Реферат по предмету "Психология"


Представления о судьбе, как о жизненном пути в зарубежной психологии

Представления
о судьбе, как о жизненном пути в зарубежной психологии

В современной зарубежной психологической науке проблемой
жизненного пути занимались многие авторы, такие как Ш.Бюлер, Г.Олпорт,
У.Деннис, Х.Леман, В.Дильтея, Э.Шпрангер, Л.Зонди, Адлер, Эрик Берн. Они
предлагали различные идеи в соответствии со своей научной концепцией.

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного
пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом
институте в 20-30-е годы. Она провела аналогию между процессом жизни и
процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей. На большом
эмпирическом материале было установлено, что, несмотря на индивидуальное
своеобразие, существуют закономерности регулярности в сроках наступления
оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, ментальных" и
биологических витальных тенденций. Так же были обнаружены различные типы жизненного
развития личности. Ш. Бюлер пыталась понять жизнь не как цепь случайностей, а
через ее закономерные этапы. Жизненным путем личности она называла
ндивидуальную, или личную, жизнь в ее динамике.

Выделился ряд аспектов, составляющих объективную логику
жизни:

последовательность внешних
событий;

смена переживаний, ценностей,
как эволюцию внутреннего мира человека, как логику его внутренних событий;

результат его деятельности.

Ш. Бюлер, как и многие другие психологи абсолютизировала
роль детства в жизненном пути личности. Она считала, что на этой стадии
развития закладывается проект всей жизни.

А. Адлер для обозначения понятия жизненного пути
использовал понятие жизненный стиль, который ввел в 1926 году.

На его взгляд стиль жизни это значение, которое человек
придает миру и самому себе, его цели направленность его устремлений.

А. Адлер считал, что значение жизни постигается впервые
четыре или пять лет жизни и подходит к нему человек через ощущения, которые не
до конца понимаются. К концу пятого года жизни ребенок достигает единого
паттерна поведения, собственного стиля в подходе к проблемам и задачам.

А.Адлер выделил четыре типа жизненных стилей:

- полезный;

- правильный;

- избегающий;

- получающий.

По мнению А.Адлера, мы самоопределяемся теми знаниями,
которые мы придаем происходящему с нами. И все это выражается в ранних
воспоминаниях. Так как для запоминания человек выбирает то, что ощущается, хотя
и очень смутно им, как связанное с его нынешней жизнью.

Трансакционный анализ показывает как "устроены"
психологически люди, как они выражают свою индивидуальность в поведении.
Ключевыми его идеями являются понятие о модели эго-состояний и сценарии жизни.

Впервые теория сценария была разработана Э. Берном и его
коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-ых годов. С тех пор
концепция сценария стала одной из важных частей теория трансакционного анализа
и в настоящее время является центральной. Э.Берн в понятие судьбы вкладывал
понятие жизненного пути. Он считал, что судьба каждого человека определяется в
первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему
происходящему в его жизни и окружающем его мире. Каждый человек, еще в детстве,
в принципе часто бессознательно думает о своей будущей жизни, прокручивает в
голове свои жизненные сценарии. Сценарий - "это постепенно
развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в
основном под влиянием родителей. Э.Берн разграничивает понятия жизненного пути
и жизненного сценария человека. Он говорит, что жизненный путь- это то, что
происходит в действительности.

Продуктом действия различных сил оказываются различные типы
жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу
судьбы. Типы судьбы: сценарный и несценарный насильственный или независимый.

Леопольд Зонди, швейцарский психолог, психотерапевт и
психиатр, автор одного из направлений глубинной психологии - психологии судьбы
и оригинальной проективной методики, сделал понятие "судьбы" центром
своей психологии, найдя в нем самое подходящее выражение, которое охватывает
все, что касается человеческой жизни.

Что касается психологии судьбы, там человек рассматривается
как существо, которое, хотя и подвергалось с самого начала своей жизни
определенному принуждению, но по мере возрастания зрелости получает шанс
выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым реализовывать свою свободу.

Поэтому судьба может быть навязанной или свободной.

Леопольд Зонди считал, что к навязанной судьбе человека
относится:

наследственность, т.е.,
прежде всего, все то, что было получено им от своих предков;

окружающая среда;

социальная среда, в которой
появляется на свет ребенок.

Зонди была разработана психология человеческой свободы.

Сущность психического заключалась для него в стремлении
человека к свободе. Благодаря личностно обусловленным способностям решать и
выбирать, человек не является ни рабом своей природы, ни игрушкой окружающего
его мира.

Таким образом, можно говорить о том, что многие психологи
обращались к проблеме судьбы, как жизненного пути личности и видели как минимум
два возможных варианта развития. Судьба может быть объективно-предопределенной,
где предопределенность - это когда событие происходит в данном месте и в
определенный момент неизбежными и единственно возможным образом. При этом
предопределенность зависит от ряда причин, в большинстве своем берущих истоки
из раннего детства, значение которого практически у всех абсолютизировалось.
Или она есть субъективно - преобразующаяся линия жизни, которая зависит от самого
человека, от его осознания того, что с ним происходит и желания что-либо
изменить.

Список литературы

Фролова
Е.О. (МПГУ). Представления о судьбе, как о жизненном
пути в зарубежной психологии


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аксиологический аспект научной философии в условиях глобальности
Реферат Законы Киргофа для электрической цепи
Реферат Автоматизация процесса документооборота организации ООО "Ксенокс"
Реферат Социальное партнёрство муниципальной власти, общественности и бизнеса при решении социальных проблем в условиях малого города
Реферат Финансовй контроль
Реферат Борис Семёнович Якоби
Реферат Какая технология CTP (COMPUTER-TO-PLATE) окажется в выигрыше: с фиолетовым лазером или термо?
Реферат Современные гипотезы возникновения жизни на Земле
Реферат Расчет гидравлической системы
Реферат Расчёт рекуперативного теплообменного аппарата
Реферат Сложные эфиры карбоновых кислот, их производные
Реферат Группы многоцветной симметрии
Реферат «Предприятие в условиях чистой монополии»
Реферат Экологическое воспитание дошкольников 7
Реферат Аппаратура "Курс МП-70"