Реферат по предмету "Разное"


20 Системы автоматизации документооборота

20.8. Системы автоматизации документооборота Автоматизация документооборота заключается в комплексной автоматизации задач разработки, согласования, распространения, поиска и архивного хранения документов организации. Постоянное увеличение количества информации, необходимой для принятия правильного управленческого решения, приводит к тому, что традиционные методы работы с документами становятся неэффективными. Так, по сведениям компании Delphi, 15% бумаж­ных документов безвозвратно теряются и для их поиска сотрудники тратят до 30% своего рабочего времени. При переходе к электрон­ным документам и автоматизации документооборота рост произво­дительности сотрудников увеличивается на 25—50%, сокращается время обработки одного документа более чем на 75%, на 80% умень­шаются расходы на оплату площади для хранения документов (оцен­ка Nortan Nolan Institute). Тенденцию перехода от традиционных технологий организации документооборота к компьютерным отражают следующие цифры: соотношение количества бумажных и электронных документов че­рез пять лет составит 50 на 50%, через десять лет - 30 на 70%;. коли­чество электронных документов удваивается за год, а бумажных до­кументов растет только на 7% (данные компании XPLOR). В конце 80-х — начале 90-х гг. появились и начали интенсивно развиваться ряд новых технологий, успешно используемых в совре­менных системах автоматизации документооборота: технологии обработки изображений документов (Imaging System); системы оптического распознавания символов (Optical Character Recognition System, OCR); системы управления документами, СУД (Document Management System, DMS); полнотекстовые базы данных (Full-Text System); системы автоматизации деловых процедур, АДП (Work-Flow System); Программное обеспечение для рабочих групп (Groupware).^ Системы обработки изображений документов предназначены для ввода, обработки, хранения и поиска графических образов бумаж­ных документов. Подобные системы целесообразно применять в организациях с большим объемом документооборота. Техническое обеспечение систем включает высокоскоростные сканеры, документные контроллеры (выполняют быструю и высокоэффективную ком­прессию/декомпрессию документов и обеспечивают скоростную ра­боту со сканерами и принтерами), библиотеки-автоматы на базе оптических накопителей с автоматической подачей дисков. Компью­терные образы документов находятся на сервере изображений и про­сматриваются на рабочих станциях-клиентах. Системы обработки; изображений осуществляют сканирование документов для записи на сервер их классификацию по различным критериям, передачу изображений на рабочую станцию для просмо­тра, модификацию или печать. Подобные системы предусматривают также определение маршрута передачи изображений по сети, их рас­сылку по факсу или электронной почте, поиск изображений по от­дельным элементам. Так как файлы изображений достигают больших размеров, су­ществуют различные варианты организации их хранения. В целях экономии памяти на запоминающем устройстве большинство сис­тем- сжимают изображения и создают специальный индекс изобра­жений, где содержатся соответствующие значения атрибутов доку­ментов, например наименование, автор, тема. В высокопроизводительных системах реализованы технологии, позволяющие увеличить скорость работы. Например, предвари­тельная выборка и перенос изображений с медленных оптических носителей на более быстрые магнитные; адаптируемое кэширова­ние, позволяющее хранить часто используемые изображения в памяти сервера; вывод на лазерный диск; групповое сканирова­ние, обеспечивающее считывание нескольких страниц за одну операцию. Многие системы обработки изображений включают программ­ное обеспечение оптического распознавания символов (ОСК). Применение OCR позволяет решить проблему перевода бумаж­ных документов в электронную форму в виде текстового файла. Системы OCR позволяют Получать электронную копию документа с печатного листа либо копию документа, пришедшего по факсу. Су­ществуют экспериментальные системы, позволяющие подобным образом обрабатывать также и рукописные материалы (Intelligent Character Recognition) Кратко, функционирование системы OCR можно представить следующим образом. С помощью сканирующего устройства считы­вается изображение документа. В результате распознавания текста изображение документа отображается в файл, отформатированный как текстовый. Таким образом, бумажный документ, минуя низко­производительный и трудоемкий ручной ввод, автоматически преоб­разуется в электронную форму. Выделяют два класса систем OCR — обучаемые и интеллектуаль­ные. Принцип действия систем первого класса основан на поточеч­ном сравнении оцифрованного символа с образцом из справочника. При совпадении образца и символа последний считается распознан­ным и добавляется в результирующий файл. При таком способе рас­познавания размеры образца и шрифта документа должны совпадать, т.е. в системе необходимо иметь маски для каждого размера каждого типа шрифта, поэтому подобная система более эффективна в случае однотипного и качественного текста. Во втором случае «маска» сим вола заменяется на его «образ», который может быть использован для любых размеров шрифтов. Для повышения точности распознавания интеллектуальные си­стемы могут выполнять ряд проверок результирующего текста, на­пример осуществлять частотный анализ текста и сравнивать частоту появления данного символа в тексте с его частотой в языке оригина­ла, или обнаруживать неправильное сочетание символов исходя из правил орфографии. В реальных системах OCR сочетаются различные распознава­тельные механизмы, что дает возможность обрабатывать любые шрифты и любые тексты. На сегодняшний день известно несколько достаточно качествен­ных программных продуктов по распознаванию текста, в том числе — две системы отечественных фирм, ориентированных прежде всего на распознавание русскоязычных текстов (FineReader и CuneiForm). Средняя скорость работы системы OCR на оборудова­нии средней мощности составляет примерно одну машинописную страницу в минуту. Качество распознавания — в среднем одна — две ошибки на 1000 знаков в тексте среднего качества. Можно рекомендовать следующие критерии выбора системы OCR: совместимость с существующим или приобретаемым программ­ным и аппаратным обеспечением; скорость сканирования и распознавания преобладающего в дан­ной организации типа текста, например: факс — русский язык, ксеро­копия различного качества, машинопись различного качества и др.; качество распознавания текстов различных типов, например количество ошибок на 1000 знаков; способность распознавать редкие шрифты; способность обучения новым символам; наличие элементов семантического анализа текста; наличие модуля проверки орфографии; удобство пользовательского интерфейса.^ Системы управления документами (СУД) предназначены для ав­томатизации хранения, поиска и управления электронными доку­ментами разнообразных форматов, в том числе и изображениями документов. Можно сказать, что СУД фактически выполняют роль СУБД для неструктурированной информации. Развитые системы управления документами осуществляют сле­дующие функции: индексирование документов; полнотекстовый поиск по ключевым словам; управление конфигурацией документа с установлением взаимо­связи между отдельными структурными компонентами; ассемблирование документов, позволяющее объединить все части составного документа для отображения на экране; организация доступа к документу независимо от места его хра­нения; поиск и управление документами с помощью ключевых компо­нентов, таких, как оглавление или название раздела; многоуровневая защита данных, которая разрешает доступ к документам только отдельным пользователям или устанавливает виды доступа, например «только для чтения»; администрирование учета и архивирования; организация выдачи/возврата документа; контроль версий документа; рассылка документов. Выполнение функции выдачи/возврата аналогична блокировке записи в БД. Если документ уже выдан, другие пользователи редак­тировать его не могут. Он остается доступным только для просмотра и копирования. Функция контроля версий используется для отслеживания раз­личных версий документа, позволяет использовать предыдущие ре­дакции документа, которые для экономии памяти часто автоматиче­ски архивируются. Функция рассылки документов осуществляется путем интегри­рования системы с приложениями электронной почты. Это позволя­ет перемещать документы по сети масштаба предприятия и переда­вать документы от одного сотрудника к другому. Развитие сети Internet определяет появление ряда новых функ­ций современных СУД. Например, возможность помещения доку­ментов на Web-узле; поддержка обмена документами по интрасети между сотрудниками фирмы, а по Internet — с клиентами и партне­рами фирмы. Системы управления документами базируются на архитектуре клиент-сервер, состоящей из четырех основных элементов: центрального приложения, находящегося на сервере; программ клиентов, работающих на сетевых рабочих станциях и образующих пользовательский интерфейс; программного обеспечения для индексирования и поиска, раз­мещенного на сервере СУБД и работающего с базой данных, в кото­рой регистрируется место хранения документа; документов, которые рассматриваются системой как объекты, состоящие из файлов различных типов — текстов, изображений, и могут храниться как на жестких дисках рабочих станций, так и на серверах. Лидером на мировом рынке СУБД является компания ^ Documentum (продукт Enterprise Document Management). Программное обеспечение для рабочих групп (groupware) предназ­начено для организаций, сотрудникам которых по характеру их дея­тельности требуется постоянный обмен документами. Осуществ­ляет задачи хранения, просмотра и совместного использования до­кументов. Системы класса groupware позволяют автоматизировать такую деятельность, которая не вписывается в стандартные схемы реляционных баз данных. Например, взаимодействие большого чис­ла людей, исполняющих различные работы в физически удаленных друг от друга местах. Такие приложения могут обрабатывать как структурированную, так и неструктурированную информацию. Основными функциями ПО для рабочих групп являются: электронная почта; поддержка видеоконференций/совещаний; управление изображениями документов; совместное использование документов; маршрутизация документов; календарное планирование. Лучшими системами класса groupware считаются: Lotus Notes компании Lotus Development, Link Works компании Digital Equipment, Group Wise компании Novel. Продукт ^ Lotus Notes - это среда с архитектурой клиент-сервер, предназначенная для разработки и совместного использования при­ложений коллективной работы. В Lotus Notes входят три основные составляющие: средства маршрутизации и обработки документов; средства обеспечения защиты/управления документами; распределенная база данных (документов). В базах данных Lotus Notes хранятся документы различных фор­матов, в том числе структурированная информация, различные тек­сты, электронные таблицы, изображения, видео- и аудиоинформа­ция. Lotus Notes позволяет создавать OLE-серверные приложения, т.е. графики, электронные таблицы, рисунки можно встраивать в документы. Специальные приложения Lotus Notes могут быть связа­ны с записями и полями реляционных баз данных. Также имеется возможность полнотекстового поиска. Lotus Notes имеет развитую систему управления доступом, кото­рый осуществляется на нескольких уровнях: базы данных, документа или частей документа. Управлять доступом можно также на уровне одного пользователя или групп пользователей. В системе выделяется восемь видов доступа: от открытости для всех пользователей до пол­ного запрета доступа. Важнейшим достоинством Lotus Notes является возможность синхронизации баз данных. Базы данных разных компьютеров синхронизируются через определенные интервалы времени путем ми­нимально необходимого для этого обмена по каналам связи. Тира­жирование. (процесс двусторонней синхронизации копий распреде­ленной базы данных) дает возможность пользователям различных сетей работать с одной и той же информацией. Через заданные ин­тервалы времени серверы Lotus Notes связываются друг с другом и синхронизируют все изменения в документах и списках управления доступом. Lotus Notes интегрирован с системой электронной почты Notes Mail, позволяющей посылать корреспонденцию другим пользовате­лям или группам. Базовыми средствами для разработки приложений в Lotus Notes являются формы, представления и макрокоманды. Представления — это форма вывода данных на экран или принтер (аналогичны отче­там в реляционных СУБД). Достоинством Lotus Notes является высокая платформенная не­зависимость. Система работает на платформах OS/2, Windows NT, UNIX различных версий, Macintosh System 7. Приложения Lotus Notes достаточно легко масштабируются, их можно адаптировать как к малой рабочей группе, так для организации работы в масштабе предприятия. В последнюю версию Lotus Notes 4.0 включены средства совме­стимости с Internet (встроен броузер, редактор Web-страниц, почто­вая программа, работающая со стандартным Internet-протоколом); расширены инструменты разработки приложений (включен язык LotusScript, являющийся расширенным аналогом Visual Basic). Система GroupWise компании Novel включает средства электрон­ной почты, личного и группового календарного планирования, управ­ления заданиями и документами. Последние версии системы базиру­ются на архитектуре клиент-сервер и поддерживают стандарты Internet, отличаются высокой производительностью и масштабируемостью. Основными составляющими системы являются хранилище до­кументов (библиотека) и три объектно-ориентированные базы дан­ных в формате Novel. Библиотека содержит документы (тексты, эле­ктронные таблицы, графические файлы). Все операции с документа­ми регистрируются. Доступ к документам осуществляется под кон­тролем средств защиты. Первая БД хранит так называемые сообщения (почтовые, рече­вые сообщения, факсы, расписания встреч, перечень заданий, заметки). Вторая БД содержит информацию о связях между пользователями и сообщениями/документами. Третья БД хранит характеристики документов. В Group Wise имеется возможность поиска данных как по полному тексту, так и с помощью фильтров. Для обеспечения безопаснос­ти применяются пароли и средства управления правами доступа. Достоинством последней версии Group Wise являются развитые средства управления документами. В систему интегрирована СУБД Soft Solutions, которая ранее выпускалась той же компанией, но отдельным продуктом. Продукт ^ Link Works также относится к классу group ware и явля­ется объектно-ориентированной офисной системой. Предоставляет конечным пользователям возможность управления как их персональ­ными, так и связанными с рабочей группой документами при помощи единой объектно-ориентированной среды для настольных систем. Администратор размещает групповые и персональные папкидокументов на серверах Link Works, а конечные пользователи настраивают среду настольных систем на обмен документами между пер­сональными и групповыми папками. В состав Link Works входят: система персонального документооборота (графический аналог ра­бочего стола); электронная почта; организация совместного исполь­зования документов и контроля версий.^ Системы автоматизации деловых процедур (АДП) предназначены для создания сложных прикладных систем коллективной обработки документов в процессе осуществления конкретных бизнес-процессов. Документальные потоки на предприятии привязываются к Су­ществующим бизнес-процессам и регламенту их взаимодействия. При жесткой маршрутизации документа заранее прописывается дви­жение документа по всем рабочим местам. Определяются права поль­зователей на документ в каждой точке маршрута. При свободной маршрутизации исполнитель может определить дальнейший путь движения документа, обычно на один уровень. Примером систем АДП может служить продукт фирмы Staffware. Документы в системе обрабатываются по принятому организации алгоритму и перемещаются в рамках корпоративнойсистемы между отдельными подразделениями и исполнителями заранее определенным маршрутам. Система основана на технологии клиент-сервер, интегрируется с программными продуктами, работающими на платформах Windows NT, Windows 95, UNIX. В состав системы может входить графический построитель процедур (Graphical Workflow Definer), описывающий документопоток в виде диаграмм с указанием логических шагов, маршрутизации, предель­ных сроков и форм отчетов. Является инструментом для разра­ботки модели бизнес-процессов. В последнее время наблюдается тенденция сближения и пересе­чения функциональных возможностей вышеописанных систем. Так, в системах, классифицируемых как groupware, могут использоваться технологии полнотекстовых баз данных, систем управления докумен­тами и автоматизации деловых процедур. Поэтому в современных системах автоматизации документооборота вышеуказанные техноло­гии могут применяться как в качестве отдельных, так и интегриро­ванных компонент.Литература к главе 20 1. Дескрипторный словарь по информатике. — М., ВИНИТИ-,1991. - 162с. 2. Ланкастер Ф. Информационно-поисковые системы. — М., Мир, 1972. - 310 с. 3. Михайлов А., Черный А. Основы информатики. — М., Наука, 1968. - 456 с. 4. Монастырский И. Информационно-поисковые системы. - М., Экономика, 1983. - 206 с. 5. Озкарахан Э. Машины баз данных. — М., Мир, 1989. — с. 539-643. 6. Субботин М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуни­кации. - М., Знание, 1994. 7. Сэлтон Г. Автоматическая обработка, хранение и поиск ин­формации. — М., Советское радио, 1973. — 560 с. 8. Тихомиров В.П. Основы гипертекстовой информационной технологии. - М., МЭСИ, 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.