Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Речевые характеристики в комедии «Недоросль»

Речевые характеристики в комедии «Недоросль»

Первое, на что обращает внимание современный читатель
комедии «Недоросль», — это фамилии действующих лиц. «Говорящие» фамилии сразу
закладывают отношение читателя (зрителя) к их обладателям. Он перестает быть
более или менее объективным свидетелем разыгрывающегося действия, он
психологически уже становится его участником. У него отобрали возможность
самому оценить героев и их действия. Самого начала, с фамилий действующих лиц,
читателю было сказано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль
читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо
стремиться.

Действующих лиц можно разделить на три группы: отрицательные
(Простаковы, Митрофан, Скотинин), положительные (Правдин, Милон, Софья,
Стародум), в третью группу входят все остальные персонажи — это главным образом
слуги и учителя. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный
разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых
на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Она
вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни
начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с
жизнедеятельностью своих свинок. Например: «Я и своих поросят завести хочу»,
«коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку». И
гордится этим: «Ну, будь я свиной сын, если...»

Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного
более разнообразен в силу того, что муж ее «дурак бессчетный» и ей приходится
всем заниматься самой. Но корни ско-тининские проявляются и в ее речи. Любимое
ругательство — «скот». Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию
от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например,
такие фразы: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего
уже содрать не можем», «Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь
сшить кафтан хорошенько?» И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает
фразу: «Экое скотское рассуждение».

Относительно ее мужа можно сказать только то, что он
немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и
характеризует его как «дурака бессчетного», безвольного мужа, попавшего под
каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда в отличие от отца он
имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности
ругательств: «старая хрычовка», «гарнизонная крыса».

Слуги и учителя имеют в своей речи характерные
признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны
— это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя: Цыфиркин — отставной
сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. И своей речью они показывают
принадлежность: один — к военным, другой — к церковным служителям.

Здороваются:

Кутейкин: «Дому владыке мир и многи лета с чады и
домочадцы».

Цыфиркин: «Желаем вашему благородию здравствовать сто
лет, да двадцать...»

Прощаются:

Кутейкин: «Нам восвояси повелите?»

Цыфиркин: «Нам куда поход, ваше благородие?»

Ругаются:

Кутейкин: «Меня хоть теперь шелепами, лишь бы выю
грешжечу путем накостылять!»

Цыфиркин: «Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого
тунеядца прошколить по-солдатски!.. Эка образина!»

У всех действующих лиц, кроме положительных, речь
очень колоритная, эмоционально окрашенная. Можно не понимать значения слов, но
всегда понятен смысл сказанного.

Например:

— Я вас доеду.

— У меня и свои зацепы востры.

Речь положительных героев такой яркостью не
отличается. У всех четверых в речи отсутствуют разговорные, просторечные фразы.
Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не
выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значения слов.
У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.

Речь Милона отличить от речи Правдина практически
невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи.
Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая
советы и наставления любимого дяди. Речь Старо дума полностью определяется тем,
что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила,
принципы, нравственные законы, по которым «любочестивый человек» должен жить.
Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает
историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Таков, например, разговор
Стародума с Правдивым. А разговор Стародума с Софьей — это свод правил, и
«...всякое слово врезано будет в сердце».

В итоге получается, что речь отрицательного героя
характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для
выражения своих мыслей. Человек изображается объемно, идеал — в плоскости.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.litra.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.