Реферат по предмету "Педагогика"


Бихевиоральные теории личности

Бихевиоральные
теории личности

Бихевиоральные
теории личности – направление теоретической и экспериментальной психологии,
основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в американской
психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка.
Представители этого направления – Э. К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл,
Скиннер, Н. Е. Миллер, Дж. Доллард. Подход отличается особым вниманием к
построению экспериментальной процедуры, научной точности и контролируемости
результатов. Методическим арсеналом бихевиоральной теории личности являются
процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным
поведением.

В
бихевиоральной теории личности. изучаются условия формирования, закрепления,
исчезновения привычек, навыков, поведенческих образцов. Личность приравнивается
к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Не отрицая врожденных
факторов, представители бихевиоризма изучают прежде всего наблюдаемое поведение
и определяющие его факторы среды.

Формирование
личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов
поведения и угашения других. Основные типы научения: классическое (И. П.
Павлов), оперантное (Скиннер), угашение (И. П. Павлов), имитация (Бандура ).
Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ
физиологических механизмов влечений. Различают первичные (физиологические) и
вторичные (психологические) побуждения. Развитие личности происходит в процессе
дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения
на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими.
Система подкреплений также усложняется: первичн. подкрепления утрачивают свою
роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутр.
организацию.

В русле
бихевиорального подхода сформировалось одноименное психотерапевтическое
направление, также базирующееся на теории научения. Его развивают Айзенк, Дж.
Уолп, Бандура, А. Лазарус, А. Каздин. Эмоц. проблемы рассматриваются в нем как
результат формирования связи эмоции с определенным стимулом (напр., учитель
вызывает у ребенка тревогу). Признавая, что прошлые события повлияли на
возникновение проблем клиента, представители бихевиоральной психотерапии не
исследуют корни нарушений. Невротическое поведение, так же, как и нормальное,
рассматривается как результат подкрепления. В качестве причин поведенческих
проблем называют отсутствие адекватной родительской модели, депривацию основных
потребностей, травмы, неподдерживающее окружение, отсутствие возможности
апробировать и закреплять определенные поведенческие образцы.

Бихевиоральная
психотерапия является симптоматической и строится как процесс угашения
нежелательного поведения, переобусловливание, моделирование, обучение
социальным навыкам, проблемное обучение. На принципах классич. обусловливания
построены такие методы, как систематическое десенсибилизация, аверсивная
психотерапия, техники угашения. На оперантном обусловливании базируется тренинг
ассертивности (тренинг социальных способностей), модификация поведения.
Моделирование в большей степени опирается на имитацию. Арсенал современных
методов бихевиоральной психотерапии расширяется за счет техник когнитивного
подхода.

Бихевиоральная
психотерапия критикуется представителями других направлений за игнорирование
базисных внутриличностных конфликтов, невнимание к проблеме терапевтических
отношений, манипулятивный характер практических методов, неличностную
ориентацию. Некоторые процедуры аверсивной терапии вызывают сомнение по
этическим соображениям. В то же время многочисленные исследования показывают ее
практическую эффективность.
Список
литературы

И. А. Грабская.
Бихевиоральные теории личности


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономический анализ Сбербанка
Реферат Метрологические характеристики средств измерений
Реферат Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Реферат Діагностика та формування у співробітників органів внутрішніх справ мотивації професійного самовдосконалення
Реферат The Role Of The Geisha In Japanese
Реферат Робота Луганської міської ради
Реферат Турбокомпрессор ТКР-23 дизеля М-756 тепловоза
Реферат Международная экономическая интеграция. Роль посредников в международной торговле
Реферат Last Night Essay Research Paper In the
Реферат Стратегия развития банковского сектора как основа для реализации денежно-кредитной политики Российской Федерации
Реферат Судебная речь жанр ораторского искусства
Реферат Конституционное право зарубежных стран. Вопросы и билеты
Реферат Расчет технико-экономических показателей здания магистральной насосной. Первый пусковой комплекс
Реферат Discuss Recent Developments In Our Understanding Of
Реферат Short Changed Essay Research Paper Short Changed