Реферат по предмету "Исторические личности"


Христианизация Руси Ее последствия

МИНИСТЕРСТВОЗДРАВООХРАНЕНИЯРОССИИ
ИРКУТСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙМЕДИЦИНСКИЙУНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ
ТЕМА:«ХРИСТИАНИЗАЦИЯРУСИ.ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ»

ВЫПОЛНИЛА: НУРГАЛИЕВАЭ. Б.
ПРОВЕРИЛ: ФЕДОТОВ Н. Н.

ИРКУТСК 2004

СОДЕРЖАНИЕ.

Крещение Руси.
Причины принятия христианства.
Роль церкви.
Христианское мировоззрение.
Двоеверие.
Значение принятия христианства для Руси. Список используемой литературы.

ПринятиеРусью христианства.
ПринятиеРусью христианства­– выдающеесясобытие в ееистории, вомногом предопределившеедальнейшееразвитиеполитической, общественнойи культурнойжизни. КрещениюРуси уделенобольшое местов «Повестивременных лет».В ней подробноповествуетсяо принятиихристианскойверы
князем ВладимиромСвятославичем, крещении киевлян, новгородцев.Конкретнымактом принятияправославияявляется знаменитоекрещение на
Днепре населениягорода Киевакнязем Владимиромв 988 году.Однакопринятие православияне ограничиваетсяэтим актом. Оноимеет длительнуюисторию:
распространениехристианствана Руси началосьзадолго докрещения наДнепре и продолжалосьеще в течениеполутора веков.
Православныеисточникисвязываютпроникновениехристианствана террито-
рию КиевскойРуси с миссионерскойдеятельностьюапостола АндреяПервозванногов 1 веке н. э., направилсяпроповедоватьучение ИисусаХриста в
Византию, а затем «и прошелЧерным моремдо Днепра иДнепром вверхдо Ки-
ева, а от Киевадалее до ВеликогоНовгорода».Историческихисточников, подтверждающихверсию миссионерскойдеятельностиапостола Андреяне существует.Однако существуютисточники, указывающие, что бабка Владимира, княгиня Ольга, была христианкою.Христианамибыли и некоторыевидные дру-
жинники князяВладимира.
Православнаяверсия принятияхристианстваутверждает, что этому событию
предшествовалапроцедура«выбора вер».Киевская Русьпо своему геополи-
тическомуположению находиласьв тесном контактес ХазарскимКаганатом, в
которомгосподствовалиудаизм, арабо-мусульманскиммиром, в которомиспове-
довали ислам, православнойВизантией икатолическимигосударствамиЗападной
Европы. Вовсе эти регионыВладимир якобыпослал своихпослов дляопределе-
ния наилучшейверы. Выполнивзадание Великогокнязя, послывернулись иод-
нозначноотдали предпочтениеправославиюиз-за красотыего храмов итого ду-
шевногоподъема, которыйони в них ощутили.

ПРИЧИНЫПРИНЯТИЯХРИСТИАНСТВА.
Перед историкамивсегда стояливопросы: в чемпричина христианизацииРуси и
почему князьВладимир выбралименно православие? Ответ на этивопросы сле-
дует искатькак в личностикнязя Владимира, так и анализесоциально-полити-
ческих идуховных процессов, которые происходилив то время вКиевской Руси.
Язычествоне было религиейв современномпонимании. Этобыла довольноха-
отичнаясовокупностьразличныхверований, культов, но неучение.Этосоедине-
ние религиозныхобрядов и целоговороха объектоврелигиозногопочитания. По-
этому объединениелюдей разныхплемен, в чемтак нуждалисьвосточныеславяне
в 10-12 веках, немогло бытьосуществленоязычеством.Междутем стремление
вырватьсяиз-под угнетающеговоздействияодиночествасреди редконаселенных
лесов, болоти степей, боязньгрозных явленийприроды, заставлялалюдей искать
объединения.
Время и событиятребовалипознания мираи истории вшироких масштабах.
Достойноособого внимания, что эта тягак более широкомупониманиюмира, чем
то, котороедавалось язычеством, сказывалосьпрежде всегопо торговыми воен-
ным дорогамРуси, там, гдевырасталипервые государственныеобразования.
Стремлениек государственностине было, разумеется, принесеноизвне, иначе
оно не имелобы на Руси такогофеноменальногоуспеха, которымознаменовался
10 век.
Князь Владимирбыл крупнымгосударственнымдеятелем своеговремени. Он ужедавно осознавал, что языческийполитеизм несоответствуетполитическими духовнымпотребностямгосударства.В980 году Владимирпредпринялпервую
религиознуюреформу, сутькоторой состоялав попытке слиянияразнородныхбо-
гов всехплемен КиевскойРуси в единыйпантеон воглаве с княжескимбогом
Перуном.Однакопопытка повсеместногораспространениякульта Перунапотер-
Пела неудачу.Языческомубогу противостоялидругие языческиебоги, которымпоклонялисьславянскиеи неславянскиеплемена КиевскойРуси.Язычествоне
обеспечивалоэтнокультурногоединства всехплемен и земельКиевской Руси.Ис-

торическаяпрактика показала, что это единстволучше другихобеспечиваюттак
называемыемировые религии: христианствои ислам.
Решающимфактором обращенияк религиозно-идеологическомуопыту Визан-
тии явилисьтрадиционныеполитические, экономические, культурныесвязи Ки-
евской Русис Византией.В системевизантийскойгосударственностидуховная властьзанимала подчиненноеположение отимператора.Это соответствовалопо-
литическимустремлениямкнязя Владимира.Не последнююроль сыгралии дина-
стическиесоображения.Принятие православияоткрывалодорогу длябрака Вла-
димира ссестрой византийскогоимператорапринцессойАнной – и, такимобразом, ещев большей мерезакрепилодружескиеотношения стакой влиятель-
ной державой, как Византия.Дружба с Византиейне только открываладорогу к
расширениюторгово-экономическихи культурныхсвязей, но и вкакой-то мере
защищалаРусь от набеговмногочисленныхкочевых племен, населявшихВеликую степьк северу отЧерного моря, которых Византияпостоянноисполь-
зовала вборьбе со своимсеверным соседом.
И еще одинмомент сыгралсвое значениепри выбореправославия.В католицизмебогослужениепроисходилона латинскомязыке, текстыБиблии и другихбогослужебныхкниг- на этомже языке.Православиене связывалосебя
языковыми канонами. Ктому же в этотпериод православиеутверждалосьв сла-
вянскойБолгарии. Такимобразом, богослужебныекниги и весьобряд в языковом
отношениибыли родственнынаселениюКиевской Руси.Через болгарскиебого-
служебныекниги и болгарскихсвященнослужителейправославиеначало утверж-
даться вдуховной жизнирусского общества.
Благодаряболгарскойписменностихристианствосразу выступилона Руси в видевысокоорганизованнойрелигии с высокойкультурой. Тацерковнаяписмен-
ность, котораябыла передананам Болгарией,-это самое важное, что дало Русикрещение.Христианствов целом способствоваловозникновениюсознания един-
ства человечества.Принятие христианстваиз Византииоторвало Русьот магоме-
танской иязыческой Азии, сблизив ее схристианскойЕвропой. Болгарскаяпис-

менностьсразу позволилаРуси не начинатьлитературу, а продолжитьее и созда-
вать в первыйже век христианствапроизведения, которыми мывправе гордиться.
Сама по себекультура незнает начальнойдаты. Но еслиговорить обусловной да-
те началарусской культуры, то можно считатьсамой обоснованной988 год.
А. С.Пушкинтак сказал охристианстве:”История новейшаяесть историяхристианства.”Роль и значениехристианствана Руси былиочень изменчивыкак
изменчивобыло наРусии само православие.Однако, учитываято, что живопись,
музыка, взначительноймере архитектураи почти всялитературав Древней Руси
находиласьв орбите христианскоймысли, ясно, что А. С. Пушкинбыл прав, если
широко пониматьего мысль.
Роль церкви.
На Руси появилсяновый общественныйинститут-православнаяцерковь. С техпор и до нашихдней она сохранилаединую системууправления: митрополит
( с 1589 года-патриарх)-епархии(области) воглаве с архиереями(архиепископамии епископами)- приходы (приходскиехрамы со штатомсвященнослужителей– клиром ) имонастыри (общины отрекшихсяот мира ино-
ков-монахов, принявших обетынестяжания, безбрачия ипослушания). Появи-
вшись впатриархальномобществе, церковь, как более зрелаяструктура, помога-
ла становлениюДревнерусскогогосударстваи взяла на себячасть его функций.
В ее рукахнаходился судпо семейно-брачными наследственнымделам, нарядус
«РусскойПравдой» действовалпереведенныйс греческогокодекс церковного
права- Номоканонили Кормчаякнига. В ведениицеркви находилисьопределен-
ные категориинаселения: лекари, клирошане, паломники. Тамже оглашались
указы, хранилисьдокументы, эталоны мер, весов. Духовенствокак носительзна-
ний и грамотностивыступало вкачестве школьныхучителей. Всвою очередь
княжескаявласть обеспечивалацерковь материально: в 10-11 веках – засчет де-
сятины( отчисленийот княжескихдоходов –штрафов, пошлини т.д. ), а позжепе-
редавалаепископам имонастырямсела с крестьянами.

Важной функциейцеркви сталазабота о нищихи обездоленных:«… Нищих кормлениеи чад мног, страньнымприлежание, сиротам и убогимпромышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастяхпоможенье,
в пожаре ив потопе, пленнымискупленье, в гладе прекормленье, в худобе умираяпокровы и гробы»,- так характеризуетэти обязанностипамятник 13 века« Пра-
вило о церковныхлюдях ». В этойсфере церковныевласти поощрялимилосты-
ню, устраивалибогадельни; в «церковномдоме » могланайти убежищенезамуж-
няя женщина с ребенком; под особымпокровительствомнаходилисьпаломники,
« хромцы ислепцы ».
Наступаяна традиционныеобщинные праваи обычаи, церковьусиливала кон-
троль за поведениемлюдей в наиболееконсервативнойи труднодоступнойдля
государственноговмешательствасфере семейногобыта. Грамотыновопостав-
ленным пастырямпредписывалиим неуклонновыполнять своиповседневные
обязанностив гуще мирскойжизни: «… завтрении вечерни, часыи молитвы пети, и дети духовныедержати, и свадьбывенчати, и кроженицамходити, и молитвыдавати… и больныхмаслом свящати, и мертвых похоронити».
Священникиуговаривалигоспод « миловатьсвою челядь» и терпеливопри-
учали к исполнениюхристианскихзаповедей своихприхожан, которые« без сты-
да и срама» имели по несколькожен и наложниц, играли свадьбыбез венчанияс
буйнымиплясками, «гудениеми плесканием», не признавалипостов, устраива-
ли языческие« игрища», и «творили насилье» прямо в храме.
Не менеетрудным деломдля духовенствабыло заставитьвчерашнихязычников «молвити своягрехи » духовномуотцу – беломуили черномусвящен-
нику, призванномуконтролироватьповседневнуюжизнь своихприхожан.Надо
было добитьсястыда и раскаянья( и привычкиосознаватьсвои прегрешения), не
отпугиваяпри этом строгостьюнаказания, чтобы грешник« в отчаяньене впал ».
По грехами « по силе»каждого послеисповеди назначаласьепитимия, а приог-
ласке какого-либобытового«грехопадения»виновникипредставалиперед закрытымепископскимсудом, «мирянне припущая».

Активноучавствовалацерковь и впроцессераспространенияхристианства:
с расширением границ княжескихвладений строилисьновые храмы, а в городах
основывалисьепископскиекафедры. В своюочередь, князьястремилисьобеспечитьсебе поддержкусо сторонывлиятельныхцерковныхкорпорацийи боролись заправо покровительстваотечественнымсвятыням –таким, например, как мощи князейБориса и Глеба.Впериод раздробленностиепископы вмешива-
лись в политическуюборьбу на стороне«своих» князей.Так, владимирскоедухо-
венствопомогло АндреюБоголюбскомув утверждениипатрональногокульта Бо-
городицыперенесениемиз Киева насевер почитаемойиконы Богоматери– буду-
щей Владимирской-и введениемне санкционированногоКонстантинополеми
киевскиммитрополитомпраздникаПокрова. Случались( у того же Андреяи других князей) и конфликтыс церковнымииерархами имонастырями, но все же
через 200 летпосле крещенияРуси православнаяцерковь сталаважным и влиятельныминститутомв феодальнойобщественнойструктуре: ужев конце 11 векаКиево-Печерскиймонастырьпринял «волости»от князя ЯрополкаИзясла-
вича и обзавелся«рабами», а в12 веке земельныевладения получаюти епископы.
Монастырипоявились наРуси в середине11 века. В монастыряхготовилиськад-
ры священнослужителей, происходилоосмыслениевероучения, формировались
духовно-нравственныеосновы новойобрядности, христианскогобыта и т.д.
Монастырииграли существеннуюроль в распространенииграмоты, являлись
хранителямии передатчикамикультурногонаследия. Измонастырейосущест-
вляласьмиссионерскаядеятельностьпо всем городами сельскойместности
древнерусскогогосударства.К середине 13века на Русифункционировалооко-
ло 80 монастырей.
При помощиразработанноговероученияи стройнойорганизации Русская православнаяцерковь стремиласьосвятить иукрепить общественныйстрой. Но
если бы делобыло тольков насаждении сверху в угодуузкой правящейпрослойкесистемы ценностей, чуждой подавляющемубольшинствунаселения, то
оно было быобречено напровал: внедритьсилой никакуюидею нельзя.Утвер-

ждение новойрелигии означалои переворотв мировоззрениилюдей, которым
христианствопредложилоиную по сравнениюс язычествомсистему ценностей.
Христианскоемировоззрение.
Князя и егодружину вполнеустраивалутверждаемыйновой веройпринцип бо-
гоустановленностивласти и всегосуществующегона земле порядка.Принятие
христианствабыло обусловленои расширениеммеждународныхсвязей Руси.Но
крещениеРуси не толькосоответствовалоинтересамверхушки общества.
Новая религияпринесла ссобой и не известнуюязычеству идеюравенствалюдей:
во-первых, исключилаплеменные иэтническиеразличия; во-вторых, каждому-от
князя доземлепашца-предстоялоотвечать засвои земныедела на Страшномсу-
де: ни высокоеположение, нибогатство неспасали грешникаи злодея отгеенны
огненной, которая доходчивоизображаласьхудожникамина западнойстене хрис-
тианскогохрама; праведникаже за терпениеи добрые делаожидал рай.Вновой
системеценностейпроисхождениеи социальныйстатус человекане имели зна-
чения: наСтрашном судесмерд вполнемог оказатьсяболее достойным, чем бо-
ярин иликнязь. При этомновая вера непосягала наземные порядки(«Кииждо
бо раб своегогосподинахвалит»,− писалзнаменитыйпроповедник12 века Ки-
рилл Туровский), хотя и осуждаларезкий разрывмежду евангельскиминормами
и реальностьюгрешного мира.Но само признаниеравенства – хотя бы толькопе-
ред Богом– и уверенностив грядущемразрешениивсех земныхпротиворечийдо
определеннойстепени сдерживалострасти и смягчалоостроту социальныхконф –
ликтов.
Христианствовозвышалоличность человека, созданногопо образу иподобию
Божьему (т.е.человека-творца, создателя, выбирающегосвоим разумомсвой путь
и отвечавшегоза свои поступки), в отличие отязыческихтрадиций подчинения
отдельногочеловека родуи судьбе-року.Нохристианствоне только уравнивало
людей передБогом, оно вырывалоих из круговоротаслепой космологическойза-

висимости: личная ответственностьневозможнабез свободыличностноговыбора и духовнойсамостоятельностикаждого человека, который отнынемог по мересвоих сил приобщитьсяк божественнойблагодати(«нетварнойэнергии»). Ана-
встречу емураскрывалсяБог в человеческомлице ИисусаХриста, реальносоеди-
нившем божествосо всей природойчеловека. Личностноевосприятиемира как
Божьего дарадавало христианинуи надежду: дажена пороге смертногочаса рас-
каявшийсягрешник могполучить прощениеи облегчитьсвою участь.
Новый христианскийтип сознанияподнимал человекана немыслимуюдля язы-
ческогомороощущениявысоту.
Двоеверие.
Акт принятияхристианствав качестве государственнойрелигии неозначал, конечно, быстрого иповсеместногоего утвержденияв обществе.Христианизациявстречаласопротивлениенаселения.Неоднократноподнималисьвосстанияпротив христианизации.Истории известнынаиболее крупныеиз них: в Суздале, Киеве,
Новгороде.
И в городе, и в деревнехристианизацияпривела к двоеверию—смешению языческихи христианскихверований иобрядов. Сочетаниюцерковнойкультуры иповседневнойжизни соответствовалодвуязычие: вхраме звучалцерковнославянский(древнеболгарский)язык, а в мируговорили наразговорномдревнерусском.
При рождениичеловек получалдва имени –языческое икрещальное, а в придачу кним – прозвище(«Свибло»(шепелявый),«Толстой» или«Вареныеноги»), сопро-
вождавшееего всю жизнь.
Сакральномупространствухрама и «красномууглу» крестьянскойизбы с иконамии лампадамипротивостояли«нечистые»места: перекресткидорог, овин ибаня – в нейпроживали«домашние»темные силы.Вповседневнойжизни за помощьюв деликатныхситуацияхобращалисьне только ксвященнику, но и к местнымколдунам-волхвамза «зельем»для «привороженья», лекарственнымитравами илипросто за советом.Духовенствопостепеннои осторожновводило языческиеритуалы в рамкицерковногокалендаря: святки сталичастью праздника

Рождества, а ночь на ИванаКупалу «совместила»языческиерусалии и РождествоПредтечи. Языческиеобразы и сюжетыорганичновписывалисьв мир «высокой»культуры.
Значениепринятияхристианства.
Христианствосоздало широкуюоснову дляобъединениявсех народоврусского общества.Христианствопостепенноначало вытеснятьязыческиеобряды и традициии на этой основепроизошлагуманизацияобщества.Значительнымкультурнымпереворотомбыло введениеединой письменности.Принятие христианстваспособствовалостановлениюгородскойкультуры впреимущественносельскохозяйственнойпо роду жизнедеятельностистране. Подвлиянием христианразвивалисьхрамное строительство, книжное дело, литература, история и философия.
На основехристианизациипроисходитстановлениенового типагосударственностив КиевскойРуси, котораяв значительноймере приобретаетвизантийскуюформу. Устанавливаетсятесная взаимосвязьмежду светскойи церковнойвластью, приглавенствепервой надвторой. В первойполовине 11 веканачинаетсяоформлениецерковнойюрисдикции.В ведение церквипередаютсядела о браке, разводе, семье, некоторыенаследственныедела. Значительнаяроль отводитсяцеркви в международныхделах, связанныхс углублениемотношений схристианскимигосударствамии церквями.
В целом благодаряпринятию христианстваКиевская Русьбыла включенав европейскийхристианскиймир, а значити стала равноправнымэлементомевропейскогоцивилизационногопроцесса. Однакопринятие христианстваимело и негативныепоследствия.ПравославиеспособствовалообособлениюРуси от западноевропейскойцивилизации.С падениемВизантии Русскоегосударствои Русскаяправославнаяцерковь оказались, по сути дела, в изоляции отостальногохристианскогомира. Именноэтим обстоятельствомможет бытьотчасти объясненотказ ЗападнойЕвропы прийтина помощь Русив ее противоборствес иноверцами(татаро-монголами, турками и другимизавоевателями).

Списокиспользуемойлитературы.
«История России» под ред. А.А.Радугина. М 2001, издательство «Центр»
«Хрестоматия по истории России», М 1994, Издательство « Международные отношения»
Голубинский Е.Е. «История русской церкви» в 2 томах, том 1; М 1880 с. 96-137
Лихачев Д.С. «Крещение Руси и государство Русь», «Новый мир», 1988 ;№6
с.249-258


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.