Реферат по предмету "География"


Государственное регулирование в Японии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЯПОНИИ Впослевоенный период четко выделяются 2 модели гос- ударственного регулирования отраслей инфраструктуры пре- имущественнопрямое участие государства в развитии инфра- структуры 50-70-егоды и преимущественно косвенное воз- действие 80-е годы . В 50-70-хгодах действовала достаточно жесткая система государственногоадминистративного регулирования. Регулиро- вание компанийинфраструктуры носило поотраслевой характер, т.е.ограничевалось рамками отдельных

отраслей.В соответст- вии с принятыми и50-60-е годы законами каждая отрасль ин- фраструктурыконтролировалась конкретным центральным прави- тельственнымучреждением. В сферугосударственного административного регулирования входили следующиеважнейшие стороны деятельности компаний инфраструктуры начало функционирования, обусловленное обя- зательнымполучением лицензии объем и структурапроизвод- ства установлениеграниц изменения цен на услуги масшта- бы и структураосновного

капитала и характер егоиспользо- вания, стандартытехники безопасности выпуск акций идру- гих ценных бумаг ит.д.Государственные органы обладали пра- вом налагать запрет на принятые компаниямирешения по этим аспектамдеятельности, если они противоречили распоряжениям государственныхорганов. Кроме приказных методов большую роль в административ- ном регулированииинфраструктуры играли также такие средс- тва, как неофициальные рекомендации правительственных уч- реждений понаправлениям развития

производства, структуре инвестиций идругим аспектам деятельности частных компаний. Эти средства административного руководства никак не были закреплены вотраслевых законах, но действовали темне ме- нее достаточноэффективно.Как показала практика, часные ко- мпании вбольшинстве случаев следовали этим рекомендациям. Дело в том, что вслучае ослушания компания могла лишить- ся выгодных государственных заказов, льготных кредитов и т.д. Меры административного регулирования в отрасляхинфра- структуры разрабатывались,

как правило, совместногосудар- ственным аппаратом и частными фирмами. Для этого при всех министерствах игосударственных управлениях, их депортамен- тах и отделахбыла создана сеть консультативныхсоветов. В их состав вхводилипредставители административного аппара- та,предпринимательских организаций, профсоюзов и ученые. Обычно ихвозглавляли представители крупного бизнеса. Главными целями административного регулирования в 50- 70-е годы являлись поддержаниемелкого бизнеса,

защита японских фирм отиностранных конкурентов, поддержкакомпа- ний приоритетныхотраслей морского и воздушного транспорта, информационногообслуживания и т.д а с середины 70-х го- дов- и стимулирование снижения энергоемкости производства и уровнязагрязнения окружающей среды в отраслях транспор- та, электро газоснобжения . Большое внимание к мелкому бизнесу в отраслях инфра- структурыобъяснялось, во-первых, тем, что сектор мелкого предпринимательства представляет собой наиболее массовый слойпроизводителей

в отраслях инфраструктуры Японии, наст- роение которого в силу большого числазанятых в нем во мно- гом определяетсоциальную стабильность в обществе, уровень занятости ибезработицы. Важнейшимисредствами поддержания мелкого бизнеса в 50- 60-е годы служили антимонопольное законодательство и 15 специальных законов,предусматривавших воздействиегосудар- ства на конкурентную борьбу в отраслях инфраструктуры.В этих же целяхгосударство регламентировало объемы производ- ства и продаж, нижние границы

цен, стимулировало процесс созданияассоциаций мелких предпринимателей и их коопера- тивов.Особенно интенсивно указанные меры применялись на транспорте, воптовой торговле и сфере деловфхуслуг.Госу- дарствосущественно ограничевало допускиностранного капи- тала в областиавтомобильного и воздушного транспорта,свя- зи, электро газоснабжении, информационного обслуживания , оказывало помощ вполучении новейшей научно-технической ин- формации, ворганизации обмена опытом между предпринимате- лями и т.д.

В 70-е годыгосударство также оказало большую поддержку структурно-больным отраслям,стимулировав свертывание их мощностей законыи программы помощи морскому и железнодо- рожномутранспорту . Но в 80-е годысистема административного регулирования инфраструктурыпретерпела существенные изменения.В условиях ускорения НТП,необходимости быстрой разработки и внедрения новой техникисохранение привилегированного положения от- дельных компаний и ограничение конкуренции превратилось в факторы,сдерживающие развитие

инфраструктуры и рост между- народнойконкурентоспособности японских компаний.В этой си- туации государствоперешло от политики сдерживания к поли- тике максимальногостимулирования конкуренции во всех отра- сляхинфраструктуры, максимально сокращяя сферы государст- веннойопеки . Были отмененыограничения на создания новых компаний в отраслях связи, информационного обслуживания, воздушного транспорта,значительно упростилась процедуралицензирова- ния частныхкомпаний в автомобильном

транспорте и сфере де- ловых услуг. Другимнаправлением перестройки административного регу- лирования в целяхстимулирования конкуренции и расширения свободыпредпринимательской деятельности вотраслях инфра- структуры стало ослабление государственной регламентации ценовой политикичастных фирм. В 1983-1985годах было ослаблено регулированиетарифов автомобильного транспорта- введены потоварная тарифная си- стема вобласти внутрирегиональных перевозок исистема та- рифов взависимости от региона.

В результатеНТП и диверсификации производства происхо- дит стирание отраслевых границ, быстро возрастает число компаний,функционирующих одновременно в нескольких отрас- лях.Появляютсяновые формы монополизации с помощьюинфор- мационных сетей,межотраслевых объединений и т.д которые не подпадают подпрежнюю систему антимонопольного регулиро- вания, ограниченного рамками отдельных отраслей. Всеэто потребовало отходаот поотраслевого принципа регулирования и перехода к регулированиюне

отраслей, а компаний. Дляобеспечения соответствия структуры административно- го аппарата новымусловиям развития, в том числе для умень- шения расходов на его содержание, были ликвидированы его мало эффективныезвенья, а также звенья, ставшие ненужными в результатесужения масштабов административного регулиро- вания. Былисокращены численность занятых иколичество де- партаментов иотделов всех министерств и управлений,зани- мающихся административным регулированием компаний инфра- структуры.

За1980-1987 гг. общее число чиновников, работа- ющих вминистерствах и управлениях, курирующих инфраструк- туру , уменьшилосьна 2,1 тыс. человек. Интернационализация отраслейинфраструктуры Японии и выход ее компанийна рынки других стран привели к тому, что прежние методыадминистративного регулирования уже не могут охватить все стороны деятельности инфраструктурных фирм. Для решения этойпроблемы был взят курс на интернационали- зацию системы административного регулирования,

приведения ее всоответствие с новыми условиями. Был создан механизм сгласованиягосударственного регулирования отраслей различ- ных стран намежправительственном уровне. Японияучаствует в специализированных международных ко- миссиях повопросам развития отдельных отраслей инфраструк- туры, появилисьдвусторонние комиссии по урегулированию кон- фликтов в торговлеуслугами ряда отраслей инфраструктуры и совместногорешения других вопросов.

По мереформирования международного механизма регулиро- ванияинфраструктуры основное внимание постепенно смещается с устранениявнешнеторговых противоречий на координайию со- вместных усилийдля решения долгосрочных проблем развития отраслей инфраструктуры разработка принципиально новых средств исооружений, создание всемирной комплексной цифро- вой сети связи ит.д Результатом ослабления государственной регламентации явилось усилениеконкуренции и повышение эффективности фун- кционированиякомпаний дерегулируемых отраслей,

особенно в связи, навоздушном и автомобильном транспорте и т.д. При- чем положительныетенденции наблюдаются не только в самой дерегулироемойотрасли, но и во многих других отраслях. На- пример, реформы вобласти связи внесли вклад в ускорение НТП в информационном обслуживании и производстве средств связи иэлектронной техники. Такимобразом, важнейшей отличительной чертой нового механизма государственного регулирования инфраструктуры,

формированиекоторого началось в 80-е годы под воздействием изменений условийобщественного производства, является пе- реход отпреимущественно прямых на преимущественно косвен- ные методы.Государственная политика по раскрепощению хо- зяйственнойинициативы и стимулированию конкуренции во всех отраслях вызвала кжизни такие формы взаимодействия госуд- арства с частнымсектором, которые означают своего рода по- лную или частичную приватизацию определенных хозяйствен- ных функцийгосударственных

органов. Государство все больше освобождает себяот непосредственной хозяйственной деятель- ности, если онаможет осуществляться достаточно эффективно частнымикомпаниями под эгидой и контролем государства. Государствопо прежнему с помощью административного, а также кредитного иналогового регулирования способно опре- делять важнейшиенаправления развития инфраструктуры,хотя происходит это ужес помощью преимущественно косвенных ме- тодов воздействия.Можно сказать, что происходит переход от модели хозяйственного механизма,

где ведущую роль играло государственное регулирование, к модели, где ведущую роль играет системаконкурентно-рыночного регулирования, причем происходитэто на фоне усиливающейся интернацианализации инфраструктурыЯпонии. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. В.В.Власов ЯПОНИЯ Производственная инфраструктура -М. Наука ,1991 2. И.Макмиллан Японская промышленная система 3. Япония смена модели экономического роста Под. ред.И.

П.Лебедевой, А.И.Кравцевича



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.