Супервизия в
системе дополнительного психологического обучения.
Шмойлова Марина
Сергеевна, преподаватель ИПК "Теменос"
Санкт-Петербург
Развитие
психологической, психотерапевтической и консультативной деятельности в России
предполагает становление и расширение супервизорской работы. Супервизорство -
"наставничество" должно быть направлено на формирование
профессионального мастерства психологов-консультантов и психотерапевтов.
Предпосылками
организации супервизорской работы являются:
1. Развитие
психологической и психотерапевтической службы в России.
2. Поиск новой
демократической системы в профессиональной сфере.
3. Интеграция
профессионалов в Российское психотерапевтическое общество.
4. Потребность
интеграции отечественной психотерапии в мировое профессиональное сообщество.
5.
Необходимость выработки критериев профессионализма психотерапевтов и
психологов.
Наряду с
предпосылками в развитии супервизорской службы имеется ряд препятствий:
1. Отсутствие
образования в русле глубинной психологии.
2. Приток в
психотерапию кадров с низкой квалификацией.
3. Конкуренция
и быстрая смена "модных" направлений.
4.
Неравномерность темпов развития в регионах.
5. Влияние нетрадиционных
зарубежных направлений.
6.
Психологическая неготовность специалистов к подобной работе, наличие
профессиональных комплексов (неуверенность, некомпетентность).
В нашей стране супервизорский институт только
начинает развиваться. Индивидуальные супервизии в проекте. Отдается
предпочтение групповой супервизии в форме "балинтовских групп". В
практике сложился определенный опыт деятельности и формирования
"балинтовских групп". В Санкт-Петербургской ассоциации тренингов и
психотерапии подобные группы собираются в различных секциях по
научно-практическим интересам. Есть опыт двухгодичной "балинтовской
группы" на базе СПбМАПО ( рук. проф. Эйдемиллер Э.Г.). Своя практика
проведения "балинтовских групп" сложилась в Государственном техническом
университете на спецфакультете по подготовке ведущих тренингов и др.
Свой опыт супервизорской работы имеется в
институте психологического консультирования "Теменос". Привезенная
девять лет назад в Россию английская программа подготовки консультантов
адаптирована к российскому слушателю. В основе программы лежит теория и
практика психосинтеза и юнгианский анализ. В течение двух лет студенты
знакомятся с теорией и практикой следующих направлений психотерапии:
психодраматическое, гештальт-подход, когнитивно-поведенческая краткосрочная
позитивная психотерапия Пезешкиана: учатся работать со снами, образами,
фантазиями. Практика работы в супервизорских группах начинается с первого дня
занятий и составляет более 420-ти часов за период обучения. С первого дня
начинается практическое обучение работе консультанта. Отсутствие возможности
обучения супервизорской работе привело к тому, что она формировалась и
развивалась опытным путем с учетом основополагающих принципов:
1. Работа
"консультант-клиент" предполагает способность консультанта к
саморефлексии, умение управлять собственными аффективными состояниями, знание
своих проблем и возможность дистанцироваться от них. Использование личностных
особенностей, собственных телесных реакций как инструмента в консультировании.
2. Эмпатия,
открытость, конфиденциальность, умение говорить на языке клиента - условия, без
которых трудно создать атмосферу доверия и совместного исследования. Обучение
может проходить плодотворно в случае, если человек чувствует себя защищенным.
3. Принцип
следования за энергией клиента подразумевает постоянное прояснение и углубление
сказанного клиентом, не прерывая установленной связи между консультантом и
клиентом.
4. Правило
"Стоп", позволяющее клиенту и консультанту остановить процесс, дает
возможность дозировать психологическое внедрение на основании личных ощущений.
При организации супервизорского процесса
необходимо учитовать следующие моменты:
1. Результаты
психологической работы зачастую носят абстрактно-субъективный характер,
неопределенны, отстрочены во времени и не всегда зависят от профессионализма
специалиста.
2. Предметом
работы психолога и психотерапевта в основном являются чувства, страдания,
патология.
3. Часто
приходится выдерживать критику и прямые эмоциональные реакции клиентов,
направленные на терапевта, который не имеет возможности отреагирования.
Все перечисленное оказывает влияние на
самооценку терапевта и предъявляет повышенные требования к его личности. Любой
даже опытный специалист оказывается в дестабилизирующем состоянии, попадая в
ситуацию супервизируемого. Следовательно первостепенной задачей супервизора
является умение создать условия, в которых процесс может протекать наиболее
плодотворно. Этому способствуют правила, традиционно соблюдаемые группой: не
оценивать, не критиковать, не спорить, не строить гипотез.
Одной из задач
супервизора на обучающих супервизиях является формирование у участников групп
способности отслеживать собственные ощущения, чувства, мысли. Обучение
протекает за счет грамотно даваемой обратной связи, которую помогает
сформировать супервизор.Первый год супервизия имеет обучающий уровень,
предполагающий личностно-профессиональную поддержку, через позитивную обратную
связь. Ко второму году обучения студенты уже имеют опыт работы с клиентами,
прошли 20 и более индивидуальных консультаций, 80 и более часов в дополнение к
учебной программе тренингов. Супервизия становится совместным пояском
направления, стиля работы, а также подкреплением ресурсов молодого специалиста.
В настоящее время в институте сложилась
практика подготовки супервизоров - обучающих консультантов. Задачами в этом
направлении являются:
1. Подготовка
супервизоров, знакомых с обучающей программой института.
2. Позаботится
о профессиональном росте и поддержке молодых консультантов, закончивших
институт и начавших индивидуальную практику консультирования.
3. Подготовить
специалистов, которые смогут оказать помощь на местах своей работы людям
имеющим малый опыт практической работы, создавая местные супервизорские группы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.temenos.ru/