Вариант № 8
ТЕМА: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ПО ИУ
ПЛАН РАБОТЫ:
1. ВВЕДЕНИЕ.
2. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И КЛАССИФИКАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ.
3. РАЗДЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ .
4. МЕСТА ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.
5.НАПРАВЛЕН'ИЕ ОСУЖДЕННЫХ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ИХ ПРИЕМ В
ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫЕ УЧРЕЖДЕННАЯ.
6. ОСТАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ ИЛИ ТЮРЬМЕ ДЛЯ РАБОТ ПО
ХОЗЯЙСТВЕННОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
7. ПЕРЕВОД ОСУЖДЕННЫХ ИЗ ОДНОГО И У В ДРУГОЕ.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9. ЗАДАЧА № 8.
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы правовые основы исполнения уголовных наказаний в РФ
существенно обновились. Приняты законодательные акты, натравленные на
совершенствование деятельности уголовно - исполнительных учреждений и
органов, на приближение порядка и условий отбывания наказаний к
общепризнанным международным стандартам. Особое место здесь занимает новый
уголовно-исполнительный кодекс РФ, введенный в действие с 1 июля 1997 года,
который существенно отличается от Исправительно-трудового кодекса РСФСР
1971 года.
Значительное число введенных в последние годы законодательных новелл
зиждется на иных теоретических воззрениях, нежели многие традиционные
постулаты теории советского исправительно-трудового права. Вместе с
тем, освобождаясь от идеологических догм, не следует быть " Иванами, не
помнящими родства”. Многие передовые идеи, лежащие ныне в основе уголовно-
исполнительного законодательства, и ранее составляли " золотой фонд "
исправительно-трудовой науки, хотя не всегда могли быть реализованы.
В данном случае мы рассмотрим один из основных разделов нового
уголовно-исполнительного кодекса - распределение осужденных к лишению
свободы по ИУ.
1.ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧ1Л И ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ
СВОБОДЫ.
Классификация осужденных - это их разделение на относительно
однородные группы в соответствии с избранными критериями и целями
исполнения наказания. Классификация осужденных к лишению свободы ведет к
дифференцированному размещению относительно однородным групп осужденных , к
их раздельному содержанию в учреждениях, исполняющих наказание, влияет на
внутреннюю структуру учреждений.
В соответствии с принятыми ООН Минимальными стандартами обращения с
заключенными, различные категории заключенных должны содержаться " в
раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения с
учетом их пола, возраста, предшествующих судимостей, юридических причин
заключения и предписанного обращения с ними ( ст. 8 ).
Отвечая целям исполнения наказания, классификация осужденных имеет
собственные задачи:
- необходимость исключения или ослабления разлагающего влияния наиболее
отрицательной части осужденных на иных лиц, отбывающих лишение свободы ;
- дифференцированное применение карательно-воспитательного воздействия к
отдельным категориям лиц, совершивших преступления.
К дополнительным задачам классификации осужденных следует отнести
также дифференциацию средств обеспечения жизнедеятельности осужденных, их
медико-санитарного обеспечения, соблюдение санитарно - эпидемиологических и
санитарно - гигиенических требований.
Такие цели прямо вытекают из закрепленной в п.4 ст. 2 Закона РФ от 21
июля 1993 г. задачи обеспечения охраны здоровья осужденных.
Основания классификации осужденных разделяются на фактические и
юридические.
Фактические:
- социально - демографические: пол, возраст, состояние здоровья, наличие у
женщины малолетних детей, гражданство, и т. п.;
- уголовно-правовые: характер и степень общественной опасности совершенного
преступления, срок наказания, наличие судимости, признание особо опасным
рецидивистом, отбывание в прошлом лишения свободы ;
- уголовно-исполнительные (исправительно-трудовые), связанные в первую
очередь с поведением осужденного в период отбывания наказания .
Классификационные критерии получают отражение в законе и подзаконных
актах. Соответствующие нормативные акты выступают тем самым юридическими
основаниями классификации осужденных. Значительная их часть предусмотрена
уголовных законом. Вместе с тем классификация осужденных является
многоступенчатой и в дальнейшем углубляется на основе норм УК РФ,
подзаконных нормативных актов.
В соответствии с предписаниями уголовного закона осужденные к лишению
свободы совершеннолетние мужчины направляются:
- в ИТК - поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, к
лишению свободы на срок не свыше 5 лет ;
- в ИТК - общего режима, впервые осужденные к лишению свободы за умышленные
преступления небольшой, средней тяжести и тяжкие преступления ;
- в ИТК - строгого режима, впервые осужденным к лишению свободы за особо
тяжкие преступления, а при рецидиве преступлений , если осужденный
отбывал ранее лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве
преступлений ;
- в ИТК - особого режима, при особо опасном рецидиве, а также осужденным
пожизненно. Для лиц, осужденных на срок не свыше 5 лет за особо тяжкое
преступление, а также в случаям особо опасного рецидива предполагается
возможность назначения отбывания части срока наказания в тюрьме, но не
более 5 лет. (ст. 58 УК РФ) .
Осуждаемым к лишению свободы совершеннолетним женщинам отбывание
наказания назначается:
- в ИТК - строгого режима: признанным особо опасными рецидивистками, а
также осужденным за особо опасные государственные преступления ;
- в ИТК - поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности ;
- в ИТК - поселения для лиц, совершивших умышленные преступления , к
лишению свободы на срок не свыше 5 лет:
Другие осужденные к лишению свободы совершеннолетние женщины
направляются для отбывания наказания в ИТК общего режима .
Отбывание наказания в воспитательно-трудовых колониях назначается :
- несовершеннолетним мужского пола. осуждаемым впервые к лишению свободы,
а также несовершеннолетним женского пола - в колониях общего режима ;
- несовершеннолетним мужского пола, ранее отбывавшим лишение свободы ,- в
колониях усиленного режима.
В зависимости от характера и степени общественной опасности
совершенного преступления , личности виновного и иных обстоятельств дела
судом, с указанием мотивов принятого решения, может быть назначено
отбывание лишения свободы с отступлением от этих правил.
2. РАЗДЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ
Уголовно-правовая классификация осужденных к лишению свободы в
дальнейшем углубляется и дополняется уголовно-исполнительной
классификацией, проводимой на основе норм уголовно-исполнительного права, В
этой связи следует отождествлять такие понятия, как “различные виды режима
ИУ” и “раздельное содержание осужденных “.
Общие правила раздельного содержания осужденных изложены в ст. 80
Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ:
- в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание
осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых
;
- лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от
осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. В одном исправительном
учреждении могут раздельно содержаться женщины, впервые осужденные к
лишению свободы и ранее отбывавшие это наказание. Изолировано от других
осужденных, а также раздельно содержатся : осужденные при особо опасном
рецидиве преступлений , осужденные к пожизненному лишению свободы:,
осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением
свободы на определенный срок ;
- в отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие
работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут
быть направлены и иные осужденные ;
- установленные настоящей статьей требования раздельного содержания
осужденных не распространяется на лечебные исправительные учреждения, а
также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка.
Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях,
установленных законом для колонии того вида, который назначен судом ;
- осужденные, больные инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и
отдельно от здоровых осужденных.
Пример для ч. 5 ст. 80 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ:
исправительное учреждение для осужденных ВИЧ - инфицированных,
расположенное в Усть - Лабинском районе Краснодарского края.
3. МЕСТА ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.
Место отбывания лишения свободы имеет весьма существенное значение,
и не только для осужденного. Отбывание лишения свободы по возможности
ближе к месту жительства облегчает позитивные социальные связи осужденных
с родственниками и иными лицами, сокращает сложности их трудового и
бытового устройства после освобождения. Нельзя не учитывать также
неодинаковые природно-климатические условия различных регионов России,
существенные материально-финансовые затраты государства на перевозку
осужденных к месту отбывания наказания. В связи с чем в ст. 73
Уголовно - Исполнительного Кодекса РФ четко оговорено:
- осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных
учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или
были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных
или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные
могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее
исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта
РФ;
- при отсутствии по месту жительства или по месту осуждения
исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности
размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные
направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на
территории данного субъекта РФ, либо по согласованию с
соответствующими вышестоящими органами управления уголовно -
исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта
РФ ;
- осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к
пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в
тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена
лишением свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а
также осужденные- иностранные граждане и лица без гражданства
направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих
исправительных учреждений .
4. НАПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ИХ ПРИЕМ В ИСПРАВИТЕЛЬНО - ТРУДОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.
Ст. 75 Уголовно - Исполнительного Кодекса РФ устанавливает, что лица,
осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не
позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора
извещения о вступлении приговора суда в законную силу, в течение этого
срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или
иными лицами. Порядок направления осужденных в исправительные учреждения
определяется МВД РФ.
Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность
одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется
для отбывания наказания.
Однако, при необходимости производства следственных действий по делу о
преступлении, совершенном другим лицом, осужденный к лишению свободы с
отбыванием наказания в ИТК, ВТК может быть оставлен в следственном
изоляторе или тюрьме ( с санкции прокурора субъекта федерации на срок до 2
месяцев, с санкции Генерального прокурора РФ - до 6 месяцев).
Направление осужденных- иностранных граждан для отбывания наказания за
пределы РФ, а также принятие в российские ИУ осужденных- граждан РФ из-за
ее пределов осуществляется на основании международных соглашений. Это
прежде всего Конвенция 1979 г. " О передаче лиц, осужденных к лишению
свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого они
являются".
Ст. 76 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ устанавливает, что:
- осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и
перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем:
- перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил
раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых,
приговоренных к смертной казни, и других категорий осужденных, осужденных
за совершение преступления в соучастии. Осужденные, больные открытой
формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического
заболевания, осужденные, страдающие психическими расстройствами, но не
исключающими вменяемости, ВИЧ - инфицированные осужденные перемещаются
раздельно и отдельно от здоровых осужденных, а при необходимости по
заключению врача- в сопровождении медицинских работников.
Прибывшие в ИУ осужденные подвергаются полному обыску, а
принадлежащие им вещи-досмотру. Предметы, хранение которых запрещено ,
сдаются на хранение или уничтожаются.
После прохождения медицинского осмотра, а при необходимости - и санитарной
обработки осужденные размещаются в карантинном помещении ИТК, ВТК на срок
до 15 суток. В тюрьмах - в специальных камерах на срок не более суток.
При нахождении в карантинном отделении осужденные знакомятся с их правами
и обязанностями, предупреждаются об ответственности за нарушение режима
отбывания наказания.
Решение о распределении осужденных по отрядам, о привлечении их к
труду, общеобразовательному и профессиональному обучению принимаются
комиссией ИУ с учетом личности осужденного. В комиссию включаются
представители оперативной службы, службы безопасности ИУ и других служб.
Решение комиссии оформляется приказом начальника учреждения,
В соответствии со ст. 359 УПК РСФСР администрация ИУ немедленно
извещает суд, постановивший приговор, о приведении его в исполнение и о
месте отбывания наказания осужденным. Такое сообщение должно направляться
в день поступления осужденного, а при его прибытии в нерабочее время, в
выходной или праздничный день, в первый последующий рабочий день.
В течение 10 суток со дня прибытия осужденного в ИУ его семье или
близким родственникам направляется извещение установленной формы, в
котором указывается почтовый адрес учреждения, перечень продуктов и
предметов, которые можно направлять осужденным в посылках и бандеролях,
передачах, основные правила предоставления свиданий с осужденными.
5. ОСТАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ ИЛИ ТЮРЬМЕ ДЛЯ РАБОТ ПО
ХОЗЯЙСТВЕННОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ.
Согласно ст. 77 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ , " в
исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок
не свыше 5 лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной
колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном
изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию".
Хозяйственное обслуживание СИЗО и тюрем включает в себя ремонт и уборку
помещений, обслуживание санитарно-технических устройств, коммунальных
сетей, приготовление и раздачу пищи, благоустройство территории. Эти работы
оплачиваются на общих основаниях.
Для хозяйственного обслуживания СИЗО и тюрем могут быть оставлены как
мужчины, так и женщины, достигшие 18 лет.
Оставление осужденных для выполнения этих работ производится приказом
начальника СИЗО или тюрьмы при наличии письменного согласия осужденного.
Режим содержания таких осужденных в СИЗО или тюрьме определяется
правилами, установленными для ИК общего режима. Осужденные, оставленные для
работ по хозяйственному обслуживанию, проживают в незакрытых камерах и, как
правило, в отдельном блоке СИЗО (тюрьмы). Если они работают в закрытых
помещениях, то пользуются ежедневной 2-х часовой прогулкой.
6. ПЕРЕВОД ОСУЖДЕННЫХ ИЗ ОДНОГО ИУ В ДРУГОЕ.
Осужденный к лишению свободы должен отбывать весь срок наказания, как
правило, в одной исправительно-трудовой колонии, тюрьме или
воспитательно-трудовой колонии,
Допускаются исключения, связанные переводом осужденного для
дальнейшего отбывания наказания из одного ИУ в другое.
Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной
колонии в другую того же вида режима или из одной тюрьмы в другую
допускается в случае его болезни, при существенном изменении объема или
характера выполняемой работы осужденным, а также при наличии иных
исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему содержанию
осужденного в данной колонии или тюрьме.
Такими обстоятельствами в частности, являются:
- реорганизация, ликвидация ИУ либо изменение его вида ;
- необходимость разобщения осужденных, проходивших по одному уголовному
делу в качестве подсудимых, свидетелей, потерпевших ;
- обеспечение безопасности осужденных: ~ предотвращение конфликтных
ситуаций между осужденными ;
- приближение места отбывания лишения свободы к месту проживания близких
родственников осужденного.
Перевод осужденных из одних субъектов РФ в другие осуществляется по
согласованию между соответствующими органами управления, распоряжением
органа управления, давшего согласие на прием осужденного в
подведомственное учреждение. Если такое согласие не достигнуто, решения
принимаются ГУИН МВД РФ. При чрезвычайных обстоятельствах (массовые
беспорядки, групповые неповиновения осужденных, стихийные бедствия,
обострение межнациональных отношений и т.д.) перевод осуществляется по
указанию ГУИН МВД РФ.
Другой вид перевода осужденных связан с изменением вида режима
отбывания наказания. Согласно ст. 78 УИК РФ, перевод осужденного из одной
колонии в другую колонию иного вида режима, из колонии в тюрьму, а также из
тюрьмы в колонию может производится только судом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние годы правовые основы исполнения уголовных наказаний в РФ
существенно обновились. Приняты законодательные акты, направленные на
совершенствование деятельности уголовно - исполнительных учреждений и
органов, на приближение порядка и условий отбывания наказаний к
общепризнанным международным стандартам. Особое место здесь занимает новый
уголовно-исполнительный кодекс РФ, введенный в действие с 1 июля 1997 года.
Однако, в наше время серьезные проблемы применения нового
законодательства возникают и в практике, в частности, при распределении
осужденных к лишению свободы по ИУ.
Перемещение осужденных к месту отбывания наказания осуществляется под
конвоем железнодорожным, автомобильным, воздушным транспортом. На сегодня
эти отношения законодательно не урегулированы. Здесь действуют пока
исключительно ведомственные инструкции. Вместе с тем по данным Комиссии по
правам человека при Президенте РФ именно к процессе перемещения осужденных
к месту отбывания наказания их права и законные интересы ущемляются
наиболее серьезно.
Такое положение в особенности нетерпимо, если иметь в виду, что этим
вопросам уделяется внимание и в международно-правовых актах.
ЗАДАЧА 8
КОНТРОЛЕРАМИ БЫЛА ОБНАРУЖЕНА ЗАПИСКА, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРОЙ
СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛО О ПОДГОТОВКЕ ПОБЕГА ОСУЖДЕННЫХ.
КОКОВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДЕЙСТВИЯ ДЕЖУРНОГО ПОМОЩНИКА НАЧАЛЬНИКУ КОЛОНИИ,
ДРУГИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ЭТОМ СЛУЧАЕ ?
ОТВЕТ:
Надзор за осужденными остается обязанностью веек сотрудников ИУ.
Особые самостоятельные задачи по его осуществлению возлагаются на дежурную
группу, которую возглавляет оперативный дежурный учреждения (колонии). В
ее состав входят, в частности, инспектора-дежурные, младшие инспектора
отделов безопасности (которые ранее именовались "контролерами"). Свои
обязанности по надзору дежурная смена выполняет без оружия. Она
обеспечивается специальными средствами, радиосвязью, а при необходимости-
транспортом.
Ст. 91 Уголовно-Исполнительного Кодекса Российской Федерации разрешает
переписку осужденных к лишению свободы, даже между содержащимися в
исправительных учреждениях, однако, согласно п.2 той же статьи, получаемая
и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре.
Сотрудник ИУ осуществляют досмотр, проверку и выдачу посылок, переписки и
бандеролей, поступивших в адрес осужденных, согласно " Правил внутреннего
распорядка ИУ ".
Ведомственной инструкцией МВД РФ определяются функциональные обязанности
отдельных категорий сотрудников в области организации и осуществления
надзора: порядок проведения надзорных мероприятий. Инструкция устанавливает
порядок обысков осужденных и помещений, особенности деятельности
должностных лиц при экстремальных ситуациях (захвате заложников, побеге,
пожаре и т.д.). В частности, предусмотрен так называемый усиленный вариант надзора, который может вводиться на срок до 5, 10 или 15 суток.
При осложнении обстановки к надзорно - профилактическим мероприятиям
могут привлекаться отряды специального назначения (ОСН) при
территориальных органах управления уголовно-исполнительной системы ( СИД
и СР, УЛИУ). В тоже время привлечение ОСН должно быть действительно одной
из крайних мер.
В данном случае при обнаружении записки, из которой свидетельствует о
готовящемся побеге осужденных, младшим инспектором отдела безопасности, он
обязан незамедлительно доложить оперативному дежурному, который в первую
очередь:
1. Должен предупредить начальника караула, который исходя из времени
готовящегося побега, и известного предварительно количества осужденных,
готовящихся совершить побег, должен усилить караулы, по возможности
выставить дополнительные посты.
2. Затем оперативный дежурный должен доложить начальнику колонии, и
заместителю начальника по БиОР ( безопасности и оперативной работе).
3. И действует далее в соответствии с инструкциями, и указанием
ответственного по колонии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Уголовно-Исполнительный Кодекс РФ.
2. Волошин Н.И. и др. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в
тюрьмах. М., 1982.
3. Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право. Рязань., 1993.
4. Комарицкий С. И. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в
колониях-поселениях. М., 1982.
5. Марченко В.Ф. Осужденные, отбывающие наказание в ВТК. М., 1972.
6. Парков И.М. Классификация осужденных и распределение их по ИТУ. Рязань,
1978.
7. Приказ № 421 от 23.11.92. " Об утверждении правил внутреннего распорядка
ИТУ и инструкции о порядке предоставления осужденным краткосрочных выездов
за пределы мест лишения свободы".