немногие.
К
Чернышевскому примкнул в 60-х гг. Салтыков-Щедрин . Уже в первом своем сборнике
«Губернские очерки» (1857) Салтыков-Щедрин открыл ту критику русской
бюрократии, которая вскоре сделалась его литературной специальностью. В
изображении различных слоев дореформенного русского чиновничества Салтыков не
избег некоторой доли либерализма, одинаково характерного и для эпохи, в которую
этот сборник создавался, и для переходного этапа развития самого автора. В
дальнейших сборниках своих сатирических очерков («Сатиры в прозе», 1862;
«Невинные рассказы», 1863, и особенно «Признаки времени», 1869; «Письма из
провинций», 1870; «Господа ташкентцы», 1872) Салтыков быстро преодолел этот
либерализм, разоблачая новую администрацию, сочетающую в себе показной
либерализм с хищничеством и карьеризмом, а в «Истории одного города» (1870),
возвышаясь до бичующего памфлета на весь режим в целом. Занимая почетное место
в революционно-демократической литературе, Салтыков-Щедрин наиболее
непосредственно продолжал в ней традиции гоголевской сатиры. Диалектически
изменяя характерный для автора «Мертвых душ» «смех сквозь слезы» на бичующий
сарказм. Огромная популярность щедринских очерков в 60-х гг. в сильнейшей мере
помогла формированию русской сатиры (см. напр. воздействие Щедрина на прозаиков
«Искры»; на автора «Оскудения» Терпигорева-Атаву и др.). Сгущенная сила
салтыковской сатиры сделается для нас особенно очевидной, если мы сравним ее с
«модной» в 60-х гг. «обличительной» продукцией либералов — гр. В. Соллогуба, М.
Розенгейма, Елагина, — полной самого дешевого подыгрывания к веяниям времени.
Еще
значительнее была деятельность Некрасова. Подобно Салтыкову Некрасов пришел к
революционным разночинцам ветераном демократизма, уже обстрелянным в литературных
боях; подобно Салтыкову он преодолел в обстановке углублявшейся политической
борьбы те остаточно-либеральные реакции, которые свойственны были ему в 40-х и
50-х гг. Но если Салтыков сделался революционным демократом при помощи
Чернышевского, то Некрасов по собственному почину пришел к революционным
демократам, сделав Чернышевского и Добролюбова фактическими вождями своего
журнала. В 60-х гг., когда Некрасов почувствовал за собой опору растущей
крестьянской активности, когда размежевание с либералами завершилось, его
колебания приобрели единичный характер, обусловливаясь ошибками его тактики
(такова напр. вся история послания Некрасова к Муравьеву-Вешателю, имевшего
своей целью спасение единственного печатного органа крестьянской революции).
Выпустив в 1856 сборник своих стихотворений, Некрасов становится первым поэтом
страны, которого даже такой строгий ценитель, как Чернышевский, ставит выше
Пушкина. Его сатирические послания («Размышления у парадного подъезда», 1858),
его агитационная лирика («Песня Еремушки», 1858), его покаянная поэма («Рыцарь
на час», 1860), его поэмы из крестьянского быта («Коробейники», 1861; «Орина —
мать солдатская», 1863; «Мороз красный нос», 1863) и особенно его «Железная
дорога» сделали Некрасова вождем революционно-демократического стиля в поэзии
60-х гг., на произведениях которого воспитывается вся демократическая молодежь.
За
Некрасовым следовали Добролюбов, Вас. Курочкин, Гнут-Ломан и ряд др. поэтов.
Добролюбов, которого мы знаем преимущественно как критика и публициста, был
одновременно и замечательным поэтом. В лирике его получила характерное
отражение психология бедняка-разночинца, борющегося за торжество революционного
дела:
«Милый
друг, я умираю
Оттого,
что был я честен, Но зато родному краю
Долго
буду я известен...
Милый
друг, я умираю,
Но
спокоен я душою,
И
тебе я завещаю:
Шествуй
тою же стезею».
В
сатирических стихотворениях Добролюбова, печатавшегося в «Свистке» под
псевдонимами «Конрад Лиленшвагер», «Яков Хам» и др. наносился беспощадный удар
официальной народности, славянофильству, модной буржуазно-либеральной литературе
(поэзия Розенгейма, псевдообличительные комедии Львова, Соллогуба и др.).
Среди
ряда более мелких поэтов 60-х гг. заметно выделялся Вас. Курочкин. В области
передовой литературы он прославился замечательными переводами песен Беранже,
искусно вкладывая в них свое революционно-демократическое содержание («Сохраняя
дух подлинника, — писал о Курочкине обозреватель министерства внутренних дел, —
очень легко умеет применять разные куплеты Беранже к нашим современным
обстоятельствам, так что в сущности Беранже является только сильным орудием и
под прикрытием его имени Курочкин преследует свои цели»). Творчество Курочкина
энергично бичевало обывательщину («Счастливец»), карьеризм («Явление
гласности»), отвратительную «прогрессивность» либералов («В наше время»), с
глубокой симпатией изображая бесправных и голодных людей города и деревни.
Все
эти беллетристы и поэты занимали ведущие места в литературе 60-х гг.; это
произошло потому, что все они разоблачали существующую действительность с
позиций единственного подлинно революционного класса той поры — крестьянства,
освобожденного, по меткому выражению Ленина, от земли и немедленно же взятого
буржуазией и дворянством в новую экономическую кабалу. Интересы этого
бесправного, затаившего в себе острую ненависть мужика защищали все без
исключения революционно-демократические писатели 60-х гг. Их защищал
Чернышевский, публицистическими статьями доказывавший необходимость общинного
крестьянского землевладения, а в своих прокламациях призывавший обманутый народ
к восстанию. Интересам этого крестьянства служил и Некрасов, в творчестве которого
интерес к мужику, сочувствие его тяжкой доле играли бесспорно центральную роль,
и Слепцов, который устами Рязанова рисовал в «Трудном времени» такую не
требующую для себя никаких комментариев картину: «...я вижу прилежного
земледельца, вижу я, что этот земледелец ковыряет землю и в поте лица добывает
хлеб; затем примечаю я, что в некотором отдалении стоят коротко мне знакомые
люди и терпеливо выжидают, пока этот прилежный земледелец в должной мере
насладится трудом и извлечет из земли плод; а тогда уж подходят к нему и, самым
учтивым манером отобрав у него все, что следует, по правилам на пользу
просвещения, оставляют на его долю именно столько, сколько нужно человеку для
того, чтобы сохранить на себе знак раба и не умереть с голоду».
Интересам
революционного крестьянства служила и замечательная «кукольная комедия» Вас.
Курочкина «Лутоня», изображавшая мужика, прихотью царя, сделанного его
преемником и выгоняющего из своего дворца «придворных шелопаев сброд». Выдвигая
темы общественно-политической пропаганды, критикуя существующий строй,
Чернышевский, Слепцов, Добролюбов, Салтыков, Некрасов, Курочкин делали это в
интересах крестьянской революции, ибо в низвержении старого порядка в ту пору
больше всех других классов было заинтересовано нищее и бесправное крестьянство.
Реалилзм демократических групп
За
этим ведущим отрядом революционно-демократической литературы следовал целый ряд
писателей-демократов. В отличие от группы Чернышевского, шедшей в авангарде
движения 60-х гг., мы встретим здесь писателей, которым в общем оказались чужды
агитационно-пропагандистские цели. Они не проповедывали борьбы с существующим
строем, они не выдвигали перед литературой новых программ. Несомненно имевшиеся
и в их произведениях элементы критического отношения к действительности не
переходили однако в осознанную и планомерную революционную пропаганду:
выдвинувшие перечисленных беллетристов общественные группы несомненно помышляли
об изменениях существующего строя, но не видели возможности революции и не
верили в ее успех. Однако их выдвинули угнетаемые дворянско-буржуазным строем слои
общества, и они поэтому были безусловными демократами, глубоко сочувствовавшими
тяжкой доле бесправного и нищего мужика и мещанина.
Эту
общедемократическую, хотя и нереволюционную линию Р. л. начали Кокорев («Очерки
и рассказы», 1858) и П. Якушкин («Путевые письма из Новгородской и Псковской
губерний», 1860). Неизмеримо большую заостренность ей придал пользовавшийся
широкой популярностью Помяловский . Его «Очерки бурсы» (печатавшиеся в
«Современнике», 1862—1863, отдельное издание — 1865) посвящены были изображению
той же среды, которую в 20—30-х гг. рисовали Нарежный и Гоголь. Но то, что эти
дворянские писатели изображали с добродушным юмором, Помяловский сумел показать
с огромной силой бичующего негодования. «Очерки бурсы» — драматическая картина
молодых сил, погибающих в отвратительной атмосфере дореформенной школы.
Помяловский изобразил этих людей без каких-либо перспектив развития, без
противопоставления ей другой идеальной жизни (как поступил напр. просветитель
Чернышевский — ср. среду, в которой выросла Вера Павловна, и ее представляющие
прозрение в будущее сны). Реализм Помяловского при всей его силе — мрачен и
бескрыл. То, что он (несмотря на свою связь с «Современником») не видел для
своих героев выхода, лучше всего доказывается двумя другими его повестями —
«Мещанское счастье» и «Молотов» (обе в 1861), герой которых после длительной
бесплодной борьбы за существование входит в безмятежное лоно мещанского
благополучия. Мрачный и озлобленный талант Помяловского создал и характерный
образ Череванина, насквозь пронизанного самой циничной «кладбищенской»
философией отрицания смысла жизни и цели общественной борьбы.
Довольно
близок к Помяловскому по характеру своего творчества и Левитов (печатался во
«Времени», «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Деле», «Вестнике Европы» и
др. журналах; основные сборники: «Степные очерки», 1865; «Горе сел, дорог и
городов», 1874; «Жизнь московских закоулков», 1875). С автором «Очерков бурсы»
Левитова роднит глубоко демократический протест, сочувствие к забитым и приниженным
людям «сел и городов» и то же глубокое неверие в возможности последовательного
революционного протеста. Герои Левитова и он сам поражены общим унынием. Сам
Левитов «только плачет потихоньку», когда видит это «молчаливое и безустанно
работающее уныние». Это острое жаление измученных бедняков нашло выражение в
своеобразной повествовательной манере Левитова, выдержанной в сентиментальной и
приподнято-лирической манере воспоминаний интеллигента-разночинца.
В
противоположность Левитову и особенно Помяловскому, в творчестве которых
преобладала городская тематика, Решетников и Ник. Успенский интересовались
преимущественно деревенскими отношениями. Ник. Успенский , печатавшийся с конца
1848 в «Современнике» и «Отечественных записках», получил широкую популярность
серией своих очерков, резкими и мрачными красками изображавших крестьянское
невежество («Сельская аптека»), сеуверия («Змей») и т. д. Эти очерки доставили
их автору репутацию озлобленного клеветника на народный быт; обвинение в
клевете оказалось, разумеется, несправедливым, что же касается озлобленности,
то она была естественным следствием бесперспективности политического сознания
Ник. Успенского, отсутствия у него веры в успех борьбы и воли к ней. Сходные
черты присущи были и творчеству Решетникова
(ряд очерков, напечатанных в половине 1860-х гг. в «Современнике», роман
«Глумовы», 1866—1867; «Свой хлеб», 1870; этнографический очерк из жизни
бурлаков «Подлиповцы»). В творчестве Решетникова во всей неприглядности
изображена тяжелая жизнь деревенской бедноты. Но политическая мысль автора
«Подлиповцев» ограничена: он не видит путей к освобождению народа от нищеты
(«где лучше — на том свете должно быть лучше»). Личность у Решетникова не имеет
сил побороть эти условия, и не случайно она так часто приспособляется к
обстоятельствам (Пила и Сысойка в «Подлиповцах», Дарья — в «Своем хлебе» и т. д.).
Требования
исторической точности не позволяют смешивать всех этих беллетристов с
писателями, составляющими непосредственную группу Чернышевского, хотя и не дают
нам оснований отделять их от нее китайской стеной. Помяловского, Ник.
Успенского и Решетникова роднят с Некрасовым и Чернышевским их демократизм, их
неизменное внимание к городской бедноте и к нищему и бесправному крестьянству.
Но, оставаясь демократами, они лишены последовательной революционности, и
произведениям их недостает политической программности. Сила этих писателей — не
столько в пропаганде новых социальных отношений, сколько в реалистическом
показе быта во всей его будничной беспросветности. Помяловского и Решетникова,
Ник. Успенского и Левитова роднит между собой тот общий жанр демократического
очерка на городскую и деревенскую тему с образами крестьянской или мещанской
массы, с просторной и неторопливой композицией, с изобилующим диалектизмами языком.
Все они тяготеют к натурализму, часто переходящему в фотографичность. Несколько
особняком стоит среди них фигура Решетникова, романы которого «Свой хлеб»,
«Глумовы» и «Горнорабочие» (1866) представляют чрезвычайный интерес для
историка русской «предпролетарской» литературы.
Последнюю
линию разночинной литературы 60-х гг. представляли радикалы. Журнальной базой
этой группы были «Русское слово» и «Дело» . Вождем радикальной мелкой буржуазии
был Писарев , один из самых популярных публицистов и критиков той поры. В его
статьях на общественные и исторические темы характерно выражены установки на
просветительство, на воспитание передовых кадров интеллигенции, которые должны
будут затем бороться с дворянско-буржуазным порядком. «Оживить народный труд,
дать ему здоровое и разумное направление, внести в него необходимое
разнообразие, увеличить его производительность применением познанных научных
истин, все это — дело образованных и достаточных классов общества, и никто
кроме этих классов не может ни взяться за это дело, ни привести его в
исполнение». В этой цитате важнейшей статьи Писарева ярко отразились
характернейшие черты политической программы его группы.
Внимание
Писарева было устремлено не столько на подготовку народной революции, сколько
на пропаганду естественных наук, на разработку материалистического подхода к
действительности, отстаивание женской эмансипации, на перестройку дела
просвещения, т. е. как раз на переделку тех сторон тогдашней действительности, которые
были особенно важны для руководимых Писаревым «мыслящих пролетариев» города. На
них и делал свою ставку Писарев, веривший в возможность крестьянскской
революции только на одном этапе своей публицистической деятельности (написанная
им в 1862 нелегальная брошюра против Шедо-Ферроти). Культурно-политическая
линия Писарева, равно как и линия его ближайшего последователя Варфоломея
Зайцева , нашла себе яркое выражение в их критической деятельности. Оба они
решительно отрицали пользу дворянского наследства, в частности творчества
Пушкина (ст. Писарева «Пушкин и Белинский», 1865), оба они агитировали за
создание новой эстетики; однако в отличие от критического подхода к наследству
Чернышевского они относились к нему нигилистически. Сходясь о группой
«Современника» в симпатиях к поднимающейся литературе разночинцев, эти критики
вместе с тем имели с ними ряд существенных разногласий. Писарев не случайно
расходился с Добролюбовым в оценке «Грозы» Островского, с критиком
«Современника» Антоновичем — в оценке «Отцов и детей» Тургенева и т. д.; в этих
разногласиях, принимавших подчас острые формы, нашли выражение две линии
развития русской ики (см. об этом подробнее в статьях «Критика» раздел «Критика
русская», т. V, 631, и «Писарев», т. VIII, стр. 656).
Радикально-разночинская
идеология Писарева — Зайцева нашла себе многочисленных приверженцев среди
беллетристов 60-х гг. Ими явились Бажин (Холодов) с рядом очерков и повестью
«Степан Рулев» (1864), Омулевский (Федоров, кроме сборника стихотворений
напечатавшего в «Деле», 1871, роман «Светлов, его взгляды, характер и
деятельность»), Шеллер-Михайлов — автор
большого количества прозаических произведений, из которых выделяется «Жизнь
Шупова, его родных и знакомых» (1866), «Лес рубят, щепки летят» (1872), наконец
Станюкович — роман «Без исхода» (1873).
Вся эта беллетристика «Дела» имела целый ряд общих черт: она рассказывала
читателю историю личности мелкого городского буржуа, пробивающего себе
жизненную дорогу в жестокой борьбе с противодействовавшей этой личности
дворянской и мещанской средой, за новый, демократический уклад общественных
отношений. В огромном большинстве случаев борьба эта была безуспешной и только
в романе Федорова-Омулевского принесла
свои быстрые плоды. Его «Светлов» — одно из характернейших произведений этого
типа — рассказывает о неустанной и постепенной (первоначально роман назывался
«Шаг за шагом») просветительской работе в далеком сибирском городке разночинца
Светлова, этого радикализированного тургеневского Базарова. В противоположность
Чернышевскому или Некрасову, превосходно понимавшим необходимость открытой и
решительной борьбы с существующим порядком, Омулевский предпочитал действовать
тихой сапой.
Если
Омулевский и Бажин — типичные беллетристы русского радикализма, то его
виднейшими поэтами являлись П. Вейнберг , Д. Минаев , тот же Омулевский,
молодой Буренин и др. их городское
происхождение, их радикальные политические взгляды привели к отсутствию у всех
этих писателей того интереса к мужику, к сфере усадебно-деревенских отношений, который
красной нитью прошел через всю лит-ую деятельность Курочкина и Некрасова. Почти
вся тематика «Гейне из Тамбова» (наиболее популярный псевдоним Вейнберга —
первый сборник его стихотворений, Одесса, 1854) и Д. Минаева (сб. «Перепевы»,
1859; «В сумерках», 1868; «Здравия желаю», 1867; «Песни и поэмы», 1870, и т. д.)
посвящена городу, столичной интеллигенции и бедноте. Установка на «мыслящий
пролетариат» особенно рельефно выразилась в стихотворениях
Федорова-Омулевского, печатавшихся в журналах 60-х гг. и вышедших сборником
«Песни жизни» в 1883. Типические мотивы и вместе с тем типические черты всего
городского крыла разночинской лирики — это прежде всего культ просветительского
труда: «Работай руками, работай умом, работай без устали ночью и днем! Не
думай, что труд наш бесследно пройдет; не бойся, что дум твоих мир не поймет».
Это, далее, внимание к тягостной доле бедняка («Невеселая ночь»), к
протестующим («Битва», «Черти» Ник. Курочкина) и угнетенным. Интеллигентские
черты творчества Омулевского лучше всего характеризуются напр. стихотворением
«Письменный стол», апофеозом этого «доброго товарища», сидя за которым поэт
«властвует мыслью и ведет борьбу со тьмой» — мотив, немыслимый у Слепцова или
Левитова. Тем не менее поэзия имела глубоко прогрессивное значение —
радикальные прослойки городской мелкой буржуазии деятельно сотрудничали в 60-х
гг. с идеологами крестьянской революции, а их поэты самым энергичным образом
боролись вместе с Некрасовым и Курочкиным против дворянской культуры. Эта
борьба нашла себе яркое выражение напр. в виртуозных по своей технике сатирах и
пародиях Минаева.
Такова
в основных своих ответвлениях литература разночинцев. Мы видим, что она
чрезвычайно многообразна, отражая отдельными своими потоками идеологию
различных групп мелкой буржуазии 60-х гг. Невзирая на это разнообразие, мы
имеем полную возможность говорить об общих чертах, характерных для всей этой литературной
продукции в целом. Ей свойственно прежде всего неизменно враждебное отношение к
правящему страной дворянско-буржуазному блоку, к помещичьей культуре, к
дворянской по своей идеологии литературе, от которой все эти писатели
решительно отталкиваются, которую они самым язвительным образом высмеивают. Все
разночинские писатели 60-х гг. переносят свое творческое внимание на
демократические, плебейские стороны тогдашней действительности — на городскую
мещанскую бедноту, на нищего и бесправного мужика, на борющегося за их интересы
интеллигента-демократа.
Эта
беллетристика преодолела сентиментализм, так ясно сквозивший в писаниях
либеральных беллетристов 40—50-х гг. «Давным-давно критика стала замечать, что
в понятиях и очерках из народного быта и характеры, и обычаи, и понятия сильно
идеализируются... Писали о народе точно так, как написал Гоголь об Акакии
Акакиевиче. Ни одного слова жестокого или порицающего. Все недостатки прячутся,
затушевываются, заглаживаются. Налегается только на то, что он несчастен,
несчастен, несчастен... Читайте повести из народного быта г. Григоровича и г.
Тургенева со всеми их подражателями — все это насквозь пропитано запахом
«шинели» Акакия Акакиевича. Прекрасно и благородно, в особенности благородно до
чрезвычайности. Только какая же польза от этого народу!» (Чернышевский, «Не
начало ли перемены?»). Этому сентиментальному желанию мужика Чернышевский
противопоставлял лозунг трезвой правоты («будем... судить о каждом по
человеческой психологии, не дозволяя себе утаивать перед самим собой истину
ради мужицкого звания»). Отсюда одобрение им рассказов Ник. Успенского, чуждых
какой-либо идеализации крестьянства. Общность установок дает себя знать и в тех
жанрах, которые ими культивировались. Отвергая классическую форму усадебного
романа или повести, представленных в тогдашней Р. л. Тургеневым, Гончаровым,
Писемским, разночинские беллетристы тяготели к более гибким и демократическим
жанрам бытовой повести (Шеллер-Михайлов), повести социально-психологической
(«Трудное время» Слепцова), программного романа (Чернышевский, Омулевский) и
особенно к очерку, богато насыщенному этнографическим в широком смысле этого
слова содержанием («Очерки бурсы» у Помяловского, «Очерки народного быта» у
Ник. Успенского, Левитова, Решетникова и др.). И для романа и для очерка в
равной мере характерно то равнодушие, которое эти разночинские беллетристы
испытывали к красотам природы; описания ее редки, и в этом также одно из глубоких
отличий их произведений от насыщенных пейзажными ароматами повестей Тургенева
или лирических стихотворений Фета. Это равнодушие социально закономерно для
плебейского облика разночинской литературы с ее отвращением к барскому
эстетизму.
В
поэтической продукции разночинцев мы находим резко отрицательное освещение
правящих классов — помещика, фабриканта, растущего в пореформенной деревне
кулака. Понимая необходимость разоблачения социальной ограниченности дворянской
поэзии, разночинцы не жалели сил для осмеяния ее канонов в своих пародиях, в
злых памфлетах против тех или иных представителей «чистого искусства». Пародия
— такая же характерная и широко распространенная в разночинской поэзии 60-х гг.
форма, какой была для дворянской поэзии начала века сжатая и остпоумная форма
эпиграммы: время теперь еще больше, чем раньше, требовало компрометации
политического врага, завоевания часто находящегося под обаянием его поэтической
культуры читателя. Наряду с пародией и памфлетом в этой поэзии живет и
развивается сатирический жанр куплета — его непревзойденным мастером в эту пору
является Вас. Курочкин. В области лирики для разночинцев характерно программное
стихотворение, насыщенное демократической идеологией поэта. Ни рефлексия, ни
пессимизм, ни уход от действительности, столь присущие напр. Фету или Тютчеву,
ни в малой мере не типичны для разночинных поэтов, поэзия которых неизменно
пронизана общественно-политическим содержанием, почти всегда заряжена страстной
волей к борьбе. Наконец и для прозы разночинцев и для их поэзии равно
характерен насыщенный тенденцией реализм, неизменная обращенность к
действительности, глубокая перспективность ее изображения, часто развивавшаяся
автором в ущерб образной форме этого изображения. Реализм закономерен для
разночинцев, заинтересованных в правдивом изображении действительности для ее
переделки. Этот реализм обращен преимущественно к типическим сторонам
действительности; индивидуальное, специфическое, личное часто оказывается для
разночинского беллетриста (напр. у Решетникова и Ник. Успенского) камнем
преткновения.
Реализм в народнической литературе
С
60-ми гг. заканчивается «классический период» существования разночинской
литературы, в большей своей части сменяющейся, а в меньшей — оттесняемой на
задний план литературой революционного народничества. Говоря о народниках,
литературоведы не должны ни смешивать их с революционными демократами 60-х гг.,
ни отрывать это движение от той крестьянской массы, идеологию которой они
несомненно отражали. Та и другая ошибки тем более опасны, что они свойственны
статьям о народнической литературе Плеханова, рассматривавшего народничество
как идеологию образованного разночинца (статьи об Успенском, Наумове, Каронине
и др.). В публицистике эта точка зрения была также выражена Потресовым (см.
напр. его «Этюды о русской интеллигенции»). Ленин со всей энергией высказался
против этого меньшевистского подхода к народничеству, определив последнее как
идеологию послереформенного крестьянства, как «представительство интересов и
идей русского мелкого товаропроизводителя» (т. I, стр. 278; ср. т. II, стр. 67).
«Воюя с народничеством, — отмечал Ленин в письме к Степанову-Скворцову, —
меньшевики доктринерски прозевали исторически-реальное и прогрессивное
историческое содержание народничества...» Только став на эту ленинскую точку
зрения, мы сможем до конца понять всю противоречивую сложность литературы
народников, в которой, как и в их публицистике, революционная борьба за
интересы ограбленного реформами мужика теснейшим образом сочеталась с
реакционно-утопическими тенденциями.
Для
верного и полного понимания народнической литературы необходимо обратиться к
историческому процессу 70-х гг. Из полосы эксплоатации крепостниками
крестьянство вступило в полосу эксплоатации его дврянско-буржуазным обломком.
Проведенная за счет мужика реформа 1861 открыла русскому капитализму необъятное
количество дешевой рабочей силы, сохранив вместе с тем над крестьянством
хозяйственную власть помещика: как неизменно подчеркивал Ленин, пережитки
крепостнических отношений (кабальные формы аренды отработок и т. д.)
существовали в деревне до самой Октябрьской революции. Хозяйственная
эксплоатация крестьянства становилась тем более хищнической, чем успешнее
боролось правительство с революционным движением в стране. Массовое движение
крестьян, столь высоко поднявшееся в начале 60-х гг., вскоре резко снижается —
мужик в деревне, как и разночинец в городе, берется властью под неустанное
подозрение, и его протест подавляется железной рукой торжествующей свою победу
реакции. Перед революционным движением этой эпохи с новой остротой встает
задача пропаганды в крестьянской среде, решительного поворота к мужику для
поднятия его на борьбу с царизмом. Так рождается движение народников,
отражающееся в области культуры в таком характерном явлении, как «Исторические
письма» Лаврова (1868—1869) с содержащейся в них философией революционного
героя, гибнущего за идеалы народной массы, с проповедью в них федеративности, с
резкой критикой религии как «плода невежества масс и орудия дисциплины в руках
властей» (из комментариев к «Историческим письмам»), но вместе с тем с крайними
элементами индивидуализма и мелкобуржуазного утопизма, закрывавшими им
понимание подлинно революционного пути. В публицистике этого движения ведущее
место занимает Михайловский. В своих статьях он с чрезвычайной энергией борется
с различными формами реакционной мысли и литературы, деятельно помогая
оформлению народничества в литературе и участвуя в его подпольной революционной
прессе (Ленин не раз отмечал несомненную прогрессивность этой стороны
деятельности Михайловского — см. напр. т. XVII, стр. 223).
«Под
народничеством, — писал Ленин, — мы разумеем систему воззрений, заключающую в
себе следующие три черты: 1) Признание капитализма в России упадком, регрессом.
Отсюда стремления и пожелания «задержать», «остановить», «прекратить ломку»
капитализмом вековых устоев и т. п. реакционные вопли. 2) Признание
самобытности русского экономического строя вообще и крестьянина с его общиной,
артелью и т. п. в частности. К русским экономическим отношениям не считают
нужным применить выработанные современной наукой понятия о различных
общественных классах и их конфликтах. Общинное крестьянство рассматривается как
нечто высшее, лучшее сравнительно с капитализмом; является идеализация
«устоев». Среди крестьянства отрицаются и затушевываются те же противоречия,
которые свойственны всякому товарному и капиталистическому хозяйству,
отрицается связь этих противоречий с более развитой формой их в
капиталистической промышленности и в капиталистическом земледелии. 3)
Игнорирование связи «интеллигенции» и юридикополитических учреждений страны с
материальными интересами определенных общественных классов. Отрицание этой
связи, отсутствие материалистического объяснения этих социальных факторов
заставляет видеть в них силу, способную «тащить историю по другой линии» (г. В.
В.) «свернуть с пути» (г. Н-он, г. Южаков и т. д.) и т. п.» («От какого
наследства мы отказываемся», Сочин., т. II, стр. 321).
Это
блестящее ленинское определение существа народнического движения во всей своей
полноте раскрывается на литературной практике революционных народников. Очерки
и повести Гл. Успенского, Н. Е. Каронина-Петропавловского, Н. И. Наумова, Ф. Нефедова,
раннего Златовратского во всю ширь отразили эти характернейшие черты общенароднического
подхода к действительности. Народнические писатели видят спасение деревни от
разорения и эксплоатации в общине, в мирском хозяйстве, в круговой поруке, в
общественной солидарности. Народнические беллетристы, как бы они не осознавали
в душе своей неизбежность развития капитализма в деревне, верили в общину, с
любовью изображая ее особый патриархальный уклад, ее мужицкую «правду». Но
самая страстная идеализация общинного землевладения не может изменить железной
поступи исторического процесса. Распад общины — факт, который наиболее
проницательные из народников вынуждены признать и отобразить в своих
произведениях. Картина повсеместной ломки патриархальных «устоев» народного
быта, вторжение в деревенскую действительность капитализма, рост его наиболее
хищнических представителей были даны с непревзойденной силой в очерке Гл.
Успенского «Книжка чеков», в образе скупщика Мясникова или кабатчика и
ростовщика Епишки из «Рассказов о парашкинцах» Каронина. Правдиво изображают
эти идеологи мелкого товаропроизводителя и пережитки крепостнической деревни
(замечательный рассказ Каронина «Светлый праздник», в котором речь идет о
захвате крестьянами барской земли и расправе с ними власти).
Эти
противоречия идеалов и действительности всего надрывнее ощущал Гл. Успенский,
впитавший в себя идейное влияние таких революционно-демократических идеологов,
как Некрасов, Щедрин, и потому свободный от ряда народнических иллюзий. Гибель
под ударами капитализма патриархальной деревни, болезненно осознанная
критическим народничеством, заставляет их обратить свои надежды на «народную
интеллигенцию» (термин Успенского) и на людей, преданных крестьянину и в меру
своих слабых сил борющихся за его права (образ сельского учителя Тяпушкина в
очерке Гл. Успенского «Выпрямила» и др.). В обрисовке этих людей с «больной
совестью» характерно отражается третья из отмеченных Лениным особенностей
народничества. Тема эта достаточно широка, и разработка ее изобилует различными
вариациями — образы борских колонистов у Каронина, Ивана Николаевича у Наумова
и др.
Народническая
беллетристика продолжила типические особенности той общеразночинской прозы, которую
нам пришлось характеризовать выше. Сопоставляя художественную фактуру очерков
Слепцова и Успенского, с одной стороны, и очерков Каронина и Наумова, мы не
всегда уловим разницу между ними — их роднит публицистическая разработка темы,
этнографические подробности рассказа, культура диалога, грустный юмор, слабо
развернутая сюжетность, бытопись и т. д. Старый жанр очерка, существовавший уже
в литературе 40-х гг. и широко разработанный демократическими писателями 60-х
гг., повсеместно бытует в творчестве народников, внимание которых отдано той же
среде деревенской и городской бедноты. Очерком и циклом их (см. напр. «Власть
земли») не исчерпывалась галерея народнических жанров. Существование в
народничестве 70-х гг. наряду с пропагандистскими также и террористических
течений (деятельность «Народной воли») вызвало к жизни жанр политического
романа, развивающего ложную, антиреволюционную по существу идею индевидуального
террора, идеализирующего одиночек-террористов. («Андрей Кожухов»
Степняка-Кравчинского) и жанр пропагандистской повести («Домик на Волге»). В
стихотворении М. Муравского «Из 1874 г.» с сочувствием рисовался образ
пропагандиста, ходящего по деревням: «Быть, братцы, бунту!» Слышно кой-где в
разговоре. Добрая почва. Семя тут ладно упало... Ну так что дальше? Пашни везде
ведь немало». Огромное формирующее воздействие на поэзию народников оказало
творчество Некрасова, рядом своих сторон близкое к народничеству хотя и
остающееся в целом в рамках революционно-демократической литературы (ср. в этом
плане поэму «Кому на Руси жить хорошо» с ее образами Гриши Добросклонова,
«вахлатчины», идеей служения интеллигенции народу и т. п.). Если В. Фигнер, Н. Морозов,
П. Якубович выразили политически-программные стороны народнической поэзии, то
обличительная ее сторона нашла себе замечательное выражение в стихотворениях Л.
Н. Трефолева (1877—1894). Мы найдем у него и резко отрицательное отношение к
хищной буржуазии («Дубинушка»), и ироническую интерпретацию аристократического
сюжета о княжне на горошине, и внимание к труженикам и труженицам
капиталистического города (история обольщенной барином швеи в «Красных руках»),
и глубокую симпатию к мужику (ср. образ «старика Клима», с «гривной меди да
хлеба краюшкой» идущего в город, или красноречивое: «надо почтенье отдать
мужику: все перенес он на долгом веку, силы великие в нем не умрут, греет его
благодетельный труд»).
Уже
в самую начальную пору своего существования русское народничество стояло под
знаком глубоких внутренних противоречий. Между объективной действительностью и
субъективными идеалами народников лежала глубокая пропасть; общинное начало, которое
они так любовно идеализировали, рушилось, а капитализм, который они так остро
ненавидели, вместе с представлявшимся им классом, совершал свое завоевание
пореформенной деревни, укрепляясь за счет разорения и эксплоатации мужика.
Выход из этого глубокого противоречия между идеалами и реальностью мог быть
только найден в отказе от этих идеалов, на что ни Успенский, ни его группа
пойти не могли, упираясь в неразрешимый тупик.
Пути
борьбы народников-одиночек, отрыв от масс — все это было закономерным
результатом ложной теории народников. Художественное творчество их оказалось
значительным, поскольку оно переставало быть народническим. Реализм народников,
утопический и регрессивный в своих положительных идеалах, отличался безусловной
революционностью там, где он служил раскрытию обуревавших народничество
реально-исторических противоречий. Содержащееся в произведениях Успенского,
Каронина и др. изображение беспощадного наступления капитализма на
патриархальную деревню, распада общины и кризиса сознания народнической
интеллигенции в своей основе безусловно верно и правдиво и служило интересам
революционной борьбы. Но это были как раз стороны жизни, шедшие в разрез с
народнической идеологией. Эта правдивость обеспечила народнической
беллетристике широчайший успех у читателя 70—80-х гг. (на произведениях
народников, в частности Гл. Успенского, воспитывался и Ленин, высоко ценивший
его сочинения за реалистичность отображения в них действительности. См. частые
ссылки на наблюдения Успенского в экономических работах Ленина — Сочинения, т. II,
стр. 441, т. III, стр. 236, 464 и др.).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru