Агония
О.А. Терновская, С.М. Толстая
Агония
- кончина, момент "расставания души с телом", требующий, по народным представлениям,
ритуального оформления. Отсутствие ритуала (в случае внезапной или "не
своей" смерти) затрудняет переход души в иной мир. Во время агонии
появляются (приходят за душой) Смерть, Бог, ангел, архангел (обычно Михаил),
святой, Беда и т.п. Умирающий видит их, видит умерших родственников, говорит с
ними. По тому, где стоит пришедший - в ногах или головах, справа или слева от
умирающего, гадали, выживет он или умрет; разными магическими способами
старались отогнать или обмануть Смерть. Украинцы в изголовье умирающего ставили
крест и святую воду, чтобы туда "не встала" Смерть; широко известна быличка
о человеке, который обманывал Смерть, переставляя свою кровать так, чтобы
голова оказывалась на месте ног. У восточных славян агония понимается как
борьба ангела и черта за душу умирающего. Если по ошибке душа вынута не у того,
кому назначена смерть, то, побывав на "том свете", она возвращается
обратно в тело (обмирание).
Агония
бывает легкой и тяжелой. Считается, что легко умирают праведники; легкой бывает
смерть в большие праздники и др. благоприятные дни, напр. в пятницу (серб.).
Тяжелой смертью наказываются грешники. Причиной трудной смерти может быть также
несоблюдение ритуала (преждевременное оплакивание, отсутствие зажженной свечи и
т.п.), неисполненное желание умирающего, неулаженная ссора, невозвращенный
долг, невозможность проститься с отсутствующим родственником, колдовское зелье.
Широко распространено представление о мучительной агонии колдунов, которые не
могут умереть, пока не передадут свое знание.
Действия,
совершаемые во время агонии, имеют целью облегчение перехода души в иной мир,
устранение препятствий на ее пути. К обязательным моментам ритуала у всех
славян относятся прощание умирающего с близкими, исповедь, зажжение свечи,
карауление души. Строго соблюдается тишина 1, запрещается плакать и причитать,
чтобы не спугнуть, не сбить с пути душу: душа может раздвоиться, и часть ее
останется в теле, может вернуться в тело. Умирающего нельзя называть по имени,
здороваться с ним за руку. Умирающий прощается с близкими, просит у них
прощения, прощается с землей, "с птицей в лесу, рыбой в воде и змеей под
камнем" (герцеговин.); молится.
Самой
страшной у всех славян считается смерть без покаяния. Обязательно зажигают
свечу, обычно особую - сретенскую (з.-слав., укр., бел. громница, ее же
зажигают во время грозы). Свечу дают в руки умирающему, режеставятв изголовье,
считая, что умирающий не должен ее видеть. В с.-зап. Болгарии изготовляли
специальную свечу в рост умирающего, фитилем которой служила снятая с него
мерка; верили, что, когда свеча догорит, наступит смерть. Смерть без свечи
считается великой бедой: умерший будет блуждать во тьме, не сможет видеть
других покойников, станет вампиром. Русские ставили в изголовье умирающего
чашку с водой, чтобы душа, выйдя из тела, "обмыла свое лицо
(крылья)"; по колыханию воды стерегущая душу старуха узнавала о смерти.
Способы
облегчения агонии часто применялись только к старикам: перекладывали умирающего
на пол, на землю, на другую постель, под иконы, параллельно балкам потолка
("чтоб по путям было", словац. "смерть не увидит лежащего
поперек"), на место стола, к двери, за печь, в амбар, на место, где прежде
кто-то умер, переворачивали ногами на место головы, поворачивали на левый бок,
держали на руках. Человек, рожденный "в рубашке", не мог умереть,
пока ее не принесут. Среди более редких приемов: вталкивали к умирающему пьяную
распутную бабу (рус. онеж.).
Повсеместно
считается, что в момент кончины гаснет и падает с неба звезда. Кончина
понимается как "второе рождение", а сопровождающий ее ритуал во
многом сходен с ритуалом родов.
Примечания
1.
Во время болезни, напротив, кровать больного ставили в центре дома; этом случае
целебное воздействие оказывали как сакральность центра, так и шум, производимый
домочадцами. Ср. казацкий круг: раненого клали на землю и вокруг него
собирались казаки, которые, обхватив друг друга за плечи, исполняли специальный
танец и песню (А.Б.).
Список литературы
Славянские
древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого. Т.1. М.,1995, с.90-92.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ec-dejavu.ru/