Реферат по предмету "Психология"


Восприятие времени

ВВЕДЕНИЕ
С проблемой времени человек сталкиваетсяежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека.Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Поэтому важно знать,что такое «время», как оно воспринимается человеком, от чего зависит еговосприятие. Это может помочь человеку в организации деятельности, рационально использоватьвремя. Многолетние исследования Д.Г. Элькина показывают, что между восприятиемвремени и деятельностью имеется прямая связь: чем точнее восприятие времени,тем успешнее деятельность [16].
Время существует объективно, непрерывноодна минута сменяет другую, один день – другой, проходят месяцы, года,столетия. Но, несмотря на то, что ход времени во всем мире подчиняется одним итем же законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективнопрошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самомделе. Для разных людей один и тот же отрезок времени может иметь совершенноразличные значения. Для одного человека неделя «тянется» как месяц, для другогоже неделя «пролетает» словно пара дней.
Цельданной работы: изучить особенности восприятия времени человеком.
Предметисследования: восприятие времени.
Задачиисследования:
1.        Проанализироватьлитературу по теме исследования.
2.        Изучитьосновные представления о времени в разные исторические периоды и особенностипроцесса восприятия.
3.        Выявитьмеханизмы и особенности восприятия времени человеком.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕВРЕМЕНИ
Время является формой протекания всехмеханических, органических и психических процессов, условием возможностидвижения, изменения и развития, всякий процесс, будь то пространственноеперемещение, качественное изменение, возникновение или гибель, происходит вовремени.
Первое упоминание категории времениприходится на античную мифологию и древнегреческий эпос. Здесь мы сталкиваемсяс мистически окрашенным пониманием времени: каждому изменению в природесоответствует свое время. Мир представлен как многоуровневая модель, и каждомууровню мира соответствует своя ритмика, длительность. Так, обряды шаманов поземному времени могут занять лишь пару часов, а в «ином» мире он проживет нескольколет, одну или даже несколько жизней. Тело человека может находиться лишь водном времени, на одном уровне мира, а его душа может существовать и в других.Можно говорить об отсутствии у первобытных народов представления о далекихвременных перспективах, о том, что время и прошлое во многом были основаны напамяти, ибо умершего человека помнили его дети и внуки. Мифологическое времяциклично: настоящее и будущее есть лишь временное продолжение прошлого, каждоеплемя неукоснительно должно следовать мистическим обрядам прошлых поколений[2,4].
В мифах можно увидеть четкое разделениемира на естественный и сверхъестественный уровни. На таком же принципеосновывается и религия. С ее появлением (в частности христианства)представление о времени несколько изменяется. Время есть форма существованиямира, возникающая одновременно с ним. Религия сделала время одним из свойствбога или самостоятельным богом. Оно воспринималось абстрактно, каксамостоятельно существующая субстанция.
Далее появляются представления о двухразных временах: времени высшем, историческом, «совершенном» и цикличномвремени несовершенного мира. Свое дальнейшее развитие эти еще недостаточночеткие идеи о наличии двух времен получили в античной натурфилософии, вфилософских теориях эпохи Возрождения и нового времени, в работах такихмыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант,Бергсон, Гегель и др. [2].
В работах Аристотеля прослеживаетсямысль о том, что прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее, в своюочередь, ускользает от нас, потому что при попытке схватить его «стягивается» вбесконечно малое мгновение, длительность которого неуловима [4]. ТакжеАристотель определял время как универсальную меру движения. Он говорил о связипамяти как психического процесса и времени. Отсчет времени как необходимогокомпонента памяти осуществляется, по мысли Аристотеля, через посредство движения,свойством которого является время. Таким образом, по Аристотелю, черезпосредство памяти и на основе движения объективное физическое времявоспроизводится в субъективном психическом времени как свойстве души.
Августин Блаженный говорит о бесконечномразличии между понятием вечности и времени. Времени не было бы, если бы не былотворения, которое изменило нечто некоторым движением. Моменты этого движения иизменения, поскольку совпадать не могут, оканчиваясь и сменяясь другими, болеекраткими или более продолжительными промежутками, и образуют время. Такимобразом, мир сотворен не во времени, а вместе с ним. Августин говорит отройственности времени. Он выделяет настоящее прошедшее (память), настоящеенастоящее (созерцание), настоящее будущее (надежда, упование и т.п.) [там же].
Время для описания физических законов встрогой форме было введено И. Ньютоном. Он считал, что существует абсолютное иотносительное время. «Абсолютное, истинное математическое время, само по себе ипо самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекаетравномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся илиобыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами,внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности,употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, както: час, день, месяц, год» [15, с. 15].
Определенным изменениям поддалосьпредставление о времени в теории относительности Эйнштейна, где речь шла обопределенной скорости распространения света [2].
Универсальная хронология оказаласьнедостаточным средством развития знаний в различных отраслях науки. Врезультате в ХХ в. произошла дифференциация содержания категории «время» исформировались такие понятия, как: физическое, биологическое, социальное,психологическое время. Некоторые авторы, в зависимости от области ихисследований, выделяют также художественное, экзистенциальное, химическое времяи др. [3, 5]. Как к любому физическому объекту, к человеку применимы эталоны иединицы физического времени, и именно в этих единицах мы измеряем хронологическийвозраст. Биологическом возраст – время функционирования индивида как живогоорганизма – мы измеряем руководствуясь т.н. биологическим временем. В обществетак же существуют свои особенные временные отношения, т.н. социальное время. Вэтом измерении мы можем говорить о социальной зрелости человека, о времени како пространстве развития человечества. Динамика же внутреннего мира личности,включающего в себя ценности и идеалы человека, его жизненный опыт, чувства, мысли,побуждения, подчинена особым временным отношениям, которые могут бытьопределены как «психологическое время» [5]. Проблему психологического времени вотличие от физического впервые поставил Анри Бергсон. Он разделил абстрактноевремя и длительность, т.е. психологическое время. Для психологического временихарактерны следующие черты: оно непрерывно, изменяет мир, т.е. оставляет следна вещах, является символом изменения, имеет внутреннюю генетическую взаимосвязьмгновений. Нужно отметить, что в данной работе речь пойдет собственно опсихологическом времени.
У собственно психологического временивыделяют разные масштабы. Это ситуативный масштаб, заключающийся внепосредственном восприятии и переживании коротких временных интервалов.Биографический, который основан на закономерностях, проявляющихся привозникновении и смене непосредственных форм переживания времени в различныхжизненных ситуациях. В сознании человека формируется определенная системаобобщенных временных представлений (концепция времени жизни в масштабе еежизни). Исторический — когда события, происходящие до рождения индивида, и те,которые произойдут после его смерти, вовлекаются в сферу временных отношений ивыступают условием формирования личностной концепции и непосредственныхпереживаний времени, (напр., генеалогическая преемственность). Все эти масштабывзаимосвязаны между собой [5].
Таким образом, можно сделать вывод отом, что в разные исторические эпохи у людей было разное отношение ко времени.Размышления о временной организации мира можно обнаружить в мифах, философских,исторических, физических, а также в психологических трудах. Бесспорен тот факт,что время существует объективно, изменно лишь представление о нем, субъективноего восприятие.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ
Жизненно важными длясубъекта характеристиками окружающих предметов являются их форма, удаленность,скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойствповерхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химического составаможет быть неточной, хотя и верной, то неточная оценка формы предмета и егоудаленности может оказаться смертельно опасной. В связи с этими требованиями уживотных и развился особый психический аппарат, работа которого состоит ввоссоздании во внутреннем, субъективном пространстве такого образа окружающегомира, который бы максимально точно воспроизводил пространственные и временныехарактеристики предметов и явлений. В этом образе в той или иной форме должныбыть представлены и иные их качества, а сам образ должен быть для субъектанастолько достоверным, что у субъекта не оставалось бы никаких сомнений вотдельном, независимом от субъекта существо­вании воспринимаемого предмета илиявления.
Восприятием называетсяотражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственномвоздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объе­динениеотдельных ощущений в целостные образы вещей [6, 10]. В отличие от ощущений, вкоторых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предметв целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к суммеотдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственногопознания с присущими ей особен­ностями. Наиболее важные особенности восприятия– предмет­ность, целостность, структурность, константность и осмыс­ленность[6,12,13].
Пред­метностьвосприятия выражается в так называемом акте объек­тивации, т.е. в отнесениисведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесениявосприятие не может выпол­нять свою ориентирующую и регулирующую функцию впракти­ческой деятельности человека. Предметность восприятия не врож­денноекачество; существует определенная система действий, которая обеспечиваетсубъекту открытие предметности мира. Ре­шающую роль здесь играет осязание идвижение. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляцииповедения. Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупькак очень сходные, однако они будут «вести себя» самым различным образом. Мыобычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы ихупотребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогаетпредметность восприятия [12]. Предметность играет большую роль и в дальнейшемформирова­нии самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когдавозникает расхождение между внешним миром и его отра­жением, субъект вынужденискать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение [13].
Другая особенностьвосприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельныесвойства предмета, воздей­ствующего на орган чувств, восприятие есть целостныйобраз предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основеобобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в видеразличных ощущений [там же].
С целостностьювосприятия связана его структурность. Вос­приятие в значительной мере неотвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мывоспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру,которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушаеткакую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него вуме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь,т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая по­следняя изуслышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в умеслушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязямивходящих в нее элементов. Источники целостности и структурности восприятиялежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметнойдеятельности человека — с другой [12, 13].
Вследствие множествастепеней свободы положения окружающих объектов по отношению к вос­принимающемусубъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объектынепрерывно изменяют свой облик, поворачиваются к воспринимающему человекуразличными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивныепроцессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способностиперцептивной системы (перцептивная система — совокупность анализаторов,обеспечивающих данный акт вос­приятия) компенсировать эти изменения, мывоспринимаем окру­жающие предметы как относительно постоянные по форме, величи­не,цвету и т.п. [6].
Осмысленностьвосприятия. Хотя восприятие возникает в ре­зультате непосредственноговоздействия раздражителя на рецепто­ры, перцептивные образы всегда имеютопределенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образомсвязано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно вос­принятьпредмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет копределенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виденезнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми намобъектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется простонабором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляетдинамический поиск наилучшего толко­вания, объяснения имеющихся данных [10].
Восприятие зависит нетолько от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает неизо­лированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и ввосприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, егоотношение к воспринимаемому, потребно­сти, интересы, устремления, желания ичувства. Зависимость вос­приятия от содержания психической жизни человека, отособенно­стей его личности носит название апперцепции. Восприятие есть активныйпроцесс, использующий информа­цию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы.Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта лич­ности.Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активи­зируются и следыпрошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет можетвосприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми [12].
Существенным фактором,влияющим на содержание восприя­тия, является установка субъекта. Описано очень многослучаев, когда восприятие субъекта искажалось под влиянием установки. Впроцессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержаниевосприятия. Важная роль эмоциональных реакций в восприятии подтверждается целымрядом различных экспериментов. Все сказанное о влиянии на восприятие прошлогоопыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоцио­нальногосостояния (сюда же можно отнести и убеждения, мировоззрение человека, егоинтересы и т.п.) показывают, что восприятие — активный процесс, которым можноуправлять [10].
Восприятие имеет своифизиологические основы. В осно­ве восприятия лежат условные рефлексы, временныенервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга привоздействии на рецепторы предметов или явлений окружаю­щего мира. Последниевыступают в качестве комплексных раздра­жителей. В ядрах корковых отделованализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексныхраздражений. В основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системывнутрианализаторных и межанализа­торных связей, обеспечивающих наилучшие условиявыделения раз­дражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложногоцелого [6].
Существует два основныхтипа классификации восприятий. В основе классификации восприя­тий, так же какощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. Всоответствии с тем, какой ана­лизатор играет в восприятии преобладающую роль,различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные ивкусовые восприятия. Основой другого типа классификации восприятий являютсяформы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии сэтой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятиедвижения [10].
Итак, восприятие – этосложный процесс, происходящий с участием чаще нескольких анализаторов. В даннойглаве мы рассмотрели основные свойства восприятия, основные факторы, влияющиена его содержание. Все выше перечисленное распространяется, в частности, и навосприятие времени. Таким образом, изучив основные представления о времени,закономерности процесса восприятия, мы переходим к рассмотрению особенностей восприятиявремени человеком.

ГЛАВА 3.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕКОМ
Восприятие времени – это образноеотражение таких характеристик явлений окружающей действительности, какцикличность, длительность, скорость протекания и последовательность. Впостроении временных аспектов картины мира принимают участие различныеанализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировке промежутковвремени играют кинестетические и слуховые ощущения [10]. Исследованиемеханизмов восприятия времени является одной из центральных проблем психологиии физиологии. Без оперирования понятием времени мы не можем обойтись как вповседневной жизни, так и при описании большинства научных феноменов. Времяносит сквозной характер по отношению ко всем психическим процессам, онопронизывает и связывает их. Временные особенности психики человекаобнаруживаются в скорости, длительности ощущений, восприятия, памяти, мышления,эмоций, характерных для лиц с определенным типом темперамента, возраста, пола,групп людей [7].
Можно указать, что восприятие времениимеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболееэлементарными формами являются процессы восприятия длительностипоследовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления,которые известны под названием биологических часов. К ним относятся ритмическиепроцессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Сменапроцессов возбуждения и торможения, возникающая при длительной нервной деятельности,воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука придлительном вслушивании. Сюда же относятся такие циклические явления, как биениесердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмика смены сна ибодрствования, появление голода и т. п. [12].
Все перечисленные условия лежат в основенаиболее простых, непосредственных оценок времени. Они могут проявляться уживотных в выработке «рефлексов на время» или «запаздывающих рефлексов», и ихможно изменять путем фармакологических воздействий, влияющих на вегетативнуюнервную систему. Последние воздействия могут быть проверены и на человеке. Так,было показано, что одни препараты (например амфетамин, закись азота)существенно укорачивают оценку небольших отрезков времени, в то время какдругие препараты (например ЛСД) удлиняют оценку небольших интервалов времени, приприеме гашиша, мескалина время удлиняется [12].
Можно разграничить два вида восприятия:непосредственное восприятие времени как простой временной чувствительности исложное восприятие времени, которое опосредовано высшими психическими функциями[5].
От субъективной оценкидлительности текущих интервалов на уровне восприятия следует отличатьориентировку во времени как определение данной фазы изменений в общем циклеизменений. Двумя наиболее важными системами временных ориентиров у человекаявляются: смена дня и ночи и ритмы самого организма: перед привычным временемприема пищи ощущается голод, перед сном – усталость. Ориентировка во времениформируется в процессе индивидуального развития. Только к 5 годам ребенокбезошибочно называет утро и послеполуденное время [13].
От элементарных непосредственных формощущения времени следует отличать сложные формы восприятия времени, которыеопираются на вырабатываемые человеком «эталоны» оценки времени. К такимэталонам, опосредствующим оценку времени, относятся такие меры времени, каксекунды, минуты, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки.Именно в силу этого точность такого опосредствованного восприятия времени можетзаметно повышаться, причем, как показали наблюдения над музыкантами,спортсменами, парашютистами и летчиками, она может заметно обостряться впроцессе упражнения, при котором человек начинает сравнивать едва заметныепромежутки времени. По некоторым данным, таким путем можно довести точностьвосприятия коротких интервалов времени до удивительной точности, например, вырабатываяу людей способность различать интервалы в 1/18 секунды от интервалов 1/20 секунды[13].
От оценки коротких интервалов следуетотличать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т. п.), иначеговоря, ориентировку в длительных отрезках времени. При восприятии длинныхинтервалов всегда требуется некоторое целенаправленное усилие, чтобы объединитьначало и конец длительности в целостный образ [14]. Эта форма оценки времениявляется особенно сложной по своему строению и приближается к явлениям интеллектуальногокодирования времени [10].
С помощью памяти можно установитьпрошлые изменения, с помощью воображения – будущие. Таким образом, человекприобретает прошлое и будущее, т.е. временной кругозор. Длительностьоткрывается сознанию благодаря чувству времени. На высшем уровне – уровнеинтеллектуальных операций формируется понятие времени, происходитабстрагирование от конкретных изменений во времени и тогда человек можетадекватно реконструировать прошлое, предвидеть будущее, организовывать их в тоймере, в какой они зависят от его деятельности. Таким образом, человекстановится хозяином измерений и овладевает временем [8].
Человек способен анализировать процессыпо времени, рассматривая их диахроническую структуру (изменение каждогоотдельного процесса с течением времени) и синхроническую структуру (течениесобытий, происходящих одновременно). Наконец, человек делает попыткианализировать, что такое время и какими свойствами оно обладает [3].
В рамках зарубежной экспериментальнойпсихологии широко распространен когнитивный подход к восприятию времени. В егорамках кодирование времени рассматривается как исключительно когнитивныйпроцесс, не связанный с объективным временем. Этот процесс зависит отколичества переработанной информации, от того, сколько внимания было уделенотекущему когнитивному событию. Задача, действие, в которое включен человек,также влияет на восприятие времени. Существуют и более биологическиориентированные концепции, в которых вопрос о восприятии времени рассматриваетсяв тесной связи с исследованиями биоритмов организма. Внешняя среда можетучаствовать в этом процессе только через воздействие на эти биоритмы, замедляяили увеличивая их частоту, синхронизируя их с какими-либо внешними явлениями.Посредством биоритмов обычно описывают восприятие длительных интервалов временипорядка, дней. В отечественной психологии доминирует деятельностный подход кизучению субъективного течения времени. В его рамках процесс восприятия иоценки длительности анализируется через соотношение и анализ с деятельностьючеловека. Так, например, длительность момента субъективного настоящегоопределяется через включенность этого момента в деятельность человека,каузальными связями событий в прошлом, настоящим и будущим.Психофизиологический подход предполагает использовать данные, накопленные впсихологии для соотнесения их с данными о механизмах работы нейронных сетей,мозговых образований, накопленными в нейронауке.
Ориентировка во времени у человекаосуществляется с помо­щью корковых отделов мозга. Многочисленные данные клиниче­скихнаблюдений убедительно показали, что нет оснований предполагать существованиеочаговой локализации восприятия времени в коре, т.е. специального центра отсчетавремени. Рас­стройство временных восприятий наблюдается при поражении различныхотделов коры. Отсюда можно сделать вывод, что вос­приятие времениосуществляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в систему идействующую как единое целое. В основе восприятия времени лежит ритмическаясмена возбужде­ния и торможения, затухание возбудительного и тормозного процес­совв центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга. Наиболееточную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховыеощущения. Слуховые ощущения отражают временные особенности дейст­вующегораздражителя: его продолжительность, ритмический ха­рактер и т.п. Двигательныеощущения обеспе­чивают достаточно точное отражение длительности, скорости ипоследовательности явлений. Особую роль играет кинестези­ческий анализатор в восприятииритма. Под ритмом с психологической точки зрения понимается восприятие серииобъектов как серии групп стимулов. Последовательные группы обычно строятся поодному образцу и воспринимаются как повторение. Характер воспринимаемойгруппировки в значительной степени определяется особенностями серии стимулов:относительная ин­тенсивность стимулов, их абсолютная и относительная длитель­ность,расположение во времени. Если серия состоит из физически идентичных и единообразнорасположенных во времени стимулов, то восприятие ритма определяетсясубъективными факторами. Испытуемый обычно воспринимает серию групп, в каждойиз которых акцентированы определенные элементы. Воспринимаемый при этом ритмназывается субъективным ритмом, а ударение — субъективным ударением. Восприятиеритма обычно сопровождается двигательным аккомпанементом. Переживание ритма посамому существу своему актив­но [11].
Но в восприятии и оценке времени могутучаствовать и другие анализаторы. Зрительный рецептор, например, является по преимуществуорганом восприятия пространства. Наряду с этим ему принадлежит определеннаяроль и в восприятии времени, поскольку в работе глаза дело не обходится бездвижений (аккомодации и конвергенции) [9].
Восприятие времени,будучи связанным с определенными психофизиологическими механизмами и ихсистемами, может нарушаться, в частности при очаговых поражениях головногомозга. Приведем некоторые характерные примеры. Больная С., 32 года.Констатировано поражение зрительного бугра, которое выражается в рядеталамических симптомов. У больной наблюдается расстройство восприятия времени:она неправильно оценивает небольшие временные интервалы, значительно удлиняетих. Врач просит С. сказать, когда пройдет одна секунда, начало которой онотмечает. Больная через 5–7 сек. говорит, что прошла минута.Продемонстрированный ей интервал в 5 и 10 сек. она также принимает за 1 минуту.В первые недели больная была дезориентирована в настоящем, не могла назватьтекущий год, месяц и число, определить длительность своего пребывания вбольнице, утро принимала за вечер.
В других случаях припоражении лобных долей коры полушарий головного мозга человек лишаетсяспособности планирования действий во времени. Так, больная В. жаловалась наголовные боли и понижение зрения. У нее определили менингиому передней черепнойямки с отдавливанием лобных долей, полосатого тела и промежуточного мозга. Вовремя операции был резецирован полюс лобной доли. Через четыре дня у больнойобнаружилась дезориентация во времени: она говорила о том, что сейчас 1928 год(дело происходило в 1938 году), неправильно указывала месяц, время года. Такимобразом, клинический материал также свидетельствует в пользу положения о том,что в основе восприятия времени лежит системная деятельность различных отделовголовного мозга, а не функционирование какого-то особого «центра» [9].
Также возможен сложныйкомплекс нарушений восприятия времени, например, возможность сосуществованияощущения пребывания и в настоящем, и в прошлом, и даже во всех трех временах.Также наблюдаются нарушения перцепции времени при длительном (несколько суток)лишении сна [3].
Восприятие времени у человека неявляется врожденным. С формированием личности ребенка, с возникновением иразвитием самосознания, которые обусловлены включением ребенка в учебную итрудовую деятельность, начинается этап осознания им течения времени своей жизни[8]. Временные понятия определяются, в основном, той культурой (цивилизацией),к которой человек принадлежит.
Врожденным можно назвать лишь внутренниеизменения, процессы (биение сердца, чувство голода, утомления и т.п.), которыетакже влияют на формирование восприятия времени. Вместе с тем, помимо такоговрожденного чувства времени, существует и способность к осознанной оценке времени[16].
Временные восприятия удетей складываются довольно позд­но, проделывая значительный путь развития. Собщим ходом психического развития, с овладением знаниями в процессе обуче­ниясвязано и повышение точности дифференцировки отрезков времени. Школьники лучшевсего ориентируются в тех проме­жутках времени, которые связаны с ихповседневной деятель­ностью [12].
«Меры времени» для отграничения одногопериода зрелости от другого оказываются различными на протяжении жизничеловека. Их относительный характер выражен в том, что в первые годы жизничеловека периоды измеряются месяцами и полугодиями, в дальнейшем же происходиткак бы «растягивание» времени. «Меры времени» измеряются уже не годами, а десятилетиями– в зависимости от сложившегося уровня жизнестойкости и жизнеспособностичеловека [1]. «Один год для пятилетнего ребенка (равный для него 1/5 его жизни)кажется продолжительнее в 10 раз, чем один год пятидесятилетнего человека(равный для него 1/50 его жизни)» [3, C. 7].
На восприятие времени, конечно же,влияет возраст человека, но это не единственный фактор.
На субъективную оценку длительностивлияют многие факторы: окружающая среда (шум укорачивает субъективнуюдлительность), задача, стоящая перед субъектом (чем сложнее задача, тем корочекажется длительность), мотивация (всякий раз, когда мы обращаем внимание натечение времени, оно кажется нам длиннее, самое точная – это непринужденнаяспокойная оценка времени), фармакологические средства. Так же доказано, что времяв момент движения кажется короче, чем в покое [11].
Восприятие времени изменяется и взависимости от эмо­ционального состояния [10]. Точными экспериментальнымиисследованиями установлено, что человек, испытывающий положительные эмоции,недооценивает временные интервалы, т.е. субъективное течение времени у негоубыстряется; при отрицательных же эмоциональных переживаниях временныепромежутки переоцениваются, т.е. наблюдается субъективное замедление течениявремени [9].
Сразу же после основания психологии какнауки проблема восприятия времени стала активно изучаться психологами. Джеймс в1890 году указывал на взаимосвязь между субъективной длительностью временногоинтервала и его заполненностью событиями. В частности он указывал на то, чтовремя течет быстро, когда заполнено разнообразными и интересными событиями,хотя ретроспективно этот интервал времени оценивается как длинный [6].
Восприятиепродолжительных периодов времени в значитель­ной степени определяетсяхарактером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной,глубоко мотивированной дея­тельностью, кажется короче, чем время, проведенное вбездействии. Эксперименты по ограничению сенсорной информации показали, что вусловиях сенсорной изоляции наблюдается чрезвычайно медленное субъективноетечение времени. Так, испытуемый, по­мещенный в бакообразный респиратор наспециальном матраце в условиях постоянного монотонного звука, слабоискусственного света, ограничения тактильных и двигательных ощущений, сооб­щал,что минуты кажутся ему часами. Однако в последующем отчете соотношение можетбыть обратным: время, проведенное в безделии и скуке, может казаться короче,когда о нем вспоминают [3].
Временная перспектива –отношение к настоящему и будущему – зависит в значительной мере и от характерачеловека: одни стремятся к изменениям, другие как бы являются пленниками своегопрошлого [там же]. Значимость прошлого, настоящего и будущего также обусловленав какой-то мере типом темперамента: холерики скорее устремлены в будущее (чтобыло, то было); у сангвиников тяга к новизне, прошлое не вернуть, но иравновесно обращены к настоящему; меланхолики предпочитают вспоминать, будущееих не тревожит; флегматики ориентируются в прошлое, будущее их не волнует и непривлекает. В.И. Цуканов замерил пороги чувствительности ко времени упредставителей 4-х основных типов темперамента: самый короткий интервалчувствуемого времени у холериков. По длительности далее идут сангвиники,меланхолики, последние – флегматики. На вопрос «Вам хватает времени?» холерикивыражают острый дефицит времени; сангвиники то же, отвечали, что не успевают,опаздывают все время; меланхоликам времени хватает; для флегматиков времяпроходит медленно, хватает с избытком [по А.А. Ершову].
Исходя из концепции Юнга очетырехмодальном восприятии мира (эмоции, мышление, ощущение, интуиция),выделяют четыре типа личности. Особенностью каждого типа является специфическоеотношение ко времени.
Время для представителей эмоциональноготипа циркулирует: прошедшее становится настоящим, а затем возвращается впрошлое, как воспоминание. Личное прошлое определяет поведенческие реакции иакты. Времена меняются, а человек – нет. Людям такого типа кажется, что миростается таким, каким он был в годы их молодости. Они оценивают события не порезультатам, так как для них значительны только те события, которые в последующеммогут стать яркими воспоминаниями. Люди мыслительного типа тоже воспринимаютвремя как идущее из прошлого в будущее, но их прошлое – это не личное, аотвлеченное, историческое прошлое. Они придают основное значениепреемственности и последовательности, поэтому стремятся сделать все обдуманно.Время и план для них – серьезный фактор. Люди ситуативно-сенсорного типавоспринимают настоящее во всей его полноте, игнорируя при этом свой прошлыйопыт. Такие люди не способны ждать, не осознают длительности времени, не воспринимаютего движение. Только восприятие настоящего богат, глубоко, полно. Они движутсяот одного момента времени к другому не течением времени, а через свои действия.Они невнимательны к своему прошлому и будущему. И последний в данной классификации– интуитивный тип. Интуиция, по мнению многих авторов, – это функцияпредвидения. Для человека этого типа настоящее – всего лишь бледная тень, апрошлое – туманно. То, что будет, для него реальнее того, что есть или было. Неосознают времени [3, 11].
Широко известен феномен изменениямасштаба времени при стрессовых ситуациях, когда, с одной стороны, людиуспевают в невероятно короткий срок принять решение и выполнить необходимыйобъем действий (время для них как бы «растягивается»), а с другой стороны,происходит переоценка протекающего времени, и люди не успевают сделатьнеобходимое – время в этом случае как будто «сжимается» [3].
Каждый человеквоспринимает время так или иначе, ни один человек (да и любое существо,явление, любые предметы) не может существовать вне времени, поэтому онокасается всех и каждого. Было проведено исследование отношения ко времени, вкотором участвовали 185 студентов. 46% относятся ко времени ситуативно (положительно – отрицательно), 38% всегда положительно и 16% – отрицательно. Безразличныхко времени не оказалось [7].
Таким образом, мыизучили и описали в данной главе механизмы восприятия времени, выяснили, что учеловека нет определенного «временного анализатора»; выявили факторы, влияющиена временное восприятие: возраст человека, мотивация, эмоциональное состояние,наполненность промежутка времени событиями, характер, темперамент человека ит.п. Также существенным фактором, влияющим на процесс данного восприятия,является культура, цивилизация, к которой человек принадлежит.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,подводя итог работе, можно сделать следующие выводы:
1.        Времясуществует объективно, оно касается всех существ, всех предметов и явлений. Вневремени существование мира невозможно.
2.        Представлениео времени изменялось в зависимости от исторического периода, культуры, религии,развития физики, биологии, психологии и других наук.
3.        Любойвид восприятия имеет большое значение для человека. Наиболее важные особенностивосприятия – предмет­ность, целостность, структурность, константность и осмыс­леность.
4.        Восприятие времени – это образное отражение таких характеристик явленийокружающей действительности, как цикличность, длительность, скорость протеканияи последовательность.
5.        Восприятие времени происходит благодаря работе нескольких анализаторов.Непосредственно воспринимаются лишь очень короткие интервалы (не болеенескольких минут), более длительные промежутки оцениваются человекомопосредованно, при участии высших психических функций.
6.        На восприятие времени влияют следующие факторы: возраст человека, шум,мотивация, эмоции, фармакологические средства, наполненность промежутка временисобытиями, стрессовые ситуации, темперамент человека и т.п.

7.        
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1.        Анцыферова, Л.И. Категория развития в психологии / Л.И. Анцыферова, Д.Н.Завалишина, Е.Ф. Рыбалко // Категории материалистической диалектики впсихологии. – М.: Изд-во «Наука», 1988. – С. 22–55.
2.        Ахундов, М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция,перспективы / М.Д. Ахундов. – М.: Изд-во «Наука», 1982. – 222 с.
3.        Восприятие времени человеком и его роль в спортивной деятельности /   Н.И.Моисеева, Н.И. Караулова, С.В. Панюшкина, А.Н. Петров. – Ташкент.: Медицина,1985. – 157 с.
4.        Гайденко, П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейскойфилософии и науке / П.П. Гайденко. – М.: Прогресс-традиция, 2006. – 459 с.
5.        Головаха, Е.И. Понятие психологического времени / Е.И. Головаха,   А.А.Кроник // Категории материалистической диалектики в психологии. – М.: Изд-во«Наука», 1988. – С. 199–215.
6.        Джемс, У. Психология / У. Джемс. – М.: Педагогика, 1991. – 367 с.
7.        Ершов, А.А. Время / А.А. Ершов. – СПб.: СПбГУАП, 2000. – 134 с.
8.        Ковалев, Вл.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) /Вл.И. Ковалев // Категории материалистической диалектики в психологии. – М.:Изд-во «Наука», 1988. – С. 216–230.
9.        Леонов, А.А. Восприятие пространства и времени в космосе / А.А. Леонов,В.И. Лебедев. – М.: Изд-во «Наука», 1968. – 176 с.
10.     Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер,2006. –320 с.
11.     Моисеева, Н.И. Время в нас и время вне нас / Н.И. Моисеева. – Л.:Лениздат, 1991. –156 с.
12.     Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.:Издательский центр «Ака­демия», 1996. – 496 с.
13.     Реан, А.Л. Психология: учебное пособие / А.Л. Реан, С.И. Розум. – СПб.:  Изд-воСанкт-Петербургского университета, 1999. – 100 с.
14.     Цуканов, Б.И. Анализ ошибки восприятия длительности / Б.И. Цуканов //Вопросы психологии. – www.voppsy.ru/issues/1985/853/853149.htm.
15.     Цуканов, Б.И. Время в психике человека / Б.И. Цуканов. – Одесса: АстроПринт,2000. – 218 с.
16.     Элькин, Д.Г. Восприятие времени / Д.Г. Элькин. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1962. – 312 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дифференцированный подход в обучении основным движениям (для детей 6-го года жизни)
Реферат BristolMyers Squibb Company Essay Research Paper Joseph
Реферат Бизнес-планирование, оперативно-календарное планирование
Реферат Speed Limit Essay Research Paper Cause and
Реферат LoveHate 2
Реферат Конфігурації композитних рамок в англомовному художньому тексті
Реферат Коммунистическая партия иностранных рабочих и крестьян Туркестана
Реферат Проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста
Реферат Марко Поло 2
Реферат Автоматизация системы управления холодильной установкой
Реферат Деятельность с ценными бумагами
Реферат Киевская Русь 9- 12 века
Реферат Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим мир
Реферат Что такое базальная температура и как ее измерять
Реферат Шпаргалка на экзамен по Фармакологии (Казань)