Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста

КУРСОВАЯРАБОТА
ОСОБЕННОСТИРАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнила:
Сайфуллина З.А.
Нижневартовск
2009

Содержание
Введение
Глава 1 Проблема развития дикции в методике речевого развития
детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «дикция» в русском языке
1.2 Особенности овладения правильным звукопроизношением в старшемдошкольном возрасте
1.3 Выработка дикции у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2 Экспериментальные исследования сформированности дикции удетей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ результатов работы
Заключение
Список литературы

Введение
 
Дикция являетсянеотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризуетпроизносительные качества звучащей речи.
Произносительнаясторона речи усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возрастаречевой аппарат ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух.
 В тожевремя в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитиидикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, прикоторой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Этиособенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитиеммоторики речедвигательного аппарата.
Придвижении речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц,точность и быстрота этих движений, такие качества формируются постепенно.
В старшемдошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальнойзадачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших группах используютспециальные методы и приемы.
Недостатки вразвитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становитьсязамкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительновлияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическоездоровье ребенка.
Вышесказанное и определило актуальность нашего исследования.
Цель работы – выявить особенности развития дикции старших дошкольников.
Объектисследования: процесс развития дикции удетей старшего дошкольного возраста.
Предметисследования: приемы и методы развитиядикции у старших дошкольников на занятиях по развитию речи и в свободнойигровой деятельности.
Гипотеза: применение описанных в работе приемов и методов позволит повыситьэффективность работы по развитию дикции у детей старшего дошкольного возраста.
Всоответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) Изучитьсостояние проблемы развития дикции;
2) Выявитьсущность и специфику применения чисто — скороговорок в работе с дошкольниками;
3) Выявитьуровень развития дикции у детей старшего дошкольного возраста.
Методыисследования: теоретический анализлитературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогическийэксперимент.
Теоретическаяи практическая значимость исследованиязаключается в уточнении имеющейся в отечественной педагогике и методике развитияречи специфики применения методов и приемов развития дикции у детей дошкольноговозраста.
Базаисследования: исследовательская работаосуществлялась на базе МДОУ № 56 и охватила 12 детей в возрасте 5-6 лет.

Глава 1Проблема развития дикции в методике речевого развития детей дошкольноговозраста
 
1.1     Понятие «дикция» в русском языке
Дикция –это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя: правильностьартикуляции, ее отчетливость и манеру произнесения. Значение дикции для устнойречи можно сравнить со значением красивого подчерка для письменности. Хорошаядикция создает благоприятные условия для устного общения между людьми и имеетэстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешнейкультуры звучащей речи.
Правильностьартикуляции – это движения органов артикуляции, которые соответствуют нужномуместу и способу образованию звука. Этот показатель свидетельствует о том, насколькохорошо человек усвоил необходимые артикуляторные движения в детстве. В этомсмысле обычно говорят о дефектах дикции или шире – о дефектах речи, исправлениекоторых является предметом логопедии. Недостатки дикции: картавость,гнусавость, монотонность, торопливость, проглатывание окончаний, невнятность.
Отчетливостьартикуляции – это точность произнесения звуков в слове. Этот показатель влияетна разборчивость устной речи. Степень артикуляции у людей может разной;например, при отсутствии зубов речь становится малоразборчива. Но вы встречалилюдей, у которых, как говорится, «каша во рту». Их речь невнятна, артикуляциявялая и неразборчива. Главные артикуляционные органы – язык и губы — функционируют недостаточно энергично. Для достижения отчетливой артикуляциимышцы артикуляционных органов необходимо тренировать. Четкая артикуляциясоздает впечатление, что человек уверен в себе, хорошо знает то, о чем говорит,успешная и востребованная личность. Хорошая дикция — основа большинствакоммуникативных профессий, руководителей, менеджеров, ведение деловыхпереговоров.
Фонетическийстиль произношения — определяющий фактор разборчивости речи. Многие людизамечают, что в некоторых словах часто проговариваются не все звуки, например:[шыис`ат] или даже [шс`ат] при произнесении числа 60 вместо нормативного[шыз`д`ис`ат]. Или при произнесении пропадают звуковые различия междуфонетически сходными словами, например [д`эушка] вместо «дедушка» или «девушка». Если мы прислушаемся к себе, то наверняка заметим, что часто говорим:драсти (вместо: здравствуйте), буим, бум (будем), терь (теперь), чё (что), щас(сейчас), грит (говорит), ваще (вообще) и др. Кроме того, тщательностьпроизношения зависит также от ситуации: как правило, общаясь с хорошо знакомымилюдьми, в непринужденной обстановке и т.д. мы не всегда заботимся о том, чтобыречь звучала красиво.
Манерапроизнесения – включает в себя присущий индивидууму темп, продление илиредукцию слогов и т.п. Каждый из нас имеет собственную манеру выговариватьслова.
Такимобразом, дикция – это произношение, степень отчетливости говорения. Четкоепроизношение отдельных предложений, звукосочетаний в целом — показателькультуры речи. Совершенствование дикции имеет большое значение, например, дляпедагогов, студентов и др. Основой дикции является отчетливое произнесениекаждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Прежде, чем понять речь, еенужно услышать, воспринять слухом. Чем яснее будут произнесены слова, тем легчеих понять. Залог хорошей дикции — правильная артикуляция звуков. Основуартикуляции составляют совокупность произносительных движений речевых органов,к которым относятся язык, губы и мягкое нёбо с язычком (активные органы), атакже зубы и твердое нёбо (пассивные органы). Часто недостатки дикцииобъясняются вялостью, пассивностью артикуляции. Вялая, а потому и нечеткаядикция — результат неправильного речевого воспитания
1.2 Особенностиовладения правильным звукопроизношением в старшем дошкольном возрасте
Особенностиовладения детьми произношением звуков родного языка свидетельствует о том, чтодошкольный возраст — это время энергичного развития речи, и в частности еёзвуковой стороны.
Характернойособенностью усвоения звуков в начальный период является неустойчивостьартикуляции при их произношении.
Какпоказали исследования А. Н. Гвоздева, С. Н. Карповой, Ф. А. Сохина и др., детиочень рано начинают ориентироваться на норму произношения, принятую в данномобществе. Ярким примером этого является контролирование ребенком как своей, таки чужой речи. Критически оценивая речь других, дошкольник тем самымутверждается в нормах родного языка.
Вдошкольном возрасте норма произношения все больше выступает перед ребенком всвоей социальной сути как характерная черта вербального общения взрослых, какпризнак взрослости. В тоже время он отделяет «детское » произношение отобычного правильного произношения взрослых как не соответствующее принятой ииспользуемой взрослыми норме. Поэтому ребенок с осуждением относиться квоспроизведению взрослыми «детского» произношения.
В старшемдошкольном возрасте заканчивается процесс овладения звуками родного языка.Большинство детей правильно произносят в артикуляционном отношении звуки(шипящие, а также звуки «л», «р», «рь»), многосложные слова, слова со стечениемнескольких согласных. В произношении слов все реже допускаются орфоэпическиеошибки. Дети хорошо отличают на слух по звуку, где находиться предмет, выделяютв словах знакомые звуки, пользуются умеренной громкостью голоса, могут ускорятьили замедлять скорость своего высказывания. Продолжительность выдоха удлиняетсядо 8 секунд.
Вместе стем у многих детей отмечается не совсем правильная расстановка ударений,проглатывание окончаний слов, смешивание твердых и мягких согласных, свистящих,шипящих внутри группы: «с» и «з», «с» и «ц», «ш» и «щ», «ч» и «щ», «с» и «ш»,«з» и «ж», некоторые дошкольники невнятно произносят слова.
Особенностиовладения детьми звукопроизношением во многом объясняются анатомо-физиологическимиособенностями и прежде всего речедвигательного аппарата. К дошкольному возрастуон вполне сформирован, однако центральный аппарат речи, находящийся в кореголовного мозга, ещё недостаточно функционирует, голосовые связки короче, чем увзрослого, гортань почти вдвое короче, движения органов речевой артикуляции(мягкое нёбо, язык с нёбным сводом и зубной системой, губы и нижняя челюсть)недостаточно развиты, слабо координированы, язык заполняет большую частьротовой полости, он оттянут назад и мало продвигается вперед, губы смыкаютсяслабо, мягкое нёбо мало поднимается. Вместе с тем мышцы речевого аппарата болееэластичны и сокращаются медленнее, что благоприятствуют раннему формированиюзвукопроизношения. Это уменьшает утомление, в силу чего, несмотря на слабостьмышц, движения отличаются известной легкостью и свободой.
Удошкольников отмечается также несовершенство речевого дыхания, которое призванообеспечивать нормальное голосообразование, способность изменять силу звучания,верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять её громкость. У детейнаблюдается слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, вдох с резкимподнятием плеч, неустойчивость направления и слабость силы выдувной струивоздуха.
Несмотря нато, что фонематический слух к старшему дошкольному возрасту достигаетсовершенства, тем не менее, он ещё недостаточно развит. Недостаточно развито ивзаимодействие слухового и речедвигательного анализаторов, а для процессаусвоения звуковой стороны языка, как подчеркивают исследователи, необходимасвязь между ощущениями вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата,слуховыми ощущениями от звуков, произносимых самим человеком, и зрительнымиощущениями от восприятия артикуляции говорящего.
Для четкогопроизношения звука необходимо правильное положение и движение органовартикуляции. Задача воспитателя — развить у детей подвижность языка, регуляциюдвижений челюсти. Решается она одновременно с формированием звукопроизношения.
Если уребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда специальнаяработа по звукопроизношению и дикции необходима.
Специальныедвигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общаягимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношениюи дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Еёследует проводить со всеми детьми не только с теми, которые имеют какие –нибудь отклонения в произношении звуков.
Формированиезвукопроизношения осуществляется в три этапа: 1) подготовка артикуляционногоаппарата; 2) уточнение произношения изолированного звука; 3) закрепление звукав слогах, словах и фразовой речи. Все эти три этапа могут осуществляться наодном занятии, или на двух с перерывом в 1- 5 дней.
Овладениедетьми правильным звукопроизношением заключается в
1.  В показе и объяснении артикуляции звука, многократное произнесениезвука с педагогом
2.  Произношение изолированного звука детьми с одновременнымупражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительность речи.
3.  Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведениемизменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
4.  Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи: шутки –чистоговорки, инсценировка рассказов, дидактические и подвижные игры сречитативом, чтение стихотворений.
Как видноовладение правильным произношением заключается в многократном повторении одногозвука. Следовательно, воспитатель должен обеспечивать интерес детей к занятиям,разнообразя методы обучения и речевой материал, включая артикуляционные идикционные упражнения. Кроме того нужно стремиться к максимальной речевойактивности детей, к живому темпу и высокой плотности занятия.
Овладениеправильным звукопроизношением зависит не только от анатомо-физиологическихособенностей, но и от особенностей психики ребенка: от состояния внимания,памяти, от слуховой и зрительной выдержки.
Благоприятнымусловием для развития правильного звукопроизношения является спокойнаяобстановка в детском саду, не допускающая резкого шума, громкого разговора,крика, которые не только возбуждают и утомляют детей, но заставляют ихнапрягать свой голос, снижают остроту слуха. Поэтому педагоги должны не толькопредоставлять детям образец совершенной речи, но и проявлять большую заботу офизическом состоянии самого ребенка, об охране его органов чувств и нервнойсистемы.
 
1.3Выработка дикции у детей старшего дошкольного возраста
Формированиезвукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что умногих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых,неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из – зачего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные.Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильногопроизношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координациидвижений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.
Аппаратдикции значительно легче формируется возрасте четырех – пяти лет, когда детиучатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессеречи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикцииребенка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужноустранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык.
Длясовершенствования дикции используются чисто – и скороговорки. Чистоговорка –это ритмичный речевой материал, содержащий сложное сочетание звуков, слогов,слов, трудных для произношения. Скороговорка – труднопроизносимая ритмичнаяфраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковымизвуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются встарших группах. Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциациизвуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу – чу – цу – чу – чу, не ракете я лечу».
Цельиспользования скороговорки – тренировка дикционного аппарата – определяетметодику преподнесения её детям на занятиях. Новую скороговорку воспитательпроизносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиесязвуки. Читает её несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушеннымиинтонациями. Он может поставить перед детьми учебную задачу – послушать ипосмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться еёзапомнить, поучиться говорить её очень отчетливо. Затем дети самостоятельновполголоса проговаривают её.
Дляповторения скороговорки педагог сначала вызывает детей с хорошей памятью идикцией. Перед ответом повторяет указание: говорит медленно и четко. Послеиндивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, порядам, небольшими подгруппами, а затем вновь отдельными детьми с самимвоспитателем.
Наповторных занятиях со скороговорками или, если текст легкий и дети сразу им овладели,можно разнообразить задания: предложить произнести скороговорку громче или тише,не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, можно менять итемп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять поролям – подгруппами, например:
Перваяподгруппа: Расскажите про покупки!
Вторая подгруппа:Про какие про покупки?
Все вместе:Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
Все этиприемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание. При повторениискороговорок детей следует периодически вызывать к воспитателю, чтобы остальныедети видели артикуляцию и мимику. Оценивая ответ, педагог должен указать настепень отчетливости произношения, иногда обратить внимание детей направильность движений губ ребенка.
Таким образом,работа по выработке у детей старшего дошкольного возраста осуществляется спривлечением различных методов и приемов обучения детей в специальноорганизованной и в свободной деятельности детей

Глава 2Экспериментальные исследования сформированности дикции у детей старшегодошкольного возраста
 
2.1 Организацияи проведение исследования
Выполняяконстатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель – выявить уровеньразвития дикции у детей 5-6 лет.
Исходя изцели исследования, определены следующие задачи:
1.        Выявить уровень развития правильного звукопроизношения.
2.        Выявить уровень развития дикционного аппарата.
В качестведиагностического материала использовались чисто – скороговорки.
Диагностическаяпроцедура состояла из двух заданий:
Задание № 1«Веселая чистоговорка».
Ребенкупредлагалось как можно лучше повторить текст чистоговорок:
·         «Собака Том сторожит дом»
·         «Цу – чу, цу – чу – чу, на ракете я лечу».
Описаниеуровней развития
Высокийуровень – ребенок четко, внятно произнес заданный текст, не
ошибался,речь неторопливая.
Среднийуровень – ребенок внятно произносит заданный текст, редко ошибается,самостоятельно исправлял ошибку. Речь неторопливая, четкая артикуляция звуков.
Низкийуровень – ребенок затрудняется в произношении заданного текста, частоошибается, исправляет ошибки с подачи взрослого. Речь невнятная, торопливая.
Задание № 2«Скороговорка».
Ребенкупредлагалось как можно лучше повторить текст скороговорки:
·         «Паша тихо шепчет Мише.
Миша шепотане слышит.
Паша громчепошепчи:
«Миша, ушиполечи»»
Описаниеуровней развития
Высокийуровень – ребенок четко, внятно произносит текст скороговорки, не ошибается, несбивается с заданного речевого темпа, проявляет заинтересованность в выполнениизадания.
Среднийуровень – ребенок отчетливо и достаточно быстро произносит заданный текст,иногда сбивается с речевого темпа, но проявляет активную заинтересованностьзаданием. Наблюдается четкая артикуляция звуков.
Низкийуровень – ребенок испытывал большие затруднения в воспроизведении текста скороговорки.Произносит её неправильно: не соблюдает последовательность слов, допускаетфонематические ошибки. Отсутствует заданный темп речи. Наблюдается отсутствиеинтереса к заданию, неустойчивость внимания.
2.2 Анализрезультатов работы
На этапеконстатирующего эксперимента решались такие задачи, как выявление уровняразвития дикции у детей старшего дошкольного возраста;
Данноеисследование проводилось в МДОУ № 56. Опытной работой было охвачено 12 детей5-6 лет.
Послепроведения диагностики, направленной на выявление чистоты и внятности звучащейречи получили следующие результаты. Итак, высокий уровень – 3 ребенка, чтосоставляет 25%; средний уровень составляет 6 детей, 50%; низкий уровень – 3ребенка, 25%.
Таблица№ 1
Уровниразвития чистоты звучащей речиВысокий уровень Средний уровень Низкий уровень 25% 50% 25%

Уровниразвития внятности звучащей речи
 
/>
Диаграмма 1
По первомузаданию, направленному на выявление чистоты и внятности звучащей речи былисделаны следующие выводы.
Детивысокого уровня развития не имели трудностей в воспроизведении, не допускалиошибок. Проявили заинтересованность заданием, познавательную активность. Переспрашиваливоспитателя о характере задания, что необходимо будет сделать.
Дети сосредним уровнем развития также в ходе проведения исследования проявляли интереси активность, были внимательны. Но при воспроизведении допускали единичныеошибки. Например, Ганжа Женя: «Собака Том сторожит том. Ой! Нет — дом. Это янеправильно сказал», или Комиссарова Лиза: «Цу — чу — чу, цу — чу — чу, я наракете лечу — я неправильно сказала, но мне так больше нравиться». В целом речьбыла внятной, все звуки проговаривались четко и ясно, речь неторопливая.
Дети снизким уровнем развития при первом же повторе сбивались, затруднялись вправильном произнесении чистоговорки, ошибались, меняли местами слова и слоги.Например, Алиев Рамин затруднялся в произнесении второй чистоговорки, в первойсделал ошибки.
Результатыпоказали, что дети 5-6 лет:
1.        Имеют представление о чистоговорках, характере их воспроизведения.
2.        Достаточно хорошо артикулируют звуки.
3.        Имеют неторопливый темп речи.
4.        Допускают ошибки чаще при ускоренном произношении чистоговорки.
5.        Охотно включаются в деятельность, проявляют высокую познавательнуюактивность.
6.        Используют чистоговорки в самостоятельных играх.
После проведениядиагностики, направленной на выявление уровня развития дикционного аппаратаполучили следующие результаты. Итак, высокий уровень – 3 ребенка, чтосоставляет 25%; средний уровень составляет 5 детей, 42%; низкий уровень – 4ребенка, 33%.
Таблица№ 1
Уровниразвития дикционного аппаратаВысокий уровень Средний уровень Низкий уровень 25% 42% 33%
/>
Диаграмма2. Уровни развития дикционного аппарата
Детивысокого уровня развития при сообщении задания проявляли активный интерес.Отчетливо, быстро и правильно произносили текст скороговорки. Дети выдерживализаданный темп речи. Задание вызвало у детей веселое настроение, ребята былиактивны, просили продолжить задание.
Детисреднего уровня развития также отчетливо, и правильно произносили текстскороговорки. Делали несущественные ошибки: переставляли слова местами. Иногдаиз — за допущенных ошибок сбивался заданный темп речи. Несмотря на некоторыетрудности, дети проявляли искреннюю заинтересованность и активныйпознавательный интерес.
Дети снизким уровнем развития при сообщении им задания реагировали нейтрально, но неотказывались от выполнения задания. Дети были рассеяны, отсутствовал интерес квыполнению задания. Воспроизведение скороговорки вызвало у детей большиетрудности. Нарушался речевой темп произнесения скороговорки. Дети произносилитекст медленно с ошибками (меняли местами слова, в созвучных словах наблюдаласьзамена звуков). Страдала фонематическая сторона произношения текста задания.
Результатыпоказали, что дети 5-6 лет:
1.        Имеют представление о скороговорках, характере их произнесения.
2.        Правильно и активно артикулируют звуки.
3.        При воспроизведении скороговорки наблюдается правильное движениегуб, соответствующая тексту мимика.
4.        Имеющие слабую артикуляцию, невнятную речь, неохотно идут наконтакт со сверстниками и взрослыми, проявляют слабый познавательный интерес.
5.        Показавшие актуальные результаты по предмету исследования, активноучаствуют в любом виде деятельности сверстников, охотно идут на контакт совзрослыми.
6.        Умеют варьировать громкость и быстроту произнесения текстаскороговорки.
7.        Используют скороговорки в самостоятельных играх и в свободнойдеятельности.
Такимобразом, можно сказать, что дети имеют недостаточно развитый артикуляционныйаппарат в силу возрастных особенностей, а также в силу неправильно сформированногодвигательного речевого навыка. Некоторые дети имеют недостатки в четкомпроизношении трудных в артикуляционном отношении звуков.
Данныерезультаты подтверждают факт необходимости организации образовательной работы сдетьми по выявленным проблемам, используя методы и приемы развития дикции.

Заключение
 
На основетеоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, атакже результатов констатирующего эксперимента можно сформулировать следующиевыводы:
·   Использование чисто — скороговорок, речевых игр и упражнений помогаетв формировании тонких мышц речедвигательного аппарата, повышениискоординированности его движений.
·   В старшем дошкольном возрасте необходимо формирование ещё несовершенногоречевого дыхания, которое обеспечивает нормальное голосообразование,способность сохранять плавность речи, изменять громкость и темп речи, которыенеобходимы детям для развития четкой дикции при условии проведения обучения ивоспитания в определенной системе, с учетом индивидуальных особенностей,эмоционального состояния, подбора доступного материала.
·   Разнообразные методы и приемы, задействованные в мероприятиях поразвитию дикции, естественным путем связывает общее речевое развитие со всемпроцессом развития личности маленького ребенка.
Это такжепозволяет нам утверждать, что использование чисто — скороговорок, речевых игр иупражнений в специально — организованной деятельности и самостоятельных играхдошкольников, будет являться оптимальным и эффективным средством развития дикциидетей; и, следовательно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
На основепроведенной работы можно сформулировать ряд рекомендаций воспитателям:
1.   Развитие дикции будет более результативным, если воспитатель будетотмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность иинициативу.
2.   Необходимо систематически использовать в педагогической практике чисто- скороговорок, речевых игр и упражнений, в результате которых будетдостигаться положительный эффект развития дикции ребенка- дошкольника.
3.   Работа по развитию дикции дошкольников не должна проходитьизолированно от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляетДОУ
4.   Необходимо повышать чистоту дикции и выразительность речивоспитателей.

Списоклитературы
 
1.      Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению // Вопросыумственного воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1978.
2.      Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучениеродному языку. — М., 1997.
3.      Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3 — 7 лет. / А.Г.Арушанова. — М., 1999.
4.      Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М., 1979.
5.      Генинг М.Г. Обучение детей правильной речи. / М.Г. Генинг, Н.А.Герман. — Чебоксары, 1980.
6.      Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев — М.,1965.
7.      Диагностика речевого развития дошкольников / под ред. О.С.Ушаковой – М.,1997.
8.      Зуева Л.Н. и др. Думай-говори. Занимательные упражнения поразвитию речи дошкольников: Кн.для воспитателей дет. сада, логопедов иродителей.В 4 вып.Вып.4: Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., СолошенкоО.П.-М.: Просвещение,1996.
9.      Максаков А.И., Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи // Развитиеречи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина – М., 1984.
10.    Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко– М., 1984.
11.    Негневицкая Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. –М., 1981.
12.    Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / подред. Лисиной М.И. — М., 1985.
13.    Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи.- СПб.: Дельта,1998.
14.    Павлова А.А. Проблемы диагностики речевого развития //психологические и пихофизиологические исследлвания речи – М., 1985.
15.    Речь. Речь. Речь: Кн. для учителя (Под ред. ЛадыженскойТ.А.-М.: Педагогика,1990.
16.    Рождественская В. Воспитание правильной речи / Рождественская В.,Е Радина. – М., 1968.
17.    Сохин Ф.А. Основные задачи развитяи речи /психологопедагогическиеосновы развития речи.- М., 2002.
18.    Сохин Ф.А. Психолого – педагогические основы развитяи речидошкольников / Ф.А. Сохин. – М.,2005.
19.    Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / ушакова О.С. – М., 2001.
20.    Ушакова Т. Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком //Вопросы психологии. – 1974. — № 1.
21.    Фальдбегр А.С Воспитание звуковой культуры речи // Обучениеграммоте в детском саду / под ред. Воскресенской А. И. – М.,1963.
22.    Яшина В.И. методические принципы развития речи детей // Вопросыречевого развития дошкольников. – М.,1998.
23.    Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи.-М.: Аквариум,1997.
24.    Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.-М.: Изд-во ИнститутаПсихотерапии,2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 2и 3 ступени обучения
Реферат 2: історичний розвиток релігієзнавства
Реферат Разработка и реализация финансового плана организации
Реферат Dd (гр. 20)
Реферат Аннотация программы дисциплины «Химия и физика высокомолекулярных соединений и изделий на их основе» учебного плана направления подготовки 100800 товароведение
Реферат Підготовка до співробітництва України з НАТО
Реферат Інфраструктура ринку сутність, основні елементи, функції
Реферат Организация работы закусочной на 25 мест
Реферат РАСЧЁТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ И СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ «АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЁТА ПОСТУПЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ»
Реферат Правовая система общества и типы права
Реферат 29. 12. 11 — 04. 01. 12 Таллинн — Рига — Рундале — Вильнюс — Тракай
Реферат Этикет делового общения с английскими и американскими партнерами
Реферат Создания Международного Олимпийского комитета.
Реферат 3 История возникновения и развития менеджмента за рубежом
Реферат Роль президента Российской Федерации в правотворчестве