Реферат по предмету "Религия и мифология"


Суфи, кто они?

Суфи, кто они?

Где
мудрость, утраченная нами ради знания? Где знание, утраченное нами ради
сведений?

Томас
Элиот.

В
наши дни, когда на право духовного наставничества современного человека претендуют
многочисленные религии и вероучения, слова "суфи", "суфии"
и "суфизм" все еще остаются тайной за семью печатями практически для
всех.

Если
такая "религия" существует, то почему ее адепты не пропагандируют
своих взглядов на улицах и не распространяют листовки, где точно бы
указывалось, что они, суфи, собой представляют и как намерены
облагодетельствовать человечество? Между тем, на протяжении тысячи лет сущность
суфизма пытались постичь вначале ученые Ближнего и Среднего Востока, а затем и
всего мира, однако об успехе этих усилий даже сейчас говорить, мягко говоря,
преждевременно. Поэтому любые попытки кратко объяснить, кто такие суфии, можно
рассматривать лишь как первый шаг на пути к постижению этой по-настоящему
волнующей тайны...

Итак,
"суфи" - это человек верящий в возможность непосредственного
приобщения к Всевышнему (Высшему существу)и подчиняющий свою жизнь стремлению к
этому приобщению. Жизнь, подчиненная какой-либо цели, часто ассоциируется с
Дорогой, и суфи обычно именуют себя людьми Пути, имея в виду Путь к Истине,
являющейся одним из имен Всевышнего.

*Суфизм
- (на арабском-тасаввуф, буквальный перевод - одетый в шерсть, от арабского
"суф"-грубая шерстяная ткань, власяница-отличительный знак аскета)
религиозно-филосовское учение (мистико-аскетическое течение),сложившееся в
рамках ислама. Предположительно возникло в середине II/VIIIв. на территории
нынешнего Ирака и Сирии и оказало огромное влияние на арабскую, персидскую и
тюркскую литературы. В основе суфийской идеологии лежит мистическая любовь и приближение
к Богу, непосредственное общение(и слияние) с ним в интуитивных экстатических
озарениях. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической
практикой. Члены некоторых суфийских орденов на своих собраниях устраивают
радения с песнопениями и плясками, во время которых впадают в мистический
экстаз.

Исторически
суфизм связан с исламом, и это не случайно. Благодаря Мухаммаду и его
последователям свет единобожия озарил обширные пространства Востока, и исламу
было суждено стать мостом между христианским западным миром, впитавшим в себя
эллинизм и иудаизм, и мирами Будды, Патанджали и Лао-Цзы, откуда было
заимствовано понятие "Путь" и некоторые сопутствующие этому понятию
взгляды, а также медитация, используемая суфи. Суфизм шел от практике к теории,
и первоначально его носителями были дервиши-странники, бродившие по необъятным
просторам мира от Гибралтара до Ганга.

Суфи
пытались указать людям прямой путь к Богу без посредников-священников, и это
вызвало враждебное к ним отношение исламских богословов-ортодоксов. Суфи стали
подвергаться преследованиям и среди них появились мученики, пострадавшие и
казненные за свои убеждения. Но, как это уже не раз было и будет в истории
человечества, интерес к запретному и преследуемому учению только повышался и
оно становилось массовым. В этих условиях ортодоксальные исламисты нашли
единственно правильный выход: признали учение суфи одной из ветвей ислама и
легализовали его. Теоретики раннего суфизма, как и Патанджали, Лао-Цзы и многие
другие восточные мудрецы, считали целью своего учения нравственное
совершенствование человека, а не создание массовых организаций, участвующих в
политической жизни стран и народов. И именно политическая
"неангажированность" учения привлекла к нему крупнейших интеллектуалов
исламского Возрождения-ученых и поэтов. Также влекла их и глубокая терпимость
этого учения, допускающего любой, лишь бы искренний Путь к Богу! Этот скрытый,
но мощный экуменизм, ненавистный тем, кто манипулирует верой и убеждениями
людей в политических целях, открыл суфизму путь к сердцам европейцев.

Cуфи
живут по формуле "в миру, но не от мира". В миру они пребывают, как
все, выполняя предписанные окружающим их обществом законы и правила(если они не
противоречат принципам нравственности и человечности) и стараясь как можно
лучше сделать мирскую работу. Но личность свою они при этом сохраняют в полной
независимости от общества и всегда абсолютно свободны от честолюбия, алчности,
интеллектуальной спеси, от слепого повиновения и благоговейного страха перед
вышестоящими в мирской иерархии.

Никакие
общественные законы ничего не могут изменить во Вселенной суфи. Они следуют
своим принципам мышления и склонностям, оставаясь совершенно независимыми от
похвалы или порицания мирских авторитетов. Все сказанное относится к
историческим судьбам суфийского учения, однако не дает ответа, как стать суфи.  Суфи нельзя стать - им нужно быть! И первая
цель суфийского учения-помочь человеку, не знающему о том, что он суфи, постичь
свою суфийскую сущность. "Быть суфи означает быть таким, каким ты был до того,
как появился в этом мире",- сказал по этому поводу знаменитый суфи,
багдадский шейх Абу-Бакр ас-Шибли. "Я никогда не принадлежал ни стране, ни
государству, ни кругу друзей, ни моей семье. Еще юношей я уже ясно осознал
бесплодность надежд и чаяний, исполнения которых большинство людей добиваются
всю жизнь" - писал Альберт Эйнштейн. Иранский теоретик и историк суфизма
ал-Худжвири из Газни еще в XIв. предвидел судьбу своего учения. Он писал в
книге "Раскрытие скрытого за завесой", что на Земле во все времена
жили и будут жить несколько тысяч "тайных суфи", причем многие из них
даже не будут догадываться о совершенстве своего состояния. Именно эти люди
придают истории человечества определенную направленность, обеспечивая ее
приближение к Истине.

Путь
к своей цели "тайный суфи" может пройти с учителем, и тогда
он,возможно, будет более легким, приятным и скорым. Этот же путь может быть
пройден самостоятельно, ибо великие суфийские учителя прошлого: Ибн-Араби,
Манайи, Хайям, Саади, Аттар, Руми,Хафиз, Джами,Ансари и многие другие оставили
на нем свои знаки для идущих вослед. Но этот самостоятельный путь окажется,
возможно, более трудным, отягощенным колебаниями и сомнениями... Когда же
первая цель достигнута и человек осознал себя суфи, ему начинает открываться иной
мир, иная Вселенная,та самая, что по словам ал-Худжвири, скрыта за завесой
людской суеты, и он обретает столь необходимое в наше время спокойствие и уверенность,
начинает распознавать в мире вещей и событий Знаки Всевышнего и учится
анализировать содержащуюся в них информацию, для восприятия которой
человеческая логика непригодна. !Вторая и главнейшая цель суфийского учения -
помочь суфи в его восхождении к Истине. Путеводная звезда в этом движении едина
для всех суфи, и имя ей-Любовь. Значение Любви в суфийском мировоззрении так
огромно, что великий шейх ибн-Араби и его последователи называли суфийское
мировоззрение "религией Любви".

Как
и всякое восхождение, Путь суфи имеет свои этапы, стадии или уровни. Единого
мнения о количестве этих уровней в суфийском учении не существует. Достигнуть
их и двигаться дальше к вершине суфи может индивидуально, и с помощью великих
Учителей прошлого, и в общении с себе подобными. "Окруженный стеной сад
Истины"-так назвал свою книгу Санайи, великий суфи и поэт из Хоросана.
Нужно попытаться найти дверцу в этой стене и открыть ее. Удается это не всем.
Попавший в конце своей жизни под мощное влияние суфийской поэзии, Сергей Есенин
писал: ....В Хоросане есть такие двери, Но открыть те двери я не мог. Путь в
сад Истины у каждого свой и найти его непросто, но искать необходимо. Любые
советы здесь бессмысленны...

*Не
маловажное место в суфизме занимали и занимают женщины-дервиши: например
великая святая мученица и поэтесса Рабийа (СофьянТхаври),Омм Хайян Салмия, Алуф
Мавсали, Тохфа, Амина Рамлия, Омм Хесан, Омм Айман (Азиза), Ом Али(Фатима),
Хавса и многие другие.

Легализация
суфизма на первых порах способствовала росту его популярности. В средние века в
исламском мире постоянно возникали, дробились и исчезали суфийские братства,
носившие имена основавших их суфийских лидеров. Затем в суфийском движении
наступил период спада, но отдельные братства сохранили свое влияние и в наше
время.

Цитировал
и переводил Afacan из изданий: Идрис Шах "Сказки дервишей",
"Караван сновидений".
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://turkey.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бренд-менеджмент 2
Реферат Информационные системы поддержки реинжиниринга
Реферат Кредиты и займы
Реферат Аудит внешнеэкономическое деятельности
Реферат Социальные процессы
Реферат Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
Реферат Практикум з стилістики англійської мови
Реферат Moral Differences Essay Research Paper How to
Реферат Физические основы теории нетеплового действия электродинамических полей в матери-альных средах
Реферат Фразеологизмы и их роль в английском языке
Реферат Метод статистических группировок и его применение в анализе прибыли и её зависимости от формирующих факторов
Реферат Римское право: обязательство и его виды
Реферат Анализ финансовой отчетности ОАО РАО ЕЭС России
Реферат Прятки
Реферат Профилактика появления вируса гриппа птиц на территории Ичалковского района