Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Этап непосредственной подготовки к играм олимпиад и его моделирование

Этап непосредственной подготовки к играм олимпиад и
его моделирование

Кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный
работник физической культуры Российской Федерации И.Б. Казиков, Олимпийский
комитет России, Москва

Под
этапом непосредственной подготовки к главному соревнованию года понимают этап
годичного или полугодичного макроцикла, заключенного по времени между
окончанием главных отборочных соревнований (во многих видах это чемпионат
страны) и первым стартом на Олимпиаде, чемпионате мира или Европы [2, 3, 4].

В
процессе отбора в олимпийскую команду включаются самые сильные и подготовленные
в конкретном виде спорта спортсмены, тренеры и руководители команд всегда
рассчитывают на их успешное выступление на Играх, достижение результатов,
показанных ранее и гарантирующих завоевание медалей или определенных призовых
мест в ходе соревнований.

Однако
всем спортсменам олимпийской команды сделать этого не удается: одни выбывают на
уровне предварительных стартов, другие не попадают в финалы и занимают места,
не соответствующие прогнозируемым для них, основанные на уровне их
подготовленности и достигнутых прежде результатах.

В
большинстве видов спорта этот этап рассматривается как заключительный в
структуре соревновательного периода. Этап непосредственной подготовки (ЭНП)
представлен, как правило, комбинацией базового, специальноподготовительного,
предсоревновательного и соревновательного этапов и используется в макроцикле
чаще всего только один раз [4]. Он не является аналогом предсоревновательного
этапа (подготовительного периода), на котором осуществляется переход от
объемных тренировочных нагрузок к высокоинтенсивным специфическим
соревновательным упражнениям, а имеет свою четко выраженную структуру и
конкретные задачи:

·
восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и
чемпионатов страны;

·
дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических
навыков;

·
создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет
регуляции и саморегуляции состояний;

·
полное или частичное моделирование соревновательной деятельности с целью
подготовки к ней и контроля за уровнем подготовленности

·
адаптацию к новым климатогеографическим и социально-психологическим условиям
места проведения Игр Олимпиады;

·
подведение к старту в оптимальном, текущем и оперативном состоянии.

Для
выяснения причин случающихся на Олимпиадах срывов была проведена экспертиза 17
специалистам, главным и старшим тренерам сборных команд России были заданы
следующие вопросы, касающиеся этого явления, которые они должны были
проранжировать по степени значимости.

1.
Неудовлетворительное общее оперативное состояние спортсмена в день старта.

2.
Неудовлетворительное психическое состояние спортсмена.

3.
Снижение уровня физической подготовленности.

4.
Снижение уровня технической подготовленности.

5.
Неправильно выбранная тактика соревновательной деятельности.

6.
Общее снижение спортивной формы к началу Игр.

7.
Другие причины (недостаточно хорошая разминка, общее утомление от
предварительных стартов и т.д.).

В
результате обработки полученных ответов главной причиной, влияющей на срывы в
соревнованиях Олимпиад, выявился фактор неудовлетворительного психического
состояния. На второе место вышел фактор неудовлетворительного общего
оперативного состояния спортсмена в день старта,на третье - фактор неправильно
выбранной тактики соревновательной деятельности, на четвертое - общее снижение
спортивной формы к началу Игр. На пятом месте -фактор снижения уровня
технической подготовленности и на шестом - снижения физической
подготовленности.

Однако
коэффициент конкордации был недостоверным (р > 0,05).

Так
как в Играх Олимпиад разыгрывается первенство в нескольких группах родственных
видов спорта, была проведена отдельная обработка ответов экспертов
-специалистов в 7 циклических видах спорта (плавание, велошоссе, велотрек,
легкая атлетика, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, триатлон) и
в пяти видах единоборств (фехтование, дзюдо - мужчины, дзюдо - женщины, бокс,
таэквондо).

По
результатам экспертизы в циклических видах спорта на первое место вышел фактор
- неудовлетворительного общего оперативного состояния в день старта, на второе
- неудовлетворительного психического состояния и на третье - общего снижения
спортивной формы к началу Игр.

Коэффициент
конкордации W = 0,331, Xu-квадрат = 13,92 говорят о недостоверности
коэффициента W (достоверность вероятна при х2 = 14,07, р

В
единоборствах на первое место вышел фактор неудовлетворительного психического
состояния, на второе - неудовлетворительного общего оперативного состояния,
третье и четвертое места разделили факторы - неправильно выбранной тактики
соревновательной деятельности и общего снижения спортивной формы к началу Игр.

Коэффициент
конкордации W = 0,415, Xu-квадрат = 12,44 указывают на достоверность W, т.е.
согласованность экспертов при р

Если
оценивать ответы экспертов по циклическим видам спорта на основе более слабого
критерия - "предпочтения", то можно говорить о том, что результаты
общего анализа причин неудовлетворительного выступления спортсменов в
большинстве команд на Играх Олимпиад и в родственных группах единоборств и
циклических видах практически подтверждают друг друга.

Это
указывает на то, что основные причины срывов связаны с неудовлетворительным
психическим состоянием или общим оперативным состоянием в день старта и неверно
выбранной тактикой и в отдельных случаях со снижением состояния
"спортивной формы".

Полученные
материалы подтверждают описанные в спортивной литературе закономерности
структуры спортивной формы и ее динамики [1, 2, 6]. Спортивная форма является
многофакторным состоянием со сложной иерархической структурой, имеющей
специфический характер и зависящей от особенностей соревновательной
деятельности. Ее можно достичь только при устойчивом состоянии
работоспособности, т.е. высокой физической подготовленности. Спортивная форма
отражает процесс биосоциальной адаптации. Для первого ее уровня - физической и
технической подготовленности - характерны устойчивые показатели, что является
базой подготовленности. Для второго уровня характерны реакции, которые
формируют более оперативные компоненты - психическую и тактическую
подготовленность спортсмена.

Часто
в спортивной практике не уделяют должного внимания понятию "общее
оперативное состояние" в дни соревнований (наиболее значительно влияющему
на пик спортивной формы), которое зависит от многих внешних и внутренних
факторов: социальной значимости состязаний, экономических стимулов,
самочувствия, акклиматизации, правильной подводки в предыдущие дни, погоды,
питания, комфортности размещения, дороги к старту, поведения судей, зрителей,
качества инвентаря и оборудования и т.д. Каждое из этих составляющих понятия
"общее оперативное состояние" как по отдельности, так и в сумме может
влиять на выступление спортсмена, обеспечивая достижение запланированных
результатов и личных рекордов, а при негативном влиянии отдельных факторов на
спортсмена может привести к срыву, что еще не говорит о потере спортивной
формы. Управление подготовкой спортсмена, целевое моделирование состояний
подготовленности, условий проведения соревнований и структуры самого этапа
непосредственной подготовки к главному старту - сложная задача, в решении
которой участвуют тренеры и спортсмены, врачи, психологи и другие специалисты.

Важнейшее
значение в эффективном проведении ЭНП, а затем в успешном выступлении на
Олимпиаде имеют сроки окончания отбора спортсменов в олимпийскую команду. Для
уточнения сроков ЭНП в процессе экспертизы главным тренерам сборных команд были
заданы 2 вопроса: а) за сколько недель до Олимпиады заканчивается отбор в
олимпийскую команду?; б) как Вы проводите отбор в олимпийскую команду:

·
по результатам чемпионата России;

·
по результатам главных отборочных соревнований;

·
по сумме условных баллов, набранных в основных соревнованиях сезона;

·
по решению тренерского совета, но с учетом спортивных результатов?

Итоги
экспертизы приведены в таблице.

Анализ
ответов экспертов показывает, что в сборных командах России используются
различные модели построения этапа непосредственной подготовки к главному
старту: достаточно длинные - более 12 недель, средней продолжительности - 5 - 8
недель и короткие - 3 - 4 недели.

Анализ
таблицы показывает, что построение этапа непосредственной подготовки большой
продолжительности, соответствующей структуре макроцикла, отмечено у 3 команд.
Структура ЭНП средней продолжительности, состоящего чаще всего из двух
мезоциклов, выявлена у 8 команд.

Непродолжительные
ЭНП, состоящие из одного мезоцикла, используются 6 командами. В целом подход к
определению продолжительности и структуры ЭНП, используемый в ходе экспертизы,
по показателям "окончание отбора - начало Игр" связан с тем, что в спортивной
практике пока не пришли к единой терминологии этапов годичного цикла и нами был
выбран обоснованный в спортивной литературе подход, что обеспечило единство
интерпретации ЭНП.

Сроки
и условия окончательного отбора в олимпийскую команду




Вид спорта





Сроки окончания отбора


(недели)





Условия проведения отбора







Чемпионат


РФ





Главные отборочные соревнования





Сумма условных баллов





Решение тренерского совета







1. Плавание





12-14





+





 





 





 







2. Гребля академическая





6





+





 





КМ*





 







3. Легкая атлетика





3





+





 





 





+







4. Велоспорт (трек)





4





+





+





 





 







5. Триатлон





5-6





 





 





+





+







6. Гимнастика





7-8





+





 





 





+







7. Синхронное плавание





6





 





 





 





+







8. Фехтование





4





 





 





+





 







9. Борьба греко-римская





3





 





+





 





+







10. Борьба вольная





6 и более





 





+





 





+







11. Таэквондо





5





 





+





 





+







12. Стрельба из лука





8





 





+





+





+







13. Стрельба пулевая





4





+





+





 





 







14. Конный спорт





26





 





+





гл. меж. сор.**





 







15. Совр. пятиборье





13





 





+





 





 







16. Бадминтон





5





 





+





 





+







17. Водное поло





3





+





+





 





 






*
- Кубок мира; ** - Главное международное соревнование года.

Исходя
из продолжительности этапа непосредственной подготовки к главному старту, можно
определить его структуру и сравнить с мнением ведущих специалистов страны и
мира, изложенным в литературных источниках [2 - 5].

Первая
модель ЭНП (более 12 недель) представляет собой практически законченный
макроцикл с подготовительным и соревновательным периодами, которым предшествует
восстановительный цикл, связанный со спортивным отдыхом после главного
отборочного соревнования продолжительностью в 1 - 2 микроцикла (5 - 14 дней).

Соотношение
продолжительности подготовительного и соревновательного периодов достаточно
вариативно. Этот макроцикл включает все типы мезоциклов и микроциклов:
втягивающие базовые, специальноподготовительные (в т.ч. ударные и модельные),
предсоревновательные в той последовательности, которая обеспечивает очередное
достижение состояния спортивной формы во второй половине ЭНП и ее пиков
(оптимального оперативного состояния спортсмена и команды) в дни главных
соревнований. Вторая модель ЭНП (5 - 8 недель) состоит чаще всего из двух
мезоциклов, имеющих следующие задачи и структуру.

1-й
мезоцикл, базовый: восстановление и втягивание - 1 микроцикл. Цель:
восстановление затраченной в прошедших отборочных соревнованиях физической и
психической энергии.

Ударная
тренировка - 2 - 4 микроцикла. Цель: повышение работоспособности за счет
использования больших по объему и интенсивности тренировочных нагрузок.

Может
проводиться в среднегорье (длительность 3 недели для видов спорта, связанных с
проявлением выносливости, и 14 - 15 дней - для скоростно-силовых видов спорта).


2-й
мезоцикл, предсоревновательный : непосредственное подведение к старту - 2 - 3
микроцикла. Цель: подведение к соревнованиям путем снижения отдельных
параметров тренировочных нагрузок, адаптация к климатогеографическим условиям
соревнований.

Выделение
предсоревновательного мезоцикла в структуре 1-й и 2-й моделей этапа
непосредственной подготовки к Олимпийским играм, чемпионату мира связано с
проведением его в двух регионах: на Родине и на месте проведения соревнований.
Пребывание в среднегорье на ЭНП заставляет тщательно продумать структуру всего
этапа с максимальным учетом закономерностей климато-временной адаптации и
реакклиматизации после тренировки в среднегорье.

Третья
модель ЭНП (3 - 4 недели), совпадающая по срокам с концом соревновательного
периода, не связана с проведением дополнительной работы по восстановлению
утраченных качеств (базовой тренировки). В этом случае 1-й и 2-й микроциклы
планируются специально- подготовительными или модельными (ударного характера),
а последний микроцикл - подводящим. На 2-й микроцикл приходится наибольший
объем или наибольшая интенсивность работы на этом этапе, и к спортсмену
предъявляются требования, часто превышающие соревновательные.

Несмотря
на небольшую продолжительность этой модели ЭНП к главному старту подводка
спортсменов проходит в соответствии со спецификой спортивной дисциплины, с
учетом организационных, климатических и прочих факторов, связанных с выездом
спортсменов и команд в другую страну, где проводятся Игры Олимпиады. ЭНП в
некоторых спортивных играх и в единоборствах имеет определенную специфику,
зависящую от системы тренировки и соревнований.

Так,
в спортивных играх необходимо сформировать команду, определить стартовые
составы, сыгранность отдельных звеньев и всей команды в целом. Это реализуется
в ходе контрольных Игр во второй части ЭНП.

В
единоборствах в процессе отбора спортсмены получают много микротравм, для
лечения которых необходимо дополнительное время, выделяемое в начале ЭНП.

Этап
непосредственной подготовки к главному старту в ряде видов спорта в миниатюре
напоминает годичный цикл, имеющий микроподготовительный и микросоревновательный
периоды [4].

Таким
образом, в течение нескольких недель тренировка спортсменов характеризуется
высокими нагрузками на достаточно напряженном психическом фоне.

Самые
высокие нагрузки планируются в те дни и часы недели, на которые приходятся
главные старты.

Особое
внимание в последние дни ЭНП надо обратить на интенсивность тренировочной
нагрузки и ее психическую напряженность. Снижение этих показателей необходимо в
связи с адаптацией организма к климату, часовому поясу и к новой
социально-психологической атмосфере Олимпийской деревни и на местах
соревнований.

Выводы.
1. В настоящее время в сборных командах России используются три варианта ЭНП,
однако наибольшую эффективность, по нашему мнению, имеют этапы средней
продолжительности - 5-8 недель.

2.
На ЭНП к главному старту тренерам необходимо в первую очередь управлять
оперативными компонентами спортивной формы психологической и тактической
подготовленности, а также общим оперативным состоянием спортсменов. 3. При
подготовке к Играм Олимпиады в сборных командах следует усилить работу по
психологическому обеспечению соревновательно -тренировочного процесса.
Список литературы

1.
Желязков Ц. Основи на спортната тренировка. - София: НСА Пресс, 1998. - 335 с.

2.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: Учебник для
завершения уровня высшего физкультурного образования. - М.: Известия, 2001, ч.
I. - 303 c.

3.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская
литература, 1997. - 501 с.

4.
Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча,
Б.Н. Шустина. - М.: СААМ, 1995. - 445 с.

5.
Шустин Б.Н. Тенденции развития современного спорта // Человек в мире спорта:
Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. М., 1998, т. 2, с. 355 - 356.

6. Zhelyazkov Ts. About essence of
sports form // National Sport Academy Sofia, 1997. - P. 24 - 28.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.