Реферат по предмету "Экология"


Беседы об экологии

Содержание:
1. Введение.
2. Русские писатели о природе: а) Аксаков С.Т. б) Благосклонов К.Н. в) Дементьев Г.П. г) Кайгородов Д.Н. д) Бианки В.
3. Природа у зарубежных авторов: а) Фабр Ж. – А. б) Сетон – Томпсон Э. в) Брем А. г) Лондон Д.
4. Сценарий экологического вечера.
5. Приложение.
Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.
В школе тоже появился такой предмет « Экология». В самостоятельную науку она выделилась совсем недавно. Она относится к блоку биологических дисциплин. Но значение этого предмета в школе очень велико. Если на уроках биологии дети в основном узнают строение растений и животных, их эволюцию. То экологическая дисциплина показывает взаимосвязь человека и живой природы, его влияние на окружающий мир. Экология рассказывает о той реальности, в которой мы живем и предостерегает о том, что может быть через несколько лет.
Конечно же, преподавание экологии неразрывно связано с биологией, да и во многих школах этот предмет пока не выделился в самостоятельный. Но тем не менее «Экология» уже существует не только как наука, но и как предмет школьного цикла.
Если посмотреть в целом, то «Экология» - это предмет «черного» цвета. Очень многое написано в черных тонах, хотя это наша реальность, то, что заслужил человек. Благодаря своему «разуму». Но в школе преподавание экологии не стоит вести только с пессимистической точки зрения. Ученикам нужно показать и рассказать о красоте природы, научить их беречь, то, что у нас еще пока осталось. Если на уроках давать только сухие факты и цифры, это может скоро наскучить, в сознании детей будет мысль о том, что сделать уже ничего нельзя, остается ждать только неизбежного. Но нужно говорить учащимся о том, что пока еще не поздно что-то сделать, все в наших руках. И в этом могут помочь наши и зарубежные авторы, которые создали замечательные произведения о природе, растениях, животных. Они не только описывают красоты нашей планеты, но и текстом между строк предостерегают человека о грозящей опасности, стараются рассказать, что можно сделать, чтобы спасти то, что у нас осталось. Многие из таких авторов уже ушли из жизни, но их бессмертные произведения не потеряли актуальность и в наши дни. Расскажем о некоторых из таких авторов.
Замечательный писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков неразрывными нитями был связан с родной природой. Он стремился постичь ее тайны. Довести до возможно большего числа сограждан, сделанные им открытия. В своих разнообразных охотах – от сбора грибов, ловли бабочек, ужения рыб до промысла крупных хищников – он прежде всего наблюдал, подмечал самые характерные особенности растений и животных – места обитания, жилища, пищу и повадки. Впоследствии свои наблюдения Аксаков описал в книгах, проникнутых любовью к родной природе, трепетным к ней отношением. Его произведения, изобилующие интереснейшими фактами, написаны таким доступным и красочным языком, что до сих пор не потеряли свои значения и ни в чем не уступают книгам А. Брэма или Дж. Даррела.
Современные экологи могут только позавидовать богатству, точности и выразительности приводимых им материалов. В «Записках Ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах» он дал подробные характеристики классификации болот («чистые, сухие, мокрые»), текучих вод, озер, прудов, степей, лесов, животных. Здесь же показано, как в результате измерения человеком естественных угодий исчезают ранее многочисленные животные. Аксаков привлек внимание читателей к тому, что под влиянием загрязнений водоемов в них изменяется видовой состав рыб. Такие же закономерности он отмечал и в отношении грибов. При этом Аксаков подчеркивал, что эти процессы постоянно изменяются, сказываются на хозяйстве человека. Например, состояние степей, их растительности отражается на вкусовых и лечебных качествах кумыса.
Обширны наблюдения Аксакова по биологии отдельных видов. Он приводит не только экологические характеристики животных, но и сведения по их численности, экономическому значению, сезонным и суточным ритмам жизни, миграциям.
Ученый – писатель постоянно подчеркивал значение природы в жизни людей. Леса уменьшают испарение воды, защищают почвы от палящих солнечных лучей и иссушающих ветров. Аксаков возмущался фактами расхищения, уничтожения природы, ненавидел все виды браконьерства, например охоту на тетеревов с чучелами и на зайцев во время половодья. Он считал. Что «это не охота, а промысел». Аксаков прежде всего был пытливым ученым. Его характеристики животного мира позволяют назвать их автора одним из первых русских фаунистов. Поэтому, отец русской экологии К.Ф. Рулье считал книги Аксакова серьезным вкладом в науку.
Благосклонов Константин Николаевич (1910-1958) – ученый-орнитолог, педагог, исследователь поведения птиц, специалист по охране природы, инициатор и организатор школьных и биологических олимпиад, популярного в стране праздника Дня птиц. Автор ряда книг по орнитологии и охране природы, К. Н. Благосклонов оставил после себя богатое научное наследие. Он долгие годы трудился на кафедре зоологии и сравнительной анатомии позвоночных животных Московского университета, выпускником которого был.
Его кипучая энергия, любознательность, гибкая научная мысль открывали перед молодежью тайны и красоту родной природы, будили горячее желание познать ее и внести свою лепту в ее охрану. Его книги «Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве», «Птицы и вредители леса» (в соавторстве с Б.И. Осмоловской), «Охрана природы» (совместно с Л.П. Астаниным), «Зоология» (совместно с Е.Г. Бацылевым) неоднократно переиздавались и по сей день пользуются у специалистов большой популярностью. Он всегда был среди тех, кто всерьез занимался охраной природы. Вел огромную общественную природоохранительную работу в различных организациях страны – от школы до министерства. Многие его идеи были претворены в жизнь и сейчас продолжают работать в трудах его учеников и единомышленников.
Есть у нас такие ученые, которых больше знают за рубежом, а не у нас. К ним относится Дементьев Георгий Петрович (1898-1969). Кроме того, он и замечательный писатель. Свободное владение пятью европейскими языками и еще несколькими, на которых он читал, позволило ему быть в курсе всех орнитологических новостей. Прекрасное знание истории, религии, философии, классической художественной литературы дало ему возможность в своих трудах показать роль птиц в развитии культуры народов мира. О птицах он знал абсолютно все. От экологии местообитания до мельчайших подробностей их образа жизни. Он одним из первых сделал попытку объединить птиц по их местообитанию с экологической точки зрения. Птицы леса, болота, степи – это были не просто группировки, а описаны их особенности, экологическая роль. Знания об отечественных птицах постоянно накапливались. И требовалось их обобщение. Дементьев вместе с А.С. Бутурлиным пишет «Определитель птиц СССР», составивший пять томов.
Более 450 книг и статей принесли ему признание и у нас и за рубежом. Его избрали своим почетным членом орнитологические общества Франции, США, Германии, Чехословакии и многих других стран. Он оценил всю важность сохранения природы, его экологических взаимосвязей и пропаганды естественнонаучных знаний. С 1973г. решением Всемирного фонда охраны природы его имя внесено в «Галерею Вечной славы деятелей природы».
Он был готов при любых обстоятельствах помочь знаниями, советом, справкой, книгой из своей обширнейшей библиотеки как специалисту – ученому, так и любителю, юннату.
А знаете ли вы, кого называют отцом русской фенологии? Кайгородова Дмитрия Никифоровича (1846-1924). А дети звали его не иначе, как «лесной дедушка». И не зря Кайгородов был прекрасным популяризатором. В доступной форме он старался рассказать людям все. Что знал о природе. На его книгах выросли многие поколения юных натуралистов. Они с увлечением читали «Лепестки», «Дружбу с природой», «Начальную ботанику», « На разные темы», «Из зеленого царства», «Растения-мухоеды» и многие-многие другие.
А почему же его называют «отцом русской фенологии»? В 1871г. он начал вести фенологические наблюдения в окрестностях Петербурга и смог увлечь этим делом многих добровольцев-любителей. К 1895г. под его руководством они работали по всей стране. Так была создана система наблюдений за сезонными процессами природы в России, то, что теперь называется иностранным словом «мониторинг». Фенологические наблюдения Кайгородова печатались в регулярных календарях петербургской весенней и осенней природы, на страницах многих газет и журналов.
Верным последователем Д.Н. Кайгородова был наш замечательный писатель Виталий Бианки . Он не только перечитал все его книги и чуть-ли не наизусть знал все его статьи, но и сам написал великолепную «лесную газету», которую дети начинают читать уже с детского сада. Все мини- рассказы В. бианки написаны в такой доступной и интересной форме, что прочитав один, сразу же понимаешь, что для этого человека значила природа и как он ее любил. Бианки подмечал такие необычные повадки животных, о которых не всегда прочитаешь даже в энциклопедиях. Выходя в лес или парк, он прислушивался к каждому птичьему писку, всматривался в каждую пролетающую бабочку или муху. Долгие годы на его глазах весна сменяла зиму, лето – весну. Осень – лето и снова наступала зима. Птицы улетали и прилетали, цветы и деревья зацветали и отцветали, а В. Бианки все это аккуратно записывал, собирал, а потом печатал свои наблюдения в газетах и журналах. Через некоторое время у него набралось достаточно материала, чтобы объединить его в одну большую книгу. Так появилась «Лесная газета». Это замечательное произведение знают не только в нашей стране, оно переведено на несколько языков и издано миллионными экземплярами.
Почти через все рассказы автора проходит экологическая тема. Он не только подчеркивает значимость природы, но и рассказывает детям, как нужно вести себя в лесу, на речке, как помочь животным в трудное время года, как наблюдать за птицами и в то же время самому остаться незамеченным. Если с детства ребенку читать рассказы Бианки, то с уверенностью можно сказать что такой ребенок никогда не будет вредить природе, он будет знать что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как вести себя. Вклад В. Бианки неоценим, его «Лесную газету» можно с уверенностью назвать одним из лучших художественных произведений биолого-экологического характера.
О живой природе мы можем прочитать не только у русских писателей. Есть замечательные произведения и у зарубежных. Некоторые авторы нам известны, а о некоторых кто-то, может быть, даже не слышал.
Жан-Анри К. Фабр (1823-1915) – его называют чемпионом среди самоучек, человеком, который сам себя сделал. Сейчас имя Фабра известно биологам всего мира. В переводе с французского его фамилия означает «кузнец». И он был настоящим кузнецом знаний, которые приобретал благодаря неистребимой любознательности, трудолюбию и упорству. Издал 111 блестящих книг на самые разные темы. Перу Фабра принадлежат 10 томов «Энтомологических воспоминаний» и «Жизнь насекомых». Практически всю свою долгую жизнь бедствовал. Целыми днями лежал на пустыре и разглядывал в травах козявок. Почти 50 лет скрупулезно изучал насекомых. А когда начал о них писать ученый мир ахнул. Оказалось на своем пустыре он очень многое разглядел, провел тончайшие эксперименты и талантливо обо всем рассказал. Фабр исследовал своих подопечных, что называется с головы до пят. Описал мельчайшие подробности строения, фазы развития, устройства гнезд, выбор пищи. И при этом на столько углубился в изучение поведения насекомых, что буквально открыл на них глаза всему миру. Он не только регистрировал факты, но и размышлял, ставил вопросы , выдвигал прогнозы и гипотезы. Анализировал, чем отличается разум человека от разума животного, что такое инстинкт.
Фабр дружил с великими естествоиспытателями. Был знаком с Л. Пастером, переписывался с Ч. Дарвиным. Мировая слава пришла к нему очень поздно, за пять лет до кончины французы вдруг осознали, что сделал для них мудрец из Прованса. К нему хлынули репортеры, знать, ученые, зеваки, члены правительства, приезжал президент страны. Но старого мудреца это не радовало. Слишком поздно… Да и мешали работать. Почитайте его книги. Почитайте о нем самом. Вам многое откроется. Мудрость – редкий дар на земле. Люди, обладающие им, помогают другим найти себя в жизни, не оступиться, стать счастливым.
Еще один малоизвестный писатель, ученый, художник Эрнест Сетон- Томпсон (1860 – 1946). Хотя в Америке редко кто не читал его книги «Животные-герои», «Маленькие дикари», «Мустанг-иноходец», «Животные, которых я знал», «Прерии Арктики». Они захватывают читателя сразу, их автор навсегда становится другом и единомышленником. И еще рисунки. Авторские. Необычные. На полях. Не очень броские, но очень привлекательные. Изящные. Документальные. Бегущий лось, следы волка, всадник на лошади, рысь…
Он учился в Париже, где изучал технику изобразительного искусства, а потом стал писателем-натуралистом, крупным исследователем природы, серьезным ученым. Им написан многотомник «жизнь диких зверей». И в то же время он не переставал быть художником, страстным путешественником, охотником, активным общественным деятелем, организатором многих экспедиций. Общался с замечательными людьми своего времени. Дружил с президентом Рузвельтом, у которого в кабинете висела картина Сетона-Томпсона.
Он любил жизнь, людей, труд. Сам построил себе дом вблизи населения индейцев, дружил с ними. Сетон-Томпсон любим во всем мире. Его почитают ученые-биологи, художники, писатели и многочисленная читательская аудитория. Он не только исследователь и пропагандист природы. Он еще и наставник, которого называют учителем сотни тысяч людей на земле. Его книги помогли выбрать профессию множеству юных любителей природы. И наверняка будут помогать впредь.
А великого немца Альфреда Брема, вероятно, знают очень многие. И не только как великого писателя, но и как прекрасного ученого-биолога. За свою короткую жизнь (55 лет) он сделал столько, что хватит на десяток жизней талантливых людей. Он не только исколесил землю и познал ее живые сокровища, но так подробно, талантливо и интересно описал ее в своем многотомном труде «Жизнь животных», что эти книги стали настольными для многих любителей природы во всем мире. Более ста лет люди разных стран читают книги Брема как захватывающую художественную литературу, справочники, учебники.
В 18 лет Брем отправился в длительную экспедицию по Африке. Там он сформировался как зоолог, исследователь и описатель царства животных. Странствия стали сутью его жизни. Они давали ему материал для книг, в которых он описал все живущее на планете – от козявки до слона. Последнее путешествие Брем совершил в Россию, побывал в Сибири – Омске, Тюмени, Тобольске. Книги Брема не сухая регистрация фактов, это художественное повествование. Животные у него наделены достоинствами и недостатками, они хитры или доверчивы, жестоки или добросердечны, жадны или щедры, веселы или угрюмы. Читая Брема, вы влюбляетесь в мир природы, делаетесь зорче, добрее и уже никогда не обидите братьев наших меньших. Стать хорошим биологом, не зная Брема, нельзя. Пройти мимо его книг, - значит обделить себя одной из самых ярких радостей жизни.
Блестящий организатор, Брем создал знаменитый Берлинский аквариум, руководил зоопарком в Гамбурге.
Сопоставление человека и природы делает в своих рассказах Джек Лондон (1876-1916). В его произведениях человек находится с природой в постоянной борьбе, и ее исход часто оборачивается не в пользу людей. Д. Лондон показывает, что ждет нас, если мы не прекратим беспощадную травлю всего живого, что значит наша жизнь, если мы останемся с природой один на один, без всевозможных приспособлений и орудий. Вот как он пишет об этом на страницах рассказа «Белое безмолвие»: «У природы много способов убедить человека в его смертности: непрерывное чередование приливов и отливов, ярость бури, ужасы землетрясения, громовые раскаты небесной артиллерии. Но всего сильнее, всего сокрушительнее – Белое Безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнется, небо ярко, как отполированная медь. Малейший шепот кажется святотатством. И человек пугается звука собственного голоса. Единственная частица живого, передвигающаяся по призрачной пустыне мертвого мира, он страшится своей дерзости, остро осознавая, что он всего лишь червяк».
Во многих своих рассказах скрытым подтекстом Лондон призывает человека остановиться уничтожать природу. Он не произносит громких слов, не пишет красивых фраз, рассказывает о том, что есть сейчас, и о том, что может быть через несколько лет. Конечно, нельзя сказать, что это является красной нитью всех его произведений, но их не так уж и мало, чтобы оставить в стороне тему экологизации его рассказов. Во времена жизни Д. Лондона слово «экология» было еще неизвестно, но автор уже тогда так описал последствия деятельности человека, что кажется, будто бы он мог предвидеть на несколько десятилетий вперед.
В 1907 г. Джек Лондон отправился на своей яхте «Снарк» в длительное морское путешествие, продолжавшееся почти 2 года. Побывав на Гавайях, Самоа, Фиджи и Новых Гебридах, он собирал обширный материал, который лег в основу его «Южных рассказов». Он описал тихоокеанские острова, как царство буйной тропической зелени, цветов и ярких красок, и здесь же пишет, как «нашествие прогресса» оборачивается для туземного населения и островов жестокими трагедиями. Дорогой ценой платит народ острова за «дары цивилизации».
Творческий путь писателя был неровным и тернистым, но в нем всегда жила любовь к правде и справедливости, которая, по словам его современников, «доходила до страсти».
Конечно, невозможно перечислить всех писателей, для которых природа играла не последнюю роль. Здесь приведены лишь некоторые из них, имена которых известны не только в их стране, но и далеко за ее пределами. И если в школе на уроках приводить цитаты из их произведений, то это будет прекрасным дополнением к фактам и цифрам учебника.
Призывают охранять и любить природу не только авторы – прозаики, но и поэты. Наиболее наглядно это можно показать детям, проведя экологический вечер на тему «Береги свою планету!». Сценарий такого вечера может выглядеть следующим образом.
Сценарий экологического вечера
«Береги свою планету!».
1. Оформление зала: зал украшен самодельными плакатами и рисунками на экологическую тему. Возможные варианты плакатов:
1. «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой».
2. «Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а о спасении».
В. Распутин
3. «Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг».
М. Пришвин
4. «О, люди, мыслю я у всех у нас есть мать одна по имени ПРИРОДА!»
С. Викулов
2. На заднем плане сцены плакат земного шара с большой ромашкой и бабочкой и лозунг – название вечера: «Береги свою планету!» (возможный вариант в приложении).
На стенах зала висят рисунки учеников, приготовленные специально для вечера.
В зале выключен свет, освещается только сцена, на которую выходит чтец.
Он читает стихотворение С. Михалева «Стон Земли». Звучит тихая классическая музыка.
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею
Своим добром сметает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,-
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И сотрясая твердь землетрясеньем
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
(В зале включается свет, чтец уходит со сцены, на нее входят двое ведущих.)
1 ведущий: Земля… какая она? Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны. Облака и их тени.
Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей.
2 ведущий: Человека Земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом? И человек собирался в путь, оставляя крестьянский рубленый двор, стрелецкий посад или тихую над прудом усадьбу.
1 ведущий: По тропам, по безымянным дорогам шел землепроходец, меняя ладью на лошадь, обдирая ноги об камни, пока не дохнет ему в лицо соленой пеной голубой океан, не кинет к ногам заморскую водоросль. Стоял человек на краю Земли, седой состарившийся в странствиях, опираясь на посох, и огромной казалась ему Земля. И слаб и мал был человек перед силами природы.
(Эти ведущие уходят, появляются новые, они ставят перед зрителями макет машины времени)
1 ведущий: Ребята, перед вами макет «машины времени». Она поможет нам сделать путешествие в далекое прошлое и пронаблюдать развитие жизни на земле. Усаживайтесь поудобнее, не бойтесь, будет очень интересно. Итак, внимание! Отсчет времени пошел! 5, 4, 3, 2, 1, пуск!!!
Наше путешествие началось. Мы мысленно переносимся на несколько тысячелетий назад и поднимаемся над территорией нынешней густонаселенной
Европы. Вы видите очень мало признаков обитания человека: кое – где группы примитивных шалашей и навесов, дымки костров, узкие тропинки, теряющиеся сразу же за поселениями. И леса, леса, леса! У людей очень примитивные орудия, и человек не может нанести природе сколь-нибудь существенный урон. Он сам является частью природы и не отделяет себя от нее.
2 ведущий: С развитием скотоводства и земледелия начинается новый Этап в развитии человечества. Голод перестал быть постоянным спутником людей. Их становится все больше. И соответственно возрастает давление человека на природу. Смотрите: выжигаются и вырубаются леса, разрастаются поселения, прокладываются дороги, под натиском человека все глубже в лес отступают животные, а некоторые исчезают совсем. Так, по мнению некоторых ученых, не без помощи человека исчезли мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь, морская корова. (Если есть возможность, демонстрируются слайды, а если нет, то показываются картинки с изображением этих животных).
Ведущий предлагает зрителям рассказать о том, как человек мог повлиять на исчезновение этих животных (охота, бессмысленное уничтожение ради спортивного азарта).
3 ведущий: С появлением железных орудий этот процесс убыстряется. Копья и стрелы с металлическими наконечниками все чаще находят свою жертву, под натиском железного топора трещат и отступают лесные дубравы и их место занимают новые поля.
4 ведущий: Населенные пункты становятся крупнее, обносятся рвами, стенами, совершенствуются транспортные средства, развивается кораблестроение. Люди пытаются заглянуть за горизонт, и вот уже качаются на волнах ладьи и каравеллы, и чудом вернувшиеся из плавания моряки утверждают: океан безбрежен, земля необъятна, в неведомых краях огромные стада дичи. И вот уже не за горами колонизация Африки и Америки, истребление коренного населения, а заодно и местных видов животных и растений. Человек научился прокладывать каналы и осушать болота. Родился лозунг: все ведущие говорят вместе: «Покоряй природу».
1 ведущий: Создано новое водохранилище (ведущие хором: «Человек покоряет природу»).
2 ведущий: Пользуйтесь ДДТ! Создан новый химический препарат, который избавит нас от всех насекомых: летающих и кусающих! (ведущие хором:
«Человек покоряет природу»).
3 ведущий: Открыть новое месторождение, в тайге построим новый комбинат, новый поселок, проложена новая железная дорога!
(ведущие хором: «Человек покоряет природу»).
Звучат слова песни: «Я Земля, я своих провожаю питомцев: сыновей, дочерей. Долетайте до самого солнца и домой возвращайтесь скорей!»
4 ведущий: Но постепенно человек начал понимать, что не в покорении нуждается наша природа, а в глубоком ее понимании. Начиная с 60-х годов нашего столетия человечество все больше склоняется к этой мысли, все больше волнуют людей проблемы экологии. Создается Красная книга, объявляется международная биологическая программа по исследованию биосферных явлений.
(ведущие хором: «Люди обеспокоены, скоро покорять будет уже нечего!
Природа на грани гибели»).
Эти ведущие покидают сцену, появляется новый Он говорит:
Ведущий: В июне 1980 г. в нашей стране приняты законы об охране природы, животных, воздуха.
(на сцене появляются 2 чтеца)
1 чтец: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
В. Берестов
В зале поднимается ученик, заранее предупрежденный, и как бы отвечает 1 чтецу следующими словами:
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом!
2 чтец: Прекрасна, прекрасна
Родная земля.
Прекраснее мне не найти
Никогда!
Зеленые долы, леса и поля,
И синяя в море вода.
Ведущий: Ребята, посмотрите на эти растения. (помощники показывают рисунки или фотографии гвоздики пышной, Венериного башмачка, кубышки желтой, кувшинки белоснежной, колокольчика персиколистного, колокольчика мироколистного, купальницы европейской, ветреницы дубравной, фиалки трехцветной). Данные рисунки представлены в приложении.
Их на земле осталось очень мало, хотя пару десятилетий назад составление букетов из них было обычным делом. Но их надо беречь! Все они занесены в
Красную книгу. Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес-великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите.
3 чтец: Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь –
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут –
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету!
Ведь другой на свете нету!
Ведущий: Родина, родная природа… Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом. Обращаясь к залу: «Ребята, а вы знаете какие-нибудь стихи о
Родине?»
Кто-то из зала:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
З. Александрова
(На сцену выходят два первоклассника).
1 первоклассник: Сидит на ромашке смешная букашка,
Сидит и вздыхает она от тоски.
Никак, ну, никак она не сосчитает
Ромашкины беленькие лепестки.
Весь день сосчитать их бедняга не может,
Но кто же, ну кто же букашке поможет?
2 первоклассник: Всем известно, что жуки
Жужжат с досады и тоски,
Но в кругу друзей жуки
Чудаки и добряки.
Я дружу с одним жуком,
Я с ним третий год знаком.
Это счастье, если жук
И тебе не враг, а друг!
К. Забойский
4 чтец: Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц к морозу
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
5 чтец: Все-все
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки
У мышки без кошки
Не лучшие делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!
Б. Заходер
На сцену выходят все ведущие и чтецы и исполняют песню «Не дразните собак» на сл. Е. Птичкина, муз. В, Шаинского.
После исполнения, один из ведущих предлагает зрителям почитать стихи, а может кто-то подготовил специально.
1 зритель: Кому, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве – зеленая роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
С. Ахматова
2 зритель: Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочек сачка.
Люби цветы, леса,
Простор полей –
Все, что зовется
Родиной твоей.
И. Мазин
Ведущий: Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.
Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Пришвина (отрывок читает один из учащихся):
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
Ведущий: И если каждый человек будет охранять свою Родину, то в целом мы сохраним свою планету по имени Земля.
1 и 2 чтец: Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин
3 и 4 чтец: Берегите времени крутые повороты,
Радость, вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровения Земли и Неба,
Сладость жизни, Молока и Хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб они за слабого сражались.
М. Дудин
На сцену выходят все участники вечера, в зале гаснет свет, звучит музыка
В. Шаинского на песнь «Улыбка» (сл. Пляцковского)
Все вместе заканчивают вечер такими стихами:
Давайте, люди.
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.
Как парус с морем
Трава с дождями
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте, люди,
Любить планету
Во всей вселенной
Похожей нету!
И. Мазин
Использованная литература:
. Бушцева Т.А., Дагель П.С. «Закон охраняет природу»,
М. 1980г.
. Дементьев Г.П. «Птицы нашей страны», М., издат. ИГУ, 1972г.
. Израэль Ю.А., Ровинский Ф. Я. «Берегите биосферу», М, 1987г.
. Матрусов М.С. «Школа и охрана природы», М, 1976г.
. Пришвин М. «Бежин луг», М,1981г.
. Сетон – Томпсон Э. «Рассказы о животных», пер. с англ., Л., 1979г.
. Талызин Ф.Ф. «Секреты природы», М, 1973г.
. Фишер Д. и др. «Красная книга: Дикая природа в опасности», пер. с англ., М, 1976г.
. Хрестоматия по литературе для средней школы (в 2-х томах), Т.1. под ред. Глинина Г.Г., М,1993г.
. Энциклопедический словарь юного натуралиста под ред. Рахилина В.К.,
М, 1996г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.