Реферат по предмету "Педагогика"


Просветительная деятельность и педагогические взгляды Роберта Оуэна

Просветительная деятельность и педагогические взгляды
Роберта Оуэна

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Общая характеристика утопического социализма.

Следствием
бурного развития капитализма после французской буржуазной революции XVIII века
и промышленного переворота было разорение крестьянства и ремесленников,
обнищание трудящихся. Замена ручного труда машинным вызвала безработицу.
Увеличилась эксплуатация рабочих, продолжительность их рабочего дня дошла в
Англии до 14—15 часов. Капиталисты привлекали на свои предприятия женщин и
детей, труд которых особенно низко оплачивался. Характеризуя это время, Ф.
Энгельс писал, что быстрое развитие промышленности на капиталистической основе
сделало бедность и страдания рабочих масс необходимым условием существования
общества. Капиталистический строй, пришедший на смену феодальному, оказался
совсем иным, чем его представляли себе идеологи буржуазной революции — просветители
XVIII века. «Недоставало еще только людей, способных констатировать это
разочарование, и эти люди явились на рубеже нового столетия» . То были
социалисты-утописты Ш. Фурье, А. Сен-Симон и. Р. Оуэн. Они жестоко критиковали
капиталистический строй, понимая, что труд при капитализме является «проклятием
человека», что он основан на нужде, насилии, угрозе голодной смерти. Они
выдвигали мысль о новом, грядущем социалистическом строе, основанном на началах
разума и справедливости, где не будет эксплуатации человека человеком.

Выражая
протест против социальной несправедливости, социалисты-утописты «мечтали о
мирном преобразовании социализмом современного общества без учета такого
основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической
власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров». Подобно
философам-просветителям XVIII века, социалисты-утописты думали, что достаточно
просветить и перевоспитать людей, чтобы общество поднялось на новую ступень,
стало социалистическим. Они придавали огромную роль воспитанию и окружающей
среде в формировании человека, но, подобно французским материалистам,
рассматривали людей как пассивный продукт обстоятельств и воспитания.

Утопический
характер социализма Фурье, Сен-Симона и Оуэна был результатом того, что на
грани XIX века пролетариат лишь складывался как класс и не был еще способен к
самостоятельным политическим действиям.
Деятельность Оуэна в Нью-Лэнарке.

Роберт
Оуэн (1771—1858) родился в семье ремесленника и рано начал жить своим трудом.
Отличаясь недюжинными способностями, он в двадцать лет стал уже руководить
крупным предприятием. Он видел ужасающие условия, в которых находились
трудящиеся.

Оуэн
понимал, что капитализм несет страдания народным массам, и стал разрабатывать
реформаторские планы, которые должны были улучшить положение рабочих. С 1800
года Оуэн встал во главе большой бумагопрядильной фабрики в Ныо-Лэнарке, в
Шотландии. Условия труда на этой фабрике были такие же, как и на остальных
фабриках того времени: рабочий день продолжался 13—14 часов, заработная плата
была ничтожной, жилищные условия ужасны. Культурный и моральный уровень рабочих
был низким. На фабрике широко применялся детский труд (многие дети работали уже
в возрасте 6—7 лет).

Исходя
из положения, что каждый человек является продуктом окружающей его среды, Оуэн
решил улучшить условия жизни и труда рабочих. Он сократил рабочий день до 10
1/2 часов, значительно увеличил заработную плату, построил для рабочих новые
жилища, организовал для них разумный отдых. Оуэн категорически запретил
привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд
воспитательно-образовательных детских учреждений: школу маленьких детей — от
года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для
игр; начальную школу для детей от 6 до 10 лет; вечернюю школу для подростков,
работающих на производстве. Для взрослых рабочих и их семейств вечерами
организовывались лекции, беседы и культурные развлечения.

Очень
заботился Оуэн о школе для маленьких детей. Здесь дети учились пению и танцам,
много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено
физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось
воспитанию детей в духе коллективизма. Детям подробно разъясняли правила
коллективного общения, указывали, что они не должны обижать своих товарищей, а
уважать их и оказывать им помощь, когда это необходимо. В этой школе не
проводилось систематическое обучение письму и чтению, грамоте детей учили в
процессе бесед о природе, об окружающих предметах и явлениях. Много внимания
уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям.

При
этом Оуэн справедливо полагал, что не следует давать детям учебных книг,
которые пронизаны религиозной идеологией. Для воспитания маленьких детей Оуэном
были приглашены молодые рабочий и работница с фабрики, хотя и не подготовленные
педагогически, но внимательно и ласково обращавшиеся с детьми. В начальной
школе учащиеся изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и
историю. Иначе говоря, курс начальной школы был неизмеримо шире, чем во всех
других английских начальных школах. Кроме того, Оуэн совершенно исключил из
школы обычное для того времени религиозно-догматическое обучение. Он стремился
дать детям доступные для их возраста знания, развить их мышление. Все обучение
строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы были покрыты
рисунками, изображавшими животных и растения; на занятиях использовались
различные наглядные пособия.

Большое
значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей. С детства они видели труд
взрослых, а в школе сами приобретали некоторые трудовые навыки. Мальчики
овладевали простейшими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а
девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего
возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн
осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей.

С
начала 1816 года Роберт Оуэн создал в Нью-Лэнарке «Новый институт для
образования характера», который объединил все ранее организованные им
просветительные учреждения.

Таким
образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский
сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной
программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на
производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным
индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводились
культурно-просветительные мероприятия.

Вся
жизнь в Нью-Лэнарке, как отмечал Ф. Энгельс, решительно изменилась к лучшему. В
соединении обучения с производительным трудом, осуществленным Оуэном, К. Маркс
видел «зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного
возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не
только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как
единственное средство для производства всесторонне развитых людей».

Деятельность
Оуэна в Нью-Лэнарке пользовалась широкой популярностью. «Новый институт»
посещали капиталисты и аристократы, государственные и общественные деятели,
многие ученые. Оуэн широко пропагандировал свои достижения, стремился придать
им всеобщий характер.

В
результате долгих усилий Оуэна в 1819 году в Англии был принят первый закон,
ограничивавший в известной мере работу женщин и детей на фабриках.
Выступления Оуэна против религии.

Особенностью
учебно-воспитательных учреждений Оуэна было отсутствие в них традиционного
религиозного обучения. Отрицательное отношение его к религии постепенно
нарастало; Оуэн прошел путь от «религии разума» до атеизма. В своей публичной
речи в 1817 году он сказал, что религия сделала человека несостоятельным,
жалким существом, ханжой и фанатиком. В последующих своих выступлениях он
заявлял еще более решительно, что религия превратила мир в громадный
сумасшедший дом. Однако для борьбы с этим злом Оуэн наивно предлагал направить
коллективную просьбу королю об изгнании религии.

Стремясь
к просвещению народа, Оуэн требовал введения всеобщего начального обучения,
отстранения духовенства и церкви от влияния на школу и передачи всей системы
народного образования в руки государства. Эти демократические требования не
реализованы полностью в Англии даже в наши дни.
Оуэн об образовании характера.

В
1813 году Оуэн выпускает свой труд «Новый взгляд на общество, или Опыты об
образовании человеческого характера», в котором утверждает, что характер
человека определяется независимыми от его воли условиями окружающей среды.
Пороки и недостатки людей, их проступки обусловлены той обстановкой, в которой
они живут. Человек, говорил он, никогда не создавал свой характер и не может
его создать. Оуэн полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то
можно сформировать любой характер. Новая организация общества будет, таким
образом, достигнута путем воспитания и просвещения народа. Появятся новые люди,
которые мирным путем установят социалистические отношения.

Основоположники
марксизма расценивали воспринятое Оуэном от Гельвеция учение о человеке —
продукте среды и воспитания — как материалистическое, отмечали его
положительное историческое значение. В то же время они вскрыли односторонность
этого учения, рассматривавшего человека как пассивный продукт среды. К. Маркс и
Ф. Энгельс установили, что люди — активные участники истории, которые в
процессе революционной практики изменяют общественные отношения и одновременно
свою собственную природу.
Оуэн о коммунистических общинах. Опыт воспитания в
«Новой Гармонии».

К
1817 году Оуэн разуверился в том, что сможет убедить капиталистов и английский
парламент изменить социальный строй и установить социализм. И он перешел к
решительной критике капитализма и стал пропагандировать коммунистические идеи.
Ф. Энгельс писал, что переход к коммунизму был поворотным пунктом в жизни Оуэна.
До того времени, пока его деятельность была филантропией богатого человека, он
пользовался популярностью и всеобщим признанием, но как только он выступил со
своими коммунистическими взглядами, его изгнали из официального общества.

В
своих выступлениях Оуэн подверг резкой критике капиталистический строй, который
основан на неравенстве, эксплуатации и заблуждениях. Он считал необходимым
бороться против «троицы зол»: частной собственности, буржуазной формы брака и
религии. Будучи утопистом, он полагал, что новый строй будет создан не путем
революции, а путем создания коммунистических общин, кооперативов, справедливого
обмена между товаропроизводителями, и в особенности правильно организованного
воспитания. Воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним,
образование — подлинно научным. Умственное образование будет соединено с
физическим воспитанием и производительным трудом, осуществляемым «при
содействии сил механики и химии». Дети и подростки будут принимать деятельное
участие в посильных для них работах, знакомиться со всеми видами
сельскохозяйственного и индустриального труда.

Иначе
будет поставлено и нравственное воспитание: оно будет осуществляться в духе
коллективизма. За острую критику капитализма, за коммунистические идеи Оуэна стали
преследовать в Англии. И он переехал в казавшуюся ему свободной Америку. Вместе
со своими единомышленниками он основал там в 1825 году коммунистическую колонию
«Новая Гармония», в которой установил особый порядок, отражавший его взгляды на
новое, коммунистическое общество. Собственность в колонии объявлялась
общественной, устанавливался общий труд, и в соответствии с затраченным трудом
распределялись продукты труда. Все члены колонии имели равные права на пищу,
одежду, жилище и воспитание.

В
колонии в соответствии с принципами Оуэна были открыты школы, в которых
давалось систематическое умственное образование, основанное на научных данных,
нравственное воспитание в духе новых норм морали, трудовое и физическое
воспитание. В «Новой Гармонии» осуществлялось соединение обучения с
производительным трудом в области сельского хозяйства и промышленности.

Опыт
создания такой коммунистической колонии в условиях капиталистической Америки
был обречен на неудачу. Сами колонисты не были подготовлены к такому «социальному
эксперименту», они вскоре стали враждовать друг с другом и стремиться к личному
обогащению, а затем разделили общественное имущество.

В
1828 году Оуэн вернулся на родину. «Изгнанный из официального общества,
замалчиваемый прессой, обедневший в результате неудачных коммунистических
опытов в Америке, в жертву которым он принес все свое состояние, Оуэн обратился
прямо к рабочему классу, в среде которого он продолжал свою деятельность еще
тридцать лет. Все общественные движения, которые происходили в Англии в
интересах рабочего класса, — писал Ф. Энгельс, — и все их действительные
достижения связаны с именем Оуэна».
Значение опыта и педагогических идей Оуэна.

Классики
марксизма высоко оценивали идеи Оуэна о всестороннем развитии человека. В
осуществленном им опыте соединения обучения с производительным трудом на
индустриальной основе они видели «зародыш воспитания будущего».

Роберт
Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания детей с первых
лет их жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение для детей
пролетариата. В его образовательно-воспитательных учреждениях давалось
умственное и физическое воспитание, дети воспитывались в духе коллективизма. Об
этих учреждениях весьма положительно отзывались многие передовые деятели, в
частности русские революционные демократы А. И. Герцен и Н. А. Добролюбов. Оуэн
не только изгнал религию из своих воспитательных учреждений, но и боролся с
религиозными воззрениями, препятствующими, по его мнению, подлинному
просвещению народа. Большое значение имели и созданные им просветительные
учреждения для взрослых рабочих. Оуэн последовательно и остро критиковал
капиталистический строй и воспитание в буржуазном обществе.

Однако
он не понимал роли классовой борьбы пролетариата в деле преобразования
общества, не сознавал, что достигнуть коммунистического строя и осуществить
разумное воспитание можно только в результате пролетарской революции. В то же
время Оуэн и другие социалисты-утописты выдвинули ряд замечательных идей, в том
числе и в области воспитания, которые были критически использованы К. Марксом и
Ф. Энгельсом при создании подлинно научной системы коммунистического
воспитания.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biografia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Агроэкономическое обоснование системы севооборотов и обработки почвы на примере СПК "Юбилейный" Большемуртинского района
Реферат Охрана труда женщин и молодёжи 2
Реферат Психологическое консультирование в ситуации выученной беспомощности
Реферат Анализ влияния внешней и внутренней среды на принятие управленческих решений
Реферат Правовая нормативная база социально-медицинской работы с лицами страдающими психическими заболеваниями
Реферат Классик социологической мысли К.Маркс основные философские воззрения
Реферат Characterization Of Uncle Henry Essay Research Paper
Реферат Canterbury Tales The Friar Essay Research Paper
Реферат Владимир Владимирович Набоков. Защита Лужина
Реферат JERRY MAGUIRE Essay Research Paper JERRY MAGUIREThe
Реферат Качество населения России
Реферат Социальный бихевиоризм
Реферат Місце та роль судового конституційного контролю в американській концепції розподілу державної влади
Реферат Ii всероссийская научно-практическая студенческая конференция «Модернизация современного российского общества: содержание, задачи и проблемы» цикла «Будущее России в руках молодых ученых»
Реферат 1822 1895) видатний французький хімік, один із основоположників сучасної мікробіології, член Паризької Академії наук (з 1862р