Реализация дифференцированного подхода в физическом
воспитании на основе субъектного опыта студентов
С.Ю. Алькова, Сургутский государственный университет,
Сургут
Актуальность.
Исследования
М.В. Артюхова, В.А. Ермакова, Е.А. Коротковой, И.М. Осмоловской, И.С.
Якиманской [1, 3 - 6] свидетельствуют о том, что дифференциация и
индивидуализация образования создают наиболее благоприятные условия для
формирования творческой, самостоятельной, социально активной личности. Однако
методология, теория, методика, нормативы физкультурно-спортивных занятий в
вузе, особенно с дифференцированным учетом различных групп студентов,
отличающихся полом, паспортным возрастом, опытом предшествующей деятельности,
состоянием здоровья и другими факторами, разработаны еще недостаточно.
В
настоящее время приходится констатировать наличие противоречий между неуклонно
растущими требованиями общества к личности и недостаточным уровнем развития ее
общей культуры; необходимостью осуществления индивидуального и
дифференцированного подходов в физическом воспитании для реализации принципа
гуманизации образования и отсутствием научно разработанных педагогических условий
дифференцированного подхода на основе субъектного опыта студентов.
Цель
исследования - выявить, при каких педагогических условиях обеспечивается
эффективная реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на
основе субъектного опыта студентов.
Содержание
исследования. Образование в вузе ориентировано на формирование и воспитание
студента как субъекта собственной физической культуры [2]. Интеграция
субъектного опыта студента в учебно-познавательной деятельности позволяет ему
найти в учебной дисциплине то содержание, которое выступает основой его
творческого и интеллектуального развития, оказывает формирующее воздействие на
целостный субъектный опыт студента.
Реализация
дифференцированного подхода предусматривала психолого -педагогическое обеспечение
при построении учебного процесса: последовательную психологическую поддержку
студента в поэтапном процессе освоения физической культуры; дифференцированную
и индивидуальную помощь студентам в самопознании и самоопределении в
физкультурно-спортивной деятельности; рефлексию физкультурно -спортивной
деятельности; последовательное использование возможностей совместной
продуктивной деятельности.
В
исследовании выявлены уровни субъектного опыта, в соответствии с которыми
осуществлялся подбор форм, методов и средств дифференцированного подхода к
студентам в процессе физического воспитания.
Пассивно-негативный
уровень. Знания студентов проявляются на уровне знакомства с учебным
материалом, потребность в познавательной активности отсутствует. Студенты не признают
связи физической культуры со становлением личности будущего специалиста и
процессом его профессиональной подготовки, поэтому пассивны на занятиях по
физическому воспитанию. В мотивационной сфере доминирует негативная или
индифферентная установка. Уровень их физических возможностей может быть
различным.
Индифферентно-неустойчивый
уровень. Знания студентов ограниченны и бессистемны. На занятиях по физическому
воспитанию они проявляют эпизодическую активность, так как основной целью
ставят укрепление здоровья и физическое развитие. Иногда принимают участие в
некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности во внеучебное время. Имеют
элементарные практические умения и навыки. Уровень здоровья и физической
подготовленности может быть различным.
Позитивно-устойчивый
уровень. Знания, убеждения, практические умения и навыки позволяют студентам
грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под
контролем и при консультативной помощи педагогов или самостоятельно. Такие
студенты имеют положительно осознанное отношение к физической культуре в целях
самосовершенствования и профессиональной деятельности. Познавательная
активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении
научно-популярной литературы.
Выявление
ценностных ориентаций студентов в сфере физической культуры позволило создать
оптимальные условия для актуализации, стимуляции и самодвижения студентов к
общекультурному, профессиональному и физическому развитию. Исследование
индивидуальных и групповых представлений о системе значимых ценностей,
определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности и физического
воспитания студентов, проводилось по методике изучения ценностных ориентаций ,
основанной на приеме прямого ранжирования списка ценностей (М. Рокич, 1973).
Самыми
важными направлениями методики дифференцированного подхода выступили:
·
приоритет образовательного аспекта в содержании учебного материала,
заключающегося в углубленном освоении студентами системы знаний, становлении и
функционировании профессионального сознания, приобретении умений и навыков
физического самосовершенствования и формирования на этой основе
мотивационно-ценностного отношения к физкультурно -спортивной деятельности;
·
разнообразие средств и организационно -методических форм реализации
физкультурно -спортивной деятельности студентов;
·
обеспечение отношения доверия и сотрудничества субъектов физического
воспитания.
Организационно-методические
приемы занятий были направлены на развитие социально, профессионально и
личностно значимых мотивов студентов в сфере физической культуры.
Дифференцированный подход включал следующий состав средств формирования
мотивов: знания (актуализация ценностей физической и профессиональной
культуры); деятельность (оценка и подкрепление результатом); обеспечение
условий реализации физкультурно-спортивных потребностей; дифференцированный и
индивидуальный подходы в коррекции деятельности; отношения сотрудничества и
доверия между субъектами образовательного процесса; создание положительного
эмоционального фона занятий, поддержка коллективом усилий личности; создание
условий для реализации личностных интересов, свободный выбор
физкультурно-спортивной деятельности, создание ситуаций проявления волевых
усилий.
Учебная
деятельность была построена с учетом устранения противоречия между
теоретическими знаниями и реальным опытом студентов в физкультурно -спортивной
деятельности. Характер и направленность учебного материала по физической
культуре согласовывались с реальными знаниями, способностями и возможностями студентов,
что способствовало выработке у них собственной точки зрения, открывало
возможности управления самовоспитанием. Повышение уровня самосознания и
ответственности субъектов
образовательного
процесса позволило студентам оценивать свое физическое развитие и физическую
подготовленность, контролировать свою деятельность в сфере физической культуры
и спорта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к будущей
профессиональной деятельности.
Эффективная
реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании студентов на
основе субъектного опыта обусловлена комплексом педагогических условий:
·
организационно-функциональных, обеспечивающих: выявление уровней субъектного
опыта студентов в физкультурно-спортивной деятельности; оказание
дифференцированной и индивидуальной помощи студентам в самопознании и
самоопределении; рефлексию физкультурно-спортивной деятельности;
·
процессуально-содержательных, направленных на: приведение содержания
образования в соответствие с уровнями субъектного опыта студентов; достижение
личностно значимых результатов физического совершенствования; осуществление
индивидуальной формирующей или коррекционно-развивающей педагогической
деятельности с учетом субъектного опыта в физкультурно-спортивной деятельности;
·
управленческих и итогово-прогностических обуславливающих:
программно-методическое обеспечение дифференцированной помощи студентам в
овладении ценностями физической культуры; выделение критериев оценки
эффективности реализации дифференцированного подхода, определение вектора
физического совершенствования студентов с учетом динамики субъективного
отношения к физкультурно -спортивной деятельности.
Результаты
исследования. Основным критерием проверки эффективности реализации
дифференцированного подхода выступила динамика субъективного отношения
студентов к физкультурно -спортивной деятельности.
Тестирование
студентов, проведенное на завершающем этапе работы, показало, что в
экспериментальной группе количество удовлетворенных занятиями по физической
культуре увеличилось на 39,7%, а не удовлетворенных - снизилось на 10,7%. В
контрольной группе эти показатели не имеют такой выраженности. Шкала
"удовлетворен" выросла всего на 3,1% (достоверность различий по
критерию c2 (хи-квадрат): р
С
помощью методики семантического дифференциала (Ч. Осгуд, 1952) выявлена
динамика отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности.
Семантическое пространство представлено следующими категориями:
"оценка" - синкретическая характеристика понятия, личное его принятие,
солидаризация с ним; "активность" - внешние показатели силы понятия,
экстернальность, прагматическая насыщенность; "организация" -
структурированность, упорядоченность, целостность. Нарастание или снижение
показателей по каждой категории означает изменение содержания значения данного
понятия и его положения в семантическом пространстве.
Анализ
расстояний между группами шкал показал, что в экспериментальной группе они
увеличились: "оценка" - на 0,31 единицы; "активность" - на
0,986 единицы; "организация" - на 0,041 единицы. В контрольной
группе: "оценка" - расстояние увеличилось на 0,001 единицы;
"активность" - расстояние уменьшилось на 0,361 единицы;
"организация" - расстояние уменьшилось на 0,255 единиц (достоверность
различий по t-критерию Стъюдента: р
Изменение
структуры субъектного опыта студентов в экспериментальной работе. %
Уровни субъектного опыта
Группы
Компоненты субъектного опыта
Аксиологический
Операциональный
Личностно-творческий
Осень
Весна
Осень
Весна
Осень
Весна
Пассивно-негативный
Э
24,0
2,0
52,4
4,8
39,1
6,0
К
23,0
19,8
53,1
18,0
38,9
31,4
Индифферентно-
неустойчивый
Э
64,0
76,7
41,5
56,4
57,6
73,1
К
63,7
65,2
40,5
61,9
58,2
59,2
Позитивно-устойчивый
Э
12,0
21,3
6,1
38,8
3,3
20,9
К
13,3
15,0
6,4
20,1
3,9
9,4
Примечание:
Э - экспериментальная группа, К- контрольная группа
Положительная
динамика уровня физической подготовленности студентов в экспериментальной
работе доказывает, что активность в самостоятельной физкультурно-спортивной
деятельности в экспериментальной группе значительно возросла. В результате
исследования были получены достоверные изменения в подтягиваниях на перекладине
у юношей и в поднимании и опускании туловища из положения лежа у девушек (при
сравнении двух выборочных средних связанных выборок t расчет > t б,х).
Экспериментальная
проверка педагогических условий показала существенные изменения, произошедшие в
структуре субъектного опыта студентов экспериментальной группы (см. таблицу). В
контрольной группе существенные изменения произошли только в формировании
операционального компонента физической культуры.
Рассмотренные
показатели нашли отражение в позитивных изменениях мышления, самосознания,
отношения, активности, самоопределения студентов в физкультурно-спортивной
деятельности.
Результаты
исследования дают основание для следующих выводов.
1.
Необходимость формирования и воспитания студента как субъекта собственной
физической культуры детерминирована неуклонно растущими требованиями общества к
уровню развития общей культуры личности будущего специалиста.
2.
Субъектный опыт студентов в физкультурно -спортивной деятельности имеет
определенные уровни проявления: пассивно-негативный, индифферентно
-неустойчивый и позитивно-устойчивый, в соответствии с которыми необходимо
осуществлять подбор форм, методов и средств формирования мотивационно
-ценностного, операционального и личностно -творческого компонентов физической
культуры личности. Эффективность реализации дифференцированного подхода в
физическом воспитании студентов на основе субъектного опыта определена
следующими факторами: изучением внутренних побудителей деятельности студента;
учетом внешних, объективных факторов, воздействующих на проявление
физкультурно-спортивной активности субъекта.
3.
Эффективная реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании
студентов на основе субъектного опыта обусловлена комплексом
педагогических
условий: организационно -функциональных, процессуально-содержательных,
управленческих и итогово-прогностических.
4.
Дифференцированный подход предусматривает психолого-педагогическое обеспечение
при построении учебного процесса. Методы формирования компонентов субъектного
опыта студентов включают:
·
в аксиологическом компоненте - обеспечение ситуации воспитания и проявления
всех видов потребностей и мотивов в личностном и социальном смысле; освоение
субъектом теоретического материала с опорой на его индивидуальные ценностные
предпочтения и ориентация практических занятий на логический переход к
самостоятельной физкультурно -спортивной деятельности; индивидуальная помощь
студентам в самопознании и самоопределении в физкультурно-спортивной
деятельности;
·
в операциональном компоненте - тесную связь с профилизацией физического
воспитания; профессиональную направленность занятий, обогащающую мотивы работы
над собой; помощь студентам в формировании прикладных физических качеств,
умений и навыков, осуществляющуюся на основе предшествующего опыта субъекта в
каждом виде двигательной активности;
·
в личностно-творческом компоненте - ориентацию на образовательные потребности
личности, создание условий для ее культурного саморазвития, самоопределения,
самореализации; ее активное включение в предпочитаемые виды и формы
физкультурно-спортивной деятельности, значимой для них, творческой, развивающей
их познавательную активность и самостоятельность, способствующих проявлению
самоорганизации и самоуправления в ней.
6.
Экспериментальная проверка педагогических условий в реалиях образовательного
процесса указывает на успешность реализации дифференцированного подхода, так
как количество студентов пассивно-негативного уровня снизилось в среднем на
34,0%; а положительно-устойчивого - увеличилось на 20,0%. В контрольной группе
эти показатели соответственно равны 7,5 и 6,8%.
Список литературы
1.
Артюхов М.В. Дифференцированное обучение в условиях промышленно развитого
региона: Канд. дис. Новокузнецк, 1996. - 231 с.
2.
Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика
физ. культуры. 1999, № 10, с. 2-5.
3.
Ермаков В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания
детей и учащейся молодежи: Автореф. докт. дис. М., 1996. - 40 с.
4.
Короткова Е.А. Философско-педагогическое обоснование технологии
дифференцированного физкультурного образования школьников // Реализация
государственных стандартов в подготовке кадров, связанных с физической
культурой и спортом: Материалы науч.-метод. конф. - Омск: СибГАФК, 1999. - 220
с.
5.
Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе.
- М.: изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: изд-во НПО
"МОДЭК",1998. - 160 с.
6.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/